Содержание и методика обучения движениям детей дошкольного возраста

Содержание

Стр.

Введение 2

Глава 1. Общие положения процесса обучения движениям 4

1.1. Обучение движениям как главное звено в методике физического воспитания и обучения 4

1.2. Цель, задачи, определяющие черты этапной структуры обучения движениям 10

Глава 2. Процесс обучения движениям детей дошкольного возраста 17

2.1. Возрастные основы содержания физического воспитания и формирования двигательных качеств, умений и навыков 17

2.2. Особенности содержания и методики процесса обучения движениям детей дошкольного возраста 21

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Приложения 32

Введение

Тема данной работы «Содержание и методика обучения движения детей дошкольного возраста».

Актуальность. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния детей. В связи с чем проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами.

Основной компонент сохранения здоровья – это физическая активность. Спортивные упражнения помогают поддерживать общий тонус организма, уменьшают кровяное давление, опасность возникновения сердечно-сосудистых болезней, а также помогают спастись от простуды и стрессов.

Двигательная активность в жизнедеятельности организма является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека.

Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно надо удовлетворить.

Особое значение движения имеют в раннем возрасте. В дошкольном

возрасте с помощью двигательной активности ребенок приспосабливается к окружающей жизни, познает мир.

Решать проблему физического развития ребенка необходимо в первую очередь с переосмысления основополагающих целей физического воспитания. Решая вопрос, чему учить, всегда приходилось решать вопрос о том, как учить и какие компоненты необходимо включать в содержание конкретного процесса обучения.

9 стр., 4339 слов

Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста ...

... обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности   Обучение детей старшего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания дети ... nbsp;маленький, длинный – короткий, и т.д.). Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности способствуют совершенствованию элементарных навыков ...

Поэтому целью работы является исследование содержания и методики движениям детей дошкольного возраста.

В качестве объекта исследования был выбран процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предметом исследования работы является содержание и методика обучения движениям детей как важный элемент этого процесса.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности процесса обучения движениям, как важного элемента физического воспитания

3. Определить специфику обучения движениям детей дошкольного возраста

4. Рассмотреть особенности организации занятий, направленных на обучение движениям детей дошкольного возраста.

5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание.

Глава 1. Общие положения процесса обучения движениям

1.1. Обучение движениям как главное звено в методике физического воспитания и обучения

Познание сущности процесса обучения, определение его структуры и движущих сил составляет одну из важных задач дидактики. Тем не менее, среди ученых, даже в наши дни, существует неоднозначное понимание понятия «обучение» или «процесс обучения».

В «узком» смысле под обучением понимается преподавание и руководство учением; в «широком» – обучение — процесс двусторонний, включающий в себя усвоение учебного материала, т.е. деятельность учащихся и руководство этим процессом преподавателя.

Некоторые ученые рассматривают процесс обучения как органическую часть более широкого понятия — учебно-воспитательного или педагогического процесса . Тем не менее, учитывая, что в реальном процессе обучения по предмету «физическая культура» участвуют педагог и коллектив класса, их деятельность в конечном итоге нацелена на реализацию программы социального заказа или какой-то его части. Педагог воздействует на детей педагогически обработанным учебным материалом (содержанием образования) другими средствами и способами. Именно это обуславливает функционирование самого процесса обучения.

Процесс обучения элементам физической культуры приобретает несколько иное, отличное от других, специфическое содержание. Это обуславливается рядом специфических его особенностей (целью, задачами, контингентом занимающихся, условиями учреждения).

Что касается контингента детей, то специфической особенностью является большая дифференциация их по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, физического развития, разнонаправленности физкультурных и спортивных интересов, неоднозначностью их отношения к предмету «физическая культура» и педагог, различия в уровне приобретенного двигательного опыта, навыков учебного труда (способность организоваться к занятию, воспринимать и осознавать учебную информацию, выполнять физические упражнения в требуемом темпе и нужной продолжительности, выполнять главное в решении двигательной задачи и др.)….

20 стр., 9955 слов

Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста

... - процесс общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает ... Изучение понятия общения. .        Характеристика детей старшего дошкольного возраста. .        Развитие общения детей 6 лет со сверстниками. .Экспериментально ...

Заключение

Итак, физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Обучение движениям является важной составляющей физической подготовленности.

Развитие двигательной активности должно опираться на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью как необходимому элементу его полноценного развития. На занятиях физического воспитания должны создаваться оптимальные условия для творческого самовыражения, самореализации внутренних резервов занимающихся, невостребованных в должной мере в обычных условиях.

Особенно указанное воздействие важно в дошкольном возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и его ценностных ориентаций в будущем.

В ходе теоретических исследований было установлено, что в процессе работы, направленной на обучение движениям детей дошкольного возраста следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами, данстерапии, ритмопластики, психогимнастики, релаксации. По нашему мнению, для детей можно рекомендовать интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в дошкольном образовании (математическое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие, развитие речи).

Список использованной литературы

1. Бардиер Г., Розман И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб.: Стройлеспечать, 1996

2. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Киев: Здоровья, 2006 — 228 с.

3. Драгвоз Л.А. Использование элементов музыкально-ритмического воспитания по системе К. Орфа в процессе занятий по физической культуре // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. /Под ред. С.Б. Шармановой. — Челябинск: УралГАФК, 1999

4. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов, уч. пособие — М., 2002.

5. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». — М.: Линка-пресс, 1999.

6. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей 6 лет// Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 11-12

7. Лях В.И. Ориентиры перестройки ФВ в общеобразовательной школе // Теория и практика ФК. — 1990, №9

8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. — 304 с.

11 стр., 5129 слов

Специальная и общая физическая подготовка для развития физических ...

... после работы. * поддержание существующей тренированности на существующем уровне. * Повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностей организма. Как правило, не возникает серьезных проблем с выбором нагрузок ...

9. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике ФКиС, уч. пособие, Просвещение М., 1999

10. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК. — М., 2001- с 10-14.

11. Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Автореф. канд. дис. М., 2005, с. 14-16;

12. Осадчук О.Л. Методология проблемы обучения старших дошкольников психической саморегуляции // Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: Матер. всерос. науч.-практ. конф. — Омск: СибГАФК, 2007, с. 162-166.

13. Основные характеристики программ по физической культуре в детских садах зарубежных стран. //Вопросы физической культуры, № 1, 1997.

14. Филин В.П., фомин М.А. Методика юношеского спорта, уч. пособие — М.: ФиС, 2007

15. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности, уч. пособие, М. ФиС, 2001 г.

16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ. М.: Академия, 2000, с. 160-164

17. Шевченко Л.Е. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития: Автореф. канд. дис. Майкоп, 1999