ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

П Р О Г Р А М М А

 

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

для студентов по специальности 020400 «Психология»

Москва 2004

 

Программа учебно-ознакомительной практики студентов подготовлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности 020400 «Психология», утвержденным приказом Минобразования России от 02.03.2000 №686, письмом Минобразования России № 14-55-484 ин/15 от 03.08.2000 г. «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», Уставом университета.

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры общей психологии

протокол № от 2004 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Учебно-ознакомительная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, в процессе которой студент знакомится с основами профессиональной деятельности специалиста – практического психолога, основами профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность практического психолога, или профессионализм, характеризуется сформированностью единого ком­плекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инва­риантов.

Знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности пси­холога.

Психологические качества, профессиональные позиции и акмеологические инва­рианты предстают в качестве субъ­ектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. В числе общих и специфических акмеологических инвари­антов, определяющих продвижение психолога к вершинам про­фессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, лич­ностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные каче­ства и индивидуальные особенности.

Отличительные особенности профессиональной компе­тентности практического психолога:

• цели и задачи профессиональной деятель­ности практического психолога, обусловленные социальным заказом обще­ства и его институтов, — оптимальная реализация потенци­альных возможностей человека как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;

49 стр., 24256 слов

Отчет о прохождении учебной практики студента

... по практике. По всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, студент имеет право обращаться к администрации колледжа, руководителю практики, преподавателям, вносить предложения по организации данного вида практики. ... 3]. В том же году был открыт тысячный магазин «Пятерочка». Особенности отрасли «Пятёрочка» - крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома», широко популярная ...

• полифункциональность профессионального тру­да практического психолога — сочетание многообразия задач;

• актуаль­ность творческого подхода, адекватного общепринятым нор­мам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике — в связи с недостаточной регламентированностью социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы про­фессиональной деятельности, взаимоотношений с различны­ми субъектами труда и жизни;

• конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностя­ми и действиями практического психолога;

• интегративный характер процесса и результатов профессио­нальной деятельности, складывающийся на основе эффек­тивного использования многих технологий (исследовательско-диагностических, конструктно-проектировочных, формирующе-развивающих, коррекционно-терапевтических, коммуникативных, аналитико-оценочных и других);

• творческий характер профессиональной деятельности, бази­рующийся на знании психологической сути процессов и яв­лений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, лич­ной инициативе и широкой профессиональной коммуника­бельности;

• поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей, которые реализуются комплексно и полифунк­ционально при обязательном непосредственном сопряжении с конкретным человеком, коллективом, их отношениями и взаимосвязями.

Учебно-ознакомительная практиканаправлена на ознакомление с различными направлениями в работе психолога, а также на формирование представлений о работе психолога и предполагает достижение следующих целей:

§ формирование профессиональной позиции практического психолога образования и социальной сферы;

§ освоение профессиональной этики;

§ знакомство с конкретными условиями профессиональной деятельности практического психолога;

§ овладение технологиями диагностической, профилактической, коммуникативной, формирующе-развивающей, коррекционной деятельности и др.

Задачи учебно-ознакомительной практики:

· знакомство с практическим опытом деятельности специалистов-психологов в детском саду, школе, вузе или в других образовательных учреждениях, в психологических центрах, центрах социальной защиты и т.п.;

· формирование культуры самоорганизации деятельности практического психолога;

· развитие у студентов-практикантов интереса к деятельности психолога, научно-исследовательской работе в области психологии развития и возрастной психологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

Продолжительность практики в соответствии с учебным планом составляет 3 календарные недели.

Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и индивидуальный план практики студента (Приложение 1).

Учебно-ознакомительная практика проводится в образовательных учреждениях дошкольного, среднего и высшего уровня профессионального образования, в психолого-медико-педагогических центрах, центрах помощи подросткам, семьям, в центрах социальной защиты населения и других организациях, ориентированных на оказание психологической помощи, поддержки, сопровождения развития людей разного возраста.

1 стр., 490 слов

Специфика учебно-ознакомительной практики

... анализ продуктов деятельности и др.). Привести примеры. 6. Знакомство с целями, задачами и основными направлениями работы практического психолога: психодиагностическим, консультативным, ... различными сторонами работы психолога-практика студентам предоставляется возможность пройти учебно-ознакомительную практику в учреждениях и организациях различного профиля (образовательных, медицинских, юридических ...

Практика организуется и согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.

Практика в образовательных и социальных учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.

Ответственным за организацию учебно-ознакомительной практики студентов является декан. Непосредственное руководство практикой осуществляет кафедральный руководитель практики. Руководитель (руководители) практики планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:

· устанавливает состав студентов, проходящих практику; составляет план-график проведения практики;

· определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по местам практики;

· подготавливает и проводит организационные собрания студентов, направляемых на практику;

· помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания заданий;

· контролирует прохождение практики;

· консультирует студентов при подготовке к разным видам деятельности;

· присутствует при проведении работы и оценивает качество;

· составляет общий отчет по итогам производственной практики.

Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, учебно-ознакомительную практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются программа практики, сроки и место проведения практики, согласованные с руководителем практики, результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.

Студенты, направляемые на учебно-ознакомительную практику, имеют право:

· получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;

· получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;

· пройти в принимающей организации инструктаж обо всех правилах работы и этики профессионального общения, необходимых для исполнения практикантом;

· получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

Студенты, направляемые на производственную практику, обязаны:

· явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;

· детально ознакомиться с программой практики;

· своевременно прибыть на место прохождения практики;

· соблюдать режим и правила работы учреждения, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;

· своевременно подготовить отчет по практике.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЕ:

 

1. Каждый студент должен составить индивидуальный план практики, включающий, по возможности, такие виды деятельности: организационно-методическую, исследовательско — аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветитель­скую, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда — применительно к конкретным условиям учреждения, в котором психологической работы, проделанной студентом в течение практики">студент проходит практику.

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

... Форма отчета студентов по педагогической практике Цели и задачи студента на период педагогической практики. Анализ основных направлений деятельности студентов в период педагогической практики: 1. Анализ подготовительной работы студента к педагогической практике. 2. ...

2. Реализовать индивидуальный план и программу практики как решение конкретных задач, тесно увязанных с потребностями проблемной ситуации учреждения, в котором студент проходит практику.

3. Составить отчет о прохождении практики,отметив степень реализованности программы: знания, умения и навыки, профессиональные качества и позиции, которые были востребованы и укреплены; трудности, возникшие в процессе прохождения практики.

 

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ:

 

К основным на­правлениям профессиональной деятельности практического психолога можно отнести организационно-методическую, исследовательско-аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветитель­скую работу, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда.

Организационно-методическая работа психолога включает в себя все уровни планирования его труда, а также подготови­тельную и непосредственную деятельность по аспектам социаль­но-психологического сопровождения. В рамках этого направле­ния также решаются задачи обучения должностных лиц исполь­зованию в своей практике знаний из области психологии, подготовки психологического актива к эффективным действи­ям; психологического консультирования и просвещения клиен­тов.

Исследовательско-аналитическая работа предусматривает, с одной стороны, разработку концептуальных подходов к изуче­нию социально-психологических явлений, аналитическую рабо­ту с получаемой информацией, адаптацию психодиагностиче­ских методик к условиям реальной практики, а также участие в НИР. С другой стороны, она предполагает поиск тенденции и закономерностей в существующих социально-психологических явлениях. Центральное место здесь занимает психодиагностиче­ская работа, состоящая в выявлении психологических характе­ристик клиентов, их отношений и взаимосвязей.

Психотерапевтическое воздействиеобеспечивает целенаправленное изменение необходимых свойств и качеств объекта воздействия. Оно заключается в комплексном вербальном и невербальном воздействии на суждения, эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы клиента — человека, коллектива, семьи, а также в создании комфортных усло­вий для их продуктивного труда и жизни.

Здесь выделяются такие компоненты, как психопрофилактика, психокоррекция, психо­логическая реабилитация, психогигиена. Психопрофилакти­ка — превентивная деятельность по предотвращению нежела­тельных проявлений в психике клиента. Психокоррекция—целе­направленное воздействие с целью изменения, укрепления или формирования необходимых психологических качеств и coстояний. Психологическая реабилитация — система мероприятий психологического, педагогического, социального плана, на­правленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний личностного и со­циального статуса. Психогигиена—работа психолога по созда­нию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходи­мых психических функций и состояний клиента.

Для определения специфических особенностей этих направлений важно выделять среди них основные, которые актуализируются практическим психологом и реализуются в процессе его профес­сиональной деятельности.

Психологическое консультирование и просвещение.Консультирование — это работа психолога, носящая рекоменда­тельный характер, базирующийся на совместном с клиентом вы­явлении причин и недостатков существующих состояний. Просвещение реализуется в контексте повседневной жизнедея­тельности и в виде целевых мер. Оно направлено на повышение психологической культуры клиента.

Совершенствование профессиональной компетентности и условий труда психолога— это его самостоятельная работа продвижению к вершинам профессиональной компетентности.

Госкомитет по народному образованию определил, что статус психолога образовательных учреждений утверждается региональным городским или районным центром психологической службы в соответствующем положении, уставе, кодексе и т.п. В них вполне определенно сформулированы задачи, права и обязанности практических психологов.

В число основных задач, как правило, включают:

• содействие государственным, общественным, предпринима­тельским, коммерческим и иным структурам в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;

• социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов в соответствии с социальными целями и жизненны­ми стратегиями;

• оказание реальной помощи клиенту и выработку рекоменда­ций для самостоятельного решения им различных психологи­ческих проблем;

• ведение пропаганды психолого-педагогических знаний и со­вершенствование психологической культуры;

• оптимизацию системы психологической работы и повыше­ние собственной профессиональной компетентности.

Учебно-ознакомительная практика предусматривает ознакомление каждым студентом с содержанием всех направлений работы психолога, всех указанных направлениях деятельности.

ОТЧЕТ ОБ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Практика оценивается руководителем практики на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой и индивидуальным планом (Приложения 1, 2, 3).

Оценка по практике («дифференцированный зачет») заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию или социальное пособие в соответствующем семестре.

Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично в свободное от учебы время. Студент, не выполнивший без уважительной причины требования программы практики или получивший оценку «неудовлетворительно», может быть отчислен из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1983.

2. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. ‑ М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.

4. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1993.

5. Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1998.

7. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.

8. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. ‑ М., 1988.

9. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз / Под ред. И.Б. Котовой. Ростов на Дону, 1991.

10. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Деркача. М., 1996.

11. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности/ Под ред. Деркача А.А. М., 1996.

12. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. ‑ М., 1995.

14. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

15. Справочная книга школьного психолога

 

 

 

Приложение 1

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИКИ

 

N Наименование направлений и видов деятельности Кол-во часов
   
   
   

 

Приложение 2

 

ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

Дата Направление и вид деятельности (с указанием конкретных задач) Комментарии (объем проведенной работы, трудности и т.п.)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Заключение: анализ деятельности в рамках прохождения практики, указание позитивных и негативных аспектов практики, трудностей и проблем.

Приложение 3

 

 

Справка о прохождении практики

 

 

Место прохождения практики_____________________________________

 

 

Сроки прохождения практики с _______по__________________________

 

Выполнил

 

 

Студент группы подпись

 

 

Проверил

 

 

Руководитель практики от кафедры

(должность, ученое звание) подпись

 

 

Руководитель практики от организации

(должность) подпись

 

Оценка_________________ ²____²______________2004 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Цели и задачи учебно-ознакомительной практики  
2.Организация практики  
3.Содержание практики  
4.Отчет о практике  
Приложения  

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

П Р О Г Р А М М А

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

по специальности 020400 «Психология»

Москва 2004

 

Программа педагогической практики студентов подготовлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности 020400 «Психология», квалификации «Психолог. Преподаватель психологии», утвержденным приказом Минобразования России от 02.03.2000 №686, письмом Минобразования России № 14-55-484 ин/15 от 03.08.2000 г. «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», Уставом университета.

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры общей психологии

протокол № от 2004 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Продолжительность педагогической практики в соответствии с учебным планом составляет 5 календарных недель.

Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и индивидуальный план практики студента (Приложение 1).

Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях высшего и среднего уровня профессионального образования, в общеобразовательных школах.

Как правило, педагогическая практика проводится в индивидуальном порядке. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.

Практика в образовательных учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.

Ответственным за организацию педагогической практики студентов является декан. Организационное обеспечение педагогической практики осуществляется руководителем (руководителями) педагогической практики.

Непосредственное руководство практикой осуществляет кафедральный руководитель педагогической практики. Руководитель (руководители) педагогической практики планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:

· устанавливает состав студентов кафедры, проходящих практику; составляет план-график проведения практики;

· определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по местам практики;

· подготавливает и проводит организационные собрания студентов, направляемых на практику;

· помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания учебных занятий;

· контролирует прохождение практики;

· осуществляет содержательную и методическую помощь студентам в решении основных задач;

· консультирует студентов при подготовке к занятиям, проверяет и утверждает их планы и конспекты;

· присутствует на занятиях и оценивает качество их проведения;

· составляет общий отчет по итогам педагогической практики.

Студенты очно — заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, педагогическую практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются программа практики, сроки и место проведения практики, согласованные с руководителем практики, результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.

Студентам, имеющим стаж педагогической работы по профилю подготовки не менее одного года, по решению кафедры на основе аттестации может быть зачтена педагогическая практика по профилю специальности.

Студенты, направляемые на педагогическую практику, имеют право:

· получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;

· получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;

· пройти в принимающей организации инструктаж обо всех необходимых для исполнения практикантом правилах работы и этики профессионального общения;

· получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

Студенты, направляемые на педагогическую практику, обязаны:

· явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;

· детально ознакомиться с программой практики;

· своевременно прибыть на место прохождения практики;

· соблюдать режим и правила работы образовательного учреждения, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;

· своевременно подготовить отчет по практике.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика предусматривает выполнение каждым студентом системы из 4 практических взаимосвязанных заданий. Они представляют собой своего рода этапы развернутой методической и психологической подготовки к проведению аудиторного занятия со студентами, его проведение, анализ и контроль его результативности.

Разработка и проведение аудиторных занятий (лекционных или практических) является этапом практической реализации ранее изученных дидактических положений и закономерностей при организации конкретного учебного процесса. Предусматривается решение студентом следующих задач:

· обоснование необходимости занятий того или иного вида (лекционных, практических) по курсу, разделу, теме, определение и формулировка их целей;

· определение методических задач, решаемых накаждом этапе занятий;

· выбор и обоснование целесообразных способов изложения материала, технических средств обучения, способов и приемов управления познавательной деятельностью учащихся.

Выполнение каждого задания производится в письменном виде и представляется руководителю практики.

 

Практическое задание № 1.

 

«Принципы построения учебной темы

по психологии»

 

ЗАДАНИЕ:

Подготовить разработку одной из тем психологической дисциплины (по выбору и по согласованию с руководителем практики) по следующему плану:

 

1. Название темы

2. Аудитория (для кого запланирована данная тема)

3. Цель изучения темы

4. Методические задачи

5. Сколько часов рекомендовано на изучение выбранной темы

6. Виды аудиторных занятий по данной теме

7. Внеаудиторная учебная работа

8. Название тем из данной дисциплины и ранее изученных, на содержании которых базируется изучение материала выбранной темы

9. Название тем из данной и последующих учебных дисциплин, изучение которых базируется на содержании выбранной темы

10. Список литературы для подготовки преподавателя по данной теме

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ:

 

Обратить особое внимание на формулировку названия темы. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать предполагаемое содержание и обязательно привлекать внимание слушателей.

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Формулирование целей отвечает на вопрос, для чего учить: какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) в учебной или будущей профессиональной деятельности должен уметь решать студент с помощью получен­ных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п. Формулируя цели того или иного учебного занятия нужно помнить, что они делятся на педагогические и дидактические. Формулировка педагогической цели должна включать перечень личностных свойств и качеств учащихся, которые предполагается актуализировать, развивать или формировать на лекционном занятии. Формулировка дидактической цели должна включать перечень требований к качеству усвоения учащимися содержания учебного материала.

Определяя методические задачи, которые необходимо решить на занятии, следует иметь в виду, что к ним относятся задачи типа: создание ориентировки в содержании учебного материала и мотивации на учебную работу; раскрытие фундаментальных положений содержания, трудных для понимания и усвоения обучаемыми; организация закрепления усвоенного материала на основе показа связей между элементами знаний, установленных в психологии.

Тема должна быть включена в учебный курс, установлены внутрипредметные и межпредметные связи заявленной темы

 

Практическое задание № 2.

 

«Отбор и построение содержания учебной темы

(на примере лекционного занятия)»

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Разработать сложный план лекции.

2. Составить список дидактических единиц выбранной темы.

3. Обозначить логические связи между дидактическими единицами, соединяя их в дидактические блоки.

4. Указать предполагаемые способы изложения содержания лекционного материала (догматический, объяснительно-иллюстративный, проблемный или

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ:

 

Необходимость лекционных занятий по теме, разделу или курсу может быть вызвана: сложностью и отсутствием необходимых методических материалов, в связи с чем усвоение содержания учебной информации затруднено; наличием спорных концепций и различающихся подходов в учебных пособиях; необходимостью личного эмоционального воздействия на учащихся при усвоении содержания учебной информации, когда требуется не только информировать, но и убеждать.

Выбирая вид лекционного занятия, следует иметь в виду, что лекции могут быть вводными, тематическими и обзорно-заключительными:

* вводная лекция направлена на ориентировку обучаемых в содержании учебного материала и способах работы с ним;

* тематическая лекции направлена на рассмотрение сути и содержания сложных изучаемых объектов (понятие объект имеет здесь обобщенный смысл: предмет, явления, процессы, способы деятельности);

* обзорно-заключительная лекция направлена на систематизацию и обобщение усвоенной ранее информации.

При составлении списка дидактических единиц по выбранной темы необходимо включить в содержание обучения следующее:

* основные термины и понятия, необходимые для усвоения положений психологии;

* научные факты, законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений, рассматриваемых в данной теме необходимые для усвоения законов психологии;

* знания об объектах и предметах данной темы, методах познания и истории ее развития.

В каждой лекции существуют внутренние системные связи между ее разделами, представляющими дидактические блоки. В каждом блоке заключено несколько дидактических единиц (явление, закон, факт и т.д.), объединенных по различным логическим принципам: принципу индукции, дедукции, аналогии, концентрическому, ступенчатому, историческому или др.).

Дидактические единицы, в свою очередь, могут быть расчленены на графы (наименьшие единицы информации), степень сложности которых зависит от уровня понимания и трудности материала. Через графы реализуется принцип понятности.

Выбор и обоснование целесообразных способов изложения содержания лекции необходимо осуществлять, руководствуясь следующим:

* догматический способ изложения используется тогда, когда постулируются правила или алгоритмы какой-либо деятельности, сообщается справочная литература;

* объяснительно-иллюстративный способ изложения предполагает раскрытие сути содержания учебного материала с привлечением доказательств, сравнений и с параллельным использованием средств наглядности;

* способ проблемного изложения целесообразен, когда возникает необходимость в показе затруднений при формулировании или разрешении научной или практической проблемы.

Необходимо определить требуемое сочетание методов обучения и последовательность их применения. Для этого необходимо проанализировать каждую смысловую часть изучаемого материала (учебные элементы) и определить соответствующие ей методы обучения.

Выбор необходимых средств обучения должен диктоваться возможностью их ограниченного включения в способ изложения информации (в систему управления познавательной деятельностью учащихся).

Практическое задание № 3.

 

«Лекция как метод преподавания психологии»

ЗАДАНИЕ:

1. Провести лекционное занятие по избранной теме.

2. Проанализировать качество проведенного лекционного занятия.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ:

При проведении лекции учтите узловые момен­ты, которые также могут составить основу для анализа и оценивания прочитанной лекции:

Содержание лекции

· Научность, соответствие совре­менному уровню развития науки.

· Идейная направлен­ность — отбор содержания излагаемого материала; специ­альное выделение мировоззренческих идей; наличие ме­тодологических вопросов, правильная их трактовка; со­поставление концепций.

· Акти­визация мышления, проблемность — проблемное начало лекций, выдвижение проблемных вопросов и противоречий по ходу лекции; ознакомление с историей научного поиска; показ различных концепций и точек зрения; выдвижение проблем для самостоятельного ис­следования.

· Связь с жизнью, показ практической значимости областей применения на практике.

· Соотношение содер­жания учебника и лекции— излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы; да­ется ли задание самостоятельно проработать часть ма­териала по учебнику и т. д.

· Указание на связь с преды­дущими лекциями и с последующими темами или раз­делами курса (внутрипредметные связи).

· Указание на связь с другими курсами (межпредметные связи).

Методика чтения лекций

· Четкая структура лекции и логика изложения — наличие плана, строгое следова­ние ему, отклонение от плана и т. п.

· Сообщение лите­ратуры к теме— в начале лекции, по ее ходу или в конце; дается обязательная и дополнительная литера­тура или только обязательная; оценка правильности вы­бора рекомендованной литературы и т. п.

· Доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий.

· До­казательность и аргументированность.

· Выделение глав­ных мыслей и выводов.

· Использование приемов закреп­ления — повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения и т. п.; подведение итогов в конце рассмотре­ния каждого вопроса, в конце всей лекции и т. п.

· Ис­пользование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО).

· Применение лектором опорных мате­риалов при чтении лекции — текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов

· Требование вести запись и контроль за выполнением этого требования.

· Обучение студентов методике ведения записей, оказание им помощи в этом — изменение темпа, медленный темп при выделении материала, подлежащего записыванию, паузы для записи, вычерчивания графиков и т. п.

· Просмотр конспектов лекций — во время, после лек­ции, на семинарских или практических занятиях.

· Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания.

· Разрешение задавать вопросы лектору — в процессе лекции, после лекции, в письменной форме, устно и т. п.

Лекторские данные

· Знание предмета.

· Идейная убежденность.

· Эмоциональность.

· Голос, дикция.

· Яс­ность, правильность речи.

· Внешний вид.

· Умение дер­жаться перед аудиторией.

· Умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.

Результаты лекции

* Информационная ценность лек­ции.

* Воспитательное воздействие.

* Достижение дидакти­ческих целей.

 

Практическое задание № 4.

 

«Контроль усвоения психологических знаний»

 

ЗАДАНИЕ:

 

Разработать систему заданий для проверки результатов обучения студентов по избранной теме:

· определить необходимые формы;

· обозначить цели;

· сформулировать контрольные вопросы (в том числе, тестового характера), темы выступлений, рефератов;

· разработать задачи.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ:

В целом систему контроля образуют устный опрос, письменные контрольные работы, ре­фераты, проектные задания, коллоквиумы, семинары, экзамены, заче­ты и т.п., а также самоконтроль студентов.

Конкретное применение того или иного метода и формы контроля зависит от многих факторов: от цели, содержания, методов, характера обучения, времени и места, состава учебных групп.

Выделяют три основные взаимосвя­занные функции педагогического контроля: диагностическая, обучающая, воспитательная.Различные методы и формы контроля используются для активизации работы по усвоению учебного мате­риала, для формирования у студентов творческого отношения к занятиям, активного стремления развивать свои способности, они дисциплинируют, организуют и направляют дея­тельность студентов.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ. Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования

Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, в процессе которой студент овладевает основами профессиональной деятельности специалиста – практического психолога, основами профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность практического психолога, или профессионализм, характеризуется сформированностью единого ком­плекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инва­риантов.

Знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности пси­холога.

Психологические качества, профессиональные позиции и акмеологические инва­рианты предстают в качестве субъ­ектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. В числе общих и специфических акмеологических инвари­антов, определяющих продвижение психолога к вершинам про­фессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, лич­ностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные каче­ства и индивидуальные особенности.

Отличительные особенности профессиональной компе­тентности практического психолога:

• цели и задачи профессиональной деятель­ности практического психолога, обусловленные социальным заказом обще­ства и его институтов, — оптимальная реализация потенци­альных возможностей человека, как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;

• полифункциональность профессионального тру­да практического психолога — сочетание многообразия задач;

• актуаль­ность творческого подхода, адекватного общепринятым нор­мам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике — в связи с недостаточной регламентированностью социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы про­фессиональной деятельности, взаимоотношений с различны­ми субъектами труда и жизни;

• конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностя­ми и действиями практического психолога;

• интегративный характер процесса и результатов профессио­нальной деятельности, складывающийся на основе эффек­тивного использования многих технологий (исследовательско-диагностических, конструктно-проектировочных, формирующе-развивающих, коррекционно-терапевтических, коммуникативных, аналитико-оценочных и других);

• творческий характер профессиональной деятельности, бази­рующийся на знании психологической сути процессов и яв­лений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, лич­ной инициативе и широкой профессиональной коммуника­бельности;

• поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей, которые реализуются комплексно и полифунк­ционально при обязательном непосредственном сопряжении с конкретным человеком, коллективом, их отношениями и взаимосвязями.

Производственная практиканаправлена на овладение знаниями, навыками и умениями пси­холога, а также на формирование отношения к деятельности и индивидуального почерка и предполагает достижение следующих целей:

§ закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

§ освоение студентами системного подхода к постановке задач профессиональной деятельности;

§ формирование профессиональной позиции практического психолога образования и социальной сферы;

§ освоение профессиональной этики;

§ знакомство с конкретными условиями профессиональной деятельности практического психолога;

§ овладение технологиями диагностической, профилактической, коммуникативной, формирующее — развивающей, коррекционной деятельности и др.

Задачи производственной практики:

· знакомство с практическим опытом деятельности специалистов-психологов в детском саду, школе, вузе или в других образовательных учреждениях, в психологических центрах, центрах социальной защиты и т.п.;

· знакомство с методами психологического консультирования;

· формирование культуры самоорганизации деятельности практического психолога;

· самостоятельное решение различных типов профессиональных задач (диагностических, тренинговых, коррекционных, аналитически-оценочных и др.);

· овладение способами и средствами профессиональной коммуникации со специалистами других профилей и клиентами и социальными объектами его деятельности (детьми разного возраста, подростками, родителями, людьми, переживающими кризисные состояния и т.п.);

· овладение необходимыми навыками практической работы психолога в системе образования, методами психологического анализа урока;

· развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области психологии развития и возрастной психологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Продолжительность практики в соответствии с учебным планом составляет 5 календарных недель.

Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и индивидуальный план практики студента (Приложение 1).

Производственная практика проводится в образовательных учреждениях дошкольного, среднего и высшего уровня профессионального образования, в психолого-медико-педагогических центрах, центрах помощи подросткам, семьям, в центрах социальной защиты населения и других организациях, ориентированных на оказание психологической помощи, поддержки, сопровождения развития людей разного возраста.

Как правило, производственная практика проводится в индивидуальном порядке. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.

Практика в образовательных и социальных учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.

Ответственным за организацию производственной практики студентов является декан. Непосредственное руководство практикой осуществляет кафедральный руководитель производственной практики (по специализации). Руководитель (руководители) производственной практики планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:

· устанавливает состав студентов специализации, проходящих практику; составляет план-график проведения практики;

· определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по местам практики;

· подготавливает и проводит организационные собрания студентов, направляемых на практику;

· помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания заданий;

· контролирует прохождение практики;

· осуществляет содержательную и методическую помощь студентам в решении основных задач;

· консультирует студентов при подготовке к разным видам деятельности;

· присутствует при проведении работы и оценивает качество;

· составляет общий отчет по итогам производственной практики.

Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, производственную практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются программа практики, сроки и место проведения практики, согласованные с руководителем практики, результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.

Студенты, направляемые на производственную практику, имеют право:

· получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;

· получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;

· пройти в принимающей организации инструктаж обо всех правилах работы и этики профессионального общения, необходимых для исполнения практикантом;

· получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

Студенты, направляемые на производственную практику, обязаны:

· явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;

· детально ознакомиться с программой практики;

· своевременно прибыть на место прохождения практики;

· соблюдать режим и правила работы учреждения, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;

· своевременно подготовить отчет по практике.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЕ:

 

4. Каждый студент должен составить индивидуальный план практики, включающий, по возможности, такие виды деятельности: организационно-методическую, исследовательско — аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветитель­скую, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда — применительно к конкретным условиям учреждения, в котором студент проходит практику.

5. Реализовать индивидуальный план и программу практики как решение конкретных задач, тесно увязанных с потребностями проблемной ситуации учреждения, в котором студент проходит практику.

6. Составить отчет о прохождении практики,отметив степень реализованности программы: знания, умения и навыки, профессиональные качества и позиции, которые были востребованы и укреплены; трудности, возникшие в процессе прохождения практики.

 

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ:

 

К основным на­правлениям профессиональной деятельности практического психолога можно отнести организационно-методическую, исследовательско — аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветитель­скую работу, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда.

Организационно-методическая работа психолога включает в себя все уровни планирования его труда, а также подготови­тельную и непосредственную деятельность по аспектам социаль­но-психологического сопровождения. В рамках этого направле­ния также решаются задачи обучения должностных лиц исполь­зованию в своей практике знаний из области психологии, подготовки психологического актива к эффективным действи­ям; психологического консультирования и просвещения клиен­тов.

Исследовательско-аналитическая работа предусматривает, с одной стороны, разработку концептуальных подходов к изуче­нию социально-психологических явлений, аналитическую рабо­ту с получаемой информацией, адаптацию психодиагностиче­ских методик к условиям реальной практики, а также участие в НИР. С другой стороны, она предполагает поиск тенденции и закономерностей в существующих социально-психологических явлениях. Центральное место здесь занимает психодиагностиче­ская работа, состоящая в выявлении психологических характе­ристик клиентов, их отношений и взаимосвязей.

Психотерапевтическое воздействиеобеспечивает целенаправленное изменение необходимых свойств и качеств объекта воздействия. Оно заключается в комплексном вербальном и невербальном воздействии на суждения, эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы клиента — человека, коллектива, семьи, а также в создании комфортных усло­вий для их продуктивного труда и жизни.

Здесь выделяются такие компоненты, как психопрофилактика, психокоррекция, психо­логическая реабилитация, психогигиена. Психопрофилакти­ка — превентивная деятельность по предотвращению нежела­тельных проявлений в психике клиента. Психокоррекция—целе­направленное воздействие с целью изменения, укрепления или формирования необходимых психологических качеств и coстояний. Психологическая реабилитация — система мероприятий психологического, педагогического, социального плана, на­правленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний личностного и со­циального статуса. Психогигиена—работа психолога по созда­нию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходи­мых психических функций и состояний клиента.

Для определения специфических особенностей этих направлений важно выделять среди них основные, которые актуализируются практическим психологом и реализуются в процессе его профес­сиональной деятельности.

Психологическое консультирование и просвещение.Кон­сультирование — это работа психолога, носящая рекоменда­тельный характер, базирующийся на совместном с клиентом вы­явлении причин и недостатков существующих состояний. Просвещение реализуется в контексте повседневной жизнедея­тельности и в виде целевых мер. Оно направлено на повышение психологической культуры клиента.

Совершенствование профессиональной компетентности и условий труда психолога— это его самостоятельная работа продвижению к вершинам профессиональной компетентности.

Госкомитет по народному образованию определил, что статус психолога образовательных учреждений утверждается региональным городским или районным центром психологической службы в соответствующем положении, уставе, кодексе и т.п. В них вполне определенно сформулированы задачи, права и обязанности практических психологов.

В число основных задач, как правило, включают:

• выявление психического ресурса, здоровья и психологиче­ских характеристик клиентов (конкретного человека, семьи, коллектива);

• изучение психологических трудностей, механизмов их про­явления в жизни и деятельности социальных субъектов, а так­же всестороннюю помощь в преодолении их воздействия и устранении причин, условий и факторов таких трудностей;

• содействие государственным, общественным, предпринима­тельским, коммерческим и иным структурам в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;

• социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов в соответствии с социальными целями и жизненны­ми стратегиями;

• оказание реальной помощи клиенту и выработку рекоменда­ций для самостоятельного решения им различных психологи­ческих проблем;

• ведение пропаганды психолого-педагогических знаний и со­вершенствование психологической культуры;

• оптимизацию системы психологической работы и повыше­ние собственной профессиональной компетентности.

Производственная практика предусматривает осознанное последовательное решение каждым студентом системы профессиональных задач, представленных во всех указанных направлениях деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Продолжительность практики в соответствии с учебным планом составляет 2 календарные недели.

Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и индивидуальный план практики студента (Приложение 1).

Преддипломная практика проводится в психолого – медико — педагогических центрах, центрах помощи подросткам, семьям, в центрах социальной защиты населения, образовательных учреждениях дошкольного, среднего и высшего уровня профессионального образования и других организациях, ориентированных на оказание психологической помощи, поддержки, сопровождения развития людей разного возраста.

Как правило, преддипломная практика проводится в индивидуальном порядке. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.

Практика в образовательных и социальных учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.

Ответственным за организацию производственной практики студентов является декан. Руководителями практики назначаются, как правило, руководители квалификационной (дипломной) работы и утверждаются на заседании кафедры из состава ее преподавателей и научных сотрудников. Они отвечают за организацию и проведение практики студента.

Руководитель преддипломной практики планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:

· помогает студенту в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания деятельности;

· контролирует прохождение практики;

· осуществляет содержательную и методическую помощь студенту в решении основных задач;

· консультирует студента при подготовке к разным видам деятельности;

· присутствует при проведении работы и оценивает качество;

· принимает и оценивает отчет по итогам преддипломной практики.

Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, преддипломную практику также проходят в индивидуальном порядке. В отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются программа практики, сроки и место проведения практики, согласованные с руководителем практики, результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.

Студенты, направляемые на преддипломную практику, имеют право:

· получать от руководителя практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;

· получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;

· пройти в принимающей организации инструктаж обо всех правилах работы и этики профессионального общения, необходимых для исполнения практикантом;

· получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

Студенты, направляемые на преддипломную практику, обязаны:

· ознакомиться с целями и задачами практики, составить индивидуальную программу практики;

· своевременно прибыть на место прохождения практики;

· соблюдать режим и правила работы учреждения, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;

· своевременно подготовить отчет по практике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЕ:

 

21. Каждый студент должен составить индивидуальный план и программу практикив соответствии с целями и задачами собственной итоговой квалификационной работы и применительно к конкретным условиям учреждения, в котором студент проходит практику.

22. Реализовать индивидуальный план и программу практики как решение конкретных организационно-методических, обзорных, исследовательско — аналитических, эмпирических задач.

23. Составить отчет о прохождении практики. Отчет по преддипломной практике составляется студентом в соответствии со стандартом МГСУ на оформление курсовых и дипломных работ и дополнительными указаниями руководителя практики.