Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Департамент образования администрации Владимирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ПЦК педагогики психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие восприятия у детей развитие детей младшего дошкольного возраста">младшего дошкольного возраста»

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

Выполнила:

студентка 6 курса,

Научный руководитель:

Игонина Людмила Николаевна

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития восприятия у детей

младшего дошкольного возраста…………………………………………………

1.1 Понятие восприятия в психологии…………………………………………

1.2 Восприятие как деятельность в познавательном процессе………………….

1.3 Особенности развития восприятия у детей младшего дошкольного

возраста………………………………………………………………………………

Выводы………………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Введение

Актуальность: Дошкольный возраст важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Методологической основой данного исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, изучавших закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах: О.М. Дьяченко, Е.В. Филипповой, З.М. Истоминой, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Т.В. Кудрявцева, Н.С. Лейтеса, Э.П.Торренса, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Моллер, Э. Мол, Г.Гельмгольц, Э. Геринг, В. Вундт, Г.Э. Мюллер и американский психолог Э.Б. Титченер.

3 стр., 1016 слов

«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего ...

... воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Физическое воспитание в ... 4.Неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. 5.Нарушение служб дошкольного медицинского контроля. 6.Нарушение режима дня. 7.Малоподвижный образ жизни дошкольника. ...

Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития»».[15;С.60] Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне. Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Выготского.

Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируется более быстро, и что более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно. Руководствуясь этими убеждениями, надо работать над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этому младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Изучая данный вопрос мы столкнулись, с таким явлением: не всегда воспитатель целенаправленно занимается развитием восприятия у детей младшего дошкольного возраста в системе. Хотя в литературе существует серии игровых приемов, чтобы использовать для развития восприятия. Таким образом, сложилось противоречие между теорией и практикой. Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать следующую проблему: как использовать эффективные приемы с целью развития восприятия детей младшего дошкольного возраста? Ответ на этот вопрос составляет цель исследования.

Объект исследования – процесс развития восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – серия эффективных приемов.

Задачи исследования.

1. Изучить теоретические основы проблем развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе.

2. Изучит особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста.

3. Подобрать серию игровых приемов по проблеме исследования.

Методы исследования для дальнейшего апробирования на практике.

1теоретические: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Понятие восприятия в психологии

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как и ощущение, связано прежде всего с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

5 стр., 2056 слов

ТЕМА1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

... отношений, является важным серьёзным и трудным испытанием. 2. Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. ... правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших. Стремление “быть как все” возникает в условиях ...

Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая яблоко, человек знает, что это именно яблоко, что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным

словом – «яблоко», которым обозначен не какой – либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое. «Воспринимать

кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть»,- писал французский психолог П. Жанэ, — «а воспринимать дом, — говорил Вейцзекер, — это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в которой можно войти»[4;С.156]

Воспринимая что – либо, человек имеет в виду знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Восприятия предмета как сложного объекта требует аналитико – синтетический функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известно слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.

Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики.

Современная психология рассматривает восприятие не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие – это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием.[4;С.157] Причем это практическое действие не исчерпывается движение глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.

1.2. Восприятие как деятельность в познавательном процессе

Рассмотрение восприятия и его свойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так как именно в образах, чувственных и умственных проявляется результат восприятия. «Можно сказать так: знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности». [5;С.261]………….

Заключение

Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка.

2 стр., 735 слов

Психология ребенка из неблагополучной семьи

... форме постоянной слежки,стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения илишению ребенка собственного мнения. Неизбежно приводит к формированию уребенку чувства неполноценности ... иделинквентным правонарушительным формам поведения, являющимися результатом выдавливания ребенка из семьи. Чаще всего ребенок демонстрируетдевиантные формы поведения уход из дому, бродяжничество, ...

В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме (контуру), вне которой не может существовать предмет. Наиболее рано ребенок воспринимает предмет при следующих условиях:

— при его подвижности на фоне неподвижных вещей;

— при действиях ребенка с предметом (манипулятивные, предметные действия, ощупывание предмета, затем лепка, моделирование, конструирование, изображение);

— при выработке специального условного дифференцировочного рефлекса на форму, величину, местоположение в пространстве;

— при обозначении предмета (чайник, мяч) или геометрической формы словами;

Цвет становится акцентированным компонентом воспринимаемого предмета тогда, когда он:

— стал сигналом в результате выработанного рефлекса;

— является характерным признаком предмета;

— обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;

— конкурирует с незнакомой детям абстрактной для них формой (геометрической).

Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления связей между ними (синтез).

Так мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает в восприятии сложного содержания: картины, текста, восприятие которых требует понимания, т.е. является формой сложной умственной деятельности.

Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня: перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят:

— от структуры картины;

— от степени близости ее сюжета опыту ребенка;

— от формы поставленного вопроса;

— от общей культуры ребенка, умения наблюдать;

— от развития его речи.

Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия картин. Иначе говоря, уровни могут сосуществовать.

В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи: пространственные и временные. Ребенок познает их вначале в условиях бытовой жизни путем чувственного созерцания, движений, различных практических действий. Включение знаний о пространстве и времени, их вычленение, осмысливание и обобщение в разных видах деятельности обеспечивают раннее выделение ребенком этих сторон действительности и их осмысливание. Так совершенствуется познавательная деятельность детей.

Научившись осмыслено воспринимать окружающее, школьники получают возможность непосредственно связывать теоретические знания со своей практической (внеучебной, общественной, юннатской, спортивной и т.д.) деятельностью. Дети осваивают умение произвольно и последовательно наблюдать окружающее, связывать подмеченные в жизни факты со сведениями, полученными из книг и объяснений учителя. Теоретическое осмысливание изучаемого нового материала побуждает ученика вновь проверить на практике сделанные им «открытия».

8 стр., 3735 слов

Предмет: история психологии

... средневековому христианскому мировоззрению. С его пиходом открывается новый этап в развитии психологии - эпоха средневековой психологии. Он подчёркивал главенствующую роль души, которая по его мнению управляет ... 62 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» Выполнил: студент 2 курса 8 группы Мосина Л.В. Проверил: кандидат психологических ...

Ученики приобретают прочные, осмысленные знания и овладевают наблюдением. Культура восприятия — это совершенствование всей познавательной деятельности ребенка.

Развитие восприятия есть переход от слитного, синкретичного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. С развитием восприятия изменяется и его структура, его механизм. У малышей глаз следует за движением руки. У старших детей работа глаза освобождается от необходимости опоры на осязание и движение руки. Все большую роль начинает играть слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого содержания.

Список литературы

1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977 – 413с.

2. Грегори Р.Л. Разумный глаз: Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях. Пер с англ. Изд. 4, 2010. – 240с.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000. – 624с.

4. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин – тов, М.: Просвещение,1971. – 415с.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М.,1983. – 392с.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, М., 2000. – 509с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М.: Политиздат, 1975. – 253с.

8. Мухина В.С. Психология дошкольника: учеб. пособие пед. училищ./Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. — 239с.

9. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 Кн. – 4 – е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2003. – 432с.

11. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2001. – 720с.

12. Титченер Э. Очерки психологии. – СПб.: Питер, 1998. – 245с.

13. Фресс П. Оптимум мотивации // Хрестоматия по психологии мотивации. — Режим доступа: www. psychology Online. Net

14. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: – Вып. 6 – М., 1978. – 365с.

15. Эльконин Д.Б. Психолого – педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин, Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Издание 2 – е, стереотипное. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО»МОДЭК», 1997. – 310 – 316с.