Основные школы и концепции культурологии

Основные школы и концепции культурологии

Ведение 3

1. Проблемы культуры в системе взглядов великих философов XVIII века 5

2. Цивилизационные концепции: эволюция культурологии на рубеже Нового и Новейшего времени 9

3 Культурологические концепции Новейшего времени 15

3.1. Психологические концепции 15

3.2. Структурализм 18

3.3 Концепция игровой культуры 18

Заключение 20

Литература 21

Введение

Культурология, на первый взгляд – сравнительно молодая (особенно в нашей стране) научная дисциплина. Действительно, эта область знания, рассматривающая общие принципы функционирования культурных систем, обособилась от истории и теории искусств, общеисторических дисциплин некоторых отраслей социологии и психологии довольно поздно. Более того, это обособление имеет довольно-таки условный характер, если мы учтем междисциплинарность этой области знания. Дело здесь в самом ее предмете – культуре, – который нельзя назвать одним из аспектов жизни человека, наподобие, скажем материального производства, политической практики, отношений собственности, семейно-брачных отношений и т.п. Напротив, понятие культуры (при всем огромном разнообразии определений этого понятия) объединяет и перечисленные выше, и все остальные стороны человеческого существования.

А это в свою очередь означает, что культурологическая наука, несмотря на свою кажущуюся молодость… неизбежно оказывается явлением с очень продолжительной историей. Ведь каждый из мыслителей, исследовавших человека как мыслящее и социальное существо, любая социологическая, историческая и общефилософская концепция просто не могут пройти мимо феномена культуры.

Цель данной работы – рассмотреть основные, рубежные этапы развития концепций культурологии.

Для ее достижения решаются следующие задачи:

1 Определить специфику культурологических концепций классического периода Нового времени (работы Гердера, Канта, Гегеля)

2 Проследить эволюцию культурологической мысли в цивилизационных концепциях на рубеже Новой и Новейшей истории и в начале Новейшего времени (учения Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Сорокина)

3 Рассмотреть поворот, произошедший в культурологии в работах Фрейда, Юнга, Фромма, Леви-Стросса, Хейзинги, Ортеги-и-Гассета.

1. Проблемы культуры в системе взглядов великих философов XVIII века

Культурологическая проблематика была подчеркнуто актуализирована в работах классиков немецкой философии.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант развел, качественно различил два мира: мир природы и мир свободы. Только второй из них и есть собственно человеческий мир, т.е. мир культуры. Как естественное существо человек не свободен – он находится целиком во власти внешних для него причин и следствий, во власти времени. Здесь в природе, где господствуют законы зоологии, и лежит источник изначально злого.

9 стр., 4238 слов

Основные школы и концепции культурологии 2

... Концепция игровой культуры (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Е.Финк). 3.1. Концепция культуры И.Г. Гердера Своими корнями культурология уходит в эпоху Просвещения, когда развитие культуры ... работах Гегеля «Философия истории», «Эстетика», «История философии», «Философия права» развитие культуры ... культуре: надприродную сущность культуры и историческую причину развития культуры. Основные элементы культуры ...

Но зло не фатально. Оно может и должно быть преодолено, побеждено культурой: моралью, всеобязательной силой морального долга (категорическим императивом) . человек как моральное (культурное) существо – уже не феномен, а ноумен – умопостигаемая сущность, свободно определяющая собственную траекторию жизни, ее высший смысл и конечную цель.

Возможно, мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культуры и морали) так и разошлись бы, не встретив друг друга, если бы их не соединила и не связала воедино великая сила Красоты (сила искусства).

Высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление – этот вывод Канта с восторгом был принят и положен в основу общего представления о сущности и назначении культуры всем европейским романтизмом конца XVIII – начала XIX века художниками и теоретиками «Бури и натиска».

Гердер в работе «О происхождении языка» (1772) пытается объяснить появление языка на основе изучения естественных законов, определяющих бытие человека. Как живое существо человек подчинен природным закономерностям; однако, в качестве животного он плохо приспособлен к жизни в природе. От гибели его спасает исключительная способность – «смышленость». Она позволяет человеку даже превзойти животных а деле выживания. Смышленость вместе с общественными связями людей, также отличающими их от мира природы, находит свое выражение в языке. В своей целостности мысль, общество и язык являются особой формой жизни и равнозначны для Гердера человеческой культуре. Историческое становление и развитие языка он осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур. В самом известном своем труде – «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 1791) – Гердер представляет развертывание истории мировой культуры под влиянием живых человеческих сил, продолжающих собой «органические силы» природы., которые в виде внешних условий также воздействуют на культуру. Однако ее развитие в основном зависит от усвоения опыта более ранних исторических форм культуры. Нужно сказать, что культуру Гердер понимал весьма широко, выделяя в качестве ее важнейших частей язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимовлияние этих элементов и является источником культурного развития. Очень важно то, что Гердер подчеркивал индивидуальный характер как отдельных феноменов культуры, так и ее различных форм , последовательно появляющихся во времени и сосуществующих в пространстве. Таким образом, он был «одним из предшественников полицентрический концепций мировой культуры».

В философской системе Гегеля культура не названа по имени. Но она «узнается» по ее главному, основному предназначению в жизни, в диалектическом восхождении духа – творчеству.

Творчество это создание нового, но такого нового, которое не забывает и не уничтожает старое, а помнит о нем, сохраняет его в себе как момент своей собственной истории, как свою предпосылку. В оптимистической рационалистической философии гегельянства мировой прогресс есть прогресс в становлении свободы. Он совершается как утверждение, самораскрытие Разума. Все действительное – разумно, все разумное – действительно. Разум по Гегелю не только силен, но и «хитер»: он добивается своих целей не только прямым действием, но и хитрым, т.е. опосредованным действием. Это значит, что разумный ход истории может осуществляться и неразумными людьми, не осознающими высшего смыла своих действий. Культура может твориться и как побочный результат не до конца осознанной деятельности. Если в своих целях человек зависит от природы, то в своих средствах господствует над ней.

18 стр., 8676 слов

История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной ...

... связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, ... жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.   История возникновения и развития ... и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре ...

Вот почему – пишет Гегель – «плуг почетней колоса»: хлеб будет съеден, но орудие труда, с помощью которого человек добыл себе хлеб насущный, не исчезнет. Это орудие есть орудие культуры. Производительные, сущностные силы человека развиваются по своей логике, составляя материальный остов социально-культурного процесса.

Какова же роль в этом процессе индивида? Индивидуальное, конечное подчинено общему. Даже страны и народы – разменные фигуры на «шахматной доске» Истории. Для индивида же есть только один способ приобщения к культуре (о национальной культуре философ ничего не говорит): проделать для себя в кратчайший срок тот путь, который уже пройден человечеством. Общественное, социальное должно быть распредмечено и воспроизведено, как бы заново открыто для себя субъективным духом (индивидуальным сознанием); логическое – совать с историческим. Именно эту задачу и ставит перед собой образование и особенно его теоретическое ядро – образование философское.

Панлогизм гегелевской концепции человека, человеческой культуры и истории явился высшей отметкой, кульминацией рационалистической тенденции Просвещения, отразившей в себе мироощущение прогрессивных, восходящих социальных сил. Но исторический оптимизм был уязвим. Он выдавал желаемое за действительное, ибо даже повседневный опыт свидетельствовал: страсти, инстинкты сильнее доводов рассудка. Позднее именно осмысление феномена нерассудочного, иррационального в культуре и станет одним из направлений развития философии и культурологии.

Кроме того, здесь, в классической немецкой философии, были представлены те подходы к культурологии, которым суждено было полемизировать друг с другом в последующей истории этой науки. Это, в первую очередь, — европоцентризм Гегеля и представление об общечеловеческом характере культуры Канта, с одной стороны, и полицентрическая концепция Гердера – с другой.

2. Цивилизационные концепции: эволюция культурологии на рубеже Нового и Новейшего времени

Наиболее ранним из видных представителей культурологической науки, постаравшимся пересмотреть классические подходы Канта и Гегеля, был Н.Я. Данилевский

Самый популярный труд Данилевского, который внес большой вклад в развитие культурологии ХХ века – «Россия и Европа» (1869) Ставя своей целью понять взаимоотношения России и Европы, ученый в своей книге раскрывает такие глубокие проблемы, как европоцентризм и однолинейное понимание прогресса

13 стр., 6437 слов

Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...

... жизнь зависит от общества, религиозное благочестие). Цивилизация – религия (Тойнби) – Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская, Дальневосточная. Африка Цивилизация ... 32. СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ Диалектико-материалистическое понимание истории начинается с решения основного вопроса ... - особая сфера психического или система процессов, качественно от

в исторической науке, отношение национального и общечеловеческого и т.д. В связи с этим он выдвигает идею культурно-исторических типов, которая проходит красной нитью через всю его работу.

Рассматривая культуру не как развитие единого монолитного человечества, а как совокупность развития культурно-исторических типов, Данилевский утверждает, что нет истории человечества вообще, а есть лишь история самостоятельных культурно-исторических типов.

Культурно-исторические типы, по его мнению, – живые организмы, которые проходят несколько стадий развития – рождение, детство, юность, зрелость, старость, дряхлость

В течение своей жизни культурно-исторические типы развивают способности, заложенные спецификой их природы и своеобразием исторического воспитания. Так, греки добились больших успехов с сфере эстетики, римляне – в сфере права и политики, евреи – в сфере религии. Таким образом, цивилизации возникают, развивают собственные морфологические формы и ценности, а затем погибают вместе с ними.

Автор насчитывает 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский), самостоятельно развивших своеобразные типы религии, государственного устройства, политики культурного и художественного творчества, прошедших своеобразный исторический путь.

Условие возникновения типа – принадлежность нескольких народов к одной языковой группе и политическая независимость.

Критика европоцентризма, продолженная в последствии Шпенглером и Тойнби, была вызвана у Данилевского не только стремлением к научной истине, но и желанием выработать осознанное, и в тоже время критическое отношение России к Европе.

«В этом контексте должна восприниматься его схема (имеющая и серьезное научное значение) «одноосновных», «двухосновных» и «моногоосновных» цивилизаций. Если первичные культуры (Египет, Китай, Индия, Вавилон, Иран) не проявили в резкой форме ни одной из четырех сторон культурной жизни, то однооснвные цивилизации проявили себя в либо в религиозной сфере (еврейский народ), либо в собственно культурной (искусство, наука и т.п.) сфере (греки); либо в политической сфере (римляне).

Европейцы создали двуосновную цивилизацию, охватив в своей исторической жизни культурную и политическую сферы, но до сих пор остались неосвоенными сфера экономическая, а так же никому не удавалось связать все четыре сферы социокультурной жизни. Эту роль по Данилевскому сможет выполнить славянский культурно-исторический тип».

Данилевский, и в этом специфика его позиции в сравнении с другим классиком цивилизационного подхода – Шпенглером, не считает культурно-исторические типы полностью замкнутыми в себе – свои корни они никому не передают, а вот их влияние друг на друга возможно; некоторые народы, кроме того, хотя и не могут создать собственный тип, становятся «этнографическим материалом» для кого-то другого.

Из в чем-то схожих предпосылок исходил в своей знаменитой книге «Закат Европы» О. Шпенглер.

Всемирная история, содержащее традиционное членение на древний мир, средние века, Новое время и опирающаяся на такие понятия, как «человечество», «прогресс», «цель» существует, по его мнению, лишь в головах философов. У истории нет ни единой цели, ни всеобщей логики – она характеризуется рождением и умиранием культурных организмов.

6 стр., 2591 слов

Культурологические концепции конца XIX — начала XX веков ...

... о закате Европы, критиковали европейскую цивилизацию, писали о так называемых циклах истории (правда, следует отметить, что современниками ... метод, посредством которого стремился объяснить культуру, понять роль религии, искусства в жизни человека, иными словами, создать ... концепции культуры. Цель работы - исследование культурологических концепций конца 19 - начала 20 века (О. Шпенглер, А. Тойнби, ...

Шпенглеру принадлежит идея исторического круговорота: каждый культурный организм рождается, проходит свой естественный путь, достигает расцвета и, истощаясь (в форме цивилизации) приходит к своему естественному концу. Цивилизация, достигшая расцвета в Европе, свидетельствует об истощении жизненного порыва, закате Европы.

Зрелых культур, по Шпенглеру, восемь: египетская, индийская, вавилонская, античная (греко-римская, «аполлоновская», в терминологии Шпенглера), магическая (византийско-арабская), западноевропейская («фаустовская», которая в отличие от цельной и гармоничной аполлоновской культуры проникнута скепсисом и рефлексией), южноамериканская культура майя.

Шпенглер подвергает сомнению, казалось бы, самую простую и убедительную мысль об историческом единстве античности и Европы. Он твердо убежден в несхожести типов культур, в том, что невозможно говорить не только об исторической связи, но и обо всякой преемственности и о духовном родстве. Вообще, любая культура (или цивилизация) развивается сама из себя, никакого взаимовлияния культур не может быть. Содержание одной культуры непонятно другой, также, как и человек не может быть уверен в том, что происходит в душе другого.

Следующий представитель этого подхода – Тойнби. Его культурологическая концепция отличается большим количеством внутренних вариаций.

«Если «ранний» Тойнби (10-е гг.) видел в национальном государстве единицу истории, а «средний» (20-40-е гг.) искал ее в локальных цивилизациях, то «поздний» (50-70-е) движется от изучения высших религий к всеохватывающему, «экуменическому» видению развития человечества. Именно это и отличает его от Шпенглера, полагавшего, что существование человечества это «пустой звук». Для Тойнби совершенно неприемлем натурализм автора «Заката Европы», его вывод о тотальной разобщенности и непроницаемости культур друг для друга. Построения Тойнби базируются на учении Юнга о коллективном бессознательном».

Ядро мировоззрения Тойнби – религиозный взгляд на универсум, претерпевший эволюцию от христианства к мистическому пантеизму «эксхристианского» толка. Религиозно-мистический взгляд на историю и внимательное изучение фактуального материала, эмпирически фиксируемых регулярностей, на которых базируются типологические конструкции глобально-теоретического плана, — отличительная черта творчества Тойнби. Религиозно-мистическими взглядами Тойнби обусловлено и одна из ключевых деталей его теории – схема «вызов-ответ». Вкратце, смысл этой схемы состоит в следующем: по мнению Тойнби, важнейший механизм развития цивилизации – те «вызовы» (в виде столкновений с неблагоприятными социальными или природными силами), которые делает некая божественная сущность (Бога Тойнби понимает не в традиционном христианском духе, а пантеистически).

В свою очередь, ответ, который дает на этот вызов цивилизация, выступает как критерий ее жизнеспособности и ценности.

Неизменные черты родовой природы человека составляют, по Тойнби, основу единства истории, просматривающегося в многообразии локальных цивилизаций. К их числу Тойнби относит сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Именно религия задает возможность сплочения людей в истории, их единства в поиске финального смысла бытия.

11 стр., 5212 слов

Культурология Программа курса

... архаичной культуры. Раздел 3. Основные понятия культурологии. Тема 3.1. Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Современные интерпритации понятия «цивилизация». Подходы к изучению цивилизации. Классификация цивилизаций. Признаки и черты цивилизации. Отождествление культуры и цивилизации З.Фрейда. ...

Цивилизация, избираемая Тойнби в качестве единицы членения исторического процесса, отождествляется с состоянием общества, при котором появляется творческая элита, свободная от воспроизводства материальной жизни. Принадлежащие к ней профессиональные администраторы, солдаты и священники наделены, по Тойнби, даром мистического порыва, ведущего к универсализации всемирно-исторического процесса. Именно они создают неповторимый духовный облик каждой цивилизации, находящей воплощение в ее символах. Важнейший шаг на пути цивилизации был сделан в ходе «неолитической революции». Вместе с появлением очагов цивилизации в бассейнах Нила, Евфрата и Тигра в 3 тысячелетии до нашей эры прежде господствовавшая в жизни человечества разъединительная тенденция получила противовес в виде объединительной.

Тойнби говорит о существовании в истории 36 цивилизаций. Некоторые из них получили полное развитие, а некоторые – нет.

Цивилизации, получившие полное развитие, он подразделяет на независимые и сателлитов. Первые, в свою очередь, делятся на цивилизации, несвязанные с другими (среднеамериканская, андская); цивилизации, не являющиеся производными от других (шумеро-аккадская, египетская, эгейская и др.) и порожденные иными (сирийская, африканская, православно-христианская, западная и др.)

Русско-американский социолог Сорокин создал интегрированную теорию повторяющихся фаз в жизни большинства культурных суперсистем. На сорокинский вариант учения о социокультурной динамике оказали сильнейшее воздействие концепция Дж. Вико с чередующимися эпохами божественности, героизма и человечности.

Основой культурологической концепции Сорокина являются общество и культура, рассматриваемые им как единый феномен. Сквозь эту призму он предлагает рассматривать все аспекты человеческой деятельности.

Сорокина уже интересует не столько то, на каких основаниях мы можем выделять те или иные цивилизационные общности (их существование уже не вызывает сомнений у исследователя), сколько внутренние механизмы социальных процессов, определяющие закономерности развития цивилизации.

3. Культурологические концепции Новейшего времени

Классики XVIII века подчеркнули рассудочно-разумные предпосылки культуры. Именно эта сторона их концепций вместе с европоцентризмом была подвергнута критике представителями цивилизационного подхода. В

новейшее время, кроме того, рождается еще один подход, целенаправленно делающий акцент на нерассудочных мотивах человеческих поступков.

3.1. Психологические концепции

Концепцию культуры Фрейд разрабатывает в ряде работ, применяя психоанализ в сфере социальных и культурных феноменов.

Культура, по мнению Фрейда требует ограничения агрессивных и либидозных влечений, вытеснение их в подсознание, а фантазия призвана реализовать их энергию для «выполнения» трудноосуществимых желаний. Настоящее наслаждение от поэтического произведения объясняется «освобождением от напряжения душевных сил», достигаемого «иллюзорным удовлетворением». В этом плане искусство выполняет функцию катарсиса и компенсации. По Фрейду, художника отличает сила влечений, не удовлетворенных полностью действительностью. Художник, как и невротик, погружается в мир фантазии, чтобы там найти «заменяющее удовлетворение». В отличие от невротика, отрывающего мир своих переживаний от объективного мира, художник, благодаря высокоразвитой способности к сублимации (реализации энергии влечений преимущественно в духовной деятельности) и символизации (проникновению в сознание представления о вытесненном влечении в форме, допустимой сознанием) превращает неудовлетворенные желания в цели, достижимые на путях духовной деятельности.

7 стр., 3425 слов

Культурология 17

... Что такое культурология как наука? 1.Наука о культурах древнего мира; 2.Наука о наиболее общих закономерностях культуры; 3.Наука о культуре поведения; 4.Наука о культуре; 5.Наука о ... 5.Фрейд. 4 Какая характеристика  подходит к определению культуры по Шпенглеру? 1.Интернациональна; 2.Материальна,перична; 3.Безрелигиозна; 4.высший этап развития цивилизации и её "затухание"; 5.Аристократична. 4 ...

Следующий представитель этого направления – Э. Фромм.

В отличие от традиционной культурологии, которая опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, Фромм осмысливает этот феномен через философскую антропологию: понять культуру можно только через философское постижение человеческой природы.

Специфика культуры определяется тем, как складывается трагическое бытие человека. Человек принадлежит природе и в тоже время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют в нем роль безотказных стимуляторов поведения.

В отличие от Фрейда, который пытался понять культурные феномены через драматургию инстинкта, Фромм стремится связать психоанализ с социальной историей, показывая как неповторимый экзистенциальный склад личности вписывается в конкретный исторический фон, который оказывает воздействие на индивида, преображает его потребности, вырабатывает социальные характеры.

Соотношение культуры и истории – одна из тем книги «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм показал, что причинами агрессивного поведения могут быть совершенно разные ориентации характера. Источником агрессивности может стать удовольствие, доставляемое мучениями другого (садизм) или жажда разрушения ради самого разрушения (некрофилия), и ради подлинной любви к жизни (биофилия).

На разных стадия истории (древность, средневековье и т.п.) и в разных культурах культурно-ценностные ориентации наподобие упомянутых выше, различны. В тоже время, предполагается существование некоего психологического архетипа культуры.

Теоретические расхождения с К.Г. Юнга с фрейдизмом связаны с тем, что Юнг против исключительно сексуальной трактовки психической энергии.

Наряду с личным бессознательным, о котором говорил Фрейд, Юнг выделяет и коллективное бессознательное.

Коллективное бессознательное представляет собой систему установок и типичных реакций, незаметно определяющих жизнь человека. Под влиянием врожденных программ и универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции, но также восприятие, мышление, воображение.

Эти образцы или «пра-образы» получили название архетипов коллективного бессознательного. Юнг сравнивает их «с системой осей кристалла, невещественным полем, которое распределяет частицы вещества и преформирует кристалл в растворе». В психике таким веществом является внешний и внутренний опыт, организуемые согласно унаследованным программам. Сам архетип не входит в сознание, но всегда соединяется с какими-то представлениями и подвергается обработке сознания. Ближе всего к самому архетипу находятся архетипические образы, данные в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений, когда обработка сознанием минимальна. Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются истоком мифологии, религии, искусства.

6 стр., 2827 слов

Энциклопедия системного НЛП и Нового кода НЛП — Нейро-Лингвистическое ...

... и ее многочисленные применения в прикладных областях были детально описаны в серии книг, таких, как: <Из лягушек в принцы> (Бэндлер и Гриндер, 1979), <Нейро-Лингвистическое ...

3.2. Структурализм

Наработки психологов в области культурологии были использованы философской антропологией и структурализмом.

Леви-Стросс, один из основателей структурализма, стремясь преодолеть недостатки традиционного рационализма и эмпиризма, предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума, «суперрациоанализм»: его главная идея заключена в том, что универсальность человеческой природы заложена в подсознании, исследуя которое можно получить объективное знание о человеке, составляющее содержание новой науки – структурной антропологии.

Он говорит о необходимости научной триады (этнографии, этнологии и антропологии), позволяющей, начав с регистрации конкретных фактов, перейти к более высокой стадии синтеза путем сравнительного метода, а затем к более высокой конечной стадии синтеза – стадии структурной антропологии , выявляющей структурные элементы, совокупность которых составляет бессознательную структуру человеческого разума.

3.3 Концепция игровой культуры

Одновременно оформляется и особое направление в философии и культурологии – т.н. философия культуры. Два ее видных представителя – Хейзинга и Ортега-и-Гассет.

Подходы этих авторов имеют в определенном смысле синтетический характер по отношению к описанным выше традициям. Так, подобно структуралистским исследованиям, в них сохраняется интерес к мифу, фантазии и их роли в мировой истории – отталкиваясь от них, мы можем понять сами принципы организации мировоззрения человека и его поступков.

Обнаруживают Хейзинга и Ортега-и-Гассет и определенный интерес к культурной типологии, наподобие той, что разрабатывали представители цивилизационного подхода.

То новое, что они вносят в культурологические подходы – это попытка найти такие формы социальности, которые были бы шире по своим функциям, чем те или иные моменты функционирования психики или норм рассудка, и в тоже время, включали бы их в свой состав. Такой формой является игра, по оценке Хейзинги – основа человеческого общежития. Хейзинга и Ортега-и-Гассет подчеркивают антиавторитарный характер игры, допущение возможности другого выбора, отсутствие гнета серьезности – фетишистских представлений.

Другой мотив, роднящий мыслителей этого направления – это осознанное и обоснованное неприятие тех процессов, которые характерны для современной цивилизации. Основное направление в ее развитии и то, что ее способно погубить – нивелирование человеческой индивидуальности, «омассовление» культуры. Именно в этом они видят социальную основу возникновения человеконенавистнических идеологий и соответствующих им политических режимов, наподобие фашистского. В этом так же проявляется новая тенденция развития культурологии: из только лишь теоретического знания она, в союзе с искусством превращается в работах этих авторов в средство переустройства неприглядных сторон современной действительности.

Заключение

Таким образом, специфика культурологических концепций XVIII века состоит в их рационалистическом (рассудочном или диалектическом) характере. При этом, Кант и Гегель создавали свои культурологические учения, выступая с позиций европоцентризма, а Гердер вступил как предшественник полицентрического взгляда на историю и культуру.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... решения конфликта разнонаправленных тенденций. Также оно должно отклоняется от общепринятого в данной культуре образца. Глава 2 . ЧТО ПОБУЖДАЕТ НАС ГОВОРИТЬ О «НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ... конфликты порождаются главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных факторов в возникновении ...

Цивилизационный подход не только сделал выбор в пользу полицентризма, но и подчеркнул, что к одним лишь рациональным основаниям свести принципы организации и развития культуры невозможно.

Этот последний тезис получил разработку в самых разных концепциях Новейшего времени – от одной из модификаций цивилизационной теории в работах Тойнби, до самых разных вариантов психоанализа (Фрейд, Фромм, Юнг) и философии культуры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет).

Литература

Культурология. /под ред. проф. Г.В. Драча – М.: Гардарики, 1999. – 336 С.

Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов – на – Дону.: Феникс 1998 – 576 С.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2 Т.Т. – СПб.: Университетская книга; 1998.

Философская Энциклопедия в 5 Т.Т. М.: Советская энциклопедия. 1967.

Фридлендер Г.М. Философия искусства и искусство философа. // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика, философия культуры. М.: Искусство, 1991. – 588 С.

Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов – на – Дону.: Феникс 1998 – 576 С. С. 33-34.

Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов – на – Дону.: Феникс 1998 – 576 С. С. 350-351.

См. Культурология. /под ред. проф. Г.В. Драча – М.: Гардарики, 1999. – 336 С.

См. Тойнби // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга; 1998. 447 С. С. 259.

См. Фрейд // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга; 1998. 447 С.

См. Фромм // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга; 1998. 447 С.

См. Юнг К.Г. // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга; 1998. 447 С.

См. Хейзинга // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга; 1998. 447 С., Ортега-и-Гассет // Философская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т.4 1967. – 592 С.

См. Фридлендер Г.М. Философия искусства и искусство философа. // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика, философия культуры. М.: Искусство, 1991. – 588 С.

2 2