Санкт-петербургский институт психологии и акмеологии

9

Кафедра психологии личности

Методические рекомендации по организации и проведению учебно-ознакомительной практики

Санкт-Петербург

2005

Методические рекомендации по организации и проведению учебно-ознакомительной практики. Учебное пособие/ Составители: О.В Ванновская, Э.П. Бахчеева. –СПб. СПбИПиА, 2005. 14с.

Составлены на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301 «Психология», утвержденного 17.03.2000 г. рекомендациями Министерства образования Российской Федерации и положением о практике СПбИПиА.

Освещаются вопросы организации, руководства учебно-ознакомительной практикой, требования к оформлению итоговой документации.

Пособие предназначено для студентов 2-3 курсов психологического факультета.

Ил. 5. Библиограф.: 49 назв.

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры психологии личности от 21.10.05, протокол № 2.

Печатается по решению Ученого совета Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии, протокол № от 2005г.

Рецензенты:

Профессор кафедры эргономики и инженерной психологии СПбГУ, доктор психологических наук, профессор А.И. Худяков.

Доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии СПбГУ, кандидат психологических наук А.Н. Кутейников.

© Санкт-Петербургский институт

12 стр., 5976 слов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

... исследовательской работе в области психологии развития и возрастной психологии. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ   Продолжительность практики в соответствии с учебным планом составляет 3 ...   Рассмотрена на заседании кафедры общей психологии протокол № от 2004 г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Учебно-ознакомительная практика студентов является составной частью ...

психологии и акмеологии, 2005

Раздел 1. Общие методические указания

Учебно-ознакомительная практика– начальный этап профессиональной практической подготовки специалиста, она непосредственно связана с изучением студентами общепрофессиональных дисциплин; проходит в форме знакомства с различными видами (направлениями) профессиональной деятельности психолога в условиях реальной действительности; помогает приобрести навыки экспериментальной работы; может проводиться в структурных подразделениях Академии, а также во внешних учреждениях и организациях.

Учебно-ознакомительная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования наряду с производственной, педагогической и квалификационной практиками.

Данный вид практики позволяет оценить уровень теоретической подготовленности студентов к профессиональной деятельности, сформировать некоторые профессиональные умения и навыки.

Учебно-ознакомительная практика проводится в учреждениях любых организационно-правовых форм (НИИ, ВУЗы, школы, центры психологического консультирования и тренинга, центры занятости, развивающие и коррекционные центры, кадровые службы и службы по работе с персоналом).

Срок практики определяется соответствующими государственными образовательными стандартами по специальности «0202400. Психология», а также Положением о практике СПбИПиА. Итоговой аттестацией является зачет.

Учебно-ознакомительная практика является необходимым этапом подготовки практического психолога; в процессе практики студентам необходимо активно использовать знания, полученные при прохождении дисциплин общепрофессионального блока: введение в профессию, общая психология, психология личности, возрастная психология, психодиагностика, психология менеджмента, дифференциальная психофизиология. Учебно-ознакомительная практика также предоставляет студентам возможность сформировать на основе теоретических знаний конкретные умения диагностической и психопрофилактической деятельности.

Цель:ознакомление с целями, задачами, содержанием, структурой, условиями и другими особенностями работы психолога в изучаемой профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Введение студентов в институциональную систему психологических служб, как сферу их будущей профессиональной деятельности.
  • Продолжение формирования устойчивого интереса к своей профессиональной деятельности.
  • Актуализация теоретических знаний студентов, полученных в процессе аудиторного обучения.
  • Расширение и конкретизация знаний студентов о психологической деятельности, о передовом опыте работы психолога.
  • Знакомство с психологической документацией и ее ведением.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА УСТАНОВОЧНОЙ ЛЕКЦИИ

6 стр., 2904 слов

Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов

... усвоения методики преподавания специальных учебных дисциплин, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности режиссера-педагога. При ... до 30 минут. Для уточнения экзаменационной оценки студенту членами ГЭК могут задаваться соответствующие программе ... центральное, главное событие. Основные виды этюдов в учебной практике.   14. Методика преподавания режиссуры на примере ...

Учебно-ознакомительная практика предваряется установочной лекцией. Запись лекции осуществляется в отдельной тетради.

Поскольку от глубины и точности понимания материала первой лекции во многом зависит успешность прохождения практики, рекомендуется подробное фиксирование получаемой информации.

Большую часть учебно-ознакомительной практики студент реализует цель и задачи практики в процессе самостоятельной работы, осуществляемой под руководством психолога организации, в которой проходит практика.

По окончании лекции следует убедиться в наличии форм и требований к заполнению всех документов, необходимых для прохождения практики и последующего получения зачета.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА КОНСУЛЬТАЦИИ

Вопросы, возникающие в процессе самостоятельной работы в организации, могут быть разрешены в процессе консультации студентов руководителем практики от академии, либо во время посещения руководителем практики студентов-практикантов на местах.

К наиболее типичным проблемам, возникающим у студентов, проходящих практику, относятся:

  • вопросы организации практики (возможности доступа к документации, самостоятельного проведения диагностики и коррекции, время посещения занятий и т.д.);
  • вопросы оформления документов (подготовка отчетов, характеристик, приложений – диагностических методик);
  • вопросы осуществления наблюдения и оформления дневника наблюдений.

Раздел 2. Методические указания по самостоятельной работе студентов на различных этапах прохождения учебно-ознакомительной практики

Программа учебно-ознакомительной практики включает некоторые обязательные элементы, которые могут быть рассмотрены в качестве этапов анализа профессиональной деятельности:

ЭТАП 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Организационные вопросы решаются преимущественно в процессе установочной конференции, а также в первый день посещения организации-места прохождения практики.

Задачами установочной конференции являются:

  • знакомство студентов с групповым руководителем,
  • определение характера взаимодействия с руководителем (времени групповых и индивидуальных консультаций),
  • уточнение распределения по группам,
  • выбор старост групп,
  • получение заданий и рекомендаций по практике,
  • получение образцов документации, необходимой для получения зачета по производственной практике.

ЭТАП 2. ОРИЕНТИРОВКА

Данный этап включает в себя:

  • знакомство с психологами учреждений (НИИ, ВУЗа, школы, центра психологического консультирования и т.п.), в которые направлен студент-практикант;
  • знакомство с особенностями структуры и механизмов функционирования организаций, основными нормативными документами.

ЭТАП 3. СБОР ИНФОРМАЦИИ

20 стр., 9926 слов

Организация учебной деятельности с учетом особенностей различных ...

... исследования «Организация учебной деятельности с учетом особенностей различных типов темперамента подростков» Объект - организация учебной деятельности подростков. Предмет - взаимосвязь типа темперамента и успешности учебной деятельности подростков. Цель исследования - выявить зависимость успешности учебной деятельности подростка от ...

Сбор информации предполагает осуществление наблюдения за реальным процессом деятельности психолога. По результатам наблюдения составляется фотография рабочего дня психолога организации. Происходит выделение компонентов профессиональной деятельности: мотивов, целей, задач, условий, средств, результатов, каждый из компонентов подвергается подробному анализу.

Помимо информации о профессиональной деятельности психолога организации, студенты получают информацию о предмете и объекте этой деятельности в конкретной организации: каковы цели и специфика труда и персонала в организации или на предприятии.

ЭТАП 4. АССИСТИРОВАНИЕ

Данный этап не является обязательным при прохождении учебно-ознакомительной практики. Имеется в виду работа в качестве помощника психолога при проведении психологической диагностики, организации психологического просвещения, ведении коррекционных занятий. Ассистирование осуществляется по личному запросу психолога организации при условии его постоянного контроля и только в рамках компетенции студента-практиканта. Так самостоятельное проведение тренингов, индивидуальных консультаций и коррекционных занятий, направленных на решение личностных, семейных проблем клиентов, разрешение внутригрупповых конфликтов и других задач, требующих серьезной специальной подготовки и опыта, студентам академии не рекомендовано. Вместе с тем, участие в обработке данных психологической диагностики, подготовка выступлений на конференциях и др. мероприятиях по профессиональной тематике, может способствовать получению ценного профессионального опыта.

Результаты прохождения данного этапа подробно фиксируются в дневнике наблюдения, обобщенно – в отчете о практике.

ЭТАП 5. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

На основе информации, полученной в результате прохождения предыдущих этапов (в ходе знакомства с документацией психологической службы, бесед с психологами организаций, наблюдения за элементами профессиональной психологической деятельности) делаются выводы относительно соответствия полученных результатов выявленным целям и задачам деятельности конкретной психологической службы, либо осуществляется сравнительный анализ мотивов, целей, задач, условий, содержания, средств, результатов психологической помощи, осуществляемой в каждой из посещенных организаций.

На этом же этапе формулируются рекомендации касательно улучшения качества психологического сопровождения и эффективности деятельности психологической службы в целом, которые предоставляются в организацию при наличии такого запроса.

ЭТАП 6. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

К отчетной конференции студенты должны подготовить (откорректировать и систематизировать) документацию по учебно-ознакомительной практике, отчет и итоговое выступление. Документация предоставляется групповому руководителю не позднее, чем за неделю до отчетной конференции.

3 стр., 1088 слов

Трансперсональный подход в практике психологического консультирования ...

... психолога, тренера и психотерапевта любой модальности и специализации. Участвуя в программе, вы сможете изучить и освоить оригинальные методы и инструменты решения актуальных задач психологической практики, ... высшая потребность человека, а творческая профессиональная деятельность - основа душевного здоровья и общественной ... 10-11 декабря, 14-15 января Общее количество учебных часов — 120, из них - - ...

Итоговая конференция включает выступления студентов по результатам прохождения производственной практики, обсуждение положительных и отрицательных моментов, опыта, полученного в процессе прохождения практики.

Раздел 3. Учет и оценка результатов практики

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Вопросы, возникающие в процессе самостоятельной работы в организации, могут быть разрешены в процессе групповой консультации студентов руководителем практики от

академии, либо во время посещения руководителем практики студентов-практикантов на местах. В ходе консультации могут решаться следующие вопросы:

  • проверка и утверждение индивидуального плана учебно-ознакомительной практики,
  • текущий контроль деятельности на основе записей в дневнике наблюдений,
  • обсуждение рекомендаций и выводов, сформулированных для использования в организации, в которой студент проходит практику.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Зачет по учебно-ознакомительной практике выставляется на основании:

  • результатов проверки и оценки отчетных материалов групповым руководителем практики;
  • характеристики, данной психологом организации, в которой проходил практику студент;
  • оценки выступлений индивидуальных выступлений практикантов на итоговой конференции.

Критерии оценки:

  • реализация задач практики;
  • качественное выполнение индивидуального плана практики;
  • характеристика с места проведения практики (учитывается оценка производственной практики психологом организации, в которой она проходила);
  • своевременное оформление и подача на проверку отчетной документации.

ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

  • Отчет о прохождении студентом учебно-ознакомительной практики. Приложение 1.
  • Характеристика психологической деятельности студента-практиканта руководителем практики (психологом) от учреждения. Приложение 2.
  • Индивидуальный план прохождения учебно-ознакомительной практики. Приложение 3.
  • Дневник наблюдения. Приложения 4.
  • Анализ компонентов деятельности психолога: мотивы, цели, задачи, условия, средства, результаты, документация. Приложения 5.

Раздел 4. Организация и руководство практикой

Организация учебно-ознакомительной практики определяется Положением о практике СПбАА и направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельности психолога.

Учебно-ознакомительная практика осуществляется на основе договора с учреждениями, в соответствии с которым учреждения создают условия для прохождения практики студентами академии.

Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, могут проходить практику в этих организациях, если содержание деятельности и условия работы в организации соответствуют требованиям программы данного вида практики, что определяется решением соответствующих кафедр и руководителем практики от Академии.

Практика студентов очно-заочного и заочного отделений имеет свои особенности. Лицам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации и после представления необходимых документов (отчет, характеристика, справка с места работы) могут быть зачтена учебно-ознакомительная практика.

22 стр., 10524 слов

Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов

... учебной мотивации студентов. Объект: учебная мотивация студентов в Вузе. Предмет: особенности организации исследования учебной мотивации студентов психологической службой вуза. Гипотеза: Повысить эффективность учебной мотивации студентов возможно при условии своевременного и планомерного обследования студентов психологической ... и т.д. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный ...

Сроки проведения учебно-ознакомительной практики устанавливаются в соответствии с учебным планом. При определении сроков учитываются теоретическая подготовленность студентов и возможности учреждений, являющихся базами практики.

Зачет по практике приравнивается к зачету по теоретическому и обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность.

Для руководства практикой назначается:

  1. руководитель от академии (администраторы и преподаватели ведущих кафедр);
  2. групповой руководитель (преподаватели ведущих кафедр);
  3. руководитель от учреждения (один из ведущих специалистов организации).

Руководители практики от академии:

  • устанавливают связь с руководителями практики от учреждения;
  • конкретизируют тематику заданий;
  • принимают участие в распределении студентов по учреждениям;
  • осуществляют контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;
  • оказывают помощь студентам при выполнении ими заданий практики;
  • оценивают результаты выполнения практикантами программы практики;
  • представляют письменный отчет на заседании ведущей кафедры об итогах прохождения учебно-ознакомительной практики студентами академии.

Руководитель практики от организации:

  • несет ответственность за выполнение договора с академией;
  • обеспечивает информирование студентов о психологической деятельности учреждения;
  • помогает студенту в составлении индивидуального плана прохождения практики;
  • оказывает организационную и консультационную поддержку практиканту.

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение практики

До выхода на учебно-ознакомительную практику студенты должны изучить основные теоретические и практические курсы по блоку общепрофессиональных дисциплин:

  • Ведение в профессию
  • Общая психология
  • Основы психодиагностики
  • Психология личности
  • Психология личности
  • Возрастная психология
  • Педагогическая психология
  • Социальная психология
  • Психология менеджмента

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.
  2. Куницина В.Н.., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. — Учебник для вузов – СПб., 2002.
  3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом).

    4 стр., 1582 слов

    Преподавание психологических дисциплин в учебных заведениях

    ... этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии. 5. Психологический анализ урока в деятельности педагога Педагогическая деятельность, как ... моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д. Типы лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, ...

    – М., 1996.

  4. Управление персоналом в фирме: Учебник для вузов / Под. ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М., 2002.
  5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь–справочник по психологической диагностике. — СПб., 2002.
  6. Психодиагностика (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб).

    / Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев, 2005.

Дополнительная:

  1. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: Методическое пособие. – М.: МПСИ, 2002. – 96с.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. М. Лубовского. — М., 1982.
  3. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978.
  4. Большаков В. Ю.: Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения – 1994.
  5. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. — Л., 1982.
  6. Гильяшева И. Н. Вопросники как метод исследования личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.
  7. Елизаров А.Н. Телефон доверия: Работа психолога консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопр. психологии. – 1995. — №3. – С.38-45.
  8. Емельянов Ю. Н.: Активное социально-психологическое обучение – Л.: ЛГУ, 1985.
  9. Забродин Ю. М., Похилько В. И., Шмелев А. Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест–опросников // Психол. журнал — 1978, т. 8.
  10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с.
  11. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 443 с. – (Справочник).
  12. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.
  13. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Моск. психотерапевт. журн. – 1992. – №1. – с.33-48.
  14. Лаак Ян Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — Москва–Воронеж, 1996.
  15. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. — СПб.: Речь, 2002. – 292с.
  16. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. – М.: «Класс», 1994. – 144 с.
  17. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Метод. Пособие.- СПб., 1993.
  18. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. – СПб.: Речь, 2002. – 192с.
  19. Общая психодиагностика./ Под ред. А.А.Бодалева, В. В.Столина.- М.,2002.
  20. Петровская Л. А.: Теоретические и методологические проблемы СПТ – М.: МГУ, 1982.
  21. Психологическая помощь и консультирование / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: «Дидактика плюс», 1999. – 352 с.
  22. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 1991. – 303 с.
  23. Рудестам Кьелл: Групповая психотерапия – М.,2005.
  24. Сидоренко Е. В.: Психодраматический и нидерективный подходы в групповой работе с людьми – СПб., 1992.
  25. Санни Стаут Управленческий тренинг. – СПб., 2003.
  26. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
  27. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие. – М., 2002.
  28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.