Методические указания к практическим занятиям 2

Министерство здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности

по безопасности жизнедеятельности

Обеспечение безопасности

жизнедеятельности человека

для студентов 2 курса медицинских факультетов

Донецк – 2013

Тема: «Обеспечение безопасности

жизнедеятельности человека»

Актуальность темы

Изучение различных аспектов здоровья человека и общества является важнейшей задачей безопасности жизнедеятельности.

Здоровье – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (формулировка ВОЗ).

Термин «здоровье» чрезвычайно многоплановый, медицинские критерии дополняются понятиями оптимальной трудоспособности и социальной активности. Хорошее здоровье является главным ресурсом социального, экономического и индивидуального развития, а также важнейшим параметром качества жизни.

Здоровье человека – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др. Здоровье зависит от множества факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечения продуктами питания и их ценностью, социально-экономическими условиями, уровнем медицинского обслуживания. Необходимо помнить, что здоровье зависит от многих факторов, которые объединяются в одно интегральное понятие – здоровый образ жизни, который сводится к разумному отношению к своему здоровью, физической и психической культуре, закаливанию организма, умелой организации труда и отдыха.

К числу факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье, относятся вредные привычки: алкоголизм, наркомания, токсикомания и др. факторы, формирующие зависимость поведения от алкоголя, наркотиков, токсикантов, никотина. Эти факторы делят на три группы: социальные, психологические и биологические.

11 стр., 5101 слов

Воздействие на человека негативных факторов производственной среды

... здоровья. Степень изменений состояния здоровья может быть различной в зависимости от уровня опасности. Крайним проявлением опасности может быть потеря жизни. Опасность -- это главное понятие в безопасности жизнедеятельности, ... на опасные факторы и вредные факторы. Опасным производственным фактором (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме ...

К социальным факторам относится воспитание в дисфункциональной семье, асоциальное поведение, неблагополучный микросоциум;

– к психологическим факторам относится акцентуация характера, несформированность социально позитивных интересов, эмоциональная неустойчивость;

– к биологическим факторам относятся последствия черепно-мозговых травм, органическая церебрально-эндокринная недостаточность, повышенная чувствительность к наркотикам и токсикантам, незрелость детоксикационной системы.

Для решения проблемы сохранения здоровья и работоспособности человека создана система здравоохранения, включающая санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, санитарно-курортные, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические службы.

Основными путями профилактики вредных привычек являются:

– воспитание этикетного поведения (обязательность, воспитанность, энергичность, разумность);

– наполнение одыха культурными и духовными ценностями;

– формирование более сложной системы деятельности;

– повышение ценностных ориентаций и углубление социальных контактов;

– формирование социально необходимых качеств;

– расширение позитивного социального влиятния религий;

– ослабление негативного социально-проалкогольного прессинга макро- и микросоциума;

– расширение психогигиенических просветительных мероприятий;

– выработка навыков противостояния проалкогольному и протабачному давлению со стороны макро- и микросоциума.

Цели обучения

Общая цель – уметь прогнозировать последствия нарушения валеологических основ формирования здорового образа жизни на основе факторов риска и предлагать меры профилактики вредных привычек.

Конкретные цели

Исходные цели

Уметь:

Уметь:

1. Определять духовный, психический, физический и социальный аспекты здоровья человека.

1. Объяснять и применять валеологические и санологические принципы в практике сохранения здоровья (кафедры медицинской биологии, социологии, философии и социально-гуманитарных дисциплин).).

2. Определять факторы, обеспечивающие стабильность здоровья.

2. Определять показатели индивидуального здоровья (кафедры медицинской биологии, социологии).

3. Оценивать образ жизни в современных условиях.

3. Объяснять механизмы вредного воздействия на организм человека курения, алкоголя, наркотиков (кафедра медицинской биологии)

4. Объяснять и внедрять методы оздоровления человека.

5. Интерпретировать здоровье человека как медико-биологическую и социальную категорию.

Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений, выполните следующие задания для самоподготовки и самоконтроля. Проверьте правильность ответов, сопоставив их с эталонами.

Задание 1. Курение, потребление алкоголя, интерес к наркотикам оказывают различное действие на человека.

Какие изменения в жизнедеятельности не свойственны человеку с вредными привычкам?

А. Сокращение продолжительности жизни человека.

В. Асоциальные формы поведения.

С. Физическая зависимость.

D. Повышение работоспособности.

Е. Изменение психического сосостояния.

Задание 2. На втором курсе колледжа занимается 114 учащихся. В течение года эпизодически болело 31 человек, часто болело 18 человек. Какой индекс здоровья на втором курсе колледжа?

А. 27,2 %.

В. 57 %.

С. 72,8 %.

D. 84,2 %.

Е. 100,0 %.

Задание 3. Вредные привычки закладываются в школьном возрасте и их распространенность увеличивается.

С какого возраста целесообразно проводить профилактическую работу?

А. Начиная со старших групп детских дошкольных учреждений.

В. В младших классах школы.

С. В средних классах школы.

D. В старших классах школы.

Е. Эффективность одинакова.

Задание 4. Неблагоприятная экологическая обстановка, а также сложные природно-климатические условия определяют здоровье человека на:

А. 5 %.

В. 10 %.

С. 50 %.

D. 20 %.

Е. 70 %.

Эталоны ответов на задания для контроля исходного уровня:

Ответы: 1 – D; 2 – В; 3 – В; 4 – D.

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

  1. Биология / Слюсарев А.А., Жукова С.В. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 1987. – С. 300 – 311.

Содержание обучения

Граф логической структуры (Приложение 1)

Теоретические вопросы, на основе которых возможно достижение целевых видов деятельности

  1. Здоровье человека как медико-биологическая и социальная категория. Духовный, психический, физический, социальный аспекты здоровья человека.
  2. Здоровье и патология. Валеология. Санология. Определение, сущность, предмет их изучения.
  3. Понятие индивидуального здоровья человека.
  4. Факторы, которые обеспечивают стабильность здоровья. Факторы риска и группы риска.
  5. Понятие о образе жизни, его особенности в современных условиях.
  6. Оздоровительные традиционные и нетрадиционные системы, методы оздоровления. Способы закаливания организма.
  7. Механизмы влияния на организм человека алкоголя, курения и наркотиков. Угроза личной и общественной жизнедеятельности при их употреблении.

После усвоения вышеуказанных вопросов ознакомтесь с графом логической структуры темы занятия (Приложение 1).

Источники информации, необходимые

для реализации конкретных целей обучения

  1. Желібо Є.П. Безпека життєдіяльності / Є.П. Желібо, Н.М. Зверуха, В.В. Зацарний / За ред. Є.П. Желібо. – К.: Каравела, 2009. – С. 111-119.

2. Лекции.

3. Граф логической структуры темы.

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособие / Я.А. Сериков, Н.А. Кинжалова, С.Я. Сериков [и др.]; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. – Х: ХНАГХ, 2010. – С. 144-153.

ориентировочная основа деятельности

После изучения источников литературы ознакомьтесь с алгоритмом, который определяет последовательность и характер Ваших действия при выполнении самостоятельной работы (Приложение 2).

Набор заданий

для достижения конкретных целей обучения

Для проверки усвоения материала Вам предлагается выполнить следующие задания:

Задание 1. В процессе жизнедеятельности на здоровье человека влияют различные факторы. Согласно данным ВОЗ здоровье человека на 48-53% зависит от:

  1. Генетических факторов.
  2. Качества медицинской помощи.
  3. Своевременности медицинской помощи.
  4. Образа жизни.
  5. Степени загрязнения окружающей среды.

Задание 2. Среди лиц с вредными привычками наблюдается «аддиктивное поведение».

Что это такое?

А. Физическая зависимость от различных веществ.

В. Пагубная привычка.

С. Заболевание.

  1. Образа жизни.

Е. Форма общения.

Задание 3. Для оценки индивидуального здоровья ребенка врач-педиатр использовал ряд показателей.

Какой из них был включен ошибочно?

А. Наличие или отсутствие болезни.

B. Уровень функционального состояния.

C. Уровень физического развития.

D. Степень резистентности.

E. Заболеваемость.

Задание 4. К психофизиологическому фактору постоянной опасности – недостаточности опыта, относятся:

А. Дефекты зрения.

В. Дефекты координации движений.

С. Душевные стрессы.

D. Неверные действия.

Е. Конфликты.

Задание 5. Ребенок находится на диспансерном учете по поводу хронического тонзиллита. В течение года у него зарегистрировано 2 случая ОРВИ. К какой группе здоровья он относится?

А. I-ой .

В. II-ой.

С. III-ей.

D. IV-ой.

E. V-ой.

Задание 6. В начальных классах занимается 183 учащихся. В течение года эпизодически болело 79 человек, часто болело 35 человек.

Какой индекс здоровья в начальных классах?

А. 19,2 %.

В. 37,7 %.

С. 43,2 %.

D. 62,3 %.

Е. 80,1 %.

Задание 7. Первоклассник без хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений. В течение года 3 раза болел ОРВИ.

К какой группе здоровья относится мальчик?

А. I-й.

В. II-й.

С. III-ей.

D. IV-ой.

E. V-ой.

Эталоны ответов: 1 – D; 2 – В. Остальные задания решите сами.

Краткие методические указания к работе

на практическом занятии

В соответствии с организационной структурой занятия после проверки и коррекции исходного уровня знаний студенты выполняют самостоятельную работу.

Задания оформляются в виде протокола, оцениваются преподавателем и обсуждаются в группе. Заатем преподаватель подводит итог проведенной работы.

В конце занятия осуществляется тестовый контроль по теме.

Приложение 1

Граф логической структуры темы:

«Обеспечение безопасной жизнедеятельности человека»

Приложение 2

Алгоритм выполнения самостоятельной работы

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека»

Первый шаг – Выявите применяется ли данное вещество в

медицине

Второй шаг – Укажите вызывает ли данное вещество физическую зависимость

Третий шаг – Укажите вызывает ли данное вещество психическую зависимость

Четвертый шаг – Укажите пути поступления данного

вещества в организм

Пятый шаг – Опишите возможные эффекты при употреблении данного вещества

Шестой шаг – Определите длительность эффекта в часах

Седьмой шаг – Опишите возможные эффекты при передозировке

12