117.Базовые компетенции практического психолога

  1. Базовые компетенции практического психолога. Основные коммуникативные навыки психолога в консультативно-тренинговой деятельности.

Вхождение в контакт

Использование берновских «пристроек» (РВД)

Оказание психологической поддержки

Активное слушание, задавание вопросов

Простая, понятная речь

Использование ценностных слов собеседника

Навыки самопрезентации

Проксемика (соблюдай дистанцию!)

Работа с возражениями, сопротивлением

Основные коммуникативные навыки специалиста в консультативно-тренинговой деятельности:

Работа с аудиторией — малыми и большими группами.

Методы и техники работы с группой (мотивация, управление конфликтами, работа с сопротивлением).

Организация группового обучающего процесса (формы и методы подачи материала).

Управление групповой динамикой.

Перевод сопротивления в конструктивную работу участников.

Способы позитивного решения групповых конфликтов и непредвиденных ситуаций.

Использование техник «разогрева».

Использование игровых методов и процедур на тренинговых занятиях.

Управление генерированием идей и групповым принятием решений.

Социальная и личностная компетентности тренера (коммуникативные навыки, умение интерпретировать групповые процессы, понимание поведения других людей, осознание своих сильных и слабых сторон).

Использование профессиональных ролей тренера, стилей руководства группой.

Определение темы запроса клиента: выделение проблемы и постановка задач.

Определение целей и ожиданий участников тренинга.

Эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Существуют две модели распределения ответственности между экспертом и клиентом за плодотворность выбранного решения: или эксперт в большей степени ответствен на первых шагах решения проблемы, а клиент — на последующей фазе; или (в случае, более предпочитаемом клиентом), как отмечает X. Хорнс-тейн, клиент стремится обеспечить равное включение и ответственность с экспертом на всех стадиях решения проблемы. Продукт деятельности эксперта — как и во всякой экспертизе — заключение.

12 стр., 5765 слов

Перечень психодиагностических методик и тестовых проб, рекомендованных ...

... М.: Институт психологии и педагогики, 1997 2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994. 3. Бизюк А.П. Компендиум методов ... - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. 2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994. Вербально-логический компонент познавательной деятельности 1. ...

Консультант в отличие от эксперта может быть приглашен не для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематического «курирования» какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем. Роль консультанта варьирует в зависимости от сферы его деятельности: консультирует ли он человека, который в свою очередь должен работать с людьми (например, руководителя, врача, педагога) или он консультирует отдельных граждан, которым нужна индивидуальная помощь в решении каких-то их личных проблем. По сравнению с экспертом консультант, особенно во втором случае, осуществляет еще более непосредственное вмешательство в дела клиента, что требует от него в еще большей степени не только специальных навыков, но и личностных особенностей. При выполнении роли и эксперта, и консультанта обозначены, таким образом, две возможности: проектирование каких-то ситуаций в организации или помощь конкретному лицу.

Обучающий, как правило, — человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга. Тренинг как активное социально- психологическое воздействие — самая сложная часть практической психологии. В широком смысле слова всякий тренинг — это обучение. В зависимости от того, с кем и с какой целью осуществляется тренинг, в нем выделяются различные виды. В качестве примера можно привести перцептивно-ориентированный тренинг (Петровская, 1987), цель которого — развитие компетентности в общении, и тренинг делового общения, содержание которого раскрывается уже в самом названии (Жуков, 1988).

Тренинг использует различные формы, в том числе ролевую игру и групповую дискуссию (Богомолова, 1977).

ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА (добавление)

Позиция, ролевое кольцо, учитель, эксперт, консультант, нейтральность психолога

Уяснение психологом-практиком собственной позиции при взаимодействии с другими участниками тех или иных акций — одна из важнейших задач, и она должна непременно решаться в процессе организации собственной активности. Неопределенность и нечет­кость решения будут создавать массу проблем, отвлекая внимание и ресурсы от выполнения непосредственной работы с клиентами и заказчиками.

1. Взаимодействие лиц. Ролевое кольцо

Первым шагом является определение круга лиц (заинтересованных сторон), вовлеченных в процесс. В наи­простейшем случае этих лиц всего два: психолог и его клиент. Однако и в этой, на первый взгляд незамыс­ловатой, ситуации положение дел несколько сложнее, чем кажется, во всяком случае, ролевая структура ситуации включает в себя более широкий ролевой репертуар по той причине, что каждый из двух участников может исполнять несколько ролей. Составить ролевой список во всей его полноте вряд ли когда-либо удастся. Однако ключевые роли можно 6 первом приближении обозначить. Такими ролями будут: Клиент, Заказчик, Спонсор, Посредник, Подрядчик и Исполнитель. Все вместе они составляют ролевую цепочку, или ролевое кольцо (см. рис. 1)

17 стр., 8063 слов

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на ...

... проблеме. 2. Изучить психические особенности подросткового возраста 3. Рассмотреть основные направления и формы психологической работы с подростками. 4. Изучить особенности организации социально-психологического тренинга ... состояний и формирование устойчивой положительной самооценки. Как отмечает Л.Ф. Анн, психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для ...

Рис 1. Ролевое кольцо

пример: организация подготовки кандидатов в депутаты к выступлениям по телевидению. Клиенты — кандидаты. Заказчик — руководство предвыборного блока. Спонсор — фонд блока партий. Посредники — те, кто предоставляет информацию об институциях или лицах, готовых выполнить заказ. Подрядчик — некий центр коммуникативной подготовки. Исполнители — группа тренеров.

Клиент — это тот, у кого есть проблема. Заказчик — лицо, осознающее эту проблему и принимающее на себя ответственность за ее разрешение. Спонсор финан­сирует расходы. Посредник информирует Заказчика о тех, кто может помочь в решении проблемы. Подрядчик принимает на себя ответственность за выбор конкретных средств, а Исполнитель применяет эти средства*.

Непосредственно взаимодействуют между собой Клиент и Исполнитель, но в системе распределения ответственности главными фигурами являются Заказчик и Подрядчик. Исполнитель отвечает за качество и сроки выполнения работы перед Подрядчиком. Этот элемент системы распределения ответственности в принципе не должен быть проблематичным, ибо предполагается, что существуют некоторые профессиональные стандарты, известные как Исполнителю, так и Подрядчику. Подрядчик, в свою очередь, отвечает перед Заказчиком. И здесь оценка эффективности также базируется на профессиональных стандартах. Однако Заказчик, как правило, имеет весьма смутное представление о профессиональных стандартах качества и нечеткое представление о стоимости задействованных ресурсов. Некоторую необходимую информацию Заказчик может почерпнуть, у Посредника, но доказательства соответствия выполняемой работы стандартам качест ва должен предоставлять Подрядчик. Заказчик же отвечает как перед Клиентом, так и перед Спонсором. Соответственно, проблема успешности рассматривается в двух планах: как проблема эффекта и проблема эффективности —успешности разрешения проблем Клиента и рациональ­ности расходования средств Спонсора. Казалось бы, что это исключительно проблема Заказчика, но, поскольку Заказчик на стадии заключения контракта хочет получить определенные гарантии, то и Посреднику и Подрядчику трудно уклониться от участия в облегчении бремени проблем, которые возложены на Заказчика.

2. Позиции психолога-практика при работе с клиентом

Уже в процессе, но в особенности после заключения всех и всяческих контрактов, основной для практического психолога задачей становится установление оснований для работы непосредственно с Клиентом. Эти основания могут различаться в зависимости от характера проблем клиента, временных рамок, ресурсных возможностей обеих сторон и многого другого. Есть, однако, укорененные в культуре образцы или стандарты, к которым тяготеют все эмпирически устанавливаемые формы взаимоотношений психолога с клиентом. В этих устоявшихся в данной культуре формах положение психолога-практика обозначается как позиция Эксперта, Учителя или Консультанта.

3 стр., 1123 слов

Использование работы эксперта в аудиторском заключении

... использовать результаты работы эксперта; Компетентность и объективность эксперта; Объем работы эксперта; Оценку работы эксперта; Необходимость ссылки на эксперта в аудиторском заключении. Основой теоретической базой для РГЗ №1 станут рекомендации по использованию работы эксперта в МСА 620 «Использование работы эксперта». В РГЗ № 2 ...

Следует с самого начала оговориться» что наличие именно этих трех позиций вовсе не является специ­фической особенностью работы именно психолога, скорее, это особенность работы любого специалиста-практика. К примеру, руководитель некоторой организации стремится издавать приказы и распоряжения на литературном языке, не обладая достаточной для этого языковой компетент­ностью. В этом случае он может использовать знания и опыт профессионального филолога трояким образом: во-первых, поручив филологу оценку подготовленных приказов и распоряжений с точки зрения их соответствия языковым нормам; во-вторых, взяв у филолога необходимое количество уроков до того, как непосредственно приступить к подготовке текстов, и, в-третьих, в процессе создания текста обращаться за советами к специалисту или включить его в этот процесс каким-либо другим способом. В этом раскладе позициями филолога будут, соответственно, позиции Эксперта, Учителя и Консультанта.

Эксперт вступает в дело тогда, когда нечто уже свершено (произошло событие, разработан проект, создан образец продукции) и необходимо как-то квалифицировать это свершившееся, дать прогноз и оценить последствия.

Эксперт — носитель специальных и специализирован­ных знаний и опыта. Поэтому от эксперта ждут заключений в пределах приписываемой ему компетенции. Из этого следует, что авторитетность экспертных суждений зависит от: 1) связи, усматриваемой между объектом экспертизы и отраслью знаний, которую представляет Эксперт; 2) авторитетности самой отрасли знания; 3) формальных атрибутов самого Эксперта (наличие степеней и званий, занимаемая должность и др.); 4) того специфического доверия, которое возникает в ходе контактов Заказчика и Эксперта.

Положение дел в практической социальной психологии таково, что важнейшим для наделения экспертного суждения атрибутом авторитетности выступает как раз последний момент, обусловленный мотивами, подчас весьма далекими от рациональных. Действительно, хотя мало людей сомневаются в важности той роли, которую социально-психологические явления и механизмы играют в жизни общества, авторитет самой дисциплины недостаточно высок, а, кроме того, «всяк сам себе психолог» и чувствует себя вправе оспаривать мнение профессионала, если оно не согласуется с его опытом. Недостаточно высокая репутация научной дисциплины снижает доверие и к таким символам квалификации, как степени и звания, тем более, что последние связаны скорее с успехами в разработке теорий и постановке экс­периментов, чем с достижениями в прикладных областях. Поэтому авторитетность экспертных заключений в области практической социальной психологии покоится на таком зыбком фундаменте, как впечатления клиентов и заказчиков от личных контактов с психологом. Сколь ни казалось бы это прискорбным, сетования на это обстоятельство малопродуктивны, и поэтому не следует жалеть усилий для установления деловых и доверительных отношений с партнерами, даже если основания этих отношений представляются иррациональными.

Второе следствие специализированности знаний — использование клиентами и заказчиками отдельных экспертных заключений в комплексе с другими, ибо реальные проблемы часто, если не всегда, должны подвергаться многостороннему анализу, что не обеспе­чивается дисциплинарным знанием. Данное обстоятельство порождает проблему согласования различных и разно-плановых экспертных заключений. В случае, когда Заказчик не берет эту проблему на себя, она ложится на плечи самих Экспертов. Формирование комплексного экспертного заключения осложняется не только недостаточной проработкой междисциплинарных связей. Дисциплинарная амбициозность нередко сопровождается личностной, что на эмпирическом уровне различается с большим трудом и не без ошибок. И неудивительно, что Заказчик стремится не только оставить за собой право окончательного «диагноза», но и нередко берет на себя роль арбитра в споре между специалистами, представ­ляющими различные ареалы знания.

11 стр., 5138 слов

Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами

... эффективности групповой психокоррекционной работы психолога с клиентами. Объектом является групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами. Предмет: условия, определяющие эффективность групповой психокоррекционной работы психолога в работе с клиентами. Цель реферативной работы конкретизируется в ...

Ответственность Эксперта за качество экспертного заключения и полная и ограниченная. Ограниченность означает то, что эксперт отвечает за обоснованность заключения, его соответствие существующему уровню знаний в данной предметной области, но вовсе не за эффективность решений, принятых на основе экспертных суждений. Однако, несмотря на всю ограниченность зоны ответственности, позиция Эксперта не выражена в поговорке: «Пете-петуху лишь бы прокукарекать — а там хоть и не рассветай!» Эксперт отвечает не только за содержание, но и за форму своих экспертных заключений. Форма должна придавать заключениям действенность -действенность в том смысле, что суждения Эксперта должны с неизбежностью склонять яиц, принимающих решение, не к определенному выбору, но к обязательному учету предметной позиции Эксперта. А для этого экспертное заключение должно быть, как минимум, понятным и локализованным. Локализованность означает здесь наличие указаний на границы точности и пределы компетентности Эксперта, ведь как давно известно: «Специалист подобен флюсу, ибо полнота его односторонняя». Вот как разсторону этой полноты и необходимо установить, причем в такой форме, чтобы это было ясно Заказчику.

Если Эксперт выступает как носитель профес­сионального знания и с позиций этого знания выносит свои заключения и оценки по поводу событий, действий, программ, планов и образцов продукции, совершенных или разработанных к моменту вынесения экспертного суждения, то Учитель занят передачей специальных знаний, необходимых людям для эффективной организации их собственной деятельности в ближайшем и отдаленном будущем.

Работая в позиции Учителя, психолог-практик сталкивается с трудностями, растущими из тех же корней, что и проблемы Эксперта, на имеющими несколько другие следствиея, так как ситуации непосредственного взаимодействия с Клиентом существенно другие, отличающиеся в первую очередь длительностью и интенсивностью контактов. Первое впечатление здесь не играет столь большой роли, а возможностей для демонстрации профессионализма несколько больше. Поэтому слишком эффективное начало порождает завышенные ожидания, а, следовательно, способно привести к неизбежным разочарованиям.

12 стр., 5906 слов

Эффективность использования компьютерных игр в работе психолога

... работе психолога. Цель моей курсовой работы: рассмотреть эффективно ли использование компьютерных игр в работе психолога. Задачи данной курсовой работы следующие: а) рассмотреть существующее понимание работы психолога ... методов психологического исследования. 1. Основные направления в работе психолога Первое направление работы - психодиагностика - предполагает профессиональное владение методами ...

Практический психолог в позиции Учителя не есть просто преподаватель, от которого ждут систе­матизированного изложения теорий и фактов, т.е. сведений. Любознательность далеко не всегда занимает высокие ступени в иерархии потребностей Клиента. Да, Клиент нуждается в знаниях, но в знаниях особого рода, получаемых в формах, наиболее пригодных «для употребления», таких, как социально-психологический тренинг, группы встреч, видеотренинг и другие так называемые активные методы обучения [см. (2)].

Как правило, Клиент не стремится к интеллектуальной конфронтации и публичному недоверию Учителю. Однако это не означает, что проблема доверия здесь не актуальна, просто она не носит характер рационального отрицания. Клиент бунтует против принятия непривычных для него форм поведения и организации действий преи­мущественно на бессознательном уровне, а это требует особых способов и подходов. Если Эксперт — убеждает, то Учитель — приобщает.

Если Эксперт вступает в дело после завершения Клиентом некоторой работы, а Учитель выполняет свою миссию до того, как эта работа началась, то Консультант включается в процесс ее выполнения и предоставляет Клиенту свои знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на каждом отдельном этапе осуществления некоторой деятельности. (Подробнее о позиции Консультанта см. в главах «Стратегии работы психолога-практика» и «Практика работы с персоналом в организациях».)

Позициями невмешательства или принятия стороны Заказчика весь диапазон, не исчерпывается. Психолог может занять особую пристрастную позицию с отстаиванием своих собственных интересов (например, корпоративных интересов своего профессионального цеха) и участвовать в акциях и событиях как бы наравне с другими. В таком случае его отношения с Клиентами и Заказчиками могут быть установлены в процессе переговоров и закреплены официальными и нео­фициальными соглашениями. Хотя на сегодняшний день трудно привести удачные примеры реализации такой стратегии, ее возможность нужно иметь в виду при заключении контрактов.