«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

(ГОС 2000)

для студентов заочной формы обучения специальности

50 501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) (30 500.18)

50 501.65 Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) (30 500.06)

специализации «Вычислительная техника» (30 502.02)

50 501.65 Профессиональное обучение (электроэнергетика, электротехника и электротехнологии) (30 500.19)

специализации «Электроэнергетика, энергоаудит, энергосбережение» (30 504.19)

50 501.65 Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование) (30 500.08)

специализации «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении» (30 502.08)

Екатеринбург 2012

Задания к контрольной работе по дисциплине «Педагогические коммуникации» методические указания для ее выполнения. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2010. 18 с.

Составители: канд. пед. наук, доцент кафедры ППД М.В. Полякова,

старший преподаватель кафедры ППД О.М. Устьянцева

Одобрены на заседании кафедры профессиональной педагогики Института психологии. Протокол от «___» ________ 2012 г., № ___.

23 стр., 11274 слов

Учет психодинамических свойств личности при обучении профессиональному общению в неязыковом вузе

... при обучении профессиональному общению. С методической точки зрения коммуникативное задание коммуникативная задача - это средство управления речевым ... в реальной профессиональной ситуации. При моделировании будущей трудовой деятельности осуществляется одна из форм ранней специализации, и ... аудитории, но в процессе проведения деловой игры указания учителя прекращаются. Лишь на постигровом этапе он ...

Заведующая кафедрой ППД Н.Е. Эрганова

Рекомендованы к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от «___» ________ 2012 г., № ___.

Председатель методической

комиссии ИПс РГППУ О.В. Мухлынина

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет", 2012

© Полякова М.В., Устьянцева О.М.

Общие рекомендации по выполнению контрольных работ

Выполнение контрольных работ по дисциплине «Педагогические коммуникации» — один из видов межсессионных заданий, самостоятельной работы студентов. Контрольные работы выполняются после прослушивания установочных лекций. Выполнение заданий — важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, позволяют научиться эффективным приемам обработки информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач и достижения профессионально значимых целей.

При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже имеют навыки по изучению специальной литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.

Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения контрольной работы по курсу «Педагогические коммуникации». Ниже приводятся задания, а также рекомендации и методические подсказки для выполнения контрольных работ. В конце приводится список литературы, помогающий выполнить данную работу.

Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами.

Сроки выполнения работ определяются графиком межсессионных заданий. По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения заданий, следует обращаться к ведущему преподавателю.

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Аннотация

Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться лаконичному, связному оформлению информации, объединению разрозненных сведений, с выделением наиболее существенного, главного.

Задание. Подготовить аннотации 5−7 источников (книги, аудиокниги, статьи, видео и мультимедиаматериалы по выбору студента), обозначающие актуальные педагогические проблемы, в том числе, проблемы педагогической коммуникации.

Методическая подсказка.

  1. Подберите соответствующие материалы.
  2. Укажите выходные данные полностью (интернет-ресурсов, в том числе).
  3. Охарактеризуйте источник:
  • сведения об авторе (принадлежность к определенному времени, авторство других произведений;
  • вид издания или жанр произведения;
  • краткое раскрытие темы (отражение специфики содержания, общая тематика или общий замысел);
  • год издания/ написания/ создания и место;
  • основная тема и проблема (место и время действия событий);
  • какова цель автора, какие материалы, методы, средства использовал автор;
  • отличие издания от других, родственных по тематике и/ или от предыдущих изданий того же автора (новизна содержания, освещение неизвестных фактов или оригинальность их трактовки);
  • какой аудитории адресовано издание/ произведение.
  1. Обоснуйте, почему Вы предлагаете/ рекомендуете именно этот источник, какую цель Вы преследуете, чем Вас привлекла аннотируемая информация, какие перспективы ее использования Вы видите?
  2. Аннотация на аудиовизуальные, электронные издания дополнительно может содержать характеристику носителя и аппаратуры, используемой для воспроизведения.

Вид аннотации выберите по своему усмотрению.

Аннотация — краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные аннотации характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.

Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области.

Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Аннотации могут быть обзорными (групповыми). Они содержат обобщенную характеристику двух или более документов, близких по теме.

Аннотация не должна содержать сведения из библиографического описания, общеизвестную информацию, специальные термины и узкую научную терминологию, выдержку из текста, обширную цитату из данной книги, повтор аннотации на тома многотомника.

Требования к выполнению задания:

  • основное содержание первоисточника должно быть передано лаконично и емко, в форме связного текста;
  • не допускается цитирование, не используются смысловые фрагменты оригинала;
  • средний объем аннотации не более 500 печатных знаков (не более 1 страницы);
  • количество аннотируемых источников не менее 5 и соответствие их заявленной проблематике;
  • соблюдение структуры аннотации;
  • научный стиль изложения;
  • аккуратность и соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации.

В случае затруднения можете обратиться к речевым стандартам (речевым клише), возможность использования которых является особенностью аннотации:

статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете); статья посвящена вопросу (теме, проблеме)…; статья представляет обобщение (обзор, изложение, анализ, описание — указать чего…; автор ставит, освещает следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)…; в статье рассматривается (затрагивается, обобщается — что?)…; говорится (о чем?)…; представлена точка зрения (на что?)…; поставлен вопрос (о чем?)…; статья адресована; предназначена (кому?); может быть использована (кем?)…; представляет интерес (для кого?)

2. Конспект

Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться кратко фиксировать информацию в таком виде, чтобы при необходимости вы могли воспроизвести ее в том же объеме, что и в источнике, выделять главное из прочитанного, освоить несколько методов ведения записей.

Задание. Подготовьте конспект статьи/ статей, учебника, монографии по актуальным вопросам педагогического взаимодействия, НЛП-педагогики, инновационным методам воспитания и обучения.

Методическая подсказка.

  1. Подберите соответствующий материал (статья/ статьи объемом не менее 1 печатного листа (16 стр.), монография, учебник, нтернет-ресурсы).
  2. Укажите выходные данные полностью (интернет-ресурсов, в том числе).
  3. Внимательно прочитайте весь текст или его фрагмент — главу, параграф (объем не менее 1 печатного листа).
  4. Выделите информативные центры прочитанного текста.
  5. Сделайте в конспекте широкие поля и записывайте незнакомые слова и возникающие в ходе чтения вопросы.
  6. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.
  7. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.
  8. Выделите главную мысль и наиболее важные фрагменты конспекта.
  9. Обоснуйте, почему Вы законспектировали именно этот источник, чем Вас привлекла конспектируемая информация, какие перспективы ее использования Вы видите?

Вид конспекта выберите по своему усмотрению.

Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Виды конспектов: плановый, схематический плановый, тематический, текстуальный, свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Схематический плановый конспект представляет собой пункты плана в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ.

Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой информацию по определенной проблеме.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

Требования к выполнению задания:

  • конспект должен содержать исходные данные источника (-ов),

по которым составлен;

  • в нем должны найти отражение основные положения текста;
  • конспект — это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование. Перефразирование — это прием записи смысла;
  • формы записи должны быть ориентированны на быстрое чтение;
  • объем конспекта не должен превышать одну вторую исходного

текста; текст может быть как научный, так и научно-популярный;

  • конспект оформляется аккуратно, с соблюдением формальных требований к оформлению; с соблюдением лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформлением текста в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации.

3. Пресс — релиз

Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться создавать информацию педагогического характера для построения эффективной работы образовательного учреждения/ отдельного специалиста со СМИ.

Задание. Подготовьте пресс-релиз (сообщение) объемом 1−3 страницы на одну из предложенных тем или сформулированную самостоятельно.

Методическая подсказка.

Стиль изложения, принятый в журналистике (откуда и позаимствован пресс-релиз) называют принципом «перевернутой пирамиды» — важная информация дается вначале, затем следуют подробности.

  1. Определите информационный повод — какая-то новость или событие.
  2. Придумайте заголовок. Заголовок — обязательная часть пресс-релиза, должен содержать основную идею сообщения и быть, по возможности, информативным, ярким, запоминающимся. Чем короче — тем лучше.
  3. Составьте резюме. Это краткое содержание пресс-релиза, выражающее основную мысль в нескольких предложениях.
  4. Продумайте основную часть, основной текст пресс-релиза. Рекомендуемый объем основной части — примерно 1,5 знаков (1 стр.), но в зависимости от темы и содержания объем может варьироваться по усмотрению автора. В основной части должны освещаться следующие вопросы: что (происходит)? Где (происходит)? Когда (происходит)? Почему и зачем (это делается)? Какие перспективы это имеет (чем это лучше прежнего)?
  5. Изложите (приведите) разные точи зрения. Там, где это возможно, на одно и то же событие или явление давайте взгляды разных сторон. (При этом нельзя отдавать предпочтение той или иной стороне, даже если педагог верит одной из них больше).
  6. Давайте прямые цитаты! Указывайте очень точно источник.
  7. Обязательно указывайте дату, когда данное событие произошло. Если событие на ваш взгляд достойно размещения, но дата устарела — найдите привязку к этой неделе через ссылки типа «исполнился месяц со дня принятия решения о…».
  8. Укажите контактные реквизиты: полное ФИО и должность автора релиза, или лица, к которому можно будет, при необходимости обращаться за пояснениями, комментариями. Адрес сайта, если он есть, тоже желателен.
  9. Укажите сведения о товаре, образовательной услуге, событии и т. д.

Пресс-релиз — это сообщение, содержащие важную новость или полезную/ интересную для широкой аудитории информацию.

Требования к выполнению задания:

  • логика изложения материала должна соответствовать плану;
  • заголовок должен отражать информационный повод и быть лаконичным;
  • основной текст должен давать развернутую информацию и добавлять интересные детали;
  • каждый абзац должен представлять собой единую смысловую единицу, каждый последующий абзац должен логически вытекать из предыдущего. Каждый тезис должен быть аргументированным,
  • публицистический или научно-публицистический стиль изложения;
  • аккуратность и соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации.

Темы для пресс-релиза:

  1. Монолог и диалог в педагогической коммуникации.
  2. Ассертивное поведение в педагогическом процессе как оптимальный вариант взаимодействия его субъектов.
  3. Педагогические коммуникации с позиций дискурса. Традиционный, профессиональный, педагогический дискурс.
  4. Невербальная коммуникация, ее структура и основные элементы.
  5. Специфика невербальной коммуникации, ее физиологические и культурно-специфические основы и основные элементы.
  6. Общие понятия о формировании первого впечатления о человеке. Факторы, которые влияют на формирование первого впечатления.
  7. Роль внешности и поведения человека в педагогической коммуникации.
  8. Понятие терапевтической коммуникации.
  9. Нейролигнвистическое программирование в педагогической коммуникации.
  10. «Электронный дискурс» или «сетевой дискурс» как отражение культуры в текстах электронных писем.
  11. Наиболее распространенные Интернет-технологии по типу коммуникации «многие ко многим»: электронные дискуссии или форумы с использованием программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки, веб-форумы, чаты и пр.).
  12. Педагогическая фасцинация. Фасцинационные приемы в педагогической коммуникации.
  13. Речевая толерантность и ассертивное поведение педагога.
  14. Речевая толерантность и ассертивное поведение ученика.
  15. Коммуникативная компетентность обучающего. Речевые техниками управления мотивацией.

4. Реферат

Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться приемам реферирования текста, подготовки материала на определенную тему с наличием содержания и мысли самого автора реферата; вы сможете научиться выражать собственное отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Задание. Подготовьте реферат на основе анализа не менее 4−6 научных и/или литературных источников по актуальным вопросам педагогического взаимодействия, НЛП-педагогики, инновационным методам воспитания и обучения. После подготовки реферата напишите текст устной презентации на 3−5 минут.

Методическая подсказка.

Реферат (от лат. Referre - докладывать, сообщать) — сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки, включающее обзор соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Во введении к реферату обосновывается выбор темы реферата, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме реферата.

Помимо объективного пересказа содержания реферируемых источников автор может дать свой анализ рассматриваемой проблемы, рассмотреть достоинства и недостатки предложенных в источниках идей и мнений. При этом такой анализ должен быть аргументирован.

В реферате можно использовать результаты собственных исследований, проведенных автором в образовательном учреждении, студенческой группе, среди родителей.

Приступая к подготовке реферата, действуйте по следующей схеме:

  1. Подумайте и по согласованию с руководителем сформулируйте свою тему для реферата. Обоснуйте ее .
  2. Отберите основные источники (включая Интернет-источники) по теме.
  3. Составьте библиографию.
  4. Отметьте в литературе наиболее существенные места и сделайте выписки.
  5. Определите и выпишите основные понятия.
  6. Составьте план реферата.
  7. Используя рекомендации по тематическому конспектированию и составленный вами план, напишите реферат, в заключении которого обязательно выразите свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
  8. Прочитайте текст и отредактируйте его.
  9. Проверьте правильность оформления реферата (титульный лист; текст на одной стороне машинописного листа, наличие правильно оформленного плана, широкие поля (2 см.), отсутствие сокращений (кроме общепризнанных), в конце реферата — список использованных источников с указанием автора книги, ее названия, издательства, года выпуска, два чистых листа в конце реферата для написания рецензии преподавателя.
  10. .Продумайте и запишите текст устной презентации реферата: представление автора или группы авторов, тема работы, актуальность и значимость темы (почему? для кого? зачем?), источники. Обзор используемой литературы.

Основное содержание. Ключевые идеи. Вывод и заключение. По этой же схеме вместо устной презентации м.б. представлена электронная презентация реферата.

По цели (назначению) рефераты могут быть: библиографические, для научно-популярных журналов, учебные.

Библиографические по полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные. Информативные рефераты содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа. Индикативные содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текст реферата состоит, по существу, из ключевых слов и словосочетаний и потому может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.

Учебные рефераты — изложение основного содержания какого-либо вопроса на основе анализа, обобщения, систематизации нескольких информационных источников. В отличие от конспекта реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения.

Требования к выполнению задания:

  • содержание реферата должно соответствовать теме и ее плану;
  • сущность проблемы должна раскрываться в необходимом и достаточном объеме;
  • текст реферата должен отражать авторскую позицию по проблеме;
  • при подготовке реферата используйте не менее 4−6 источников (желательно, разных видов, в том числе Интернет-ресурс);
  • текст реферата должен быть записан лаконичным литературным языком;
  • правильно используйте терминологию. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина;
  • правильно оформляйте используемые цитаты;
  • соблюдайте правила оформления реферата, с соблюдением лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформлением текста в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации.

Правила оформления и представления рефератов: объем реферата — не более 15 страниц машинописного текста, отпечатанного на белой писчей бумаге формата А4 (210×297 мм), шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 междустрочный интервал.

Поля: левое — 30 мм, правое, верхнее и нижнее — 20 мм. Пример оформления титульного листа — приложение 1.

На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие суть проблемы, заключение. В конце реферата представляется список использованной литературы (не менее 4−6 источников) с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания. Приложите текст устной презентации или электронную презентацию реферата.

5. Рецензия

Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться раскрывать содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и давать мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом.

Задание. Подготовьте и напишите рецензию на одну книгу, аудиокнигу или статью по педагогической проблематике.

Методическая подсказка.

Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания: объект анализа; актуальность темы; краткое содержание; формулировка основного тезиса; общая оценка; недостатки, недочеты; выводы.

Объектом анализа могут быть: полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы; новизна и актуальность поставленных проблем; позиция, с которой автор рассматривает проблемы; характер и достоверность примеров, иллюстративного материала; убедительность выводов.

Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.

  1. Укажите выходные данные рецензируемого источника (статьи, книги, литературного отрывка и т. д.).
  2. Дайте оценку глубины и актуальности темы рецензируемого источника.
  3. Приведите сжатое изложение позиции автора рецензируемого источника.
  4. Запишите ваше отношение к существу затронутой проблемы. Дайте оценку позиции автора.
  5. Проанализируйте индивидуальные особенности стиля автора (доступность, образность, эмоциональность, научность и т. д.).
  6. Укажите, для кого бы вы рекомендовали рецензируемый источник.

Рецензия — статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающая мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии — информирующая и оценочная. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста.

Требования к выполнению задания:

  • соответствие структуры и содержания авторского текста рецензии нормам жанра;
  • владение знаниями по вопросу;
  • глубина и всесторонность анализа;
  • владение педагогической терминологией и культура ее использования;
  • видение сферы использования материала в педагогической практике, личностной его значимости;
  • соблюдение правила оформления рецензии, с соблюдением лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформлением текста в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации.

Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты.

Объект анализа — книга, статья в журнале, дипломный проект и т. д. — принято называть: работа автора, рецензируемая работа и т. д.

Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме…», «Актуальность темы обусловлена…» и т. д.

Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т. д. Например: «В начале работы (статьи, монографии и т. д.) автор указывает, что…»; «Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»; «Рассматривает вопрос о…»; «…доказывает, что…»; «…приходит к выводу о том…».

Основной тезис формулируется с использованием следующих выражений: «Центральным вопросом работы является вопрос о…»; «В статье на первый план выдвигается вопрос о…».

Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений: «Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем…»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория…»; «…представлены разные точки зрения по вопросу…»; «…дается глубокий анализ…»; «Работа отличается высокой информативностью…»; «богатым фактическим материалом…»; «Автор справедливо отмечает…»; «…убедительно показывает…»; "аргументировано обосновывает…"; «…детально анализирует…».

Отрицательная оценка: «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода…»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»; «Автору не удалось показать…».

Выводы: «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;

«Представляется, что в целом работа имеет важное значение…».

6. Эссе

Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться видеть разные пути решения педагогических проблем, в том числе и творческие; понять связь педагогической теории и практики; овладеть жанром эссе.

Задание. Напишите эссе по литературному произведению или документальному/ художественному фильму, содержащему педагогическую проблематику. Примерный список источников прилагается. Выбор источника может осуществляться самостоятельно.

Методическая подсказка.

Эссе должно включать следующие части, отвечающие требованиям:

  1. Краткое содержание, в котором необходимо: четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы; кратко описать структуру и логику развития материала; сформулировать основные выводы.
  2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
  3. Заключение. В нем следует: четко выделить результаты исследования и полученные выводы; обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.
  4. Библиография.

Эссе от французского «essai», англ. «essay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.).

Это прозаическое сочинение — рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Структура эссе:

  • титульный лист;
  • введение — суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»;
  • основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли;

  • заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т. д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Пишем эссе.

Определившись со структурой эссе и основной темой каждого абзаца, пишем эссе. Вот некоторые правила, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:

  • во-первых, вступление должно привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Это непросто, поэтому оставь вступление на самый конец. Начни сразу с самого главного;
  • тезис обычно ставится либо в начало, либо в конец эссе;
  • осторожней с повторениями. Избыточность в тексте — это плохо, но повторение также может усилить твои аргументы;
  • каждый абзац должен содержать идею, связывающую его с тезисом. Каждое предложение в абзаце должно быть связано с основной идеей абзаца. Тогда твое изложение станет осмысленным и связным;
  • определи адресата, для кого ты пишешь. От этого зависит выбор стиля, лексики, цитат и т. д.

Требования к выполнению задания:

  • корректность формулировки названия (в названии должна прослеживаться затронутая в произведении педагогическая проблема);
  • понятное выражение в тексте собственной позиции по выбранной теме;
  • знание и понимание теоретического материала (в тексте четко определены рассматриваемые понятия, используемые понятия строго соответствуют теме; корректно используется педагогическая терминология);
  • анализ и оценка педагогической проблематики произведения (грамотное использование приемов, анализа, сравнения и обобщения; способность давать аргументированную оценку затронутой в произведении педагогической проблеме);
  • построение суждений (ясность и четкость изложения; логика структурирования доказательств; выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; общая форма изложения соответствует жанру эссе);
  • оформление работы (аккуратность и соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение требований к оформлению и использованию цитат; соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации);
  • наличие вывода.

Примерный список источников:

Литературные произведения

Фильмы

Гавальда А. 35 кило надежды.

Гарри Поттер.

Гессе Г. Игра в бисер.

Ключ без права передачи.

Помяловский Н. Очерки бурсы.

Республика ШКИД.

Толстой Л. Трилогия: Детство. Отрочество. Юность.

Чучело.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: Учеб. пособие. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2010. — 480 с.

Ефремов О.Ю., Федорова Н. М. Профессионально-ориентированное общение как гуманитарная технология подготовки и деятельности преподавателя высшей школы: Учеб. пособие. — СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. — 184 с.

Дополнительная литература:

Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. — М., 2002. — 236 с.

Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 236 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Мн.: Современный литератор, 2006. — 96 с.

Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. — Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2007. — 460 с.

Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, паталогий и парадоксов взаимодействия / Пер. с англ. А. Суворовой. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 397 с.

Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. — 121 с.

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для педагогов-психологов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. — 173 с.

Григорьева Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. — 207 с.

Гриндер М., Ллойд Л. НЛП в педагогике. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 320 с.

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. — М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004. — 192 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2002. — 384 с.

Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и К», 2006. — 357 с.

Казаков А.Н., Якушев А.О. Логика-I. Парадоксология: Пособие для учащихся ст. классов лицеев, колледжей и гимназий. — М.: АО «Аспект-Пресс», 2004. — 256 с.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие. — 2-е изд., — М.: Флинта, Наука, 1999. — 496 с.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей/ Пер. с англ. — М.: Беловодье, 1994. — 688 с.

Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 208 с.

Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.

Колина Е. Личное дело Кати К. — СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2007. — 300 с.

Коммуникация и образование: сб. ст./ Под ред. С.И. Дудника. — СПб., 2004. — 211 с.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учеб. пособие. — М.: Логос, 1999. — 254 с.

Льюис Л. Язык эффективного общения. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. — 320 с.

Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студентов пед. университетов и институтов. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 432 с.

Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная психология и педагогика: Учеб. пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 2-е изд., испр. и доп. — 560 с.

Организация самостоятельной работы студентов по педаогическим дисциплинам: Методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 139 с.

Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. — 615 с.

Пафилова А.П. Тренинг педагогического общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.

Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 224 с.

Пиз А., Пиз Б. Принцип несовместимости. Психологические тесты. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. — 160 с.

Пост Э. Этикет. Классическое руководство / Пер. с англ. Л.И. Игоревского и др. — М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. — 317 с.

Прайер Р., О’Коннор. НЛП и личные отношении. Простые стратегии для улучшения отношений/пер. с англ. — К.: София, 2001. — 256 с.

Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 328 с.

Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с.

Технологии интеллектуальных коммуникаций: Учебно-методический комплекс / Под ред. А.В. Венковой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. — 236 с.

Шейнов В.П. Искусство убеждать: учебно-практическое пособие. — М.: ЗАО «Книга-сервис», 2005. — 304 с.

// www.icahdq.org/ — сайт Международной Ассоциации Коммуникации (The International Communication Assosiation).

// www.e-text.nxt.ru — как написать пресс-релиз.

// www.x-student.ru/articles-study 39. htm

// www.bookresearch.ru/creatingAnnotation.htm

Приложение 1 Образец титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогические коммуникации»

на тему__________________________________________

Студент______________________

Группа_______________________

Курс_________________________

Екатеринбург 201_

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Педагогические коммуникации»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Подписано в печать Формат 60 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. — изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector