Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.
Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. Современному дошкольному образованию необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Это в значительной мере облегчит ребенку переход из дошкольной жизни в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
1. Разработка содержания, обеспечивающего:
– воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
– развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
– развитие эмоциональной сферы;
– цельность детского мировоззрения.
2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
3. Формирование опыта самопознания.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

5 стр., 2352 слов

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ПУТИ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Введение…. ....…….................................................................................................3 1 Общие теоретические подходы к изучению детей дошкольного возраста с дизартрией………………..……………………………..……….....6 1.1 Этиопатогенез дизартрических расстройств…..………..…….…...……...6 1.2 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией………..19 1.3 Особенности нарушения речи детей с ...

 

а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача дошкольного обучения – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

 

б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения. Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы. В зависимости от ...

 

в) Деятельностно ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

 

 

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

1) формирование произвольного поведения;

3 стр., 1093 слов

Наблюдение на прогулках/ Значение наблюдений на прогулках в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» Контрольная работа по ПМ. 03 ««Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников Тема: «Наблюдение на прогулках» 2017 Содержание Введение 3 Наблюдение на прогулках. 4 1. ...

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека),

4) мотивационная готовность.

Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. При разработке предлагаемой программы был учтён накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые подходы в данной области.
Программа не претендует на универсальность. Однако, она, во-первых, поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания содержания образования в период дошкольного детства, использования неспецифических для него форм. Поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника. Во-вторых, обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребёнка на всех последующих этапах образования в условиях единой образовательной системы.
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов (см. список литературы в конце).

Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

Структура и содержание программы

Программа представлена следующими разделами:
1. Возрастные особенности детей.
2. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.
3. Физическое развитие.
4. Игровая деятельность.
5. Социально-личностное развитие.
6. Познавательная деятельность:
• Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
• Ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание
• Введение в математику.
• Изобразительная деятельность.
7. Воспитание и развитие личностных качеств.
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребёнку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребёнок физически готов к нему. Поэтому важным в программе является раздел«Физическое развитие». Здоровье рассматривается в программе не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо шире – и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека.

12 стр., 5545 слов

1. Диагностические методы по выявлению личностных нарушений у детей и определение механизмов негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические,

... деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ... личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные). АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ МЕТОДЫ 1. ...

Целью занятий физической культурой является приобщение ребёнка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.
В разделе «Игровая деятельность» описываются разнообразные игры (творческие, дидактические, подвижные и др.), обеспечивающие полноценное развитие дошкольника. В игровой деятельности ребенок активно сотрудничает со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт. Важную роль выполняет разумно организованное общение. Педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению эмоционально-чувственной сферы дошкольников. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения. Не случайно игре как методу обучения отдается предпочтение в разделе «Учебно-познавательная деятельность».
Социально-личностное развитие предполагает развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержку в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, овладение элементарными социальными навыками, в их числе трудовыми. Данный раздел рассматривается как психолого-педагогическое сопровождение процесса вхождения ребенка в мир знаний и социальных отношений.
Раздел «Познавательная деятельность» состоит из ряда направлений, каждое из которых, сохраняя свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими, последовательно реализуя выделенные ранее линии развития дошкольников.

2 стр., 741 слов

Современный взгляд на проблему РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ дошкольникА

ГуманИТАрно-педагогический институт Кафедра дошкольной педагогики и психологии _______________________ международная заочная научно-практическая конференция   «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» 7 – 28 ноября 2016 г. Информационное письмо   Уважаемые коллеги! Кафедра дошкольной педагогики и психологии ТГУ ...

 

Педагог прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей положительной самооценки.
Реализация принципа преемственности, заявленного нами как основная отличительная особенность программы , проявляется в том, что помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность дошкольников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений. Дальнейшее развитие данной группы умений осуществляется в начальной школе средствами всех учебных предметов.

 

Основные группы общеучебных умений:
интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников

Одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.
В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится с использованиемпроблемно-диалогической технологии, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.
Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии.

4 стр., 1960 слов

Ребования к результатам освоения дисциплины. Б.3.ДВ2. Коммуникативная деятельность заикающихся детей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.ДВ2. Коммуникативная деятельность заикающихся детей Направление подготовки: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки: Логопедия Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная, 4 года   Н. Новгород 2013 г.   Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта ...