Место практики в структуре образовательной программы

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Наименование практик(и):

учебная
(наименование практики в соответствии с учебным планом)

Уровень профессионального образования:

бакалавриат
(высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре)

Направление подготовки (специальность):

49.03.02 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапТИВная физическая культура)
(код и наименование направления подготовки (специальности), в рамках которого осуществляется прохождение практики, в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации)

Направленность (профиль) образовательной программы:

Физическая реабилитация

Квалификация, присваиваемая выпускникам:

бакалавр
(в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации)

Общие сведения о программе

Программа практики разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), утвержден приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 №203 (зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2015 №36579)

Программа практики рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
наименование кафедры

от 28 августа 2015 г., протокол № 1.

 

Программа практики согласована с базами практик.

Лист согласования прилагается.

 

Сведения о разработчике программы:

Варфоломеева З.С., к.п.н., доцент, декан ФБиЗЧ
(ФИО, ученая степень, ученое звание, должность, место работы)

Организационно-методический раздел

Виды практики, типы и способы ее проведения

Виды практики Типы практики Способы проведения практики
Учебная практика Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской работы Стационарная

__________________________

Указываются виды практики, типы и способы ее проведения в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Видами практики являются: учебная практика; производственная практика, в том числе преддипломная практика.

Основными типами учебной практики являются: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, клиническая практика, исполнительская практика, творческая практика.

Основными типами производственной практики являются: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика);

научно-исследовательская работа (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); клиническая практика, исполнительская практика, творческая практика.

Способы проведения практики: стационарная; выездная; выездная (полевая).

Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов прохождения практики Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате прохождения практики  
 
 
Знать: особенности развития физических и психических качеств, сенситивные периоды развития тех или иных функций у лиц детского и подросткового возраста с отклонениями в состоянии здоровья знание закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8)  
Знать: способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья;   уметь: отбирать адекватные способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов и патогенеза заболеваний умение способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9)  
Знать: методы развивающего обучения двигательным действиям;   уметь: использовать методы и приемы развивающего обучения двигательным действиям умение воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, обеспечивающего оптимальное умственное и физическое развитие человека (ПК-10)  
Знать: способы восстановления нарушенных функций организма детей и подростков наиболее типичных нозологических форм в условиях реабилитационного центра   знание закономерностей восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-11)  
Знать: систему взаимодействия специалистов реабилитационного центра;   уметь: взаимодействовать со специалистами реабилитационного центра в процессе развивающей и реабилитационной деятельности умение работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-12)  
Уметь: применять современные методы научного исследования и диагностические методики для оценки состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности детей и подростков с ОВЗ в условиях реабилитационного центра   способность проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере адаптивной физической культуры с использованием современных методов исследования (ПК-25)  

___________________________

Заполняется по каждому виду практики в случае, если программа разработана на все виды практик, предусмотренных учебным планом. Могут быть приведены сведения об опыте практической деятельности, обеспечивающей достижение планируемых результатов.

Место практики в структуре образовательной программы

Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Практика Пр.В.01 Учебная практика» ООП ВПО по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), относится к вариативной части ООП, проводится в 7 семестре.

Цель учебной практики– приобретение первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в сфере физической реабилитации, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в сфере физической реабилитации; кроме того, решаются задачи обеспечения связи теоретической подготовки обучающихся с практической деятельностью по профилю подготовки, развития интереса к сфере АФК и потребности в самообразовании и творческом подходе к профессиональной деятельности.

Учебная практика базируется, прежде всего, на результатах освоения учебных дисциплин базовой части учебного плана, таких как «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» и «Специальная педагогика», а также дисциплин вариативной части ООП, таких как «Психолого-педагогическое сопровождение онтогенеза и дизонтогенеза», «Социальная защита и комплексная реабилитация больных и инвалидов» и курс по выбору «Клиническая психология» / «Психология физического воспитания».

Необходимыми для прохождения практики являются нижеследующие «входные» знания, умения и навыки.

Знания:

  • особенностей физического, двигательного, психического и личностного развития детей и подростков различных нозологических групп;
  • основ организации адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра;
  • средств, методов и приемов физического воспитания и физической реабилитации, используемых в практике АФК;
  • методов научного исследования в сфере адаптивной физической культуры.

Умения:

  • отбирать средства базовых видов двигательной деятельности для решения задач развития и реабилитации детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья;

· отбирать и использовать различные технологии физкультурно-спортивной деятельности применительно к лицам конкретной нозологической группы;

  • осуществлять с помощью стандартизированных методик врачебный и педагогический контроль в процессе занятий физическими упражнениями лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Готовность:

· к использованию спортивного инвентаря и оборудования;

· к осуществлению страховки при выполнении лицами с ОВЗ физических упражнений.

Полученные в результате прохождения практики профессиональные умения и опыт могут быть актуализированы при изучении дисциплин базовой части ООП, таких как «Частные методики адаптивной физической культуры»», «Специальная психология», а также дисциплин по выбору «Теория и средства восстановления в физической культуре и спорте» / «Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры» и «Медико-биологические основы спортивного отбора» / Медико-биологическая оценка и контроль работоспособности спортсмена».

Учебная практика выполняет также пропедевтическую функцию к прохождению производственной практики.

 

Указываются разделы образовательной программы, которые предшествуют и которым предшествует прохождение практики, а также «входные» знания, умения, навыки, компетенции, необходимые для прохождения практики.

СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

Компетенции Оценочные средства
знание закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8):   знают: особенности развития физических и психических качеств, сенситивные периоды развития тех или иных функций у лиц детского и подросткового возраста с отклонениями в состоянии здоровья   Задания по оценке состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности детей и подростков с ОВЗ, составлению конспекта физкультурного занятия
умение способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9): знают: способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья; умеют: отбирать адекватные способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов и патогенеза заболеваний     Задания по оценке состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности детей и подростков с ОВЗ, разработке индивидуальной программы физической реабилитации и составлению конспекта физкультурного занятия в группе
умение воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, обеспечивающего оптимальное умственное и физическое развитие человека (ПК-10): знают: методы развивающего обучения двигательным действиям; умеют: использовать методы и приемы развивающего обучения двигательным действиям   Задания по оценке состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности детей и подростков с ОВЗ и составлению конспекта физкультурного занятия в группе
знание закономерностей восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-11): знают: способы восстановления нарушенных функций организма детей и подростков наиболее типичных нозологических форм в условиях реабилитационного центра     Задания по оценке состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности детей и подростков с ОВЗ, разработке индивидуальной программы физической реабилитации ребенка с ОВЗ и составлению конспекта группового физкультурного занятия
умение работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-12): знают: систему взаимодействия специалистов реабилитационного центра; умеют: взаимодействовать со специалистами реабилитационного центра в процессе развивающей и реабилитационной деятельности     Задание по ознакомлению с деятельностью РЦ   Задание по разработке индивидуальной программы физической реабилитации ребенка с ОВЗ
способность проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере адаптивной физической культуры с использованием современных методов исследования (ПК-25): умеют: применять современные методы научного исследования и диагностические методики для оценки состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности детей и подростков с ОВЗ в условиях реабилитационного центра   Отчет о выполнении мини-исследования по оценке состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности детей и подростков

_________________

Заполняется по каждому виду практики в случае, если программа разработана на все виды практик, предусмотренных учебным планом. Примеры оценочных средств: задания для прохождения практики.

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Шкала оценивания компетенций:

Критерий оценивания Оценка в 100-балльной шкале Оценка в 5-ти балльной шкале Уровень сформированности компетенций
компетенция не сформирована 0-54 баллов неудовлетворительно (не зачтено) недостаточный
компоненты компетенции (знания, умения, владения) достаточно сформированы 55-69 баллов удовлетворительно (зачтено) базовый
все компоненты компетенции (знания, умения, владения) сформированы в достаточно полном объеме и на хорошем уровне 70-85 баллов хорошо (зачтено) повышенный
все компоненты компетенции (знания, умения, владения) сформированы в полном объеме и на высоком уровне 86-100 баллов отлично (зачтено)

 

Показатели и критерии оценивания компетенций:

Показатели сформированности компетенций Критерии оценивания компетенций
Недостаточный уровень Базовый уровень Повышенный уровень
Знание особенностей развития физических и психических качеств, сенситивные периоды развития тех или иных функций у лиц детского и подросткового возраста с отклонениями в состоянии здоровья Не знают основных особенностей развития физических и психических качеств, сенситивные периоды развития тех или иных функций у лиц детского и подросткового возраста с отклонениями в состоянии здоровья Знают основные особенности развития физических и психических качеств, сенситивные периоды развития тех или иных функций у лиц детского и подросткового возраста с отклонениями в состоянии здоровья на уровне воспроизведения Знают основные особенности развития физических и психических качеств, сенситивные периоды развития тех или иных функций у лиц детского и подросткового возраста с отклонениями в состоянии здоровья на уровне понимания и оценки
Знание способов воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья; умение отбирать адекватные способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов и патогенеза заболеваний Демонстрируют незнание основных способов воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья; неумение отбирать адекватные способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов и патогенеза заболеваний Знают на уровне воспроизведения основные способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья; умеют отбирать адекватные способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов и патогенеза заболеваний в стандартной ситуации Знают на уровне понимания и оценки основные способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья; умеют самостоятельно отбирать адекватные способы воздействия на развитие физических качеств детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов и патогенеза заболеваний
Знание методов развивающего обучения двигательным действиям; умение использовать методы и приемы развивающего обучения двигательным действиям Демонстрируют незнание методов развивающего обучения двигательным действиям и неумение использовать методы и приемы развивающего обучения двигательным действиям Демонстрируют знание основных методов развивающего обучения двигательным действиям и умение использовать методы и приемы развивающего обучения двигательным действиям на репродуктивном уровне Знают на уровне понимания и анализа основные методы развивающего обучения двигательным действиям, умеют творчески использовать методы и приемы развивающего обучения двигательным действиям
Знание способов восстановления нарушенных функций организма детей и подростков наиболее типичных нозологических форм в условиях реабилитационного центра   Не знают основных способов восстановления нарушенных функций организма детей и подростков наиболее типичных нозологических форм в условиях реабилитационного центра   Знают основные способы восстановления нарушенных функций организма детей и подростков наиболее типичных нозологических форм в условиях реабилитационного центра на уровне воспроизведения Знают основные способы восстановления нарушенных функций организма детей и подростков наиболее типичных нозологических форм в условиях реабилитационного центра на уровне понимания и оценки
Знание системы взаимодействия специалистов реабилитационного центра; умение взаимодействовать со специалистами реабилитационного центра в процессе развивающей и реабилитационной деятельности Демонстрируют незнание системы взаимодействия специалистов реабилитационного центра и неумение взаимодействовать со специалистами реабилитационного центра в процессе развивающей и реабилитационной деятельности Имеют представления о системе взаимодействия специалистов реабилитационного центра, умеют взаимодействовать с отдельными специалистами реабилитационного центра в процессе развивающей и реабилитационной деятельности Знают на уровне понимания и оценки систему взаимодействия специалистов реабилитационного центра, умеют взаимодействовать со специалистами реабилитационного центра в процессе развивающей и реабилитационной деятельности