Рекомендации по выполнению контрольной работы.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Красноярская государственная академия

музыки и театра

«Эстетика» темы для контрольных работ заочная форма обучения

составитель: кандидат философских наук,

профессор кафедры гуманитарных и общих дисциплин

В.Л. Круглов

1. Представление о назначении и сущности красоты в диалогах Платона «Пир» и «Федр».

Платон. Соч. в 4-х томах. Т.2. — М.: Мысль, 1993.

2. Аналитика Аристотелем эпоса и трагедии в трактате «Поэтика».

Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. — Мысль, 1989.

3. Представления о красоте в творчестве Плотина.

а) Плотин. Избр. трактаты: в 2-х т. – М.,1994.

б) Адо Пьер. Плотин или простота взгляда. – М.,1991.

4. Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном»: традиции Платона и Аристотеля.

а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. – М.,1962-1970.

б) Банфи А.Философия искусства. – М.,1989.

5. Главные фигуры и идеи византийской эстетики.

а) Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. — Киев: Путь к истине, 1991.

б) Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-20 вв. — Л, 1976.

в) Византийские легенды. — Л., 1992.

6. Эстетические воззрения Августина Блаженного.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. — М.: Искусство, 1989.

7. Эстетика числа и ритма в эпоху Средневековья.

Философия искусства в прошлом и настоящем. — М.: Искусство, 1981. – с.67-123.

8. Эстетика в эпоху схоластики: на примере трактата Ульриха Страсбургского «О прекрасном».

а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. — М, 1962. — с.291-302.

б) Историко-философский ежегодник, 91. — М.: Наука, 1991. — с.5-18.

9. Эстетические идеи эпохи Возрождения: статус и назначение искусства в обществе.

а) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. Вып.7. – М.,1982.

б) Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – 2-е изд. – М.,1982(1-е изд. – 1978).

10. Эстетика французского классицизма: Н. Буало, поэма «Поэтическое искусство» (1674).

а) Буало Н. Поэтическое искусство / Предисл. Н. А. Сигал. — М., 1957.

8 стр., 3681 слов

Эстетика Ренессанса

... Возрождения произошло истинное рождение искусства как самостоятельной сферы реальности, живущей по своим собственным законам. Основные черты эстетики ... пропорций, перспективы). Таким образом, в философии и эстетике Возрождения можно выделить две тенденции, недолго находящиеся в ... характеристика культуры Возрождения А. Ренессанс - одна из наиболее ярких и динамичных эпох в истории западноевропейской ...

б) Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. — М., 1967. — с. 255—262.

11. Рецензия на статью Антуана Адана «Театр Корнеля и Расина».

Театр французского классицизма. Пьер Корнель. Жан Расин. – М.: Худ. лит-ра, 1970. – с. 5-18.

12. Эстетические принципы Ж.-Ж. Руссо: трактат «О влиянии искусств и наук на нравы» и роман «Юлия, или Новая Элоиза».

а) Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Пер. с франц. – М.: Худ. Лит-ра, 1968.

б) Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в 3-х т. Т.1 – М.,1961.

13. Эстетика английского романтизма: эстетические идеи Сэмюэля Кольриджа в работах «О прекрасном», «Определение поэзии», «О поэзии и искусстве».

Кольридж С.Т. Избранные труды. — М.: Искусство, 1987 (История эстетики в памятниках и документах).

14. Эстетические идеи Фридриха Шлегеля.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – М.,1983.

15. Эстетика немецкого романтизма: цикл Новалиса (Фридриха фон Гарденберга)

«Вера и любовь, или король и королева».

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

16. Эстетика немецкого романтизма: размышления Франца Баадера «Из дневников».

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

17. Эстетика немецкого романтизма: Йозеф Гёррес и Клеменс Брентано о народной поэзии.

а) Эстетика немецких романтиков. — М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

18. Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера и драма», «Произведение искусства будущего».

а) Вагнер Р. Избранные работы. – Москва: Искусство, 1978 (История эстетики в памятниках и документах).

б) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.- С.275-315.

19. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.

Шопенгауэр А. Избр. произведения / Составитель И.О. Нарский. — М.: Просвещение, 1992.

13 стр., 6323 слов

Романтизм XIX века

... место среди других искусств. Культ чувства приводил к утверждению в музыкаль­ной эстетике Романтизма примта чувства над ... Романтизма. В борьбе против рационалистической отвлечённости эстетики дворян­ских академий, против канонизированной полити­ческой, этической и эстетической ... племён против американских колониза­торов, рисуя драматическую историю гибели родового строя индейцев. Ирвинг сочетал ...

20. Эстетическая мысль в России: воззрения на искусство П.Я. Чаадаева («Философические письма»).

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х томах. Т.2. — М: Искусство, 1974.

21. Эстетическая мысль в России: работы С.П. Шевырева «О возможности найти единый закон изящного», «История поэзии», «Теория поэзии».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х гг. Т.2. — М.: Искусство, 1974.

22. Эстетическая мысль в России: Работа А.Ф. Мерзлякова «Теория изящных наук».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.1 — М.: Искусство, 1974.

23. Эстетическая мысль в России: Работы Н.И. Надеждина Н.И. «О современном направлении изящных искусств», «Лекции по теории изящных искусств».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.2 — М.: Искусство, 1974.

24. Эстетическая мысль в России: Работа Бахтина М.М. «Автор и герой в эстетической деятельности».

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества — М.: Искусство, 1979.

25. Критика современного состояния искусства в работе Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства».

Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.

26. Позиция М. Хайдеггера в работе «Исток художественного творения».

а) Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987. — с.264.

б) Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.

27. Взгляды Гадамера Г.Г. в работах «Философия и поэзия», «Философия и литература», «Искусство и подражание» и «Актуальность прекрасного».

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991 (серия: История эстетики в памятниках и документах).

28. Эстетические воззрения Антонио Банфи: работы «Эстетический дух», «Искусство и общество», «О жизни искусства», «Искусство и духовная жизнь».

Банфи А. Философия искусства. — М.: Искусство, 1989.

29. Проблема художественного творчества в философии фрейдизма.

а) Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. — МГУ, 1987. — с. 108.

6 стр., 2610 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности

Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Различают контрольные аудиторные и домашние; текущие и экзаменационные; письменные, графические и практические; фронтальные и ...

б) Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.

30. Эстетические представления Р. Ингардена: интерпретация музыкального искусства.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. — М: Искусство, 1962.

31. Проблемы музыки в творчестве Э. Ансерме.

а) Ансерме Э. Беседы о музыке. — Л., 1985.

б) Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. — М, 1986.

32. Рецензия на статью А.В.Михайлова « Архитектура как застывшая музыка».

Античная культура и современная наука. — М.: Наука, 1985. — с. 233.

33. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Основной вопрос философии музыки».

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1993.

34. Рецензия на статью В. Коновалова «Психотропная музыка».

Журнал «Техника-молодежи», 1991, №4, с. 38-41.

35. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины».

Эстетика и жизнь. Вып.6. — М., 1979. — с. 221-238.

36. Игровая концепция творчества: работа И. Хейзинги «Homo ludens. Опыт игрового элемента в культуре».

Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. с. 23-54.

37. Эстетические начала культуры постмодерна: И.Хассан о природе постмодернизма.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 113-123.

38. Проблема кризиса современного искусства: Микель Дюфрен и его идеи.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 26-36.

39. Красота и искусство в эстетике Герберта Рида.

10 стр., 4723 слов

Контрольная работа по философии 8

... Р А Б О Т А По предмету: ФИЛОСОФИЯ Контрольная работа № _____ Выполнил: Студент __ курса _______________________ __ семестр ... учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания. · Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического ... идеальном мире они существуют в чистом виде. Высшая идея – идея блага. Существование вещей вторично по отношению к эйдосу. ...

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 186-206.

40. Эстетика и проблемы народного творчества.

а) Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.,1971.

б) Гусев В. Е. Эстетика фольклора, Л., 1967.

в) Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку / Пер. с венг. — М., 1959.

Рекомендации по выполнению контрольной работы

Жанр «контрольной работы» студента заочной формы обучения своим назначением имеет следующее: подтвердить факт самостоятельной работы над дисциплиной и показать уровень ориентации в её предмете. В сфере гуманитарного образования высшей школы «контрольная работа» содержательно сродственна процедуре реферирования (от латинского refero – сообщаю) – небольшому сообщению о какой-либо «проблеме» или «идее». Поэтому, прежде всего, советую определиться с тем, о чем, собственно, будет идти речь в Вашей контрольной: о теоретической проблеме, которой занимается эстетика и, соответственно, обзоре существующих позиций по данному вопросу (обзорно-информационная работа), либо о концепции – как правило, это анализ первоисточника известного мыслителя или каких-либо принципиальных постулатов ученого, или, даже, целого направления, школы эстетического знания (тематико-аналитическая работа)? В первом случае, полезно иметь в виду, что Вам потребуется «перелопатить» ни одну, ни две и ни три умных книги, чтобы действительно разобраться с панорамой мнений; во втором – потребуется определенная смелость и зрелость, чтобы поработать «один на один» с первоисточником.

Но, в любом случае, – и это существенно! – необходимо помнить, что контрольная работа будет оцениваться как Ваша работа. А это значит, что, так или иначе, в её содержании должна быть представлена Ваша позиция в отношении того, о чем идет речь! Это обязательный элемент контрольной и комплексы тут абсолютно неуместны: постарайтесь кратко, но аргументировано обозначить, что Вам показалось наиболее ценным, актуальным и интересным; что, на Ваш взгляд, спорно, а может и архаично и почему; что оказалось профессионально значимым, а что – бесполезным. Не стесняйтесь и не поленитесь поразмышлять, в конце концов, нужно уважать себя и статус заведения, в котором Вы получаете высшее образование.

13 стр., 6252 слов

Русская и советская эстетика

... эстетики…………………………………………..4 2. Основные категории эстетического учения Чернышевского…………………….9 3. Концепция искусства в эстетике Чернышевского……………………………….13 4. Позитивистская эстетика в России……………………………………………15 5. Эстетика «Мира искусства» ... своей диссертации ученый поднимает вопрос и о способе выражения в искусстве идей художника. Для него вынесение приговора — это прежде всего ...

Кроме этого, обязательными разделами «контрольной работы» студента являются:

  • Введение, где необходимо обосновать выбор темы, сформулировать цели и задачи работы, наметить логику и стратегию развития её содержания;
  • Основной раздел, «содержательное ядро» контрольной, которое допустимо варьировать в аспекте оптимизации подачи материала: можно разделить его на главы, параграфы, но можно организовать и как единое пространство текста с продуманной артикуляцией абзацев;
  • Заключение, где необходимо подвести итоги работы, сформулировать выводы, дать оценку того, что получилось и обоснование того, что не удалось (небесполезно вспомнить, о чем шла речь во введении!);
  • Список использованной литературы, где необходимо указать не только цитируемые источники, но круг (перечень) всей учебной и дополнительной литературы, которой Вы пользовались в процессе написания контрольной; в библиографическом оформлении источника нужно указать, кроме автора и названия работы, его выходные данные: год, место издания и название издательства, объем;
  • Содержание, которое должно отражать структуру контрольной и указать расположение разделов в тексте;
  • Титульный лист, в котором должны быть указаны полные наименования учебного заведения, факультета, кафедры и специальности, город (место нахождения вуза, или его филиала), год написания работы, название дисциплины, по которой она написана (в соответствие с номинацией ГОС), полные фамилия, имя и отчество автора с указанием кода его группы; как правило, образец оформления титульного листа Вы сможете найти в библиотеке вуза.

Объем контрольной работы не должен превышать один печатный лист (около 24-25 машинописных листов формата А4); нумерация страниц сквозная; текст должен быть набран через 1-1,5 интервала; кегль шрифта 12-14«; параметры страницы стандартные (левое поле, учитывая переплет, желательно иметь в 3 сантиметра).

В виде исключения, возможно предоставление контрольной работы в рукописной форме, но нужно иметь ввиду, что преподаватель оставляет за собой право вернуть подобную работу студенту, если её оформление будет вызывать затруднения в ходе проверки.

6 стр., 2762 слов

Предмет и задачи эстетики

... можно сделать вывод, что эстетика - прежде всего, философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности. Это современное ... технологий. Минск. 2004 3. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. Изд. «Алетейя». СПб. 2000 4. Т. Карнажицкая. Эстетика. Учебное пособие для ВУЗов. ОДО «Равноденствие». Минск. 2004. ...

И последнее. Контрольная работа – это не только форма отчетности студента, но и показатель его творческой активности и уровня вхождения, проникновения в предмет и понимания дисциплины. Поэтому, нередко именно «контрольная» влияет на решение спорных ситуаций во время экзамена или зачета – является, своего рода, «страховкой» в нелепых и обидных моментах психологического стопора или отсутствия опыта «говорения» (человеческая природа многолика – кому-то проще сказать, чем написать, но справедливо и обратное!).

Так или иначе, честно и хорошо выполненная контрольная работа – это первый шаг к записи в зачетной книжке.

Перечень контрольных вопросов к зачету по эстетике для студентов заочной формы обучения ( зимняя сессия)

  1. Основная проблематика эстетического знания.
  2. Представления об искусстве и красоте в Древней Греции.
  3. Эстетические идеи пифагорейской школы.
  4. Учение о красоте в творчестве Платона.
  5. Платон о смысле и назначении искусства.
  6. Эстетическое учение Аристотеля: учение о мимесисе.
  7. Эстетическое учение Аристотеля: учение о катарсисе.
  8. Представления о красоте и творчестве в эстетике Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
  9. Понятие «возвышенного» в творчестве Псевдо-Лонгина – традиции Платона и Аристотеля.
  10. Эстетические взгляды Плотина: учение о красоте.
  11. Прекрасное и безобразное в эстетике Плотина.
  12. Становление идей христианской эстетической мысли. Язычество и христианство.
  13. Общая периодизация византийской эстетики: краткая характеристика этапов.
  14. Главные течения византийской эстетической мысли.
  15. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита.
  16. Идеологическая доктрина иконоборчества.
  17. Эстетика иконы в учении Иоанна Дамаскина.
  18. Эстетика иконы в учении Феодора Студита.
  19. Эстетическая доктрина аскетизма: Симеон Новый Богослов.
  20. Критика аскетизмом традиционных форм искусства.
  21. Принципы и символика византийского стиля.
  22. Гуманизм и исихазм: философско-эстетические аспекты спора.
  23. Главные фигуры и идеи латинской патристики.
  24. Эстетическое учение Аврелия Августина.
  25. Эстетические идеи томизма: Ульрих Страсбургский.

Контрольные вопросы к экзамену по эстетике для студентов заочной формы обучения

  1. Основные этапы истории эстетической мысли. Морфология эстетического знания.
  2. Представления о красоте и искусстве в Древней Греции. Основные характеристики древнегреческой мифологемы.
  3. Пифагорейское учение о числе и гармонии.
  4. Пифагорейские представления о красоте и искусстве. Учение о музыке.
  5. Эстетические взгляды Платона: учение о красоте.
  6. Эстетические взгляды Платона: учение о творчестве и статусе художника в обществе.
  7. Эстетические идеи Аристотеля: учение о катарсисе.
  8. Эстетические идеи Аристотеля: учение о функциях и назначении искусства.
  9. Платон и Аристотель о природе и источнике творчества: сравнительный анализ.
  10. Символическая сущность красоты в учении Плотина.
  11. Эстетические идеи Плотина: прекрасное и безобразное в творчестве художника.
  12. Общая характеристика античной эстетической мысли: главные фигуры и идеи.
  13. Общая периодизация византийской эстетической мысли: краткая характеристика каждого из этапов.
  14. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита: проблема разума и веры, принцип антиномизма познания.
  15. Эстетические взгляды Псевдо-Дионисия Ареопагита: апофатическое и катафатическое постижение истины и красоты.
  16. Главные идеи эстетики аскетизма: критика традиционных форм искусства.
  17. Эпоха иконоборчества в истории византийской эстетики: главные фигуры и идеи.
  18. Основные принципы и символика византийского стиля.
  19. Гуманисты и исихасты: эстетические аспекты полемики.
  20. Главные идеи и фигуры византийской эстетической мысли. Исторические судьбы и наследие византийской культуры.
  21. Эстетические идеи Аврелия Августина: учение о красоте и мире.
  22. Эстетические идеи Аврелия Августина: учение о двойственной сущности восприятия искусства; проблема интерпретации произведений искусства.
  23. Эстетическая мысль эпохи схоластики. Аналитика понятия красоты в работе Ульриха Страсбургского «О прекрасном».
  24. Представления о красоте и гармонии в эпоху Ренессанса.
  25. Назначение искусства и статус художника в эпоху Возрождения.
  26. Эстетические идеи эпохи Просвещения. Становление эстетики как самостоятельной научной дисциплины.
  27. Эстетические взгляды Канта: истина, добро и красота.
  28. Философия искусства Шеллинга: проблема генезиса искусства.
  29. Философия искусства Шеллинга: учение о красоте.
  30. Эстетика Гегеля: искусство и познание.
  31. Эстетика Гегеля: учение о красоте и прекрасном.
  32. Проблемы истории и морфологии искусства в творчестве Шеллинга и Гегеля: дать сравнительный анализ.
  33. Эстетические взгляды Шопенгауэра: искусство и жизнь.
  34. Анализ прекрасного в эстетике Шопенгауэра: прекрасное и прелестное.
  35. Артур Шопенгауэр о сущности и значении музыки.
  36. Аполлонийская и дионисийская природа искусства в эстетической доктрине Ницше.
  37. Ф.Ницше: критика западноевропейской культуры и проблема генезиса искусства. Ф. Ницше и Р. Вагнер.
  38. Эстетическая мысль в отечественной истории: главные фигуры и проблемы (анализ творчества одного из мыслителей по выбору студента).
  39. Эстетика в культуре 20 столетия: обзор основных проблем и течений.
  40. Эстетика как элемент профессиональной культуры художника (сформулировать собственную позицию).

Библиография

Учебная и справочная литература

  1. Аристотель об искусстве поэзии. – М.,1957.
  2. Асмус В.Ф.Античные мыслители об искусстве. – М.,1964.
  3. Асмус В.Ф.Немецкая эстетика 18 века. – М.,1962.
  4. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. – М., 1975.
  5. Борев Ю. Эстетика. – Смоленск, 1997.
  6. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник – М.: Высш. шк., 2002.
  7. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.,1975.
  8. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. – М., 1956.
  9. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
  10. Бычков В.В.Малая история византийской эстетики. – Киев,1991.
  11. Бычков В.В.Эстетика поздней античности. – М.,1978.
  12. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М.,1987.
  13. Гуренко Е.Г. Эстетика: Учебный курс / Новосибирская гос. консерватория им. М.И.Глинки. – Новосибирск, 2000.
  14. Ермаков В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. – СПб.: Издательство «Союз», 2003.
  15. Зись А.Я. Искусство и эстетика. – М., 1975.
  16. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. – М.,1962-1970.
  17. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти т. / Под ред. М.Ф.Овсянникова. – М.,1986.
  18. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.
  19. Киященко Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы. – М., 2002. 
  20. Клубков П.А. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3-х томах. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  21. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.,1998.
  22. Круглов В.Л. Глоссарий современной философской лексики (экзамплы, заметки, комментарии).

    – Красноярск, КГАМиТ, 2006.

  23. Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С.Кагана. – Кн.1-4. – Л., 1973-1980.
  24. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. – М.,1960.
  25. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. Вып.7. – М.,1982.
  26. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.,1989.
  27. Лосев А.Ф.История античной эстетики: Высокая классика. – М.,1974.
  28. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. – М.,1975.
  29. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. – М.,1980.
  30. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века (3-4 в.).

    – М.,1988.

  31. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм.- М.,1979.
  32. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-2 веков н.э. – М.,1978.
  33. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – 2-е изд. – М.,1982(1-е изд. – 1978).
  34. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.,1965.
  35. Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с.
  36. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М.,1978.
  37. Современная книга по эстетике. Антология. – М.,1957.
  38. Татаркевич В. Античная эстетика. – М.,1977.
  39. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. – М.: Мысль, 1979.
  40. Эстетика Ренессанса. В 2-х т. – М.,1981.
  41. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А.Радугин. – М.,1998.
  42. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб. пособие. – М.,1999.

2. Дополнительная литература

  1. Августин Аврелий. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.,1987.

  2. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство: (Зарубежные связи).

    – М.,1975.

  3. Аверинцев С.С. Предварительные замечания к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. – М., 1975.
  4. Аверинцев С.С.Философия 8-12 веков // Культура Византии. – М.,1989. – с.36-58.
  5. Адан Антуан.Театр Корнеля и Расина //Театр французского классицизма. Пьер Корнель. Жан Расин. – М.,1974.
  6. Адо Пьер. Плотин или простота взгляда. – М.,1991.
  7. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. – М.,1935.
  8. Американская философия искусства. – Екатеринбург,1997.
  9. Античность как тип культуры. – М.,1988.
  10. Аполлинер Г. Гниющий чародей, убиенный поэт. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.
  11. Аристотель. Соч. в 4-х томах. – Т.4. «Поэтика». – М.:Мысль,1984. – с.645-680.
  12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.,1974.
  13. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М.,1984.
  14. Асмус В.Ф. Платон – философ – художник античного мира // Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.
  15. Ауэрбах Э. Мимесис. – М.,1976.
  16. Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. – М.,1990.
  17. Балашов Н.И. Эстетическое в философии Канта // Эстетическое. — М.,1964.
  18. Банфи А.Философия искусства. – М.,1989.
  19. Барт Р. Мифологии. – М.,1996.
  20. Барт Р.S/Z. – М.,1994.
  21. Баумгартен А. Философские размышления. Эстетика (фрагменты) // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. – Т.2. – М.,1964.
  22. Бахтин М.М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.,1990.
  23. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. – М.,1979.
  24. Бенуа А.Мои воспоминания. – М.,1990.
  25. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М.,1997.
  26. Беньямин В. Теория искусства у ранних романтиков и позднего Гете // Логос. — №4. – М.,1993.
  27. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. – СПб., 1900.
  28. Бергсон А. Смех. – М.,1992.
  29. Бергсон А. Собр. соч.: В 5-ти т. – СПб., 1913-1914.
  30. Бердяев Н.А.Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. – М.,1990. – с.215 – 233.
  31. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества. – М.,1989.
  32. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. – М.,1979.
  33. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. – М., 1979.
  34. Берлеант А. Историчность эстетики // Феноменология искусства. – М.,1997.
  35. Берлеант А. По ту сторону незаинтересованности // Полигнозис. — №2. – 1999.
  36. Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения: Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура 18 века. – М.,1980.
  37. Библер В.С.Мышление как творчество (введение в логику внутреннего диалога).

    – М.,1975.

  38. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.,1971.
  39. Боннар Андре. Греческая цивилизация. В 3-х т. / Пер. с франц. О.В.Волкова; Предисл. проф.В.И.Авдиева. – М.: Искусство, 1991-1992.
  40. Буало Н. Поэтическое искусство. – М.,1957.
  41. Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // Вестник Древней истории. — №3. – 1977.
  42. Бычков В.В. Эстетические взгляды Филона Александрийского // ВДИ. — №3. – 1975.
  43. Бычков В.В.На путях незнаемого знания // Историко-философский ежегодник 90. – М.,1991. – с.210-220.
  44. Бычков В.В.О предмете истории эстетики // Античная культура и современная наука. – М.,1985.
  45. Бычков В.В.Эстетика Аврелия Августина. – М.,1984.
  46. Бычков О.В. Эстетические представления средневековой схоластики в трактате Ульриха Страсбургского «О прекрасном» // Историко-философский ежегодник 91. – М.,1991.
  47. Вагнер Р.Избр. работы. – М.,1978.
  48. Ваккенродер В.Г. Фантазии об искусстве. – М.,1977.
  49. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1966.
  50. Вейц М. Роль теории в эстетике // Американская философия искусства. – Екатеринбург,1997.
  51. Вернан Ж.-П.Происхождение древнегреческой мысли. – М.,1988.
  52. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. – М.,1967.
  53. Византийские легенды. – Л.,1972.
  54. Византийские церковные мистики 14-го века.- Казань,1906.
  55. Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. – М.,1970.
  56. Винкельман И.И. История искусства древности. – М.,1933.
  57. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Др.Греции и Рима / Пер. с польск. В.К.Ронина. – М.,1988.
  58. Витгенштейн Л. Лекции об эстетике // Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. – М.,1999.
  59. Витгенштейн Л.Культура и ценность // Человек. – 1991. — №№5-6.
  60. Волкова Е.В. К проблеме взаимодействия теоретико-философского и эмпирического знания об искусстве // Художественное творчество-82. – Л.,1982.
  61. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М., 1976.
  62. Вольтер. Эстетика. – М., 1974.
  63. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. – М., 1975.
  64. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.,1968.
  65. Габитова Р.М.Философия немецкого романтизма. – М.,1978.
  66. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М.,1991.
  67. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. – М.,1988.
  68. Гайденко П.П.Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросодержания Сёрена Кьеркегора. – М.,1970.
  69. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.,1986.
  70. Гартман Н. Эстетика. – М.,1958.
  71. Гвардини Р.Конец нового времени. Средние века: ощущения и картина мира // Феномен человека: Антология. – М.,1993. – с.240-296.
  72. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. – М.,1968-1973.
  73. Гейзенберг В. Смысл и значение красоты в точных науках // ВФ. – 1979. — №12.
  74. Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г.Собр. соч. в 10-ти т.- Т.6. – М.,1958.
  75. Гердер И.Г. Избр. соч. – М.-Л.,1959.
  76. Гете И.В.Об искусстве. – М.,1975.
  77. Гете И.В.Статьи и мысли об искусстве. – М.,1936.
  78. Гильберт К., Кун Г. История эстетики: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.П.Сальникова. – СПб., 2000.
  79. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.,1987.
  80. Горан В.П.Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск,1990.
  81. Горфункель А.Х.Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М.,1977.
  82. Григорьев А.Эстетика и критика. – М.,1980.
  83. Григорян В.С. Пафос как эстетическая категория // Эстетика и жизнь. Выпуск 6. — М., 1979.
  84. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. – 2-е изд. – Минск: Интерпрессервис, 2001. – 1280 с.
  85. Грицанов А.А. Постмодернизм. – Минск: Интерпрессервис, 2001. – 1040 с.
  86. Гройс Б. Утопия и обмен. – М.,1993.
  87. Гросс К. Введение в эстетику. – Киев-Харьков, 1899.
  88. Гуревич А.Я. Дух и материя: Об амбивалентности повседневной средневековой религиозности // Культура и общественная мысль. – М.,1988. – с.117-123.
  89. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.,1972.
  90. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.,1981.
  91. Гуссерль Э.Собр. соч. – Т.1.Феноменология внутреннего сознания времени. – М.,1994.
  92. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопр. искусствознания. — №2. – 1997.
  93. Джидарьян И. О содержании и психологической структуре эстетических чувств // Эстетика и жизнь. Выпуск 2. – М., 1973.
  94. Дземидок Б. О комическом. – М., 1974.
  95. Дильтей В.Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы 19 – 20 веков.
  96. Дмитриева А.С. Проблемы йенского романтизма. – М.,1975.
  97. Дмитриева Н.А. О прекрасном. – М., 1960.
  98. Дмитриева Н.А. Пикассо. – М.,1981.
  99. Долгов К. Эстетика французского неотомизма // Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. – М., 1968.
  100. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2-х т. – М.-Л.,1957.
  101. Дюфрен М. Вклад эстетики в философию // Феномен человека: Антология. – М.,1993. – с.341 – 348.
  102. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. – М.,1970.
  103. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. – М.,1981.
  104. Жаринов В.М. Эстетика. Раскрытие эстетической тайны. – М., 2001.
  105. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 веков. – М.,1987.
  106. Из истории английской эстетической мысли 18 века. – М.,1982.
  107. Ингарден Р. Заметки по поводу «Поэтики» Аристотеля // Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.,1962.
  108. Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.,1962.
  109. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения.- РФМ.,1993.
  110. Какабадзе З.М. Феномен искусства. – Тбилиси,1980.
  111. Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) // Из истории европейской культуры. – М.,1979.
  112. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18-20 веков. – Л.,1990.
  113. Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. – М.,1988.
  114. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собр. соч. в 6-ти т. – Т.5. – М.,1964.
  115. Кантор А.М. Изобразительное искусство 20 века. – М.,1973.
  116. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 века. – М.,1989.
  117. Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М.,1979.
  118. Киркегор С. О понятии иронии // Логос. — №4. – М.,1993.
  119. Киященко Н.И. Эстетика, жизнь, искусство (Итоги VIIIМеждународного эстетического конгресса).

    – М., 1977.

  120. Коган Д.З. Врубель. – М.,1980.
  121. Кокто Ж. Портреты-воспоминания. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.
  122. Кокто Ж.. Портреты-воспоминания. Эссе. – М.,1985.
  123. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. – М.,1999.
  124. Кольридж С.Т. Избр. труды.- М.,1987.
  125. Кон И. Общая эстетика. – М., 1921.
  126. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону,1998.
  127. Корбюзье Ле. Архитектура ХХ века. – М.,1977.
  128. Кормин Н.А. Онтология эстетического. – М.,1992.
  129. Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики / Ред. В.В.Бычкова. – М.,1998.
  130. Кошленко Г.А. Из истории становления эстетических воззрений раннего христианства // Вестник Древней истории. — №3. – 1964.
  131. Кошленко Г.А. Развитие христианской эстетической теории в конце 3 века н.э. // ВДИ. — №3. – 1970.
  132. Красностанов Э.Г., Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М., 1976.
  133. Кроче Б. Краткое изложение эстетики // Кроче Б. Антология сочинений по философии. – СПб.,1999.
  134. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. 1 (теория).

    – М.,1920.

  135. Круглов В.Л. Глоссарий современной философской лексики (экзамплы, заметки, комментарии).

    – Красноярск, КГАМиТ, 2006.

  136. Кузанский Н. О красоте // Эстетика и жизнь. – Вып.6. – М.,1979.
  137. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное знание. – М.,1991.
  138. Кураев А. Традиция. Церковь. Человек // Путь. – 1992. — №2. – с.183-201.
  139. Кураев А. Человек перед иконой (Размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция: Филос. Альманах,1991. – М.,1992. – с.237-261.
  140. Кучиньская А. Прекрасное. Миф и действительность. – М.,1977.
  141. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.,1993.
  142. Лапшина Н.П. «Мир искусства»: очерки истории и творческой практики. – М.,1972.
  143. Леонардо да Винчи. Избр. произведения в 2-х т. – М.-Л.,1935.
  144. Лессинг Г.Э. Избр. произведения. – М.,1957.
  145. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. – М.,1972.
  146. Литературные манифесты французских сюрреалистов. – М.,1935.
  147. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – М.,1993.
  148. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. – Вып.6. — М.,1979.
  149. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М.,1994.
  150. Лосев А.Ф. Начальные стадии неоплатонической эстетики Ренессанса. Типология и периодизация культуры Возрождения. – М.,1978.
  151. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии // Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос. – М.,1993.- с.61-612.
  152. Лосев А.Ф.Философия. Мифология. Культура. – М.,1991.
  153. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. – Тарту,1971.
  154. Лотман Ю.М. Структура поэтического текста. – М., 1970.
  155. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. – М.,1985.
  156. Манн Ю. Русская философская эстетика. – М.,1969.
  157. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. – М.,1980.
  158. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма).

    – М.,1995.

  159. Мастера искусства об искусстве. – М.,1969.
  160. Материалы VIIМеждународного эстетического конгресса в Бухаресте в 1972 году. – М., 1973.
  161. Маца И. Проблемы художественной культуры ХХ века. – М.,1969.
  162. Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении И.Канта // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. – Вып.3. – М.,1980.
  163. Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-15 веков. – Л.,1976.
  164. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. – М.,1978.
  165. Мерло-Понти М. Око и дух. – М.,1992.
  166. Мистическое богословие. – Киев,1992.
  167. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.,1986.
  168. Монтегю У. Красота – это не все // Современная книга по эстетике. – М.,1957.
  169. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве // Структурализм: «за» и «против». – М.,1975.
  170. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факторы // Труды по знаковым системам. – Тарту,1975.
  171. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть // Вопр. филос. — №10. – 1991.
  172. Ницше Ф. Соч. в 2-х т. – Т.1. – М.,1990. – с.47-158.
  173. О возвышенном. – М.-Л.,1966.
  174. Овсянников М.Ф. К проблеме эстетического // Античная культура и современная наука. – М.,1985.
  175. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия – М.,1975.
  176. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.,1991.
  177. Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. – СПб.,1999.
  178. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. – М.,1982.
  179. Платон. Собр. соч. в 4-х т. – М.,1993-1994.
  180. Плотин. Избр. трактаты: в 2-х т. – М.,1994.
  181. Подорога В.А. Феноменология тела. – М.,1995.
  182. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. – М.,1990.
  183. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. – Рига,1988.
  184. Прокл. Первоосновы теологии. – М.,1993.
  185. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы 14-15 веков. – Л.,1987.
  186. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. – М.,1960.
  187. Ранние формы искусства. – М.,1972.
  188. Ревальд Дж. История импрессионизма. – Л.-М.,1959.
  189. Ревальд Дж. Постимпрессионизм. – Л.-М.,1962.
  190. Резник Р. Философские взгляды Бальзака // Вопр. литературы. — №7. – 1961.
  191. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л.,1974.
  192. Роллан Р. Стендаль и музыка // Роллан Р. Собр. соч. в 14-ти т. – М.,1958.
  193. Русская эстетика и критика 40-50-х годов 19 века. – М.,1982.
  194. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х т. – М.,1974.
  195. Руссо Ж.Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании // Руссо Ж.Ж. Избр. соч. в 3-х т. – Т.1 – М.,1961.
  196. Савилова Т.А. Эстетические категории. – Киев-Одесса, 1977.
  197. Сакетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. – Пг., 1917.
  198. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Филос. науки. — №3. – 1989.
  199. Сартр Ж.-П. Стена: Избр. произведения. – М.,1992.
  200. Свердиолас А. Бытие и истина игры. Критика «эстетического сознания» в герменевтике Х.-Г.Гадамера // Проблема сознания в современной буржуазной философии. – Вильнюс,1983.
  201. Сендерович С. Об эстетическом созерцании у Шеллинга // Вопр. филос. — №5. – 1967.
  202. Соболев П.В. Очерки русской эстетики. – Л., 1972.
  203. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 224 с.
  204. Современное западное искусство. 20 век: проблемы и тенденции. – М.,1982.
  205. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / Ред. Н.И.Киященко – М.,1998.
  206. Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. – М.,1990.
  207. Средневековье в свидетельствах современников. – М.,1984.
  208. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1954.
  209. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура 2-й пол. 19 — нач.20 века. – М.,1984.
  210. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. – М.,1985.
  211. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. – М.,1994.
  212. Теории, школы, концепции:(Крит.анализы):Художественная рецепция и герменевтика. – М.,1985.
  213. Теория метафоры. – М.,1990.
  214. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. – М.,1972.
  215. Топуридзе Е.И. Эстетика Б.Кроче. – Тбилиси,1967.
  216. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19 – начала 20 века. – М.,1991.
  217. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. – М.,1990.
  218. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (кон.5 – сер.7 вв.).

    – М.,1989.

  219. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М.,1970.
  220. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.,1995.
  221. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. – М.: Издательство Западно-европейского экзархата, Московский патриархат, 1996.
  222. Фальк Р.Р.Беседы об искусстве. – М.,1981.
  223. Феноменология искусства. – М.,1997.
  224. Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон. – РФМ.,1993.
  225. Философия искусства в прошлом и настоящем. – М.,1981.
  226. Философия Канта и современность. – М.,1974.
  227. Философия немецких романтиков. – М.,1980.
  228. Философия русского религиозного искусства 16-20 веков: Антология. – М.,1993.
  229. Философия эпохи постмодерна. – Минск,1996.
  230. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М.,1993.
  231. Флоренский П. Собр. соч. – Т.1.Статьи по искусству. – Париж,1985.
  232. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М.,1989.
  233. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Избр.: в 2-х т.- Т.2. — М.,1990.
  234. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. – Л.,1936.
  235. Фридлендер Г. Лессинг. – М.,1957.
  236. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб.,1994.
  237. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.,1997.
  238. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры 20 века. – М.,1991. – с.95-102.
  239. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и литература 19-20 веков. – М.,1987. – С.264-312.
  240. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. – М.,1973.
  241. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. – М.,1992.
  242. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.,1988.
  243. Хогарт У. Анализ красоты. – Л.,1987.
  244. Человек и искусство. – Вып.1:Антропос и поэсис / Ред. Т.Б.Любимова – М.,1998.
  245. Шелер М. О феномене трагического // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. – Рига,1988.
  246. Шелли П.Б. Письма, статьи, фрагменты. – М.,1972.
  247. Шеллинг Ф.В.И. Об отношении изобразительных искусств к природе // Литературная теория немецкого романтизма. – Л.,1934.
  248. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. – М.,1966.
  249. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  250. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. – М., 1973.
  251. Шефтсбери А.Э.К. Эстетические опыты. – М.,1974.
  252. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. – М.-Л.,1936.
  253. Шкловский В. Искусство как приём. О теории прозы. – М.,1983.
  254. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – М.,1983.
  255. Шопенгауэр А. Избр. произведения. – М.,1989.
  256. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск,1993.
  257. Шпет Г.Г. Сочинения. – М.,1989.
  258. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. – Минск,1996.
  259. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М.,1966.
  260. Эсколье Р. Матисс. – М.,1979.
  261. Эстетика Гегеля и современность. – М.,1984.
  262. Эстетика и литературная критика. – М.,1980.
  263. Эстетика на пороге 21 века: Материалы «Круглого стола» // Свободная мысль. — №9. – 1992.
  264. Эстетика немецкого романтизма. – М.,1986.
  265. Эстетика раннего французского романтизма. – М.,1982.
  266. Эфрос А.М. Профили. – М.,1930.
  267. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 веков. – М.,1987. – с.214.
  268. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры 20 века. – М.,1991. – с.103-118.
  269. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. – М.,1986.
  270. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1991.