Рекомендации по составлению плана 7

Содержание 1

Методические рекомендации по работе с учебно-методическим материалом 2

Методические рекомендации по работе с научной литературой 4

Рекомендации по работе с литературой 5

Рекомендации по составлению плана 7

Рекомендации к написанию тезисов 8

Рекомендации к написанию конспектов 9

Рекомендации к написанию рефератов 10

Рекомендации по подготовке расширенного эссе 11

Рекомендации по подготовке тематической презентации 13

Методические рекомендации по работе с учебно-методическим материалом

Учебник – основной и ведущий вид учебной лите­ратуры. В нем систематически излагается материал на совре­менном уровне достижений данной науки и на доступном сту­денту языке.

Отличительные особенности учебника:

  1. Содержит в сжатом виде весь основной учебный материал по научной учебной дисциплине. Сюда отно­сятся все узловые понятия и категории данной науки с соответ­ствующими определениями (дефинициями).

    При необходимо­сти дается краткая история становления понятия в науке. Это относится обычно к наиболее общим основополагающим катего­риям, от содержания которых зависит понимание логики и ис­тории развития самой науки.

  2. Излагает содержание основных научных понятий в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, в их соподчиненности, где более широкие понятия и категории включают в себя менее широкие (узкие, ча­стные, конкретные) и служат методологической основой для по­знания обозначаемых ими предметов и явлений.
  3. Учебник не ис­черпывает раскрытие всего научного содержания учебного предмета, а обозначает основную канву, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориен­тироваться. Учебник служит «путеводите­лем» для дальнейшего проникновения в сущность явлений, фактов, событий, которым дается объясне­ние в данной науке. Учебник обязателен и незаменим как начальный источник научных знаний для студента.

Основные функции учебника:

  1. Ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые долж­ны быть усвоены в соответствии с программой учебного предме­та. Учебник ориентирует в ос­новных понятиях и категориях науки, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот, а также об их значении для понимания окружающего мира.Для студента чтение и понимание содержания учебника необ­ходимо, но недостаточно. Ему требуется более подробное зна­комство и более глубокое усвоение научных положений, о кото­рых он получает самые нужные и краткие сведения из учебника. Глубокое усвоение этих научных положений воз­можно только при изучении первоисточников – трудов ученых-психологов, исследующих проблемы психологии, выявляющих законы и закономерности функционирования психики. Учеб­ник ориентирует студен­та в определенных научных направлениях, в названиях основ­ных трудов и их авторов.
  2. Учебник очерчива­ет круг обязательных знаний по данному предмету, глубоко не раскрывая и подробно не доказывая логики их происхождения. Задача студента – принять их к сведе­нию, чтобы самому разобраться в рекомендованной научной литературе по данному вопросу. Таким образом, учебник четко ориентирует в проблематике учебного предмета, если го­ворить условно, по ее «ширине», но не по глубине.
  3. Учебник углубляет и уточняет знания, полу­ченные студентом на лекциях, и одновременно побуждает к дальнейшему изучению затронутого круга вопросов по рекомен­дованной литературе.

    11 стр., 5464 слов

    Рекомендации по выполнению контрольной работы.

    ... - М., 1959. Рекомендации по выполнению контрольной работы Жанр «контрольной работы» студента заочной формы ... Просвещения. Становление эстетики как самостоятельной научной дисциплины. Эстетические взгляды Канта: истина, ... искусства. – М., 1956. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. Бычков В.В.Малая история ... музыка». Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985. - с. 233. 33. ...

    Правильное чтение учебника должно побуждать студента к поиску более подробной научной информации в рекомендован­ной литературе. Такое побуждающее воздействие учебника не только мотивирует дальнейшее изучение литературы, но и слу­жит ориентирующей основой такого изучения.

Из-за кратко­сти изложения вопросов в учебнике иногда оказывается не до конца понят­ным тот или иной важный раздел или параграф, понятие или ка­тегория. Чтобы избежать бездумного заучивания, текст реко­мендуется конспектировать, заметив на полях своего конспекта, что именно осталось не до конца понятым. Такая запись с точки зрения психологических законо­мерностей усвоения знаний представляет собой несколько актов мыслительного дейст­вия: обдумывание, заключение – вывод о том, что наличных знаний недостаточно для понимания прочитанного, и, наконец, сама запись с мыслью, что обязательно нужно найти ответ на не­понятный вопрос.

4 стр., 1641 слов

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материалом

Введение 3 Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материалом 8 1.1 Понятие творческих способностей в психолого – педагогической литературе и особенности их развития у младших школьников……………………..…....8 1.2 Возможности использования природного материала на уроках технологии для развития творческих ...

Методические рекомендации по работе с научной литературой

Работа с научной литературой – главная составная часть системы самостоятельной учебы сту­дента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональ­ную работу. Понимание научной литературы всегда сложнее, чем учебно-методической. Одного чтения научной книги недостаточ­но, чтобы понять суть излагаемого. В таких случаях важна по­мощь преподаватель, который на лекциях, практиче­ских занятиях и консультациях формирует в сознании студента основные научные понятия.

Методика изуче­ния научной литературы.

  1. Чи­тать научную литературу нужно по принципу: «идея, теория в одном, в другом, в третьем и т. д. источниках». Это значит, что научная идея, изложенная в одном источнике, может быть развита, уточнена, конкретизирована в другом, в третьем может быть подвергнута аргументированной критике, в четвер­том вновь подтверждена более доказательно и т. п. И подтверждение, и опровержение научных выводов одина­ково полезны для развития науки, а студенту – для понимания этого развития. Изучение проблемы по разным источникам – залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки.
  2. Изучение научной литературы, являясь одним из элемен­тов системы самостоятельной работы студентов, должно быть органи­чески связано с другими ее элементами – с изучением лекционного материала, чтением учебника и последующими ра­ботами: написанием контрольной или курсовой рабо­ты, подготовкой к экзаменам.

Подготовка к экзаменам – составная часть самостоя­тельной работы студентов. Читая научные труды по какой-либо проблеме, сту­дент усваивает изложенные в них идеи и, таким образом, готовиться к сда­че экзамена по изучаемому вопросу. В итоге самостоятельное изу­чение рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изуче­ния научной литературы и является подготовкой к экзамену, а сам экзамен становится формой проверки эффективно­сти всего процесса самостоятельной учебной деятельности студен­та в межсессионный период.

9 стр., 4200 слов

Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов и жанров (по выбору студента).

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическое занятие № 1 ……… Тема, проблема литературного произведения Практическое занятие № 2 ……………. Идейный мир литературного произведения Практическое занятие № 3 ………… Литературный род и жанр Практическое занятие № 4 ………... Сюжет литературного произведения Практическое занятие № 5 ……….… Композиция литературного произведения Практическое занятие № 6-7 ……. ...

Рекомендации по работе с литературой

Тезисы – сжатое изложение основных мыслей, постановка изучаемых вопросов. Здесь нет примеров, фактографического материала. В тезисах должна быть отражена вся логическая структура работы, все основные мысли. В них вырисовывается красная нить содержания работы исследователя.

Доклад– развернутое изложение всего материала с выводами, обобщениями. Здесь приводятся примеры, весь фактографический материал.

Реферат– краткое изложение содержания книги, иногда включающее критический обзор нескольких источников по одному вопросу, редко даётся оценка изложенного материала.

Аннотация– очень краткое изложение содержания. Её можно написать только после прочтения и глубокого осмысления всего текста. В ней обычно даётся оценка книги, статьи. В книгах она обычно помещается в самом начале.

Отзыв– оценка прочитанного. Обычно излагаются ключевые вопросы с оценкой и характеристикой исследования. Отзывы обычно пишутся с целью рекомендации или отклонения обсуждаемых работ к печати, к использованию в практической работе. В отзыве необходимо давать глубоко аргументированные выводы.

Рецензия– это тоже критический отзыв о книге, статье, спектакле, фильме и пр. в рецензии обычно более подробно излагаются основные мысли автора и их критическая оценка. Также даются положительные или отрицательные рекомендации, отклонения.

Резюме– краткая оценка прочитанного, с выводами, главными итогами работы. Оно часто даётся в заключении работы.

Эссе– прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ним связанные.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.) 2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой. 3 этап с середины 40х годов ...

Записи на карточку– важная составляющая в работе с научно-педагогической литературой. Обязательно указывается фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, название издательства, год издания и общее количество страниц. Если в карточку записывается статья из научного сборника или периодической педагогической печати, то необходимо указать год и номер издания, страницы, указывающие начало и окончание статьи.

Дословные выдержкииз научного текста с указанием источника, страницы и автора. Эта форма используется иногда, когда какие-то мысли особенно хорошо изложены и впоследствии предполагается дословно цитировать данный отрывок текста.

Иногда эти выписки делаются с комментариями, когда предполагается выступление с критикой читаемого текста, при написании отзыва или рецензии. Такая форма записей положительно зарекомендовала себя при работе над темой научного исследования.

Библиографический списоксоставляется, как правило, в алфавитном порядке, начиная с фамилии автора книги (статьи).

Правила оформления:

Монография:

Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.) [Текст]/О.А. Абдуллина – М.: Просвещение, 1990. – 141 с. – 78000 экз. –ISBN5-09-001738-7.

Монография 2-3 автора:

Лихач, В.М.Преемственность содержания трудового обучения в профессиональной подготовке учащихся[Текст]В.М. Лихач, Р.С. Гуревич. – М.: Высшая школа, 1990. – 111 с. – 3000 экз.

Пособие

Введение в психодиагностику [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 192 с. – 30000 экз. – ISBN 5-7695-0220-7/5-7695-0432-3.

Статья из журнала

Алибекова, Т.З.Учебно-научно-педагогический комплекс в системе непрерывного образования [Текст] / Т.З. Алибекова, П.А. Жильцов, Ю.Г. Круглов // Педагогика. – 1992. – № 9-10. – С. 54- 62. Библиогр.: с.62.

3 стр., 1455 слов

Эссе — подтверждение или опровержение чужой точки зрения

Исходный текст «Россия» Почему-то я задумался о своем отношении к Родине. Оно ведь оформилось четко совсем недавно, года три-четыре назад. До тридцати я едва ли вообще задумывался о России. Мне хватало своих маленьких забот, чтобы не думать о том, люблю ли я свою страну. Теперь, крепко стоя на ногах, многое повидав и объехав полмира, я знаю: да, люблю. Почему? – Я живу здесь уже вторую половину ...

Статья из сборника научных трудов

Дурай-Новакова, К.М. Проблемы и задачи спецкурса«Профессиональная готовность студентов к педагогической деятельности» в системе подготовки учителей [Текст]/ К.М. Дурай- Новакова // Теория и практика высшего педагогического образования: Сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. – С. 51-59. – 1000 экз.

Автореферат диссертации

Завалко, Н.А.Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз» [Текст] : автореф. дисс. … докт. пед. наук: 13.00.01 /Н.А. Завалко; Барнаульский гос. пед. ун-т. – Барнаул, 2000. – 32 с.

Рекомендации по составлению плана

План книги или статьи – это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т.д.).

Простой план это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье.

Сложный план – кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте.

Составление плана.

Прочитайте текст. При повторном чтении разделите его на отдельные смысловые части, озаглавьте их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. В ходе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу.

Рекомендации к написанию тезисов

Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенными пунктами плана.

Простые тезисы – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают только основные положения, не включая аргументов и доказательств.

Развернутые тезисы – включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений.

Написание тезисов.

Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической, то есть не терпящей возражений форме. Это и будет тезис.

2 стр., 670 слов

Эссе по психологии-Самоанализ 1

Эссе по книге «Cамоанализ» Карен Хорни Карен Хорни (1885-1952) известна не только как яркая представительница неофрейдизма, но и как автор собственной оригинальной теории, а также как одна из ключевых фигур в области женской психологии. Она единственная женщина-психолог, чье имя значится в ряду основателей психологической теории личности. В своей книге «Самоанализ» Хорни рассматривает и ...

Рекомендации к написанию конспектов

В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли.

При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно.

Различаются конспекты:

  • простые (краткие),
  • сложные (подробные, развернутые).

Существует несколько разновидностей конспектов:

  1. Плановый конспект– каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
  2. Текстуальный конспект – представляет собой почти дослов­ные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п.
  3. Тематический конспект. При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом.
  4. Сводный конспекттакже составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме.
  5. Свободный конспектсодержит размышления читателя о книге (статье).

Рекомендации к написанию рефератов

Реферат это форма переработки специальной литературы, излагающая что именно, что нового, существенного содержится в первичном тексте.

Реферат – это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием.

Типы реферата выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение).

Если излагается один источник, то такой реферат называется монографическим.Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то реферат называетсяобзорным. Как правило, в реферате сохраняется форма изложения текста-ис­точника (описание, рассуждение…).

Текст реферата составляет примерно 1/3 объема исходного текста.

Важным отличием реферата от конспекта является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т.п.

Текст реферата, как правило, состоит из трех частей: введения, описания и заключения.

Выделяют четыре наиболее распространенных способа построения реферативного обзора, которые можно использовать в студенческих работах:

  1. Хронологический обзор перечисляет этапы раскрытия темы в науке и включает историю разработки проблемы от ее постановки до современного этапа.
  2. Проблемный обзор выявляет и описывает основные проблемы, связанные с темой; основные точки зрения и подходы к теме, существующие на современном этапе.
  3. Проблемно-хронологический обзор включает перечисление и характеристику проблем, связанных с темой; затем излагается история изучения каждой проблемы.
  4. Хронологически-проблемный обзор рассматривает этапы разработки и характеристику проблем, возникающих на каждом этапе изучения.

Под историей вопроса понимается последовательное и постепенное раскрытие темы, а не простое перечисление мнений. Всегда важно понять, в чем источник разногласий в науке.

В конце обзора изученности темы следует привести концепцию, точку зрения или позицию, которая наиболее близка вашей; следует пояснить: в чем вы согласны с авторами и почему; что считаете необходимым уточнить, проверить на своем материале и почему. В результате вы покажете, к какому направлению (научной школе, концепции) присоединяетесь в данном исследовании.

Рекомендации по подготовке расширенного эссе

Написание эссе предполагает активность и креативность студента в выполнении поставленной в учебном процессе задачи. Эссе позволяет включать студента в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.

Таким образом, эссе – это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные любой проблеме. Студенту необходимо проанализировать материал, оперируя различными понятиями, терминами. Логика изложения материала должна отражать видение автором специфики исследуемой проблемы.

Известны различные виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:

  1. Краткое содержание, в котором:

— определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы (это может быть один тезис);

— дается краткое описание структуры и логики развития материала;

— формулируются основные выводы.

2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в результате исследования.

4. Библиография.

Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000-5000 слов.

Эссе как жанр отличается от курсовых и других видов реферативных работ. Л.Г. Антонова определяет следующие признаки эссе:

— особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация; метаморфизация и субъектизация содержательного плана), что оправдано осведомленностью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы высказывания;

— повышенная авторская модельность текста; «открытость» автора, свобода в оценках и комментариях;

— использование прецедентных текстов, что обеспечивает высказыванию метасмысловой контекст;

— свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращения к читателям и приглашения к соразмышлению, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора и т.п.) в рамках одного высказывания;

— «устность», «разговорность» письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность, естественного тона рассуждения, не претендующего на определяющую трактовку предмета высказывания.

Оценивание эссе осуществляется в соответствии с критериями.

  1. Краткое содержание — 10% оценки, если название выбрано адекватно теме, цель ясно определена, предмет исследования представляет интерес с точки зрения науки, установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями, структура эссе и главные выводы ясно сформулированы.

  2. Основная часть и заключение — 75% оценки, если адекватные и уместные свидетельства (из первичных и вторичных источников) в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще, избранные доказательства, включая различные толкования вопроса там, где это необходимо, критически проанализированы и оценены, аргументация стройна и высказывается логично и последовательно, идеи выражены ясно, выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.
  3. Источники (библиография, примечания) — 15 % оценки, если адекватные, нужные источники определены и использованы эффективно в связи с текстом; ссылки и примечания сделаны и оформлены правильно.

Рекомендации по подготовке тематической презентации

При подготовке тематической презентации следует помнить, что существуют требования к созданию и предъявлению слайдов. Слайды в презентации должны быть простыми и не содержать более чем семь строчек текста в каждом. Перегрузка текстом приводит к тому, что слайды становятся трудночитаемыми, особенно для тех, кто сидит далеко: это вызывает у людей разочарование и антипатию к лектору или его выступлению.

1. Требования к тексту

  • не пишите длинно;
  • разбивайте текстовую информацию на слайды;
  • используйте заголовки и подзаголовки;
  • для повышения удобочитаемости используйте: форматирование, списки, подбор шрифтов.

2. Требования к фону

Рекомендуется использовать:

  • синий на белом,
  • черный на желтом,
  • зеленый на белом,
  • черный на белом,
  • белый на синем,
  • зеленый на красном,
  • красный на желтом,
  • красный на белом,
  • оранжевый на черном,
  • черный на красном,
  • оранжевый на белом,
  • красный на зеленом.

3. Требования к иллюстрациям

  • Чем абстрактнее материал, тем действеннее иллюстрация.
  • Что можно изобразить, лучше не описывать словами.
  • Изображать то, что трудно или невозможно описать словами.
  • Используйте анимацию,как одно из эффективных средств привлечения внимания пользователя и управления им.
  • Используйте видеоинформацию,позволяющую в динамике демонстрировать информацию в режиме реального времени, что недоступно при традиционном обучении.
  • Помните, что видеоинформация требует больших затрат вычислительных ресурсов и значительных затрат на доставку и воспроизведение изображения.

4. Требования к звуку

  • Избыток звука недопустим, т.к. может раздражать обучаемого.
  • Наилучший результат достигается при использовании коротких озвученных текстов, усиливающих ключевые моменты курса.
  • Одновременное наличие речевого сопровождения и читаемого текста на экране, как правило, воспринимается негативно. Большинство обучаемых читают текст гораздо быстрее, чем говорит диктор, что быстро начинает раздражать.
  • Наличие длинных текстов, которые читаются диктором не дословно, с различными вариациями, очень сильно отвлекает обучаемого от собственно темы обучения на поиск несоответствий, что крайне вредно для процесса обучения.
  • Использование текстов, произносимых от первого или второго лица, в значительной степени способствует вовлечению обучаемого в процесс.
  • Если есть возможность использовать в курсе виртуальных персонажей (агентов), способных «общаться» с обучаемым от первого лица, то эффективность восприятия темы значительно возрастает.