Определение психологической службы в системе образования, ее цели и задачи, а также актуальные и

Министерство образования науки РФ

ФБГОУВПО Омский государственный педагогический университет

Факультет: «Психологии и педагогики»

Кафедра: «Общей и педагогической психологии»

Курсовая работа

На тему: Модель психологической службы в ВУЗе

Выполнила студентка з/о 3курса профиль психология образования 3,5 г Шешикова Сабина Айдыновна __________________________ (подпись студента)

Проверил: старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии Рассудова Людмила Анатольевна __________________________(оценка)

Омск – 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………….стр. 3

1.Предпосылки появления психологической службы…………………………стр.5

1.1 Психологическая служба ВУЗов в России………………………………… стр.6

2.Психологическая служба образования — как компонент целостной системы образования………………………………………………………………………стр.7

2.1 Цель, задачи, средства психологической службы образовании………….стр.8

2.2 Актуальные и перспективные направления развития……………………стр.11

3.Целесообразность психологической службы в ВУЗах…………………….стр.12

3.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ВУЗЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ……………………………………………………………………………………стр.15

4. Модель проекта наставнической помощи и психологического патронажа………………………………………………………………………стр.17

Заключение……………………………………………………………………..стр.22

Список литературы…………………………………………………………….стр.23

Введение

Современная система образования опирается на новую парадигму, предполагающую для ее субъектов в ситуации выбора самостоятельное принятие решений и прогнозирование их возможных последствий, поэтому решение большинства проблем, с которыми сталкивается студент вуза при обучении в вузе находиться в сфере изучения его личности и категорий качества высшего образования. Качество решения задач, поставленных перед современной высшей школой, во многом зависит от умения правильно организовать работу со студентами.

27 стр., 13496 слов

Влияние личностно-смысловых образований на психологический климат ...

... ситуациях; .     Изучение особенностей личностно-смысловых образований библиотекарей; 3.      Выявить связи психологических показателей испытуемых как возможные механизмы преодоления конфликтных ... способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны. Личность в психологии подразделяется на два типа. Первый тип личности представляет собой ...

В связи с этим, существенно возрастает роль психологического сопровождения образовательного процесса в вузе, необходимость которого в последние годы активно обсуждается учёными, практиками, представителями Министерства образования и науки в психологических публикациях и публичных выступлениях на конференциях различного уровня. Все они единодушно признают, что решение стоящих перед системой высшего профессионального образования задач невозможно без квалифицированного психологического обеспечения. В решении данных задач ведущую роль может сыграть психологическая служба вуза, основной целью которой является психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов на принципах гуманизации образования и личностно-развивающего подхода. В связи с этим, понятие «психологическое сопровождение» рассматривается как системно организованная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленную на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста в период вузовского обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном развитии и саморазвитии.

Не случайно столь быстрыми темпами развиваются в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности психологические службы. За последнее десятилетие психологическая служба стала неотъемлемой частью образовательной системы. Особенно широкое распространение получила психологическая служба общеобразовательной школы. Вузовское образование в этом ключе обделено вниманием психологов. Психологическая служба вуза решает задачи, несколько отличные от тех, что решают в школах и средних профессиональных учебных заведениях. Это объясняется как спецификой вуза, ориентирующегося на профессиональное обучение, так и характеристиками обучающегося контингента, его возрастными особенностями. Вместе с тем развитие психологической службы в высших учебных заведениях весьма перспективно с точки зрения важнейших целевых направлений: повышение эффективности взаимодействия участников педагогического процесса, расширение возможностей вуза в развитии жизненных компетентностей своих воспитанников, повышение эффективности функционирования психологических служб образовательных структур и предприятий.

  1. Предпосылки появления психологической службы

В последнее время большую озабоченность общества вызывает эмоционально-психологическое состояние подрастающего поколения. Изменения в обществе, перелом старых представлений о мировоззрении, влияние западного воспитания открыли новые проблемы в развитии личности, как социальная дезадаптация, чрезмерное увлечение компьютерной, видео- и телепродуктами, возрастные особенности, социальная незащищенность, стрессовые факторы, низкая мотивация к обучению, отклонения в развитии.

20 стр., 9701 слов

Семинар №5 Тема:Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

... жизни и своих ограниченных возможностей. Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение ... развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще. Классическая психологическая ...

Наряду с семейным воспитанием, образовательное учреждение рассматривается как один из путей влияния на развитие личности ребенка

В 1988 г. вышло Постановление Государственного комитета СССР о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, и с данного времени начинается организация психологической службы образования. Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.

На современном этапе психологическая служба образования — это один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством — создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для раскрытия индивидуальности.

1.1 Психологическая служба вуЗов в России

Развитие практической психологии в значительной степени обусловило гуманизацию всей педагогической системы и привело к возникновению службы практической психологии образования в Российской Федерации.

История психологической службы образования в нашей стране непродолжительна, тогда как мировая практика свидетельствует об ее интенсивном развитии во второй половине XX столетия в Великобритании, Франции, США, Канаде, Японии.

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 веков и связаны с так называемой педологией, которую И.А.Арямов (1928) определял как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности и в которой М.Я.Басов видел «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека…» И только в конце 60-х годов у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: внедрение системного дохода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности; выявления некоторых общих закономерностей психического развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение психологической подготовки будущих учителей и др.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии ... воспитания и оздоровления. Формирование начальных свойств личности связано с образованием комплекса соц-х связей, регулируемых нормами и правилами, ...

С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности. Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологического института Российской Академии образования).

Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования.

В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учено-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности. И с данного времени начинается организация психологической службы образования.

Как указывалось в решении коллегии Министерства образования РФ О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации от 19.03.95 г., введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному образованию; от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития; помогло переориентации сознания учителя от школоцентризма к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; сделало возможным экспертизу и проектирование развивающей среды.

В это время в России сложилась не только законодательная база для существования и развития службы, но и система подготовки и переподготовки специалистов психологов-практиков. Только в Москве в 2001 г. обучение в области практической психологии проводили 70 факультетов различных государственных и негосударственных вузов. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности психология или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию практический психолог. В настоящее время служба охватывает всю систему образования от детского сада, школы, учреждений начального профессионального образования до вузов; от детского дома, школы-интерната до элитных частных учебных заведений.

10 стр., 4541 слов

Психологическое развитие детей с аутизмом

... взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек. Психологическое развитие детей с аутизмом Младенчество. Развитие ранних статистических и двигательных функций происходит в положенные сроки. ... и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость. Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от ...

2.Психологическая служба образования — как компонент целостной системы образования

Психологическая служба образования — один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны. Взаимодействие науки и практики, где, так или иначе, сталкиваются, переплетаются, взаимозависят психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования. И все-таки попробуем дать ему содержательное и по возможности четкое определение.

Психологическая служба образования или школьная психология существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста и до окончания школы, и имеет почти вековую историю. В качестве примера мы можем рассмотреть опыт школьной психологии ряда стран.

Психологическая служба образования — интегральное явление, представляющее собой единство четырех составляющих или аспектов — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования;

  • прикладной — психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, подготовку кадров и пр.;
  • практический — непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах, детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах психологической службы;
  • организационный — создание структуры психологической службы образования.

Развитие прикладного, практического и организационного аспектов зависит от научного, являющегося теоретической базой и тем самым определяющего содержание, функции и модель психологической службы образования.

2.1 Цель, задачи, средства психологической службы образования

Основные цели службы:

  • содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства;
  • развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития,
  • определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.

Главная цель психологической службы образования —

11 стр., 5448 слов

Задания для самостоятельной работы. Тема 1.История психологической ...

... развития в детских возрастах. Москва – Воронеж, 1995, с.66-86. Тема 4.Концепции психологической службы и модели деятельности педагога-психолога   1.Провести анкетирование практического психолога, работающего в сфере образования( ... психологии, М., ИПП, с.160-164 · Леонтьев А.Н. Роль деятельности в психическом развитии ребенка /Хрестоматия по возрастной психологии, ч.1, М., РПО, 1999 · Лисина М.И. ...

психологическое здоровье студентов и преподавателей.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Главная цель, прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.

Основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической службы образования и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, психолог создает необходимые условия вместе с учителями и родителями учащихся.

Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы в системе образования.

Ориентация на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на:

-формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;

-создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

22 стр., 10785 слов

Мотивация учебной деятельности студентов ВУЗа

... абсолютно разной. Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента становится особенно актуальной в психологической науке в настоящих условиях общественного развития. В психолого-педагогической науке рост личностного подхода ...

-обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализацию в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

-обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

-психолого-педагогическое изучение детей;

-профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

-социально-психологическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;

-оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;

-консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;

-оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов.

Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.

Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества.

Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

2.2 Актуальные и перспективные направления развития

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанные с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей с отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, лицеях интернатах и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, воспитателям, учителям, родителям – существенная задача службы сегодняшнего дня.

Перспективное направление – нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность – это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психологи – анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.

7 стр., 3285 слов

Тема 11. История развития психологической службы

... работу с персоналом школы и (или) родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов. Интересен опыт развития школьной психологической службы ... России. Психологическая служба образования (или школьная психология) существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания начиная с детей дошкольного возраста до студентов вузов, и ...

Главная цель психологической службы образования – психологическое здоровье детей – связана, прежде всего, с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми другого возраста.

3.Целесообразность психологической службы в вуЗах

На необходимость психологического обеспечения профессионального образования и потребность в психологической службе в вузе отечественные психологи указывали достаточно давно. Следует отметить, что изучению проблемы развития психологической службы уделяется все больше внимания, особенно в последнее время. Изучению различных аспектов деятельности психологической службы вуза, проблемам ее организации и развития, анализу опыта работы в отдельных вузах посвящены работы A.A. Бодалева, Ю.М. Забродина, A.A. Захарова (1979), Н.М. Пейсахова (1981), С.М. Глушаковой (1986), П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, В.А. Терехина (1987), Л.В. Меньшиковой, Г.Б. Скок (1990), К.А. Абульхановой (1993), Б.Б. Коссова (1993, 1995), Ю.Б. Пиковского, М.В. Латинской (1993), Т.Н. Мартыновой (1999), И.Е. Лилиенталь (2000), О.В. Соколовой (2001), C.B. Недбаевой (2003), Н.Г. Щербаневой (2003), В.В. Рубцова, Е.И. Метельковой, Т.Н. Арсеньевой (2005), Т.И. Чирковой (2006), Ю.В. Суховейшиной (2006), В.В. Жидковой (2006), Н.В. Володько (2007), Е.С. Глуховой (2008), A.Б. Холмогоровой (2010), В.А. Кручинина (2010) и др.

Психологические службы в последние годы были созданы в ряде российских вузов. Однако психологическая служба в настоящее время еще не стала обязательным структурным подразделением вуза. Психологические службы создаются по инициативе преподавателей-психологов, работающих в вузе и администрации. Поэтому каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяет структуру психологической службы, ее место и роль в образовательном процессе вуза, содержание деятельности. Наиболее характерными вариантами из реально функционирующих организационных моделей психологической службы являются: модель студенческой психологической службы, модель «кабинета психологической помощи», модель психологического сопровождения личностного развития студентов, модель психологического, обеспечения; образовательного процесса, в вузе и модель, психологического обеспечения управленческих процессов в вузе. Выбор той или иной модели обусловлен материально-техническими условиями деятельности психологической службы, кадровыми возможностями, профессиональной позицией специалистов, работающих там, запросом и позицией администрации вуза и др.

При этом, трудности студентов, возникающие в процессе обучения в вузе, имеют специфику на разных этапах обучения. Для первокурсников это, прежде всего, трудности связанные с процессом адаптации в вузе — установление межличностных взаимоотношений в группе, приспособление к новым требованиям, условиям. Для студентов 2-3 курсов поводом для обращения к психологам могут стать разочарование, потеря интереса к учебе, снижение учебной мотивации. Для студентов, приближающихся к завершению обучения в вузе (4-5 курсы) актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого в профессиональном развитии. Вместе с тем, есть и общие проблемы, возникающие у студентов независимо от срока обучения («личные проблемы», «личные переживания»), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а также на эффективность обучения. Изучение основных психологических проблем студентов на разных этапах обучения в вузе, а также требований современного рынка труда к выпускникам вузов, позволяет нам более обоснованно подойти к рассмотрению последовательных этапов психологического сопровождения в вузе, которые представлены следующим образом: этап профориентации (довузовский этап), адаптации (1 курс), специализации (2,3 курс) и профориентации (выпускные курсы).

12 стр., 5827 слов

Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими ...

... черт развития современной науки. 5] Цель исследования: исследовать психологические особенности студентов вузов разных этнических групп, используя статистические методы. Задачи исследования: 1. ... методов. 5. Определить уровень творческого потенциала студентов, с использованием математических методов. Объектом изучения являются студенты вуза первых курсов. Предмет исследования: статистические ...

Данные этапы психологического сопровождения преемственны по своей сути. Каждый новый этап сохраняет конструктивные элементы достигнутого на предыдущем и обогащает их. Эта преемственность выражается в последовательном разрешении противоречий между системой целей, мотивов, притязаний личности и имеющимися у неё реальными возможностями, между требованиями к личности (внутренними и внешними) и актуальным уровнем её развития. Но существуют также и общие для всех этапов психологического сопровождения задачи, не зависящие от периода обучения и форм подготовки:

  1. Способствовать самоопределению студентов образовательного учреждения на начальном этапе профессиональной подготовки;
  2. Помочь студентам в определении своих возможностей, исходя из индивидуальных способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  3. Обеспечить психологическую поддержку и сопровождение процесса адаптации к образовательной деятельности;
  4. Дать студентам возможность получения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
  5. Формировать у студентов позитивную жизненную позицию, стратегию развития в профессиональной деятельности;
  6. Поддерживать студентов в формировании ответственности и способности к активному социальному взаимодействию, уважению прав и свобод другой личности;
  7. Содействовать администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов и других участников образовательного процесса;
  8. Выявлять проблемные зоны образовательного процесса и разрабатывать технологии разрешения сложных ситуаций;
  9. Способствовать администрации университета в укреплении корпоративной культуры, в создании благоприятной психологической атмосферы внутри университета.

Эти задачи реализуются в различных направлениях деятельности психологической службы: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, научно-исследовательская деятельность, развивающая деятельность, организационно-методическая деятельность, психологическое проектирование, психологическая экспертиза [4].Основные задачи и направления работы психологической службы вуза регламентируется основнымипринципами организации и функционирования данной службы и представлены следующими принципами:

  • соответствие ее деятельности основным современным принципам высшего образования демократизации, гуманизации, активности личности, этических и психогигиенических норм;
  • обеспечение единства научного, прикладного и практического аспектов ее деятельности в вузе;
  • обеспечение реализации диагностической, прогностической и управляющей функций в отношении всех субъектов вуза и системы высшего образования;
  • обеспечение ведущей роли вуза во всей системе непрерывного образования, в экономической и культурной жизни региона.

Таки образом, при помощи деятельности психологической службы в вузе можно успешно решать проблемы становления личности студента, вопросы профессионального определения и реализовать программу модернизации системы образования в рамках конкретного учебного учреждения. Это значит, что современное высшее профессиональное образование призвано обеспечить психолого-педагогические условия, способствующие развитию личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, успешно адаптирующейся к изменениям, происходящим в профессиональной сфере.

3.1 Психологическая служба в вуЗе: перспективы развития

Психологическая служба — явление не новое, и уже накоплен достаточно большой опыт в реализации помощи учащимся учебных заведений. Но вся проблема состоит в том, что опыт психологической службы в вузе не достаточно большой и служба в вузе практически дублирует психологическую службу в среднем учебном заведении. Безусловно, в модели любой психологической службы есть структурные единицы, которые обязательно должны присутствовать, например, такие как консультирование и тренинги. Но хочется обратить внимание на то, что в особенностях учащихся школ и вузов есть различия, прежде всего это очень сильное стремление к самосовершенствованию, активному проявлению себя и в какой-то мере продолжающийся протест требованиям и советам со стороны старших по возрасту. То есть психолог вуза решает проблему как стать партнером по общению, а не старшим товарищем. Причем мы заметили еще одну особенность. В результате проведенных нами исследований локуса контроля мы получили следующие выводы: большая часть студентов имеет локус контроля, расположенный вне себя, то есть человек переносит ответственность за свое поведение и поступки на тех, кто находится и вне. И понятно, что к окончанию учебного заведения студенты должны иметь локус контроля, расположенный внутри себя, то есть они должны научиться быть ответственными за свои поступки. Все вышеизложенные данные мы приняли во внимание при создании модели психологической службы в высших учебных заведениях любого порядка. В модель вошли обязательные и общеизвестные структурные единицы психологической службы:

  • психологическое консультирование;
  • психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
  • тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование определенных навыков и умений, таких как навыки партнерского общения и навыки уверенного поведения);
  • тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний).

К окончанию учебного заведения студенты должны иметь еще и соответствующий уровень социально-психологической компетентности. И для формирования этого уровня необходимо задействовать не только самих студентов, но и создать определенную среду для взаимодействия с преподавателями и родителями. В результате в нашу модель вошли структурные единицы, связанные работой с родителями и преподавателями. В свете всего вышеизложенного мы предлагаем к реализации в вузе следующую модель психологической службы.

Работа со студентами:

  • психологическое консультирование;
  • психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
  • тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование определенных навыков и умений, таких как навыки партнерского общения и навыки уверенного поведения);
  • тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний);
  • имидж-классы;
  • реализация проекта «Интеллект и креативность»;
  • реализация проекта «Наставничество»;
  • проведение тематических недель (антитабачная, против наркотиков, имидж учебного заведения, день открытых дверей в психологической службе);
  • проведение «круглых столов» и конференций со студентами и аспирантами других вузов;
  • проведение психологических капустников.

Работа с преподавателями и кураторами:

  • школа психологического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения);
  • балинтовские группы (разбор трудных ситуаций);
  • тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения).

Работа с родителями (родительская академия):

  • индивидуальные консультации по проблемам детей;
  • разбор трудных ситуаций;
  • подготовка психологических «сюрпризов» к родительским собраниям.

Для подробного ознакомления с проектом «Наставничество» мы предлагаем описание проекта.

4. Модель проекта наставнической помощи и психологического патронажа

Актуальность появления проекта: При проведении социально-психологической работы со студентами мы увидели ряд проблем:

  • Студенты в выборе определенных норм поведения ориентируются на сверстников или других людей молодого возраста. Это основано на психологических особенностях людей юношеского возраста.
  • Студенты сами хотят проявлять активность в передаче информации и реализовывать собственные педагогические потребности по отношению к студентам младших курсов.

Цель проекта: Социализация студентов средствами повышения уровня собственной психологической компетентности. Для этого мы планировали решить ряд задач:

  1. Обучение студентов-наставников, которые могли бы проводить психологическую работу на «горизонтальном уровне», минуя возрастной барьер
  2. Создание «групп поддержки» для проведения адаптационных тренингов и впоследствии осуществления кураторского сопровождения своих групп. Кураторское сопровождение включает в себя:
  • консультационную поддержку в личных проблемах сопровождаемых;
  • проведение деловых игр по проблемам наркомании, табакокурения и формирования имиджа учебного заведения;
  • проведение тренингов по улучшению внутригруппового взаимодействия и повышению уровня группового сплочения;
  • проведение психологических семинаров и конференций.
  • Осуществление супервизии по каждому этапу реализации проекта и обсуждение методических вопросов сопровождения студентов (через использование видеообратной связи).
  • Распределение наставников по рабочим группам на основе диагностики личностных качеств.
  • Индивидуальная и групповая работа с наставниками по коррекции проблемных зон, делающих невозможным участие данных студентов в проекте «Наставничество».

Программа под эгидой проекта патронажа

Цель: Обучение наставников для осуществления студентов фмф (5 курс)">психологического сопровождения студентов. Обучение по данной программе проходит по следующим основным принципам:

  • получение необходимых знаний по тематике непосредственно проводимой работы;
  • обучение практикой действия и выступления в роли обучающего.

Используемые методы:

  • тренинг;
  • семинар;
  • деловые и ролевые игры;
  • мозговые штурмы;
  • имидж-классы;
  • мастер-классы;
  • индивидуальное консультирование.

Структура занятий: Цикл занятий состоит из 14 4-х часовых семинаров-тренингов и 40-часовых практических занятий, проводимых на анализе непосредственной работы в студенческих группах. Время на занятиях отводится не только знакомству с теоретическим материалом, но и отработке упражнений по освоению практических навыков, ролевому тренингу и играм. Содержание практической части:

  • обучающая лаборатория; новый опыт опробируется участниками в безопасном окружении;
  • обучение тому, как учить; представление самого себя — обратная связь — экспериментирование;
  • принцип «здесь и сейчас».

Основная тематика практических занятий:

  1. Навыки эффективного общения. Правила поведения в группе, ведения дискуссии, создания доверия:
  • умение слушать друг друга;
  • говорить должен кто-то один;
  • говорить по существу;
  • необходимость делиться своими мыслями;
  • необходимость повышать самооценку;
  • недопустимость умаления достоинств;
  • уважительное отношение к каждому.
  • Навыки эффективного общения. Использование невербального общения (язык тела).

    К невербальному способу передачи информации относятся мимика, взгляд, поза, жесты и внешний вид. Расшифровка основных жестов. Использование навыков присоединения к собеседнику — отзеркаливания; частичного воспроизведения позы, мимики и жестов. Отработка на практике в упражнениях и ролевой игре.

  • Навыки эффективного общения. Виды активного слушания. Это, в первую очередь, способность понимать и принимать мотивы и чувства других людей, сочувствовать им. Виды:
  • информационный
  • умение задавать вопросы, открытые и закрытые, поясняющие и наводящие, перефразирование и резюмирование;
  • поддерживающий — не столько советы, сколько подтверждение ситуации;
  • разряжающий — что делать, если на вас кричат.
  • Способы группового сплочения. Один из способов погружения в материал интерактивного обучения — работа в малых группах. Он весьма эффективен, так как побуждает студентов самостоятельно исследовать содержание обучения, использовать знания друг друга и размышлять над полученной информацией, как со своей точки зрения, так и с точки зрения группы. Методы комплектования групп:
  • расчета;
  • по основным типам темперамента;
  • по функционированию: организаторы, исполнители, идеологи, критики. Экспресс — социометрия. Лидеры и аутсайдеры. Расположение участников. 4 уровня личного пространства.
  • Работа в малых группах. Вопитание ответственности за свое поведение. Мозговой штурм. Принятие решений. Мозговой штурм — основной способ увеличения творческой активности. Правила проведения:
  • ограничения по времени;
  • запись всех идей;
  • распределение ролей

. Критерии, применяемые при отборе решения:

  • реалистичность;
  • выпольнимость;
  • конкретность.

Возможные последствия. Дерево возможностей. Ролевые игры.

  1. Методы ведения пропаганды.
  • положительное подкрепление;
  • игра на чувствах;
  • мнение экспертов;
  • подбор фактов;
  • повторение мысли.
  • Работа с основными, трудными ситуациями. Работа со смехом и обесцениванием.

Одной из наиболее частых ситуаций, с которой сталкиваются наставники, являются попытки преуменьшения роли наставников и обесценивания того, что они предлагают делать.

Основные способы обесценивания:

  • соревнование;
  • рассуждения, не связанные с предлагаемой темой;
  • попытки смены темы;
  • отрицание.

В случае обнаружения, что кто-то из участников группы использует против вас указанные способы, проще всего достаточно решительно попросить прекратить это делать. Если не происходит ожидаемого, можно использовать следующие способы:

  • в случае соревнования с вами речь может идти о борьбе с вами за внимание аудитории, тогда стоит активно попросить занять место ведущего;
  • при попытке смены темы и рассуждениях, не связанных с темой доклада, стоит заподозрить, что за этим могут скрываться различные проявления тревоги и страха, поэтому надо поработать над психологической безопасностью участников группы;
  • при отрицании речь, как правило, идет об агрессии, в том числе к авторитетным фигурам.

Одной из наиболее общих форм обесценивания является смех. Используя навыки активного слушания, стоит выяснить, какое конкретное из вышеперечисленных чувств за этим стоит, и использовать предложенные методы нейтрализации. Однако надо отметить, что иногда единственным способом прекратить смех является собственная серьезность и искренность.

  1. Работа с трудными ситуациями. Разговоры на запретные темы. Работа со смущением.
  2. Ролевые игры. Итоговое тестирование.
  3. Практическая работа со студентами.

Заключение

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психокоррекция.

На практике психолог, как правило, в той или иной степени занимается работой, связанной со всеми четырьмя направлениями, однако каждое из них требует достаточно большой специальной подготовки, времени и значительного профессионального опыта, поэтому развитие и совершенствование работы практического психолога и психологической службы в целом предполагает специализацию в одном или двух из четырех рассмотренных направлений работы. Это, соответственно, ставит задачу включения в психологическую службу специалистов четырех различных профилей: психодиагностов, консультантов, психопрофилактиков и психокорректоров.

Перспективы развития психологической службы связаны с более глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс обучения и воспитания, с интеграцией подразделений психологической службы в систему и ее включением в качестве неотъемлемого, обязательного звена в систему образования, которое будет сопровождаться прояснением и установлением четких деловых отношений между практическими психологами и другими участниками образовательного процесса, кооперацией и специализацией в работе самих практических психологов.

Список литературы

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов н/Д., 2003.- 480 с.

2. Абдуллина О. Мониторинг качества профессиональной подготовки. /Высшее образование в России, № 3, 1998, с.35- 39.

3. Абдуллина О., Маркова Н. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования. /Высшее образование в России, № 5, 1999, с. 78- 82.

4. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. Дис.докт. психол. наук. Казань, 1988.

5. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -2-е изд.-М., 1996.

6. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб.науч.тр.//Отв.ред.Б.Б.Коссов. НИИВО, 1993.

7. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. -Самара, 1993

8. Актуальные проблемы школьной психологической службы: Сб. ст. Ульяновск: УлГПУ, 1995.-45 с.

9. Антонова Н.В. Поведение учителя в конфликтной ситуации и особенности его идентичности //Симптоматика и этимология конфликтов в системе образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.-Белгород, 1999.

24