1) Определяет цели обучения

29 сентября

Дидактика.

Актуализация субъектного опыта ученика – заявил Рассоха. Теория образования и поучения. Предметом дидактики является цель, принципы, содержание, технологии, методы, формы, результаты обучения.

Задачи:

1) Определяет цели обучения.

2) Разрабатывает принципы обучения

3) Определяет научные основы образования

4) Определяет теоретические основы образовательной технологии.

Структура процесса обучения.

Компоненты:

  1. Цель обучения
  2. Содержание обучения образования (учебные пособия, программы)
  3. Технологии, формы и методы обучения.
  4. Учитель
  5. Ученик
  6. Результат (обученность, воспитанность, развитие)

Принцип обучения – нормативные требования к организации и осуществлению процесса обучения. Принципы:

  1. Доступность
  2. Активность и умственная самостоятельность (насколько ученик мыслит, самостоятельно) Уровни: 1) распознавательный, 2) репродуктивный с опорой, 3) репродуктивный без опоры, 4) применение на практике по образцу, 5) применение на практике без образца (творческий уровень).
  3. Наглядность
  4. Связь с жизнью, с практикой
  5. Оптимизация (компонентов, форм, методов и результатов обучения)
  6. Систематичность (постоянно) и последовательность (вчера – сегодня – завтра).
  7. Воспитывающее обучения, через содержание
  8. Прочность обучения
  9. Научность обучения
  10. Развивающего обучения (память, внимание – личность)

Типы уроков

Типы уроков:

  1. урок введение нового учебного материала и его первичного усвоения
  2. урок закрепление
  3. обобщение и систематизация
  4. контрольная и коррекция
  5. комбинированный, смешанный урок

Этапы урока 1 типа:

  1. организационный момент
  2. фонетическая зарядка, речевая зарядка
  3. объявление темы
  4. постановка цели урока (мотивационный этап).

    Обучающие, воспитывающие и развивающие.

  5. введение нового учебного материала
  6. закрепление
  7. итоги
  8. отметки, мотивировка
  9. домашнее задание на доске и инструктаж (дифференцированный характер)
  10. Организованное окончание урока

Расписать структуру остальных типов уроков.

Методы обучения и их классификации

Методы – способы упорядочивания взаимосвязанной деятельности, направленные на решение образовательных задач.

Классификация по источнику и характеру восприятия:

4 стр., 1691 слов

Развитие самостоятельности школьников на уроках технологии

... методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования ... и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии. Объект исследования – формирование самостоятельности школьников. Предмет исследования – ...

  1. Словесный
  2. Наглядный (иллюстрации и демонстрации)
  3. Практический
  1. Методы приобретения знаний
  2. Метод формирования навыков
  3. Метод применения полученных знаний на практике
  4. Метод творческой деятельности
  5. Метод закрепления и проверки знаний учащихся
  1. Групповые методы
  2. Индивидуальные методы.

По степени задействования аудитории:

  • Активные
  • Пассивные

По чему-то.

  • Объяснительно-иллюстративный метод
  • Репродуктивный метод
  • Проблемного изложения (задачу решает учитель, ученики наблюдают)
  • Частично-поисковый (частично самостоятельно решают задачу)
  • Исследовательский (полностью самостоятельно)

Дидактические игры

Д.и. – такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Отличает – наличие игровой ситуации. Есть правила, регламент, оценка.

Типы:

  1. Анализ конкретных ситуаций
  2. Игровое проектирование
  3. Разбор деловой почты руководителя
  4. Найди дерево по описанию!
  5. Склей обратно из кусочков бумаги паспорт учителя

Этапы:

  1. Объявление названия игры
  2. Расположение участников
  3. Порядок использования игрового материала
  4. Объяснение хода игры, игровых заданий
  5. Показ выполнения отдельных действий
  6. Подведение итогов игры
  7. Объявление победителя

Необходимо контролировать эмоциональное напряжение

6 октября

Урок закрепление. Этапы:

  1. Организационный момент
  2. Речевая и фонетическая зарядка
  3. Сообщение темы
  4. Мотивационный этап (постановка целей)
  5. Закрепление учебного материала
  6. Подведение итогов (отметки)
  7. Домашнее задание. Инструктаж на доске (с дифференцированием)
  8. Организованное окончание урока

Остальные уроки расписать

Введение в образовательную технологию

  1. Обоснование актуальности
  2. Термин «Образовательные технологии» (Education technology) включает в себя технологии обучения, воспитания, педагогического общения, материального и финансового обеспечения, кадрового обеспечения и т.д. («Педагогическая технология» – отечественный термин, включает в себя технологии: обучение и воспитание. Дидактическая технология.
  3. Соотношение понятий «дидактика», «методика» и «технология обучения». Дидактика отвечает на следующие вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить? Методика (частная дидактика) отвечает на вопросы: Зачем учить? Чему и как учить? Технологии обучения: Как учить результативно?
  4. Определение понятия «Образовательная технология». Техно – искусство, мастерство. Наука об искусстве и мастерстве. Совокупность приёмов, методов обработки какого-либо материала. Образовательная технология – это проектирование и реализация педагогической системы, обеспечивающей гарантированное достижение планируемых результатов. Педагогическая система – проектирование и реализация форм, методов и задач обучения, содержания, обеспечивающих гарантированное достижение планируемых результатов. Образовательная технология – совместная деятельность педагога и учащегося и учащегося и учащегося и учащегося по проектированию и реализации целей, содержания, форм, методов обучения, обеспечивающих гарантированное достижение планируемых результатов.
  5. Научно-теоретические основы образовательной технологии. 1) Философская. Любая образовательная технология может опираться на философские направления: гуманистическая (Система мировоззрения, признающего человека как личность, его право на выбор), философия экзистенциализма (Человек есть то, что он сам из себя делает), философия прагматизма (Джон Дьюи. Индивидуальный опыт, природные способности, свободно избранная деятельность. Развитие индивидуального опыта и природных способностей осуществляется наиболее эффективно в свободно избранной деятельности).

    8 стр., 3649 слов

    Технология подготовки и проведения классного часа

    ... формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных ... к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности  за действия Родины,  ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на ...

    2) Факторы развития личности, психического развития. 1) Биогенетический фактор; 2) социо-генетический фактор; 3) обучение и воспитание; 4) собственная активность личности. 3) Теория усвоения социального опыта. Любая образовательная технология опирается на хорошо апробированную на практике психологическую теорию усвоения социального опыта. Ассоциативно-рефлекторная теория. Этапы усвоения знаний, умений и навыков в соответствии указанной теории (традиционные этапы): 1) восприятие 2) осмысление (мыслительные операции – анализ (разложение целого на части), синтез (наоборот), классификация (сами знаем что такое), абстрагирование (выделение существенных признаков и отвлечение от признаков несущественных), обобщение (выделение общих признаков)) 3) закрепление, запоминание 4) применение на практике 5) контроль усвоенного. 4) Ассоциативно-рефлекторная. Теория формирования умственных действий и понятий. Этапы: 1) ознакомление с целью действия 2) формирование ориентировочной основы действия (ООД) – система ориентиров и указаний, как нужно выполнять действие. 3) выполнение действия в материальной (действия с реальными предметами) или материализованной форме (схемы и чертежи) 4) Проговаривание во внешней речи 5) Проговаривание во внутренней речи 6) Выполнение действия во внутреннем плане. 5) Теория нейро-лингвистического программирования. В этой теории выделяют три типа модальности, направленности человека, ребёнка: аудилы, визуалы, кинестетики. Признак – доминирующий канал прохождения информации. Выделяют также по доминирующему полушарию правополушарных (логическое мышление) и левополушарных (образное мышление).

    6) Сугестопедическая. Она основана на эмоционально-волевом напряжении в бодрствующем состоянии ученика.

  6. Критерии технологичности образовательной технологии.

13 октября

Критерии технологичености образовательной технологии:

1) Концептуальность (научность).

Показатели: философское, психологическое и дидактическое обоснование образовательной технологии.

2) Системность. Показатели: компонентность, структурность (внутренняя организация), логичность, целостность

3) Управляемость учебно-познавательной деятельностью учащихся. Показатели: проектирование (детальное описание всех компонентов технологии), конструирование (предварительное описание), планирование, диагностичная постановка целей обучения (степень достижения).

Диагностично поставленная цель формулируется через результат обучения, выраженная в конкретных действиях ученика, который легко может определить любой компетентный судья, а учитель – просто компетентный судья. Для того чтобы осуществить диагностичную и операциональную постановку целей обучения необходимо осуществить следующие действия:

7 стр., 3476 слов

Содержание, принципы и пути полового воспитания детей дошкольного возраста

... членам общества, тем более зрелы и ответственны они должны быть. Основной нравственный принцип сексуального поведения в браке или вне брака - любые типы сексуальных отношений морально ...

1) разработать систему целей, внутри которой выделить их иерархические уровни.

2) осуществить конкретизацию, детализацию целей обучения

3) разобрать словарь, с помощью которого диагностично и рационально поставленные цели могут быть описаны

ещё показатель: поэтапная диагностика результатов обучения и варьирования средств и методов обучения с целью достижения оптимального результата.

  1. Воспроизводимость образовательной технологии. (Возможность использования той или иной образовательной технологии любым педагогом)
  2. Алгоритмичность. Показатель: наличие последовательной программы, ведущей к решению поставленной программы.
  3. Эффективность образовательной технологии. А) по результатам; Б) по затратам ресурсов

Классификация образовательных технологий

1) Предметные: Их цель – формирование навыков и знаний по предмету

2) Личностно-ориентированные.

А).

Саморазвитие

Б).

Адаптивные

В).

Направленные на развитие творческих способностей учащихся

Народная классификация:

1) Традиционные технологии (учитель – ведущий. Субъектно-объектные отношения)

2) Современные технологии (Субъектно-субъектные отношения)

Селевко Герман Константинович

По уровням применения:

  1. общедидактические
  2. частнодидактические
  3. локальные

По философской основе

  1. материалистические
  2. гуманистические
  3. итд

По фактору развития личности

  1. биогенные (базируются на природных способностях)
  2. социогенные (в условиях среды)
  3. психогенные (которые базируются на собственной активности личности)

По ориентации на личностные структуры

  1. Информационные. Формирование знаний, умений и навыков.
  2. Операционные. Их цель – формирование мыслительных операций, способов умственных действий. (самоуправляющий механизм личности)
  3. Технология саморазвития. (мотивы, потребности, ценностные ориентации, концепция-Я)
  4. Эвристические. Развитие творческих способностей.

По методам обучения:

  1. репродуктивные
  2. объяснительно-иллюстративные
  3. проблемно-поисковые

По подходу к ребёнку:

  1. авторитарные (субъектно-объектные отношения)
  2. дидакто-центрические (средство обучения)
  3. личностно-ориентированные (ребёнок в центре)

Описательные образовательные технологии.

  1. Название
  2. Концептуальное обоснование (описание целей, основной идеи, принципов)
  3. Какова позиция ребёнка?
  4. Какова позиция педагога?
  5. Особенности содержания обучения. (Чему учить в образовательной технологии? На какие личностные структуры ориентируется содержание обучения?)
  6. Необходимо описать дидактическую (обучающую) структуру учебного материала
  7. Особенности методов обучения.
  8. Методы стимулирования и мотивации.
  9. Программно-методическое обеспечение. Учебное пособие, программные пособия, ТСО, ПК.
  10. Диагностический инструмент.

Технология программированного обучения

6 стр., 2817 слов

21. Обучение как категория педагогики

... знания,самостоятельно их применить,заниматься самообразованием,чтобы решать учебные и профессиональные проблемы. Самое главное в процессе обучения это двустронняя связь. Частные категории: 1)преподавание - передача ... Результат того что происходит в этом человеке. 25. Понятие педагогической технологии. Технологии – системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания знаний ...

1) История

2) Линейное программирование

3) Разветвлённое программирование

4) Смешанное программирование

5) Блочное программирование

6) Средства экспонирования (представления) программ (на каких носителях)

  1. Можно встретить уже в древние времена. Так Сократ мастерски использует эвристическую беседу, предлагал собеседнику не только отвечать на заданные вопросы, но и проверять правильность ответов. А это и есть один из элементов программированного обучения. В новое время в 17-м веке Рене Декар в своём трактате «Рассуждения о методе» писал, что нашёл эффективный путь обучения, который постепенно шаг за шагом ведёт от незнания к знанию. Суть этого метода заключалась в том, что он предлагал делить большие фрагменты учебного материала на более мелкие. И постепенно усваивая каждую из этих мелких частей, можно было эффективно усваивать большую часть текста. Ян Коменский обосновал некоторые правила обучения: от близкого к далёкому, от простого к сложному, от неизвестного к известному, — которые тоже могут выступать в качестве элементов технологии программированного обучения. В 1920-м году Станислав Тренбиский изобрёл устройство, облегчающее обучение без посторонней помощи. Существует мнение, что все принципы программированного обучения были разработаны в рамках общей дидактики. И это верно. Но лишь отчасти. С другой же стороны любая образовательная технология, в том числе программированное обучение, опирается на свои собственные принципы, которые были выведены из опытов с голубями и животными, которые проводил бывший психолог Гарвардского университета Скиннер.
  2. Принципы линейного программирования: 1) деление учебного материала на части. Размер шага – одно предложение. 2) немедленная проверка путём конструированием ответа – заполнением пробела или ответ на поставленный вопрос 3) немедленное подтверждение правильности ответа путём сравнения реального ответа с эталоном 4) принцип индивидуализации темпа обучения. Каждый обучающийся продвигается по программе в оптимальном для себя темпе. 5) принцип дифференцированного закрепления знаний. Содержательные обобщения (основные понятия) повторяются многократно 6) постепенный рост трудности. По мере продвижения по программе число ориентиров и указаний относительно того, как нужно конструировать ответ, сокращается. 7) принцип единообразного хода обучения для любых возрастов. Стимул – задание, которое необходимо выполнить, Р – реакция (действие на выполнение задания), П – подкрепление (награда).

    Недостатки линейного программирования: 1) заполнение пробела, ответ на вопрос 2) безошибочный ход обучения 3) монотонность. На эти недостатки указал Краудер и предложил пути устранения этих недостатков.

  3. Принципы разветвлённого программирования: 1) деление учебного материала на большие дозы (полстраницы) 2) немедленная проверка путём выбора правильного ответа из нескольких ошибочных или неполных 3) немедленное подтверждение правильности ответа путём сравнения реального ответа с эталоном 4) принцип индивидуализации темпа и содержания обучения. Если обучающийся выбрал неверный ответ, то программа отправляет его к корректировочной рамке. 5) принцип дифференцированного закрепления. Содержательные обобщения (основные понятия) повторяются многократно 6) постепенный рост трудности. По мере продвижения по программе число ориентиров и указаний относительно того, как нужно конструировать ответ, сокращается. 7) принцип единообразного хода обучения для любых возрастов. Стимул – задание, которое необходимо выполнить, Р – реакция (действие на выполнение задания), П – подкрепление (награда).

    11 стр., 5125 слов

    Место опорного конспекта в процессе изучения психологии

    ... Обучение студентов таким навыкам возможно непосредственно в процессе изложения учебного материала. В пособии А.А. Гин "Приемы педагогической техники" в числе таких приемов приводится, например, составление опорного ... своих пособиях для ВУЗов рассматриваются основные проблемы педагогической психологии. Материал изложен в виде логических схем, таблиц и опорных конспектов. Их работы основаны на ...

    Недостатки: 1) угадывание ответа 2) и т.д. В целях устранения этих недостатков был разработан смешанный вид программы.

  4. Принципы смешанного программирования: 1) Деление учебного материала как на мелкие, так и на большие дозы. а) от дидактической цели б) от возраста учащегося 2) Немедленная проверка как путём конструирования, так и выбором правильного ответа. 3) Немедленное подтверждение правильности ответа путём сравнения реального ответа с эталоном. 4) принцип индивидуализации темпа обучения. Каждый обучающийся продвигается по программе в оптимальном для себя темпе. 5) принцип дифференцированного закрепления. Содержательные обобщения (основные понятия) повторяются многократно 6) постепенный рост трудности. По мере продвижения по программе число ориентиров и указаний относительно того, как нужно конструировать ответ, сокращается. 7) принцип единообразного хода обучения для любых возрастов. Стимул – задание, которое необходимо выполнить, Р – реакция (действие на выполнение задания), П – подкрепление (награда).

    Эффективное управление процессом усвоения знаний, умений и навыков – основное преимущество классического программирования. Основной недостаток: в ходе его реализации не обеспечивается развитие творческой деятельности.

  5. Куписевич предложил как-то раз блочную программу. Основа – проблемный блок. Основные блоки:

3 Ноября

  • Систематизация фактов, поступков, событий по определённому принципу.
  • Включение учащихся в процесс генерирования идей, предположений, путей, способов решения проблемы.
  • Использование текстов, содержащих противоречивые факты или текстов с нарушением логики изложения материала.

Технология конструирования проблемной ситуации:

  1. установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемной ситуации по данной теме или на данном учебном материале
  2. выявить уровень знаний учащихся по данной теме
  3. определить какие знания понадобятся учащимся для разрешения конкретной проблемной ситуации
  4. выявить уровень интеллектуального развития учащихся
  5. в зависимости от уровня знаний и интеллектуального развития учащихся отобрать соответствующие задания. База подготовки или отбора заданий – способы создания проблемной ситуации (сравнение, сопоставление, выдвижение гипотез).

Требования к проблемным ситуациям:

  1. проблемная ситуация должна содержать противоречие
  2. должна быть интересна

Методы проблемного обучения:

  1. проблемное изложение. Учащиеся наблюдают за решением проблемы
  2. частично-поисковый, эвристический. 3 варианта: 1) большая проблема членится на подпроблемы. Разрешая подпроблемы, решаем общую проблему. 2) учащиеся частично самостоятельно решают проблему. Формулируют, выдвигают гипотезу, намечают план её решения. 3) эвристическая беседа. Система проблемных вопросов, ответы на которые ведут к решению проблемы.
  3. Исследовательский. Его реализация предполагает самостоятельное (полностью) разрешение проблемы учащимся от начала и до конца.

Этапы проблемного занятия:

3 стр., 1187 слов

Рефлексия содержания учебного материала

... узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии ... каждого спортсмена рукопашного боя. Использованная литература: 1. Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17 2. Винярская ...

  1. создание проблемной ситуации
  2. осмысление проблемной ситуации
  3. формулировка проблемы
  4. анализ проблемы (выявление известного и неизвестного)
  5. выдвижение рабочих гипотез
  6. сужение поля поиска (отбор наиболее перспективных гипотез)
  7. составление плана решения
  8. решение
  9. верификация (проверка правильности решения проблемы)

О соотношении репродуктивных и проблемно-поисковых технологий на конкретном учебном занятии. Единого подхода нет. Одна группа учёных и практиков считают, что весь образовательный процесс должен быть построен проблемно. Другая группа считает, что это соотношение должно быть 30% (проблемно-поисковые) на 70% (репродуктивные).

Третья группа считает, что это соотношение должно быть 50/50. Четвёртая же группа считает, что никто из выше указанных неправ, потому что это решает учитель.

Технология обучения «Мозговой штурм»

  1. этапы развития
  2. определение понятий
  3. варианты мозгового штурма
  4. учебный вариант мозгового штурма

Литература: Андреев В.И., Диалектика воспитания и самовоспитание, Казань, 1988 г.

Крановская Р.М.,

Кутавской А.В., Современная дидактика, Москва, 2001

Клайд М.В., Инновации в мировой педагогике, Рига, 1995

  1. Сократ, он использовал в своей педагогической практике метод двойного кольца и отсрочной оценки, суть которого заключалась в следующем. Обучающиеся размещались в двух кольцах, внешнем и внутреннем. Во внутреннем кольце 12 человек, а 13-й стул был свободен. Представители этой группы обсуждали и решали проблему. Во внешнем – 30 человек. Их цель – наблюдение за ходом решения проблемы, за активностью обучающихся внутреннего кольца. И если кто-либо из представителей внутреннего кольца не был активен, 13-е место занимал представитель внешнего круга. Одна из целей работы представителей внешнего кольца – оценка правильности решения проблемы. Второй этап связан с Осборном. Он разработал трёхэтапную мозговую атаку. При этом он рассуждал так: В обычных условиях творческая активность человека сдерживается такими барьерами как: 1) авторитарный стиль общения руководства 2) боязнь ошибок и критики более авторитетных и способных товарищей 3) отсутствие положительных эмоций 4) слишком серьёзное профессиональное отношение к делу. Убрать эти барьеры можно с помощью создания положительного психоэвристического климата и использования адекватных аналогий. Третий этап: Осборн и Парнес. Они разработали пятиэтапную мозговую атаку.
  2. Мозговой штурм (мозговая атака) – это улучшенный вариант сократического диалога, в ходе которого создаётся положительный психоэвристический климат и используется соответствующие аналогии (фантастические, личностные), что способствует эффективному решению творческой задачи. (Осборн) Андреев В.И.: Технология коллективного поиска оригинальных идей, решения той или иной творческой задачи.
  3. Модификации, варианты. Осборн разработал прямую коллективную мозговую атаку, для осуществления этого варианта формируются группы, как правило, из 7-15 человек. Цель: генерирование как можно большего количества идей для разрешения проблемы. При этом должны соблюдаться определённые правила. Или массовая мозговая атака (Филипс).

    16 стр., 7562 слов

    Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе

    ... этого процесса издавна считается важной задачей обучения. Поэтому в учебниках педагогики, методических пособиях для учителей особое внимание уделяется приемам заучивания школьниками учебного материала, правилам прочного запоминания, методам повторения ...

    Она предназначена для генерирования идей в больших группах 20-80 человек. При этом большая группа делится на подгруппы в 5 человек. В каждой из них проводится генерирование идей по правилам прямой коллективной мозговой атаки, затем экспертная группа оценивает качество идей. Синептика – объединение разнородных элементов. Челночная мозговая атака. Всех людей можно разделить на две группы: критики и генераторы. Все на одного с деструктивной отнесённой оценкой, суть которого заключается в генерировании идей с последующим выдвижением контр-идей. Этапы: 1) формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости 2) формирование группы анализа проблемной ситуации 3) генерирование идей в группах по правилам прямой коллективной мозговой атаки 4) систематизация, классификация идей по определённых критериям 5) деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость, выдвижение контридей. Рассмотрение возможных препятствий на пути реализации выдвинутых идей 6) оценка критических замечаний, выполненных в ходе реализации предыдущего этапа 7) составление окончательного списка идей, вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты в ходе высказывания критических замечаний и выдвижения контридей. Формирование знаний, умений и навыков и развитие диалогического мышления, интеллектуальных и творческих способностей. Принципы: 1) отсроченная оценка идей 2) переход количества идей в их качество 3) сотворчество учителя и учащихся. Учитель использует демократический стиль общения, побуждает детей генерировать идеи, становясь соавтором этих идей. 4) доверие творческим силам и способностям учащихся 5) оптимальное сочетание интуитивного и логического. На стадии генерирования доминирует интуиция. На стадии отбора идей – логическое мышление. 6) диалогичность Этапы мозгового штурма: 1) поиск фактов, изучение какого-либо учебного материала 2) формулировка проблемы 3) формирование малых групп 4) выбор в каждой из них руководителя, секретаря, который будет фиксировать идеи, определение премии на генерирование идей и их отбор. Отборное расположение участников коммуникации в пространстве: треугольник, круг, прямоугольник, участники должны видеть глаза друг друга. 5) поиск идей, Первая фаза: генерирование идей по следующим правилам: а) поощрение количества идей, а не их качества б) поощрение диких, сумасшедших идей в) запрет любой критики г) возможность переформулирования раннее высказанных идей. Вторая фаза: фильтрация обсуждение идей, критика 6) межгрупповая защита идей. Их озвучивают руководители, представители других групп не имеют права критиковать. 7) отбор и оценка идей экспертной группой. Составляется окончательный список идей 8) решение проблемы 9) поиск внедрения результатов решения проблемы. 10) Рефлексия по трём аспектам

10 октября

Фрейм – сжатие учебного материала в таблицу.

В ходе проблемного обучения обущающийся должен познавать объективно новые знания. А мы получаем субъективно новые знания. Рефлексия, три аспекта (я, мы, результат и способы его получения)

8 стр., 3932 слов

87. Ученик как субъект учебной деятельности. Учитель как субъект ...

... Ученик как субъект учебной деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. 88. Организационные формы процесса обучения. 89. Функции процесса обучения. 90. Современная классификация видов обучения органом, хотя ... Характеристика процессов памяти. 74. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала. 75. Особенности памяти. 76. Некоторые эффекты и законы памяти. 77. ...

Границы использования технологии мозгового штурма.

Технология может быть использована на всех возрастных этапах (универсальная).

В ходе учения применим ко всем предметам на всех типах уроков.

Технология обучения на основе опорного конспекта

1) обновление актуальности

2) понятие о дидактическом структурировании учебного материала

3) варианты дидактического структурирования учебного материала

4) основные понятия

5) цели и принципы

6) требования составления опорного конспекта

7) методика составления опорного конспекта

8) этапы составления опорного конспекта

9) эффективность

Литература:

Шаталов Р.Ф., «Экперимент продолжается», Москва, 1989

Беспальпо, Лажа

Одно из противоречий современного образования является противоречие между всё нарастающим объёмом информации и способами её усвоения. Данное противоречие можно разрешить, как показывает анализ специальной литаратуры, посредством дидактического структурирования учебного материала. Цель дидактического структурирования учебного материала:

  1. разработать такую структуру учебного материала, чтобы она была экономной и рациональной с точки зрения усвоения и хранения в долговременной памяти учащихся.
  2. Включить в структуру учебного материала способы его свёртывания и развёртывания
  3. Вооружить учащихся способами свёртывания и развёртывания учебного материала как средств развития познавательной деятельности учащихся

Варианты структурирования учебного материала:

  1. с помощью логической структуры. Логическая структура – геометрическая фигура состоящая из вершин, соединёнными ориентированными линиями. (рисунок 1)
  2. с помощью системы координат (многомерная дидактическая технология) (рисунок 2)
  3. ранжирование учебного материала в следующей последовательности: 1) основные идеи 2) основные понятия 3) законы 4) закономерности 5) принципы 6) правила
  4. с помощью фреймов (таблиц)
  5. с помощью укрупнения дидактических единиц (УДЕ) …

или родственные или противоположные понятия.

Основные понятия опорного конспекта:

Опора – внешняя организация внутренней мыслительной деятельности обучающегося. Ассоциативный символ, замещающий некоторое смысловое значение и могущий восстановить раннее изученную информацию.

Опорный конспект – система опорных сигналов.

Опорный плакат – увеличенная копия опорного конспекта

Цели и принципы:

  1. формирование знаний умений и навыков
  2. развитие интеллектуальных способностей, аналитико-синтетической деятельности, познавательной активности и самостоятельности, речевых умений.

Принципы:

  1. гуманности (все дети талантливы)
  2. субъектности (развитие активности и самостоятельности в ходе составления опорного конспекта)
  3. свёртывания и развёртывания учебной информации
  4. принцип многократного обращений к одному и тому же учебному материалу
  5. обратной связи (организация регулярного контроля и взаимоконтроля)

Особенности содержания обучения

  1. представлено в форме опорного конспекта (требования: ассоциативность (знак, замещающий некоторые учебные элементы должен восстановить ранее изученный учебный материал), лаконичность (должно быть определённое количество знаков в опорном конспекте, при этом учитываются возрастные особенности учащихся (5-6 классы – 100-200 знаков, 7-9 (300-400), 10-11 (500-600)), структурность (из 4-5 блоков), унификация знака (однажды придуманный знак должен переходить в другие опорные конспекты), унификация цвета (цвет должен носить функциональный характер, орининальное расположение блоков (их ассимитричное расположение), доступность воспроизведения придуманного знака, автономность (каждый блок содержит автономную информацию, которая связана с той информацей, что связана с другими блоками), оптимальность знака (а – по затратам на реконструирование, б – по объёму воспроизводимой информации), ))

Методика составления опорного конспекта:

  1. проработка учебного материала
  2. деление материала на логические части
  3. выделение в каждой части основных идей, принципов, правил, понятий, фактов и так далее. краткое письменное изложение каждой из них
  4. кодирование с помощью следующих средств: 1) начальные буквы 2) сочетания начальных букв 3) оригинальные сочетания начальных букв 4) ключевые слова 5) словосочетания 6) схемы, чертежи 7) рисунки 8) числа и т.д
  5. объединение знаков в блоки
  6. оконтуривание блоков
  7. цветовое оформление

Этапы использования опорного конспекта:

  1. объяснение нового учебного материала без использования ОК
  2. повторное объяснение учебного материала с помощью опорного плаката
  3. самостоятельная работа ученика с опорным конспектом, воспроизведение по памяти, озвучивание, развёртывание опорного конспекта
  4. , (весь пункт 3 + следующее: письменное воспроизведение, письменное развёртывание, выполнение практических заданий, упражнений)
  5. письменное воспроизведение ОК на следующий день на уроке по памяти в течение 10-12 минут
  6. тихий опрос, магнитофонный опрос
  7. применение знаний на практике
  8. самостоятельное составление собственного опорного конспекта

Эффекты:

  1. Прочное усвоение знаний
  2. Интенсификация процесса обучения
  3. Развитие памяти и мышления

18 Ноября

Технология обучения командой учителей

  1. история вопроса
  2. определение понятия
  3. цели, принципы обучения
  4. требования к отбору учителей команды
  5. методика проведения учебных занятий командой учителей
  6. эффективность обучения командой учителей

Литература:

Генрих Буш, «Диалогика и творчество», Рига, 1985

Петровский В.А., «Личностно развивающее взаимодействие»

Вербицкий А.А., «Активное обучение в высшей школе», Москва, 1991

Никитина Т.Н., «Основы профессиональной педагогической деятельности», Москва, 2002

Апруханова-Славская К.А., «Совместная деятельность», Москва, 1988

Юнина Е.А., «Технологии качественного обучения в школе», Москва, 2007

  1. Этапы: 20-30 гг, Россия, военная академия и разведшколы. 60-70 гг, США, теория и практика, Ловел, Георгиадис, Трамп 80-90 гг, Россия, теория и практика, Буш, Вербицкий 00-е, Обучение команды учителей, демократизация общества. Основы демократичного общества должны формироваться уже в школе в ходе взаимодействия учителей и учащихся
  2. Сущность технологии обучения команды учителей заключается в том, что два-три учителя, используя разнообразные методы обучения, работают в больших группах (40% времени), в малых группах (до 16 человек – 20% времени), и индивидуально (40% времени), что способствует достижению планируемых результатов.
  3. Цели: 1) формирование идеологического сознания 2) развитие критического самостоятельного мышления 3) творческих способностей 4) коммуникативных способностей 5) диалогических способностей 6) рефлексивных умений Принципы: 1) диалогичность – обучение осуществляется в диалоге учитель-учитель-учащися-учащийся. Учебный диалог – форма взаимодействия и одновременно тип взаимоотношений в ходе совместной познавательной деятельности учителей и учащихся, которые обеспечивают эффективность инториоризации знаний, продуктивность мыслительных процессов за счёт овладения учащимися мыслительными операциями и рефлексивными умениями. 2) принцип проблемности. Она должна быть сведена до минимума. 3) сотрудничество учителей. Осуществляется в следующих направлениях: а) определение цели обучения б) обсуждение содержания обучения в) выбор методов и форм обучения г) содействие друг другу в ходе проведения учебных занятий д) обсуждение отметок е) обсуждение поведения учителей и учащихся 4) принцип субъектно-субъектных отношений. Равноправные, симметричные, паритетные отношения. 5) интеграции и индивидуальных вкладов учителей, что означает – команда может создаваться как в рамках одного предмета, так и в рамках родственных предметов. При этом должны быть использованы самые сильные стороны каждого из преподавателей. При создании команды учителей в рамках родственных предметов необходима координация межпредметных связей. Для этого используются листы согласований, которые могут иметь следующую форму: а) таблица (номер урока, месяц и число проведения уроков, темы урока по истории, темы уроков по литературе, темы уроков по МХК) 6) принцип открытости. Открыто выражать свои мысли и чувства.
  4. Требования 1) добровольность 2) психологическая совместимость 3) разновозрастность 4) разнотемпераментность 5) разнополый состав команды 6) примерно одинаковый уровень подготовленности учителей по предмету 7) высокая культура общения учителей
  5. Методика. Этапы: 1) докоммуникативный. Необходимо: а) определить тему, цель учебного занятия б) составить предварительный план проведения учебного занятия в) осуществить индивидуальную подготовку каждого учителя по теме г) составить подробный план-сценарий д) проиграть этот сценарий 2) коммуникативный. Необходимо реализовать следующие варианты: а) ведущий-ведомый. Ведомый следит за процессом усвоения знаний, реакцией аудитории и т.д. б) смена позиций, ведущий-ведомый в) совмещение первого и второго г) Кратковременное изложение каждым учителем части содержания учебного материала по новой теме. д) совмещение 1, 2, 3, 4 вариантов е) проблемное изложение. Каждый учитель излагает проблему так, как она ему представляется, (создание ПС, формулировка проблемы, анализ проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство гипотезы, доказательство правильности решения проблемы) Аналогичную последовательность выполняет и второй член команды. Часть поддерживает первого, часть второго. Здесь появляется возможность организовать дискуссию. ж) вопросо-ответная форма
  6. Эффекты: 1) возрастает объём опорочных знаний 2) повышается интерес к предмету 3) появляется стремление к самообразованию 4) появляются возможности интеграции тем 5) снимаются проблемы дисциплины 6) осуществляется более экономное и рациональное использование каждой минуты учебного времени 7) повышается педагогическое мастерство учителей 8) консолидация педагогического коллектива Трудности: 1) составление расписания 2) оплата труда 3) согласование тем

9 Декабря

Папка достижений:

  1. Тетрадь с лекциями, знать содержание
  2. Реферат (цели, принципы, содержание, методы, формы, желательно этапы, (!) как реализуется по предмету «Иностранный язык», что даёт)
  3. Контролирующая программа
  4. План-конспект (ксерокопия) 1) Цели обучения иностранному языку 2) Общеучебные умения 3) Таксономия целей Блума (2 варианта) 4) Цели на выбор
  5. Опорный конспект по теме «Опорный конспект» или по теме поурочного плана.

Критерии:

Цели урока (0-10 баллов, характеризуется вербально):

  1. личностно-оринетированные (личностно-смысловая направленность обучения, личное стремление к успеху, развитие субъектности, индивидуальности, творческих и рефлективных способностей)
  2. предметные (их диагностичная и рациональная постановка, конкретная)

Содержание учебного занятия (0-10 баллов, характеризуется вербально):

Соответствие его содержания принципам личностно-ориентированного обучения (личностно-субъектной направленности, опорно-субъектный, выбор разноуровневых заданий)

Образовательные технологии. Методы и приёмы обучения.

Их соответствие целям и принципам личностно-ориентированного обучения. Их направленность на: актуализацию субъектного опыта учащихся, стимулированию проявления инициативы и самостоятельности, создание ситуации выбора, продуктов обучения (внешний и внутренний), на диалогическое взаимодействие субъектов обучения, использование наглядности (отчасти)

Результативность проведённого урока

Удалось ли достичь предметных целей и насколько? Точно и конкретно.

Насколько учебное занятие было направлено на развитие целей личностно-ориентированного обучения и каких? В чём заключаются достоинства и недостатки урока? Что не удалось решить при его проведении? Как можно исправить недостатки урока?

Анализ:

Цели урока 7 баллов, хорошо

Содержание учебного занятия 9 баллов, соответствовало

Методы:

Работа в коллективе,

Пересказ текста

Во время показа работали все вместе пидарасы!