Методическое обеспечение дошкольников с НЗ

Составители:

Л.И.Федорова, научн.сотр. ГРЦ ИПИО МГППУ

С.А.Абрамова, методист ГБОУ МЦ СОУО ДО г. Москвы

М.В.Кузнецова, методист ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей c нарушениями зрения

Название

Аннотация

Программы

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997.

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной целью является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Под науч. ред. Шипициной Л.М. — СПб.: Образование, 1995.

Программы отражают достижения отечественной и зарубежной тифлопедагогики и опыт работы Центра по воспитанию слепых дошкольников Санкт-Петербурга.

Данный сборник включает коррекционную программу и методические рекомендации по пространственной ориентировке слепых дошкольников, методические рекомендации по обучению пространственной ориентировке слепых дошкольников, по тифлографике для слепых дошкольников, по формированию коммуникативной деятельности у слепых дошкольников, по физическому воспитанию слепых дошкольников,

Методическое обеспечение

Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. — М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.

В пособии раскрываются общие дефектологические подходы к организации коррекционно-развивающей среды в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего вида для детей с отклонениями в развитии. Авторы рассматривают среду как действенное средство предупреждения и коррекции недостатков развития, связанных с первичным дефектом (слепотой, глухотой, интеллектуальной недостаточностью и др.).

В пособии выделены основные блоки, кабинеты и модули коррекционно-развивающей среды. Приводятся требования и рекомендации по подбору игрушек, дидактического материала в коррекционно-воспитательной работе, приводится примерный перечень игрушек и оборудования для детей с отклонениями в развитии.

Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной / авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Вологоград.: Учитель, 2012

В пособии представлены основные направления образовательного процесса: развитие зрительного восприятия, пространственных отношений, социально-бытовая ориентировка. План каждого раздела четко структурирован, определены цели и задачи педагогической работы, учитывающие интеграцию всех видов детской деятельности. Систематичность и последовательность в изложении материала, соответствие современным коррекционно-развивающим технологиям позволят учителям-дефектологам, воспитателям и психологам осуществить комплексное развитие и воспитание дошкольников в соответствии с ФГТ, обеспечат ребенку всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к обучению в школе.

Феоктистова В.А., Головина Т.П., Рудакова Л.В. и др. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.: Образование, 1995.

Книга содержит пакет научно-методической документации для организации коррекционно-педагогического процесса и восстановительного лечения зрения детей в ДОУ для детей с нарушением зрения. В частности, она включает функциональные обязанности специалистов ДОУ, перечень оборудования для кабинета тифлопедагога; схему обследования дошкольников с нарушением зрения, позволяющую выявлять уровень развития ребенка, наличие и характер вторичных отклонений в его развитии; методические рекомендации по коррекционному воспитанию, развитию и обучению детей с нарушением зрения и программы следующих коррекционных курсов: «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» и «Формирование общения», «Изобразительная деятельность».

Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. — М.: Экзамен, 2006.

В предлагаемом исследовании рассматриваются рациональные и эффективные пути и средства индивидуального и дифференцированного подходов к содержанию и формам коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Данная проблема рассматривается во взаимосвязи коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работой, проводимой с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей дошкольников.

Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»

Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры. Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006.

Книга отражает опыт работы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Содержащиеся в ней статьи («Слепой ребенок в группе для детей с косоглазием и амблиопией», «Организация игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения», «Создание условий для игровой деятельности дошкольников с нарушением зрения» и др.) адресованы учителям-дефектологам, воспитателям, а также родителям дошкольников с патологией зрения.

Корнилова И.Г., Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.

Автор показывает, как, организуя креативную игру и участвуя в ней, взрослый может устанавливать доверительные отношения с детьми, развивать у них активность и самостоятельность в познании окружающего мира. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения, а также служит коррекционным целям.

Хорош С.М., Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. – М.: ВОС, 1983.

В пособии показано значение игрушки в воспитании слепого дошкольника на разных этапах его развития, раскрыта роль игрушки как действенного средства для предупреждения и коррекции недостатков развития, связанных со слепотой. В работе раскрываются особенности ориентировочных и игровых действий слепых дошкольников с различными видами игрушек, даются рекомендации по выбору игрушек для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, по использованию различных видов игрушек в коррекционно-воспитательной работе.

Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации. /Сост. Дружинина Л. А. и др./науч. ред. Дружинина Л. А.,

— Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

Методические рекомендации разработаны согласно Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждении IV вида. Включают апробированные материалы тематического планирования, конспекты занятий по развитию социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения по четырем годам обучения, а также рекомендации по организации и методике проведения их в условиях индивидуального и дифференцированного подходов.

Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий).

Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007.

Сборник составлен на основе материалов опытно-экспериментальной работы ГОУ детский сад компенсирующего вида №2245 (для детей с нарушением зрения) г. Москвы по теме «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения».

Показана тесная взаимосвязь коррекционной работы тифлопедагогов и психолога по формированию социально-адаптивного поведения у дошкольников с нарушением зрения с осуществляемым в детском саду общеобразовательным процессом.

Образовательная область «Познание»

Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие

СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.

Раскрываются современные подходы к образованию детей с нарушением зрения и теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению. Описываются особенности контингента школ слепых и слабовидящих. Приводится методика тифлопедагогического обследования детей с нарушением зрения.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: «Адель», 1998.

Дидактический материал предназначен для занятий по математике в подготовительной к школе группе детского сада для детей с нарушениями зрения. На примере математических заданий, которые даются поэтапно, показана коррекционно-компенсаторная работа по развитию способов зрительного восприятия, зрительной ориентации и активизации зрительных функций у детей с нарушением зрения.

Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. — Тольятти. 2002.

В пособии даны планы занятий по формированию геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения. Содержание занятий соответствует программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детский сад) и отражает планирование с учетом возраста детей (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).

Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие. – Самара:. Изд-во СГПУ, 2004.

В пособии раскрыты особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов и методика формирования у них представлений о величине и измерении величин в условиях детского сада для детей с нарушением зрения. В пособии даны планы соответствующих занятий у дошкольников с нарушением зрения. Содержание занятий соответствует программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детский сад) и отражает планирование с учетом возраста детей (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).

Е.В.Колесникова. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет.–М.: «Ювента», 2004.

Упражнения, представленные в этом пособии направлены на сенсорное развитие (восприятие цвета, формы, величины), развитие фонематического слуха. Также в нем представлены примеры занятий, с помощью которых можно подготовить детей к обучению грамоте, развить математические представления, внимание, память, мышление.

Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школьная Пресса, 2007.

В пособии изложена система перцептивного обучения детей, включающая теоретическое обоснование, верифицированные в экспериментальных исследованиях методы диагностики и компенсации нарушений восприятия и связанных с ним других познавательных процессов у детей со слабым зрением дошкольного и младшего школьного возраста.

Книга содержит дидактический материал, она окажет практическую помощь психологам, педагогам, воспитателям и родителям в создании условий и организации коррекционной работы, в использовании большого набора методик.

Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. / Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина, — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.

Методические рекомендации разработаны к разделу «Развитие зрительного восприятия» программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Рекомендации включают дифференцированные задачи коррекции и развития зрительных функций, формирования и уточнения знаний о свойствах и качествах предметов, а также задачи по развитию сенсорных операций. Материалы представлены по годам обучения: тематическое планирование, конспекты занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с трех до семи лет, а также рекомендации по организации и проведению такого рода занятий с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. — Тольятти. 2002.

В пособии раскрыты особенности оценки и выделения информативных признаков цвета и контрастности, основ цветовой грамотности, а также даны планы занятий по формированию представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Содержание занятий соответствует программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детский сад) и отражает планирование с учетом возраста детей (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).

В приложениях приводится развернутая методика исследования восприятия цвета и представлений о цвете,

Никулина Г.В., Потемкина А.В.,

Фомичева Л.В., Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. – СПб.:

«Детство-Пресс», 2004

Игровые упражнения по овладению графическими навыками письма, совершенствование работы «глаз-рука»

Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. /Сост Дружинина Л. А. и др.; науч. ред. Дружинина Л. А. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

Методические рекомендации разработаны согласно программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, разделу «Развитие ориентировки в пространстве». Пособие включает апробированные материалы примерного тематического планирования по годам обучения, предусмотренным программой, программные задачи, конспекты занятий по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения с трех до семи лет.

Филатов А.И, Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения. — М.:«Книголюб», 2010.

Технологии направлены на усвоение ребенком знаний о пространстве, развитии зрительных функций при ориентировке в пространстве, расширение словарного запаса, уточнение и систематизация представлений о пространственных категориях речи.

Шорыгина Т.А., Учимся ориентироваться в пространстве. — М.: «Творческий центр», 2004

Нечаева Т.И., Развитие пространственной ориентировки. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.

Семаго Н.Я., Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

— М.: «Айрис-Пресс», 2007.

Образовательная область «Коммуникация» и коррекция речевых нарушений

Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей.. / Под ред.

Шипицыной Л.М.– СПб.: Речь, 2005.

В работе отражена специфика обучения неречевым средствам общения детей с тяжелыми нарушениями зрения дошкольного и школьного возраста. Пособие ориентировано на специалистов и родителей детей со зрительной патологией. Работа содержит 13 приложений практического характера (от примерной карты обследования уровня сформированности у детей мимики и пантомимики до описания подражательных движений и рекомендаций родителям), направленных на повышение эффективности коммуникативной деятельности слабовидящих детей.

Денискина В.З. Учимся улыбаться.– М., 2008.

Работа посвящена важным для социализации слепых и слабовидящих детей, но трудно формируемым у инвалидов по зрению компонентам общения – мимике, жесту и позе.

Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. — М.: Сфера, 2006.

Пособие представляет собой практическое руководство для занятий с детьми 5-7 лет. Включает полный комплекс логопедических занятий по развитию связной речи в старшей и подготовительной группах детского сада IV вида и отражает современный взгляд на проблему развития речи у детей с частичным выпадением зрительной функции. В пособии также содержится примерное тематическое планирование занятий по развитию связной речи в старшей и подготовительной группах, тематический лексический материал; представлено описание опорных картинок для развития мелодико-интонационных характеристик речи, предлагается план анализа деятельности. 

Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»

Сековец Л.С., Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

В монографии раскрываются особенности физического развития и состояния двигательной подготовленности дошкольников с косоглазием и амблиопией; излагаются пути оптимизации коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения.

Сековец Л.С., Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

– Н. Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева, 2001.

В книге рассматриваются особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения, раскрываются вопросы комплексного подхода к физическому воспитанию детей с нарушением зрения, организационных форм физической культуры в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушением зрения.

Образовательные области «Художественное творчество», «Труд»

Потемкина А.В., Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика. Учебно — методическое пособие. – М.: Просвещение, 1997.

Общая направленность пособия заключается в выделении особенностей изобразительной деятельности детей с нарушением зрения и раскрытию ее значения для коррекции и компенсации познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, их развития.

Большое внимание уделяется вопросам формирования графических навыков у слепых и слабовидящих детей, анализу основных видов изобразительной деятельности на основе сравнения категорий нормально видящих, слабовидящих и слепых.

Ремезова Л.А, Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения. — Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002.

В книге представлены результаты экспериментального исследования особенностей конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения, а также конкретные рекомендации по организации и проведению с детьми занятий по конструированию.

Ремезова Л.А., Обучение дошкольников с нарушениями зрения конструированию из строительного материала. — Самара: изд-во СПГУ, 2003.

В книге представлена методика обучения конструированию дошкольников с нарушением зрения, даны планы занятий по конструированию по 4-м годам обучения, содержание которых соответствует возрастным и зрительным возможностям детей.

Плаксина Л.И, Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.

В пособии рассматриваются вопросы методики обучения предметному рисованию детей с нарушением зрения, даются методические рекомендации по развитию зрительного восприятия в процессе обучения детей рисованию, приводятся конспекты занятий с учетом постепенного нарастания сложности изображения предметов. Представленный в пособии дидактический материал позволяет учить детей понимать форму, величину и пространственные положения предметов окружающего мира.

Образовательная область «Музыка»

Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. / Под ред. Ю. В. Липес. М.: Теревинф, 2006

В пособии представлена методика эмоционального и познавательного развития детей с нарушениями в развитии на музыкальных занятиях.

Дополнительная литература

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998.

В монографии обобщены многолетние исследования автора, отражающие проблему помощи детям с косоглазием и амблиопией во взаимосвязанном единстве психолого-педагогической и медицинской коррекции отклонений в развитии.

Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Солнцевой Л.И., Подколзиной Е.Н. – М., 2005.

В пособии раскрываются особенности воспитательной работы в области физического, трудового, умственного, нравственного и эстетического воспитания слепых дошкольников. Кроме того, раскрываются некоторые особенности развития слепого ребенка дошкольного возраста, показана специфика игры слепого дошкольника и обучения ориентировке в пространстве и основным движениям, даются рекомендации по подготовке слепого ребенка к школе в условиях семьи.

Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология).

– М.: Классикс Стиль, 2006.

В книге представлены теоретические положения, раскрывающие закономерности психического развития детей с нарушением зрения, пути компенсации и коррекции нарушенных функций, возможности и условия интеграции их в массовые образовательные учреждения.

Анисимова Н.Л., Новичкова И.В., Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации

– М., 2001.

В книге даны теоретические основы организации обследования практическим тифлопсихологом детей с нарушениями зрения. Показаны основные функции психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Отражена специфика работы тифлопсихолога. Раскрыты принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп.

Подколзина Е.Н., Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания. — М.: Российская государственная библиотека для слепых, ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008.

В брошюре, на примере занятий с одним ребенком излагается опыт проведения автором индивидуальных коррекционных занятий с дошкольниками, имеющими глубокую зрительную патологию и сопутствующие заболевания; опыт консультативной работы с их родителями. Работа эта осуществлялась на базе лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО.

Работа направлена на привлечение родителей к процессам (ре)абилитации и интеграции своего ребенка с проблемами развития.

Обеспечение взаимосвязи медицинской и педагогической коррекции

Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.

Рекомендации предназначены для детских-врачей-офтальмологов, сестер-ортоптисток, а также тифлопедагогов и воспитателей специализированных дошкольно-школьных учреждений для детей с нарушением зрения.

Жохов В.П., Кормакова И. А.,

Плаксина Л.И., Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: Методическое пособие. – М., 1989.

В методическом пособии рассматривается проблема восстановления зрения и зрительного восприятия у детей, страдающих косоглазием и амблиопией, в условиях специализированного детского сада. Изложены методы лечения косоглазия и амблиопии, а также содержание и методика коррекционно-педагогической работы по развитию зрения и зрительного восприятия.

Малеева З.П., Алексеев О.Л., Подготовка детей с нарушениями зрения к его лечению с помощью специальных медицинских аппаратов: Монография / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» – Екатеринбург, 2005.

В монографии показана роль тифлопедагога ДОУ в подготовке дошкольников к восстановительному лечению функциональных нарушений зрения с использованием медицинских аппаратов, приводятся характеристики достаточного уровня готовности детей с нарушением зрения к занятиям на различных лечебно-диагностических аппаратах в плеоптический и ортоптический периоды восстановительного лечения, а также соответствующие методические материалы.