Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная модель этноса. Психологическая характеристика этноса.

Лекция № 4.

Проблема этноса и наций в этнопсихологии.

Цель изучения: представить исторически-стадиальную типологию этнических общностей; описать информационную модель этноса, психологическую характеристику этноса; охарактеризовать социальные нормы (ценности) этноса, психологические нормы (ценности) этноса; представить этногенез украинского народа; описать способы существования этносов, этнические процессы; дать определение этническому самосознанию. Социально-психологическая сущность понятия «нация»; этнические и культурологические признаки нации; национальная идентификация.

Психологические особенности этнонациональной политики в Украине на современном этапе. Состояние языковой проблемы в начале XXI века. Пути и формы возрождения украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине. Популяризация народных обычаев — психологическая предпосылка утверждения их как духовной самоценности. Основные проблемы и задачи, стоящие перед Украинским государством в процессе осуществления толерантной этнонациональной политики.

План:

1. Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная модель этноса. Психологическая характеристика этноса.

2. Социальные нормы (ценности) этноса. Психологические нормы (ценности) этноса.

3. Этногенез украинского народа. Способы существования этносов. Этнические процессы. Этническое самосознание.

4. Социально-психологическая сущность понятия «нация». Этнические и культурологические признаки нации. Национальная идентификация.

5. Психологические особенности этнонациональной политики в Украине на современном этапе. Состояние языковой проблемы в начале XXI века. Пути и формы возрождения украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине.

Основная литература:

1. Баронин А.С. Этническая психология: Учеб. пособие. — К.: ПК ООО «Тандем», 2000. — 264 с.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект пресс, 2006. — 208 с.

3. Галустова О.В. Этнопсихология: Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2005. — 160 с.

Дополнительная литература:

1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1989.

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. Организационная культура, социально-психологический климат организации, критерии здоровог

... 1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. Организационная культура, социально-психологический климат организации, критерии здорового и нездорового климата в организации, основные ... характеристики руководителя организации с нездоровым и здоровым психологическим климатом. Поведение человека в организации складывается из двух составляющих, тесно ...

2. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. — СПб., 1994.

3. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1984.

4. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. — 2-е изд. доп. И перераб. — СПб., 2007, с. 242.

5. Пірен М. Основи етнопсихології: Підручник. — К., 1996.

6. Пірен М. Етнополітичні процеси в сучасній Україні. — К., 1999.

7. Хрущ В. Етнопсихологічні аспекти вивчення української ментальності // Ментальність. Духовність. Саморозвиток особистості: Тези доп. та матеріали Міжнар. наук.-практ. конф. — К.: Луцьк, 1994. — С. 161−163.

8. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. — М., 1985.

9. Этническая история народов Севера. / Гурвич И.С., отв. Редактор. — М.: Наука, 1982. — 273 с.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Пути и формы возрождения украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине.

2. Популяризация народных обычаев — психологическая предпосылка утверждения их как духовной самоценности.

3. Основные проблемы и задачи, стоящие перед Украинским государством в процессе осуществления толерантной этнонациональной политики.

4. Психологические особенности этнонациональной политики в Украине на современном этапе. Состояние языковой проблемы в начале XXI века. Пути и формы возрождения украинской культуры и культуры этнических меньшинств, проживающих в Украине.

Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная модель этноса. Психологическая характеристика этноса.

В отечественной науке долгое время было принято выделять стадиально-исторические разновидности этноса, связывая их с общественно-историческими формациями. В настоящее время эта типология дополняется новыми подходами, но в целом сохраняет свою значимость. Рассмотрим с этих позиций основные виды этноса.

6 стр., 2522 слов

2. Формы поведения животных

... общественным характером (коллективно, сообща работают). Сознание—высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой ... особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения. Навыки —способы поведения, приобретенные в ... к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения. Инстинкты—это врожденные, наследственно закрепленные ...

История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада. Это было сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия — возрастные, половые — не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Первобытное человеческое стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общения самосознание, формы выражения духовных переживаний.

Следующая, более высокая, форма этнической общности — род. В своем развитии она прошла три этапа: тотальный род, материнский род, патриархальный род. На первом этапе род представлял собой замкнутую и самодостаточную систему, т. е. был глобальной общностью. На втором и третьем этапах он уже не был замкнутой системой. С запретом половых контактов между ближайшими родственниками возникла система взаимодействия различных родов как условие воспроизводства первобытного общества. С эпохой родовой организации связано возникновение первых социальных институтов -кровное родство, общие предки, культовый ритуал и др. Утверждаются такие объединяющие факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык.

На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации — племя, объединяющее нескольких родов. На ранней стадии у племени отсутствовали какие-либо формы централизованной власти (высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых членов рода или общины), единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. С возникновением более сложной социальной организации (возрастные классы, мужские союзы и т. п.), развитой системы лидерства племя стало приобретать и более четкую организацию. Появляются общие формы культуры и идеологии -самосознание, религиозные верования, этногенетические предания и т. п. Власть все больше сосредоточивается в руках старейшин -- наиболее авторитетных представителей старшего поколения, наследственных вождей.

13 стр., 6062 слов

Социальные традиции жизни народов Дагестана

... 21 %) Социальное пространство в современной жизни людей обусловлено многими составляющими. Это провозглашаемая или ... Как и у других народов Дагестана, исторически сложившаяся идея общности и судеб нашла ... старшим и т.д. Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община ( ... метод депривации структурных звеньев самосознания Общей тенденцией проявления типа реакции при ...

Кровнородственная организация достигает своей последней ступени с созданием надплеменных объединений — союзов племен, в которые объединялись, как правило, сопредельно живущие и родственные по языку племена. Главным побудительным мотивом к созданию союза племен являлось чаще всего стремление устранить племенную междоусобицу, объединить силы для борьбы с другими, не родственными племенами.

Впрочем, появление союза племен не означало окончательной ликвидации родовой организации.

Развитие производительных сил, перемещение представителей разных родов и племен в рамках племенных союзов делало, в конечном счете, невозможным осуществление власти по родовой линии. Кровнородственный принцип стал повсеместно заменяться имущественно-классовым. На смену племенной организации приходит новая форма этнической общности — народ, народность.

Примером инструменталистского подхода к этничности в отечественной этнологии может служить информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Они предлагают описывать механизм существо­вания всех этнических общностей на основе связей, которые могут быть описаны в рамках понятия информации. Информационные связи существуют в виде различных форм коммуникаций. Любые отношения, в которые вступают люди между собой, сопровожда­ются потоком информации. Информация передается разными пу­тями — с помощью языковой коммуникации, в форме показа, под­ражания. В понятие «информация» входят также культурная тра­диция народа, его творческое наследие.

Информационная модель очень удобна, чтобы объяснить сего­дняшний всплеск этничности, взглянуть на этнос не только как на средство достижения экономических и политических целей, но и как на способ удовлетворения фундаментальной потребности лю­дей в определенной психологической стабильности. Исследователи все больше соглашаются с тем, что обращение к глубинным этниче­ским ценностям — это защитная реакция человеческой психики на сложность, обезличенность, суетность и неустойчивость современ­ной жизни. Этнос играет роль как бы информационного фильтра, необходимость в котором возникает в связи с особенностью совре­менной жизни усиливать психологическую потребность в устойчи­вых жизненных ценностях. Эта потребность объясняется тем, что человек как вид сформировался в принципиально иной информа­ционной ситуации, нежели та, в которой он оказался сейчас.

10 стр., 4684 слов

Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного человека в толпе

... коррекционная работа, её особенности и специфика организации и проведения. Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного человека в толпе. Эмоции ... Психологические теории эмоций. Теории эмоций в зарубежной психологии Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа ... себе.   Теории эмоций в отечественной психологии Рубинштейн. Эмоции и потребности. Эмоции связаны с ...

На протяжении всей истории человек обычно получал соци­ально значимую информацию от достаточно малочисленной, чет­ко определенной по составу группы. Человек привык жить в не­больших поселках, обитатели которых знают друг друга в лицо. Стабильность состава группы, наследование принадлежности к ней из поколения в поколение способствовали тому, что среди ее членов преобладали общее видение мира, общее представление о ценностях, нормах поведения, смысле жизни. Вследствие этого социальная информация, поступавшая к человеку, была относи­тельно однородна, циклична, упорядочена и требовала более од­нозначной реакции, чем сейчас.

В современном обществе человек одновременно входит во множество слабо связанных друг с другом групп, каждая из кото­рых предъявляет свои требования к его поведению, не только не согласующиеся, но и зачастую находящиеся в противоречии друг с другом. Поэтому психологические механизмы реакции, сформировавшиеся в процессе становления человека как вида, не соответствуют новой информационной ситуации. Как известно из результатов исследований психологов, информационные возможности человека лимитированы и не могут развиваться беспредельно без нанесения непоправимого урона личности. В силу этого обстоятельства его стремление к стабильности становится значимым мотивом поведения. И здесь этнические ценности с их стабильностью, наследуемым статусом имеют неоспоримое преимущество перед другими. Чем больше расхождение между информационными возможностями среднего человека и сложностью информационной ситуации, тем сильнее эмоциональная сторона этнического самосознания — чувства принадлежности к своему народу, стремление к использованию национального языка, к возрождению моральных ценностей, тра­диционных трудовых навыков.

6 стр., 2529 слов

Судьба народа: от «тутэйшых» к людям («туда и обратно»)

... ) тезис о том, что истинным народом являются только «простые люди»; б) веру некоторых фанатиков в ... . – А.Г.) белорусского менталитета и особенностей этничности крестьян XIX – начала ХХ веков ... ) менталитет, подспудно диктующий выбор сценариев и стратегий поведения; 3) этос – особая конфигурация, увязывающая ценности ... и представление об особой земле – Белой Руси – существуют уже не только для внутреннего ...

Этнос как социальная и психологическая общность людей устойчива во времени, является для каждого человека надежной группой поддержки, выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения для своих членов.

Немецкий исследователь В. Вундт в конце XIX — начале XX века явился создателем десятитомного научного труда «Психология народов». Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, которые проявляются, прежде всего, в языке, мифах, обычаях народа. Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно проанализировать народный дух, выявить общие законы его духовного развития. Вундт считает, что наука о «душе народа» или этнопсихология, призвана объяснять общие законы развития этой души.

В 20-е годы XX века в России философ Г. Г. Шпет предпринял попытку создать этническую психологию как отрасль психологии, изучающей такие проявления духовной жизни человека, как язык, мифы, верования, искусство.

Язык, мифы, нравы, искусство, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, которые являются типическими коллективными переживаниями. И этническая психология должна изучать эти типические коллективные переживания, эту эмоционально окрашенную систему представления, миропонимания, присущую той или иной общности людей, т. е. ответить на вопросы: «Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?».

Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к определенному народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.

13 стр., 6183 слов

Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

... различных этносов. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию дифференциации этнических общностей: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция. Этнические стереотипы и предрассудки. Автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические стереотипы восприятия. Особенности этнических стереотипов ...

Психология нации (национальная этническая психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя «психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера».

Национальная психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях.

Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.

Можно выделить следующие национально-психологические особенности:

1) мотивационно-фоновые особенности — степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;

2) интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан часто характеризуют как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям»);

3) познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира);

4) эмоциональные особенности (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств, например немцы и англичане выдержаны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность);

5) волевые особенности (устойчивость, длительность волевых усилий);

6) коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности).

В национальной психологии как явлении общественного сознания можно выделить 4 сферы. Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности. Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных и интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности.

Эмоционально-волевая сфера обусловливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Коммуникативно-поведенческая сфера свидетельствует, что у каждого народа есть свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства.

Каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обусловливает своеобразие эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера, привычные формы реагирования национальной общности.

Этногенез украинского народа.

Формирование этнического самосознания украинского народа неразрывно связано с формированием самого народа (этногенезом).

Поэтому, рассматривая украинскую культуру, нельзя не остановиться на проблемах этногенеза украинцев. Напомним основные взгляды:

1) теория «исконности» — украинцы существуют столько, сколько вообще существует человек современного типа, то есть от 30−40 тысяч до 2−3 млн. лет;

2) теория автохтонности (М.Грушевский), согласно с которой этническую основу украинцев составляло население позднего палеолита, которое проживало на территории Украины, а россияне и белорусы имели свою отдельную этническую основу и территорию проживания;

3) теория «единственной колыбели» (которая была общепринятой в СССР в 1950−80-ые годы): зарождение и развитие трех близких славянских народов из единственной древнерусской народности;

4) теория «независимого развития отдельных восточнославянских народов», то есть украинцев, россиян, белорусов, которая получила распространение в последнее время.

Проведем общий экскурс в украинскую историю, чтобы сформировать представление о том, как формировался украинский этнос.

Сегодня подчеркивается, что Киевская Русь была полиэтничным, то есть многонациональным государством. В основном в современной литературе началом нациогенезиса украинцев считается период Киевской Руси, хоть он и не достиг тогда завершения. Впоследствии в результате неблагоприятных исторических обстоятельств этот процесс был прерван и возобновился в полную силу в XV-XVII столетиях. В этом, вероятно, и заключается специфика этногенеза украинцев.

Украинский этнос окончательно сформировался на рубеже XVI—XVII вв.еков, причем катализаторами этого процесса стали угроза физического уничтожения со стороны Степи (образование Крымского ханства — вассала османской империи), национальный гнет польской шляхты и внутренняя измена элиты — переход аристократии к католичеству и заключению церковной унии. На волне национальной борьбы рослое национальное самосознание. Последняя оказалась на бытовом уровне в осознании своей принадлежности к «русскому народу», а на высшем, идеологическом уровне — в борьбе за национальные права, за православие, за создание национальных государственных институтов и атрибутов.

Сложность этнической истории украинцев отразилась и в разнообразии самоназваний (этнонимов), названий со стороны других народов, а также названий страны и государства. С момента зарождения украинского этноса ключевым было понятие Русь. Причем в разные периоды доминировали такие его варианты: VI-XI ст. — Русь; с 1395 г. — Малая Русь; в XVII-XVIII ст. — Малороссия; XIX ст.-начало ХХ ст. — Украина-Русь. Признание названия «Украина» (впервые упомянуто в 1187 г.) состоялось в XVII веке, но тогда оно сосуществовало с другим — «Малороссия», которое приобрело широкое распространение после присоединения Украины к Московскому государству. Только с начала ХХ века этноним «Украина» стал доминирующим.

Следует выделить и такую особенность: сначала Русью, а затем Украиной называли центральную область, то есть Киевскую землю, а затем отсюда наименование «Русь» распространилось на все восточное славянство, а «Украина» позже на все украинство. То есть название «Русь» сформировалось как общеславянский термин, и именно поэтому Московское государство взяло его себе в название для утверждения концепции «Третьего Рима». Что касается названия «Украина», то есть несколько объяснений его происхождения: либо от «края» — границы со Степью, либо от слова «страна» другая версия — «край» как родина, отчизна, и др.

Что касается самоназвания «украинец», то оно долго было малораспространенным. Это во многом можно объяснить трудностями этносоциального развития. Синонимами выступали термины «казак», «казацкий народ», одновременно продолжали существовать и старые самоназвания «русськи», «русины». Только в условиях национального возрождения во второй половине XIX века окончательно утвердилось самоназвание «украинец». Таким образом, в этнической истории украинцев можно выделить три ключевые этнообъединяющие самоназвания:

Сегодня украинцы составляют основное население государства Украина. Это один из наибольших народов Европы и второй по численности в славянском мире. Согласно с последней переписью (В 1989 г.) украинцы в своей стране составляли почти две трети населения (72,7%).

Здесь проживало 84,8% украинцев, какие жили в тогдашнем СССР — 37,4 млн. В основном украинцы равномерно распределены по всей территории государства за исключением Крыма и юго-востока. В сельской местности они составляют до 90% населения, в городах — до 70%.

В мировом контексте украинцы принадлежат к славянской группе индоевропейской этнолингвистической семье.

Способы существования этносов.

Этническое развитие в отличие от социального дискретно, то есть прерывисто. Это связано с внутренними и внешними процессами, влияющими на функционирование этносов, а следовательно и на их существование. В специальной литерату­ре выделяются следующие способы существования этносов:

• зарождение;

• расширение;

• снижение уровня активности, или распад;

• переход в гомеостаз, то есть статическое состояние эт­носа.

Под зарождениемпонимается процесс образования этно­са в ходе сецессии, или ассимиляции. Это первичный этап об­разования этнической общности, если рассматривать его во временном плане.

Вторым этапом существования и развития этноса являет­ся расширение. Под ним подразумевается укрепление связей внутри этноса, а также увеличение количества его членов за счет ассимиляции соседних этнических групп. В ходе расши­рения этническая группа постоянно прогрессирует, так как внутри данного этноса происходят внутренние психологиче­ские процессы, обусловливающие его непрерывное развитие. На этом этапе растет уровень этнического (и национально­го) самосознания, результатом чего является гармонизация этноса и его развитие. Однако этот процесс происходит до тех пор, пока члены этнической общности не станут выделяться по отдельным признакам в новые этнические группы. Стрем­ление к выделению может быть обусловлено тем, что в резуль­тате ассимиляции соседних этносов происходит дифференци­ация в пределах данной этнической общности по каким-либо критериям (экономическим, культурным, социальным, рели­гиозным).

Появление дискриминационных процессов внутри этноса способствует соответственно падению уровня этнического са­мосознания, обесцениваются национальные идеи, так как личные мотивы начинают превалировать над национальными. Как результат мы наблюдаем снижение уровня активности этноса. На таком этапе этнос становится наиболее уязвимым, что может привести к внешней агрессии со стороны других этни­ческих общностей либо к его ассимиляции соседними общностями и к последующему распадувследствие утраты террито­рии, культуры, языка и единства.

Процесс распада либо снижения активности этноса может трансформироваться в гомеостаз, при котором этнос находит­ся в статическом состоянии. Гомеостаз представляет собой подвижное равновесное состояние этнической общности, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равнове­сие внешним и внутренним факторам. Понятие гомеостаза сложилось первоначально в физиологии для объяснения по­стоянства внутренней среды организма и устойчивости его основных физиологических функций. Эта идея была развита американским физиологом У. Кенноном в учении о «мудро­сти тела как открытой системы, непрерывно поддерживающей стабильность». Принцип гомеостаза перешел из физиологии в этнопсихологию, приобретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратной свя­зи. Представление о том, что каждая система стремится к со­хранению стабильности, было перенесено и в этнопсихоло­гию. Каждая этническая общность стремится к стабильности, однако на определенном этапе эта стабильность перестает со­провождать прогрессивное развитие этноса, что приводит к состоянию гомеостаза. Примером этнических общностей, на­ходящихся в состоянии гомеостаза, являются индейские пле­мена Северной Америки, сохранившие развитие и культуру конца XIX — начала XX века, которые, однако, не распались, так как сохранили сильное этническое самосознание.

Это типичное энергетическое состояние системы, обмени­вающейся информацией и энергией с окружающей средой. Общественные же институты этносов различны. Это значит, что социальная форма движения материи и этногенез — два различных процесса, хотя и соотносимых и даже пересекаю­щихся.

Этнические процессы

Для каждой этнической группы характерны определенные процессы, действующие изнутри или извне на ход развития этой группы. Этнические процессы подразделяются на про­цессы этнического объединения, включающие консолида­цию, ассимиляцию и интеграцию, и процессы этнического разъединения, когда единая общность распадается на несколь­ко самостоятельных частей. Однако одни исследователи трак­туют их широко, полагая, что они охватывают социально-экономические и социально-культурные процессы. Другие понимают этнические процессы узко и не включают в них экономические, политические и культурные преобразования, бесспорно влияющие на этническое развитие. Так, И.С. Гурвич, сторонник первой точки зрения, утверждает, что этниче­ские процессы — это «различные виды взаимодействия этно­сов, приводящие к изменению старых и возникновению новых этнических образовании. Основные из них:

консолидация народностей из близкородственных племен и этнографических групп;

консолидация наций из близких по языку и культуре народ­ностей, этнографических групп, национальных меньшинств и т. д.;

сближение и постоянное слияние между собой различных народностей и наций;

ассимиляция отдельных племен, этнических групп, народно­стей и наций в ходе консолидационных процессов".

По мнению же В.И. Козлова, основным критерием для вы­деления этнических процессов является изменение главного этнического детерминанта — этнического самосознания, выра­жающееся в постепенной замене чувства принадлежности к од­ной этнической общности чувством принадлежности к другой общности. До сих пор в литературе еще нет установившейся типологии этнических процессов. Большинство этнографов раз­личают два основных типа: консолидацию и ассимиляцию. Но и в определении этих понятий нет единого мнения. Одни по­нимают под консолидацией слияние нескольких самостоятель­ных народов, родственных в языковом и культурном отноше­нии, в единую этническую общность, тогда как другие при­меняют термин «консолидация» и для обозначения процесса внутреннего сплочения уже в основном сформировавшихся народов. Иногда консолидационные процессы рассматриваются и как поглощение каким-либо народом других (неблизких) эт­нических групп, хотя в этом случае было бы правильнее гово­рить об ассимиляции. Под ассимиляцией понимают «процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся народов, обыч­но значительно отличающихся своим происхождением, языком и культурой и имеющих четкое этническое самосознание. Сущность процесса ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей и индивидуумы, принадлежащие к одному народу, вступая в соприкосновение с другим народом (и оказываясь в сфере этого на­рода), в результате общения с ним утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру данного народа, воспринимают его язык и перестают считать себя принадлежа­щими к прежней этнической общности». Различают есте­ственную ассимиляцию, которая обусловлена расширяющими­ся межэтническими контактами в результате происходящих со­циально-экономических сдвигов, и насильственную ассимиля­цию, которая связана с определенной политикой официальных кругов той или иной страны. Помимо общеупотребительных типов этнических процессов консолидации и ассимиляции В.И. Козлов предлагает ввести еще один — «этническое раз­деление», понимая под ним процесс, при котором от прежней единой этнической общности отделяется другая общность, или когда первая целиком делится на две или больше частей, каж­дая из которых становится самостоятельным народом. В иностранной специальной литературе этническим процессам уде­ляется незначительное внимание, и авторы зачастую ограничи­ваются лишь их констатацией.

Этническое самосознание

Этническое самосознание- это идентификация, т. е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы».

Все эти представления эмоционально отражены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания, способные стимулировать поступки людей.

Некоторые исследователи выделяют 4 «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный».

Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах.

Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм — моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны.

Структура этнического самосознания не до конца определена.

Туда входят:

— национальная идентификация;

— представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;

— представления об общности исторического прошлого народа;

— представления о территориальной общности («родной земле»);

— представления о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях.

Самостоятельным элементом является отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям. Понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным языком.

Но данное явление происходило не только с языком. То же было с религией, обычаями, правилами повседневной жизни. Шаг за шагом, с разной скоростью для разных социальных, этнических, лингвистических или конфессиональных групп, общество вытеснялось в мучительные поиски нового «мы» и нового «они». При этом власть сыграла огромную, решающую роль в развитии данных процессов в том или другом направлении.

Социально-психологическая сущность понятия «нация». Этнические и культурологические признаки нации. Национальная идентификация.

Высшей формой этнической общности является нация. Главное, что отличает нацию от обычной этнической общно­сти — это не только уровень социально-экономического раз­вития, но и ее внутренняя структура, основанная не на кров­ном родстве, а на социальном принципе. Для нации характер­ны большая внутренняя сплоченность и высокий уровень на­ционального самосознания. В русском языке слово «нация» имеет более узкое значение, чем в западноевропейских язы­ках. В английском языке, например, под «нацией» понимает­ся: племя и его этническая территория; народ; этническая об­щность; независимое государство — иными словами, «нация» обозначает и этническую общность, и страну, где живут эти люди. В украинском и русском языках понятие «нация» упо­требляется для обозначения устойчивой этнической общно­сти. Нация обладает определенными признаками — общностью территории, экономической жизни, языка, материальной и духовной культуры, этнического самосознания. В литературе нередко можно встретить такие сочетания: «народ и нация», или «народ и народность». Здесь спутаны два различных по­нятия. Народность и нация — это типы этнической общности, в то время как слово «народ» охватывает и племя, и народность, и нацию, — иными словами, все виды этнических общностей. По поводу понятия «нация» в последние годы теоретиками велась оживленная дискуссия. При большом многообразии определений нации, данных западными учеными, можно вы­делить несколько наиболее типичных. Большинство исследо­вателей считают основой для формирования нации коллектив­ное сознание чувства общности, которое проявляется в стрем­лении жить вместе. Высшей формой этого стремления явля­ется желание иметь свое государство.

Общность языка является одной из характерных черт нации, так как не всякая устойчивая общность создает нацию. Швей­царцы составляют устойчивую общность, однако их никто не называет нацией. В данном случае общность национальная не тождественна общности государственной. Национальная общ­ность немыслима без общего языка, в то время как для госу­дарства общий язык необязателен. Следует отметить, что речь в данном случае идет о разговорных языках, а не об офици­ально-канцелярских. Однако если бы язык был настолько ре­шающим признаком, то тех лиц, которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы при­знать денационализированными, в результате чего, например, венгры, владеющие и венгерским и немецким языками, не могли бы считать себя по национальности венграми. То же от­носилось бы и ко всем «многоязычным» лицам и народам. В связи с этим, если принять этот признак единственным, то остается целый ряд противоречий и сомнений. Первое сомне­ние может быть сформулировано следующим образом: насколько расходящимися должны быть языки или наречия, чтобы язык, а соответственно и народ, говорящий на нем, могли быть при­знанными в качестве самостоятельных национальных единиц. Общий язык присущ определенной нации, однако это не ис­ключает использование того же языка другой нацией. В данном случае должно соблюдаться правило, предусматривающее на­личие одного языка для одной нации. Например, англичане и американцы говорят на одном языке, однако не принадлежат одной нации, и прежде всего в силу того, что они проживают на разных территориях, и именно проживание на разной тер­ритории обусловило разделение англичан и американцев на две нации с XVIII века.

Таким образом, общность территории является одной из характерных черт нации. Однако нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственной орга­низации, как, например, Польша в период разделов. Но сле­дует подчеркнуть, что политические функции выполняли тогда институты государств-завоевателей, а поляки сохраняли не­которые суррогаты собственных политических институтов или их замену в виде объединений и добровольных организаций, решавших существенные политические задачи. Столь же оче­видно, что существуют многонациональные государства, об­разующие, однако, характерный национальный тип, напри­мер, Соединенные Штаты Америки, в которых нация иден­тифицируется с государством, и термин «nation» относится здесь как к государству, так и к совокупности его граждан.

Кроме общей территории, необходима еще и внутренняя экономическая связь, объединяющая отдельные части нации в одно целое. Возвратимся к примеру народов Англии и США — между ними нет такой связи, вот почему они состав­ляют две различные нации. Но сами американцы не являлись бы нацией, если бы отдельные уголки США не были связа­ны между собой в экономическое целое благодаря разделению труда между ними, развитию путей сообщения. Другой осо­бенностью нации выступает общность экономической жизни и экономическая связность. Однако и это не является един­ственно правильным признаком нации, так как, например, экономические интересы украинского инженера не схожи с интересами его немецкого коллеги. Не единственно решаю­щим, однако имеющим право на существование, является признак осознания своей принадлежности к определенному по­литическому образованию, вызванного различными причина­ми — религиозными, экономическими, правовыми, един­ством языка, исторической традицией и т. д. Если рассмотреть это определение, то очевидно, что центр тяжести лежит на психологическом отнесении себя к тому или иному обществу или группе.

Ни один из указанных выше признаков, взятый в отдель­ности, не достаточен для определения нации. Однако доста­точно отсутствия одного из этих признаков, чтобы нация пе­рестала быть нацией. Возможно представить себе людей с об­щим национальным характером, но не являющихся нацией по причине экономической разобщенности, проживания на разных территориях, употребления разных языков в общении. Таким образом, только наличие всех признаков, взятых вмес­те, образует понятие «нация». Нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, то есть имеет свою историю, начало и конец.

Значение наций основано на том, что:

1) нации — это очень устойчивая форма общности, неред­ко существующая тысячелетиями;

2) они создают устойчивое культурное наследие;

3) они формируют сильное чувство идентификации инди­видов с общностями. Принадлежность к нации, которая дает индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, — это основа самоопределения индивидов;

4) они создают очень сильное чувство солидарности меж­ду членами общности и антагонизм по отношению к чужим. Эти черты приводят к тому, что нации становятся источни­ком сильных общественных движений и крайних идеологий. Среди них особого внимания этнопсихологов заслуживает на­ционализм.

Население Украины полностью соответствует понятию на­ции. Оно имеет территорию, государственный язык, представ­ляет собой экономическую общность и осознает свою принад­лежность к единому политическому образованию.

Здесь необходимо отметить то, что несмотря на существование, по крайней мере, двух значительных по количеству этни­ческих групп — русских и украинцев, а также фактического двуязычия, вопрос о том, является ли украинский народ на­цией, имеет лишь один ответ. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что признаки, определяющие нацию, могут быть и не столь ярко выраженными. В связи с этим определение на­ции требует тщательного анализа ее этнического состава и со­циальной среды существования.

С вопросом понятия нации непосредственно связана про­блема отождествления человека с определенной нацией. Этот процесс называется национальной идентификацией.

Национальная идентификация — это процесс самоотожде­ствления с нацией на основании какой-либо связи, а также включения в свой собственный мир и принятия норм, ценно­стей и образцов этой нации.

Большое значение в наследовании черт национального ха­рактера имеет его социально-психологический механизм, ко­торый называется «традиционным».

Традиции — это синхронизированные, подчиненные наци­ональному идеалу верования, способы мышления, стремления, нормы поведения предыдущих поколений, которые разделяет и воспроизводит поколение живущих. Придерживаясь традиций той или иной социальной среды, человек выражает свою со­лидарность и принадлежность к ней, за что получает одобре­ние и поддержку — источник позитивно окрашенного эмоци­онального состояния, которое можно назвать «чувством защи­щенности», и в результате — внутренний душевный комфорт.

Практически все психологические теории нации так или иначе отрицают объективную действительность нации. Это осо­бенно хорошо видно на примере теории «национальной иден­тификации». Основные идеи этой теории таковы: национальные отношения — это одна из форм проявления фундаментальной психологической закономерности, называемой «отождествле­нием» («идентификацией»); существует как позитивное, так и негативное отождествление. Приведем пример, взятый из од­ного французского журнала по социальной психологии. «Ин­дивидуум «Р» негативно отождествляется с объектом «У» в той мере, в которой «Р» склонен радоваться всему, что плохо для «У», или быть недовольным тем, что хорошо для «У». Различаются два типа «национальной идентификации»: идентификация индивиду­ума либо с совокупностью своих сограждан, либо с символами, пред­ставляющими национальное единство и национальный суверени­тет. Первый тип — это идентификация с «национальной общно­стью», второй тип — идентификация с «нацией-властью». На этом основании делается вывод о наличии «демократической лич­ности» и «авторитарной личности». Нетрудно заметить, что теория «национальной идентификации» может быть легко на­правлена против любого национально-освободительного дви­жения, против легитимного стремления народов к националь­ной независимости и национальному суверенитету.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector