1. Общебиологический подход к проблеме происхождения человека

Антропология. Вопросы к экзамену

1. Общебиологический подход к проблеме происхождения человека.

2. Антропология как наука, этапы развития, связь с другими науками

3. Сравнительно-морфологические основы антропогенеза.

4. Место человека в зоологической систематике

5. Человек как примат, биологические особенности приматов

6. Философский и антропологический подходы в проблеме критериев человека.

7 Пределы адаптивности генетики человека

7. Эволюционный процесс и тупиковые пути развития

8. Геологическое время и вопросы происхождения человека

9. Гоминидная триада как исходная форма эволюции гоминид

10. Специфика развития адаптивных способностей человека.

11. Проблема определения абсолютного геологического возраста человека и его предков

12. Археологическое деление четвертичного периода

13. Понятие био-социальной природы Homo sapiens.

14. Современные методы определения родства человека и животных.

15. .Динамика первобытного стада

16. Виды австралопитековых.

17. Переходные формы от австралопитеков к виду Homo

18. Неандертальцы и мустьерская культура.

19. Кроманьонцы.

20. Преодоление основных биологических и социальных противоречий в антропогенезе.

21. Гипотеза моноцентризма.

22. Гипотеза полицентризма.

23. Гипотезы о географии возникновения Homo

24. Многообразие и единство вида Homo sapiens

25. Экологические закономерности расообразования (правила Бергмана, Аллена и др.)

26. Процесс расообразования

27. Приспособительный характер расовой изменчивости, очаги расообразования

28. Роль генетики в понимании вопросов расоэтногенеза

29. Акселерация. Гипотезы о причинах акселерации.

30. Роль мясной пищи в антропогенезе.

31. Биологическая эволюция и тип отношений между полами.

32. Биологические предпосылки развития социальных качеств человека.

6 стр., 2767 слов

Человек как предмет педагогической антропологии 3

... благодаря Ч. Дарвину лишь в середине XIXв. Свои представления о человеке его развитии, изучающей науки-антропологии Ч Дарвин изложил в различных публикациях прежде всего в основном труде ... понятие отражает как природные, так и социальные качества человека. Второе понятие отражает не всю совокупность его социальных, биологических и психологических качеств, а наиболее существенные, устойчивые связи, ...

33. Роль искусства в эволюции человека.

34. Развитие искусства в антропогенезе.

35. Особенности развития психики кроманьонца

36. Особенности архаического мышления.

37. Шаманизм как выражение первобытной культуры.

38. Внутривидовой отбор и проблема агрессивности.

39. Проблема происхождения трудовой деятельности.

40. Проблема происхождения речи.

41. Основные этапы развития речи и языка

42. Концепция Выготского о происхождении сознания.

43. Проблема происхождения сознания.

44. Скорости эволюции в антропогенезе

45. Биологические предпосылки социальных качеств человека.

46. Формы половых отношений как регулятор выживания

47. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека.

48. Интеллект кроманьонца и происхождение цивилизации

49. Проблема неотении и эволюция человека

50. Проблема происхождения альтруизма

Часть 2 курса «Общая психология»: Познавательная сфера психики.

1. Ощущения: определение, классификации, характеристики.

2. Анализатор — физиологическая основа ощущений. Взаимодействие ощущений (анализаторов).

3. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

4. Психофизика ощущений и измерение чувствительности. Сенсорные пороги.

5. Психофизические законы.

6. Характеристика зрительных образов.

7. Характеристика слуховых образов.

8. Восприятие: определение, характеристики, виды.

9. Восприятие пространства, времени и движения.

10. Теории и механизмы восприятия.

11. Восприятие и научение.

12. Восприятие и деятельность.

13. Основные свойства перцептивных образов.

14. Константность и предметность восприятия.

15. Иллюзии восприятия.

16. Стереотипы восприятия.

17. Психология восприятия цвета.

18. Гештальт-психология о свойствах восприятия.

19. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

20. Апперцепция. Индивидуальные особенности восприятия.

21. Научение в восприятии.

22. Представления и их место в структуре познавательных процессов.

23. Образы памяти-представления. Ассоциации.

24. Память как высшая психическая функция и сквозной психический процесс.

25. Память и научение.

26. Мнемические процессы (запоминание, хранение, забывание, воспроизведение).

13 стр., 6199 слов

Основные идеи философии Ф.Ницше

... точка мышления". Ранние сочинения и развитие философских идей Многие профессиональные философы пожимают плечами или разводят руками, или делают еще что-то в этом роде при словосочетании “философия ... ” - в отличие от прочих трех представляет скорее биографический интерес, чем философский. Но с точки зрения философии Ницше там все-таки есть один очень важный момент, который ...

27. Виды и типы памяти.

28. Индивидуальные особенности и аномалии памяти.

29. Развитие и тренировка памяти. Способы повышения эффективности запоминания.

30. Память и деятельность.

31. Внимание: сущность, функции. Теории внимания.

32. Виды внимания.

33. Характеристики внимания. Их диагностика и развитие.

34. Внимание и самоконтроль.

35. Внимание и деятельность.

36. Воображение: определение, функции. Формы проявления воображения.

37. Виды воображения. Приемы творческого воображения.

38. Мышление: сущность, определение, формы мышления.

39. Мышление как познавательный процесс: фазы и мыслительные операции.

40. Виды мышления. Характеристики и развитие понятийного мышления.

41. Понятие об интуиции.

42. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления.

43. Фило-. социо- и онтогенез мышления.

44. Мышление и интеллект

45. Интеллект и креативность.

46. Структура интеллекта.

47. Этапы творческого процесса и особенности его психической регуляции.

48. Творческое мышление и творческая личность.

49. Индивидуально-личностная детерминация мышления.

50. Речь, язык и речевая деятельность.

Примерные вопросы к экзамену по философии

1. Предмет, функции и задачи философии.

2. Сущность, структура и основные проблемы философского знания.

3. Мировоззрение: основные черты, структура и функции.

4. Исторические типы мировоззрения.

5. Основные черты философии. Философия и наука: сходство и различия.

6. Место философии в структуре гуманитарного знания и духовной жизни общества.

7. Основной принцип и основная проблематика философии Древней Индии.

8. Основные философские учения Древнего Китая.

9. Натурфилософия Древней Греции.

10. Антропология Сократа и философия Платона.

11. Философия Аристотеля.

12. Философские идеи патристики.

13. Основные проблемы схоластической философии.

14. Основной принцип и философские учения в эпоху Возрождения.

15. Основной принцип и философские учения в Новое время.

16. Основной принцип и философские учения в эпоху Просвещения.

17. Основные концепции немецкой классической философии.

18. Марксизм: история и современность.

19. Иррациональная философия периода конца19-нач. 20 веков.

20. Философское творчество Ф. Ницше.

9 стр., 4200 слов

Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления

... Философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления: + диалектика – логика – этика – культурология Первым ввел в философию ... Работы Канта «критического периода»: – «Всеобщая естественная история и теория неба» + «Критика чистого разума» + ... в русской философии XIX в.: – Аксаков + Огарев + Белинский + Герцен – Аксаков Основные направления современной западной философии: + ...

21. Основные направления рациональной философии конца 19 – середины 20 веков.

22. Основная проблематика и направления русской философской мысли.

23. Основной принцип и основная проблематика философии 20-го века.

24. Экзистенциализм в философии 20-го века.

25. Гуманизм и постмодернизм как основные идеи современной философии.

26. Становление и развитие технократической философии в 20-м веке.

27. Система философских категорий как основа философского познания.

28. Развитие диалектических идей в истории философии.

29. Проблема бытия в современной философии. Соотношение понятия бытия и субстанции в истории философии.

30. Понятие материи в истории философии. Свойства и закономерности материального мира.

31. Виды картин мира и их соотношение в сознании человека.

32. Проблема сознания в истории философии и науки.

33. Современные представления о сущности и свойствах сознания.

34. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке. Самосознание и рефлексия как основы формирования личности.

35. Мышление: его свойства и характеристика.

36. Сущность и уровни познания. Границы и возможности познания.

37. Виды познавательной деятельности. Вера и знание в истории философии.

38. Проблема агностицизма в истории философии.

39. Философские концепции истины. Критерии научности знания.

40. Научное познание и научные революции.

41. Развитие антропологических идей в истории философии.

42. Сущность человека и смысл его существования.

43. Проблема самореализации и творчества человека в современной философии.

44. Специфика социального познания: социальные закономерности и социальные отношения.

45. Соотношения личности и общества. Проблема свободы человека.

46. Духовная жизнь общества и духовные ценности в феномене культуры: проблемы и перспективы.

47. Актуальные проблемы научно-технического прогресса.

48. Философское осмысление нравственности. Теории морали в истории философии.

49. Взаимодействие цивилизаций и глобализация современного мира.

50. Человечество на современном этапе: основные проблемы и тенденции развития.

История

  1. Понятие «история». Предмет, принципы, функции исторической науки. Основные подходы к изучению прошлого.

26. Первая русская революция (причины, ход, итоги).