Практические и семинарские занятия

Методические указания к выполнению контрольной работы

Для студентов заочной формы обучения

 

 

Дисциплина Социальная педагогика

название дисциплины

 

Специальность 050706 «Педагогика и психология»

название и номер специальности

 

 

Курс 3

курс

 

Семестр 5, 6 учебного года 2008-2009

осенний, весенний учебный год

 

Ханты-Мансийск 2008

 

 

1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

 

Содержание теоретического раздела дисциплины (заочное отделение).

№ те мы Наименование темы, вопросов, изучаемых на лекциях Лекция Прак СРС
Социальная педагогика как наука и как сфера практичес­кой деятельности Социальная педагогика как отрасль научного знания. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Ребенок и закономерности его социализации — объект и предмет исследования социальной педагогики. Семья, образование, религия и культура — основные институты социализации ребёнка. Социальная педагогика как область практической деятельности. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.     №1 №4 №6
Факторы социализации личности. Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка. Роль деятельности и общения в развитии ребенка. Противоречия — движущие силы развития peбенка. Влияние наследственно сти на развитие ребенка. Патологии в физическом, физиологическом и психическом развитии детей и ее влияние на их социализацию.

Макроакторы, мезофакторы, микро факторы социализации ребенка. Влияние среды на развитие ребенка. Усвоение социальных ролей как составляющие процесса социализации. Позитивные и негативные роли. Соцальная адаптация. Роль воспитания и самовоспи тания в социализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная pеабилитация ребенка.

№1
  Методика и технологии социально-педагогической дея­тельности Сущность понятия «методика социально-педагогической де­ятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки. Методы убеждения, упражнения и коррекции в со­циальной педагогике. Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.     №3-4  
  Девиации как социально-педагогическая проблема. Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличи тельные признаки.

Факторы девиации подростков. Концепции девиации детей.  

№5  
  Алкоголизм, как форма проявления девиантногоnoвения детей Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.      
Наркомания как форма проявления девиантного поведе­ния детей. Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Классифи­кация и типы наркотиков, употребляемых подростками. При­чины и последствия подростковой наркомании. Стадии разви­тия подростковой наркомании.      
Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей. Преступность несовершеннолетних как социально-пeдаго гическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних.

Социальные и психолого-педагоги ческие особенности несовершеннолетнего осужденного. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекцион ные) обще образовательные школы, специальные профес сиональные училища, воспитательные колонии: цели, зада чи и особенности их работы.

   
  ИТОГО    

Содержание практического раздела дисциплины

Практические и семинарские занятия

(заочное отделение)

Разделы и темы, выносимые для самостоятельного освоения

(заочное отделение)

Наименование разделов Объем час
Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.
Профессиональная деятельность социального педагога.
Система профессиональной подготовки социальных педа­гогов.
Категории социальной педагогики.
Принципы социальной педагогики.
Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Социально-педагогическое исследование
Развитие социальных служб в современных условиях.
Проституция как форма проявления девиантного поведения.
Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики.
  ИТОГО

Организуемая самостоятельная работа студентов.

Форма ОргСРС Номер семестра Время, затр. на выполнение ОргСРС,час Форма контроля.
Контрольная работа Собеседование
Курсовая работа Защита курсовой работы

Темы контрольных работ.

Тема 1.Благотворительность и милосердие как культурно-истори­ческие

традиции социально-педагогической деятельности.

1. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность».

2. Этапы развития благотворительности в России.

3. Исторические предпосылки введения профессии «социальный

педагог» в России.

Тема 2.Профессиональная деятельность социального педагога. 1.Профессиональная деятельность педагога и социального пе­дагога:

общие и отличительные признаки профессии.

2.Функции деятельности социального педагога.

3.Личностные качества социального педагога. Профессиональная

компетентность соци­ального педагога, его квалификационная

характеристика.

Тема 3. Система профессиональной подготовки социальных педа­гогов.

1.Принципы и система непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов.

2.Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования.

3.Моно- и многоступенчатая подготовка социального педагога в вузе. Особенности подготовки специалиста в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.

Тема 4.Социальная педагогика как наука и как сфера практичес­кой деятельности

1.Социальная педагогика в системе наук о человеке.

2.Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

3.Социальная педагогика как область практической деятельности. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

Тема5. Процесс социализация личности.

1. Ребенок и закономерности его социализации.

2.Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка.

3.Влияние наследственности и среды на развитие ребенка.

Тема 6.Мега-макро факторы социализации личности.

1.Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.

2. Этнокультурные условия социализации.

3.Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление.

 

Тема7. Мезофакторы социализации личности.

1.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.

2. Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности различия. 3.Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации

 

Тема 8. Микрофакторы социализации личности.

1.Семья и домашний очаг.Соседство и микросоциум.

2.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников: возрастные особенности; типология групп.

3.Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные.

Тема 9. Институты воспитания.

1.Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности.

2. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.

3. Семья как институт социализации личности.

 

Тема 10. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.

1.Сущность понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.

2.Физические отклонения в здоровье ребенка и их влияние на процесс его развития. .Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Социальные нормы и отклонения в развитии.

3. Роль психолого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклонений от нормы.

 

Тема11. Принципы социальной педагогики.
1.Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов в социальной педагогике. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации.

2.Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. 3.Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченны­ми возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.

 

Тема12. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.

1.Сущность понятия «методика социально-педагогической де­ятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки.

2. Методы убеждения, упражнения и коррекции в со­циальной педагогике. 3.Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.

 

Тема13. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
1.Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ре­бенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология.

2.Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоци­альной семьей, семьей ребенка-инвалида.

3.Формы социально-педагогической помощи семье

 

Тема14. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

1.Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

2.Исторические корни современной системы опеки и попечительства.

3.Социаль­но-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат; деятельность социального педагога в этих учреждени­ях

 

Тема15. Девиации как социально-педагогическая проблема.

1.Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков.

2. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков.

3.Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки.

 

Тема16. Алкоголизм как форма проявления девиантного noведения детей

1.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

2. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.

3. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

 

Тема17. Наркомания как форма проявления девиантного поведе­ния детей

1.Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема.

Особенности подростковой наркомании.

2.Классифи­кация и типы наркотиков, употребляемых подростками.

3.Стадии разви­тия подростковой наркомании. При­чины и последствия подростковой наркомании.

 

Тема18. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.

1.Преступность несовершеннолетних как социально-neдагогическая проблема. 2.Причины и последствия преступности несовершеннолетних.

3.Социальные и психолого-педагоги ческие особенности несовершеннолетнего осужденного.

.

 

Тема19. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

1.Специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы.

2.Специальные профессиональные училища.

3.Воспитательные колонии: цели, задачи и особенности их работы.

 

Тема 20. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

1. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.

2. Социализирующие функции и механизмы. Функции религии в обществе.

3. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической

деятельности.

 

Направление тематики курсовых работ

1. Культурно-исторические предпосылки социально-педагогической деятельности в России.

2. Православие и социальное воспитание в истории России.

3. История развития социальной педагогики в России.

4. Профессиональная компетентность социального педагога.

5. Система профессиональной подготовки социального педагога.

6. Социум как объект изучения социальной педагогики.

7. Норма и отклонения от нормы в социальной педагогике.

8. Человек как объект и субъект социализации.

9. Семья как микрофактор социализации.

10. Соседство и его роль в социализации.

11. Микросоциум как микрофактор социализации.

12. Институты воспитания как микрофакторы социализации.

13. Группа сверстников и её роль в социализации.

14. Субкультура как фактор социализации..

15. Религиозные организации и их роль в социализации верующих.

16. Региональные особенности как фактор социализации.

17. Условия социализации в сельских поселениях.

18. Особенности малого города как среды социализации.

19. Городской образ жизни и его влияние на социализацию.

20. Специфическое влияние посёлка на социализацию его жителей.

21. Влияние средств массовой информации на социальное воспитание.

22. Особенности социального обучения детей.

23. Игра как средство социализации детей.

24. Этнос как фактор социализации.

25. Развитие социальных служб для детей в современных условиях.

26. Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей.

27. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

28. Особенности семейной социализации в регионе проживания студентов.

29. Особенности работы социального педагога в учреждениях интер­натного типа для детей-сирот.

30. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.

31. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами.

32. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема.

33. Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях.

34. Особенности работы социального педагога в учреждениях дополнительного образования.

35. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.

36. Особенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.

37. Специфика работы социального педагога в специальных учреждениях для детей правонарушителей.

38. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.

39. Социально-педагогическая помощь в профессиональном определении молодежи.

40. Технологии социально-педагогической деятельности.

41. Защита детей в современных условиях.

42. Работа социального педагога с одаренными детьми.

43. Опыт социального воспитания личности в коллективе.

44. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.

45. Педагогическая культура социального педагога.

46. Профессиональная деформация социального педагога.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

2. Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М., 2002.

3. Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. – М., 2003.

4. Социальная педагогика /Под ред. В.А.Никитина. – М., 2000.

5. Шептенко П.А.,Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.- М.,2001

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие.-М.,1999.

2. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Крат. Истор. очерк. – М., 1993.

3. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.,1993.

4. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Историч. очерк. – М., 1993.

5. Благотворительные организации социальной направленности. – М., 1998.

6. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995.

7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М., 2000.

  1. Комаров М.С. Введение в социологию-М., 1994.
  2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

11. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.

12. Лефарг П. Благотворительность. – М., 1988.

13. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 1987.

14. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для род. – М., 1996.

15. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999.

16. Менеджмент социальной работы /Под ред. Е.И.Комарова, .И.Войтенко. – М., 2001.

  1. Mид М. Культура и мир детства- М., 1988.

18. Мудрик А.В. Социализация и “смутное время”. – М., 1991.

19. Мудрик А.В. Виктимология // Магистр. 1992, май.

20. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.

21. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.,2001.

22. Ольшанский В.Б. Психология – практикум: учителям, родителям и руководителям. – М., 1996.

23. Одаренные дети. – М., 1991.

24. Организация работы с неблагополучной семьей: Методические рекомендации. – Екатеринбург, 1997.

25. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России. – Вопросы психологии, №3, 2001.

26. Прихожан А.М., Толстых И.Н. Дети без семьи. – М., 1990.

  1. Психологические проблемы изучения неформальных молодёжных объединении -М.,1988

28. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М.Пановой и Е.И.Холостовой: В 2 т. – М., 1997.

29. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.

30. 4.Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. — Екатеринбург, 1995.

31. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматичеких стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологически журнал. — 1992, т. 13. №2. -С.14-ЗО.

32. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. – М., 1994.

33. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/ Л.С. Алексеева и др.-М.,1999.

34. Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990.

35. Шульга Т.И.,Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки.-М., 1997.

36.Щуркова Н.Е.Практикум по педагогической технологии. – М.,1998.