Рекомендации по выполнению контрольной работы.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Красноярская государственная академия

музыки и театра

«Эстетика» темы для контрольных работ заочная форма обучения

составитель: кандидат философских наук,

профессор кафедры гуманитарных и общих дисциплин

В.Л. Круглов

1. Представление о назначении и сущности красоты в диалогах Платона «Пир» и «Федр».

Платон. Соч. в 4-х томах. Т.2. — М.: Мысль, 1993.

2. Аналитика Аристотелем эпоса и трагедии в трактате «Поэтика».

Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. — Мысль, 1989.

3. Представления о красоте в творчестве Плотина.

а) Плотин. Избр. трактаты: в 2-х т. – М.,1994.

б) Адо Пьер. Плотин или простота взгляда. – М.,1991.

4. Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном»: традиции Платона и Аристотеля.

а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. – М.,1962-1970.

б) Банфи А.Философия искусства. – М.,1989.

5. Главные фигуры и идеи византийской эстетики.

а) Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. — Киев: Путь к истине, 1991.

б) Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-20 вв. — Л, 1976.

в) Византийские легенды. — Л., 1992.

6. Эстетические воззрения Августина Блаженного.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. — М.: Искусство, 1989.

7. Эстетика числа и ритма в эпоху Средневековья.

Философия искусства в прошлом и настоящем. — М.: Искусство, 1981. – с.67-123.

8. Эстетика в эпоху схоластики: на примере трактата Ульриха Страсбургского «О прекрасном».

а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. — М, 1962. — с.291-302.

б) Историко-философский ежегодник, 91. — М.: Наука, 1991. — с.5-18.

9. Эстетические идеи эпохи Возрождения: статус и назначение искусства в обществе.

а) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. Вып.7. – М.,1982.

б) Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – 2-е изд. – М.,1982(1-е изд. – 1978).

10. Эстетика французского классицизма: Н. Буало, поэма «Поэтическое искусство» (1674).

а) Буало Н. Поэтическое искусство / Предисл. Н. А. Сигал. — М., 1957.

8 стр., 3681 слов

Эстетика Ренессанса

... отличительной чертой ренессансного мировоззрения. Оставаясь религиозными, люди Возрождения стали гораздо меньше внимания уделять культовой и ... и скульптурных ансамблей. Происходит изменение языка искусства: даже в строго канонические иконописные сюжеты ... осуществленный Ренессансом. Таким образом, в философии и эстетике Ренессанса была сформулирована концепция «креативной» (творческой) личности, ...

б) Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. — М., 1967. — с. 255—262.

11. Рецензия на статью Антуана Адана «Театр Корнеля и Расина».

Театр французского классицизма. Пьер Корнель. Жан Расин. – М.: Худ. лит-ра, 1970. – с. 5-18.

12. Эстетические принципы Ж.-Ж. Руссо: трактат «О влиянии искусств и наук на нравы» и роман «Юлия, или Новая Элоиза».

а) Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Пер. с франц. – М.: Худ. Лит-ра, 1968.

б) Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в 3-х т. Т.1 – М.,1961.

13. Эстетика английского романтизма: эстетические идеи Сэмюэля Кольриджа в работах «О прекрасном», «Определение поэзии», «О поэзии и искусстве».

Кольридж С.Т. Избранные труды. — М.: Искусство, 1987 (История эстетики в памятниках и документах).

14. Эстетические идеи Фридриха Шлегеля.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – М.,1983.

15. Эстетика немецкого романтизма: цикл Новалиса (Фридриха фон Гарденберга)

«Вера и любовь, или король и королева».

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

16. Эстетика немецкого романтизма: размышления Франца Баадера «Из дневников».

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

17. Эстетика немецкого романтизма: Йозеф Гёррес и Клеменс Брентано о народной поэзии.

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

18. Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего».

а) Вагнер Р. Избранные работы. – Москва: Искусство, 1978 (История эстетики в памятниках и документах).

б) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.- С.275-315.

19. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.

Шопенгауэр А. Избр. произведения / Составитель И.О. Нарский. — М.: Просвещение, 1992.

20. Эстетическая мысль в России: воззрения на искусство П.Я. Чаадаева («Философические письма»).

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х томах. Т.2. — М: Искусство, 1974.

21. Эстетическая мысль в России: работы С.П. Шевырева «О возможности найти единый закон изящного», «История поэзии», «Теория поэзии».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х гг. Т.2. — М.: Искусство, 1974.

22. Эстетическая мысль в России: Работа А.Ф. Мерзлякова «Теория изящных наук».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.1 — М.: Искусство, 1974.

23. Эстетическая мысль в России: Работы Н.И. Надеждина Н.И. «О современном направлении изящных искусств», «Лекции по теории изящных искусств».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.2 — М.: Искусство, 1974.

24. Эстетическая мысль в России: Работа Бахтина М.М. «Автор и герой в эстетической деятельности».

13 стр., 6252 слов

Русская и советская эстетика

... эстетика в равной мере пользовалась формой теоретиче­ского трактата, историко-эстетического исследования, критиче­ской статьи, публицистического эссе. В магистерскую диссертатацию «Эстетические отношения искусства ... форма мышления. Абстрактность товарных отношений, окружая патриархальную Россию «механической культурой», явилась основой психоло­гической и концептуальной переработки «почвеннического» ...

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества — М.: Искусство, 1979.

25. Критика современного состояния искусства в работе Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства».

Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.

26. Позиция М. Хайдеггера в работе «Исток художественного творения».

а) Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987. — с.264.

б) Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.

27. Взгляды Гадамера Г.Г. в работах «Философия и поэзия», «Философия и литература», «Искусство и подражание» и «Актуальность прекрасного».

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991 (серия: История эстетики в памятниках и документах).

28. Эстетические воззрения Антонио Банфи: работы «Эстетический дух», «Искусство и общество», «О жизни искусства», «Искусство и духовная жизнь».

Банфи А. Философия искусства. — М.: Искусство, 1989.

29. Проблема художественного творчества в философии фрейдизма.

а) Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. — МГУ, 1987. — с. 108.

б) Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.

30. Эстетические представления Р. Ингардена: интерпретация музыкального искусства.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. — М: Искусство, 1962.

31. Проблемы музыки в творчестве Э. Ансерме.

а) Ансерме Э. Беседы о музыке. — Л., 1985.

б) Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. — М, 1986.

32. Рецензия на статью А.В.Михайлова « Архитектура как застывшая музыка».

Античная культура и современная наука. — М.: Наука, 1985. — с. 233.

33. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Основной вопрос философии музыки».

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1993.

34. Рецензия на статью В. Коновалова «Психотропная музыка».

Журнал «Техника-молодежи», 1991, №4, с. 38-41.

35. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины».

Эстетика и жизнь. Вып.6. — М., 1979. — с. 221-238.

36. Игровая концепция творчества: работа И. Хейзинги «Homo ludens. Опыт игрового элемента в культуре».

Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. с. 23-54.

37. Эстетические начала культуры постмодерна: И.Хассан о природе постмодернизма.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 113-123.

38. Проблема кризиса современного искусства: Микель Дюфрен и его идеи.

6 стр., 2762 слов

Предмет и задачи эстетики

... взаимосвязь между ней и наукой; 5. Проанализировать связь сфер деятельности эстетики от труда до искусства. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. 1. Предмет ... и задачи эстетики Определение эстетики и её взаимодействие с наукой История эстетики начинается с ...

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 26-36.

39. Красота и искусство в эстетике Герберта Рида.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 186-206.

40. Эстетика и проблемы народного творчества.

а) Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.,1971.

б) Гусев В. Е. Эстетика фольклора, Л., 1967.

в) Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку / Пер. с венг. — М., 1959.

Рекомендации по выполнению контрольной работы

Жанр «контрольной работы» студента заочной формы обучения своим назначением имеет следующее: подтвердить факт самостоятельной работы над дисциплиной и показать уровень ориентации в её предмете. В сфере гуманитарного образования высшей школы «контрольная работа» содержательно сродственна процедуре реферирования (от латинского refero – сообщаю) – небольшому сообщению о какой-либо «проблеме» или «идее». Поэтому, прежде всего, советую определиться с тем, о чем, собственно, будет идти речь в Вашей контрольной: о теоретической проблеме, которой занимается эстетика и, соответственно, обзоре существующих позиций по данному вопросу (обзорно-информационная работа), либо о концепции – как правило, это анализ первоисточника известного мыслителя или каких-либо принципиальных постулатов ученого, или, даже, целого направления, школы эстетического знания (тематико-аналитическая работа)? В первом случае, полезно иметь в виду, что Вам потребуется «перелопатить» ни одну, ни две и ни три умных книги, чтобы действительно разобраться с панорамой мнений; во втором – потребуется определенная смелость и зрелость, чтобы поработать «один на один» с первоисточником.

Но, в любом случае, – и это существенно! – необходимо помнить, что контрольная работа будет оцениваться как Ваша работа. А это значит, что, так или иначе, в её содержании должна быть представлена Ваша позиция в отношении того, о чем идет речь! Это обязательный элемент контрольной и комплексы тут абсолютно неуместны: постарайтесь кратко, но аргументировано обозначить, что Вам показалось наиболее ценным, актуальным и интересным; что, на Ваш взгляд, спорно, а может и архаично и почему; что оказалось профессионально значимым, а что – бесполезным. Не стесняйтесь и не поленитесь поразмышлять, в конце концов, нужно уважать себя и статус заведения, в котором Вы получаете высшее образование.

Кроме этого, обязательными разделами «контрольной работы» студента являются:

  • Введение, где необходимо обосновать выбор темы, сформулировать цели и задачи работы, наметить логику и стратегию развития её содержания;
  • Основной раздел, «содержательное ядро» контрольной, которое допустимо варьировать в аспекте оптимизации подачи материала: можно разделить его на главы, параграфы, но можно организовать и как единое пространство текста с продуманной артикуляцией абзацев;
  • Заключение, где необходимо подвести итоги работы, сформулировать выводы, дать оценку того, что получилось и обоснование того, что не удалось (небесполезно вспомнить, о чем шла речь во введении!);
  • Список использованной литературы, где необходимо указать не только цитируемые источники, но круг (перечень) всей учебной и дополнительной литературы, которой Вы пользовались в процессе написания контрольной; в библиографическом оформлении источника нужно указать, кроме автора и названия работы, его выходные данные: год, место издания и название издательства, объем;
  • Содержание, которое должно отражать структуру контрольной и указать расположение разделов в тексте;
  • Титульный лист, в котором должны быть указаны полные наименования учебного заведения, факультета, кафедры и специальности, город (место нахождения вуза, или его филиала), год написания работы, название дисциплины, по которой она написана (в соответствие с номинацией ГОС), полные фамилия, имя и отчество автора с указанием кода его группы; как правило, образец оформления титульного листа Вы сможете найти в библиотеке вуза.

Объем контрольной работы не должен превышать один печатный лист (около 24-25 машинописных листов формата А4); нумерация страниц сквозная; текст должен быть набран через 1-1,5 интервала; кегль шрифта 12-14«; параметры страницы стандартные (левое поле, учитывая переплет, желательно иметь в 3 сантиметра).

8 стр., 3817 слов

Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое ...

... Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. - М.,1977. Малков Ю.Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии // Советское искусствознание-77. - М.,1978. - Вып.2. Идеи эстетического воспитания: Антология. ...

В виде исключения, возможно предоставление контрольной работы в рукописной форме, но нужно иметь ввиду, что преподаватель оставляет за собой право вернуть подобную работу студенту, если её оформление будет вызывать затруднения в ходе проверки.

И последнее. Контрольная работа – это не только форма отчетности студента, но и показатель его творческой активности и уровня вхождения, проникновения в предмет и понимания дисциплины. Поэтому, нередко именно «контрольная» влияет на решение спорных ситуаций во время экзамена или зачета – является, своего рода, «страховкой» в нелепых и обидных моментах психологического стопора или отсутствия опыта «говорения» (человеческая природа многолика – кому-то проще сказать, чем написать, но справедливо и обратное!).

Так или иначе, честно и хорошо выполненная контрольная работа – это первый шаг к записи в зачетной книжке.

Перечень контрольных вопросов к зачету по эстетике для студентов заочной формы обучения ( зимняя сессия)

  1. Основная проблематика эстетического знания.
  2. Представления об искусстве и красоте в Древней Греции.
  3. Эстетические идеи пифагорейской школы.
  4. Учение о красоте в творчестве Платона.
  5. Платон о смысле и назначении искусства.
  6. Эстетическое учение Аристотеля: учение о мимесисе.
  7. Эстетическое учение Аристотеля: учение о катарсисе.
  8. Представления о красоте и творчестве в эстетике Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
  9. Понятие «возвышенного» в творчестве Псевдо-Лонгина – традиции Платона и Аристотеля.
  10. Эстетические взгляды Плотина: учение о красоте.
  11. Прекрасное и безобразное в эстетике Плотина.
  12. Становление идей христианской эстетической мысли. Язычество и христианство.
  13. Общая периодизация византийской эстетики: краткая характеристика этапов.
  14. Главные течения византийской эстетической мысли.
  15. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита.
  16. Идеологическая доктрина иконоборчества.
  17. Эстетика иконы в учении Иоанна Дамаскина.
  18. Эстетика иконы в учении Феодора Студита.
  19. Эстетическая доктрина аскетизма: Симеон Новый Богослов.
  20. Критика аскетизмом традиционных форм искусства.
  21. Принципы и символика византийского стиля.
  22. Гуманизм и исихазм: философско-эстетические аспекты спора.
  23. Главные фигуры и идеи латинской патристики.
  24. Эстетическое учение Аврелия Августина.
  25. Эстетические идеи томизма: Ульрих Страсбургский.

Контрольные вопросы к экзамену по эстетике для студентов заочной формы обучения

  1. Основные этапы истории эстетической мысли. Морфология эстетического знания.
  2. Представления о красоте и искусстве в Древней Греции. Основные характеристики древнегреческой мифологемы.
  3. Пифагорейское учение о числе и гармонии.
  4. Пифагорейские представления о красоте и искусстве. Учение о музыке.
  5. Эстетические взгляды Платона: учение о красоте.
  6. Эстетические взгляды Платона: учение о творчестве и статусе художника в обществе.
  7. Эстетические идеи Аристотеля: учение о катарсисе.
  8. Эстетические идеи Аристотеля: учение о функциях и назначении искусства.
  9. Платон и Аристотель о природе и источнике творчества: сравнительный анализ.
  10. Символическая сущность красоты в учении Плотина.
  11. Эстетические идеи Плотина: прекрасное и безобразное в творчестве художника.
  12. Общая характеристика античной эстетической мысли: главные фигуры и идеи.
  13. Общая периодизация византийской эстетической мысли: краткая характеристика каждого из этапов.
  14. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита: проблема разума и веры, принцип антиномизма познания.
  15. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита: апофатическое и катафатическое постижение истины и красоты.
  16. Главные идеи эстетики аскетизма: критика традиционных форм искусства.
  17. Эпоха иконоборчества в истории византийской эстетики: главные фигуры и идеи.
  18. Основные принципы и символика византийского стиля.
  19. Гуманисты и исихасты: эстетические аспекты полемики.
  20. Главные идеи и фигуры византийской эстетической мысли. Исторические судьбы и наследие византийской культуры.
  21. Эстетические идеи Аврелия Августина: учение о красоте и мире.
  22. Эстетические идеи Аврелия Августина: учение о двойственной сущности восприятия искусства; проблема интерпретации произведений искусства.
  23. Эстетическая мысль эпохи схоластики. Аналитика понятия красоты в работе Ульриха Страсбургского «О прекрасном».
  24. Представления о красоте и гармонии в эпоху Ренессанса.
  25. Назначение искусства и статус художника в эпоху Возрождения.
  26. Эстетические идеи эпохи Просвещения. Становление эстетики как самостоятельной научной дисциплины.
  27. Эстетические взгляды Канта: истина, добро и красота.
  28. Философия искусства Шеллинга: проблема генезиса искусства.
  29. Философия искусства Шеллинга: учение о красоте.
  30. Эстетика Гегеля: искусство и познание.
  31. Эстетика Гегеля: учение о красоте и прекрасном.
  32. Проблемы истории и морфологии искусства в творчестве Шеллинга и Гегеля: дать сравнительный анализ.
  33. Эстетические взгляды Шопенгауэра: искусство и жизнь.
  34. Анализ прекрасного в эстетике Шопенгауэра: прекрасное и прелестное.
  35. Артур Шопенгауэр о сущности и значении музыки.
  36. Аполлонийская и дионисийская природа искусства в эстетической доктрине Ницше.
  37. Ф.Ницше: критика западноевропейской культуры и проблема генезиса искусства. Ф. Ницше и Р. Вагнер.
  38. Эстетическая мысль в отечественной истории: главные фигуры и проблемы (анализ творчества одного из мыслителей по выбору студента).
  39. Эстетика в культуре 20 столетия: обзор основных проблем и течений.
  40. Эстетика как элемент профессиональной культуры художника (сформулировать собственную позицию).

Библиография

Учебная и справочная литература

13 стр., 6234 слов

Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна

... эстетики и теории искусства и удивительным образом вне последней, в стороне от нее. В своей "Истории античной эстетики" ... иррелевантной красоте" (там же, с.150). Лосев доказывает, что эстетике стоиков близка эстетика эпикурейцев, несмотря на традиционные представления об ... в себя нравственного начала). В России конца 19-го века искусство  литература, живопись - целиком служили этическим (и ...

7 стр., 3038 слов

Эстетика как наука: предмет эстетики, факторы, влияющие на его становление

... характер философского учения отражался на особенностях эстетики и формировании ее предмета. В античности, например, логика философствования определяла постановку конкретных эстетических задач. ... является деятельность по законам красоты. Разработанными и самостоятельными формами эстетической деятельности являются, искусство и дизайн. Дизайн - сознательное художественное формообразование предметной ...

  1. Аристотель об искусстве поэзии. – М.,1957.
  2. Асмус В.Ф.Античные мыслители об искусстве. – М.,1964.
  3. Асмус В.Ф.Немецкая эстетика 18 века. – М.,1962.
  4. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. – М., 1975.
  5. Борев Ю. Эстетика. – Смоленск, 1997.
  6. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник – М.: Высш. шк., 2002.
  7. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.,1975.
  8. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. – М., 1956.
  9. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
  10. Бычков В.В.Малая история византийской эстетики. – Киев,1991.
  11. Бычков В.В.Эстетика поздней античности. – М.,1978.
  12. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М.,1987.
  13. Гуренко Е.Г. Эстетика: Учебный курс / Новосибирская гос. консерватория им. М.И.Глинки. – Новосибирск, 2000.
  14. Ермаков В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. – СПб.: Издательство «Союз», 2003.
  15. Зись А.Я. Искусство и эстетика. – М., 1975.
  16. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. – М.,1962-1970.
  17. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти т. / Под ред. М.Ф.Овсянникова. – М.,1986.
  18. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.
  19. Киященко Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы. – М., 2002. 
  20. Клубков П.А. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3-х томах. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  21. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.,1998.
  22. Круглов В.Л. Глоссарий современной философской лексики (экзамплы, заметки, комментарии).

    – Красноярск, КГАМиТ, 2006.

  23. Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С.Кагана. – Кн.1-4. – Л., 1973-1980.
  24. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. – М.,1960.
  25. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. Вып.7. – М.,1982.
  26. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.,1989.
  27. Лосев А.Ф.История античной эстетики: Высокая классика. – М.,1974.
  28. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. – М.,1975.
  29. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. – М.,1980.
  30. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века (3-4 в.).

    10 стр., 4595 слов

    IV. Литературоведение в XIX веке

    ... и духовной активности искусства как методологические изъяны школы. Создание историй национальных литератур ("История литературы XVIII века" Г. Гетнера, "История итальянской литературы" Ф. де Санктиса, "История немецкой литературы" В. ... Ф. Минье) в становлении ее принципов. Борьба против спекулятивной и нормативной эстетики и исторический подход к культуре. Влияние позитивизма (О. Конт и др.). ...

    – М.,1988.

  31. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм.- М.,1979.
  32. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-2 веков н.э. – М.,1978.
  33. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – 2-е изд. – М.,1982(1-е изд. – 1978).
  34. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.,1965.
  35. Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с.
  36. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М.,1978.
  37. Современная книга по эстетике. Антология. – М.,1957.
  38. Татаркевич В. Античная эстетика. – М.,1977.
  39. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. – М.: Мысль, 1979.
  40. Эстетика Ренессанса. В 2-х т. – М.,1981.
  41. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А.Радугин. – М.,1998.
  42. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб. пособие. – М.,1999.

2. Дополнительная литература

  1. Августин Аврелий. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.,1987.

  2. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство: (Зарубежные связи).

    – М.,1975.

  3. Аверинцев С.С. Предварительные замечания к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. – М., 1975.
  4. Аверинцев С.С.Философия 8-12 веков // Культура Византии. – М.,1989. – с.36-58.
  5. Адан Антуан.Театр Корнеля и Расина //Театр французского классицизма. Пьер Корнель. Жан Расин. – М.,1974.
  6. Адо Пьер. Плотин или простота взгляда. – М.,1991.
  7. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. – М.,1935.
  8. Американская философия искусства. – Екатеринбург,1997.
  9. Античность как тип культуры. – М.,1988.
  10. Аполлинер Г. Гниющий чародей, убиенный поэт. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.
  11. Аристотель. Соч. в 4-х томах. – Т.4. «Поэтика». – М.:Мысль,1984. – с.645-680.
  12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.,1974.
  13. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М.,1984.
  14. Асмус В.Ф. Платон – философ – художник античного мира // Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.
  15. Ауэрбах Э. Мимесис. – М.,1976.
  16. Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. – М.,1990.
  17. Балашов Н.И. Эстетическое в философии Канта // Эстетическое. — М.,1964.
  18. Банфи А.Философия искусства. – М.,1989.
  19. Барт Р. Мифологии. – М.,1996.
  20. Барт Р.S/Z. – М.,1994.
  21. Баумгартен А. Философские размышления. Эстетика (фрагменты) // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. – Т.2. – М.,1964.
  22. Бахтин М.М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.,1990.
  23. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. – М.,1979.
  24. Бенуа А.Мои воспоминания. – М.,1990.
  25. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М.,1997.
  26. Беньямин В. Теория искусства у ранних романтиков и позднего Гете // Логос. — №4. – М.,1993.
  27. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. – СПб., 1900.
  28. Бергсон А. Смех. – М.,1992.
  29. Бергсон А. Собр. соч.: В 5-ти т. – СПб., 1913-1914.
  30. Бердяев Н.А.Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. – М.,1990. – с.215 – 233.
  31. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества. – М.,1989.
  32. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. – М.,1979.
  33. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. – М., 1979.
  34. Берлеант А. Историчность эстетики // Феноменология искусства. – М.,1997.
  35. Берлеант А. По ту сторону незаинтересованности // Полигнозис. — №2. – 1999.
  36. Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения: Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура 18 века. – М.,1980.
  37. Библер В.С.Мышление как творчество (введение в логику внутреннего диалога).

    8 стр., 3793 слов

    Философия 85

    ... практического разума» посвящена… Варианты ответов: Философии техники Экономической теории Этике Эстетике Концепция социализации личности предполагает Варианты ... научной революции не относится Варианты ответов: исследование истории предмета создание новых исследовательских программ построение новых ... К числу людей, предвосхитивших на рубеже XX века общие тенденции развития природы и общества, следует ...

    – М.,1975.

  38. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.,1971.
  39. Боннар Андре. Греческая цивилизация. В 3-х т. / Пер. с франц. О.В.Волкова; Предисл. проф.В.И.Авдиева. – М.: Искусство, 1991-1992.
  40. Буало Н. Поэтическое искусство. – М.,1957.
  41. Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // Вестник Древней истории. — №3. – 1977.
  42. Бычков В.В. Эстетические взгляды Филона Александрийского // ВДИ. — №3. – 1975.
  43. Бычков В.В.На путях незнаемого знания // Историко-философский ежегодник 90. – М.,1991. – с.210-220.
  44. Бычков В.В.О предмете истории эстетики // Античная культура и современная наука. – М.,1985.
  45. Бычков В.В.Эстетика Аврелия Августина. – М.,1984.
  46. Бычков О.В. Эстетические представления средневековой схоластики в трактате Ульриха Страсбургского «О прекрасном» // Историко-философский ежегодник 91. – М.,1991.
  47. Вагнер Р.Избр. работы. – М.,1978.
  48. Ваккенродер В.Г. Фантазии об искусстве. – М.,1977.
  49. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1966.
  50. Вейц М. Роль теории в эстетике // Американская философия искусства. – Екатеринбург,1997.
  51. Вернан Ж.-П.Происхождение древнегреческой мысли. – М.,1988.
  52. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. – М.,1967.
  53. Византийские легенды. – Л.,1972.
  54. Византийские церковные мистики 14-го века.- Казань,1906.
  55. Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. – М.,1970.
  56. Винкельман И.И. История искусства древности. – М.,1933.
  57. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Др.Греции и Рима / Пер. с польск. В.К.Ронина. – М.,1988.
  58. Витгенштейн Л. Лекции об эстетике // Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. – М.,1999.
  59. Витгенштейн Л.Культура и ценность // Человек. – 1991. — №№5-6.
  60. Волкова Е.В. К проблеме взаимодействия теоретико-философского и эмпирического знания об искусстве // Художественное творчество-82. – Л.,1982.
  61. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М., 1976.
  62. Вольтер. Эстетика. – М., 1974.
  63. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. – М., 1975.
  64. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.,1968.
  65. Габитова Р.М.Философия немецкого романтизма. – М.,1978.
  66. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М.,1991.
  67. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. – М.,1988.
  68. Гайденко П.П.Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросодержания Сёрена Кьеркегора. – М.,1970.
  69. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.,1986.
  70. Гартман Н. Эстетика. – М.,1958.
  71. Гвардини Р.Конец нового времени. Средние века: ощущения и картина мира // Феномен человека: Антология. – М.,1993. – с.240-296.
  72. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. – М.,1968-1973.
  73. Гейзенберг В. Смысл и значение красоты в точных науках // ВФ. – 1979. — №12.
  74. Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г.Собр. соч. в 10-ти т.- Т.6. – М.,1958.
  75. Гердер И.Г. Избр. соч. – М.-Л.,1959.
  76. Гете И.В.Об искусстве. – М.,1975.
  77. Гете И.В.Статьи и мысли об искусстве. – М.,1936.
  78. Гильберт К., Кун Г. История эстетики: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.П.Сальникова. – СПб., 2000.
  79. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.,1987.
  80. Горан В.П.Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск,1990.
  81. Горфункель А.Х.Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М.,1977.
  82. Григорьев А.Эстетика и критика. – М.,1980.
  83. Григорян В.С. Пафос как эстетическая категория // Эстетика и жизнь. Выпуск 6. — М., 1979.
  84. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. – 2-е изд. – Минск: Интерпрессервис, 2001. – 1280 с.
  85. Грицанов А.А. Постмодернизм. – Минск: Интерпрессервис, 2001. – 1040 с.
  86. Гройс Б. Утопия и обмен. – М.,1993.
  87. Гросс К. Введение в эстетику. – Киев-Харьков, 1899.
  88. Гуревич А.Я. Дух и материя: Об амбивалентности повседневной средневековой религиозности // Культура и общественная мысль. – М.,1988. – с.117-123.
  89. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.,1972.
  90. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.,1981.
  91. Гуссерль Э.Собр. соч. – Т.1.Феноменология внутреннего сознания времени. – М.,1994.
  92. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопр. искусствознания. — №2. – 1997.
  93. Джидарьян И. О содержании и психологической структуре эстетических чувств // Эстетика и жизнь. Выпуск 2. – М., 1973.
  94. Дземидок Б. О комическом. – М., 1974.
  95. Дильтей В.Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы 19 – 20 веков.
  96. Дмитриева А.С. Проблемы йенского романтизма. – М.,1975.
  97. Дмитриева Н.А. О прекрасном. – М., 1960.
  98. Дмитриева Н.А. Пикассо. – М.,1981.
  99. Долгов К. Эстетика французского неотомизма // Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. – М., 1968.
  100. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2-х т. – М.-Л.,1957.
  101. Дюфрен М. Вклад эстетики в философию // Феномен человека: Антология. – М.,1993. – с.341 – 348.
  102. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. – М.,1970.
  103. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. – М.,1981.
  104. Жаринов В.М. Эстетика. Раскрытие эстетической тайны. – М., 2001.
  105. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 веков. – М.,1987.
  106. Из истории английской эстетической мысли 18 века. – М.,1982.
  107. Ингарден Р. Заметки по поводу «Поэтики» Аристотеля // Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.,1962.
  108. Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.,1962.
  109. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения.- РФМ.,1993.
  110. Какабадзе З.М. Феномен искусства. – Тбилиси,1980.
  111. Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) // Из истории европейской культуры. – М.,1979.
  112. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18-20 веков. – Л.,1990.
  113. Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. – М.,1988.
  114. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собр. соч. в 6-ти т. – Т.5. – М.,1964.
  115. Кантор А.М. Изобразительное искусство 20 века. – М.,1973.
  116. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 века. – М.,1989.
  117. Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М.,1979.
  118. Киркегор С. О понятии иронии // Логос. — №4. – М.,1993.
  119. Киященко Н.И. Эстетика, жизнь, искусство (Итоги VIIIМеждународного эстетического конгресса).

    – М., 1977.

  120. Коган Д.З. Врубель. – М.,1980.
  121. Кокто Ж. Портреты-воспоминания. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.
  122. Кокто Ж.. Портреты-воспоминания. Эссе. – М.,1985.
  123. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. – М.,1999.
  124. Кольридж С.Т. Избр. труды.- М.,1987.
  125. Кон И. Общая эстетика. – М., 1921.
  126. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону,1998.
  127. Корбюзье Ле. Архитектура ХХ века. – М.,1977.
  128. Кормин Н.А. Онтология эстетического. – М.,1992.
  129. Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики / Ред. В.В.Бычкова. – М.,1998.
  130. Кошленко Г.А. Из истории становления эстетических воззрений раннего христианства // Вестник Древней истории. — №3. – 1964.
  131. Кошленко Г.А. Развитие христианской эстетической теории в конце 3 века н.э. // ВДИ. — №3. – 1970.
  132. Красностанов Э.Г., Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М., 1976.
  133. Кроче Б. Краткое изложение эстетики // Кроче Б. Антология сочинений по философии. – СПб.,1999.
  134. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. 1 (теория).

    – М.,1920.

  135. Круглов В.Л. Глоссарий современной философской лексики (экзамплы, заметки, комментарии).

    – Красноярск, КГАМиТ, 2006.

  136. Кузанский Н. О красоте // Эстетика и жизнь. – Вып.6. – М.,1979.
  137. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное знание. – М.,1991.
  138. Кураев А. Традиция. Церковь. Человек // Путь. – 1992. — №2. – с.183-201.
  139. Кураев А. Человек перед иконой (Размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция: Филос. Альманах,1991. – М.,1992. – с.237-261.
  140. Кучиньская А. Прекрасное. Миф и действительность. – М.,1977.
  141. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.,1993.
  142. Лапшина Н.П. «Мир искусства»: очерки истории и творческой практики. – М.,1972.
  143. Леонардо да Винчи. Избр. произведения в 2-х т. – М.-Л.,1935.
  144. Лессинг Г.Э. Избр. произведения. – М.,1957.
  145. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. – М.,1972.
  146. Литературные манифесты французских сюрреалистов. – М.,1935.
  147. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – М.,1993.
  148. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. – Вып.6. — М.,1979.
  149. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М.,1994.
  150. Лосев А.Ф. Начальные стадии неоплатонической эстетики Ренессанса. Типология и периодизация культуры Возрождения. – М.,1978.
  151. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии // Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос. – М.,1993.- с.61-612.
  152. Лосев А.Ф.Философия. Мифология. Культура. – М.,1991.
  153. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. – Тарту,1971.
  154. Лотман Ю.М. Структура поэтического текста. – М., 1970.
  155. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. – М.,1985.
  156. Манн Ю. Русская философская эстетика. – М.,1969.
  157. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. – М.,1980.
  158. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма).

    – М.,1995.

  159. Мастера искусства об искусстве. – М.,1969.
  160. Материалы VIIМеждународного эстетического конгресса в Бухаресте в 1972 году. – М., 1973.
  161. Маца И. Проблемы художественной культуры ХХ века. – М.,1969.
  162. Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении И.Канта // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. – Вып.3. – М.,1980.
  163. Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-15 веков. – Л.,1976.
  164. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. – М.,1978.
  165. Мерло-Понти М. Око и дух. – М.,1992.
  166. Мистическое богословие. – Киев,1992.
  167. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.,1986.
  168. Монтегю У. Красота – это не все // Современная книга по эстетике. – М.,1957.
  169. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве // Структурализм: «за» и «против». – М.,1975.
  170. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факторы // Труды по знаковым системам. – Тарту,1975.
  171. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть // Вопр. филос. — №10. – 1991.
  172. Ницше Ф. Соч. в 2-х т. – Т.1. – М.,1990. – с.47-158.
  173. О возвышенном. – М.-Л.,1966.
  174. Овсянников М.Ф. К проблеме эстетического // Античная культура и современная наука. – М.,1985.
  175. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия – М.,1975.
  176. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.,1991.
  177. Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. – СПб.,1999.
  178. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. – М.,1982.
  179. Платон. Собр. соч. в 4-х т. – М.,1993-1994.
  180. Плотин. Избр. трактаты: в 2-х т. – М.,1994.
  181. Подорога В.А. Феноменология тела. – М.,1995.
  182. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. – М.,1990.
  183. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. – Рига,1988.
  184. Прокл. Первоосновы теологии. – М.,1993.
  185. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы 14-15 веков. – Л.,1987.
  186. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. – М.,1960.
  187. Ранние формы искусства. – М.,1972.
  188. Ревальд Дж. История импрессионизма. – Л.-М.,1959.
  189. Ревальд Дж. Постимпрессионизм. – Л.-М.,1962.
  190. Резник Р. Философские взгляды Бальзака // Вопр. литературы. — №7. – 1961.
  191. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л.,1974.
  192. Роллан Р. Стендаль и музыка // Роллан Р. Собр. соч. в 14-ти т. – М.,1958.
  193. Русская эстетика и критика 40-50-х годов 19 века. – М.,1982.
  194. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х т. – М.,1974.
  195. Руссо Ж.Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании // Руссо Ж.Ж. Избр. соч. в 3-х т. – Т.1 – М.,1961.
  196. Савилова Т.А. Эстетические категории. – Киев-Одесса, 1977.
  197. Сакетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. – Пг., 1917.
  198. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Филос. науки. — №3. – 1989.
  199. Сартр Ж.-П. Стена: Избр. произведения. – М.,1992.
  200. Свердиолас А. Бытие и истина игры. Критика «эстетического сознания» в герменевтике Х.-Г.Гадамера // Проблема сознания в современной буржуазной философии. – Вильнюс,1983.
  201. Сендерович С. Об эстетическом созерцании у Шеллинга // Вопр. филос. — №5. – 1967.
  202. Соболев П.В. Очерки русской эстетики. – Л., 1972.
  203. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 224 с.
  204. Современное западное искусство. 20 век: проблемы и тенденции. – М.,1982.
  205. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / Ред. Н.И.Киященко – М.,1998.
  206. Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. – М.,1990.
  207. Средневековье в свидетельствах современников. – М.,1984.
  208. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1954.
  209. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура 2-й пол. 19 — нач.20 века. – М.,1984.
  210. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. – М.,1985.
  211. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. – М.,1994.
  212. Теории, школы, концепции:(Крит.анализы):Художественная рецепция и герменевтика. – М.,1985.
  213. Теория метафоры. – М.,1990.
  214. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. – М.,1972.
  215. Топуридзе Е.И. Эстетика Б.Кроче. – Тбилиси,1967.
  216. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19 – начала 20 века. – М.,1991.
  217. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. – М.,1990.
  218. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (кон.5 – сер.7 вв.).

    – М.,1989.

  219. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М.,1970.
  220. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.,1995.
  221. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. – М.: Издательство Западно-европейского экзархата, Московский патриархат, 1996.
  222. Фальк Р.Р.Беседы об искусстве. – М.,1981.
  223. Феноменология искусства. – М.,1997.
  224. Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон. – РФМ.,1993.
  225. Философия искусства в прошлом и настоящем. – М.,1981.
  226. Философия Канта и современность. – М.,1974.
  227. Философия немецких романтиков. – М.,1980.
  228. Философия русского религиозного искусства 16-20 веков: Антология. – М.,1993.
  229. Философия эпохи постмодерна. – Минск,1996.
  230. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М.,1993.
  231. Флоренский П. Собр. соч. – Т.1.Статьи по искусству. – Париж,1985.
  232. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М.,1989.
  233. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Избр.: в 2-х т.- Т.2. — М.,1990.
  234. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. – Л.,1936.
  235. Фридлендер Г. Лессинг. – М.,1957.
  236. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб.,1994.
  237. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.,1997.
  238. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры 20 века. – М.,1991. – с.95-102.
  239. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и литература 19-20 веков. – М.,1987. – С.264-312.
  240. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. – М.,1973.
  241. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. – М.,1992.
  242. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.,1988.
  243. Хогарт У. Анализ красоты. – Л.,1987.
  244. Человек и искусство. – Вып.1:Антропос и поэсис / Ред. Т.Б.Любимова – М.,1998.
  245. Шелер М. О феномене трагического // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. – Рига,1988.
  246. Шелли П.Б. Письма, статьи, фрагменты. – М.,1972.
  247. Шеллинг Ф.В.И. Об отношении изобразительных искусств к природе // Литературная теория немецкого романтизма. – Л.,1934.
  248. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. – М.,1966.
  249. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  250. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. – М., 1973.
  251. Шефтсбери А.Э.К. Эстетические опыты. – М.,1974.
  252. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. – М.-Л.,1936.
  253. Шкловский В. Искусство как приём. О теории прозы. – М.,1983.
  254. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – М.,1983.
  255. Шопенгауэр А. Избр. произведения. – М.,1989.
  256. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск,1993.
  257. Шпет Г.Г. Сочинения. – М.,1989.
  258. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. – Минск,1996.
  259. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М.,1966.
  260. Эсколье Р. Матисс. – М.,1979.
  261. Эстетика Гегеля и современность. – М.,1984.
  262. Эстетика и литературная критика. – М.,1980.
  263. Эстетика на пороге 21 века: Материалы «Круглого стола» // Свободная мысль. — №9. – 1992.
  264. Эстетика немецкого романтизма. – М.,1986.
  265. Эстетика раннего французского романтизма. – М.,1982.
  266. Эфрос А.М. Профили. – М.,1930.
  267. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 веков. – М.,1987. – с.214.
  268. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры 20 века. – М.,1991. – с.103-118.
  269. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. – М.,1986.
  270. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1991.