Требования к содержанию работы

Кемеровский государственный университет

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

СТАНДАРТ — ОПРОСНИК

Кемерово 2005

Данная форма самостоятельной учебной работы выполняется студентами первого курса, изучающими основы психологии.

При изучении психологии студенты испытывают значительные затруднения:

-усвоению понятийного психологического аппарата мешают житейские знания о таких феноменах, как: характер, темперамент, способности, личность, воля и мн.др. Слова, обозначающие психологические явления, можно перечислять бесконечно, и многие из которых составляют словарь первокурсника, наделяясь определенными смыслами, сложившимися в процесс его жизни;

-усвоению психологии мешает непроизвольное соотнесение своего житейского психологического опыта с осваиваемыми психологическими закономерностями. Студент оперирует психологическими знаниями, соотнесенными с конкретными жизненными ситуациями, поэтому его отношение к научной психологии строится по принципу: «Это не верно, потому что у меня не так».

-усвоению психологии препятствует довольно распространенное явление среди первокурсников — ригидность мышления, которая формируется в путем изучения «готовых» знаний, основанных на одной точке зрения.

В процессе самостоятельной работы под руководством педагога студент знакомится с различными психологическими школами и теориями, учится сопоставлять и анализировать различные точки зрения на единую психологическую проблему.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... о сознании человека. Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии. 3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 половине 19 века. Вунд в своей лаборотории ... устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- ...

Предлагаемая форма самостоятельной работы «Стандарт-опросника» способствует развитию аналитических способностей студентов и помогает качественному усвоению учебного материала.

Темой для «стандарта-опросника» может послужить любая тема по психологии, соответствующая учебной программе и предлагаемая преподавателем для самостоятельного изучения.

Данный вид самостоятельной работы выполняется после изучения темы по психологии «Методы психологии», что дает возможность ее закреплению.

Самостоятельная работа является обязательной формой учебной деятельности студента КемГУКИ. Сроки выполнения и представления для оценки определяются преподавателем в соответствии с учебным планом.

Студент, не выполнивший самостоятельную работу, до экзамена не допускается.

Требования к структуре и оформлению самостоятельной работы «Стандарт-опросник»

Самостоятельная письменная работа «Стандарт-опросника» включает в себя следующие структурные компоненты:

— титульный лист;

— инструкцию к работе с тестом;

— содержание теста;

— «ключ»;

— способ интерпретации результатов теста;

— используемые источники информации.

Самостоятельная работа «Стандарт-опросника» выполняется на листах формата А–4; текст размещается на одной стороне листа. Страницы обязательно нумеруются, титульный лист включается в общую нумерацию, но без проставления номера страницы.

Желательно выполнять текст в машинописном виде с использованием различных шрифтов (допускается выполнение работы в рукописном варианте)с оставлением с левой стороны поля в три сантиметра.

Каждый структурный элемент работы должны начинаться с новой страницы и иметь соответствующий заголовок.

Титульный лист должен содержать сведения о наименовании вуза, кафедры; наименование вида и формы учебной работы; сведения об исполнителе и научном руководителе, а также месте и годе выполнения работы. Образец титульного листа дан в приложении 3.

Требования к содержанию работы Требования к инструкции

Инструкция должна включать в себя разъяснения по работе с стандарт-опросника. Необходимо указать как отвечать на вопросы; сколько вариантов ответов можно выбрать; как отмечать выбранные варианты (например: «обвести кружком порядковый номер выбранного Вами варианта ответа» или « порядковый номер выбранного Вами варианта занести в таблицу ответов в конце опросника»).

Наиболее частой ошибкой является отсутствие четких указаний к работе.

4 стр., 1595 слов

Опросник Басса-Дарки

... в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" ... агрессии. Одной из подобных диагностических процедур и является опросник Басса-Дарки. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что ... не согласны со мной 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины 25. Тот, кто оскорбляет ...

Так, в работе студента 1 курса В.Г. указано: «Каждое из заданий содержит в себе вопрос и три варианта ответа к нему. Выполнив предложенную работу, Вы получите представление о полноте Ваших знаний в данной теме».

Инструкцию следует начинать с обращения к предполагаемому тестируемому и заканчивать словами благодарности за участие в работе. Пример инструкции приведен в приложении 4.

Требования к отбору вопросов

Для формулировки вопросов необходимо вначале внимательно прочитать всю обозначенную преподавателем учебную информацию (отдельный параграф, раздел или главу).

Затем студент должен выделить смысловые единицы, выраженные в абзацах, группах суждений и отдельных суждениях. На этом этапе желательно произвести логическую оценку смысловых единиц текста, что позволит определить содержание и количество вопросов для теста. Необходимо, чтобы все смысловые единицы темы были отражены в вопросах. Основной ошибкой при выполнении самостоятельной работы данного вида является «потеря» смысловых единиц при формулировке вопросов.

Требования к формулированию вопросов

При составлении вопросов рекомендуется учитывать следующее:

— каждый вопрос должен быть логически законченным;

— вопрос не должен быть слишком длинным;

— вопрос должен быть конкретным;

— не должно быть вопросов, требующих однозначного ответа.

Требования к составлению вариантов ответов

На каждый вопрос студент должен составить три варианта ответов, один из которых должен полностью соответствовать информации, содержащейся в изучаемом учебном тексте; второй ответ может содержать незначительную неточность или быть не полным; третий вариант должен быть ошибочным с точки зрения источника информации.

Не следует в качестве ошибочного варианта ответа использовать шуточное или не относящееся к изучаемой теме суждение.

В приложении 5 даны примеры правильно сформулированных вариантов вопросов и ответа.

Требования к обработке результатов

Способ обработки результатов опросника или так называемый «ключ» лучше всего оформить в виде таблицы с указанием правильных вариантов ответов.

Требования к интерпретации результатов

Для определения уровня знаний опросника можно воспользоваться коэффициента усвоения учебного материала (4).

Исходя из формулы k = /о, где

k – коэффициент усвоения;

— число правильно выполненных заданий;

о – общее количество заданий в опроснике, видно, что максимальное значение коэффициента может быть равным 1, а минимальное – 0, т.е. значение коэффициента колеблется от 0 до 1 (4, с. 261).

Отсюда, если тест состоит из 30 вопросов, из которых на 25 был дан правильный ответ, то коэффициент усвоения знаний будет равен 25/30 = 0, 83, что свидетельствует о достаточно хорошем уровне.

Материал по теме можно считать усвоенным, «если коэффициент усвоения (k) равен или больше 0,7» (4, с.262).

Для получения более дифференцированных ответов, выраженных в пятибалльной системе можно воспользоваться следующей шкалой:

1 — 0,90 = 5 баллов;

0,89 — 0,80 = 4 балла;

0,79 – 0,70 = 3 балла;

меньше 0,70 = 2 балла.

Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.- СПб.: Питер, 2002.- 688с.
  2. Майерс Д. Психология / Пер. с англ. И.А.Карников, В.А.Старовойтова; — Мн.: ООО «Попурри», 2001.-848с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.заведений: В 3 кн.- М.: Просвещение: Владос, 2000.- Кн.1. Общие основы психологии.- 576с.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.В. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 512с.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов учеб. заведений.- 2-е изд. Стереотипное.- М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 512с.
  6. Психология: Слов. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2-е изд., исп. и доп.- М.: Политиздат, 1990.-494с.
  7. Словарь психолога практика / Сост. С.Ю.Головин. – 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Харвест; АСТ, 2001.-976с.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Институт музыки

Кафедра педагогики и психологии

Самостоятельная работа по психологии

Стандарт-опросник

по теме

«Анатомо-физиологическое представительство в мозге

психических процессов и состояний человека»

Исполнитель: Иванова М.И.студентка

группы ПО-111

Научный руководитель: Мирошниченко Л.В.

канд.пед.наук, доцент

Кемерово

2011

Приложение 2

Образец инструкции

Уважаемый студент!

Вам предлагается выполнить стандарт-опросник на тему «Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека».

Внимательно прочитайте вопрос и три варианта ответов на него. Выберите тот вариант, который, на Ваш взгляд, соответствует современному уровню развития психологии, и пометьте его знаком «плюс» в «Таблице ответов» на странице 15. Сверьте Ваши результаты с «ключем» и найдите общую сумму баллов. Прочтите интерпретацию Вашего результата.

Благодарим за участие в работе!

11

Приложение 3

Примеры вопросов и вариантов ответов теста по теме: «Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека».

1. Как называется отдел мозга, работа которого связана с

двигательной памятью?

1.1. Головной мозг

1.2. Мозжечок

1.3. Спинной мозг

2. С работой каких рецепторов связаны зрительные ощущения?

2.1. Волосковых клеток

2.2. Экстерорецепторов

2.3. Палочек и колбочек

3. Кто является автором моторной теории внимания?

3.1. Т.Рибо

3.2. А.А.Ухтомский

3.3. Д.О.Хебб

Приложение 4

Образец оформления «ключа»

«Ключ»

№ вопр.

ответы

№ вопр

ответы

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1

+

16

+

2

+

17

+

3

+

18

+

4

+

19

+

5

+

20

+

6

+

21

+

7

+

22

+

8

+

23

+

9

+

24

+

10

+

25

+

11

+

26

+

12

+

27

+

13

+

28

+

14

+

29

+

15

+

30

+

Темы для самостоятельных работ

ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДО 1 –го КУРСА

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НХТ и РТПП (ФРАИ)

Самостоятельные работы выполняются в виде

«Стандарт-опросник»

Составитель: Мирошниченко Л.В.,

к.п.н., доцент

ВНИМАНИЕ:

После названия темы указаны проблемы, которые обязательно должны быть отражены в самостоятельной работе.

1. Сознание человека

— природа сознания;

— понятие сознания и бессознательного;

— возникновение и развитие сознания.

2. Психика и мозг человека

— соотношение психических явлений с работой мозга;

— строение, функционирование и свойства центральной нервной

системы;

— взаимодействие психических и физиологических процессов и

явлений в их совместном управлении поведением.

3. Генетические корни психологии и поведения

— генотипическое и средовое, биологическое и социальное в

детерминации психического и поведенческого развития человека;

-современные научные представления о механизмах

наследственности;

-онтогенез психики.

4. Филогенез психики

— становление низших форм поведения и психики;

— гипотезы развития психических отражений А.Н. Леонтьева и

К.Э. Фабри;

— развитие высших психических функций у человека;

-деятельность как источник познавательного развития человека.

5. Современные теории личности

— психоаналитические теории личности;

— гуманистическое направление в теории личности;

— когнитивные теории личности;

-научающе-бихевиоральное направление в теории личности.

6. Личность в группе

— положительное воздействие общности на индивида;

— отрицательное влияние группы на личность;

— восприятие и понимание людьми друг друга;

— самочувствие личности в группе.

7. Мотивация

— понятие мотива и мотивации;

— психологические теории мотивации;

— классификация человеческих потребностей;

-современные направления в исследованиях мотивации

поведения человека.

8. Мотивация и деятельность

— понятие каузальной атрибуции;

— мотивация достижения успеха;

— мотивация избегания неудач;

— личностная и реактивная тревожность.

9. Мотивация и личность

-потребность в общении (аффилиация);

— мотив власти;

— альтруизм и эмпатия как мотивы;

— мотивация агрессивности и фрустрация.

10. История развития психологии

— возникновение психологических знаний;

— развитие психологии с эпохи Возрождения до середины 19 века;

— преобразование психологических знаний с середины 19 века до

второй половины 20 века;

— становление и современное состояние психологии в России.