Статья — Концепция Баклановой

Бакланова Т.И., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я.

Концептуальные основы развития современного этнокультурного образования

Идея разработки концептуальных основ развития современного этнокультурного образования возникла у авторов данной статьи на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное этнохудожественное образование: Методология. Проблемы. Технологии», проходившей в 2004г. в Шуйской государственном педагогическом университете. На этой конференции, где присутствовали ученые и руководители образовательных учреждений многих регионов России, был широко представлен опыт успешного развития системы профессионального, общего и дополнительного этнокультурного образования.

Наряду с позитивными тенденциями, участники конференции отразили в своих выступлениях организационно-управленческие и социально-психологические проблемы дальнейшего развития этнокультурного образования, необходимость его более широкой государственной поддержки.

С этой целью и была высказана идея о разработке, публикации и широком общественном обсуждении «Концепции этнокультурного образования в России», а также о представлении ее текста в органы управления образованием и культурой как основы для создания Федеральной и региональных программ развития этнокультурного образования, а также для внесения соответствующих корректив в современную государственную образовательную и национально-культурную политику России.

В настоящее время Концепция приобрела особую актуальность в связи с Решением Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006г.) и переходом вузов с 2009г. на новые государственные стандарты высшего профессионального образования, в том числе — по направлению «Народная художественная культура».

Дадим общую характеристику этой Концепции.

Концепция разработана в русле Закона Российской Федерации «Об образовании», который гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В этом документе отмечается, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

Концепция раскрывает возрастающую роль этнокультурного образования в современном российском обществе, предлагает стратегические направления государственной политики в этой сфере, намечает перспективы развития этнокультурного образования в единстве его целей, задач, содержания, принципов, организационных форм и условий развития.

12 стр., 5683 слов

Значение методов социологии в развитии науки об государственно-административном управлении

Введение Деятельность в сфере государственного управления имеет свои особенности, заключающиеся главным образом в концентрации внимания на решении вопросов общественного значения. Соответственно, методология решения возникающих здесь проблем не может не включать в себя, наряду с критериями эффективности, также критерии публичности и социальной консолидации. В соответствии с этими требованиями, ...

Этнокультурное образование рассматривается в Концепции как целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

В Концепции определяются ключевые понятия: этническая культура и народная художественная культура. Этническая культуравключает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса).

В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции).Народная художественная культура(или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народными музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса. Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и с народным воспитанием.

Народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается авторами Концепции как системообразующий компонент этнокультурного образования.

Этнокультурное образование обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой — сохранение культурной идентичности собственного народа.

11 стр., 5154 слов

Мотивация с позиции психологии образования. Мотивационно обусловленное забывание в концепциях З. Фрейда и К. Левина

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Мотивация с позиции психологии образования. Мотивационно обусловленное забывание в концепциях З. Фрейда и К. Левина ( ...

Вместе с тем, в связи с недостаточной государственной поддержкой и недооценкой значимости этнокультурного образования, его педагогический потенциал реализуется далеко не в полной мере. Это подтверждается, в частности, результатами исследования Центра национального образования РГПУ им. А.И.Герцена (директор Центра – академик-секретарь отделения «Русская школа» Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор И.Ф.Гончаров).

Опрос около восьми тысяч старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга показал, что лишь немногие воспринимают как важнейший элемент образа жизни национальную культуру. Среди самых значимых ценностей опрошенных – богатство, тусовки, ничегонеделание, высокооплачиваемый труд без напряжения и т.п. Отечественная история попала на 23-е место, а родное слово – на 26-ое. Совсем не входят в число приоритетов патриотизм, моральные ценности, самообразование и самовоспитание, духовность .

Эти крайне тревожные данные доказывают, что разработка и реализация программ этнокультурного образования необходима во всех типах и видах образовательных учреждений.

В Концепции учтены несколько методологических подходов к развитию системы этнокультурного образования и ее подсистемы — этнохудожественного образования:

Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации (ее этносферы).

Этот подход рассматривает человека и человеческие общности (в том числе-этнические) в разных этно-национальных и цивилизационных культурных системах, на разных стадиях истории развития человечества и отдельных народов.

Художественно-эстетическийподход,позволяет соединить процесс этнохудожественного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. В основе этого подхода лежит закон собственно человеческого отношения к миру вещей и миру людей, а также закономерности порождения смысла произведений искусства. Каждое произведение народного искусства, как и профессионального, всегда имеет определенную энергоинформационную структуру, ему присущ весь спектр знаков и символов, отражающих и характер функционирования произведения, и тип передаваемой информации. Потому, любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация. Произведение искусства – это особое пространство личностных или коллективных смыслов, символов, знаков. К ним относятся знаки отражающие признаки принадлежности к культуре, рукотворности происхождения предмета, дающие зрителю установку на определенный тип восприятия; знаки, говорящие о его принадлежности к определенному виду искусства, о его назначении и типе социального функционирования; знаки, регулирующие поведение человека и содержащие этнические нормы отношений между людьми, связанные с обрядами, ритуалами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры; знаки несущие информацию о принадлежности произведения к прошлому, настоящему, будущему, к вечности; знаки, несущие систему идей или целостную художественную концепцию мира и личности; знаки национальной принадлежности и знаки, выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззренческие представления о мире, о Вселенной. Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, ведет к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности, заложенных в глубинах содержания произведения искусства.

8 стр., 3848 слов

Развитие представлений о смысловых образованиях личности в деятельностном подходе

Развитие представлений о смысловых образованиях личности в деятельностном подходе Реферат по курсу «Методологические основы психологии» студентки Палт Е.А., 55 гр. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра педагогики и педагогической психологии. Москва, 2001 год. Человек в мире и мир в человеке. Эта формула, представленная в книге Д.А.Леонтьева, ...

Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в преподавании народной культуры. Необходимость такого подхода обусловлена пониманием того, что в рамках конкретного исторического периода все уровни человеческой сущности переплетаются, находя выражение в отдельной человеческой личности, «как потенциальной вселенной». Потому в процессе образования и формирования целостной личности немаловажное значение приобретает интегрирующее начало, способное комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности /психофизиологический, психический, личностный/. Такими универсальными качест­вами, как доказано научными исследованиями искусствоведов /П.П.Богатырев, Г.К.Вагнер,B.C.Воронов В.Е.Гусев, и др./, обладает синкретичная и полифункциональная традиционная художественная культура Это позволяет рассматривать народное искусство как явление, обладающего интегрирующими качествами, обеспечивающими внутрипредметный художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов художественного творчества; междисциплинарный гуманитарный синтез искусства, родного языка, фольклора, литературы, истории, необходимый в целостном освоении личностью духовного содержания культуры; универсальный синтез разных областей человеческого знания, в том числе естественно-научного и математического, в целостную систему на основе образов, тем, понятий и текстов, обладающих универсальным знанием.

2 стр., 618 слов

Факторы речевого развития человека

Татарис Е.В. Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи, тех движущих сил, которые не всегда заметны, но играют в нем ведущую роль [3]. Для нормального становления речевой деятельности необходимо ...

Интегративный подход к этнокультурному образованию предполагает согласованность, непрерывность, преемственность ценностных ориентиров, концептуальных оснований, интегративность содержания образования, образовательных технологий в разных звеньях этнокультурной образовательной системы. Интегративные связи в этнокультурном образовании можно представить в виде трех стержневых параметров: таких, как человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем. Понимание того, как решались эти сущностные для каждого народа и человека проблемы предками, помогает потомкам восстановить преемственность культуры, понять ее место в мировом культурном процессе, найти соответствующие традициям современные новации в решении нынешних острых социально-исторических, экологических, нравственно-эстетических и многих других проблем.

Личностно-ориентированный подход.Этот подход ставит растущую личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личности полноценное вхождение в культуру. Вхождение личности в культуру представляет собой двуединый процесс, который, с одной стороны, предполагает вхождение индивида в конкретную форму культуры, освоение уже имеющихся культурных образцов, устойчивых моделей мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, суждений, культурных формул и символов, специфически особенных для конкретной этнокультуры и передаваемых с помощью механизма традиции в процессе непосредственной межличностной коммуникации (инкультурация) С другой стороны, личностью усваивается социально-актуальный культурный опыт, позволяющий включиться личности в самостоятельное участие в культурных изменениях в пределах, установленных конкретным обществом (социализация).

7 стр., 3166 слов

Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии

Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии Начну с трех безрадостных впечатлений, которые, к сожалению, до сих пор определяют не только индивидуальное, но и общественное самосознание, свойственное эпохе последних российских реформ. Первое из впечатлений относится к тому, уже редко вспоминаемому периоду осени-зимы 1991 года, когда на фоне эйфории от внезапной свободы ...

На этом уровне человек приобретает право личного участия в творческой интерпретации известных ему образцов, экспериментировать с ними, вместе с тем он принимает на себя ответственность за принимаемые решения.

Процессы социализации и инкультурации человека проходят одновременно и в равной степени важны для каждого человека. Благодаря единству этих процессов человек формируется, становится как личность, социально и культурно адекватная обществу. Однако, именно инкультурация лежит в основе приобретения личностью качеств культурного своеобразия своего народа, обеспечивает не только воспроизводство «культурного человека», сохранения стабильность культуры, но и содержит механизмы ее изменчивости, развития.

Этот подход позволяет видеть процесс развития личности в контексте концепции гуманизации образовательной системы в целом; рассматривать народную и искусство как явления, способные комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности и влиять на ее нравственно-эстетическое и творческое развитие.

Этнорегиональный подходобусловливает возможность органичного включения регионального компонента в содержание дошко­льного, школьного и вузовского образования.

В современном мире в суперэтнических культурах, когда усугубляется социальная дифференциация, и когда различия в этническом смысле начинают преобладать над подобием, объединяющим культурным началом служит совместная символическая среда. Для России – это символы исторической родины, географическое пространство, «родная сторонка», («вмещающий ландшафт»).

Признаки этничности, отраженные в фольклоре, былинах сказаниях, которые выступают ценностно-нормативным регулятором поведения, содействуют культурной консолидации в пределах одного или нескольких этносов. Эта система общих значений символического поля, усвоение которой происходит с младенческих лет (инкультурация), переживаясь на эмоционально-чувственном уровне, становится основой формирования патриотизма, нормального чувства национального достоинства. Формируя единую символическую среду, этничность выступает также в роли своеобразного информационного фильтра, позволяющего систематизировать и упорядочить хаосный поток противоречивой информации, в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами. Этнорегиональный характер содержания учебной деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов. В конечном итоге это влияет не только на формирование национального самосознания, но и на уважительное, толерантностное отношение к иным культурам и народам.

6 стр., 2819 слов

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие

  И. И. Соколова (Санкт-Петербург) 5 марта 2008 года на базе Государственного научного учреждения «Институт профессионально-технического образования» Российской академии образования, основанного в 1963 году, Постановлением Президиума Российской академии образования было создано Учреждение РАО «Институт педагогического образования», переименованное в декабре 2011 года в Федеральное ...

Экологический подход – сохранение единства, связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества. В народной культуре и искусстве природа – всегда выразитель красоты, добра, она слита с нравственным миром, поэтому природное выступает как критерий человеческих ценностей. Экология природы, экология культуры не может не включать экологию этнической культуры и народной искусства. Этот подход предполагает включение в содержание этнокультурного образования широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, общение с которым поможет сформировать у учащихся целостный многомерный художественный образа Родины, ценностное отношение к окружающему природному миру единой планеты Земля. Личность при таком подходе помещается в фокус рассмотрения высшего смысла бытия, безусловной ответственности, определяющий не права, а обязанность человека перед миром, что в конечном итоге должно привести к развитию природосберегающего «чувства дома», воспитание любви и уважения к родной природе во всех ее проявлениях, ко всей планете, формирование экоадекватных видов культуротворческой активности.

Деятельностный подход— неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе народных традиций. Он помогает развивать естественную мотивацию учения и художественного творчества, способность личности понимать смысл поставленных задач, планировать и выполнять учебную работу, контролировать и оценивать ее результаты. Деятельностный подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к опыту сохранения и развития традиций народной культуры, имеющемуся в том или ином регионе. Учащимся данный подход позволяет самостоятельно осваивать локальную этнокультурную среду, непосредственно участвовать в различных программах и проектах возрождения и развития национально-культурных традиций того или иного народа.

Этнокультурное образование нацеленона освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует прежде всего ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов.

Система этнокультурного образования призвана содействовать решению нескольких групп актуальных задачвоспитания, обучения, развития личности, а также ее социализации, социокультурной и этнокультурной адаптации и коррекции.

  • Первая группа задач включает воспитание этнической культуры личности, в том числе ее этнокультурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, и др. В него входят также задачи реализации педагогического потенциала народной культуры, народного художественного творчества как средств патриотического, нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания личности, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Этнохудожественное образование призвано способствовать формированию у учащихся чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.
  • Вторая группа задач связана с формированием и развитием этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения, обучением их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной культуры, формированием представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуры, с практическим освоением разливных видов этнохудожественной и этнопедагогической деятельности. В эту группу задач входит также подготовка кадров к профессиональной деятельности в сферах этнокультурного образования и народного художественного творчества в рамках действующей вузовской специальности «Народное художественное творчество», действующего направления высшего профессионального образования «Народная художественная культура», а также перспективного направления подготовки педагогов-этнокультурологов «Этнокультурное образование», которое необходимо включить в новый классификатор специальностей.

Третья группа задач – это развитие личностных качеств учащихся средствам этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, как средства развития их творческих способностей, потребностей в самопознании и саморазвитии, способности к самоактуализации и др. Необходимо также развивать у учащихся культурно-историческую память, особых качество мышления и мнемоники в процессе системного, комплексного освоения народного искусства с привлечением произведений народного творчества, не только принадлежащих отечественным многообразным региональным стилевым традициям, но и созданных народами мира. В процессе этнохудожественного образования необходимо развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.

  • Четвертая группа задач состоит в необходимости привлечения ресурсов этнокультурного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения личности, для профилактики болезненных зависимостей у детей и подростков, для их социализации и оздоровлении посредством, например, современных методик фольклорной терапии и других видов арт-терапии на материале и средствами народной культуры и искусства.

Содержание и принципыэтнокультурного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению этнокультурных потребностей и интересов личности и этносов, проживающих в России.

Содержание этнокультурного образования включает в себя монокультурный и поликультурный компоненты.

Первый из этих компонентов предполагает освоение учащимися только одной этнической культуры (например, своего народа или народа, являющегося в данной стране государствообразующим), а второй компонент – изучение и сравнительный анализ нескольких этнических культур, выявление в них общего и особенного.

Монкультурный компонент позволяет раскрыть учащимся уникальность образа жизни того или иного народа, его верований, этических цен­ностей, жизненных приоритетов, обусловленных географиче­скими, историческими, психологическими особенностями этноса. Поликультурный компонент этнокультурного образования (или поликультурное образование) позволяет по­казать народную культуру как «единство в многообра­зии», а культурные достижения любого этноса России как составную часть российской и мировой культур.

На основе изучения родной культуры и культур других народов формируется личность, отличающаяся «мобильностью, открытостью и толерантно­стью, развитым чувством ответственности за судьбу страны, готовностью к межкультурному взаимодействию» (См.: Кон­цепция модернизации российского государства на период до 2010г.-М.,2001.-С.1-2).

Содержание этнокультурного образования в России должно включать в себя инвариантную и вариативные части.

  1. Культура и художественное творчество русского народа как государствообразующей нации в РФ (инвариантная часть содержания этнокультурного образования).
  2. Культуры и художественное творчество других народов России (вариативная часть содержания этнокультурного образования).
  3. Культура и художественное творчество народов зарубежных стран (вариативная часть содержания этнокультурного образования).

Первый из этих трех компонентов содержания этнокультурного образования должен найти отражение в федеральных компонентах государственных образовательных стандартов и базовых учебных планов, а остальные – в национально-региональном и школьном (вузовском) компонентах данных стандартов и учебных планов.

В содержании этнохудожественного образования выделяется несколько групп базовых единиц эстетических знаний и художественно-творческого опыта:

  1. Содержание, раскрывающее специфику художественного образа в народном искусстве: видовой образ, образ-символ, знак, архитепические, концептуальные образы.
  2. Содержание, раскрывающее народное искусство как тип художественного творчества, как этническую культурную целость, которому присущи:
  • коллективное начало, традиция ─ закон развития народного искусства;
  • устойчивость тем и образом;
  • принципы народного творчества ─ повтор, вариации, импровизации;
  • универсальность языка, понятного всем народам мира;
  • всечеловечность духовных ценностей, выражение этнического ядра народной культуры и искусства.
  • Содержание, раскрывающее народное искусство во взаимосвязях с классическим и современным искусством, в диалектическом взаимодействии их неспециализированных и профессиональных форм.

Освоение разнообразия региональных стилевых примеров национального искусства осуществляется с выявлением общих конструктивных принципов и способов художественной реализации единой духовной сущности: единства жизни человека и природы (архетипы, народные календари и космология); исторической народной памяти и смысла индивидуальной человеческой жизни (художественные традиции, семейно-обрядовое творчество, эпос, сказка).

Через многовековые традиции быта, семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания.

Сознание педагогических условий для разнообразных видов художественно-творческой деятельности учащихся определяются опорой на общие принципы и способы художественной реализации единой духовной сущности во всех областях народного искусства:

  • народная точка зрения на мир;
  • синтетичность в переживании образа;
  • народный идеал;
  • непреходящие духовные ценности.

Содержание этнокультурного, в том числе — этнохудожественного образования должно транслироваться:

  • во-первых, через все гуманитарные дисциплины (например, «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «История», «Литература» и др.), в качестве одного из компонентов их содержания;
  • во-вторых, через этнокультурные дисциплины федерального компонента государственных образовательных стандартов и учебных планов (например, в школах — Русская традиционная культура», «Художественная культура народов России»,в вузах – «Этнология», «Этнопедагогика», «Этническая история России», «Теория и история народной художественной культуры» и др.), а также через национально-региональные и школьные (вузовские) компоненты (например, «Традиционная культура марийского народа», «Народная культура Белгородчины» и др.);
  • в-третьих, через систему форм дополнительного образования и социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (фольклорных ансамблей, этнографических театров, студий народного декоративно-прикладного творчества, народных хоров и оркестров, и др.);
  • в-четвертых, в условиях семьи, на основе сочетания этнопедагогики с современными педагогическими технологиями семейного воспитания;
  • в-пятых, средствами массовой информации.

Освоение содержания этнокультурного образования осуществляется на основе следующих принципов:

  • воспитательная и развивающая направленность этнокультурного образования;
  • приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании этнокультурного образования;
  • вариативность содержания этнокультурного образования, гибкое сочетание в нем сочетание монокультурного и поликультурного компонентов;
  • непрерывность и преемственность различных уровней этнокультурного образования;
  • взаимосвязь осуществляющих этнокультурное образование учебных заведений с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Статья — Концепция Баклановой — Стр 2

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

  • формирование на государственном уровне отношения к развитию этнокультурного образованию как приоритетному направлению современной российского государственной образовательной, культурной и национальной политики, как особо значимой сфере государственной деятельности, жизненно необходимой для современного российского общества в условиях кризиса его духовно-нравственной сферы и нарастания межэтнических противоречий и конфликтов;
  • разработка и утверждение Государственной программы развития этнокультурного образования в России на основе взаимодействия органов управления образованием, наукой, культурой, средствами массовой информации и национальными отношениями;
  • разработка и внедрение современных вариативных моделей этнокультурного образования для различных типов образовательных учреждений, на основе различны этнокультурных традиций и специфики регионов России;
  • дальнейшее развитие в России системы среднего и высшего профессионального образования по направлению «Народная художественная культура» и ее трансляция в мировое образовательное пространство;
  • обновление содержания дошкольного воспитания и общего образования на основе существенного усиления этнокультурного контекста гуманитарных дисциплин в государственных образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также посредством внедрения разработанных в этнокультурном контексте и рекомендованных Министерством образования и науки программ и учебников по изобразительному искусству (автор Т.Я.Шпикалова), по музыке (автор Т.И.Бакланова) и по мировой художественной культуре (авторы Т.И.Бакланова и Н.М.Сокольникова), по факультативному курсу «Художественная культура народов России» (автор Т.И.Бакланова), и другие.
  • введение в стандарт и в базовый учебный план общего образования предметной области «Культура», в которую необходимо включить предметы «Русская культура» (5 класс), «Художественная культура народов России» (5-8 классы) и «Мировая художественная культура» (6-9 классы), обеспеченные в настоящее время программами и учебниками с грифом Министерства образования и науки РФ;
  • развитие сети учреждений и разнообразных форм дополнительного образования и народного художественного творчества, приобщающих детей, подростков и другие группы населения к народной культуре;
  • определение правового статуса и создание нормативной базы таких учреждений дополнительного образования, как школа народной культуры, школа народных ремесел, детско-юношеский этноэстетический центр и др., с учетом специфики содержания их деятельности;
  • сохранение и развитие сети школ с этнокультурным компонентом;
  • открытие дошкольных учреждений с этнокультурным компонентом;
  • введение в систему учреждений общего образования профильных школ с углубленным изучением национальных культур и межкультурных коммуникаций;
  • проведение комплексного всероссийского исследования «Развитие этнокультурного образования в России»;
  • издание учебников по народной культуре для различных типов учебных заведений;
  • информационная поддержка этнокультурного образования посредством системы учебных программ радио и телевидения, посвященных традициям народов России и зарубежных стран, а также мультимедийных программ, видеофильмов и других современных информационных технологий;
  • создание, укрепление и развитие материальной базы этнокультурного образования, а также материальное стимулирование педагогов-этнокультурологов за счет целевых федеральных и региональных программ, средств национально-культурных центров, национальных обществ и диаспор, различных попечительских советов и спонсоров.

Реализация Концепции способна явиться одной из основ для преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества, для патриотического воспитания граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры, для возрождения и развития самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях надвигающейся глобализации.

13