Министерство здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности
по безопасности жизнедеятельности
Обеспечение безопасности
жизнедеятельности человека
для студентов 2 курса медицинских факультетов
Донецк – 2013
Тема: «Обеспечение безопасности
жизнедеятельности человека»
Актуальность темы
Изучение различных аспектов здоровья человека и общества является важнейшей задачей безопасности жизнедеятельности.
Здоровье – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (формулировка ВОЗ).
Термин «здоровье» чрезвычайно многоплановый, медицинские критерии дополняются понятиями оптимальной трудоспособности и социальной активности. Хорошее здоровье является главным ресурсом социального, экономического и индивидуального развития, а также важнейшим параметром качества жизни.
Здоровье человека – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др. Здоровье зависит от множества факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечения продуктами питания и их ценностью, социально-экономическими условиями, уровнем медицинского обслуживания. Необходимо помнить, что здоровье зависит от многих факторов, которые объединяются в одно интегральное понятие – здоровый образ жизни, который сводится к разумному отношению к своему здоровью, физической и психической культуре, закаливанию организма, умелой организации труда и отдыха.
К числу факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье, относятся вредные привычки: алкоголизм, наркомания, токсикомания и др. факторы, формирующие зависимость поведения от алкоголя, наркотиков, токсикантов, никотина. Эти факторы делят на три группы: социальные, психологические и биологические.
Воздействие на человека негативных факторов производственной среды
... здоровья. Степень изменений состояния здоровья может быть различной в зависимости от уровня опасности. Крайним проявлением опасности может быть потеря жизни. Опасность -- это главное понятие в безопасности жизнедеятельности, ... на опасные факторы и вредные факторы. Опасным производственным фактором (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме ...
К социальным факторам относится воспитание в дисфункциональной семье, асоциальное поведение, неблагополучный микросоциум;
– к психологическим факторам относится акцентуация характера, несформированность социально позитивных интересов, эмоциональная неустойчивость;
– к биологическим факторам относятся последствия черепно-мозговых травм, органическая церебрально-эндокринная недостаточность, повышенная чувствительность к наркотикам и токсикантам, незрелость детоксикационной системы.
Для решения проблемы сохранения здоровья и работоспособности человека создана система здравоохранения, включающая санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, санитарно-курортные, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические службы.
Основными путями профилактики вредных привычек являются:
– воспитание этикетного поведения (обязательность, воспитанность, энергичность, разумность);
– наполнение одыха культурными и духовными ценностями;
– формирование более сложной системы деятельности;
– повышение ценностных ориентаций и углубление социальных контактов;
– формирование социально необходимых качеств;
– расширение позитивного социального влиятния религий;
– ослабление негативного социально-проалкогольного прессинга макро- и микросоциума;
– расширение психогигиенических просветительных мероприятий;
– выработка навыков противостояния проалкогольному и протабачному давлению со стороны макро- и микросоциума.
Цели обучения
Общая цель – уметь прогнозировать последствия нарушения валеологических основ формирования здорового образа жизни на основе факторов риска и предлагать меры профилактики вредных привычек.
Конкретные цели |
Исходные цели |
Уметь: |
Уметь: |
1. Определять духовный, психический, физический и социальный аспекты здоровья человека. |
1. Объяснять и применять валеологические и санологические принципы в практике сохранения здоровья (кафедры медицинской биологии, социологии, философии и социально-гуманитарных дисциплин).). |
2. Определять факторы, обеспечивающие стабильность здоровья. |
2. Определять показатели индивидуального здоровья (кафедры медицинской биологии, социологии). |
3. Оценивать образ жизни в современных условиях. |
3. Объяснять механизмы вредного воздействия на организм человека курения, алкоголя, наркотиков (кафедра медицинской биологии) |
4. Объяснять и внедрять методы оздоровления человека. |
|
5. Интерпретировать здоровье человека как медико-биологическую и социальную категорию. |
|
Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений
Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений, выполните следующие задания для самоподготовки и самоконтроля. Проверьте правильность ответов, сопоставив их с эталонами.
Задание 1. Курение, потребление алкоголя, интерес к наркотикам оказывают различное действие на человека.
Какие изменения в жизнедеятельности не свойственны человеку с вредными привычкам?
А. Сокращение продолжительности жизни человека.
В. Асоциальные формы поведения.
С. Физическая зависимость.
D. Повышение работоспособности.
Е. Изменение психического сосостояния.
Задание 2. На втором курсе колледжа занимается 114 учащихся. В течение года эпизодически болело 31 человек, часто болело 18 человек. Какой индекс здоровья на втором курсе колледжа?
А. 27,2 %.
В. 57 %.
С. 72,8 %.
D. 84,2 %.
Е. 100,0 %.
Задание 3. Вредные привычки закладываются в школьном возрасте и их распространенность увеличивается.
С какого возраста целесообразно проводить профилактическую работу?
А. Начиная со старших групп детских дошкольных учреждений.
В. В младших классах школы.
С. В средних классах школы.
D. В старших классах школы.
Е. Эффективность одинакова.
Задание 4. Неблагоприятная экологическая обстановка, а также сложные природно-климатические условия определяют здоровье человека на:
А. 5 %.
В. 10 %.
С. 50 %.
D. 20 %.
Е. 70 %.
Эталоны ответов на задания для контроля исходного уровня:
Ответы: 1 – D; 2 – В; 3 – В; 4 – D.
Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:
- Биология / Слюсарев А.А., Жукова С.В. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 1987. – С. 300 – 311.
Содержание обучения
Граф логической структуры (Приложение 1)
Теоретические вопросы, на основе которых возможно достижение целевых видов деятельности
- Здоровье человека как медико-биологическая и социальная категория. Духовный, психический, физический, социальный аспекты здоровья человека.
- Здоровье и патология. Валеология. Санология. Определение, сущность, предмет их изучения.
- Понятие индивидуального здоровья человека.
- Факторы, которые обеспечивают стабильность здоровья. Факторы риска и группы риска.
- Понятие о образе жизни, его особенности в современных условиях.
- Оздоровительные традиционные и нетрадиционные системы, методы оздоровления. Способы закаливания организма.
- Механизмы влияния на организм человека алкоголя, курения и наркотиков. Угроза личной и общественной жизнедеятельности при их употреблении.
После усвоения вышеуказанных вопросов ознакомтесь с графом логической структуры темы занятия (Приложение 1).
Источники информации, необходимые
для реализации конкретных целей обучения
- Желібо Є.П. Безпека життєдіяльності / Є.П. Желібо, Н.М. Зверуха, В.В. Зацарний / За ред. Є.П. Желібо. – К.: Каравела, 2009. – С. 111-119.
2. Лекции.
3. Граф логической структуры темы.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособие / Я.А. Сериков, Н.А. Кинжалова, С.Я. Сериков [и др.]; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. – Х: ХНАГХ, 2010. – С. 144-153.
ориентировочная основа деятельности
После изучения источников литературы ознакомьтесь с алгоритмом, который определяет последовательность и характер Ваших действия при выполнении самостоятельной работы (Приложение 2).
Набор заданий
для достижения конкретных целей обучения
Для проверки усвоения материала Вам предлагается выполнить следующие задания:
Задание 1. В процессе жизнедеятельности на здоровье человека влияют различные факторы. Согласно данным ВОЗ здоровье человека на 48-53% зависит от:
- Генетических факторов.
- Качества медицинской помощи.
- Своевременности медицинской помощи.
- Образа жизни.
- Степени загрязнения окружающей среды.
Задание 2. Среди лиц с вредными привычками наблюдается «аддиктивное поведение».
Что это такое?
А. Физическая зависимость от различных веществ.
В. Пагубная привычка.
С. Заболевание.
- Образа жизни.
Е. Форма общения.
Задание 3. Для оценки индивидуального здоровья ребенка врач-педиатр использовал ряд показателей.
Какой из них был включен ошибочно?
А. Наличие или отсутствие болезни.
B. Уровень функционального состояния.
C. Уровень физического развития.
D. Степень резистентности.
E. Заболеваемость.
Задание 4. К психофизиологическому фактору постоянной опасности – недостаточности опыта, относятся:
А. Дефекты зрения.
В. Дефекты координации движений.
С. Душевные стрессы.
D. Неверные действия.
Е. Конфликты.
Задание 5. Ребенок находится на диспансерном учете по поводу хронического тонзиллита. В течение года у него зарегистрировано 2 случая ОРВИ. К какой группе здоровья он относится?
А. I-ой .
В. II-ой.
С. III-ей.
D. IV-ой.
E. V-ой.
Задание 6. В начальных классах занимается 183 учащихся. В течение года эпизодически болело 79 человек, часто болело 35 человек.
Какой индекс здоровья в начальных классах?
А. 19,2 %.
В. 37,7 %.
С. 43,2 %.
D. 62,3 %.
Е. 80,1 %.
Задание 7. Первоклассник без хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений. В течение года 3 раза болел ОРВИ.
К какой группе здоровья относится мальчик?
А. I-й.
В. II-й.
С. III-ей.
D. IV-ой.
E. V-ой.
Эталоны ответов: 1 – D; 2 – В. Остальные задания решите сами.
Краткие методические указания к работе
на практическом занятии
В соответствии с организационной структурой занятия после проверки и коррекции исходного уровня знаний студенты выполняют самостоятельную работу.
Задания оформляются в виде протокола, оцениваются преподавателем и обсуждаются в группе. Заатем преподаватель подводит итог проведенной работы.
В конце занятия осуществляется тестовый контроль по теме.
Приложение 1
Граф логической структуры темы:
«Обеспечение безопасной жизнедеятельности человека»
Приложение 2
Алгоритм выполнения самостоятельной работы
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека»
Первый шаг – Выявите применяется ли данное вещество в
медицине
Второй шаг – Укажите вызывает ли данное вещество физическую зависимость
Третий шаг – Укажите вызывает ли данное вещество психическую зависимость
Четвертый шаг – Укажите пути поступления данного
вещества в организм
Пятый шаг – Опишите возможные эффекты при употреблении данного вещества
Шестой шаг – Определите длительность эффекта в часах
Седьмой шаг – Опишите возможные эффекты при передозировке
12