Рекомендации по выполнению контрольной работы.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Красноярская государственная академия

музыки и театра

«Эстетика» темы для контрольных работ заочная форма обучения

составитель: кандидат философских наук,

профессор кафедры гуманитарных и общих дисциплин

В.Л. Круглов

1. Представление о назначении и сущности красоты в диалогах Платона «Пир» и «Федр».

Платон. Соч. в 4-х томах. Т.2. — М.: Мысль, 1993.

2. Аналитика Аристотелем эпоса и трагедии в трактате «Поэтика».

Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. — Мысль, 1989.

3. Представления о красоте в творчестве Плотина.

а) Плотин. Избр. трактаты: в 2-х т. — М., 1994.

б) Адо Пьер. Плотин или простота взгляда. — М., 1991.

4. Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном»: традиции Платона и Аристотеля.

а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. — М., 1962−1970.

б) Банфи А. Философия искусства. — М., 1989.

5. Главные фигуры и идеи византийской эстетики.

а) Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. — Киев: Путь к истине, 1991.

б) Медведев И.П. Византийский гуманизм 14−20 вв. — Л, 1976.

в) Византийские легенды. — Л., 1992.

6. Эстетические воззрения Августина Блаженного.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. — М.: Искусство, 1989.

7. Эстетика числа и ритма в эпоху Средневековья.

Философия искусства в прошлом и настоящем. — М.: Искусство, 1981. — с.67−123.

8. Эстетика в эпоху схоластики: на примере трактата Ульриха Страсбургского «О прекрасном».

3 стр., 1415 слов

Психологические аспекты учения о душе в философии Платона

Предпосылки: атомизм не мог объяснить общих понятий =>душа не материальна и первична   Платон - идеалист, рационалист. Сочинения Платона: «Государство», «Федон» (читали на семинарах), «Законы» «Тимей», «Федр», «Пир», «Софист», «Парменид», «Менон». «Филеб».   Онтология: Мир идей (оттуда берутся общие понятия) Мир вещей (где живем мы)   Центральной философской проблемой Платона ...

а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. — М, 1962. — с.291−302.

б) Историко-философский ежегодник, 91. — М.: Наука, 1991. — с.5−18.

9. Эстетические идеи эпохи Возрождения: статус и назначение искусства в обществе.

а) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. Вып.7. — М., 1982.

б) Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — 2-е изд. — М., 1982(1-е изд. — 1978).

10. Эстетика французского классицизма: Н. Буало, поэма «Поэтическое искусство» (1674).

а) Буало Н. Поэтическое искусство / Предисл. Н. А. Сигал. — М., 1957.

б) Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. — М., 1967. — с. 255—262.

11. Рецензия на статью Антуана Адана «Театр Корнеля и Расина».

Театр французского классицизма. Пьер Корнель. Жан Расин. — М.: Худ. лит-ра, 1970. — с. 5−18.

12. Эстетические принципы Ж.-Ж. Руссо: трактат «О влиянии искусств и наук на нравы» и роман «Юлия, или Новая Элоиза».

а) Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Пер. с франц. — М.: Худ. Лит-ра, 1968.

б) Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в 3-х т. Т.1 — М., 1961.

13. Эстетика английского романтизма: эстетические идеи Сэмюэля Кольриджа в работах «О прекрасном», «Определение поэзии», «О поэзии и искусстве».

Кольридж С.Т. Избранные труды. — М.: Искусство, 1987 (История эстетики в памятниках и документах).

14. Эстетические идеи Фридриха Шлегеля.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. — М., 1983.

15. Эстетика немецкого романтизма: цикл Новалиса (Фридриха фон Гарденберга)

«Вера и любовь, или король и королева».

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

7 стр., 3463 слов

Эстетика 2

Эргономика (происходит от двух греческих слов Ergo-работа + nomos-закон) – это научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в конкретных условиях его трудовой деятельности в целях оптимизации механизмов, изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника. Человек является ведущим звеном в системе “человек - машина – среда” (СЧМС), однако при создании ...

16. Эстетика немецкого романтизма: размышления Франца Баадера «Из дневников».

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

17. Эстетика немецкого романтизма: Йозеф Гёррес и Клеменс Брентано о народной поэзии.

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

18. Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего».

а) Вагнер Р. Избранные работы. — Москва: Искусство, 1978 (История эстетики в памятниках и документах).

б) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.- С.275−315.

19. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.

Шопенгауэр А. Избр. произведения / Составитель И.О. Нарский. — М.: Просвещение, 1992.

20. Эстетическая мысль в России: воззрения на искусство П.Я. Чаадаева («Философические письма»).

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х томах. Т.2. — М: Искусство, 1974.

21. Эстетическая мысль в России: работы С.П. Шевырева «О возможности найти единый закон изящного», «История поэзии», «Теория поэзии».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х гг. Т.2. — М.: Искусство, 1974.

22. Эстетическая мысль в России: Работа А.Ф. Мерзлякова «Теория изящных наук».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.1 — М.: Искусство, 1974.

23. Эстетическая мысль в России: Работы Н.И. Надеждина Н.И. «О современном направлении изящных искусств», «Лекции по теории изящных искусств».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.2 — М.: Искусство, 1974.

4 стр., 1887 слов

Эстетика 11

Тема: Декоративные и отделочные материалы План: Современная классификация декоративных и отделочных материалов Пространство архитектурной оболочки. Психология восприятия интерьера. Аранжировки в интерьере. Важность отделочных материалов в строительстве не вызывает сомнений — они не только делают  здания красивыми, но и позволяют защитить их конструкции от атмосферных и других воздействий ...

24. Эстетическая мысль в России: Работа Бахтина М.М. «Автор и герой в эстетической деятельности».

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества — М.: Искусство, 1979.

25. Критика современного состояния искусства в работе Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства».

Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.

26. Позиция М. Хайдеггера в работе «Исток художественного творения».

а) Зарубежная эстетика и теория литературы 19−20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987. — с.264.

б) Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.

27. Взгляды Гадамера Г. Г. в работах «Философия и поэзия», «Философия и литература», «Искусство и подражание» и «Актуальность прекрасного».

Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991 (серия: История эстетики в памятниках и документах).

28. Эстетические воззрения Антонио Банфи: работы «Эстетический дух», «Искусство и общество», «О жизни искусства», «Искусство и духовная жизнь».

Банфи А. Философия искусства. — М.: Искусство, 1989.

29. Проблема художественного творчества в философии фрейдизма.

а) Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19−20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. — МГУ, 1987. — с. 108.

б) Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.

30. Эстетические представления Р. Ингардена: интерпретация музыкального искусства.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. — М: Искусство, 1962.

31. Проблемы музыки в творчестве Э. Ансерме.

6 стр., 2762 слов

Предмет и задачи эстетики

... ней и наукой; 5. Проанализировать связь сфер деятельности эстетики от труда до искусства. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии ... Контрольная работа «Предмет и задачи эстетики» Введение Целью данной курсовой работы является изучение предмета эстетики, его цель и задачи. Важно изучить эстетическую деятельность для того, ...

а) Ансерме Э. Беседы о музыке. — Л., 1985.

б) Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. — М, 1986.

32. Рецензия на статью А.В.Михайлова «Архитектура как застывшая музыка».

Античная культура и современная наука. — М.: Наука, 1985. — с. 233.

33. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Основной вопрос философии музыки».

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1993.

34. Рецензия на статью В. Коновалова «Психотропная музыка».

Журнал «Техника-молодежи», 1991, № 4, с. 38−41.

35. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины».

Эстетика и жизнь. Вып.6. — М., 1979. — с. 221−238.

36. Игровая концепция творчества: работа И. Хейзинги «Homo ludens. Опыт игрового элемента в культуре».

Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. с. 23−54.

37. Эстетические начала культуры постмодерна: И. Хассан о природе постмодернизма.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — с. 113−123.

38. Проблема кризиса современного искусства: Микель Дюфрен и его идеи.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — с. 26−36.

39. Красота и искусство в эстетике Герберта Рида.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — с. 186−206.

40. Эстетика и проблемы народного творчества.

а) Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.

б) Гусев В. Е. Эстетика фольклора, Л., 1967.

в) Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку / Пер. с венг. — М., 1959.

9 стр., 4276 слов

Русские западники: представители, круг идей, эстетика

1. П. Я. Чаадаев В истории русской философии и особенно русской полити­ческой мысли яркий контраст представляют два взаимно противоположных направления — славянофильское и за­падническое. Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в тойсамобытной форме, которую ему придал русский народ ...

Рекомендации по выполнению контрольной работы

Жанр «контрольной работы» студента заочной формы обучения своим назначением имеет следующее: подтвердить факт самостоятельной работы над дисциплиной и показать уровень ориентации в её предмете. В сфере гуманитарного образования высшей школы «контрольная работа» содержательно сродственна процедуре реферирования (от латинского refero — сообщаю) — небольшому сообщению о какой-либо «проблеме» или «идее». Поэтому, прежде всего, советую определиться с тем, о чем, собственно, будет идти речь в Вашей контрольной: о теоретической проблеме, которой занимается эстетика и, соответственно, обзоре существующих позиций по данному вопросу (обзорно-информационная работа), либо о концепции — как правило, это анализ первоисточника известного мыслителя или каких-либо принципиальных постулатов ученого, или, даже, целого направления, школы эстетического знания (тематико-аналитическая работа)? В первом случае, полезно иметь в виду, что Вам потребуется «перелопатить» ни одну, ни две и ни три умных книги, чтобы действительно разобраться с панорамой мнений; во втором — потребуется определенная смелость и зрелость, чтобы поработать «один на один» с первоисточником.

Но, в любом случае, — и это существенно! — необходимо помнить, что контрольная работа будет оцениваться как Ваша работа. А это значит, что, так или иначе, в её содержании должна быть представлена Ваша позиция в отношении того, о чем идет речь! Это обязательный элемент контрольной и комплексы тут абсолютно неуместны: постарайтесь кратко, но аргументировано обозначить, что Вам показалось наиболее ценным, актуальным и интересным; что, на Ваш взгляд, спорно, а может и архаично и почему; что оказалось профессионально значимым, а что — бесполезным. Не стесняйтесь и не поленитесь поразмышлять, в конце концов, нужно уважать себя и статус заведения, в котором Вы получаете высшее образование.

8 стр., 3967 слов

3. Учение Платона о государстве. Основные типы государств

1.Представление Платона о сущности философского знания и о личности философа. платон-афинский философ,настоящ имя-аристокл,а платон-это прозвище(от лат,платос-широкий)учения платона:1.учение про бытие2.учения про бога3.учение про мир.4учение про возникновение мира5.учение про душу6.учение про познание7.учение о морали8.учение про общ-во. первый европ.идеалист(отец идеализма),учился у сократа,вел ...

Кроме этого, обязательными разделами «контрольной работы» студента являются:

  • Введение, где необходимо обосновать выбор темы, сформулировать цели и задачи работы, наметить логику и стратегию развития её содержания;
  • Основной раздел, «содержательное ядро» контрольной, которое допустимо варьировать в аспекте оптимизации подачи материала: можно разделить его на главы, параграфы, но можно организовать и как единое пространство текста с продуманной артикуляцией абзацев;
  • Заключение, где необходимо подвести итоги работы, сформулировать выводы, дать оценку того, что получилось и обоснование того, что не удалось (небесполезно вспомнить, о чем шла речь во введении!);
  • Список использованной литературы, где необходимо указать не только цитируемые источники, но круг (перечень) всей учебной и дополнительной литературы, которой Вы пользовались в процессе написания контрольной; в библиографическом оформлении источника нужно указать, кроме автора и названия работы, его выходные данные: год, место издания и название издательства, объем;
  • Содержание, которое должно отражать структуру контрольной и указать расположение разделов в тексте;
  • Титульный лист, в котором должны быть указаны полные наименования учебного заведения, факультета, кафедры и специальности, город (место нахождения вуза, или его филиала), год написания работы, название дисциплины, по которой она написана (в соответствие с номинацией ГОС), полные фамилия, имя и отчество автора с указанием кода его группы; как правило, образец оформления титульного листа Вы сможете найти в библиотеке вуза.

Объем контрольной работы не должен превышать один печатный лист (около 24−25 машинописных листов формата А4); нумерация страниц сквозная; текст должен быть набран через 1−1,5 интервала; кегль шрифта 12−14``; параметры страницы стандартные (левое поле, учитывая переплет, желательно иметь в 3 сантиметра).

В виде исключения, возможно предоставление контрольной работы в рукописной форме, но нужно иметь ввиду, что преподаватель оставляет за собой право вернуть подобную работу студенту, если её оформление будет вызывать затруднения в ходе проверки.

И последнее. Контрольная работа — это не только форма отчетности студента, но и показатель его творческой активности и уровня вхождения, проникновения в предмет и понимания дисциплины. Поэтому, нередко именно «контрольная» влияет на решение спорных ситуаций во время экзамена или зачета — является, своего рода, «страховкой» в нелепых и обидных моментах психологического стопора или отсутствия опыта «говорения» (человеческая природа многолика — кому-то проще сказать, чем написать, но справедливо и обратное!).

Так или иначе, честно и хорошо выполненная контрольная работа — это первый шаг к записи в зачетной книжке.

Перечень контрольных вопросов к зачету по эстетике для студентов заочной формы обучения (зимняя сессия)

  1. Основная проблематика эстетического знания.
  2. Представления об искусстве и красоте в Древней Греции.
  3. Эстетические идеи пифагорейской школы.
  4. Учение о красоте в творчестве Платона.
  5. Платон о смысле и назначении искусства.
  6. Эстетическое учение Аристотеля: учение о мимесисе.
  7. Эстетическое учение Аристотеля: учение о катарсисе.
  8. Представления о красоте и творчестве в эстетике Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
  9. Понятие «возвышенного» в творчестве Псевдо-Лонгина — традиции Платона и Аристотеля.
  10. Эстетические взгляды Плотина: учение о красоте.
  11. Прекрасное и безобразное в эстетике Плотина.
  12. Становление идей христианской эстетической мысли. Язычество и христианство.
  13. Общая периодизация византийской эстетики: краткая характеристика этапов.
  14. Главные течения византийской эстетической мысли.
  15. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита.
  16. Идеологическая доктрина иконоборчества.
  17. Эстетика иконы в учении Иоанна Дамаскина.
  18. Эстетика иконы в учении Феодора Студита.
  19. Эстетическая доктрина аскетизма: Симеон Новый Богослов.
  20. Критика аскетизмом традиционных форм искусства.
  21. Принципы и символика византийского стиля.
  22. Гуманизм и исихазм: философско-эстетические аспекты спора.
  23. Главные фигуры и идеи латинской патристики.
  24. Эстетическое учение Аврелия Августина.
  25. Эстетические идеи томизма: Ульрих Страсбургский.

Контрольные вопросы к экзамену по эстетике для студентов заочной формы обучения

  1. Основные этапы истории эстетической мысли. Морфология эстетического знания.
  2. Представления о красоте и искусстве в Древней Греции. Основные характеристики древнегреческой мифологемы.
  3. Пифагорейское учение о числе и гармонии.
  4. Пифагорейские представления о красоте и искусстве. Учение о музыке.
  5. Эстетические взгляды Платона: учение о красоте.
  6. Эстетические взгляды Платона: учение о творчестве и статусе художника в обществе.
  7. Эстетические идеи Аристотеля: учение о катарсисе.
  8. Эстетические идеи Аристотеля: учение о функциях и назначении искусства.
  9. Платон и Аристотель о природе и источнике творчества: сравнительный анализ.
  10. Символическая сущность красоты в учении Плотина.
  11. Эстетические идеи Плотина: прекрасное и безобразное в творчестве художника.
  12. Общая характеристика античной эстетической мысли: главные фигуры и идеи.
  13. Общая периодизация византийской эстетической мысли: краткая характеристика каждого из этапов.
  14. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита: проблема разума и веры, принцип антиномизма познания.
  15. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита: апофатическое и катафатическое постижение истины и красоты.
  16. Главные идеи эстетики аскетизма: критика традиционных форм искусства.
  17. Эпоха иконоборчества в истории византийской эстетики: главные фигуры и идеи.
  18. Основные принципы и символика византийского стиля.
  19. Гуманисты и исихасты: эстетические аспекты полемики.
  20. Главные идеи и фигуры византийской эстетической мысли. Исторические судьбы и наследие византийской культуры.
  21. Эстетические идеи Аврелия Августина: учение о красоте и мире.
  22. Эстетические идеи Аврелия Августина: учение о двойственной сущности восприятия искусства; проблема интерпретации произведений искусства.
  23. Эстетическая мысль эпохи схоластики. Аналитика понятия красоты в работе Ульриха Страсбургского «О прекрасном».
  24. Представления о красоте и гармонии в эпоху Ренессанса.
  25. Назначение искусства и статус художника в эпоху Возрождения.
  26. Эстетические идеи эпохи Просвещения. Становление эстетики как самостоятельной научной дисциплины.
  27. Эстетические взгляды Канта: истина, добро и красота.
  28. Философия искусства Шеллинга: проблема генезиса искусства.
  29. Философия искусства Шеллинга: учение о красоте.
  30. Эстетика Гегеля: искусство и познание.
  31. Эстетика Гегеля: учение о красоте и прекрасном.
  32. Проблемы истории и морфологии искусства в творчестве Шеллинга и Гегеля: дать сравнительный анализ.
  33. Эстетические взгляды Шопенгауэра: искусство и жизнь.
  34. Анализ прекрасного в эстетике Шопенгауэра: прекрасное и прелестное.
  35. Артур Шопенгауэр о сущности и значении музыки.
  36. Аполлонийская и дионисийская природа искусства в эстетической доктрине Ницше.
  37. Ф.Ницше: критика западноевропейской культуры и проблема генезиса искусства. Ф. Ницше и Р. Вагнер.
  38. Эстетическая мысль в отечественной истории: главные фигуры и проблемы (анализ творчества одного из мыслителей по выбору студента).
  39. Эстетика в культуре 20 столетия: обзор основных проблем и течений.
  40. Эстетика как элемент профессиональной культуры художника (сформулировать собственную позицию).

Библиография

Учебная и справочная литература

  1. Аристотель об искусстве поэзии. — М., 1957.
  2. Асмус В.Ф.Античные мыслители об искусстве. — М., 1964.
  3. Асмус В.Ф.Немецкая эстетика 18 века. — М., 1962.
  4. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. — М., 1975.
  5. Борев Ю. Эстетика. — Смоленск, 1997.
  6. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник — М.: Высш. шк., 2002.
  7. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. — М., 1975.
  8. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. — М., 1956.
  9. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004.
  10. Бычков В.В.Малая история византийской эстетики. — Киев, 1991.
  11. Бычков В.В.Эстетика поздней античности. — М., 1978.
  12. Гулыга А.В. Принципы эстетики. — М., 1987.
  13. Гуренко Е.Г. Эстетика: Учебный курс / Новосибирская гос. консерватория им. М.И.Глинки. — Новосибирск, 2000.
  14. Ермаков В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. — СПб.: Издательство «Союз», 2003.
  15. Зись А.Я. Искусство и эстетика. — М., 1975.
  16. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. — М., 1962−1970.
  17. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти т. / Под ред. М.Ф.Овсянникова. — М., 1986.
  18. Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб., 1997.
  19. Киященко Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы. — М., 2002.
  20. Клубков П.А. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3-х томах. — М.: ВЛАДОС, 2002.
  21. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М., 1998.
  22. Круглов В.Л. Глоссарий современной философской лексики (экзамплы, заметки, комментарии).

    — Красноярск, КГАМиТ, 2006.

  23. Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С.Кагана. — Кн.1−4. — Л., 1973−1980.
  24. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.
  25. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. Вып.7. — М., 1982.
  26. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М., 1989.
  27. Лосев А.Ф.История античной эстетики: Высокая классика. — М., 1974.
  28. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. — М., 1975.
  29. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. — М., 1980.
  30. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века (3−4 в.).

    — М., 1988.

  31. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм.- М., 1979.
  32. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1−2 веков н.э. — М., 1978.
  33. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — 2-е изд. — М., 1982(1-е изд. — 1978).
  34. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. — М., 1965.
  35. Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 439 с.
  36. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. — М., 1978.
  37. Современная книга по эстетике. Антология. — М., 1957.
  38. Татаркевич В. Античная эстетика. — М., 1977.
  39. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. — М.: Мысль, 1979.
  40. Эстетика Ренессанса. В 2-х т. — М., 1981.
  41. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А.Радугин. — М., 1998.
  42. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб. пособие. — М., 1999.

2. Дополнительная литература

  1. Августин Аврелий. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987.

  2. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство: (Зарубежные связи).

    — М., 1975.

  3. Аверинцев С.С. Предварительные замечания к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. — М., 1975.
  4. Аверинцев С.С.Философия 8−12 веков // Культура Византии. — М., 1989. — с.36−58.
  5. Адан Антуан. Театр Корнеля и Расина //Театр французского классицизма. Пьер Корнель. Жан Расин. — М., 1974.
  6. Адо Пьер. Плотин или простота взгляда. — М., 1991.
  7. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. — М., 1935.
  8. Американская философия искусства. — Екатеринбург, 1997.
  9. Античность как тип культуры. — М., 1988.
  10. Аполлинер Г. Гниющий чародей, убиенный поэт. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.
  11. Аристотель. Соч. в 4-х томах. — Т.4. «Поэтика». — М.:Мысль, 1984. — с.645−680.
  12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974.
  13. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.
  14. Асмус В.Ф. Платон — философ — художник античного мира // Платон. Избранные диалоги. — М., 1965.
  15. Ауэрбах Э. Мимесис. — М., 1976.
  16. Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. — М., 1990.
  17. Балашов Н.И. Эстетическое в философии Канта // Эстетическое. — М., 1964.
  18. Банфи А. Философия искусства. — М., 1989.
  19. Барт Р. Мифологии. — М., 1996.
  20. Барт Р. S/Z. — М., 1994.
  21. Баумгартен А. Философские размышления. Эстетика (фрагменты) // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. — Т.2. — М., 1964.
  22. Бахтин М.М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.
  23. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  24. Бенуа А. Мои воспоминания. — М., 1990.
  25. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М., 1997.
  26. Беньямин В. Теория искусства у ранних романтиков и позднего Гете // Логос. — № 4. — М., 1993.
  27. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. — СПб., 1900.
  28. Бергсон А. Смех. — М., 1992.
  29. Бергсон А. Собр. соч.: В 5-ти т. — СПб., 1913−1914.
  30. Бердяев Н.А.Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. — М., 1990. — с.215 — 233.
  31. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.
  32. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. — М., 1979.
  33. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. — М., 1979.
  34. Берлеант А. Историчность эстетики // Феноменология искусства. — М., 1997.
  35. Берлеант А. По ту сторону незаинтересованности // Полигнозис. — № 2. — 1999.
  36. Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения: Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура 18 века. — М., 1980.
  37. Библер В.С.Мышление как творчество (введение в логику внутреннего диалога).

    — М., 1975.

  38. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.
  39. Боннар Андре. Греческая цивилизация. В 3-х т. / Пер. с франц. О.В.Волкова; Предисл. проф.В.И.Авдиева. — М.: Искусство, 1991−1992.
  40. Буало Н. Поэтическое искусство. — М., 1957.
  41. Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // Вестник Древней истории. — № 3. — 1977.
  42. Бычков В.В. Эстетические взгляды Филона Александрийского // ВДИ. — № 3. — 1975.
  43. Бычков В.В.На путях незнаемого знания // Историко-философский ежегодник 90. — М., 1991. — с.210−220.
  44. Бычков В.В.О предмете истории эстетики // Античная культура и современная наука. — М., 1985.
  45. Бычков В.В.Эстетика Аврелия Августина. — М., 1984.
  46. Бычков О.В. Эстетические представления средневековой схоластики в трактате Ульриха Страсбургского «О прекрасном» // Историко-философский ежегодник 91. — М., 1991.
  47. Вагнер Р.Избр. работы. — М., 1978.
  48. Ваккенродер В.Г. Фантазии об искусстве. — М., 1977.
  49. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. — М., 1966.
  50. Вейц М. Роль теории в эстетике // Американская философия искусства. — Екатеринбург, 1997.
  51. Вернан Ж.-П.Происхождение древнегреческой мысли. — М., 1988.
  52. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. — М., 1967.
  53. Византийские легенды. — Л., 1972.
  54. Византийские церковные мистики 14-го века.- Казань, 1906.
  55. Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. — М., 1970.
  56. Винкельман И.И. История искусства древности. — М., 1933.
  57. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Др. Греции и Рима / Пер. с польск. В.К.Ронина. — М., 1988.
  58. Витгенштейн Л. Лекции об эстетике // Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. — М., 1999.
  59. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Человек. — 1991. — №№ 5−6.
  60. Волкова Е.В. К проблеме взаимодействия теоретико-философского и эмпирического знания об искусстве // Художественное творчество-82. — Л., 1982.
  61. Волкова Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. — М., 1976.
  62. Вольтер. Эстетика. — М., 1974.
  63. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. — М., 1975.
  64. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.
  65. Габитова Р.М.Философия немецкого романтизма. — М., 1978.
  66. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.
  67. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. — М., 1988.
  68. Гайденко П.П.Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросодержания Сёрена Кьеркегора. — М., 1970.
  69. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. — М., 1986.
  70. Гартман Н. Эстетика. — М., 1958.
  71. Гвардини Р. Конец нового времени. Средние века: ощущения и картина мира // Феномен человека: Антология. — М., 1993. — с.240−296.
  72. Гегель Г. В.Ф. Эстетика. В 4-х т. — М., 1968−1973.
  73. Гейзенберг В. Смысл и значение красоты в точных науках // ВФ. — 1979. — № 12.
  74. Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Собр. соч. в 10-ти т.- Т.6. — М., 1958.
  75. Гердер И.Г. Избр. соч. — М.-Л., 1959.
  76. Гете И.В.Об искусстве. — М., 1975.
  77. Гете И.В.Статьи и мысли об искусстве. — М., 1936.
  78. Гильберт К., Кун Г. История эстетики: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.П.Сальникова. — СПб., 2000.
  79. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. — М., 1987.
  80. Горан В.П.Древнегреческая мифологема судьбы. — Новосибирск, 1990.
  81. Горфункель А.Х.Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. — М., 1977.
  82. Григорьев А. Эстетика и критика. — М., 1980.
  83. Григорян В.С. Пафос как эстетическая категория // Эстетика и жизнь. Выпуск 6. — М., 1979.
  84. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. — 2-е изд. — Минск: Интерпрессервис, 2001. — 1280 с.
  85. Грицанов А.А. Постмодернизм. — Минск: Интерпрессервис, 2001. — 1040 с.
  86. Гройс Б. Утопия и обмен. — М., 1993.
  87. Гросс К. Введение в эстетику. — Киев-Харьков, 1899.
  88. Гуревич А.Я. Дух и материя: Об амбивалентности повседневной средневековой религиозности // Культура и общественная мысль. — М., 1988. — с.117−123.
  89. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972.
  90. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М., 1981.
  91. Гуссерль Э.Собр. соч. — Т.1.Феноменология внутреннего сознания времени. — М., 1994.
  92. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопр. искусствознания. — № 2. — 1997.
  93. Джидарьян И. О содержании и психологической структуре эстетических чувств // Эстетика и жизнь. Выпуск 2. — М., 1973.
  94. Дземидок Б. О комическом. — М., 1974.
  95. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы 19 — 20 веков.
  96. Дмитриева А.С. Проблемы йенского романтизма. — М., 1975.
  97. Дмитриева Н.А. О прекрасном. — М., 1960.
  98. Дмитриева Н.А. Пикассо. — М., 1981.
  99. Долгов К. Эстетика французского неотомизма // Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. — М., 1968.
  100. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2-х т. — М.-Л., 1957.
  101. Дюфрен М. Вклад эстетики в философию // Феномен человека: Антология. — М., 1993. — с.341 — 348.
  102. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. — М., 1970.
  103. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. — М., 1981.
  104. Жаринов В.М. Эстетика. Раскрытие эстетической тайны. — М., 2001.
  105. Зарубежная эстетика и теория литературы 19−20 веков. — М., 1987.
  106. Из истории английской эстетической мысли 18 века. — М., 1982.
  107. Ингарден Р. Заметки по поводу «Поэтики» Аристотеля // Ингарден Р. Исследования по эстетике. — М., 1962.
  108. Ингарден Р. Исследования по эстетике. — М., 1962.
  109. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения.- РФМ., 1993.
  110. Какабадзе З.М. Феномен искусства. — Тбилиси, 1980.
  111. Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) // Из истории европейской культуры. — М., 1979.
  112. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18−20 веков. — Л., 1990.
  113. Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. — М., 1988.
  114. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собр. соч. в 6-ти т. — Т.5. — М., 1964.
  115. Кантор А.М. Изобразительное искусство 20 века. — М., 1973.
  116. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 века. — М., 1989.
  117. Киреевский И.В. Критика и эстетика. — М., 1979.
  118. Киркегор С. О понятии иронии // Логос. — № 4. — М., 1993.
  119. Киященко Н.И. Эстетика, жизнь, искусство (Итоги VIIIМеждународного эстетического конгресса).

    — М., 1977.

  120. Коган Д.З. Врубель. — М., 1980.
  121. Кокто Ж. Портреты-воспоминания. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.
  122. Кокто Ж. Портреты-воспоминания. Эссе. — М., 1985.
  123. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. — М., 1999.
  124. Кольридж С.Т. Избр. труды.- М., 1987.
  125. Кон И. Общая эстетика. — М., 1921.
  126. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. — Ростов-на-Дону, 1998.
  127. Корбюзье Ле. Архитектура ХХ века. — М., 1977.
  128. Кормин Н.А. Онтология эстетического. — М., 1992.
  129. Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики / Ред. В.В.Бычкова. — М., 1998.
  130. Кошленко Г. А. Из истории становления эстетических воззрений раннего христианства // Вестник Древней истории. — № 3. — 1964.
  131. Кошленко Г. А. Развитие христианской эстетической теории в конце 3 века н.э. // ВДИ. — № 3. — 1970.
  132. Красностанов Э.Г., Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М., 1976.
  133. Кроче Б. Краткое изложение эстетики // Кроче Б. Антология сочинений по философии. — СПб., 1999.
  134. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. 1 (теория).

    — М., 1920.

  135. Круглов В.Л. Глоссарий современной философской лексики (экзамплы, заметки, комментарии).

    — Красноярск, КГАМиТ, 2006.

  136. Кузанский Н. О красоте // Эстетика и жизнь. — Вып.6. — М., 1979.
  137. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное знание. — М., 1991.
  138. Кураев А. Традиция. Церковь. Человек // Путь. — 1992. — № 2. — с.183−201.
  139. Кураев А. Человек перед иконой (Размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция: Филос. Альманах, 1991. — М., 1992. — с.237−261.
  140. Кучиньская А. Прекрасное. Миф и действительность. — М., 1977.
  141. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.
  142. Лапшина Н.П. «Мир искусства»: очерки истории и творческой практики. — М., 1972.
  143. Леонардо да Винчи. Избр. произведения в 2-х т. — М.-Л., 1935.
  144. Лессинг Г. Э. Избр. произведения. — М., 1957.
  145. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. — М., 1972.
  146. Литературные манифесты французских сюрреалистов. — М., 1935.
  147. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. — М., 1993.
  148. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. — Вып.6. — М., 1979.
  149. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. — М., 1994.
  150. Лосев А.Ф. Начальные стадии неоплатонической эстетики Ренессанса. Типология и периодизация культуры Возрождения. — М., 1978.
  151. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии // Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос. — М., 1993.- с.61−612.
  152. Лосев А.Ф.Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.
  153. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1971.
  154. Лотман Ю.М. Структура поэтического текста. — М., 1970.
  155. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. — М., 1985.
  156. Манн Ю. Русская философская эстетика. — М., 1969.
  157. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. — М., 1980.
  158. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма).

    — М., 1995.

  159. Мастера искусства об искусстве. — М., 1969.
  160. Материалы VIIМеждународного эстетического конгресса в Бухаресте в 1972 году. — М., 1973.
  161. Маца И. Проблемы художественной культуры ХХ века. — М., 1969.
  162. Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении И. Канта // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. — Вып.3. — М., 1980.
  163. Медведев И.П. Византийский гуманизм 14−15 веков. — Л., 1976.
  164. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. — М., 1978.
  165. Мерло-Понти М. Око и дух. — М., 1992.
  166. Мистическое богословие. — Киев, 1992.
  167. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. — М., 1986.
  168. Монтегю У. Красота — это не все // Современная книга по эстетике. — М., 1957.
  169. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве // Структурализм: «за» и «против». — М., 1975.
  170. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факторы // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1975.
  171. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть // Вопр. филос. — № 10. — 1991.
  172. Ницше Ф. Соч. в 2-х т. — Т.1. — М., 1990. — с.47−158.
  173. О возвышенном. — М.-Л., 1966.
  174. Овсянников М.Ф. К проблеме эстетического // Античная культура и современная наука. — М., 1985.
  175. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия — М., 1975.
  176. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.
  177. Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. — СПб., 1999.
  178. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. — М., 1982.
  179. Платон. Собр. соч. в 4-х т. — М., 1993−1994.
  180. Плотин. Избр. трактаты: в 2-х т. — М., 1994.
  181. Подорога В.А. Феноменология тела. — М., 1995.
  182. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. — М., 1990.
  183. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. — Рига, 1988.
  184. Прокл. Первоосновы теологии. — М., 1993.
  185. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы 14−15 веков. — Л., 1987.
  186. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. — М., 1960.
  187. Ранние формы искусства. — М., 1972.
  188. Ревальд Дж. История импрессионизма. — Л.-М., 1959.
  189. Ревальд Дж. Постимпрессионизм. — Л.-М., 1962.
  190. Резник Р. Философские взгляды Бальзака // Вопр. литературы. — № 7. — 1961.
  191. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974.
  192. Роллан Р. Стендаль и музыка // Роллан Р. Собр. соч. в 14-ти т. — М., 1958.
  193. Русская эстетика и критика 40−50-х годов 19 века. — М., 1982.
  194. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х т. — М., 1974.
  195. Руссо Ж.Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании // Руссо Ж.Ж. Избр. соч. в 3-х т. — Т.1 — М., 1961.
  196. Савилова Т.А. Эстетические категории. — Киев-Одесса, 1977.
  197. Сакетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. — Пг., 1917.
  198. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Филос. науки. — № 3. — 1989.
  199. Сартр Ж.-П. Стена: Избр. произведения. — М., 1992.
  200. Свердиолас А. Бытие и истина игры. Критика «эстетического сознания» в герменевтике Х.-Г.Гадамера // Проблема сознания в современной буржуазной философии. — Вильнюс, 1983.
  201. Сендерович С. Об эстетическом созерцании у Шеллинга // Вопр. филос. — № 5. — 1967.
  202. Соболев П.В. Очерки русской эстетики. — Л., 1972.
  203. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 224 с.
  204. Современное западное искусство. 20 век: проблемы и тенденции. — М., 1982.
  205. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / Ред. Н.И.Киященко — М., 1998.
  206. Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. — М., 1990.
  207. Средневековье в свидетельствах современников. — М., 1984.
  208. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М., 1954.
  209. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й пол. 19 — нач.20 века. — М., 1984.
  210. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. — М., 1985.
  211. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. — М., 1994.
  212. Теории, школы, концепции:(Крит.анализы):Художественная рецепция и герменевтика. — М., 1985.
  213. Теория метафоры. — М., 1990.
  214. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. — М., 1972.
  215. Топуридзе Е.И. Эстетика Б.Кроче. — Тбилиси, 1967.
  216. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19 — начала 20 века. — М., 1991.
  217. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М., 1990.
  218. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (кон.5 — сер.7 вв.).

    — М., 1989.

  219. Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М., 1970.
  220. Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М., 1995.
  221. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. — М.: Издательство Западно-европейского экзархата, Московский патриархат, 1996.
  222. Фальк Р.Р.Беседы об искусстве. — М., 1981.
  223. Феноменология искусства. — М., 1997.
  224. Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон. — РФМ., 1993.
  225. Философия искусства в прошлом и настоящем. — М., 1981.
  226. Философия Канта и современность. — М., 1974.
  227. Философия немецких романтиков. — М., 1980.
  228. Философия русского религиозного искусства 16−20 веков: Антология. — М., 1993.
  229. Философия эпохи постмодерна. — Минск, 1996.
  230. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М., 1993.
  231. Флоренский П. Собр. соч. — Т.1.Статьи по искусству. — Париж, 1985.
  232. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. — М., 1989.
  233. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Избр.: в 2-х т.- Т.2. — М., 1990.
  234. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. — Л., 1936.
  235. Фридлендер Г. Лессинг. — М., 1957.
  236. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб., 1994.
  237. Хайдеггер М. Бытие и время. — М., 1997.
  238. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры 20 века. — М., 1991. — с.95−102.
  239. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и литература 19−20 веков. — М., 1987. — С.264−312.
  240. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. — М., 1973.
  241. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. — М., 1992.
  242. Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., 1988.
  243. Хогарт У. Анализ красоты. — Л., 1987.
  244. Человек и искусство. — Вып.1:Антропос и поэсис / Ред. Т.Б.Любимова — М., 1998.
  245. Шелер М. О феномене трагического // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. — Рига, 1988.
  246. Шелли П.Б. Письма, статьи, фрагменты. — М., 1972.
  247. Шеллинг Ф.В.И. Об отношении изобразительных искусств к природе // Литературная теория немецкого романтизма. — Л., 1934.
  248. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. — М., 1966.
  249. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. — М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  250. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. — М., 1973.
  251. Шефтсбери А.Э.К. Эстетические опыты. — М., 1974.
  252. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. — М.-Л., 1936.
  253. Шкловский В. Искусство как приём. О теории прозы. — М., 1983.
  254. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. — М., 1983.
  255. Шопенгауэр А. Избр. произведения. — М., 1989.
  256. Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993.
  257. Шпет Г. Г. Сочинения. — М., 1989.
  258. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. — Минск, 1996.
  259. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. — М., 1966.
  260. Эсколье Р. Матисс. — М., 1979.
  261. Эстетика Гегеля и современность. — М., 1984.
  262. Эстетика и литературная критика. — М., 1980.
  263. Эстетика на пороге 21 века: Материалы «Круглого стола» // Свободная мысль. — № 9. — 1992.
  264. Эстетика немецкого романтизма. — М., 1986.
  265. Эстетика раннего французского романтизма. — М., 1982.
  266. Эфрос А.М. Профили. — М., 1930.
  267. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19−20 веков. — М., 1987. — с.214.
  268. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры 20 века. — М., 1991. — с.103−118.
  269. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. — М., 1986.
  270. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.