ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Методические указания
______________________________________________________________
Введение
Как пользоваться методическими указаниями
В разделе 1 изложена краткая характеристика курса, его цели и задачи, а также перечислены знания, умения и навыки, которыми студент сможет овладеть в ходе освоения курса.
В разделе 2 представлено основное содержание лекционных занятий. К каждой изучаемой теме дана основная и дополнительная литература. Обязательной литературой необходимо пользоваться при подготовке к экзамену и в случае пропуска занятий. Для углубленного изучения изложенных тем рекомендуется также ознакомиться с дополнительной литературой.
Раздел 3 посвящен практическим занятиям по курсу. К каждому занятию даны задания для подготовки и соответствующая литература, представлены требования к выполнению домашних заданий и критерии их оценки.
Раздел 4 посвящен итоговой аттестации. В разделе представлены вопросы к экзамену, а также критерии оценки. Каждый вопрос сопровождается комментариями с перечислением основных пунктов, которые должен осветить студент при устном ответе на данный вопрос. Рекомендуется пользоваться комментариями при подготовке к экзамену, пользоваться комментариями на самом экзамене запрещается. Приведенные экзаменационные вопросы соотносятся с описанными в разделе 2 темами занятий и предложенной литературой. Также в разделе 4 приведен пример задачи (3 вопрос билета).
Раздел 5 содержит список обязательной и дополнительной литературы по всему курсу.
Раздел 1
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА И ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Курс «Экспериментальная психология» предназначен для бакалавров 1 курса, обучающихся по направлению «Психология», и специалистов, обучающихся по направлению «Клиническая психология», 1 курса дневной и очно-заочной форм обучения.
Курс (64 часа) состоит из лекционных (36 часа), семинарских (8 часов) и практических (20 часов) занятий. Формой итоговой отчетности по курсу является экзамен.
В основе курса лежат представления о психологии как естественной науке, базирующейся на соответствующих методологических основаниях и использующей в качестве основного исследовательского метода метод эксперимента. Данный курс имеет и личностно-развивающую нагрузку, способствуя формированию исследовательского мышления, интереса к профессиональной сфере и закрепления профессиональных этических установок будущего бакалавра (специалиста).
Раздел II. Правовая психология
... глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний. Раздел II. Правовая психология Глава 2. Дефекты правовой социализации Формирование у личности в процессе ... как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют ...
Цели курса:
1. Формирование у студентов представления о способах и формах организации научного исследования.
2. Формирование у студентов целостного представления о систематике психологических методов.
3. Освоение нормативов научного мышления и знакомство с теорией и структурой экспериментального метода.
4. Формирование культуры мышления специалиста, обладающего практическими навыками решения широкого круга профессиональных задач.
Задачи курса:
1. Усвоение основных понятий экспериментальной психологии.
2. Знакомство с классическими экспериментами в области психологии и современным инструментарием, используемым при проведении психологического эксперимента.
3. Освоение основных принципов проведения психологического исследования, методов планирования эксперимента.
4. Формирование навыков формулирования проверяемых гипотез, работы с научной литературой, сбора и представления эмпирических данных.
В результате изучениядисциплиныстудент будет:
Знать: Этапы развития научного знания; основные стратегии эмпирического исследования (описательные, корреляционные, квазиэкспериментальные и экспериментальные), границы их применения и классические примеры; основные этапы и логику проведения психологического исследования; современные методы и методики, используемые при проведении психологических исследований; виды корреляционных, экспериментальных, квазиэкспериментальных планов и планов с малым n; виды валидности и способы ее контроля; правила интерпретации и представления данных; этические нормы проведения исследований с участием человека и животных.
Уметь: собирать научную информацию; вычленять противоречия; выводить проверяемые следствия из гипотез; воспроизводить эксперимент по его описанию; различать виды научных исследований; планировать научное исследование в соответствии с поставленными целями, гипотезами и с соблюдением этических норм; операционализировать понятия; применять методы экспериментального контроля; оценивать валидность проведенного научного исследования; соотносить эмпирические данные с теоретическими положениями; формулировать альтернативные объяснения полученным зависимостям.
Владеть:культурой научного мышления (гипотетико-дедуктивным способом рассуждения); навыками постановки исследовательской проблемы; навыками сбора и анализа данных исследования; навыками анализа и обобщения информации с использованием современных информационных технологий; навыками представления результатов исследования.
Раздел 2
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1 . Психология как естественная наука
Наука как особый вид деятельности. Принципы естественнонаучного познания. Теория как высшая форма организации научного знания. Соотношение теоретического и эмпирического познания. Представления О. Конта, Т. Куна и К. Поппера о росте научного знания. Принципы верифицируемости и фальсифицируемости научной теории. Нормативы гипотетико-дедуктивного и индуктивного методов. Представление о научном факте. Научное открытие. Критерии демаркации научного знания. Психологическая наука и лженаука. Предмет и задачи экспериментальной психологии.
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... эксперимент Выделение методов для различных видов экспериментальной деятельности. 8.Педагогический эксперимент Использование ИКТ для обработки результатов педагогического исследования 12 9.Представление результатов научного исследования. Визуализация исследовательских процедур. Требования к оформлению ...
Обязательная литература
Гудвин Д. Исследование в психологии. СПб., 2004. С. 33–46.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 11–20 (гл. 1, п.п 1.1.–1.3), с. 33–34 (п. 2.2.).
Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 20034, 2007. С. 11–17 (Введение).
Дополнительная литература
Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003. С. 237–255 (Принципы естественной науки).
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006. С. 35–55 (п.п. 2.2.–2.7.).
Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 9–200.
Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004. С. 24–46 (гл. 1), 50–52, 232–235.
Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная психология. СПб., 2006. С. 18–33.
Тема 2. История экспериментальной психологии
Психология как описательная и экспериментальная наука. Предпосылки становления экспериментальной психологии – открытия в области физиологии, роль теории Ч. Дарвина в развитии психологии. Первые психологические эксперименты. Вклад Г.Т. Фехнера в становление экспериментальной психологии. Вклад В. Вундта в становление экспериментальной психологии. Метод интроспекции и проблема субъективности психологического знания. Психофизика: исследование порогов чувствительности и психофизическая проблема. Вклад отечественных физиологов в исследование психических явлений и психофизиологическая проблема. Развитие экспериментальной психологии и изменение представлений об экспериментальных и эмпирических методах в разных психологических школах. Бихевиоризм и отрицание психологических переменных. Поиск объективного метода и становление поведенческого эксперимента (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер).
Отказ от бихевиоризма: исследование промежуточных переменных (необихевиоризм и когнитивная психология), возврат к описательным исследованиям (гуманистическая психология).
Обязательная литература
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 33–42 (п. 2.1. – историко-психологический экскурс).
Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 18–23 (Из истории экспериментальной психологии).
Дополнительная литература
Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. С. 120–240 (разд. 2. Историческая преамбула)
Боринг Э. Г. История интроспекции. Ч. 1, 2// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. № 2, 3; http://www.psychology-online.net/articles/doc-1139. html; http://www.psychology-online.net/articles/doc-1448.html
Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста: Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17–18; http://www.psychology-online.net/articles/doc-31.html
По данным экспериментально-психологического исследования
... ней стали невыносимыми. Таким образом, на первый план при патопсихологическом исследовании выступает дезорганизация психической деятельности (грубые нарушения динамики психической деятельности, памяти, ... которой во всех сферах жизнедеятельности налажены хорошие межличностные взаимоотношения. При исследовании личностных особенностей обращает на себя внимание расхождение результатов методик, ...
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I, II. Прогресс, 1966. С. 13–106, гл. 1 (Развитие экспериментальной психологии).
Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию: Секреты выдающихся экспериментов. 4-е изд. СПб., 2008. С. 100–108 (Уотсон Дж., Райнер Р. Эмоции маленького мальчика по имени Альберт), с. 108–118 (Скиннер Б.Ф. Постучи по дереву), с. 149–159 (Толмен Е. Карты в вашей голове).
Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002 (гл. 3–5).
Тема 3. Измерение в психологии.
Данные психологического исследования
Понятие психологической реальности. Психологическое понимание причинности. Данные психологического исследования и их измерение. Неспецифичность психологических показателей. Методологические проблемы, связанные с измерением психологических показателей. Проблема объективности. Качественное и количественное описание реальности: проблема перехода. Подходы к измерению в психологии (классический (Г.Т. Фехнер), операциональный (П. Бриджмен, Дж. Уотсон), репрезентативный подход (С. Стивенс) к измерению).
Сущность измерения: шкала как модель реальности. Измерительные шкалы по С. Стивенсу. Возможные преобразования данных, измеренных в различных шкалах. Критерии надежности данных. Зависимость эмпирических данных от способа их получения (L, Q, T данные по Р. Кеттеллу).
Влияние метода измерения на его результаты (на примере психофизических методов).
Обязательная литература
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 169–179 (гл. 6, п. 6.1. Элементы теории психологических измерений).
Гудвин Д. Исследование в психологии. СПб., 2004. С. 128–143.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 45–59 (п.п. 2.3–2.5 Типы эмпирических данных), с. 147–156 (п. 6.2. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов).
Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003; 2007. С. 390– 415 (классические методы психофизики).
Дополнительная литература
Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. М., 1998. С. 10–16; (http://www.psychology-online.net/articles/doc-462.html) (виды шкал).
Пахомов А.П. Проблема осмысленности психологических измерений // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 75–83; (http://psyfactor.org/lib/ pahomov. htm).
Решлен М. Измерение в психологии // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. I–II. М., 1966. С. 197–236 (описание шкал, оценка надежности измерения).
Тема 4. Логика и структура
психологического исследования
Виды психологических исследований. Система исследовательских методов в психологии. Классификации методов психологического исследования (Г.Д. Пирьова — Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина и др.).
Стратегии эмпирического исследования (описательная, корреляционная, квазиэкспериментальная и экспериментальная).
Виды гипотез и особенности планирования эмпирического исследования. Этапы психологического исследования: от гипотезы к ее эмпирической проверке.
Взаимосвязь теории и эксперимента. Эксперимент как способ проверки теорий. Уровни гипотез в эксперименте: теоретические, экспериментальные, контргипотезы, конкурирующие объяснения, статистические гипотезы. Зависимость уровня и широты обобщений от вида гипотез и способов их проверки.
Экспериментальная педагогика 2
... стадиям биологического развития человека, поэтому содержание экспериментальной педагогики сводилось к получению сведений из анатомии, физиологии, психологии. Экспериментальная педагогика стимулировала развитие дидактики, исследования процессов понимания, особенностей внимания, разработку тестовых ...
Обязательная литература
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 35–40 (п. 2.3. Классификация методов психологического исследования), с. 74–85 (п. 4.1. Организация и проведение экспериментального исследования).
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2005. С. 121–125 (разд. 5.1. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте);
Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 85–120 (гл. 6. Классификация методов. Классификация методов Пирьова-Ананьева).
Дополнительная литература
Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 33–76 (гл. 4. Этапы психологического исследования).
Тема 5. Неэкспериментальные эмпирические исследования
Метод наблюдения. Общая характеристика, особенности наблюдения как метода и как методики. Классификация событий: единицы и категории наблюдения. Квантификация методом event sampling, time sampling, рейтинговых процедур. Проблемы объективности и субъективности данных. Ошибки наблюдателя. Виды наблюдения. Корреляционное исследование. Понятие корреляции и коэффициента корреляции. Особенности гипотез и выводов в корреляционных исследованиях. Проблема множественности интерпретаций результатов корреляционного исследования. Планы корреляционных исследований для одной или нескольких групп. Преимущества и ограничения корреляционной стратегии эмпирических исследований. Типичные ошибки исследователя.
Обязательная литература
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 40–43 (п. 2.4.1. Наблюдение).
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 61–88 (гл. 3. Метод наблюдения), с. 272–301 (гл. 12. Корреляционный подход и экспериментальное исследование).
Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 124–138 (гл. 10, п.п. 10.1–10.2 – представление о методе наблюдения, виды наблюдения).
Дополнительная литература
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 139–168 (п. 5.3. Корреляционное исследование).
Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Метод наблюдения в психологии: http:// www.psychology-online.net/articles/doc-1211.html
Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2008.
Тема 6. Экспериментальные исследования
Постановка проблемы и формулирование экспериментальной гипотезы. Виды переменных в эксперименте. Проблема операционализации переменных. Ситуационные и личностные независимые переменные. Две основные схемы задания уровней независимой переменной: межгрупповые и внутригрупповые эксперименты. Функциональный контроль независимой переменной как условие планирования эксперимента. Внешние (дополнительные) переменные и проблема смешения.
Обязательная литература
Гудвин Д. Исследование в психологии. СПб., 2004. С. 171–183 (гл. 5. Введение в экспериментальные исследования), с. 205–225 (гл. 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях).
Подготовка и проведение психолого-педагогического экспериментального ...
... Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной. Если существует ... методологией психологических исследований выступают методологические принципы. Методологические принципы психологии 1. Принцип ... литературы по данному вопросу. 3. Формулировка целей и задач исследования. 4. Определение объекта и предмета исследования. 5. Формулировка гипотезы исследования ...
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 96–104 (п. 4.5 Экспериментальные переменные).
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 89–119 (гл. 4. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя).
Дополнительная литература
Мартин Д. Психологические эксперименты: Секреты механизмов психики. СПб., 2004. С. 200–222 (гл. 7. Как определить, какими переменными управлять, а какие – измерять).
Тема 7. Валидность психологического исследования
Планирование как средство повышения валидности эксперимента. Виды валидности при оценке эксперимента (внутренняя, внешняя, операциональная, конструктная).
Факторы, угрожающие внутренней и внешней валидности эксперимента по Кемпбеллу. Идеальный и реальный эксперимент. Эксперимент полного соответствия. Проблема идентичности экспериментальных условий. Способы контроля: элиминация, поддержание константности, балансировка, контрбалансировка. Проблема эквивалентности испытуемых. Понятие выборки и генеральной совокупности. Основные свойства выборки. Стратегии подбора испытуемых.
Обязательная литература
Гудвин Д. Исследование в психологии. СПб., 2004. С. 183–198 (Валидность экспериментальных исследований).
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 85–96 (п.п. 4.2–4.4), с. 104–111 (п.п. 4.5.4–4.5.5).
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 170–194 (гл. 8. Валидность психологического эксперимента), с. 205–208 (разд. 9.3.2. Контроль состава групп).
Дополнительная литература
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.
Тема 8 . Сравнительная характеристика корреляционной,
экспериментальной и квазиэкспериментальной
стратегии исследования
Классификации экспериментальных планов. Доэкспериментальные и истинные экспериментальные планы. Факторное планирование эксперимента. Проверка гипотез о взаимодействии переменных. Ограничения возможностей экспериментального манипулирования переменными. Квазиэкспериментальный и корреляционный подход в исследовании. Виды квазиэкспериментальных планов. Контроль post factum. Планы с малым n .
Обязательная литература
Гудвин Д. Исследование в психологии. СПб., 2004. С. 274–305 (гл. 8. Экспериментальный план II: факторные планы).
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 112–139 (гл. 5. Экспериментальные и неэкспериментальные планы).
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 195–217 (гл. 9. Классификации экспериментальных планов), с. 218–248 (гл. 10. Факторный эксперимент), с. 306–328 (гл. 13. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях).
Дополнительная литература
Гудвин Д. Исследование в психологии. СПб., 2004. С. 310–341 (гл. 9. Корреляционные исследования), с. 345–378 (гл. 10. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования), с. 383–414 (гл. 11. Планы с малым n).
Тема 9. Социально-психологические аспекты
проведения исследования
Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Этапы взаимодействия: мотивирование и инструктирование испытуемых, наблюдение за ходом исследования, постэкспериментальное интервью. Особенности испытуемых, принимающих участие в исследовании, феномен социальной желательности. Методы контроля влияния личности испытуемого на результаты исследования. Влияние личности экспериментатора на результат, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. Проблема доверия и достоверности собранных данных. Этические принципы в планировании и проведении психологического исследования.
Методы исследования и этапы псих экспериментов
... различия между людьми и их группами. Экспериментальная психология превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним ...
Обязательная литература
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 48–73 (гл. 3. Психология психологического эксперимента).
Гудвин Д. Исследование в психологии. СПб., 2004. С. 52–86 (гл. 2. Этика психологических исследований).
Дополнительная литература
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 250–268 (Ч. 2, гл. 2. Субъектный подход к психологическому эмпирическому исследованию).
Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб., 2004. С. 116–153 (гл. 4. Как следует обращаться с участниками).
Этический кодекс российского психолога (в ред. 14.02.2012): http:// psyrus.ru/ rpo/ documentation/ethics.php
Тема 10. Интерпретация и представление
результатов исследования
Логика вывода, источники ошибок (ошибки при принятии статистических решений, нарушения внутренней валидности, нарушения внешней валидности, наличие конкурирующих гипотез, подмена логических доводов субъективными предпочтениями исследователя).
Принятие решения о результате эксперимента и его содержательная интерпретация. Редукционизм vs преумножение сущностей. Понятие «прорыва в обобщении». Альтернативные объяснения экспериментального эффекта. Возможности переинтерпретации и критический эксперимент. Культура представления научных результатов.
Обязательная литература
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007. С. 203–219 (гл. 7. Интерпретация и представление результатов).
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005. С. 331–350 (гл. 14. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании).
Дополнительная литература
Мартин Д. Психологические эксперименты: Секреты механизмов психики. СПб., 2004. С. 378–426 (гл. 13. Как сообщить о результатах эксперимента).
Раздел 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ
ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ
Общие требования к студенту
Посещение практических занятий является обязательным. В случае пропуска занятия (в том числе по уважительной причине) студент может отработать пропущенное занятие с параллельной группой по согласованию с преподавателем.
Для подготовки к практическому занятию студент должен прочитать соответствующую литературу, самостоятельно найти и выписать определения основных понятий (см. соответствующие разделы методических указаний).
Каждое практическое занятие сопровождается двумя работами – творческая домашняя работа (задание выдается по окончании каждого занятия) и контрольным тестом остаточных знаний (проводится в начале следующего занятия).
Контрольный тест проверяет усвоение обязательной литературы к занятию и знакомство с материалом занятия (см. критерии оценки тестов в разд. 3.3 методических указаний).
Основы нейропсихологии Методические указания к семинарским занятиям ...
... изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» студенты должны: знать: работы отечественных и зарубежных нейропсихологов ... асимметрии невербальных и вербальных функций. Литература Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон ... сферы. 2 Планы семинарских занятий Семинарское занятие 1. Тема: Предмет, задачи, методы ... психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей ...
Творческие домашние работы проверяют способность студента применять полученные знания. По окончании каждого занятия студентам выдается дополнительная литература по пройденному материалу. По каждому занятию студенты выполняют домашние работы, опираясь на материал практического занятия и дополнительную литературу. Выполнение домашних работ является обязательным (см. требования к выполнению домашних работ и критерии их оценки в разд.3.2. методических указаний).
В случае пропуска практического занятия (в том числе по уважительной причине) студент обязан отработать занятие, выполнив домашнюю работу по занятию на удовлетворительную оценку.
Выполнение домашних работ на удовлетворительную оценку является обязательным требованием курса и является основанием для допуска к экзамену.
По результатам прохождения практических занятий и выполнения соответствующих работ студент может претендовать на получение «бонуса» к экзамену (например, 1 вопрос по выбору из билета, или + 1 балл к любой удовлетворительной оценке).
Студент может претендовать на получение «бонуса» в случае, если им выполнены и сданы в установленный срок все домашние работы (причем не менее трех из них на высшую оценку (3 балла), а остальные не ниже, чем на 2 балла), написаны все тесты (причем не менее трех из них на отличную оценку, а остальные не ниже, чем на оценку «удовлетворительно»).
3.2. Требования к выполнению домашних работ
по практическим занятиям
Домашние задания выдаются по окончании соответствующего практического занятия. Срок выполнения домашнего задания – 1 неделя. Задания, сданные с опозданием без уважительных причин, не могут претендовать на получения «бонуса» по курсу.
В случае получения неудовлетворительной оценки за домашнюю работу, ее необходимо переделать в соответствии с комментариями преподавателя (срок – 1 неделя с момента получения оценки).
Домашние работы выполняются в письменной форме. Объем работы должен составлять от 2000 до 6000 знаков. Домашние задания к занятиям 1–3 представляют собой самостоятельную разработку макета экспериментального исследования (подробнее см. описания занятий) или поиск соответствующего макета в литературе с последующим разбором. Описание макета (как собственного, так и найденного в литературе) должно содержать следующие пункты:
1. Проверяемая в исследовании гипотеза.
2. Формулировка независимой и зависимой переменных.
3. Формулировка возможных дополнительных переменных (если они есть).
4. Описание процедуры исследования (в том числе способ подбора испытуемых, характеристики и способ предъявления стимульного материала, задача испытуемых и т. п.).
5. Ожидаемые результаты (с пояснением, в каком случае выдвинутая гипотеза считается подтвержденной, а в каком – нет).
Домашние задания к занятиям 4–5 выполняются по схеме, предложенной/ разработанной на занятии (см. подробнее описание соответствующих занятий).