«Учебная практика» проводится на базе средних общеобразовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи) или в ТГПУ. Продолжительность практики – 4 недели в соответствии с режимом работы учреждения.
Цель учебной практики(далее — практика): ознакомление студентов с учебно-воспитательным процессом; формирование представлений о деятельности психологической службы в образовательных учреждениях, готовности к организации игровой и культурно-досуговой деятельности с детьми.
Достижение поставленной цели осуществляется через реализацию следующих задач:
— способствовать развитию личностных и профессиональных качеств в ходе общения с обучающимися и педагогическими работниками;
— способствовать формированию у студентов готовности к построению межличностных и деловых отношений, взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой;
— способствовать приобретению студентами представлений о психолого-педагогической деятельности; развитию профессиональной рефлексии, сознания и личностному росту студентов;
— формировать у студентов навыки изучения и обобщения информации об особенностях учебно-воспитательного процесса и деятельности психологической службы образовательного учреждения;
— формировать у студентов навыки изучения и обобщения информации об особенностях воспитательного процесса и деятельности детского оздоровительного учреждения; нормативно-правовых знаний в сфере профессиональной деятельности; способах практической деятельности в чрезвычайных ситуациях;.
— способствовать формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности в лагере; чувства ответственности, нравственно-этической компетентности в непосредственной работе с детьми; осознания необходимости самообразования и самоподготовки к практической работе.
Студенту-практиканту необходимо своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики. В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий идеями гражданственности, высокими моральными качествами общественной активностью, глубоким интересом к работе. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности, и трудолюбия. В процессе работы студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в деятельности учреждении. Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики обращаться к руководителям практики, администрации образовательного учреждения, сотрудникам учреждений; вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и организации практики; участвовать в конференциях и совещаниях учреждения; пользоваться библиотекой и кабинетами.
Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...
... nbsp; Дневник СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА Дата, время Вид деятельности студента Анализ проведенной работы ... педагогической практики…..…..…….…17 Отчет о педагогической практике …………………………….19 Критерии оценивания практики………………………………25 Сведения об образовательном учреждении Название образовательного учреждения ...
Практикант организует свою деятельность в соответствии с требованиями Устава учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, правилам техники безопасности, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранён от прохождения практики.
Первые 2 дня пребывания студентов в общеобразовательных учреждениях считаются ознакомительными: студенты знакомятся с образовательным учреждением: со спецификой (общеобразовательное учреждение, гимназия, лицей и пр.); с режимом работы; структурой и подразделениями (психологические, социальные, трудовые службы); психологической службой и особенностями её организации, содержанием работы (цели, задачи, способы реализации поставленных задач и пр.).
В последующие дни студенты-практиканты знакомятся с классом (состав, профиль обучения, направленность интересов), изучают план воспитательной работы класса, проводят наблюдения за обучающимися в урочное и внеурочное время. Изучают нормативно-правовые документы документы летнего лагеря: инструктажа по технике безопасности, медико-санитарным правилам и должностным обязанностям воспитателя детского оздоровительного лагеря; основы технологии досуговой деятельности, игротеку в условиях постоянного педагогического взаимодействия, методические разработки КТД (коллективных творческих дел), проводят исследовательскую работу по изучению психологических особенностей изучаемого контингента.
В результате прохождения практики студент должен предоставить руководителю практики от ТГПУ готовый аналитический отчёт в печатном варианте и учётную карточку с отзывом и подписью руководителя практики в образовательном учреждении, печатью и подписью руководителя учреждения, на базе которого проходила практика.
В процессе всего периода студенты осуществляют педагогическое наблюдение, основные моменты которого отражают в отчёте (скреплённом в папке), содержащем следующие моменты:
1. Учётная карточка (должны быть отзывы, оценки, подписи и печать директора учреждения) – к отчёту не прикрепляется;
2. Титульный лист; (1-ая страница отчета, номер которой не проставляется)
3. Содержание отчёта (с указанием страниц) — 2-ая страница отчёта;
В отчёте представляются результаты выполнения заданий практики:
Задание 1. Паспорт учреждения
Задание 2. Основное содержание работы психологической службы образовательного учреждения
Задание 3. Психологический портрет ученика
Задание 4. Инструктаж по технике безопасности, медико-санитарным правилам и должностным обязанностям воспитателя детского оздоровительного лагеря
Задание 5. Основы технологии досуговой деятельности, игротека в условиях постоянного педагогического взаимодействия
Задание 6. План разработки, проведения и примерная схема анализа коллективного творческого дела.
Задание 7. Самоанализ собственной деятельности в период практики
Отчет о практике и учётная карточка – основные документы, характеризующие работу студента во время практики. Объем отчета – не менее 25 страниц, номер страницы проставляется внизу листа справа. Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан через 1,5 интервала шрифтом 14 пт с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных ГОСТом.
Задание №1 Паспорт учреждения
должен содержать информацию, представленную в таблице:
Социальный паспорт образовательного учреждения
Показатель | Характеристика |
Полное наименование образовательного учреждения | |
Полный адрес (индекс, адрес, телефон) учреждения | |
Дата создания учреждения | |
Нормативно-правовые документы, регламинтирующие деятельность учреждения | |
Направления деятельности учреждения | |
Источники финансирования учреждения | |
Контингент детей учреждения (количество детей в учреждениии и пр.) | |
Число сотрудников учреждения | |
Состав психологической службы учреждения | |
Характеристика микрорайона, социального окружения учреждения | |
Инновационная деятельность учреждения | |
Взаимодействие с другими учреждениями (организациями) | |
Награды учреждения |
Задание №2 Основное содержание работы психологической службы учреждения:
Состав службы — нужно указать количество психологов, работающих в учреждении, стаж, уровень квалификации (наличие категории).
Основные и приоритетные направления в работе. Цели и задачи психологической службы образовательного учреждения. Анализ плана работы психологической службы на год.
Задание №3 Психологический портрет ученика
Самостоятельно студент проводит теоретическое исследование научной информации о возрастных особенностях детей, обобщает изученные характеристики возраста, соответствующей категории учеников (младший школьный, подростковый и пр. возраст), изучать который ему предстои и составляет психологический портрет ученика, используя ресурсы библиотеки ТГПУ и интернета (объём задания примерно 4 — 6 печатных стр. и список используемых теоретических источников, в количестве от 6 до 10)
Задание №4
Инструктаж по технике безопасности, медико-санитарным правилам и должностным обязанностям воспитателя детского оздоровительного лагеря.
Студенты-практиканты на основе изучения методической литературы и нормативной документации отвечают на предложенные вопросы:
- Перечислите должностные обязанности воспитателя (вожатого) детского летнего лагеря (далее ДОЛ).
- Какими требованиями должен руководствоваться вожатый при осуществлении контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены и техники безопасности?
- Каких санитарно-гигиенических правил и техники безопасности должны придерживаться сотрудники лагеря и вожатый во время купания детей?
- Каких санитарно-гигиенических правил и техники безопасности должны придерживаться сотрудники лагеря и вожатый при проведении туристических походов, экскурсий, выходе в лес, за пределы лагеря?
- Каких санитарно-гигиенических правил и техники безопасности должны придерживаться сотрудники лагеря и вожатый при проведении спортивных мероприятий, на игровых площадках, при массовых сборах?
- Каких санитарно-гигиенических правил и техники безопасности должны придерживаться сотрудники лагеря и вожатый по пребыванию детей в технических мастерских, занятиях в кружках?
Задание №5 Основы технологии досуговой деятельности. Игротека в условиях постоянного педагогического взаимодействия.
Игротека в условиях постоянного педагогического взаимодействия. Студенты-практиканты изучают основы игротехники в условиях психолого-педагогического взаимодействия с детьми, на основе чего формируют наборы игр на какую-либо актуальную задачу, касающуюся ВДК (например, игры на знакомство, развитие сплоченности ВДК, выявление лидеров, снятие психологической напряженности и пр.).
В отчёте описывается набор из 6-8 игр по одной тематике по выбору).
При оформление материала можно использовать следующую таблицу:
Целевые игры направленные на …………….(образец)
Название игры | Цель игры | Краткое содержание |
Задание № 6 План разработки, проведения и схема анализа коллективного творческого дела
Студенты-практиканты изучают основы технологии и разработки коллективного творческого дела (далее КТД), методики и технологии организации тематический дней, тематических смен, технологии проведения диспутов, тренингов и т.д. Далее самостоятельно (основываясь на методической литературе) разрабатывают КТД, составляют план его разработки, проведения и анализа.
Пример оформления разработки КТД: название мероприятия, обоснование выбора мероприятия, краткий план мероприятия, способы мотивации детей на участие в совместной деятельности, предполагаемые результаты, схема анализа мероприятия.
Задание № 7 Самоанализ собственной деятельности в период практики
(не менее ½ страницы печатного текста)
За период учебной практики мною были реализованы следующие виды деятельности:
____________________________________________________________________
Мною были применены на практике следующие методы и методики психолого-педагогического исследования:
___________________________________________________
Мною были приобретены и развиты следующие навыки и умения:
_____________
____________________________________________________
Предложения и рекомендации по организации практики:
___________________________________________________
Оценочная карта освоения компетенций обучающегося
Наименование практики: Учебная
Ф.И.О. обучающегося:
__________________________________________________
№ | Наименование и код компетенции | Уровень освоения компетенции | Балл, набранный студентом по освоению компетенции | ||
1 уровень (1 балл) | 2 уровень (2 балла) | 3 уровень (3 балла) | |||
Общекультурные компетенции | |||||
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7) | Слабо владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; не имеет достаточных навыков работы с компьютером как средством управления информацией; не способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | Оптимально владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | Имеет высокий уровень владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет сформированныенавыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен продуктивно работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | ||
Способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9) | при педагогической поддержке испытывает серьезные затруднения в организации теоретического научного исследования | способен организовать теоретическое научное исследование при педагогической поддержке | способен самостоятельно организовать научное теоретическое исследование | ||
Общие профессиональные компетенции | |||||
Готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4) | испытывает серьезные затруднения в использовании знаний различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов | готов самостоятельно использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов | готов самостоятельно и продуктивно использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов | ||
Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5 | испытывает значительные затруднения в подготовительной работе по организации игровой и культурно-досуговой деятельности. | способен выполнить подготовительную работу по организациии игровой и культурно-досуговой деятельности. | способен самостоятельно, на высоком профессиональном уровне осуществлять подготовительную работу к организации игровой и культурно-досуговой деятельности. | ||
Готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); | испытывает серьезные затруднения в анализе и представлении содержания нормативных документов. | оптимально владеет способами анализа и представления содержания нормативных документов. | имеет высокий уровень владения способами анализа и представления содержания нормативных документов. | ||
Общее количество баллов | |||||
Примечание: 6-10 – первый уровень (удовлетворительно); 11-15 второй уровень (хорошо); 16-18 третий уровень (отлично). |
Уровень освоения компетенций обучающегося ______________________________________________
Групповой руководитель практики ________________________ /________________________________/
подпись Ф.И.О.