Чем отличается профессиональный психолог от непрофессионала.

Профессиональная деятельность психолога образования.

 

План лекции:

· Определение профессиональной деятельности.

· Основные понятия профессиональной деятельности.

· Основные характеристики профессиональной деятельности.

· Отличие профессионального психолога от непрофессионального психолога (дилетанта)

 

Литература:

· Вачков И. В. Гриншпун И. В. Пряжников Н. С. «Введение в профессию психолог» (Москва — Воронеж 2003)

· Климов Е. А. «Психология проф. самоопределения» (Москва 2004)

 

Определение профессиональной деятельности.

 

Психика человека и его сознания зарождаются и проявляются в различных формах активности человека.

Деятельность — форма активности чел-ка, регулируемая сознательной целью.

Трудовая деятельность отличается от других видов деятельности (игровой, учебной и так далее) тем, что это продуктивный вид деятельности (ее результатом является какой-то продукт, имеющий ценность для самого человека, для других людей и общества в целом).

Понятие «продукт» при характеристике деятельности имеет широкое значение (материальные ценности и услуги — тоже относятся к понятию «продукт»).

 

Определение: трудовая деятельность — это продуктивная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей и производства товаров и услуг (для других людей и общества в целом). Например: уборка территории, посадка деревьев, ремонт помещений, продажа пирожков или картошки, продажа билетов и так далее).

 

Понятие профессиональная деятельности более узкое в отличие от трудовой деятельности. Профессиональная деятельность — форма трудовой деятельности, но не всякая трудовая деятельность является профессиональной деятельностью.

4 стр., 1566 слов

Итак, для чего людям нужны психологи?

Нужен ли мне психолог? Здравствуйте, дорогие друзья! На создание этой статьи меня вдохновили наши маленькие дискуссии на стене группы о предназначении психологов, степени доверия людей к ним и мои личные наблюдения на эту тему за время пребывания в психологической профессии. Основным результатом моих наблюдений является одно интересное заключение: при большом интересе и желании обращаться за ...

 

Определение: профессиональная деятельность (профессия) — вид трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, подтвержденной документом государственного образца и являющийся источником существования.

 

Основные понятия профессиональной деятельности.

 

Определение: специальность — конкретная ограниченная в следствии разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, позволяющие ему получать взамен затраченного труда средства для существования и развития. Любая профессиональная деятельность предполагает специализацию определенной области.

Определение: должность (трудовой пост) — объективно существующая система прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности в конкретной организации.

 

 

Основные характеристики профессиональной деятельности.

 

1. Ограниченный должностными обязанностями вид труда.

2. Труд, требующий специальной подготовки, подтвержденный документом государственного образца и постоянной переподготовки.

3. Труд, выполняемый за вознаграждение.

4. Продуктивный общественно-полезный труд.

5. Труд, дающий человеку определенный статус в обществе.

 

Чем отличается профессиональный психолог от непрофессионала.

 

1. Наличие теоретической базы у профессионала: систематизированных и обобщенных знаний о природе психики, о сущности и закономерностях психических явлений.

2. Использование специальных профессиональных средств (методики), эффективность которых подтверждена исследованиями. Психолог-непрофессионал чаще всего использует непроверенные, сомнительные методики, поэтому рекомендации его так же сомнительны.

3. Психолог-профессионал обладает специальными профессиональными приемами (напр. способы установления эмоционального контакта, способы управления аудиторией, навыки и технологии работы с научной информацией).

13 стр., 6326 слов

Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха

... деятельности по приспособлению к новым для них условиям обучения в вузе в период социальной адаптации студентов с нарушениями слуха в условиях вуза: на каждом занятии каждый студент ... обучения и профессионального становления людей с нарушениями слуха Существует много определений адаптации, как в общем понятии, так и на различных уровнях. В ...

4. Особая ответственность психолога-профессионала за результаты своей деятельности.

5. Наличие у профессионального психолога профессионального диплома (документа государственного образца).

6. Следование профессиональной этике.

7. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию.

8. Развитая профессиональная гигиена труда.

 

Лекция 2.
Психология обучения в вузе.

 

План лекции:

· Значение высшего образования в жизни общества

· Психологические особенности студенческого возраста

· Этапы профессионального обучения в ВУЗе

· Психологическая адаптация студентов в ВУЗе

 

Вачков «Ведение в профессию психолог», Зеер «Психология профессионального развития», Кузнецова И. В. Поваренков Ю. П. «Профессиональное развитие студентов педагогического ВУЗа».

 

Адаптация студентов в ВУЗе.

 

Впервые в 17 в. французский натуралист Бюффон высказал идею о том, что основой выживания является приспособление организма к изменениям окружающей среды.

Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине 18 в. введение его в научный оборот связывают с именем немецкого физика Ауберта, который использовал его для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, которая проявлялась в повышении или понижении порога чувствительности в ответ на действия раздражителя.

Позже понятие адаптации перешло в область гуманитарных наук, вчастности в психологию и социологию и использовалось для описания явлений, касающихся освоения человеком природной и социальной среды.

«Адаптация» переводится как «приспособление» и в наиболее общем виде определяется:

8 стр., 3544 слов

Психология 41

Ощущение – психич.процесс отражения отдельных предметов (признаков предметов) и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Бывает: Проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве, или рецепторы в мышцах) Экстроцептивные (рецепторы на поверхности тела, или доводят информацию из внешнего мира) Интероцептивные (внутр.процессы органов, или рецепторы внутр.органов) Уровни ...

Определение: Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям среды.

Существуют разные концепции и определения адаптации, в зависимости от того в какой сфере адаптация исследуется.

Адаптация студентов к вузу представляет собой процесс приспособления к особенностям вузовского обучения и специфике выбранной профессии в ходе учебного процесса. При этом идет приспособление не только к условиям вуза, новым формам и организации обучения, но и к новым нормам и функциям будущей профессии.

Успешная адаптация к обучению в вузе – условие успешной адаптации к профессиональной деятельности.

Структура адаптации студентов к обучению в вузе:

1. Социальная адаптация – приспособление к новым социальным условиям, новому типу и формам отношений (с однокурсниками, преподавателями, администрацией, родителями и друзьями), новым правилам поведения, новому уровню ответственности, новой социальной роли.

2. Психологическая адаптация – приспособление познавательных процессов к новым условиям усвоения информации (перестройка памяти, мышления, внимания, речи и т.д.).

3. Деятельностная адаптация – приспособление к новым способам учебной деятельности и новым условиям организации обучения.

4. Физиологическая (психофизиологическая) адаптация – приспособление к новому режиму жизни и деятельности, новым физическим и умственным нагрузкаб, новым бытовым условиям.

Критерии адаптации:

Объективные критерии – нормативные характеристики успешности деятельности студентов: академическая успеваемость, общественная активность, научная активность, состояние здоровья.

Субъективные критерии – уровень удовлетворенности (деятельностью, коллективом, ситуацией и т.п.) и эмоционального комфорта; стремление к совершенствованию и достижениям; желание самореализации.

Факторы, определяющие успешность адаптации:

Объективные факторы – это специфические условия конкретного вуза и факультета; предшествующая подготовка и уровень готовности к обучению в вузе; возраст; бытовые условия; состояние здоровья.

Субъективные условия — факторы, которые определяются особенностями личности студента: мотивация учебной деятельности, социальная позиция, ценности и установки, особенности темперамента и эмоциональной сферы и др.

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» - Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время ...

 

Лекция 3.
Психология образования. Наука и сфера практической деятельности.

Психология образования. Наука и сфера практической деятельности.

 

План лекции:

· Определение психологии образования

· Структура психологии образования

· Методологические принципы психологии образования

· Связь психологии образования с другими науками

 

Определение психологии образования.

 

Понятие появилось в науке и практике сравнительно недавно (конец 80-х начало 90-х прошлого века).

Это понятие имеет сейчас официальный статус и определен 2 моментами: в 1993 году была организована федерация психологов образования России; открытие профилей подготовки психологов образования в соответствии с федеральным государственным стандартом ВПО, был принят в 2010 году.

До понятия психология образования использовалось понятие педагогическая психология. Педагогическая психология — отрасль психологии. В середине 19 века выделилась.

Педагогическая психология — наука, изучающая механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе (И. А. Зимняя).

Понятие психология образования шире понятия педагогической психологии.

Психология образования занимается проблемы, которые выходят за пределы образовательно процесса.

Образование — социальный институт, одна из важнейших подструктур общества. Образование представлено в жизни общества в трех планах: образование как система (образовательная система); образование как процесс (образовательный процесс); образование как результат — индивидуальный или коллективный (образованность).

 

Образование как система:

 

Система учреждения образования в городе, регионе, стране и в мире в целом.

Кроме того, мы имеем в виду взаимосвязь уровней образования. Образование имеет ряд уровней: уровень дошкольного образования, уровень начального образования, основное общее образование, среднее профессиональное или высшее профессиональное (бакалавриат, магистратура, аспирантура), послевузовское дополнительное профессиональное образование. Основной принцип современного образования — принцип непрерывности (то есть человек учиться всю свою жизнь, с ранних лет и до конца жизни).

10 стр., 4988 слов

1. Основополагающие принципы теории рефлекторной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Отличие условных рефлексов от безусловных

Министерство образования республики Беларусь Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Институт информационных технологий Специальность Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Анатомия и физиология центральной нервной системы» Вариант 16 Выполнила студентка 1 курса группы 380971 ...

Непрерывность образования в современном обществе — важное условие успешности профессионального и личностного развития человека.

 

Образование как процесс.

 

Включает обучение и воспитание. Обучение — формирование у обучающихся разных ЗУН. Воспитание — развитие личности. Образовательный процесс — единство образования и обучение. Преподавание — деятельность педагогов. Обучение — обучающихся. Основные субъекты образовательного процесса — педагоги и обучающиеся.

 

Методологические принципы психологии образования.

 

В основе любой науки лежат методологические принципы — некие теоретические положения, которые прошли экспериментальную проверку, лежащие в основе науки и определяющие стратегию и методы научного исследования. Методология = теория + метод (эмпирическое исследование).

 

В основе психологии образования как науки лежат методологические принципы двух видов:

1. Общие психологические принципы научного исследования (те принципы, которые работают во всех отраслях психологии)

2. Специфические принципы, которые разрабатывались в психологии образования как самостоятельные отдельные науки.

 

Общепсихологические принципы.

 

· Принцип целостности (системности) психического развития. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему, в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны и при этом не просто образуют связи друг с другом, а взаимопроникают друг в друга. А. Р. Лурия — основоположник нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского, во время войны исследовал раненых с локальными ранениями головы, которые приводили к нарушениям различных функций. Эти исследования показали системный характер психики человека. Л. С. Выготский писал, что в развитии психики человека важнее не развитие отдельных процессов — памяти, мышления, внимания, а их взаимосвязь.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая психология. Часть 1. Н.Новгород: нф мгэи, 2002)

1. Развитие психики в филогенезе На проблему возникновения психики существует несколько точек зрения. Так, например, в отношении критериев психического в науке имеется ряд весьма разнообразных подходов, среди которых: идея панпсихизма, т.е. признание психики всеобщим свойством как живой, так и неживой материи; идея биопсихизма, наделяющая психикой все живые существа; идея нейропсихизма, признающая ...

· Принцип единства психики и деятельности. Был сформулирован С. Л. Рубинштейном. Означает, что психика человека зарождается проявляется и развивается в деятельности. Вне деятельности психики не существует, поэтому изучать развивать и корректировать психику нужно в конкретных видах деятельности. Наиболее существенное изменение психики происходит на основе ведущего для данного возрастного этапа вида деятельности.

· Принцип объективности психологического исследования.Базируется на предыдущем принципе, вытекает из него. Психика идеальна, но она объективируется в результатах деятельности, которые материальны и могут быть измерены. Измеряя результаты деятельности, мы можем делать вывод о развитии психики и индивидуальных особенностях.

· Принцип детерминизма или причинной обусловленности психических явлений.Любое психическое явление обусловлено действием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяют психику человека и ее развитие (отношения окружающих, социальное положение в обществе, бытовые условия, политическая ситуация в стране).

Внутренние факторы — касается свойств и качеств человека (особенности нервной системы человека и строение, работа головного мозга, соматическое здоровье, развитие других свойств и качеств, развитие самооценки — развитие мышления, внимания).

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Внешние факторы оказывают влияние на психику преломляясь через внутренние факторы. Внешний фактор, может быть одинаков, и оказать разное влияние на психику. Вывод: проводя психологическое исследование, обязательно нужно максимально полно анализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие психики.

· Принцип генетический.Генезис (развитие).

Генетический принцип — исследование психики в развитии.

· Принцип связи психологического исследования с практикой. Любое психологическое исследование имеет смысл только тогда, когда имеет выход на практику, нужны рекомендации.

· Принцип индивидуального подхода. Исследуя общие закономерности психического развития, необходимо видеть за ними конкретного человека и учитывать индивидуальные проявления этого психического явления в конкретных условиях.

 

Специфические принципы:

 

· Гуманистический принцип. Основным субъектом образования являются учащиеся. Цель образования — формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе освоения социокультурного опыта предшествующих поколений и назначение образования как социального института.

· Принцип компетентностного подхода. Новое, что появилось в системе образования и то, что определяет перестройку. Цель: формирование у обучающихся опыта самостоятельного решения различного вида задач в профессиональной деятельности и обыденной жизни.

Определение:компетенция — способность и готовность применять знания умения и личностные качества для успешного решения задач в деятельности в определенной области.

· Принцип непрерывности образования.То новое, что появилось в системе образования в последние годы. В современном обществе человек учится всю жизнь — от рождения и до конца. Включенность в разные формы образования (официальные, самообразование) основное требование для успешности индивида.

 

Связь психологии образования с другими разделами психологии:

 

1. Связь с общей психологией. Общие сведения о фактах, закономерностях и механизмах психики.

2. Связь с возрастной психологией. Особенности развития человека на разных возрастных этапах. Разрабатывается периодизация возрастного развития.

3. Связь с социальной психологией — наука о поведении и деятельности людей, включенных в различные социальные группы.

4. Связь с психологией развития. Исследует закономерности жизненного пути человека, механизмы его, развитие психики человека на протяжении всей его жизни, а также факторы и условия личностного благополучия человека.

5. Связь с педагогической психологией.

6. Связь с прикладными областями психологии. Психологическое консультирование, психолого-педагогическая коррекция, психологическая служба в образовании, математическая статистика в психологии и другие.

7. Другие науки о человеке (не психологическими).

С педагогикой, с менеджментом в образовании, с дефектологией (психологические особенности детей с отклонениями в развитии), с клинической психологией детей-подростков (психология людей с соматическими и психическими заболеваниями), связь с профессиональной этикой, с юридическими дисциплинами, с этнологией.

 

 

Лекция 4.
История и основные этапы развития психологии образования.

«Практическая психология образования» под редакцией Дубровина.

 

Практические исследования возрастных и индивидуальных возможностей детей в обучении.

 

В середине 19 века возник круг проблем, которые требовали включения психолога. Большой процент детей, поступающих в школу не осваивали школьной программы. Возник вопрос: «Почему?». Психологи, включаясь в эту проблему, говорят: «надо менять программу обучения, подстраиваясь под индивидуальные особенности учащихся». Активно исследовалась проблема утомления. Как обучение влияет на развитие ребенка, насколько посильно. Готовность ребенка к систематическому школьному обучению. Есть развития к уровню готовности девочек и мальчиков, разных слоев, разный уровень готовности у детей городских и сельских. Сделали вывод о том, что необходима специальная подготовка к школе, нужна систематичность. Эта проблема широко обсуждалась. Как, что сделать. Начали создаваться специальные методики на диагностику индивидуальных особенностей учащихся. Цель: оценка уровня готовности детей к школе. Маштабные исследования. Карл Ланге 1979 год опросил 500 городских и 300 деревенских детей. Стенли Холл 1880 году в Бостоне опросил 200 детей и разработал стандартизированный опросник оценки круга представления детей, поступающих в школу, уровень готовности к школе. Вывод: обязательное обследование всех детей перед школой. В России этим занимались Павлов, Кистяковский.

Вторая проблема — дифференциация детей в зависимости от уровня умственного развития и способности к обучению. Идея о том, что дети различаются по развитию, их надо дифференцировать до начала школьного обучения на группы и обучать по разным программам. Альфред Бине (в начале 19 века разработал методику «метрические шкалы бине-симона» 1905 год — 1 редакция, 1908, 1911 она не очень удачна), Вильям Штерн.

Выготский настаивал на том, что ребенок в процессе обучения развивается и может повысить свой iq.

 

Психология образования выделилась как самостоятельная во второй половине 19 века. Тогда названия были разные: и педагогическая психология, и экспериментальная педагогика, и практическая педагогика. Этому способствовало введение всеобщего начального образования во всех развитых странах (США, России, в Европе).

Первая страна, которая шла впереди — Германия.

 

Возникла потребность теоретического обоснования на результате обследований. Получили много фактов, это надо было обобщить. Благодаря Стэнли Холлу возникла Педология — наука о развивающемся, растущем человеке, охватывающая все его социально биологические особенности (Арямов 1928 год).

Выготский, Блонский, Басов, Фортунатова и другие. Педологию закрыли, в связи с недовольством руководителей стран, а ее сторонники были репрессированы.

 

С 1936 года был запрет на психологические исследования, слово «тест» был запрещен.

 

Темы семинара

· Техники и методики эффективного запоминания

· Техники и методики развития логического мышления

· Техники и методики развития коммуникативной компетентности (общение со сверстниками, со студентами на факультете, дома)

· Техника быстрого чтения

 

 

Техники и методики эффективного запоминания.

Способы улучшения памяти:

 

1. Постоянно учить что-то новое (танец, язык и так далее)

2. Необходимо высыпаться

3. Занятия спортом (бег повышает приток крови к мозгу, плавание также предотвращает ухудшение памяти).

4. Правильное питание (зеленый чай — суперпродукт, улучшающий память, орехи, океанская рыба, оливковое масло, горький шоколад, яйца, помидоры, черника, апельсиновый сок, особенно с утра).

5. Играть (шахматы, судаку, кубик Рубика)

 

Приемы для лучшего запоминания информации:

 

· Думать, любая информация должна быть осмысленна и оценена. Делать конспекты.

· Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Осознайте, чем полезна будет вам данная информация.

· К предстоящей работе с материалом надо готовиться. Предварительно прочитать на эту тему что-либо популярное, посмотреть фильм обсудить с друзьями.

· Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени.

· Не следует учить друг за другом похожие предметы.

· Повторять. (после прочтения, через полчаса, через день, через 2-3 недели).

· Необходимо бороться с забывчивостью.