Работа над курсовой работой и вкр

Курсовая работа (проект) — это самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование студента. Включает исследование общих подходов к разрешению изучаемой проблемы, аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно – педагогической литературы. Данный вид учебной научно-исследовательской работы развивает умение работать с научной литературой, учит грамотно излагать свои мысли. Выполняется на протяжении всего курса под руководством научного руководителя.

Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры и доводятся до сведения студентов.

Курсовая работа состоит из титульного листа, плана (содержания), введения, основной части, которая включает в себя теоретическую и практическую главы, заключения, списка использованной литературы. Возможно наличие разнообразных приложений.

Содержание курсовой работы должно раскрывать избранную тему, отображать логику и структуру ее изложения. Основная часть должна быть представлена двумя главами: теоретической и практической, которые при наличии достаточного материала могут делиться на параграфы. Содержание следует сразу за титульным листом.

Введение в курсовой работе содержит следующие компоненты: обоснование актуальности представляемой проблемы на основе современных достижений науки (ф.и.о. ученых, занимающихся данной проблемой), формулировку цели и задач, объекта, предмета, гипотезы исследования, обоснования методологической основы исследования, описание структуры работы, указание темы и методик проведенного эмпирического исследования.

При обосновании актуальности следует показать значение рассматриваемой проблемы на основе аналитических обзоров достижений науки, её значение для современной практики изучения явлений и процессов, а так же значимость освоения данной темы для специалиста. В целом здесь необходимо ответить на вопрос, почему важно и нужно изучать описываемую в курсовой работе проблему. Наиболее распространенной ошибкой является слишком широкий подход к проблеме актуальности, выражающийся в том, что значимость темы обосновывается важностью всей науки и различных исследований вообще.

Осуществляя анализ литературы, студент должен показать, какой круг монографических работ, журнальных статей, справочных и иных изданий он изучил в процессе работы над темой, как отражена в них изучаемая проблема, какие из аспектов нашли достаточное освещение, а какие мало отражены, какова в целом степень изученности проблемы.

4 стр., 1744 слов

Виды и функции эмоций.Проблема эмоций в психологической литературе.Понятие ...

... проблемы эмоций. Тема курсовой работы - «Виды и функции эмоций». Объектом курсовой работы выступает эмоциональная сфера личности. Предмет работы - эмоции, их виды и функции. Цель курсовой работы ... идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это ... выхода из стрессового состояния. 1. Проблема эмоций в психологической литературе. 1.1. Понятие и значение ...

Формулирование цели и задач курсовой работы дает возможность студенту более осмысленно подойти к раскрытию ее содержания. Цель — это то, ради чего выполняется работа.

Задачи представляют из себя раскрытие, уточнение цели. Это то, что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Формулируются задачи в терминах: изучить, показать, описать, проанализировать, выявить, разработать, опробовать в эмпирическом исследовании, обработать данные и т.п.

Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух глав или разделов, которые могут делиться на параграфы.

Первая глава является теоретической, в ней раскрывается основное содержание проблемы: в чем состоит её специфика, для решения каких задач необходимо рассматривать данные вопросы.

При написании первой главы важны полнота и глубина раскрытия содержания, широкое и умелое привлечение изученных работ, на которые в тексте обязательно должны иметься ссылки. Особое внимание при написании основной части уделяется отражению различных точек зрения, подходов, имеющихся в литературе по представлению проблемы исследования. Ценным является выявление того нового, что появилось в науке за последние годы, анализ отечественного и зарубежного опыта и традиций.

Вторая глава должна содержать представление эмпирического исследования, которое провел студент с использованием определенного метода. Примерное название этой главы: «Изучение (исследование) … (указание темы исследования) с применением метода…(указание метода)».

В заключение курсовой работы обобщается вся выполненная работа, подводятся ее итоги, делаются выводы об успешности решения целей, задач и гипотезы, поставленных в программе исследования, а на основании этого – об успешности решения целей и задач курсовой работы. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

  • Зачем предпринято студентом данное исследование?
  • Что сделано?
  • К каким выводам пришёл автор?

Список литературы включает все изученные и использованные в процессе написания курсовой работы научные, учебно-методические и справочные издания (монографии, журнальные статьи, сборники статей и материалов, учебно-методические пособия, учебники, словари, справочники), а так же неопубликованные методические материалы и результаты прикладных и методических исследований. Возможно использование статей из газет и популярных изданий, в которых излагаются результаты социологических и маркетинговых исследований.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Например:

…21. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Образец оформления статьи:

…15. Рыжаков М.В. Содержание общего среднего образования: парадоксы развития.// Школьные технологии. – 2005. — №1. – С.4-10.

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

... отечественной психологии.   II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.   Методические рекомендации по составлению исторической справки:   Историю ... Оформление самостоятельной работыосуществляется в соответствии с правилами, принятыми для курсовых и дипломных работ. Работы включает титульный лист, содержание, основной текст, список использованной ...

Если это коллективный сборник:

…2. Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В.И.Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239с.

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета:

….23. Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования.//Татьянин день. – 1995. — №3(23).

– авг. – С.8-10.

При оформлении электронного источника указывается:

1. Автор электронного документа

2. Название документа.

3. Дата публикации версии документа.

4. Тип документа [ в квадратных скобках ].

5. Дата обновления документа.

…25. Смольникова И.А. (23 марта 1999) Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. – Центр «Информатика» // Письма в emmissia offline. – СПб.: АИО [www. …..документ] . http: // www. informatica.ru / text/ school/ its.html (18 января 2000).

  • Список используемых источников оформляется в алфавитном порядке.
  • При изучении проблемы должны быть использованы не менее 10 источников.
  • Общий объем курсовой работы должен составлять 25 – 30 страниц, при этом теоретическая глава ориентировочно может занимать от 7 до 15 страниц в зависимости от объема практической части.

Особенно ценится использование свежих публикаций по теме, так как именно они отражают современный уровень достижений в области методики и техники социологических исследований. В то же время более ранние работы позволяют увидеть изменение во времени методологических подходов, методов, технических приемов, нормативных требований в области социологических исследований.

При написании курсовой могут быть использованы неопубликованные материалы прикладных исследований различных исследовательских центров: анкеты, вопросники и другие основные и вспомогательные документы, описания проектов выборок, цифровые данные, отражающие результаты исследований, в виде таблиц сопряженности признаков, графики, диаграммы, аналитические справки и отчеты, а так же другие методические и аналитические материалы. На все подобные использованные материалы в тексте должны содержаться ссылки с указанием названия материала, автора и исследовательского центра.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

ПРОБЛЕМА → Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

ТЕМА → Как это назвать?

АКТУАЛЬНОСТЬ → Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ → Что рассматривается?

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ → Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

ЦЕЛЬ → Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

ЗАДАЧИ → Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ → Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа).

Дипломная работа – научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей наук; разработка (обобщение и анализ) конкретных путей разрешения изучаемой проблемы. Цель дипломной работы: получение нового научного знания (ранее открытого), в рамках сопоставления различных точек зрения.

Это результат научно-исследовательской работы студента, которую он ведёт на протяжении всех лет обучения в вузе под руководством научного руководителя.

Дипломная работа представляет собой письменный текст – отчет. Работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа и представлена в сброшюрованном виде. Объем работы определяется выпускающими кафедрами. Он не ограничен строгими рамками и оптимально должен составлять 50-70 страниц текста компьютерного набора; количество строк на странице 30+2. Текст работы должен быть на­бран на компьютере (при использовании компьютерного редактора Word).

Шрифт: Times New Roman. Кегль: 14 пт.

Интервал: полуторный.

Размер левого поля — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего и нижнего — по 20 мм.

Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце.

Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифра­ми обычно в нижней части страницы (по центру или справа).

Примерный план подготовки дипломной работы:

  1. выбор темы;
  2. построение программы исследования;
  3. постановка задач исследования;
  4. формулировка гипотез;
  5. определение методики исследования;
  6. определение принципов и процедур построения выборки;
  7. выбор методов обработки данных;
  8. подготовка библиографического обзора;
  9. чтение и конспектирование литературы;
  10. сбор эмпирического материала;
  11. количественно-качественная обработка результатов;
  12. написание работы;

13) интерпретация полученных данных;

14) формулировка выводов;

15) подготовка и оформление окончательного варианта работы.

Как и курсовая, дипломная работа имеет стандартную структуру, т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста:

1. Титульный лист.

2 Оглавление (в виде плана работы с указанием страниц).

  1. Введение.
  2. Основной текст работы (главы и параграфы).
  3. Заключение.
  4. Библиография (список использованной литературы).
  5. Приложения.

Оформление титульного листа

Титульный лист — визитная карточка вашей работы, которая выполняет задачу ее опознания и создания первого впечатления у Государственной аттеста­ционной комиссии. Он должен содержать следующие сведения:

  • обозначение федерального агентства по образованию, учебного заведе­ния и кафедры;
  • полное название работы;
  • фамилию, имя, отчество автора с указанием курса и формы (днев­ной, заочной или вечерней) обучения;
  • фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень (звание);
  • место и год написания работы.

Требования к оформлению титульного листа нужно уточнять в деканате!!!

Название дипломной работы должно отвечать ряду требований. Во-первых, оно должно совпадать с утвержденной еще в начале учебного года те­мой. Во-вторых, сама тема тоже должна быть сформулирована профессиональ­но грамотно. Это означает, что в названии должны быть представлены как объ­ект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов.

Оформление оглавления дипломных работ

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводят­ся все заголовки работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с тек­стом), и указываются страницы, с которых они начинаются.

Ф.А. Кузин указывает: «Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, по­следовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо распола­гать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему но­мером страницы в правом столбце оглавления» (7, с.56-59).

Схема оглавления:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Исследование проблемы познавательной самостоятельности

младших школьников в трудах отечественных и зарубежных

ученых………………………………………………………………………….…..5

1.1. Особенности развития познавательной самостоятельности

у младших школьников……………………………….…………………….8

1.2. Психолого-педагогические условия формирования

познавательной самостоятельности …………….…………………………14

Глава 2. Операционный компонент информационной культуры

как средство развития познавательной самостоятельности

младших школьников……………………………………………………………20

2.1. Влияние умений и навыков информационной культуры на

уровень познавательной самостоятельности младшего

школьника ……………………..32

Глава 3. Экспериментальное исследование развития познавательной

самостоятельности младших школьников…………………..………………..46

  1. Цель, задачи, гипотеза исследования .…………………….46
  2. Диагностика уровня развития познавательной

самостоятельности школьников …………………….47

  1. Программа развития познавательной самостоятельности

детей младшего школьного возраста ……………………..57

  1. Психолого-педагогические рекомендации……………………………..73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………..76

ЛИТЕРАТУРА ……………………. 80

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………. 85

Введение

Введение — наиболее важная часть научно-исследовательской работы, т.к. оно не только раскрывает дальнейшее содержание диплома, но и содержит важные квалификационные характеристики. Содержание введения соответствует определенному, принятому в науке стандарту, и обязательно включает ряд формулировок: проблему исследования; его актуальность, методологическую основу, научную новизну и практическую значимость; объект и предмет ис­следования; его цель, задачи и гипотезу; используемые методы, этапы исследо­вания, структуру работы. Общий текст введения не должен превышать 3-4 страниц. Рассмот­рим основные формулировки более подробно.

Проблема исследования

Формулировка проблем исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено. Проблема есть осознание какого-то противоречия (например, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе яв­ления или объекта).

Неправильная формулировка:

«Таким образом, можно констатировать противоречие между насущной необходи­мостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».

Правильная формулировка:

«Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в лите­ратуре эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно…»

Актуальность

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуальности исследова­ния могут быть:

  • необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
  • потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
  • потребность в более эффективных исследо­вательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
  • потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности воздей­ствия, обучения, тренировки, реабилитации и др.);
  • потребность в разработке рекомендаций или в ре­шении практических проблем на основе использования знаний.

Новизна и практическая значимость

Все, что предпринимается в вашем исследовании впервые, характеризует его новизну. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.

Объект исследования

Объект исследования — это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. Наиболее часто ошибки в опре­делении объекта исследования связаны с представлением в качестве тако­вого конкретных испытуемых (а это — эмпирическая база исследования, которую вы опишите в эмпирической главе) или некоего процесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).

Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определяются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их от­личия. В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить: на фундаментальные и прикладные.

В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскрытие законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладное — на способы применения знания об этих законах на практике.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт.

Цель всякого прикладного исследования — непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества.

Предмет исследования

Предмет исследования сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы.

Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и при­кладном исследовании.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — ожидаемый результат нашей работы, который позволит разрешить обозначенную проблему.

Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие не­умения различать задачи исследования и этапы его организации. Конечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не опи­сывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего осуществ­ляется каждое из этих действий и как это способствует постижению общей цели исследования.

Гипотеза исследования

Гипотеза — это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления и т.д.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое — в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведённого теоретического анализа проблемы.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

  • не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т.е. не «операционализированы»;
  • не должна содержать ценностных суждений;
  • не должна включать в себя слишком много ограничений и допу­щений;
  • должна быть проверяемой.

Неправильная формулировка:

«Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положительным влиянием на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта будет обладать эмфатическое понимание партнера».

Правильная формулировка:

«В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития эмпатии у индивида и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно; чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия со­трудничества».

Методы исследования

Все исследовательские методы можно условно разделить на 3 группы:

  • методы сбора эмпирической информации, к которым относятся наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.;
  • методы теоретические, среди которых можно выделить анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, формализация и пр.;
  • методы обработки полученных данных, как качественные, так и количественные, в том числе среди последних — специальные методы математической статистики.

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на пони­мание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методиками») опре­деляются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.

Основной текст работы (главы и параграфы) Теоретическая глава дипломной работы

Существующие нормы научной деятельности предполагают, что ав­тор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого — полный литера­турный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серьезной за­дачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современ­ной научной информации, без умения работать с научной литературой.

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое построение предпочтительнее. Тогда структура текста, по предложению И.Н. Кузнецо­ва, может быть примерно такой:

  1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.
  2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.
  3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.
  4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.
  5. Закономерности, которым подчиняется явление.
  6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей эмпирического исследования.

Эмпирическая глава дипломной работы

Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Структура этой главы может содержать 4 параграфа (но не менее):

  1. Программа эмпирического исследования.
  2. Результаты.
  3. Обсуждение результатов.
  4. Выводы и рекомендации.

В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обоснование методик.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.).

Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоминаются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полу­ченные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на ваше описа­ние, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.

Указываются способы обработки первичных данных. Количествен­ная обработка данных предполагает обоснование в выборе математической статистики.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

Результаты и их обсуждение

Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Опи­сание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть/нет) или количественными характеристиками (сколько, как часто и пр.).

Наиболее удобный вид их представления — таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название.

Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Кроме табличной формы представления количественных данных, вы можете использовать также: диаграммы; графики для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными); корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами и т.д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т.п.) помещаются внизу, т.е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения (например, расшифровку условных обозначений).

В разделе, описывающем результаты, помещаются все варианты анализа до теоретической их интерпретации, приводится собственно ана­лиз полученных данных. В обсуждении результатов следует раскрытие значения полученных фактов с точки зрения теории, размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, а также сопоставление выявленных закономерностей с пред­ставленными в литературе данными подходами.

Выводы и рекомендации

Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы спо­собны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющи­мися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5-7. Они должны, во-первых, соответство­вать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

В случае прикладного характера исследования выводы дополняются практическими рекомендациями, они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики).

Заключение

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделан­ной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содер­жанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, опреде­ляет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации.

Библиография (список использованной литературы)

При составлении списка использованной литературы следует придерживаться библиографических норм описания (образцы см. ниже).

В любом случае (нумерованный список или нет) источники располагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии — по названию книги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборников отделя­ются от названия одной косой чертой. Если приводится статья из журнала или сборника, то название журнала (сборника) обязательно приводится по­сле двух косых черт.

Сначала приводятся работы, опубликованные на русском языке, за­тем — на иностранных языках. Список литературы в дипломной работе обычно включает не менее 50 наименований.

Кроме печатных публикаций, в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы. На все помещенные в список литературы источники должны быть ссылки в тексте.

Образцы библиографического описания литературы:

  1. Книга под фамилией автора.
  2. Книга под заглавием.
  3. Статья из журнала.
  4. Статья из сборника.
  5. Произведение из собрания сочинений.
  6. Автореферат диссертации.

Следует заметить, что в последнее время в некоторых вузах предлагаются новые требования библиографического описания согласно ГОСТу 7.1-2003 (Приложение 12).

Приложения

Здесь могут содержаться стимульные материалы, материалы экспериментального исследования в таблицах, диаграммах, графиках; анкета или опросник, программа коррекционно-развивающих тренинговых заня­тий и т.п., расчеты статистико-математической обработки полученных исследовательских данных (3).

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста (защита выпускной квалификационной работы)

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования итоговая государственная аттестация выпускника включает государственный экзамен и защиту выпуск­ной квалификационной работы. Итоговая аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Про­цедуры предзащиты и защиты дипломной работы в МГПУ определяются следующими документами: «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ» (приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 г. № 1155); «Положение об итого­вой государственной аттестации выпускников МГПУ» (утверждено Ученым советом МГПУ 14 ноября 2003 г., протокол № 3); «Положение о подготов­ке и защите выпускных квалификационных работ в Мурманском государ­ственном педагогическом университете» (утверждено Ученым советом МГПУ 11 июня 2004 г., протокол № 11); Методические рекомендации по проведению итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанные УМО по специальностям педагогического образования «Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников» (2004 г.).

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответст­вии с ГОС ВПО конкретной специальности (3).

Предзащита дипломной работы

Для определения степени готовности дипломника к защите диплом­ной работы проводится предзащита. Предзащита может быть организована:

  • в рамках научно-практической конференции студентов;
  • на заседании выпускающей кафедры.

Данная форма работы проводится с целью выявления уровня готовности выпускной квалификационной работы, а также помощи студентам в подготовке к защите дипломной работы. Она позволяет своевременно выявить трудности студентов, возникшие в ходе выполнения выпу­скной работы. На данном этапе студент имеет возможность получить рекомендации квалифицированной комиссии по выполнению, оформлению работы и процедуре защиты дипломной работы. Комиссия в форме рекомендаций выносит суждение о степени соответствия работы установленным нормам, что находит свое отражение в рекомендации работы к защи­те. Комиссия также может вынести решение о направлении диплома на доработку, обозначив основные недостатки и возможные варианты их устранения. По результатам предзащиты оформляется протокол.

Процедура защиты итоговой аттестационной (дипломной) работы

Дипломная работа подписывается студентом (на последней страни­це) и представляется не позднее, чем за 2 недели до защиты, на выпускаю­щую кафедру, где она регистрируется в специальном журнале с указанием срока представления и передачи научному руководителю на отзыв (Приложение 9).

Отзыв печатается на стандартных листах А-4, объемом не менее одной страницы. Без отзыва научного руководителя дипломная работа к защите не допускается.

Научный руководитель оценивает не само дипломное исследование, а характеризует личные качества студента и его работу по следующим показателям:

  • владение исследовательской культурой;
  • степень добросовестности и трудолюбия выпускника при выполне­нии им выпускной работы;
  • оценка теоретической подготовленности студента, инициативности и самостоятельности при решении исследовательских задач;
  • умение студента работать с источниками, справочниками, способ­ность ясно и четко излагать материал;
  • соблюдение правил и качества оформления дипломной работы.

С отзывом научного руководителя студент-дипломник должен быть ознакомлен.

Когда дипломная работа и отзыв научного руководителя зарегистрированы, вопрос о допуске к защите решается на заседании выпускающей кафедры и объявляется распоряжением декана по факультету.

Дипломные работы, допущенные кафедрой к защите, подлежат обязательному рецензированию. Рецензирование дипломных работ производится преподавателями, не участвующими в подготовке дипломных работ, или приглашенными специалистами. Рецензия — документ, представляемый в ГАК для общей оценки со­ответствия квалификационной работы выпускника требованиям Государ­ственных стандартов высшего профессионального образования. Рецензия на дипломную работу представляется в письменном виде. Студент-дипломник должен познакомиться с нею не позднее, чем за 3 дня до защиты.

Дипломная работа оценивается по ряду критериев:

  1. актуальность и обоснование выбора темы;
  2. полнота и четкость освещения введения: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования;
  3. раскрытие основных теоретических понятий, тезисов;
  4. системность описания методики проведения исследования;
  5. представление результатов опытно-экспериментальной части работы;
  6. точность и полнота сделанных по работе выводов, их соответствие выдвинутой гипотезе;
  7. качество публичного выступления: точное, последовательное, пол­ное, научно обоснованное изложение основных положений работы с соблюдением регламента;
  8. стиль изложения исследовательской работы;
  9. ответы на вопросы: полнота, точность, логичность, аргументированность, научная эрудиция и т.п.;

10) полнота охвата научной литературы;

11)качество оформления дипломной работы и демонстрационных материалов;

12)применение новых технологий современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий;

13) самостоятельность и инициативность в подходе к исследованию;

14) результаты внедрения (наличие подтверждающего документа).

После защиты дипломные работы хранятся на выпускающих кафед­рах, не менее 5 лет, где ими могут пользоваться по письменному требова­нию студенты, преподаватели МГПУ, учителя школ. В случае назначения руководителем выпускной квалификационной работы преподавателя, не являющегося членом выпускающей кафедры, или выпускающих кафедр по данной специальности несколько, то дипломная работа по согласованию хранится на одной из них.

Лучшие дипломные работы, имеющие теоретический и практиче­ский интерес, рекомендуются к участию в конкурсах и конференциях, к публикации в печати (в виде статей в сборниках научных трудов, в форме методических рекомендаций).

В случае невыполнения большей части требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе, работа к защите не допускается.

Литература:

  • Александров Д.Н. Самоучитель красноречия. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  • Андреев, Григорий Иванович. Основы научной работы и оформление результатов  научной деятельности: в помощь написания диссертации и рефератов: учебное пособие [для вузов] / Г. И. Андреев, С. А.Смирнов, В. А. Тихомиров. – Москва: Финансы и статистика, 2004.
  • Бут, У. К. Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов / У. К. Бут, Г. Дж. Коломб, Д. М. Уильямс; пер. с англ. А. Станиславского. – М.: Флинта; Наука, 2004.
  • Воронцов, Г. А. Письменные работы в вузе. Реферат (доклад).

    Контрольная работа. Курсовая работа. Дипломная работа : учебное пособие / Г. А. Воронцов – издание 2-е, переработанное и дополненное – Ростов-на-Дону : МарТ, 2002.

  • Гламаздин В. Ты овладел ораторским искусством? – М., 2000.
  • Контрольные, реферативные, курсовые и дипломные работы по психологии: Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост. А.А.Сергеева, И.А.Сенкевич, Н.В.Юшина. – Мурманск: МГПУ, 2007.
  • Кузнецов, Игорь Николаевич. Научное исследование: методика проведения и оформления / И. Н. Кузнецов – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва: Дашков и К, 2007.
  • Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.К.Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2002.
  • Научные работы: методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов — 2е издание, переработанное и дополненное – Минск : Амалфея, 2000.
  • Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ / Сост. В. С. Голодаева – М. : Дашков и Ко, 2000.
  • Шкляр, Михаил Филиппович. Основы научных исследований: учебное пособие / М. Ф. Шкляр. – Москва: Дашков и К, 2008.