Современные направления психологического консультирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……3

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования…….5

1.1. Консультирование как вид психологической помощи………………….5

1.2. Этапы и методы психологического консультирования…………………7

1.3. Проблемы психологического консультирования……………………….11

Глава 2. Практика психологического консультирования

(на примере работы с ребенком)………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………….……33

Приложение……………………………………………………………………34

Введение

Актуальность темы работы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из основных направлений прикладной психологии является практическая психология, в которой при помощи психолога решаются конкретные практические задачи конкретного человека или группы людей. Современная психодиагностика все шире используется в таких областях социальной практики, как:

1) расстановка кадров, профотбор и профориентация;

2) прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака, законопослушности;

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) консультативная и психотерапевтическая помощь;

5) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Психологическое консультирование и психотерапия — это виды психологической помощи, ориентированные на преодоление проблем психологического характера. Психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем.

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной. Профессиональная этика консультанта сводится к следующим положениям. По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего — не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, лраксиса) при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический ...

Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, транзактном анализе и т.д. пожалуй, исключение составляет только культурно-историческое направление, где межличностные (или человеческие) отношения практически не были предметом специального рассмотрения или исследования, несмотря на то, что упоминание о них встречается постоянно. Психодиагностика сферы отношений выявляет факторы развития человека как личности и отношение к нему окружающих. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний.

Цели консультанта и клиента, в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента.

Поскольку психологическое консультирование имеет многоаспектную представленность во всех сферах деятельности человека и дать характеристику всем направлениям в формате одной курсовой работы не представляется возможным, целью данной работы было выбрано рассмотрение основных методик психологического консультирования по выявлению отклонений в личности человека.

Задачи работы:

1. Изучить понятие и задачи психологического консультирования.

2. Рассмотреть этапы процесса консультирования.

3. Выявить психические отклонения в личности человека.

4. Рассмотреть методики диагностики и интерпретации результатов анализа по рисуночным и когнитивным тестам.

Объект исследования – психологическое консультирование личности.

Предмет исследования – выявление психологического нарушения личности ребенка рисуночными и когнитивными методами.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Консультирование как вид психологической помощи

Психологическое консультирование — это оказание помощи здоровому человеку в решении задач и проблем, стоящих перед ним. Главными задачами в психологическом консультировании являются:

1. содействие человеку в решении его личностных проблем,

2. изменение отношения человека к социальному окружению и самому себе,

3. успешная адаптация и преодоление возникающих затруднений,

4. помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями.

Существует несколько видов консультирования:

Личностное консультирование. В случае, когда человек пребывает в состоянии «мне плохо», психолог поможет осознать причины такого состояния и научит понимать их. Личностное консультирование актуально в критические моменты жизни человека: проблемы обретения смысла жизни, изменение жизненного пути, проблемы личностного роста, самооценка, поиск мотивации, выбора.

16 стр., 7536 слов

Социально-психологические проблемы подросткового возраста в полных ...

... рассмотреть психологические особенности подросткового возраста; · ознакомиться с социальными проблемами полных и неполных семей; · рассмотреть индивидуальное консультирование и ... в неполной семье включающая в себя 20 человек (от 16 до 17 лет), вторая ... окружающей действительности, а так же на развитие личности в целом. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической ...

Психолог поможет преодолеть состояние тревожности, возрастной или личностный кризис, пережить потери (здоровья, семьи, близкого человека, уверенности в себе и т.д.).

В процессе беседы психолог определяет причины возникновения трудностей или проблем человека, обратившегося за помощью. Пути решения находятся совместно.

Психологическое тестирование. Это один из видов психологического консультирования. В процессе психологического тестирования психолог, по желанию, выявит особенности характера, темперамента, установок, самооценок и других личностных особенностей человека.

Тестирование может быть как самостоятельным видом консультирования, так и являться дополнением к одному из описанных выше видов психологического консультирования, особенно в личностном консультировании. Психологическое тестирование помогает получить наиболее достоверные, объективные данные о человеке с учетом его личностных особенностей и способов реагирования в различных ситуациях.

По результатам тестирования психолог дает рекомендации как для понимания человеком самого себя, так и для понимания им других, а также понимания реагирования других на этого человека.

Количество посещений психологических консультаций и частота их определяется глубиной проблемы и теми задачами, которые предстоит решить психологу и человеку, нуждающемуся в помощи. Это определится на первичной консультации, а затем скорректируется в процессе консультирования. Возможно разовое посещение психолога, если речь идет о частном случае, либо цикл консультаций для более глубокой проработки проблемы с частотой от двух раз в неделю (при необходимости) до посещений психолога раз в неделю, в две недели, раз в месяц и так далее. В любом случае, будут найдены разумные пути решения проблемы.

Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Основные цели:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т. п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

1 стр., 462 слов

Вопрос профессионализма психолога-консультанта

... настоящее время в этих странах психологический консультант – это уже профессия, есть образовательные программы, где студенты с первого курса осваивают область психологического консультирования. Однако несмотря на то, ... в данной сфере. Он включает в себя принципы, защищающие личность клиента, обязывающие психолога быть компетентным в своей профессии, ответственным, честным и т.д. Этический ...

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. В консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию спо-собности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. При работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.

Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.

1.2. Этапы и методы психологического консультирования

Современные методы психологического консультирования широко представлены с специальной литературе . Существуют несколько теоретических подходов, которые имеют свое название, образуют свои цели, стадии развития групповой работы, определяют роль и функции группового консультанта, а также предлагают множество разнообразных стратегий и техник воздействия в групповом консультировании. Основные приемы группового консультирования в различных подходах приведены в приложении.

Но, исходя из объекта нашего исследования, мы бы хотели более подробно остановиться на главной особенности консультирования в детской психологии, которая заключается в том, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат – ребенок, — а обратившийся за консультацией взрослый, (родители, педагог).

Таким образом, психолог-консультант оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает некоторые советы; реализовать их – задача клиента.

Проводя консультирование, психологу приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: на ребенка и на клиента. Соответственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие. Во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (например: коррекционное обучение; изменение стиля о6щения в семье или, скажем, за-нятия в художественном кружке) могут помочь ребенку в преодолении имеющихся проблем. Во-вторых, нужно суметь выработать такие рекомендации и так преподнести их клиенту, чтобы он принял их и был в состоянии выполнить.

Диагностика в процессе консультирования направлена, в первую очередь, на решение первой из этих задач. Начальной стадией консультирования является первичная беседа с клиентом, обратившимся за помощью. В ее ходе консультант выясняет причину обращения и намечает предварительную программу дальнейших действий. В частности, он решает для себя вопрос о том, какие психологические особенности ребенка ему нужно определить, чтобы квалифицированно ответить на запрос клиента. В одном случае это, в первую очередь, уровень развития когнитивных процессов, в другом – личностные особенности, в третьем – отношение ребенка к той или иной области действительности (к школе, к семейной ситуации и т. п.).

В ходе первичной беседы обычно также собирается анамнез (сведения о предшествующем ходе развития ребенка).

13 стр., 6163 слов

Психологическое консультирование детей

... консультанту провести анализ существующего положения дел и понять, с какой стороны подать ситуацию ребенку, чтобы она приобрела бы для него новый личностный смысл. 1. Психологическое консультирование детей ... − педагогическая поддержка; − социальная помощь; − психологическое сопровождение индивидуального развития; − обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со ...

Как правило, следующим этапом консультирования становится психологическая диагностика. Исключение составляют случаи, когда клиент обращается с вопросами, не связанными с индивидуальными особенностями ребенка (например, какие игры могут быть полезны для умственного развития дошкольника).

Отдельный и очень важный этап консультирования – это анализ полученных данных и составление целостного «психологического портрета» ребенка. При этом учитываются как тестовые данные, так и наблюдения за ребенком, и сведения, полученные в первичной беседе. Если этот этап выпадает, то консультирование сводится к тому, что клиенту сообщаются мало понятные ему результаты диагностики.

После того, как «психологический портрет» построен, можно начать выработку рекомендаций. Обычно консультант самостоятельно формулирует рекомендации лишь в самом общем виде, а их конкретизация происходит в п…

**************************************************************