Тема 1. Информатизация образования как фактор развития общества

Исользование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»

Требования ГОС к содержанию курса

Рабочая учебная программа

Цели и задачи курса

Тематический план курса

Содержание программы курса по темам

Темы семинаров

Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению

Литература

Контрольные вопросы к экзамену (зачету)

Дополнительная информация

Ссылка на тест

Рабочая программа разработана и утверждена:

13.02.2009

Требования ГОС к содержанию курса

Учебная дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» является обязательной дисциплиной естественно-научного цикла.

Дисциплина изучает основные понятия информатизации образования, информационные и информационно-деятельностные модели в обучении, возможности использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в реализации системы контроля, оценки и мониторинга знаний учащихся. В рамках курса проведен проблемный анализ проблемный анализ информатизации образования в современных условиях, выделены ключевые проблемы внедрения ИКТ в образовательный процесс. Студенты знакомятся с гипертекстовыми средами, технологией поиска полезной информации в глобальной сети, вопросами авторского права, вопросами телекоммуникаций и дистанционного образования.

Курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» тесно связан с курсом «Аудиовизуальные технологии в обучении». Для специалиста любого профиля необходимо овладение информационной культурой, частью которой является профессиональная компетентность.

Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений.

Выписка из Государственного образовательного стандарта:

Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

6 стр., 2832 слов

Использование современных информационных и коммуникационных технологий ...

... использования информационных технологий в образовательном процессе. В ходе работы над темой были поставлены задачи: изучить теорию «Использование ИКТ в образовательном процессе»; раскрыть возможности применения ИКТ в ... воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в ... превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях ...

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе.

Рабочая учебная программа

А.В.Арефьева. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа, методические указания и индивидуальные задания для студентов очной форм обучения специальности «Музыкальное образование».

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, тематический план дисциплины, методические указания к практическим занятиям, дидактические материалы для самоконтроля, темы рефератов, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе электронный ресурс /режим доступа:http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой возрастной физиологии.

Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

Цели и задачи курса

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА — сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в творческом обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Задачи курса:

1. раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения;

2. сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности;

3. обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности музыкального работника;

4. ознакомить с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной деятельности.

Тематический план курса

«»

Содержание программы курса по темам

Лекция 1. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации.

Лекция 2. Распределенные сети. Появление Интернет. Программы для работы в Интернет.

Практическое занятие 1. Поисковые системы Интернет. Авторское право.

Практическое занятие 2. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в распределенном ресурсе сети Интернет.

12 стр., 5611 слов

Информационные технологии в деятельности современного специалиста

... Информационная технология экспертных систем 3. Роль современных информационных технологии в подготовке специалиста 4. Проблемы и перспективы использования информационных технологий 4.1 Методология использования информационной технологии Заключение Список литературы Введение Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс ...

Тема 2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании

Лекция 3. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и развития учащихся.

Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс.

Практическое занятие 3. Разработка урока на заданную тему с использованием мультимедийных средств.

Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении

Лекция 4. Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении.

Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.

Лекция 5. Электронные средства учебного назначения. Методические цели использования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения.

Электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки. Методика использования электронных учебных материалов.

Практическое занятие 4. Разработка фрагмента электронного учебника по заданной теме школьного курса.

Практическое занятие 5. Разработка теста в Адаптивной среде тестирования по заданной теме.

Тема 4. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся

Лекция 6. Использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов обучения. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения.

Практическое занятие 6. Разработка учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных программных средств.

Тема 5. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся

Лекция 7. Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.

Практическое занятие 7 . Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения.

Тема 6. Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения

Лекция 8. Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

10 стр., 4865 слов

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития ...

... ИКТ На развитие универсальных учебных действий . Практическая значимость. Разработка подходов к использованию информационных технологий для формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы. ... педагогических наук, занимаясь разработкой средств обучения детей с отклонениями в развитии, описывает средства обучения, основанных на информационных технологиях, в контексте отечественной ...

Практическое занятие 8. Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD — ROM).

Тема 7. Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах

Лекция 9. Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения.

Практическое занятие 9. Разработка учебно-методических материалов по определенной теме данного общеобразовательного предмета с использованием компьютерных технологий.

Темы семинаров

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

1. Исторический обзор процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

2. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.

3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

4. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Мультимедиа.

5. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.

6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.

7. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

8. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе мультимедиа технологии.

9. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.

10. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.

11. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.

12. Возможности информационных технологий в обучении по развитию творческого мышления.

13. Психологические аспекты информатизации образовательной системы.

14. Возможности гипертекстовой технологии по созданию электронных учебных курсов.

15. Дистанционное образование в России.

Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Понятие информационных и коммуникационных технологий.

2. Эволюция информационных и коммуникационных технологий.

3. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

10 стр., 4635 слов

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных ...

... действие, иными словами, интериоризуются, то есть переходят извне внутрь. На ранних этапах обучения учебное действие образуется как предметное, и со временем обобщенные способы выполнения операций ... и результатов деятельности; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности ...

4. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

5. Необходимость формирования информационной компетенции учащихся и учителей.

6. Различные подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (утилитарный, технократический, инновационный).

7. Методы поиска учебной информации в Интернет.

8. Объекты, охраняемые авторским правом.

9. Правила цитирования источников.

10. Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет.

11. Критерии оценки учебно-методического пакета.

12. Характеристика метода проектов.

13. Классификация учебных телекоммуникационных проектов.

14. Этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.

15. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).

16. На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.

17. По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику системам тестовых заданий, используемых для диагностики учебных достижений учащихся различных регионов, стран.

18. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).

19. На основе инструментария мультимедиа технологии разработать учебные проекты, реализующие межпредметные связи.

20. Понятие гипертекстовой среды.

21. Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.

22. Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования и т.д.).

23. Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных компьютеров в образовательном учебном заведении.

24. Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении.

Литература

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

А.В.Арефьева

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной

формы обучения специальности «Логопедия»

Издательство

Тюменского государственного университета

Тюмень 2007

УДК 371.333(075.8)

ББК Ч421.27я73

А 807

А.В.Арефьева. Аудиовизуальные технологии обучения: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Логопедия» Института педагогики, психологии и управления Тюменского государственного университета, 2007, 15 с.

4 стр., 1947 слов

Занятие №14. Перинатальные поражения нервной системы Вводная часть

Дорсальная индукция(первичная нейруляция – 23-28 день) - закладка и смыкание нервной трубки, обособление спинного и головного мозга - пороки: анэнцефалия, энцефалоцеле, миеломенингоцеле 2. Вентральная индукция(30-42 день) - формирование мозговых пузырей в головном конце трубки (передний – telencephalon+diencephalon, средний –mesencephalon– и задний –metencephalon+myelencephalon), - формирование ...

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, тематический план дисциплины, методические указания к практическим занятиям, дидактические материалы для самоконтроля, темы рефератов, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Аудиовизуальные технологии обучения электронный ресурс /режим доступа:http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института педагогики, психологии и управления. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.Н.Гребнева, д.б.н., профессор.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

внешний – Кухтерина Г.В., к.пс.н, доцент ТюмГУ

внутренний – Фатеева Н.М., д.б.н., проф., ТюмГУ

 ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2007

 Издательство Тюменского государственного университета, 2007

 А.В.Арефьева, 2007

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения» входит в федеральный компонент естественно-научных дисциплин в государственных образовательных стандартах педагогических специальностей. Дисциплина дает основные сведения о принципах работы и использовании традиционных технических средств обучения (диа- и кинопроекторы, проигрыватели, магнитофоны, видео- и телевизионная техника), программно-технических аудиовизуальных (мультимедийных) средств обучения, знакомит с особенностями организации дистанционного обучения в рамках открытого образования и других элементов информационно-образовательной среды. Студенты получают навыки практической работы с современными программными и техническими аудиовизуальными средствами.

Все лабораторные работы выполняются с использованием вычислительной техники при непосредственном выходе в глобальную компьютерную сеть Интернет. Тематика и задания лабораторных работ подобраны таким образом, что они направлены на решение различных задач, возникающих в процессе обучения с использованием программных и технических мультимедийных средств.

Дисциплина изучается студентами в 3 семестре, базируется на знаниях, полученных при изучении информатики.

Выписка из Государственного образовательного стандарта:

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование, оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая), телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая), компьютеры и мультимедийные средства. Аудиовизуальные технологии обучения. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. Интернет в обучении и образовании.

12 стр., 5686 слов

Аудиовизуальные средства обучения

... и учебники, не прибегая к использованию современных средств обучения. Безусловно, особое место в комплексе современных средств обучения занимают аудиовизуальные средства: кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное ... и улучшению эстетического и нравственного воспитания школьников, но и достижению цели обучения иностранным языкам, которая заключается в том, чтобы научить детей общаться ...

Основная цель курса – приобретение будущими педагогами знаний о технических и аудиовизуальных средствах обучения и возможностях их применения в учебно-воспитательном процессе.

Задачи курса:

• Изучение психофизиологических особенностей восприятия и переработки информации, передаваемой с помощью технических средств.

• Изучение теоретических основ, дидактических принципов использования аудиовизуальных и технических средств обучения.

• Изучение принципа действия устройства и педагогических возможностей аудиовизуальных и технических средств.

• Овладение методикой изготовления дидактических материалов. Приобретение навыков использования аудиовизуальных средств в учебном процессе.

Формы контроля:

• текущий контроль осуществляется в процессе занятий с учетом посещаемости студентов;

• промежуточный контроль: подготовка сообщений по теме практических занятий;

• итоговый контроль: зачет по дисциплине.

Трудоемкость дисциплины:

Курс рассчитан на 100 час., из них на ОДО 36 час. аудиторных занятий (36 час. практические занятия); на самостоятельное овладение материалом — 64 час.; на ОЗО – 12 час. аудиторных (12 час. практические занятия) и 88 час. – самостоятельная работа.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепциия. Структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком.

ТЕМА 2. Аудиовизуальные технологии: фотография, оптическая проекция, звукозапись, компьютерные и мультимедийные средства.

ТЕМА 3. Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий, дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.

ТЕМА 4. Интернет в обучении и образовании.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепция. Структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком.

Практическое занятие №1. Изучение традиционных технических средств обучения и принципов их работы.

Цель занятия: Познакомиться с устройством и конструктивными особенностями средств статической (диапроектор) и динамической (видеомагнитофон) проекции, приемами их сочетаний с другими учебными материалами.

Практическое занятие №2. Правила цитирования источников. Авторское право.

Цель занятия: Познакомиться с библиографическими правилами цитирования источников, положениями авторского права.

Практическое занятие №3. Изучение методики преподавания дисциплин естественно-научного цикла с использованием аудиовизуальных пособий.

Цель занятия: На основе просмотра учебных видеофильмов обсудить преимущества аудиовизуального способа подачи учебного материала.

Тема 2. Аудиовизуальные технологии: фотография, оптическая проекция, звукозапись, компьютерные и мультимедийные средства

Практическое занятие №4. Создание видеопособия на основе статических объектов.

Цель занятия: Подготовить слайд-фильм на заданную тему и ознакомиться с технологией наложения звука с помощью видеомагнитофона, компьютера.

10 стр., 4910 слов

ГЛАВА 35. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ...

... назвать методическими или операционными. Реализация этих целей зависит от адекватности средств, необходимых для того, чтобы учащиеся ... организационно-методической работы. Главная цель является социальной, определяется требова­ниями общества к учебному заведению, которое в свою очередь реализует конкретные цели обучения, которые можно ...

Практическое занятие № 5. Принцип работы цифрового фотоаппарата.

Цель занятия: Научиться пользоваться цифровым фотоаппаратом и сохранять полученные изображения на компьютере.

Практическое занятие № 6. Создание наглядных пособий с помощью фотографирования.

Цель занятия: используя цифровой фотоаппарат, подготовить наглядное пособие к уроку на заданную тему.

Практическое занятие № 7. Знакомство с видеокамерой.

Цель занятия: познакомиться с устройством и принципом записи изображения на видеокамеру.

Тема 3. Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий, дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.

Практическое занятие № 8. Дидактические принципы построения аудио-, видеопособий.

Цель занятия: Научиться разрабатывать учебные занятия с использованием аудиовизуальных средств.

Практическое занятие № 9. Типология аудио-, видеопособий. Банк аудио-, видеоматериалов по предметам их специальностей.

Цель занятия: Разработать план-конспект урока на заданную тему с использованием аудиовизуальных средств.

Практическое занятие № 10. Знакомство с редактором Word. Подготовка дидактических материалов к уроку.

Цель занятия: Научиться готовить раздаточные материалы к уроку в виде текста, таблиц, рисунков в редакторе Word.

Практическое занятие № 11. Знакомство с Excel. Электронные тесты.

Цель занятия: Научиться использовать Excel в учебном процессе. Научиться разрабатывать тесты в программе Excel.

Практическое занятие № 12. Знакомство с программой Power Point.

Цель занятия: Научиться делать мультимедийную презентацию в программе Power Point.

Практическое занятие № 13. Знакомство с программой Publisher.

Цель занятия: Научиться пользоваться программой для оформления буклетов.

Практическое занятие № 14. Знакомство с программой Publisher (продолжение).

Цель занятия: Познакомиться с принципами разработки Web-сайтов.

Тема 4. Интернет в обучении и образовании.

Практическое занятие № 15. Электронный учебник по Интернет.

Цель занятия: Познакомиться с электронным учебником по Интернет, научиться находить полезную информацию в Интернет.

Практическое занятие № 16. Каталоги и поисковые машины Интернет.

Цель занятия: познакомиться с крупными Российскими и международными поисковыми системами в Интернет, научиться их использовать в практических целях.

Практическое занятие № 17. Гипертекстовая энциклопедия в среде ВикиВики.

Цель занятия: Познакомится с принципом создания гипертекстовой энциклопедии «Летописи.ру».

Практическое занятие № 18. Электронная почта.

Цель занятия: Научиться пользоваться электронной почтой, пересылать печатную, графическую, аудиоинформацию.

4. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа №1. Разработка письменного конспекта урока (по заданной теме) с использованием различных аудиовизуальных средств.

Контрольная работа №2. Разработка учебно-методического пакета материалов к уроку на заданную тему, включающего раздаточный материал, презентацию, тест, буклет.

5. ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

1. Влияние информационных технологий на учебный процесс.

2. Основные направления новых информационных технологий.

3. История новых информационных технологий в образовании.

11 стр., 5269 слов

Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового ...

... педагогики, ориентированной на передачу знаний, с теми целями, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, самостоятельно приобрести полезные практические навыки, самореализоваться; между ... и познавательного опыта ребенка. В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у нас, учителей, традиционно вызывают затруднения. 1.2 ...

4. Композиция в графических изображениях.

5. Сходство и различие основных приемов технической и художественной фотографии.

6. Прошлое, настоящее и будущее дистанционного образования.

7. Телекоммуникационные проекты.

8. Санитарно-гигиенические нормы использования аудиовизуальных средств на уроке.

9. Правовые вопросы создания и использования электронных учебников.

10. Выразительные средства экранных искусств.

11. Методика использования аудиовизуальных средств обучения для развития речи и коммуникативных навыков у школьников.

12. Возможности аудиовизуальных средств обучения в развитии школьников.

13. Интерактивные технологии обучения.

14. Средства статической проекции, их информационные возможности.

15. Разноплановость и монтаж в управлении восприятием.

16. Вербальная и иконическая формы предъявления информации.

17. История развития аудиовизуальных средств.

18. Технологии дистанционного образования.

19. Учебное телевидение.

20. Основные концепции медиаобразования.

21. Интернет как компонент информационно-образовательного пространства.

22. Телевидение: основы записи и воспроизведения изображения.

23. Синхронные системы образования, основанные на технологиях Интернет.

24. Асинхронные системы образования, основанные на технологиях Интернет.

25. Компьютерные сети и их возможности.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В результате изучения дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения» студент должен иметь представление:

• О современных концепциях, понятиях и категориях аудиовизуальной культуры.

• О психофизиологических закономерностях восприятия аудиовизуальной информации.

• О роли аудиовизуальных средств обучения в педагогическом процессе.

• О фонде аудиовизуальных учебных пособий по школьным предметам.

• О системе средств массовой информации и тематике образовательных программ телевизионных каналов.

• О дидактических принципах построения аудио-, видеоучебных пособий.

• О функциональных возможностях аппаратуры.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Для повышения эффективности контроля знаний студентов при изучении курса предполагается написание двух контрольных работ. В конце изучения дисциплины студенты выполняют исследовательскую реферативную работу на предложенную тему.

8. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие информационных технологий.

2. Природа и источники аудиовизуальной информации.

3. Уровни восприятия информации.

4. Визуальное восприятие, его свойства и особенности.

5. Что такое информационные ресурсы?

6. Формы хранения и носители информации.

7. Понятие аудиовизуальной культуры.

8. В чем воспитательная функция телевидения?

9. Что такое аудиовизуальная грамотность?

10. Каковы критерии сформированности аудиовизуальной культуры?

11. Охарактеризовать дидактические возможности аудиовизуальных средств в обучении.

12. Каковы основные требования к обеспечению продуктивного усвоения аудиовизуальной информации?

13. В чем сущность магнитного метода записи звука?

14. Понятие статической и динамической проекции.

15. Аналоговая и цифровая информация.

16. Структура мультимедийной системы компьютера.

17. Цифровые фотоаппараты: принцип действия и область применения.

18. Видеокамера: принцип работы и область применения.

19. Цифровые видеомагнитофоны: принцип действия и область применения.

20. Основные форматы аудио- и видеозаписи.

21. Что из себя представляет мультимедийный электронный учебник?

22. Каковы требования к зрительно-звуковому ряду аудиовизуальных учебных пособий?

23. Что такое банк аудио-, видео-, компьютерных учебных материалов?

24. Применение компьютерных программ презентации в учебном процессе.

25. Дать понятие дистанционного обучения.

26. Кабельное и спутниковое телевидение, их достоинства и недостатки.

27. Что такое информационное образовательное пространство?

28. Что такое интерактивное обучение?

29. Как используется Интернет в обучении?

30. Роль мультимедиа в учебном процессе.

31. Принцип создания гипертекстовых документов.

32. Основные виды и характеристики компьютерных классов.

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

9.2.СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. Компьютерный класс.

2. Мультимедийное оборудование.

3. Цифровой фотоаппарат.

4. Видеокамера.

5. Диапроектор.

6. Видеомагнитофон.

АНЖЕЛИКА ВЯЧЕСЛАВОВНА АРЕФЬЕВА

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной формы обучения

специальности «Логопедия».

Подписано в печать _________________г. Тираж__________экз.

Объем____________п.л. Формат 60х84/16 Заказ №_________

Издательство Тюменского государственного университета

625003, г.Тюмень, Семакова,10

Контрольные вопросы к экзамену (зачету)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

1. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики.

2. Влияние информатизации на сферу образования.

3. Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

4. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

5. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

6. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.

7. Влияние ИКТ на педагогические технологии.

8. Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.

9. Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.

10. Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.

11. Инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

12. Требования к электронным средствам учебного назначения.

13. Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.

14. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

15. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.

16. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.

17. Перспективные направления разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.

18. Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.

19. Телеконференции образовательного и учебного назначения.

20. Использование Интернет-ресурсов для организации образовательной деятельности.

21. Учебные телекоммуникационные проекты (УТП).

Типология УТП.

22. Организация выполнения учебных телекоммуникационных проектов. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.

23. Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

24. Психолого-педагогическая диагностика на основе информационных и коммуникационных технологий.

25. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования.

26. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

27. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

Дополнительная информация

СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Специально оборудованные аудитории и компьютерные классы;

2. персональные компьютеры;

3. локальное сетевое оборудование;

4. выход в сеть Интернет;

5. различные технические и аудиовизуальные средства обучения.