Раздел 1. Мастер-класс психологического консультирования……………………6

[Введите текст]

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

Особенности работы психолога в школе…………………………………………..4

1.1. Анализ консультативной сессии специалиста (представителя базы практики)……………………………………………………………………………..6

Раздел 2. Консультативная деятельность студента-практиканта…………………9

2.1. Обоснование целей и системы методического инструментария консультативного процесса…………………………………………………………9

2.2. Протокол консультативной сессии, проведенной студентом-практикантом……………………………………………………………………….10

2.3. Рекомендации клиенту по закреплению результатов консультативного процесса……………………………………………………………………………..15

2.4. Анализ консультативной сессии, проведенной практикантом….………….15

2.5. Отзыв супервизора о консультации, проведенной практикантом…………16

Раздел 3. Групповое психологическое консультирование………………………17

3.1. Запрос школьного психолога по итогам групповой психологической диагностики…………………………………………………………………………17

3.2. Тематическая программа группового психологического тренинга ………..18

3.3. Рекомендации педагогам по закреплению результатов тренинговой программы…………………………………………………………………………..25

3.4. Протокол проведения одного занятия из тренинговой программы………..25

3.5. Анализ одного занятия из тренинговой программы…………………………28

Раздел 4. Отзывы……………………………………………………………………29

4.1. Отзыв специалиста-представителя базы практики о работе студента-практиканта…………………………………………………………………………29

4.2. Отзывы студента о прохождении практики………………………………….30

Заключение………………………………………………………………………….32

Литература…………………………………………………………………………

Введение

Психолого-консультативная практика проходила на базе МОУ СОШ №68

Основными целями практики были:

— развитие деятельных способностей, профессиональных умений и навыков в области психологического консультирования (индивидуального и группового);

5 стр., 2285 слов

Место практики в структуре образовательной программы

... том числе технологическая практика, педагогическая практика); научно-исследовательская работа (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); клиническая практика, исполнительская практика, творческая практика. Способы проведения практики: стационарная; выездная; выездная ...

— формирование соответствующих компетентных предметных и теоретико-практических действий как инструментов осуществления консультативной деятельности психолога;

— формирование и развитие исследовательской позиции психолога;

— развитие способностей психолога-экспериментатора;

— развитие умений планировать и реализовывать экспериментальный замысел (процедуру эмпирического исследования);

-развитие способности к содержательному обобщению, интерпретационных умений психолога-исследователя.

— развитие профессиональной компетентности психолога.

Особенности работы психолога в школе

Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются: диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа.

Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа — это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.

Рассмотрим основные методы работы психолога в школе:

Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка).

Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение).

8 стр., 3961 слов

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Развитие познавательной ...

... к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество ... формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них, ребенок получает ... обучению». Цель работы: разработать программу психологической помощи ребенку в период подготовки к школе. Задача работы: 1)Проанализировать ...

Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.

В данном учреждении работает психолог Иващенко Лидия Тимофеевна, психолог высшей категории. Она была моим руководителем учебно-ознакомительной практики.

Раздел 1. Мастер-класс психологического консультирования

1.1. Анализ консультативной сессии

(Специалиста базы практики)

Данные психологического обследования:

1. Алексей

2. 10 лет, 4-ый класс,

3.Дата консультации: 17 ноября 2010 года.

4. Феноменология.

Запрос поступил от классного руководителя.

Данные от педагогов: Плохая успеваемость в школе, неусидчивый слишком возбуждённый, неуравновешенный ребёнок.

Данные полученные от родителей: Они сами не понимают, почему он плохо учится, ничего конкретного они сказать не смогли.

Наблюдение и беседа с ребёнком: Во время беседы Алексей был общителен. Из беседы удалось узнать: живёт с папой и мамой , есть сестра – 18 лет и брат – 15 лет. Живёт в 3-х комнатной квартире, в одной комнате с сестрой. Любит больше маму. Из детства помнит только то, что нравилось ходить в детский сад. В будущем хочет стать водителем. К школе относится нормально, учиться нравится, любимый предмет математика. Дружит с мальчиками ровесниками, занимается футболом. Из страхов – боится темноты. Вредные привычки отрицает. Наблюдая за Николаем, могу сказать, что он активный, общается легко, охотно.

Отношение ребёнка к обследованию: К обследованию Алексей относится положительно, заинтересованно.

Диагноз педагогов: Плохая успеваемость, отставание в умственном развитии.

Резюме по феноменологии. Хочу сказать, что Алексей открытый ребёнок, с ним интересно общаться. Думаю, моё обследование поможет найти к нему подход и исправить минусы в его учёбе.

2 стр., 910 слов

Леонтьев Алексей Николаевич | Биография

... в фило- и онтогенезе. Его докторская диссертация была посвящена эволюции психического в животном мире - от элементарной раздражимости у простейших до человеческого сознания. Господствовавшей в ... новый уровень их понимания. В частности, Леонтьевым была выдвинута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, гласящая, что для построения чувственных образов необходима встречная активность ...

Гипотезы:

— Алексей принадлежит к гипертимному типу, скорее всего у него темперамент холерика.

— Низкий уровень интеллектуального развития.

Обоснование каждой гипотезы: Обосновать первую гипотезу можно опираясь на рассказы учителей (неусидчивый, подвижный) и из наблюдений за Алексеем (общительный и активный).

Вторую гипотезу можно обосновать из наблюдений (плохое правописание).

Консультация:

1. Алексей

2. 10 лет.

3. 12.02.2008. 11 часов дня.

4. Кабинет психолога, спокойная обстановка.

Самочувствие хорошее.

Методика: «Несуществующее животное».

Цель: проекция личности, изучение личности.

Материал: лист бумаги, карандаш.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, назовите его несуществующим названием».

Ход обследования: выдано все необходимое, прочитана инструкция. Мальчик согласился охотно. Проблем в общении не было.

Результаты обследования: на листочке изображение животного под названием «черт».

Анализ и интерпретация результатов: Рисунок расположен ближе к верхней части листа, что говорит о высокой самооценке, недовольстве собственным положением в социуме, недостаточности признания со стороны окружающих. Голова направлена на рисующего – эгоцентризм. Лицо в виде пустого круга, глаз, носа, рта нет. Уши говорят о значимости мнения окружающих для себя. Опорная часть фигуры неосновательна – легкомысленность выводов, поверхность суждений. С корпусом ноги соединены тщательно – характер контроля за своими рассуждениями. Хвост направлен вверх – к собственным действиям относится уверенно, положительно. Количество изображенных деталей не велико, что говорит о небольшой энергии. Животное говорит нам о том, каким видит себя рисующий в мире, какое положение он занимает. Название банально, что свидетельствует не о слишком хороших интеллектуальных способностях. Алексей нарисовал в виде животного черта и назвал его просто «черт». Живет он один в лесу (как рассказал сам А.), питается мышами, насекомыми. Ни с кем не дружит. Жить в лесу очень нравится. В руке «черт» держит копье – чтобы защищать себя, от кого нужна защита, Алексей не знает.

Выводы: низкий интеллектуальный уровень, малая энергия, легкомысленность и поверхность суждений.

Раздел 2. Консультативная деятельность студента-практиканта

2.1. Обоснование целей и системы методического инструментария консультативного процесса

1. Методика «Несуществующее животное».

Цель: проекция личности.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

9 стр., 4313 слов

Дидактические игры как средство формирования умения ориентирования ...

... указания и инструкции, которыми он характеризует порядок размещения дидактического материала и его обследования, излагать приемы выполнения того или иного практического действия и т.п. - все это ...

2. Методика: «Рисунок семьи».

Цель: исследование межличностного отношения в семье.

Материал: лист бумаги, карандаш.

3. Методика: опросник Айзенка.

Цель: выявление типа темперамента, полученные результаты могут пригодиться в выборе будущей профессии.

Материал: Тестовые брошюры, лист бумаги для ответов.

2.2. Протокол консультативной сессии, проведенной студентом-практикантом

Консультация 1

Данные психологического обследования

1. Кирилл

2. 15 лет

3. Дата проведения: 24.11. 2010. 10.30 часов

4. Феноменология.

Запрос:

Поступил от классного руководителя. Но особенных жалоб или нареканий не было. Учится Кирилл не плохо, но что-то заставляет педагогов обращать внимание на параллель между учебой и поведением.

Данные, приведенные педагогами:

Учителя говорят, что учеба и его поведение никак не соответствуют друг другу, мешает другим, выступает в роли клоуна.

Данные, приведенные родителями:

Родители сказали, что мальчик учится хорошо, и что учителя придираются к нему.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Во время беседы Кирилл вел себя корректно, дисциплинированно. На вопросы отвечал четко, кратко. Выяснилось: есть старший брат, который является для него примером. Мама и отец работают. Любит маму, папу, брата. Семья дружная. К школе относится нормально, классного руководителя уважает. Относит себя к золотой середине. Класс не очень дружный. Наблюдая за Кириллом можно сказать, что общительный, легко контактируемый ребенок, может быть, чересчур импульсивный.

Отношение ребенка к обследованию:

Отнесся к обследованию сначала настороженно, а потом расслабился.

Диагноз педагогов:

Невоспитанный ребенок, не слушает учителей.

Резюме по феноменологии.

Мне кажется, что у Кирилла преобладает гипертимный тип акцентуации, думаю, что мое обследование поможет разобраться в его поведении.

Гипотезы.

— Кирилл относится к гипертимному типу, скорее всего, к холерическому темпераменту.

— Проблемы с преподавателями из-за его темперамента.

— Уровень интеллектуального развития нормальный.

Обоснование каждой гипотезы.

Первая гипотеза напрашивается сама из рассказов преподавателей о типе характера. Вторая вытекает из его поведения в классе. Третья из наблюдений и по учебе.

Консультация 2

Данные психологического обследования

1. Кирилл

2. 15 лет.

3. дата консультации 01.12. 2010 г, 10 часов.

7 стр., 3290 слов

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное ...

... педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследования. По своим задачам, целям и сфере применения ... несколько определений педагогической диагностики: это процесс анализа результатов исследования личности педагогом и выдача рекомендаций его ... ·   комплексность методик (диагностируя наблюдательность, можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия, речи, ...

4. Кабинет психолога, индивидуальное тестирование.

5. Самочувствие хорошее.

Методика «Несуществующее животное».

Цель: проекция личности.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Ход обследования: выдан лист белой бумаги, карандаши, зачитана инструкция. Проблем в контакте не было.

Результаты обследования: изобразил многоголовое животное, по три головы с каждой стороны. Назвал животное «Птерадактель».

Анализ и интерпретация результатов: лист не переворачивал. Рисунок расположен на листе слева, что говорит об отсутствии активной связи между мыслью представлением и планированием и его осуществлением. Левая сторона говорит об отрицательно окрашенных эмоциях, неуверенности, пассивности. По отношению верха, низа рисунок говорит о нормальной самооценке, довольстве собственным положением в социуме, о достаточном признании со стороны окружающих. Еле заметная тенденция к самоутверждению. Положение головы, а их сразу шесть, три с одной стороны, три с другой. Все головы направлены «фас», т.е. на себя, трактуется как сильно выраженный эгоцентризм. На всех головах уши – значит заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Рот закрыт, не сильная прорисовка губ, зачерненная говорит о тревожности, боязливости. Глаза круглые, не прорисованные, ресницы и зрачки отсутствуют. Это говорит о страхе. Ноги у животного не являются несущей конструкцией животного, в движении помогают крылья, это значит неосновательность суждений в сочетании с конфортизмом, слабая опора «на почву» в сочетании со стремлением охвата различных областей деятельности, любознательность.

У рисунка верхний и нижний контур прорисован, выражен верхний – значит это защита направленная против вышестоящих позиций, т.е. старших по возрасту, родителей, учителей. Нижний – против насмешек, боязнь осуждения.

По рисунку общая энергия – высокая, т.к. количество голов – шесть. Линия не аккуратная.

Вывод: если идентифицировать животное с существом, то получится портрет: не агрессивное, крупное, значимое, несколько инфальтильное, эмоционально неустойчивое, с большими творческими замыслами.

Название – «Птерадактель», это словообразование с латинским окончанием говорит о демонстративности собственного разума, эрудиции, знаний.

Консультация № 3

1. Кирилл

2. 15 лет.

3. дата консультации 8.12.2010, 14 часов.

4. Кабинет психолога, индивидуальное тестирование.

5. Самочувствие хорошее.

Методика: «Рисунок семьи».

Цель: исследование межличностного отношения в семье.

Материал: лист бумаги, карандаш.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы, следует лишь еще раз повторить инструкцию.

Ход обследования: выдан лист бумаги, карандаш, зачитана инструкция.

Результаты обследования: семья в полном составе, мать выделена, заштрихована.

Анализ и интерпретация результатов: в разговоре сказал, что хотел нарисовать только отца и своих братьев. Семья сплоченная, но к матери отношение выделенное. Все части тела прорисованы, умеренное декорирование (пуговицы, платье).

По последовательности мать нарисована последней, что говорит о негативном отношении к ней. Ее фигура (руки и плечи) по размерам такая, как и у мужчин, даже больше. Это тоже говорит о давлении ее на ребенка.

Выводы: выдвинутая мною гипотеза, что мать оказывает сильное давление на ребенка — подтвердилась. Мать действительно вызывает чувство страха, а на этой основе у Кирилла повышенная тревожность. В целом семейная ситуация благоприятная.

Консультация № 4

1. Кирилл

2. 15 лет.

3. Дата консультации 15. 12.2010 г. 14.00 часов

4. Кабинет психолога.

5. Самочувствие хорошее.

Методика: опросник Айзенка.

Цель: выявление типа темперамента, полученные результаты могут пригодиться в выборе будущей профессии.

Материал: Тестовые брошюры, лист бумаги для ответов.

Инструкция: «Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вашего характера и здоровья. Если Вы отвечаете на вопрос «да» поставьте знак «+», если «нет» — то «-«. Долго не задумывайтесь, здесь нет правильных и неправильных ответов».

Ход обследования: Зачитана инструкция. Кирилл стал отвечать на вопросы уверенно.

Результаты обследования: Кирилл относится к типу холериков, экстраверт.

Анализ и интерпретация результатов: Кирилл относится к типу холериков, экстраверт. Это значит, что он импульсивен, общителен, гибок в поведении, большой инициатор, социально адаптированный.

Выводы: результаты теста подтверждают выдвинутую мной гипотезу, что Кирилл холерик.

Резюме по данным обследования.

По результатам тестирования, можно сказать, что выдвинутые мною гипотезы подтверждаются. Кирилл действительно относится к холерическому темпераменту, выраженная гипертимная акцентуация характера. Интеллектуальный уровень соответствует норме. Как предполагалось, трудности в поведении связаны с темпераментом и акцентуацией. А в целом — нормальный ребенок, с нормальным развитием.

Психодиагностическое заключение.

Повышенная активность, неуравновешенность, основаны холерическим темпераментом и гипертимной акцентуацией. Хороший интеллектуальный уровень связан со стремлением быть первым, отличиться, самоутвердиться.

2.3. Рекомендации клиенту по закреплению результатов консультативного процесса

Рекомендации:

Педагогу: Воспринимать Кирилла таким, как он есть, чаще обращать внимание на него.

Родителям: Прививать чувство ответственности и уважения к старшим. Научиться правилам хорошего тона в поведении.

Ребенку: Научится уважать старших, не перебивать, уметь выслушать.

2.4. Анализ консультативной сессии, проведенной практикантом.

Выдвинутые гипотезы подтверждаются. Темперамент у Кирилла холерический, подтверждается вопросником Айзенка. Интеллектуальный уровень у него хороший. Подтверждается вопросником Айзенка, Аванса.

Отчет диагноста:

Из наблюдений и тестирования можно сделать вывод, что Кирилл общительный ребенок, хорошо контактируемый, целеустремленный, может многого добиться в жизни, у него много жизненной энергии, большой потенциал.

Трудность- легкость случая:

Случай легкий, увлекательный, поучительный.

2.5. Отзыв супервизора о консультации, проведенной практикантом

Студентка внимательно и ответственно относилась к выполняемой работе. К консультациям была готова. Вела себя сдержанно и профессионально грамотно, не нарушая этики психолога

Всю порученную работу выполняла добросовестно. Стремилась приобретать новые знания, чтобы быть ещё более полезной.

Раздел 3. Групповое психологическое консультирование

3.1. Запрос школьного психолога по итогам групповой психологической диагностики

Разработать проект коррекционно-развивающей программы опираясь на следующие принципы коррекции:

— принцип единства диагностики и коррекции;

— принцип системности коррекционных и развивающих задач;

— принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

— принцип комплексности методов коррекционного воздействия;

Программа рассчитана на один блок (эмоциональный), включающих 10 тренинговых занятий.

Тренинговые занятия проводятся продолжительностью по 100-120 минут с оптимальной периодичностью 2-3 дня; состав участников — одна группа по 32 человека.

Социокультурные условия современного общества зачастую способствуют формированию этноинтолерантности. Такие негативные тенденции социума России, как увеличение роста преступлений против личности, рост беспризорности, периодические столкновения на почве национальных, политических, конфессиональных и других разногласий, вызывают пристальное внимание к феномену толерантности, которая в современном социокультурном пространстве понимается как некий устойчивый механизм, централизующий смягчающий многочисленные разногласия, противоречия, как один из возможных путей преодоления различных форм агрессивности, напряжённости и конфликтности, различного рода экстремизма. Одним из подтверждений этого является увеличивающееся число убийств иностранных студентов и учеников школ, принадлежащих разным национальностям и вероисповеданиям.

3.2. Тематическая программа группового психологического тренинга

Программа социально- психологического тренинга развития навыков конструктивного взаимодействия для старшеклассников

Пояснительная записка

Развитие самосознания – центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана с появлением у старшеклассника новых вопросов о себе, появлением точек зрения, с которых человек себя рассматривает. Открытие своего внутреннего мира — это радостное и волнующее событие, но оно вызывает и множество тревожных, драматических переживаний. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Ориентация юноши одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Следовательно, молодые люди вместе с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой области.

Время реального регламентированного общения у старшеклассников намного превышает потребности в нем, в то же время потребность в нерегламентированном общении значительно меньше, чем реальное нерегламентированное общение. Следовательно, у старшеклассников создается атмосфера, ограничивающая развитие опыта неформального общения.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что необходимо специальное обучение коммуникативным навыкам, способствующим реализации потребности юношества в дружбе, справедливости, равенстве; нахождению способов познания себя, понимания других людей.

Наиболее эффективной формой обучения общению является социально — психологический тренинг (СПТ).

СПТ существенно облегчает и ускоряет процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, способствует форсированной оптимизации коммуникативных возможностей человека, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях, создает возможности для более полного самопознания и самоопределения.

Ключевое понятие: взаимодействие – это …:

— отношение между субъектами;

— понимание как основа конструктивного взаимодействия;

— способы и методы взаимодействия;

— процесс познания;

— адекватность выбора;

— защитные механизмы и барьеры, способы их преодоления;

— вербальная и невербальная коммуникация.

Цель тренинга: Развитие навыков эффективного взаимодействия старшеклассников через вооружение системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.

Задачи тренинга:

1. « Я» – задачи

самоисследование,

определение ответственности,

пути принятия себя.

2. «Ты» — задачи

познание другого,

определение межличностных барьеров,

способы их преодоления,

поиск конструктивных способов.

3. «Мы» — задачи

поиск общего между мной и сверстниками,

поиск общего между мной и взрослыми.

Методы работы.

Групповая дискуссия — способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, ycтранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.

Биографическая ориентация. При этом типе дискуссии группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него, остальные высказывают свое мнение относительно его проблем, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.

Тематическая ориентация. Занятие посвящается обсуждению вопросов и проблем, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может не планироваться заранее, группа сама находит проблемы и обсуждает.

Ориентация на взаимодействие. Этот тип дискуссии ориентируется на групповую динамику, на то, что происходит между членами группы, каковы их отношения и взаимные реакции. На этих дискуссиях в большей степени реализуется принцип «здесь И теперь». Так, в ходе групповой дискуссии между двумя участниками возникает личностный конфликт. Ведущий обращает на это внимание группы и предлагает проанализировать сложившуюся ситуацию.

Для активизации участников в групповой дискуссии можно .использовать процедуры типа: высказывание по кругу, метод эстафеты каждый передает слово тому, кому считает нужным, высказывание за определенный промежуток времени (например, каждому на высказывание дается 10-15 секунд) и т. д.

Ролевая игра — метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.

Игра — активатор – тренировка способа эффективного взаимодействия.

Информирование (инструктирование) – раскрытие в доступной форме психологических понятий через анализ материала, возникшего «здесь и теперь».

Основная сфера воздействия – эмоциональная

Обхват участников группы.

В данную тренинговую группу могут входить юноши и девушки в возрасте 15-17 лет. Количественный состав группы – от 7 до 12 человек. Группа должна быть разнополой. В группе могут быть знакомые люди и одноклассники, однако в группе не должно быть ребят, имеющих с другими членами затяжные, скрытые конфликты.

Режим работы группы.

Программа состоит из десяти полуторачасовых занятий, которые проводятся два раза в неделю. Таким образом, группа встречается в течение полутора месяцев.

Ожидаемый результат: получение старшеклассниками знаний и представлений о себе, о способах эффективного взаимодействия с другими, формирование умений анализировать себя и других, формирование навыков конструктивного общения.

Метод эффективности работы группы: сопоставление целей и задач с полученным результатом.

Учебно-тематический план тренинга

№ п\п

Тема

Цель

Кол-во часов

1 занятие

«Мир во мне».

выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает как положительные, какие считает недостатками, каким хочет стать и хочет ли изменяться, какие видит для этого средства, есть ли сложности в общении и как он их пытается преодолеть

1,5

2 занятие

«Мир вокруг меня»

понимание того, как человек видит другого, какие качества личности другого для него наиболее значимы и как этого относится с ценностью своих собственных — качеств, т. е. насколько адекватно человек воспринимает других людей, возникающие вокруг ситуации и мир в целом

1,5

3 занятие

«Я глазами мира».

субъект узнает, как другие люди воспринимают его, что ценят в нем больше всего, что не принимают, отвергают. На этом занятии происходит сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне», т. е. «встречаются» оценка и самооценка

1,5

4 и 5 занятия

«Встреча двух миров».

субъект включается в тесные активные взаимодействия с: другим субъектом, выявляются основные способы и приемы взаимодействия его с другими людьми, стратегия и тактика общения, способы реагирования в сложных ситуациях, конфликтоустойчивость, инициация общения, умение добиваться результата.

3

6 и 7 занятия

«Взаимодействие миров».

отработка умений психологически грамотно участвовать в дискуссии и других формах коллективного взаимодействия, на этих занятиях каждый член группы конструирует свой стиль общения, т. е. комплекс поведенческих реакций, характерных для различных видов группового общения.

3

8 занятие

«Встреча с самим собой».

уточнение и закрепление наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях, выявляются неэффективные способы реагирования каждого с целью избегания их применения в повседневной практике общения

1,5

9 занятие

«Кто есть кто?»

отработка умений анализировать и принимать свои личностные особенности и особенности других,

формирование более адекватного представления о себе и о других

1,5

10 занятие

«Заглянем в будущее».

анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, и выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний, умения и навыков в реальных жизненных ситуациях (повседневной практике).

1,5

В ходе построения занятий школьный психолог использует различные тренинговые упражнения, выстраивая логическую цепочку каждой конкретной встречи с группой. Так при построении, например, первой встречи (занятие №1) можно использовать знакомые методики «Что в имени тебе моем?», «Пассажиры», игру-активатор «Делай как я». При этом в одном случае занятия можно построить на раскрытии настоящих имен участников тренинга, в другом, используемом в нашем варианте работы, на присвоении себе другого имени, которым участник будет пользоваться в течение данного занятия и, возможно, всего тренинга.

3.3. Рекомендации педагогам по закреплению результатов тренинговой программы

В ходе построения занятий школьный психолог использует различные тренинговые упражнения, выстраивая логическую цепочку каждой конкретной встречи с группой. Так при построении, например, первой встречи (занятие №1) можно использовать знакомые методики «Что в имени тебе моем?», «Пассажиры», игру-активатор «Делай как я». При этом в одном случае занятия можно построить на раскрытии настоящих имен участников тренинга, в другом, используемом в нашем варианте работы, на присвоении себе другого имени, которым участник будет пользоваться в течение данного занятия и, возможно, всего тренинга.

3.4. Протокол проведения одного занятия из тренинговой программы

1 занятие — «Мир во мне».

Цель занятия: отработка навыка анализа, своих личностных особенностей.

Задачи:

— выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает как положительные, какие считает недостатками, каким хочет стать и хочет ли изменяться;

— формирование более адекватного представления о себе;

— отработка умений анализировать и принимать собственные личностные особенности;

Методы проведения:

Групповая дискуссия, ролевая игра, игра – активатор.

Материалы: Магнитофон, кассета с инструментальной музыкой, фломастеры, бумага писчая, ватман, булавки.

Ход занятия

1. Упражнение «Что в имени тебе моем?»

2. Время – 30 минут

3. Цель: осознание образа «Я» и формирование адекватного представления о себе через восприятие моего образа другими;

развитие умений анализировать и принимать собственные личностные особенности, через восприятия себя другими.

Ход игры:

Информация для ведущего: это занятие вполне можно проводить и в уже хорошо знакомой и дружной группе.

Вводная часть: Имена — это часть истории не только народа, но и семьи. В них отражаются верования, традиции, быт и характер людей. Соответственно, то, о чем будет идти речь на данном занятии, касается не только имен, но и отношений, традиций, преданий и многого из того, что касается истории человечества.

Ведущий предлагает участникам придумать себе имена, а также имена другим членам группы, подобные индейским. Причем имя, естественно, должно отражать какую-то важную черту характера или умение участника.

Основная часть:

Ведущий: Представьте себе, что мы оказались в индейском племени. По традиции, этого народа, каждое имя отражает какую – то важную собственную черту характера или умение. Сейчас в течение 3-5 минут Вам необходимо придумать и написать на листе бумаги свое новое имя, например, «Быстрая нога», «Острый глаз», «Утренняя заря». Это имя должны некоторое время знать только Вы.

После выполнения этой части упражнения ведущий просит участников группы придумать и записать индейское имя соседу справа, а затем внимательно посмотреть на всех и придумать индейские имена кому они захотят. На обдумывание этого задания дается еще 3 -5 минут. После этого Вы должны будете при работе в круге назвать имя соседа и обосновать выбор этого имени. Остальные участники, если они дали имя этому же участнику, они также называют имя и обосновывают. После этого участник, о котором шла речь, называет имя, которое он дал сам себе.

Ведущий задает вопросы:

— Какое из предложенных имен участнику понравилось больше всего и почему?

— Хочет ли участник после предложенных ему имен изменить свой выбор и почему?

— Какое имя участник для себя окончательно выбирает?

Процедура продолжается по кругу.

После завершения работы с последним участником предлагается для принятия нового образа «Я» и образа других всем участникам еще раз назвать себя новым именем. Затем схематически нарисовать свое новое имя на бейджике. Участник называет нарисованный элемент, после чего закрепляет бейджик на груди, т.к. дальнейшая работа будет продолжаться с новыми именами.

3.5. Анализ одного занятия из тренинговой программы

1. Учебный год 2010-2011.

2. Контингент учащихся –11-е классы.

3. Вид работы: тренинговые занятия.

4. Дата проведения: ноябрь — декабрь месяц.

В течение второй четверти 2010 учебного года в 11-х классах проводились тренинговые занятия с целью которой было снять раздражение; уменьшить травмирующее человека влияние той или иной проблемы; изменить свое отношение к самому себе, предмету, событию.

Тренинговые занятия проводились с помощью нескольких упражнений, такие как, «Игра – активатор «Делай как я», Игра – активатор «Делай как я». С помощью этих упражнений учить подростка неагрессивным формам поведения в критических, проблемных для них обстоятельствах.

Трудные, стрессовые, кризисные ситуации, в которые попадают учащиеся, в том числе в ходе учебного процесса в рамках конкретного образовательного учреждения вызывают у них много отрицательных эмоций.

Одной из важных психолого-педагогических задач состояло в том, чтобы научить ребят управлять своими чувствами, продемонстрировать учащимся конструктивную реакцию на отрицательные чувства и принимать себя таким, какой он есть со всеми достоинствами и недостатками.

Раздел 4. Отзывы

4.1. Отзыв специалиста-представителя базы практики о работе студента-практиканта

Во время практики с 8.11.2010 по 20.12.2010, студентка Амирова Альбина освоила новые методики и применила их. Научилась правильному ведению обследования, бесед. Провела консультационную диагностику школьника. Дала нужные рекомендации детям, родителям. Провела коррекционное занятие.

Изучила работу практического психолога, ознакомилась с режимом работы. Также с техническим и механическим оснащением рабочего кабинета. Изучила отчетную документацию.

Провела диагностику школьника и составила психологический портрет с заключением и рекомендациями.

Думаю, что за время практики, приобрела много практических навыков и знаний, которые сможет применить в будущей работе.

4.2. Отзывы студента о прохождении практики

Данную практику я проходила на базе МОУ СОШ №68

В начале практики мною был составлен индивидуальный план по прохождению практики.

В период прохождения практики я ознакомилась со школьным учреждением, спецификой его работы, графиком работы. Подготовила и провела консультационное занятие и коррекционное занятие. Научилась анализировать и обобщать данные научно-методической литературы, передовой педагогический опыт; теперь могу эффективно применять предлагаемые формы и приемы работы, использовать психолого-консультативные методики диагностики в профессиональной деятельности.

Могу ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой основе профессиональной деятельности; знаю цели и задачи деятельности психолога; смогу творчески применять профессиональные знания в решении задач диагностики с учетом возраста и индивидуальности при разработке исследовательского блока социально-педагогической технологии; умение разрабатывать социально-педагогические технологии, целенаправленно решающие социальные и личностные проблемы. Могу правильно организовать свой труд;

Отклонение от плана практики не было.

Практика интересна, т.к. мы сами могли в реалии увидеть и попробовать себя в деятельности психолога-консультанта.

При проведении индивидуальных и коррекционных занятий особых трудностей не возникло. Методист-консультант дала четкие цели, и задачи в каждом случае помогла с выбором диагностического и практического материала. Присутствовала на каждом занятии. Профессионально и корректно помогала в затруднительных случаях.

На данной практике приобретены следующие умения и навыки:

— Актуализировать теоретические знания, полученные в ходе изучения дисциплин профессионального цикла; применять полученные знания на практике.

— Углубила и закрепила теоретические знания и практические умения, полученные в процессе других видов практики и научилась применять эти знания на практике в работе с разными категориями клиентов.

— Включила в процесс освоения технологиями социально-педагогической диагностики.

— Научилась создавать условия для совершенствования важных профессионально-педагогических умений и навыков (коммуникативных, проектировочных, прогностических, организаторских, диагностических, аналитических), профессионально значимых личностных качеств.

Заключение

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении психолого-консультативной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно, знакомится с работой психолога-консультанта в школе. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность между собой.

Данная производственная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми школьного возраста.

Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.

Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 2000.

2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей./ Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб., 2001.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. – М., 1999

4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., 2000.

5. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М., 2001.

6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. – М., 1995.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, — М., 1999.

8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное. – М., 2001.

9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М., 1999.

10. Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб., 2001.

11. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.

12. Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 02400. – 13.«Психология»/ Редактор-составитель А.М.Айламазьян. – М., 1999. – 222 с.

14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2000. (Серия «Практикум по психологии»).

15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998.

16. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. – СПб., 2001.

17. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб., 2001.

18. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия/ Пер. с нем. – М., 2001.

19. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии. – СПб., 2001.

20. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин, — Минск, 2003.

21. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: 22.Практическое пособие/Перевод с немецкого. – М., 2001. – 256 с

23. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии»/ Отв. ред. А.М.Айламазьян: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000. – «Психология». — М., 2000.

34