СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Проблемы психолого-педагогического сопровождения развития познавательной активности личности 8
1.1. Основные направления изучения познавательной активности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Развитие познавательной активности 18
Выводы 28
Глава 2. Теоретические основы использования компьютерных технологий в учебном процессе 30
2.1. Психолого-педагогические аспекты обучения средствами компьютерных технологий 30
2.2. Использование компьютерных технологий на отдельных этапах обучения математике в старших классах 40
Выводы 49
Глава 3. Экспериментальное исследование развития познавательной активности подростков при изучении математики средствами компьютерных технологий 51
3.1. Психолого-педагогические условия и модель развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий 51
3.2. Анализ содержания и результатов опытно-экспериментальной работы 58
Выводы 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения 78
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [37]. В условиях информационного общества значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно.
В ряде исследований (Я.А. Ваграменко, Б.С.Гершунский, А.А.Кузнецов, Е.И.Машбиц, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.В.Рубцов) отмечается, что наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и познавательной активности школьников реализуется, когда в процесс обучения включаются средства компьютерных технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективность применения компьютерных технологий в обучении обусловлена следующими факторами: быстротой и надежностью обработки любого вида информации; расширением возможности предъявления учебной информации, возможностью оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов, активизацией содержательной, операционной и мотивационной сторон процесса обучения; созданием условий для овладения школьниками способами организации собственной учебной деятельности и т.д.
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
... психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «социальная активность» и «общественно-полезная деятельность 2. Выявить особенности формирования социальной активности у младших школьников, определить критерии и уровни развития социальной активности; ... Введение Актуальность темы исследования: Формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится важной ...
В ходе анализа вопроса развития познавательной активности выявлено объективно существующее противоречие между потребностью ученика и учителя в расширении диапазона использования компьютерных технологий (в т.ч. для развития познавательной активности школьников) и недостаточной разработанностью теоретических аспектов применения компьютерных технологий как средства развития познавательной активности старшеклассников.
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий и психолого-педагогического сопровождения развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий в процессе обучения математике.
Цель исследования – определить психолого-педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий.
Объект исследования – процесс обучения математике с использованием компьютерных технологий.
Предмет исследования – развитие познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий в процессе обучения математике.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования:
– Развитие познавательной активности обеспечивается механизмом успешности учебной деятельности, который связан с механизмами компетентности в принятии эффективных решений; инициативы, как желание самостоятельно отыскивать новую информацию; творчества, как процесс создания субъективно нового, которое основано на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
– Развитие познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий обучения будет эффективным, если: будут выявлены и раскрыты основные направления применения компьютерных технологий в процессе обучения математике и будут определены и обоснованы психолого-педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников в процессе обучения математики средствами компьютерных технологий.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
– осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– выявить условия, факторы, механизмы развития познавательной активности личности и дать им психологическое обоснование;
– выявление направлений и аспектов применения компьютерных технологий обучения в старших классах в процессе обучения математике;
– разработать систему психолого-педагогических условий развития познавательной активности старшеклассников в процессе обучения математике средствами компьютерных технологий.
Методологической основой исследования явились основополагающие принципы психологии и педагогики: единства сознания и деятельности, системного подхода (изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени), детерминизма, объективности и научности и деятельностного подхода.
Компьютерные технологии в современном обществе
... общения, но и благодаря современным компьютерным технологиям такие люди могут себя реализовать, получить работу. Компьютерные технологии оказывают положительных эффект в развитии детей при правильном их ... посвятить время самому процессу. Большую роль компьютерные технологии играют в медицине, создаются различные виртуальные модели развития заболеваний, создаются огромные базы информации на ...
Кроме того, исследование опирается на теории и концепции, раскрывающие особенности развития личности в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др.), теории психологии субъекта и его деятельности А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.А. Петровского, концепции психологии индивидуальности В.С. Мерлина и В.В. Белоуса; идеи гуманизации образования в рамках личностноразвивающей парадигмы (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, И.Б. Котова, В.А. Петровский, В.А. Сластенин и др.); теории субъектности и субъектной психической активности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И.Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский и др.); концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации (В.А. Петровский); работы, посвященные применению компьютерных технологий в процессе обучения математике (М.И. Башмаков, Е.В. Данильчук, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, С.Н. Поздняков, Н.Р. Резник, И.В. Роберт, Н.Х.Розов, В.С. Леднев, Е.И. Машбиц и др.).
Для решения обозначенных задач использовались методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта использования компьютерных технологий в процессе обучения математике; изучение учебной документации на учащихся; направленное педагогическое наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся; анкетирование; тестирование; математические методы обработки данных; психолого-педагогический эксперимент с последующим анализом его эффективности.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что нами выделены психологические механизмы развития познавательной активности личности и определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие познавательной активности средствами компьютерных технологий при обучении математике в старших классах.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в учебном процессе школы в курсе математики. Результаты исследования позволят обратить внимание учителей на необходимость дальнейшего теоретического и экспериментального изучения проблемы развития познавательной активности учащихся средствами компьютерных технологий.
Данные, полученные в результате исследования, могут найти применение в процессах самосовершенствования, саморазвития, повышения интеллектуальной активности личности.
Базой экспериментального исследования стало образовательное учреждение МОУСОШ №1 (г. Курганинск) и учащиеся 10-х классов (всего 51 человек).
Этапы исследования:
I этап – научно-методического поиска – изучение, анализ, теоретическое обобщение научных подходов по проблеме исследования.
II этап – организационный – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
III этап – констатирующий эксперимент – выполнялось диагностическое исследование, направленное на изучение познавательной активности подростков.
IV этап – заключительный – формирующий эксперимент – было получено экспериментальное обоснование предлагаемых психолого-педагогических условиях развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий.
Понятие об обучении в педагогической психологии
... подхода к анализу познавательных процессов. Психологическое содержание всех составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии – «психологии обучения». Психология обучения – это научное ... Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании. Одна из первых попыток практически ...
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 5 приложений……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – 336 с.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: НОШ РАО, 2004. – 228 с.
3. Астахова Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации // Вестник высшей школы. – 2000. – №12. – С.3-9.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003. – 336 с.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
7. Басов М.Я. Общие основы педологии. – М., Л., 1928.
8. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2002. – 616 с.
9. Белевина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. – 1991. – №4. – С.99-102.
10. Белокопытов Ю., Панасенко Г. Активные методы обучения // Высшее образование в России. – 2004. – №4. – С.167-169.
11. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – С.116-123.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – 190 с.
13. Богданов С.А. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде: Дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. – 206 с.
14. Брановский Ю.С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования» // Педагогическая информатика. – 1995. – №2. – С.18-28.
15. Бреслав Г.М. Компьютеризация обучения и формирование личности // Тезисы докладов всесоюзной научно-методической конференции. – Рига, 1988. – 2-я часть. – С.19-20.
16. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.80-88.
17. Васильева И.А., Пащенко Е.И., Петрова Н.Н., Осипова Е.М. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №5. – С.56-62.
18. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты).
– М.: Информ-пресс, 2001. – 220 с.
19. Гаврилюк А.Г. Вычислительный эксперимент на уроке информатики // Информатика и образование. – 2005. – №2. – С.30-31.
20. Гришина О., Павлова О. Электронный «Курс математики» // Математика. – 2002. – №43. – С.19-20.
21. Гурьева Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству // Информатика и образование. – 1996. -№3. – С.98-102.
22. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? Часть 1. – М.: Авангард, 1994. – 168 с.
23. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся 10-11 классов // Информатика и образование. – 2003. – №7. – С.9-18.
24. Дидактические основы компьютерного обучения / Под ред. Извозчикова В.А. и др. – СПб., 1999. – 202 с.
Мелик-Пашаев А. — А.С. Пушкин и психология художественного ...
... ”. Беловая рукопись 26 сентября 1835 г.) Эти два описания — счастливая находка для психологии искусства: они позволяют сопоставить два разных состояния человеческой души, две позиции по ... к числу способностей, а какие — нет, изучали первые из них и задавались вопросом: как из их сочетаний возникают высшие формы художественного творчества? И что еще ...
25. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.68-78.
26. Дорофеев Г.В., Потапов М.К. Розов Н.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1976. – 640 с.
27. Дорошкевич А.М. О принципах построения программированных учебных пособий. – М.: Изд-во МПИ, 1968.
28. Дронзик А., Кругликов С. Рецензия на книгу Г.В.Дорофеева, М.К.Потапова, Н.Х.Розова «Математика. Для поступающих в вузы» // Математика. – 2002. – №14. – С.25-26.
29. Захарьева Н.Л. Моделирование в школе: исследовательские проекты по математике // Информатика и образование. – 2000. – №9. – С.36-42.
30. Кастро К., Альфтан Т. Компьютер во внешкольном образовании // Перспективы. – 1991. – №2. – С.59-71.
31. Киселев Б., Моисеева М. С домашним компьютером – к образованию!? // Компьютер в школе. – 1998. – №2. – С.30-31.
32. Климов А. Электронные энциклопедии // Компьютера. Спецвыпуск. – Сентябрь 2002. – С.65-67.
33. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
34. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
35. Коллис Б. Информационные технологии – источник новых учебных ситуаций // Перспективы. – 1991. – №2. – С.42-58.
36. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник / Под ред. Гриценко В.И., Довгялло А.М., Савельева А.Я. – Киев: «Наукова думка», 1999. – 213 с.
37. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Профессиональное образование. – №5. – 2002. – с.17-20.
38. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.
39. Крайзмер Л.П., Кулик Б.А. Персональный компьютер на вашем рабочем месте. – Л.: Лениздат, 1991. – 286 с.
40. Кругликов С.А. Методика преподавания математики с использованием информационных технологий и компьютерных продуктов учебного назначения: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 228 с.
41. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. — 1984. -№3. — С. 25-32.
42. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. – Свердловск, 1985. – С.3-20.
43. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. – М.: Наука, 1980. – 143 с.
44. Лабутин В.Б. Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных технологий: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 190 с.
45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 304 с.
46. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. — Новосибирск, 1987. — 92 с.
47. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 444 с.
48. Маслов А., Таиров О., Труш В. и др. Физиолого-гигиенические аспекты использования персональных ЭВМ в учебном процессе // ИНФО. – 1987. – №4. – С.79-91.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «психология» для слушателей ...
Пособие предназначено для слушателей заочной формы обучения. Пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры уголовного права, криминологи и психологии « » 2011 года. Протокол № УДК 159.9 ... ББК 88 © ОрЮИ МВД России, 2011 Пояснительная записка Предметом дисциплины «Психология» является изучение основных закономерностей, механизмов возникновения и функционирования психики. Данная дисциплина ...
49. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – С.5-17.
50. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. – Казань, 1983.
51. Монахов В.М. Перспективы разработки и внедрения НИТ обучения на уроках математике // Математика в школе. – 1991. – №3. – С.58-61.
52. О’Нил Д. Технологии в школах и изменение роли учащихся // США: Общество и ценности. Школьное образование в США. Электронный журнал государственного департамента. – 1997. – №2. – Т.5. – С.31-33.
53. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М.: Педагогика, 1989. – 234 с.
54. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1982. – 254 с.
55. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — Ростов-на-Дону, 1996. -Т.1,2.
56. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998. — 521 с.
57. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Дону, 1996. – 389 с.
58. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М., 1982. – 309 с.
59. Проскурякова Л.Б. Психологические механизмы развития познавательной активности учащихся. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2005. – 157 с.
60. Розов Н.Х., Савин А.П. Лабораторные работы … по геометрии? Да! // Математика в школе. – 1994. – №6. – С.52-54.
61. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957. – 328 с.
62. Садыкова Г.Г. Компьютеризация обучения как средство развития познавательной активности учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2005. – 182 с.
63. Селевко К.Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
64. Сениченков Ю. Компьютерные инструменты педагога // Математика. – 2003. – №3. – С.1-3.
65. Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников. – М.: Речь, 2002.
66. Совертков П.И. Исследовательская деятельность в развивающих программах по информатике и математике // Информатика и образование. – 2003. – №4. – С.11-16.
67. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С.22-34.
68. Сулейманов Р.Р. Математические электронные игры // Математика в школе. – 1993. – №5. – С.50-51.
69. Тихомиров О.К. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения // Вопросы психологии. – 1986. – №5. – С.67.
70. Тихомиров О.К. Психологические аспекты компьютеризации // Человек и компьютер / Под ред. О.К.Тихомирова. – М., 1972. – С.235-262.
71. Тихонов М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. – М.: Издательство ИКАР, 1998.
72. Трофимова Е. Информационные образовательные технологии: представления и реалии // Вестник высшей школы. – 2004. – №4. – С.27-31.
73. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – М., 1986. -Т. 1,2.- 408, 392 с.
74. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.32-39.
Детская психология в вопросах и ответах
... понятиями курса психологии и научиться ихприменять в разных конкретных жизненных ситуациях. Заслуженный работник высшейшколы Р. Ф. Б.С. Волков. Заслуженный учитель школы Р.Ф. – ... строитьсяповедение взрослого с трехлетками в период их кризисногоразвития?"”Отвечая на этот вопрос необходимо активизировать мыслительныеоперации сравнения – противопоставления, привлечения ранее приобретенных знанийо ...
75. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
76. Широкова Л.А. Учебная программа в форме игры // Математика в школе. – 1994. – №2. – С.50.
77. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1998. – 208 с.
78. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С.39-47.