Тема 2. Развитие этнологической мысли

Пояснительная записка

 

Настоящая методические рекомендации составлены по дисциплине «Этнология». Указанная дисциплина изучается на четвёртом курсе очного и заочного отделений исторического факультета. Этнология является самостоятельной наукой и изучает этносы, их возникновение и развитие, этнические процессы, влияние их на ход исторического развития и этническую культуру. Относясь к общепрофессиональным дисциплинам, этнология ставит одной из своих задач дать более полное представление о влиянии этнических процессов на ход мировой истории и, наоборот, влияние исторических процессов на развитие этносов. Курс этнологии позволяет студентам лучше понять особенности этнического поведения и этнических стереотипов различных народов, объяснить некоторые особенности и закономерности истории отдельных стран.

Этнология тесно связана с рядом других учебных дисциплин, изучаемых на историческом факультете. Прежде всего, это историческая наука, культурология, социология, философия, антропология и археология.

Предметом этнологии является этнос, его формирование взаимодействие с другими этносами, а также этническая культура. Цель курса – дать представление об этносе и его развитии. Из этого вытекают основные задачи курса: ознакомить с основными этапами этнологической науки, ознакомить с основными подходами к проблемам этничности и этногенеза, проследить место и функции этнической культуры, выделить основные типы межэтнической коммуникации и психологии этносов.

Данный предмет позволяет лучше понять представителей других культур, развивает толерантность мышления, что является немаловажным требованием, предъявляемым к выпускникам-гуманитариям при их дальнейшей работе по специальности. Необходимо обратить внимание на то, что поскольку первая тема (вводная) рассматривается только на лекции, то планы семинарских занятий начинаются с темы 2.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Некоторые знания по проблемам, изученным в ходе лекционного курса, должны быть углублены на семинарских заданий, цель которых получение знаний в ходе самостоятельной работы со специальной литературой. Особое внимание следует уделить теме 2, которая наиболее тесно связана с исторической наукой. Кроме того, необходимо иметь в виду изучение большинства тем по первоисточникам, учебное пособие должно играть именно вспомогательную роль.

Предлагаемые темы, при их рассмотрении на заочном отделении, сокращаются по согласованию с преподавателем в зависимости от написанных студентами контрольных работ.

8 стр., 3996 слов

Понятие предмета и метода этнологии

... десятилетия следует ожидать появления новых направлений. Таким образом, предмет этнологии постоянно расширяется, что не позволяет дать четкое определение этой науки. Поэтому и в отечественной, ... материала. ■ Примитивные» народы как предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, находящиеся ...

Тема 2. Развитие этнологической мысли

Цель занятия – исследовать основные направления этнологической мысли, ознакомиться как с классикой этнологии, таки и с новейшими течениями.

План

1. Эволюционизм и его основные представители (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др).

2. Антиэалюционизм (диффузионизм, социологическая школа)

3. Школа Боаса и его значение.

4. Этнописихологическая школа (Р. Бенедикт, М. Мид)

5. Функционализм и структурализм в этнологии. Значение работ Л. Леви-Брюля и К. Леви-Строса.

6. Современные течения в этнологии. Постмодерн.

 

Методические рекомендации

Данная тема является одной из ключевых в курсе этнологии. Изучение поставленных в её рамках вопросов более всего содействует междисциплинарным связям с историей, философией, культурологией и другими предметами.

Как показала практика, наиболее продуктивна при рассмотрении основных направлений в этнологии практика содокладов. При этом весьма важно ознакомиться именно с первоисточниками, большинство из которых доступны студентам. Рассматривая взгляды представителя того или иного направления целесообразно выделить основные положения его концепции, выявить её сильные и слабые места, обратить внимание в какой мере эти положения оказали влияние на развитие этнологии и насколько популярны они в наши дни.

Рассматривая такое направление как эволюционизм, студентам следует сопоставить позиции таких ярких мыслителей как Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Г. Морган, показать насколько сильны позиции эволюционизма в наши дни (неоэволюционизм), выявить слабые места, заслуженно подвергаемые критике. При изучении второго вопроса важно подчеркнуть именно те аспекты эволюционизма, которые критиковали представители других направлений, уяснить насколько эта критика был справедлива, понять, почему многие воззрения антиэвлюционистов в настоящее время забыты.

Весьма важными являются вопросы, посвященные американской школе в этнологии Франц Боас и его ученики. Здесь необходимо понять принципиальную новизну в подходах и методах исследования этносов в рамках этого направления, показать общее и особое в трудах последователей Боаса, подчеркнуть их вклад в мировую науку. Важно отметить влияние этого течение на современную этнологию.

Особенно важным для историка являются вопросы, посвящённые структурализму, функционализму и постмодерну. Именно в рамках их рассматриваются такие понятия как менталитет, коллективное бессознательное и ряд других, понимание которых чрезвычайно важно для историка. Важно показать также и современное состояние теоретической этнологии как на Западе, так и в России, показать как повлиял отказ от европоцентристских воззрений на развитие этнологии и других наук.

 

 

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.,1994.

Леви-Строс К.Печальные тропики. М., 2001.

Мид М. Культура и мир детства. М.,1998.

6 стр., 2991 слов

Основные положения концепции культуры и психологии искусства ...

... взрослого нашли широкое распространение в современной культуре. Цель работы - выявить основные положения концепции культуры и психологии искусства с точки зрения психоаналитического метода З. Фрейда. ... объяснение патологическим реакциям и тем самым помочь ему «раздраматизировать» свое состояние. Основные посылки теории психоанализа можно свести к трем: - аффективно окрашенные впечатления, будучи ...

Рэдклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А История зарубежной этнографии. М., 1978. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 2000.

Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. М., 1988.

Этнология в США и Канаде. М., 1989.

 

Тема 3.Этнос и этничность

Цель занятия – уяснить основные понятия этнологии: этнос и этничность, проследить, как они определяются в различных направлениях этнологии.

План

1. Понятия этнос и этничность.

2. Современные концепции этничности

а) примордиализм;

б) инструментализм;

в) конструктивизм.

3. Теории этноса в отечественной этнологии. Концепции Л.Н. Гумилёва, Ю.В. Бромлея, информационная теория этноса.

 

Методические рекомендации

На данном семинаре рассматриваются два ключевых понятия в этнологии: «этнос» и «этничность». Здесь необходимо остановиться на различных подходах к этим понятиям и определить собственное мнение. Целесообразно остановиться и на вопросе об этнической идентичности и её составляющих.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Бромлей Ю.В. Проблемы современной этнографии. М., 1981.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли (любое издание)

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

 

 

Тема 5.Проблема этногенеза

Цель занятия – выяснить основные факторы этногенеза, рассмотреть основные концепции, объясняющие это явления.

План

1. Этногенез и его основные факторы.

2. Типы этнических процессов.

3. Этапы расогенеза и этногенеза. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва.

 

Методические рекомендации

Данная тема логически продолжает предыдущую. Поэтому необходимо сопоставить понятия «этнос», «этничность», «этногенез». Рассматривая этногенез можно сравнить его с антропогенезом и расогенезам, из чего вытекают и основные факторы этногенеза. Определившись с данными вопросами, студенту следует рассмотреть этнические процессы современности, как объединяющие, так и разъединяющие. В заключении следует рассмотреть основные теории этногенеза, особо обратив внимание на теорию Л.Н. Гумилева. Данная теория не является общепризнанной, во многом она спорна. Это создаёт почву для открытия дискуссии по данному вопросу на семинаре. В рамках этой дискуссии надлежит показать прежде всего знание теории Гумилёва, обнаружить сильные и слабые его моменты. Итогом дискуссии должно стать определённое мнение относительно высказанных Гумилёвым положений.

9 стр., 4272 слов

Концепция функционального питания

... раз по сравнению с теми, кто сохранил старый уклад жизни. Cреди этнического населения, продолжающего сохранять традиционный для них образ жизни, практически отсутствуют ... пищевых продуктов с дополнительными функциональными характеристиками (функциональные продукты питания - ФПП). Концепция «Функциональное питание» как самостоятельное научно-прикладное направление в области здорового питания ...

 

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Бромлей Ю.В. Проблемы современной этнографии. М., 1981.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли (любое издание)

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

Тема 6.Этническая психология

Цель занятия – выяснить основания этнической идентичности, особенности этнической психологии.

План

1. Смысл понятия этнической идентичности.

2. Основания этнической идентичности

3. Структура психологии этноса (темперамент, характер, традиции и обычаи, интересы, сознание и чувства)

4. Инкультурация

 

Методические рекомендации

В рамках данной темы рассматривается психология этноса. Одно из ключевых составляющих этнической психологии – этническая идентичность. Поэту следует определить, что такое этническая идентичность, на чем она основывается, как происходить втягивание индивида в этнос через формирование определённых составляющих идентичности (механизмы этнической идентичности).

Рассматривая структуру психологии этноса, важно обратить внимание на её «несущие конструкции», определить какую роль играют биологические, а какую — социальные факторы.

 

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М.,2003.

Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

 

 

Тема 7.Этническая культура

Цель занятия – рассмотреть явления традиционной и этнической культуры, уяснить роль ритуального поведения и особенности мышления человека в традиционной культуре.

План

1. Этническая (традиционная) культура, её функции и особенности.

2. Специфика мышления в традиционной культуре.

3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре.

4. Этнический образ и стереотип.

5. Этнические образы народов мира (на примере 1-3).

 

Методические рекомендации

Данная тема – одна из самых сложных и ёмких в этнологии, в ней также ярок выражен междисциплинарный характер. В её рамках следует уяснить, что такое этническая, а что такое традиционная культура, понять общее и особенное в содержании этих понятий. Важно также понять, чем традиционная культура отличается от современной, вспомнить учение К. Леви-Стросса о дологическом мышлении, определить этнические функции традиционной культуры.

Вопрос об этнических образах и стереотипах, несмотря на кажущуюся простоту также заслуживает пристального внимания. Рассматривая его, надо остановиться на том, что же первично – стереотип или образ, на основании чего складываются образы и стереотипы разных этносов, как они воспринимаются другими народами. Здесь весьма интересно дать краткую характеристику различных народов, выделить и объяснить особенности их этнических образов. Особо следует остановиться на исторической составляющей, повлиявшей на формирование того или иного образа или стереотипа.

13 стр., 6243 слов

Этнология 2

... Этнологию Объекты изучения - этносы и этнические общества Предметы изучения — этнические процессы Этнология в сферах Возникновение Этноса (этногенез) История эволюции этноса (этническую историю) Современную жизнь этноса ... контакты войны переселение торговые отношения (заимствование перенос взаимодействие культур). Культура является живим организмом, что рождается в определенных географических ...

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Леви-Строс К.Печальные тропики. М., 2001.

Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. М., 1969.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ).

М., 1983.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1998.

Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

 

 

Тема 8.Межэтнические коммуникации

Цель занятия – рассмотреть виды межэтнических коммуникаций и основные концепции межэтнического взамидействия.

План

1. Основные этнические процессы, их этапы.

2. Концепции этнокультурного взаимодействия.

3. Этнические процессы современности в различных регионах мира.

 

Методические рекомендации

В рамах этой темы рассматриваются этнические контакты и их разновидности. В ходе этнического взаимодействия происходит как обогащение, так и обеднении этнических культур. Следует остановиться и на концепции культурного шока, привести конкретные исторические примеры такого шока. Рассматривая концепции этнического взаимодействия, нужно рассматривать каждую из предложенных критически, с пониманием того, что ни одна из них в настоящее время не является общепризнанной в этнологии. В завершении, опираясь на теоретический материал и имеющиеся исторические знания, необходимо рассмотреть основные этнические процессы в различных частях земного шара.

 

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

Тащенко Ж.Т. Этнократия. История и современность. М., 2003.

Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

 

Тема 9.Этнические конфликты

Цель занятия – понять природу этнических конфликтов.

План

1. Этнические конфликты, их истоки.

2. Причины этнических конфликтов и их специфика.

3. Типология этнических конфликтов.

4. Этнические конфликты на территории бывшего СССР и современной России.

5. Формы регулирования этнических конфликтов.

 

Методические рекомендации

Частным случаем этнических контактов являются этнические конфликты. Важно определить их специфику, отделяя их от внутриэтнических и межгосударственных конфликтов. Можно рассмотреть виды конфликтов, выделить латентные и открытые конфликты, выяснить их причины, и основные этапы. Историкам необходимо привести конкретные примеры таких конфликтов и на этих конкретных примерах рассмотреть причины и ход конфликтов. Важно найти в истории примеры урегулирования таких конфликтов и показать возможность их применения в современном мире.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

10 стр., 4817 слов

Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная ...

... украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине.     Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная модель этноса. Психологическая характеристика этноса. В ... новая форма этнической общности - народ, народность. Примером инструменталистского подхода к этничности в отечественной этнологии может служить информационная концепция этноса Н.Н. ...

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

Тащенко Ж.Т. Этнократия. История и современность. М., 2003

Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. М., 2001.

Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Выбор темы контрольной работы определяется двумя составляющими: интересом студента и наличием литературы по теме. Предложенная ниже тематика работ может быть скорректирована и уточнена по согласованию с преподавателем.

Контрольная работа должна полностью раскрывать тему, которой она посвящена, и отвечать следующим требованиям. Объём работы – 20-25 рукописных страниц в стандартной тетради либо 10 – 15 машинописных формата А 4. Содержание работы должно соответствовать теме. Работа должна обязательно включать в себя титульный лист с указанием темы, фамилии и инициалов студента, курса и группы; план или содержание; текст; список использованной литературы (не менее трёх источников).

Сноски в тексте работы крайне желательны. Работа может также содержать приложения в виде иллюстраций или интересных, по мнению студента, источников либо их фрагментов.

Параметры страницы для машинописного текста. Поля: верхнее — 2 см; нижнее — 2 см; слева — 3 см; справа — 1 см; междустрочный интервал — полуторный; нумерация страниц сверху посередине; размер шрифта – 14.

При написании работы необходимо изучить рекомендованную литературу, определить структуру текста. Все это позволить определить знание студентом рассматриваемой им проблемы. Не допускается переписывание текста источника. Контрольная работа сдается до экзаменационной сессии.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1. Предмет, методы и задачи этнологии, её связь с другими науками.

2. Современное состояние в этнологии, постмодернизм

3. Теория культуры Л. Уайта.

4. Концепция первобытного мышления Л. Леви-Брюля.

5. Этнологическое наследие Дж. Фрэзера.

6. История и этнология.

7. Проблема этноса в современной науке.

8. Основные подходы к классификации этносов.

9. Этнос и язык, лингвистическая классификация в этнологии.

10. Современная этническая картина мира и России.

11. Проблемы и факторы этногенеза.

12. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва.

13. Концепция этногенеза Ю.В. Бромлея.

14. Этногенез славянских народов.

15. Этничность и этническая идентификация, её основания.

16. Инкультурация.

17. Структура психологии этноса.

18. Защитные механизмы в этнической культуре.

19. Функции этнической культуры.

20. Обычай и ритуал в традиционной культуре.

21. Проблема модернизации традиционных обществ.

22. Этнический образ и стереотип.

23. Сходство и различие этнических образов (на примере 3-4 этносов).

24. Этнические конфликты, их причины и типология.

12 стр., 5987 слов

Понятие этнос. месторазвитие и стереотипы поведения этносов

Современные глобализационные процессы, культура постмодернизма разрушают привычную, традиционную идентичность. Как полагают ученые, потребность идентификации провоцируется сегодня ...

25. Методы и формы регулирования межэтнических конфликтов.

26. Этнические конфликты на территории бывшего СССР.

27. Концепции этнокультурного взаимодействия и его основные формы.

28. Настоящее и будущее этносов.

29. Динамика этнических конфликтов.

30. Эволюционизм и антиэволюционизм в этнологии.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

 

1.Становление этнологии как науки.

2. Предмет и методы этнологии

3. Этнология и другие науки, историческая этнология

4. Эволюционизм в этнологии

5. Проблема этноса и этничности в современной науке.

6. Основные походы к этничности

7. Структура этноса.

8. Этнос и раса.

9. Этнос и язык

10. Этногенез и его типы,

11. Теория этногенеза Л.H. Гумилёва

12. Этническая идентификация.

13. Инкультурация

14. Культура этноса.

15. Структура этнической культуры.

16. Этнический стереотип и этнический образ

17. Традиционная, модернизированная и архаическая культуры.

18.Обычай и ритуал, их роль в традиционной культуре.

19.Этнические контакты

20. Этнические конфликты

21. Диффузионизм в этнологии.

22. Школа Боаса и её роль.

23. Функционализм в этнологии.

24. Этнопсихологическая школа.

25.Стуктурализм.

26. Современные течения в этнологии.

27. Основные черты традиционной культуры.

28.Типология этнических конфликтов.

29. Этнические конфликты на территории бывшего СССР.

30. Этнический характер и этнический темперамент, их роль в формировании этнических стереотипов.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974.

2. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

3. Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

4. Садохин А. П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000.

5. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.,1989.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. М., 1989.

3. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

5. Бочегова Н.Н. Этнос. Культура. Язык. Курган, 2005.

6. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.,1992.

7. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

8. Завьялова О.Г. Природопользование и развитие: этногеосистемный анализ (напримере Южного Зауралья).

Тюмень, 2004.

9. История культуры Южного Зауралья. Т. 1. Курган, 2005.

10. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

11. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.,1994.

12. Леви-Строс К.Печальные тропики. М., 2001

13. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1998

14. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. М., 1969.

15. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ).

М., 1983.

16. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

17. Расы и народы. Ежегодник. М., 1993.

18. Ратцель Ф. Антрпогеография // Классика геополитики XIX века. М., 2003.

19. Рэдклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.

20. Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979.

21. Стереотипы в общественном сознании. М.,1988.

22. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

10 стр., 4502 слов

Работа над курсовой работой и вкр

... Примерное название этой главы: «Изучение (исследование) … (указание темы исследования) с применением метода…(указание метода)». В заключение курсовой работы обобщается вся выполненная работа, подводятся ... главы, заключения, списка использованной литературы. Возможно наличие разнообразных приложений. Содержание курсовой работы должно раскрывать избранную тему, отображать логику и структуру ее ...

23. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

24. Тащенко Ж.Т. Этнократия. История и современность. М., 2003.

25. Токарев С.А История зарубежной этнографии. М., 1978.

26. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989.

27. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 2000.

28. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

29. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1988.

30. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. М.,1986.

31. Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

32. Этнология в США и Канаде. М., 1989.

33. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. М.,1988.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ЭТНОЛОГИИ

История и этнология.

Эволюционизм в этнологии (допустимо рассмотреть подробно взгляды только одного представителя этого направления)

Ф. Боас и его влияние на этнологию.

М. Мид и её концепция культуры.

Теория культуры Лесли Уайта.

Теоретические взгляды К. Клакхона и А. Кребера.

Концепция «первобытного мышления» Л. Леви-Брюля.

Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея.

Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва.

Современная этническая картина мира.

Этнические функции культуры.

Традиционная культура и её особенности.

Традиционная культура русских.

Проблема традиционной культуры в условиях модернизации.

Особенности этнической психологии различных этносов (на примере конкретного этноса: американцы, русские и т.д.).

Национальный характер (на примере этноса).

Этнические образы и стереотипы.

Особенности этнического поведения русских (на примере Урала или Сибири).

Особенности традиционной культуры русских на примере Сибири.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Требования к структуре курсовой работы.

Объем курсовой работы составляет от 25 до 35 страниц (без приложений).

Курсовая работа выполняется только в печатном виде и должна отвечать некоторым приведенным ниже обязательным требованиям. Невыполнение этих требований является основанием для недопуска курсовй к защите.

Структура курсовой работы должна включать в себя следующие составляющие:

Титульный лист включает в себя название университета и кафедры, на которой выполнена курсовая работа, название работы, фамилию и инициалы руководителя работы и её автора (с указанием курса и группы), год написания.

Содержание. Оглавление работы с указанием номера страниц каждого пункта. Нумерация страниц ведется с титульного листа, на котором номер не ставится.

 

Образец:

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1 (название)

1.1 (название)

1.2 (название)

Глава 2 (название)

(название)

(название) и т.д.

Заключение

Литература

Приложения

 

Введение. Содержит обоснование актуальности темы, описание проблемной ситуации, формулировку проблемы, объект, предмет, цель, задачи. При необходимости — гипотезы, методы, системное описание объекта, описание выборки и план исследования.

Основной текст. Состоит из глав и параграфов. Особое внимание необходимо обратить на точное соответствие названия глав и параграфов их содержанию и – всех вместе – названию курсовой работы. Кроме того, важно, чтобы, ознакомившись только с названием глав и параграфов, можно было обнаружить логику работы.

6 стр., 2726 слов

Процедура защиты курсовой работы. Требования к структуре и содержанию ...

... в сентябре. 3 курс Требования к структуре и содержанию курсовой работы Курсовая работа студента 3 курса направлена на сопоставление основных научных концепций, ... курсовой работы (25 - 30 страниц). Титульный лист Содержание (с указанием страниц) Введение Глава 1. Название (теоретическая часть работы) § 1. Название § 2. Название Глава 2. Название (практическая часть работы) § 1. Название § 2. Название ...

Заключение. Содержит основные выводы по курсовой работе, практические рекомендации, рефлексию проделанной научной работы.

Литература. Содержит перечисление в алфавитном порядке всех книг, статей и других изданий. Сначала на русском языке, затем – на иностранных языках. Следует обратить особое внимание на то, что курсовая работа должна обязательно содержать ссылки на литературу.

Оформление ссылки может быть сделано двумя способами. Первый состоит в том, что после цитаты или изложения какой-либо мысли, требующей ссылки, ставятся квадратные скобки, в которых сначала указывается порядковый номер издания из списка литературы, а затем (при необходимости) – номер страницы. Образец: [35,45-46]. Перечисление нескольких изданий осуществляется через точку с запятой – [2;13;14]. Второй заключается в последовательных ссылках на примечания, которые делаются либо в конце страницы, либо в конце работы. В курсовой работе должно быть использовано не менее 10 источников.

Приложения. Приложения могут быть, а могут и не быть в курсовой работе. Они не считаются при подсчете общего объема курсовой работы. В приложения, как правило, выносятся графики, схемы, таблицы, расчеты, иллюстрации, и т.п.

Выбор темы осуществляется в течение первого учебного семестра из предлагаемого перечня и по согласованию с преподавателем. В ходе работы студент согласовывает с преподавателем предварительные план работы и список литературы.

Требования к оформлению курсовой работы. Поля: верхнее — 2 см; нижнее — 2 см; слева — 3 см; справа — 1 см. Интервал: полуторный. Нумерация страниц: сверху; первый (титульный) и второй (содержание) листы не нумеруются. Размер шрифта: 14.

Текст курсовой работы должен быть представлен для защиты в распечатанном в установленные кафедрой сроки, но не позднее, чем за две недели до начала летней экзаменационной сессии.

Организация защиты. Защита работы организуется на комиссии в составе руководителя проекта и 1-2 преподавателей кафедры. Защита состоит, как правило, в коротком докладе и ответах на вопросы по представленной работе.