Проблема реабилитации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 Проблема реабилитации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста 6

1.1 Эпидемиология острых респираторных заболеваний 6

1.2 Этиология острых респираторных заболеваний 12

1.3 Классификация острых респираторных заболеваний 15

1.4 Патогенез острых респираторных заболеваний 17

1.5 Клинические проявления острых респираторных заболеваний 20

1.5 Методы реабилитации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста 25

ГЛАВА 2 Материалы исследования 38

2.1 Организация исследования 38

2.2 Методы исследования 39

2.3 Комплексная реабилитация часто болеющих детей (лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж, ароматерапия) 43

ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение 50

3.1 Изучение динамики заболеваемости детей младшего дошкольного возраста 50

3.2 Влияние комплексной реабилитации на функциональное состояние дыхательной системы часто болеющих детей младшего дошкольного возраста 51

3.3 Влияние комплексной реабилитации на психоэмоциональное состояние часто болеющих детей младшего дошкольного возраста 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

ВЫВОДЫ 57

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 58

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 59

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Приложение А Комплекс упражнений лечебной гимнастики для часто болеющих детей младшего дошкольного возраста 65

Приложение Б Комплекс дыхательной гимнастики для часто болеющих детей младшего дошкольного возраста 68

Приложение В Комплекс приемов массажа и самомассажа для часто болеющих детей младшего дошкольного возраста 75

ВВЕДЕНИЕ

Проблема частой заболеваемости детей является одной из ведущих в медицине. В группу часто болеющих детей (ЧБД) принято относить детей, подверженных частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ) в основном из-за возрастных особенностей иммунной системы детского организма.

Острые респираторные заболевания – этиологически разнородная группа инфекционных болезней дыхательных путей, имеющих сходные механизмы развития и много общих клинических черт. Эта группа включает в себя инфекции, вызываемые как вирусами, в основном, респираторными, так и пневмотропными бактериями, в т.ч. нередко вегетирующими в дыхательных путях. В отсутствие характерных клинических черт вызвавшей ОРЗ вирусной инфекции принято использовать термин «острая респираторно-вирусная инфекция» (ОРВИ).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Отсутствие в МКБ-10 широко используемого в России термина ЧБД еще раз подтверждает, что этот термин не является диагнозом, а объединяет в группу диспансерного наблюдения детей, которые чаще, чем их сверстники, болеют ОРВИ.

ЧБД составляют от 20% до 65% детской популяции. Частые респираторные заболевания приводят к выраженным нарушениям в состоянии здоровья детей и способствуют формированию хронической патологии, нередко приводящей к инвалидизации в зрелом возрасте. Частые ОРВИ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей. Ограничение возможности общения со сверстниками приводит к социальной дезадаптации ребенка.

Повышенной восприимчивостью организма ребенка к ОРВИ отличаются дети раннего и младшего дошкольного возраста. Это, с одной стороны, не является отклонением от нормы, а характеризует онтогенетическую особенность данного возрастного периода. С другой стороны, если частота ОРВИ превышает порог толерантности иммунной системы, то адекватного восстановления функциональных характеристик иммунной системы не происходит. В связи с этим возникает проблема физической реабилитации ЧБД и комплексного оздоровления.

Таким образом, в современных условиях возрастает актуальность комплексной реабилитации часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста. Оздоровление и гармоничное развитие детей этого возраста немыслимо без применения дозированных, адаптированных к их состоянию физических нагрузок. Вместе с тем, процесс физического воспитания дошкольников нуждается в дальнейших разработках, как в организации этого процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), так и в создании различных научно-обоснованных технологий и методик, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей. В большей степени это относится к физической культуре для часто болеющих детей в условиях ДОУ.

Однако изучение литературных данных и методических материалов по этой проблеме позволяет сделать заключение об отсутствии научно обоснованных программ комплексной реабилитации часто болеющих детей, адаптированных к состоянию их здоровья, а также программ, содержащих организационно-методические основы физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения и позволяющих дифференцировать этот процесс в зависимости от физического и функционального состоянии детей.

16 стр., 7871 слов

Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста Содержание . Теоретическое исследование литературы по проблеме страхов у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Страх как психологический феномен .2 Страхи у детей старшего дошкольного возраста 2. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста 2.1 Задачи, методы и процедура исследования .2 Анализ ...

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о пристальном внимании специалистов к вопросам комплексной реабилитации часто болеющих детей. Проблема эта продолжает оставаться актуальной, обуславливая необходимость проведения дальнейших научных исследований в данной области знаний. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы комплексной реабилитации часто болеющих детей обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования – изучить эффективность комплексной реабилитации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1 Исследовать влияние комплексной реабилитации на динамику заболеваемости часто болеющих детей младшего дошкольного возраста.

2 Исследовать влияние комплексной реабилитации на функциональное состояние дыхательной системы часто болеющих детей младшего дошкольного возраста.

3 Исследовать влияние комплексной реабилитации на психо-эмоциональное состояние часто болеющих детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1 Исследование динамики заболеваемости детей младшего дошкольного возраста (индекс резистентности).

2 Исследование функционального состояния дыхательной системы (спирометрия, проба Штанге, Генча).

3 Исследование психоэмоционального состояния (методика САН).

4 Методы математической статистики (критерий Стъюдента).

Новизна исследования:

1 Установлены особенности функционального состояния дыхательной систем, психоэмоционального состояния часто болеющих детей младшего дошкольного возраста.

2 Разработан комплекс занятий лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики, массажа, процедур ароматерапии для часто болеющих детей младшего дошкольного возраста.

3 Выявлена положительная динамика в снижении заболеваемости, повышении функционального состояния дыхательной системы, улучшения психоэмоционального состояния в условиях реализации комплексной реабилитации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста.

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Содержание Введение ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ 1.1 Психологические особенности адаптации детей к ДОУ 1.2 Специфика прохождения и основные этапы процесса адаптации детей к условиям детского сада 1.3 Показатели успешной адаптации детей к ДОУ ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ 2.1 Диагностика эмоционального состояния детей в ...

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по использованию занятий ЛФК, дыхательной гимнастики, массажа, ароматерапии в условиях дошкольных образовательных учреждению с целью профилактики и снижения заболеваемости среди детей младшего дошкольного возраста.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций. Общий объем работы составляет 76 страниц, в тексте имеются 7 таблиц, 53 источника литературы, приложения.

ГЛАВА 1 Проблема реабилитации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста

1.1 Эпидемиология острых респираторных заболеваний

Высокая распространенность частых ОРЗ у детей в возрасте 2-5 лет, по мнению В.Ю. Альбицкого, А.А. Баранова [1], Л.С. Намазовой, В.В. Ботвиньевой [38], снижает качество жизни ребенка и его семьи. Среди всех случаев ОРЗ у детей на долю часто болеющих детей приходится 67,7-75%, а среди детей раннего и дошкольного возраста, посещающих организованные коллективы, группа ЧБД может составлять более 40% [49].

Острые респираторные заболевания у часто болеющих детей возникают в среднем 8-10 раз на первом году посещения ДОУ, 5-6 раз на втором, 3-4 раза на третьем году [37].

В группе часто болеющих детей ОРЗ регистрируются практически ежемесячно. Особенно часто ОРЗ болеют дети в возрасте 1-5 лет, что объясняется, с одной стороны, утратой материнского, а с другой – дефицитом формирования приобретенного иммунитета. Это в итоге нередко заканчивается присоединением бактериальных осложнений, длительных воспалительных заболеваний носоглотки, острой и хронической бронхолегочной патологии, развитием аллергических состояний, задержкой психофизического развития.

Термин «часто болеющие дети» появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х годов XX века. В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра, принятой 43-й Всемирной Организацией Здравоохранения, этого термина нет, поскольку это не диагноз в медицинском понимании этог…..

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

Программа повторения междисциплинарного государственного экзамена «Психолого-педагогические основы дошкольного образования» направление «ПЕДАГОГИКА» профиль «Управление дошкольным образованием» Выпуск 2011/2012, заочная форма обучения Сензитивные периоды психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, их характеристика. Понятие сензитивный период в работах Л.С.Выготского, Б.Г. ...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альбицкий, В. Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов. – Саратов : Медицина, 1986. – 89 с.

2. Алябьева, М. Н. Роль физической культуры в предупреждении острых респираторных вирусных инфекций у дошкольников / М. Н. Алябьева. – Киев : Здоровя, 1984. – 72 с.

3. Баранов, A. A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях : проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. – 1998. — № 1. – С. 5-8.

4. Баранов, А. А. Основные направления укрепления здоровья детей / А. А. Баранов // Ребенок : проблемы экологии и здоровья : сб. докл. науч. сессии. – СПб., 1999. – С. 20-26.

5. Белая, Н. А. Лечебный оздоровительный массаж : практ. пособие / Н. А. Белая; Н. Б. Петров. – М. :Т-Око, 1994. – 270 с.

6. Белая, Н. А. Лечебная физкультура и массаж : учеб.-метод. пособие для мед. работников/ Н. А. Белая. – М. : Советский спорт, 2001. – 272 с.

7. Богина, Т. И. Современные методы оздоровления дошкольников / Т. И. Богина, И. Б. Куркина, Е. А. Сагайдачная. – М. : Мозаика-Синтез, 2001. – 158 с.

8. Большая медицинская энциклопедия. – М. : АСТ, 2007. – 736 с.

9. Бычкова, С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей; дошкольного возраста / С. С. Бычкова. – М. : АРКТИ, 2001. – 64 с.

10. Воронцов, И. М. Закономерности развития детей и методы его оценки : учеб.-метод. пособие / И. М. Воронцов. – Л. : ЛПМИ, 1986. – 56 с.

11. Вялков, А. И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации / А. И. Вялков // ЛФК и массаж. – 2003. — № 1 (4).

– С. 5-8.

12. Горелова, Ж. Ю. Реабилитация детей, часто и длительно болеющих респираторными вирусными инфекциями / Ж. Ю. Горелова // Болезни органов дыхания у детей : диагностика, лечение, профилактика : материалы науч.-практ. конф. педиатров России. – М., 1999. – С. 84-85.

5 стр., 2495 слов

СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МиНИСТЕРСВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ Кафедра педиатрии Учебно-методическое пособие для студентов педиатрических факультетов, интернов, ординаторов и врачей педиатров. Синдром раздражённого кишечника у детей     Синдром раздражённого кишечника (СРК), относящийся к разряду функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта, принято рассматривать как биопсихосоциальное ...

13. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Дубровский. – М. : Владос, 2004. – 624 с.

14. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура : учебное пособие / В. А. Епифанов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 568 с.

15. Жохова, Ю. П. Эффективность физической реабилитации детей с бронхиальной астмой при применении лечебной гимнастики с большими гимнастическими мячами / Ю. П. Жохова, С. Д. Поляков // Актуальные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях : тез. докл. науч.-практ. конф. – М., 1999. – С. 126-129.

16. Заплатников, А. Л. Часто болеющие дети : современное состояние проблемы / А. Л. Заплатникова, Н. А. Коровина // Вопросы практической педиатрии. – 2008. — № 3 (5).

– С.103-109.

17. Ибрагимова, В. С. Точечный массаж / В. С. Ибрагимова. – М. : Медицина, 1984. – 144 с.

18. Иванов, В. А. Состояние здоровья часто болеющих детей и повышение эффективности их санаторного оздоровления / В. А. Иванов, Н. В. Шарапов, А. Л. Заплатников // РМЖ. – 2007. — №21(302).

– С. 1559-1564.

19. Иванова, Н. Л. Подвижные игры специальной направленности в реабилитации детей, болеющих бронхиальной астмой / И. Л. Иванова, Л. С. Захарова // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М., 1998. – С. 38-41.

20. Инфекционная заболеваемость в РФ за 2006 год // Детские инфекции. – 2007. — № (6)1. – С. 3–17.

21. Казьмин, В. Д. Дыхательная гимнастика / В. Д. Казьмин. – Ростов н/Дону : Феникс, 2000. – 223 с.

22. Кантимирова, Е. А. Комплексная оценка адаптационных возможностей часто болеющих детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. мед. наук. / Е. А. Кантимирова. – М., 2005. – 24 с.

23. Каукиайнен, А. Б. Факторы предрасположенности к повторным воспалительным заболеваниям органов дыхания у детей раннего возраста : автореф. дис. … д-ра мед. наук / А. Б. Каукиайнен. – СПб., 1992. – 42 с.

24. Ковалевский, В. А. Особенности личности ребенка при нарушении здоровья : автореф. дис. … д-ра мед. наук / В. А. Ковалевский. – Томск, 1998. – 38 с.

25. Козлова, Л. В. Основы реабилитации : учеб. пособие / Л. В. Козлова, С. А. Козлов, А. А. Семененко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 480 с.

8 стр., 3943 слов

Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Физическое, нервно-психическое, социальное и познавательное развитие

Период преддошкольного и дошкольного возраста. Преддошкольный, или ранний детский возраст (от 1 года до 3 лет), и дошкольный (от 3 до 6—7 лет) периоды имеют свои отличительные, характерные особенности, касающиеся как развития органов и систем ребенка, так и его умственного, нервно-психического, социального и познавательного развития. В преддошкольном возрасте на 2-м году жизни ребенка принято ...

26. Козырева, О. В. Если ребенок часто болеет : пособие для педагогов и инструкторов физ. культуры / О. В. Козырева. – М. : Просвещение, 2008. – 96 с.

27. Копунов, Ю. М. Характеристика состояния здоровья часто болеющих детей / Ю. М. Копунов // Актуальные вопросы состояния здоровья детей. – М., 1980. – С. 92-100.

28. Кузнецов, О. Ф. Эффективность новых интенсивных методов массажа и лечебной гимнастики в реабилитации больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких (хроническая пневмония, хронический бронхит) : автореф. дис. … д-ра мед. паук / О. Ф. Кузнецов. – М., 1987. – 43 с.

29. Кузнецова, М.Н. Профилактика острых респираторных заболеваний в дошкольных учреждениях / М. Н. Кузнецова, Ю. Ф. Змановский, Р. Д. Алымкулов // Здоровый дошкольник : социально-оздоровит. технология XXI века / авт.-сост. : Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, И. Ф. Саулина. – М., 2000. – С. 66-69.

30. Куничев, Л. А. Лечебный массаж : справочник для сред. мед. работников / Л. А. Куничев. – Л. : Медицина, 1985. – 216 с.

31. Лечебная физическая культура : учебник / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др. ; под ред. С. Н. Попова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

32. Лупан, И. М. Инновационный подход к иммунотерапии часто болеющих детей / И. М. Лупан // Вопросы современной педиатрии. – 2009. — №8 (3).

– С.28-31.

33. Мартынов, С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей : кн. для родителей / С. М. Мартынов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 223 с.

34. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика : теория и методика : учебник / Ю. В. Менхин, А. В. Мензин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 384 с.

35. Милюкова, И. В. Лечебная физкультура : новейший справочник / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова ; под общ. ред. Т. А. Евдокимовой. – М. : Эксмо, 2005. – 352 с.

36. Мухин, В. М. Физическая реабилитация / В. М. Мухин. – Киев : Олимпийская литература, 2005. – 380 с.

37. Намазова, Л. С. Иммуномодулирующая терапия часто болеющих детей мегаполисов / Л. С. Намазова, В. В. Ботвиньева. – М. : Медицина, 2005. – 210 с.

38. Намазова, Л. С. Лечение и профилактика острых респираторных инфекций у часто болеющих детей, проживающих в мегаполисах / Л. С. Намазова, Р. М. Торшхоева, В. В. Ботвиньева // Детские инфекции. – 2007. — №2. – С.49-52.

39. Нестерова, И. В. Проблемы лечения вирусных инфекций у часто и длительно болеющих детей и взрослых / И. В. Нестерова // Лекции для практикующих врачей. – 2008. — №1. – С. 227-244.

40. Пономаренко, Г. Н. Руководство по физиотерапии / Г. Н. Пономаренко, М. Г. Воробьев. – СПб. : ИИЦ Балтика, 2005. – 400 с.

41. Попов, С. Н. Физическая реабилитация : учеб. пособие / С. Н. Попов. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – 608 с.

42. Самсыгина, Г. А. Часто болеющие дети / Г. А. Самсыгина // Педиатрия. – 2005. — № 1. – С. 66-74.

43. Слободян, Л. М. Часто болеющие дети (медико-социальные аспекты, состояние иммунитета, пути оздоровления) / Л. М. Слободян, Н. С. Воронцова, Н. Б. Процайло // Педиатрия. – 1993. — № 1. – С. 45-48.

44. Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей : пособие для врачей / под ред. Л. С. Балевой, Н. А. Коровиной, В. К. Таточенко. – М. : Агентство мед. маркетинга, 2006. – 56 с.

45. Современные подходы к лечению часто болеющих детей / Н. П. Куприна, С. П. Кокорева, В. Н. Рагозина // Журнал теоретической и практической медицины. – 2006. — Т. 4, № 2. – С. 219-223.

46. Стефани, Д. В. Клиническая иммунология и иммунопатология детского возраста : руководство для врачей / Д. В. Стефани, Ю. Е. Вельтищев. – М. : Медицина, 1996. – 384 с.

47. Студеникин, М. Я. Книга о здоровье детей / М. Я. Студеникин. – М. : Медицина, 1988. – 256 с.

48. Толкачев, Б. С. Физкультура против недуга / Б. С. Толкачев. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 104 с.

49. Учайкин, В. Ф. Особенности лечения и профилактики у детей с рецидивирующими инфекциями респираторного тракта / В. Ф. Учайкин // Педиатрия. – 2009. — №87 (1).

– С.134-136.

50. Филиппова, С. О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях / С. О. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 1999. — № 4. – С. 34-36.

51. Чебуркин, А. В. Причины и профилактика частых инфекций у детей раннего возраста : пособие для врачей / А. В. Чебуркин. – М., 1994. – 34 с.

52. Черток, Т. Я. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста / Т. Я. Черток. –М. : Медицина, 1987. – 256 с.

53. Штеренгерц, А. Е. Массаж для взрослых и детей / А. Е. Штеренгерц, Н. А. Белая. – Киев : Здоровя, 1994. – 390 с.