Этический кодекс психологической службы

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ СЛУЖБЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА

Тема 1. Этапы становления психологической службы

  1. История развития психологической службы Украины
  2. Основные виды деятельности психологической службы

В январе 1991 года на базе Научно-исследовательского института психологии был создан научно-методический центр психологической службы образования Украины.

В этом же году в Луцке прошла I Всеукраинская конференция по практической психологии. ‘В общеобразовательных учереждениях начала вводиться ставка психолога.

1991 год — принято Временное положение о психологической службе.

1993 год — принято Положение о психологической службе в системе образования Украины.

  1. год — утверждены нормативы численности психологов в подразделениях системы образования.
  2. год — принят Закон Украины «Про освиту». Статьями 21 («Психологическая служба в системе образования») и 22 («Социально­педагогический патронаж») определено, что по своему статусу практические психологи и социальные педагоги относятся к педагогическим работникам. В этом году насчитывалось 5,5 тысяч практических психологов в общеобразовательных учебных заведениях.

1996 год — приняты Временные типовые штатные нормативы общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях. Ситуация в психологической службе системы образования’ значительно ухудшилась. Почти на 60% были сокращены ставки социальных педагогов, на 30% — практических психологов. Во многих регионах ликвидированы областные, районные (городские) учебно-методические центры. Численность психологическои службы сократилась до 4 тысяч человек.

  1. год — Министерство образования Украины совместно с Академией педагогических наук Украины создали Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы как главную организацию психологической службы системы образования Украины.

Активно развивается взаимодействие с психологами других ведомств: с социальными службами молодёжи, психологическими службами Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства охраны здоровья.

  1. год — принято новое Положение о психологической службе системы образования Украины.
  2. год — принято Типовое положение о центрах практической психологии и социальной работы.
  3. год — Министерство образования и науки Украины и Академия педагогических наук издали указ «Об » обеспечении развития психологической службы в системе образования Украины».

2001 год — утверждено Положение об экспертизе всего диагностичного, коррекционного и психотерапевтического инструментария, используемого в системе образования Украины.

4 стр., 1572 слов

Семинарские и практические занятия модуль 1 психологическая служба в системе образования

Занятие №1 История становления психологической службы образования в отечественной и зарубежной практике (Семинарское занятие – 4 часа) Цель: акцентирования внимания студентов на проблеме становления психологической службы на разных ее этапах и на наиболее важных и существенных ее аспектах. Задачи: Становление и этапы формирования детской практической психологии и педологии. Психологическая служба ...

2

Основными видами деятельности психологической службы являются:

Психологическая диагностика.Психологическая диагностика — это изучение особенностей психического развития личности, сформированное™ определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам, выявление психологических причин трудностей.

Задача психодиагностики — выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях. Средствами

психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование.

Частой ошибкой недостаточно квалифицированных психологов является чрезмерное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами психодиагностики.

Психологическая коррекция и развитие.Это работа по устранению отклонений в психическом развитии личности, развитию способностей. Программы коррекции и развития в системе образования обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога.

Психологическая коррекция и развитие.Психологический смысл консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Задачи психологической службы образования. Психологическая служба в системе образования Российской Федерации и многих ... были использованы во вред ребенку. В случае с учащимися подросткового и юношеского возраста психолог должен вначале ... на «ты», но при встрече с незнакомым ранее учащимся, уже достигшим 15-летнего возраста, со стороны психолога будет ...

Воспитатели и учителяобращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение детей учиться; эмоциональные, личностные нарушения учащихся; конфликтные отношения учащихся с другими детьми и взрослыми; выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе; отсутствие интереса у детей, нежелание учиться; плохая память, рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения.

Психологическая профилактика.Профилактика — это совокупность предупредительных мероприятий. Психологическая профилактика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких- либо трудностей, проблем. Для этого психолог:

1 ) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия;

  1. выявляет психологические особенности личности, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;
  2. следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;
  3. предупреждает возможные осложнения в психическом развитии, связанные с переходом на следующую возрастную ступень;
  4. заботится о создании благоприятного психологического климата в коллективе.

В конкретной ситуации один вид работы может стать главным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог.

Тема 2. Цель и задачи психологической службы

/. Определение понятий «психологическая служба» и «психологическая помощь»

11 стр., 5306 слов

Тема 2. Организация экстренной психологической помощи в чс

... при оказании эпп Схема деятельности специалистов психологической службы при работе на месте ЧС Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три ... условиях; оказание экстренной психологической помощи при проведении работ по ликвидации последствий ЧС. Оказание экстренной психологической помощи — это самостоятельная область психологической практики. Ее своеобразие ...

  1. Основные цели психологической службы
  2. Основные задачи психологической помощи
  3. Формы оказания психологической помощи

В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.

Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического»* использования психологии для’ решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям.

2.

Основные цели психологической службы — оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи. Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба — это широкое обобщение психологической помощи.

Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

    1. Задачами процесса оказания психологической помощи являются:
    • установление отношений доверия и принятия;
    • обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений, ведущей к осознанию и возможному разрешению психологических проблем клиента;
    • проработка или, наоборот, снятие психологических защит;
    • определение и использование степени воздействия на клиента;
    • определение форм и техник ведения начального интервью, сроков совместной работы и способов завершения психологической помощи.
    1. Относительно личности основные задачи:

    самоопределения (идентичности), выбора (принятия решения), самосознавания (личностной рефлексии);

    14 стр., 6989 слов

    ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

    ... психологом и клиентом; v укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности. Основными этическими принципами являются: 1) Принцип конфиденциальности. 2) Принцип компетентности. 3) Принцип ... к использованию.   Примерные коды обратившихся за психологической помощью № Код Субъект обращения 1. М Мальчик ( ...

    • разрешение кризисной ситуации и т.п.;
    • задачи, относящиеся к развитию личности.
    1. Задачи психологической помощи сообществу— коллективу предприятия, школы, общины и т.п.:
    • адекватная ориентировка в ситуации, идентификация и локализация (при необходимости) конфликта;
    • снятие социально-психологической напряженности, помощь в ценностно­смысловой переориентации группы;
    • повышение (при необходимости) сплоченности и помощь в определении лидера.
    1. Задачи, относящиеся к профессиональному мастерству:
    • проработка личностных проблем;
    • профессиональная (техническая и теоретическая) подготовка.

    4.

    В зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи применяются две основные формы работы — индивидуальная и групповая.

    Индивидуальная работа проводится в тех случаях, когда по личностным, социальным или общественным причинам (специфика проблемы; статус клиента; чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной. Индивидуальная форма работы предпочтительна во всех случаях, когда характер проблематики требует не столько развивающей и обучающей направленности, сколько утешения и изживания.

    Когда же акцент делается на развитие, обучение или же момент групповой, социальной поддержки, несомненное преимущество находится на стороне групповой работы. Возможность обратной связи, групповая динамика, сам факт совместного проживания эмоционально насыщенных событий в группе — важнейший источник и фактор психологической поддержки и личностного развития.

    4 стр., 1518 слов

    Контрольная работа — Основные положения психологического консультирования

    ... непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на ... быть очень широк. Это и неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, ... между клиентом и консультантом.  Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил три основных принципа ...

    1. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
    1. Организация деятельности психологической службы
    2. Общие этические принципы в работе психологов разных уровней
    3. Профессионально — этические принципы психологов психологических служб
      1. Принципы работы возрастного психолога-консулътанта
      2. Специфика работы с детьми

    1.

    Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог- практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:

    — психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;

    -психолого — медико — педагогические комиссии .

    -школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;

    -семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;

    -психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;

    -профориентационные консультативные центры;

    -психологические экспертные службы при медицинских, образовательных, правоохранительных и др. учреждениях;

    -геронтопсихологические службы, работающие при медицинских, социальных учреждениях и по территориальному признаку;

    -акмеологические центры и т.д.

    В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами.

    2.

    9 стр., 4279 слов

    Этич принципы клиента и ср в соц работе козлов

    Hpавственно-этические принципы взаимоотношений между клиентом и специалистом по социальной работе. Практика социальной работы опирается на ценностную систему, которой самым существенным образом влияет на характер принятия клиентом решения, как ему поступать с клиентом. На систему цен­ностных ориентации специалиста, безусловно, влияют ценностные ориентации и клиента. как. впрочем, и ценности самой ...

    Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их оощения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие особые категории добра, такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права и следовательно человек нарушающий этот кодекс не подлежит суду в соответствии с законом. Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология, политика выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. Основными этическими принципами являются:

    1 .Принцип конфиденциальности.

    1. Принцип компетентности.
    2. Принцип ответственности.
    3. Принцип этической и юридической правомочности.
    4. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
    5. Принцип благополучия клиента.
    6. Принцип профессиональной кооперации.
    7. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
    8. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

    Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми по всему миру.

    Принцип конфиденциальности.

    1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающем ее использование против интересов клиентов.
    2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
    3. Участие учащихся, воспитанников, родителей, педагогов и других клиентов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.) должно быть сознательным и добровольным.
    4. Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом его работы и спецификой Центра (Службы).
    5. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности педагога-психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
    6. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.
    7. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
    8. Руководители учреждений, по запросам которых проводится психологическое обследование (исследование), должны быть предупреждены о том, что на них распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту.

    Принцип компетентности.

    1. Психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии.
    2. Психолог применяет только надежные и валидные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности, способствует применению их другими.
    3. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
    4. В интересах оптимального выполнения своей задачи педагог-психолог сотрудничает с другими психологами и с представителями смежных отраслей науки.
    5. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости педагог-психолог консультируется с экспертом в соответствующей области (руководителем методического объединения и другими специалистами).
    6. Психолог по поручению специалистов Управления Образования имеет право проводить анализ использования психологических методик педагогами и другими участниками образовательного процесса.

    Принцип ответственности

    1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия общества/
    2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
    1. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
    2. Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на психологические темы, сделанные «в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
    3. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути, достижения этих целей’ невозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окончания этой работы.

    Принцип этической и юридической правомочности.

    1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологических исследовании.
    2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией любого уровня психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся» до сведения администрации Центра и профессиональной психологической общественности (методическое объединение).
    3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентами и общественностью.
    4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. В случаях, когда необходимо психологическое заключение, он выступает в качестве должностного лица, помня, что его мнение играет важную роль в защите интересов общества и конкретного гражданина.
    5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
    1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать информации о специальных диагностических методах. Информация о таких методах возможна только в сообщениях для специалистов.
    2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
    3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

    Принцип благополучия клиента.

    1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, учащихся, супервизоров и других участников исследований. В случаях, когда обязанности педагога- психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «‘не навреди”.
    2. Психолог должен отдавать предпочтение интересам клиента при определении целей и планировании процедуры, характере проведения диагностического обследования. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм, уважать личность человека, с которым работает.
    3. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

    Принцип профессиональной кооперации.

    1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
    2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда психолог узнает об этических нарушениях другого психолога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будет нарушено право на конфиденциальность.
    3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях — на этическую комиссию областного научно-методического совета службы практической психологии образования.
    4. Психолог при рецензировании материалов, представленных к публикации на грант или в других целях, уважает конфиденциальность и авторские права
    5. После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ. Авторские права на психологические данные принадлежат собравшей их стороне.

    Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

    1. ^сихолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с»ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие
    2. В процессе диагностики или психологического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту.
    3. Психолог должен информировать участников психологической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
    4. Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Педагог-психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах, понятных клиенту.
    5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
    6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках.

    Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

    1. Психолог должен делать все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуются непрофессионалы или когда исследование болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности, как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус.
    2. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психологического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны оыть ясными и применимыми к практическим нуждам заказчика.
    3. При выступлениях в средствах массовой информации психолог должен высказывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и практики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные изменения в общественном мнении или эмоциональном состоянии адресата.
    4. Психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать психологию как науку.

    3.

    Практическая деятельность психологов центра психологической помощи основывается на определенных областях научных психологических знаний, основные из которых:

    • теория межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейного общения;
    • проблемы индивидуального и личностного развития;
    • теория постановки психологического диагноза и набора конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики;
    • учение о_психокоррекционных методах;
    • неврачебная психотерапия семьи и личности с системой показаний к тем или иным методам воздействия.

    Основы писхологической практики — Стр 2

    Все эти области тесно взаимосвязаны между собой. Так, теория семьи строится с учетом того, чтобы с помощью ее понятий стала возможной постановка диагноза, и можно было бы выбрать то или иное направление психотерапии. Диагноз, в свою очередь, ставится в понятиях теории с учетом дальнейшей психотерапевтической практики.

    Практическая психология — это система своего рода рабочих принципов, профессиональных установок, которые определяют не только стратегию и тактику деятельности специалиста, но и этику практической психологической работы.

    Специалисты психологического центра, обладая знаниями и умениями, призваны также вносить свой посильный вклад в дело улучшения жизни людей, ее качества. Средства тем, которые составляют этику профессиональной психологической работы, в целом можно свести к трем разделам:

    • деловой этикет как важная сторона морально-нравственного поведения психолога центра в процессе оказания помощи клиенту;
    • этика взаимоотношений с клиентом, в процессе которых реализуются определенные правила в отношении клиента при предоставлении ему психологической помощи;

    деонтология (долженствование) выполнения отдельных видов психологической помощи в работе профессионала.

    1. Принципы работы возрастного психолога-консультанта

    Принципы, выделенные в работах В.В. Столина:

    1. Принцип анализа подтекста.
    2. Принцип учета мнения всех сторон, принимающих участие в ситуации.
    3. Принцип отказа вот конкретных рекомендаций.
    4. Принцип системности — работа с семьей в целом.

    5 Принцип уважения личности клиента.

    1. Принцип профессиональной мотивированности консультанта.
    2. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития ребенка и принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.

    В сети медико-психолого-педагогических комиссий введены дополнительные принципы:

    1. Принцип соблюдения интересов больного ребенка (должны быть созданы наиболее благоприятные для его развития условия)
    2. Щадящая форма сообщения диагноза (учет уровня развития родителей и сообщение помимо негативной части диагноза и позитивной части).
    3. Коллективная консультация семьи после индивидуального консультирование ее членов.
    4. Принцип неразглашения информации.
    5. Принцип системности в диагностике, учета всех влияний.
    1. Специфика работы с детьми
    1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, что предполагает активность выявления психологических проблем со стороны психолога, разделение в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка.
    2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходимо создавать заинтересованность ребенка в процессе консультирования.
    3. Отсутствие рефлексии у ребенка.

    Применительно к перечисленным принципам профессионального этического поведения формулируются и этические нормы профессиональных действий, обеспечивающих возможность эффективного решения деликатных, личностно-значимых проблем. Это способы и приемы, которые применяются психологом во всех ситуациях работы с клиентом.

    1. Как давать конкретный совет-рекомендацию? Опыт работы многих психологов выдвинул своеобразный принцип — отказ от конкретных рекомендаций («Я советов не даю»).

      Речь не идет о полном отказе от рекомендаций, но при первой встрече с клиентом совет вреден и опасен почти всегда.

    Причины этого:

    • скороспелый совет вряд ли может вывести человека, выстрадавшего свою проблему, из тупиков уже известных альтернатив. Чаще всего проблемой и является невозможность принять однозначное решение;
    • обратившийся к психологу человек ждет не совета в прямом смысле, а конкретной помощи. Как только психолог становится ‘советчиком», он становится в позицию учителя по отношению к ученику, что автоматически вызывает сопротивление клиента;

    — конкретные рекомендации как поступать, становятся для обратившегося возможностью снять ответственность за происходящее с себя и передать ее психологу. Формируется пассивное отношение к проблеме. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе, способность самому отвечать за собственную судьбу.

    Профессиональный совет или рекомендации становятся возможными и действенными лишь по мере углубления контакта, установления доверия между клиентом и консультантом.

    1. Второй принцип — анализ подтекста как реагирование специалиста не только на явный смысл обращения и запроса на помощь, но и требование максимально подробного описания ситуации, совместное с клиентом рассмотрение истинных мотивов, планирование в соответствии с этим своих действии.
    2. Принцип стереоскопического взгляда на ситуацию. Выносимая на консультацию ситуация должна быть зафиксирована и субъективно (позиция членов семьи) и «объективно (средствами психолога)/ Это принцип всей консультационной работы, а не только этапа постановки диагноза. Психолог должен стремиться раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами.
    3. Принцип уважения личности клиента, в соответствии с которым психолог не стремится совершенствовать личность клиента в соответствии с абстрактными идеалами, а исходит из учета потребностей, ситуаций, условий и возможностей самого клиента, из необходимости помочь ему в решении его собственных проблем.

    Психолог не берет на себя воспитательных функций школы, детских садов, семьи, карательных функций милиции, не подменяет собой деятельность медицинских учреждений. Его задача — помочь уже сложившимся или только еще формирующимся людям в их личностных и межличностных проблемах, мешающих им чувствовать свою жизнь полноценной, а себя — счастливыми.

    1. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Личных отношений по возможности надо избегать, чтобы не попасть в ловушку «дружбы» или «симпатии».

    В психотерапии существуют два важнейших понятия:

    • «перенос», то есть склонность клиента проецировать на отношения с консультантом свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты;
    • «контрперенос» — склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом.

    Психолог должен понимать, что сохранение его авторитета в глазах клиента во многом связано с тем, что он мало знает о психологе как о человеке, у него нет оснований для оценки его как личности.

    Если личных отношений не удалось избежать, нужно передать клиета другому специалисту.

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ

    /. Основные цели и задачи психологической службы образования

    1. Направленность психологической службы образования
    2. Основные принципы работы психолога в образовании
    3. Научный, прикладной, практический и организационные аспекты в работе школьной психологической службы
    4. Структура психологической службы образования

    Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению^ индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья учащихся. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему мгуу, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

    Основные задачи психологической службы образования: 1)реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание’ благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

    2.

    Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы в» системе образования. Ориентация на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на:

    • формирование развивающего образа жизни личности в учебно- воспитательном учреждении;
    • создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
    • обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализацию в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
    • обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
    • психолого-педагогическое изучение детей;
    • профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
    • социально-психологическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
    • оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
    • консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;
    • оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

    3.

    В основу работы психолога в системе образования положена определеннаясистема принципов. Основной принцип —принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и

    родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества.Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

    Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Этопринцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдениепринципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности.Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип —принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и «самосгоранию» на работе. Реализацияпринципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения.Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.

    4.

    Психологическая служба образования — не просто важная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единствонаучного, прикладного, практического и организационного аспектов’.

    Научный аспект предполагает формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, выявление реальных функций и позиции психолога в системе отношений в учебном учреждении, в обосновании и разработке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология должна основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе образования и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителями по решению конкретных проблем. Они не занимаются созданием новых методов и программ школьной психологической службы, исследованием психических закономерностей и т.д. Этот материал поставляет наука. Именно научный аспект предполагает опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — фундаментальные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы. Практический психолог обязан профессионально использовать все достижения современной отечественной и зарубежной психологии.

    Таким образом, научный аспект школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе, а именно: максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения

    психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

    Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний всеми работниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.

    Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в детских садах, школах и других учреждениях системы образования. Основной принцип деятельности, например, школьной психологической службы — совместная работа психолога, с педагогами и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он осуществляет взаимодействие с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; причем главным в этом сложном и разнообразном взаимодействии являются интересы ребенка как формирующейся личности.

    Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за То, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать основные психологические условия, которые в наибольшей степени способствуют этому развитию. В самом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и резервов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей учеников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания; 3) создание благоприятного психологического климата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юношеском возрасте.

    Организационный аспект включает создание действенной структуры психологической службы образования. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел психологической службы Министерства образования Украины.

    5.

    Структура психологической службы образования включает:

    1. Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.
    2. Центры психологической помощи (центры психологической помощи и профориентации) при областном (городском, районном) управлении (отделе) народного образования или при местных органах власти.
    3. Районные (городские, областные) кабинеты психологической службы в соответствующем управлении (отделе) народного образования.
    4. Практический психолог, работающий в образовательном учреждении.

    Центр психологической службы образования — головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в ооразовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.

    Центр состоит из двух основных отделов — индивидуальной помощи и психологического» обеспечения образовательных учреждений. Примером такой системы может служить модель службы практической психологии г. Киева (Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы).

    Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы ‘ является головной организацией психологической службы системы образования Украины, который осуществляет организационные, координационные и научно-методические функции в области практической психологии и социальной педагогики. К полномочиям Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы относятся:

    • научно-методическое обеспечение психологической службы системы образования Украины;
    • осуществление психометрического контроля, обеспечения деятельности психометрической комиссии, организация социально-психологической экспертизы методов, методик, инноваций в области образования;
    • разработка методических требований к содержанию деятельности психологической службы, координация научно­прикладных исследований и методических разработок;
    • координация и научно-методическое руководство деятельностью учебно-методического кабинета (центра) в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных (городских) учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы системы образования или методистов районных (городских) методических кабинетов управлений (отделов) образования по психологической службы.

    Психологические кабинеты (отделы) при районных , областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе), отделах народного образования ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь.

    Достаточно широкий объем работы г психологов, работающих ворганизация циклов лекций для учителей и родителей с целью их психологического просвещения;проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи;осуществление углубленной работы в каком- лиоо классе (в зависимости от запроса к психологу);помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов; организация постоянно действующего семинара для учителей по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;формирование психологического «актива» из числа учителей школ района;участие в наборах в первые классы с целью определения готовности детей к систематическому обучению в школе.

    Психологи, работающие здесь, участвуют в работе медико-психолого- педагогических комиссий и комиссий «по делам несовершеннолетних, а также консультируют администрацию образовательных учреждений по социально­психологическим проблемам управления, создания оптимального социально­психологического климата в педагогическом коллективе и по другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач- психоневролог.

    Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Психолог изучает детей и консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению профессиональных проблем. Обязанности и права психолога-практика регламентируются соответствующими документами.

    1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОЙ Ш 1140.101 ГТЧГ( КЧ щ ГЛ ГЛчЪЪТ

    /. Концепция школьной психологической службы Л. М. Фридмана

    Существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы . Наиболее известные из них — это концепция И. В. Дубровиной и концепция Л. М. Фридмана.

    С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. — организация , построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.

    Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.

    концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога:

    1. организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов;
    2. налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей;
    3. изучение процесса личностного развития учащихся;
    4. оценку воспитанности учащихся.

    2.

    Согласно другой концепции, концепции И. В. Дубровиной, здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования — профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья — человечность индивида — понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Иными словами, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.Содной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой- обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психологической службы образования. Основное средство достижения указанной цели — создание психолого-педагогических условий^ способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.

    Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И. В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службыобразования:

    1. реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
    2. развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов;
    3. создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
    4. оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.

    Итак, единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая профессиональная генерация — практические психологи образования, которые должны быть вооружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей).

    1. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В

    СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Сущность психолого-педагогического консилиума
    2. Сбор информации участниками консилиума
    3. Сопроводительная деятельность основных участников консилиума

    Основы писхологической практики — Стр 3

    1.

    Психолого-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребёнка в процессе его обучения, а также определённых классов и параллелей.

    Консилиум позволяет объединить информацию про отдельные составные статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьная медсестра и психолог, и на основе целостного видения личности ученика разработать и реализовать мероприятия по улучшению его обучения и поведения.

    Обязательными участниками консилиума являются завуч, классные руководители, психолог, желательно присутствие медсестры. Учителя предметники могут передать информацию через классного руководителя, а результаты консилиума с соответствующими рекомендациями сообщает им завуч.

    В ходе психолого-педагогического консилиума по определённому учащемуся решаются следующие задачи:

    1. Определение психологического, педагогического и медицинского статуса ребёнка на данный момент.
    2. Характеристика особенностей и проблем развития учащегося.
    3. Определение индивидуальной стратегии сопровождения данного учащегося в процессе школьного обучения.
    4. Формы работы психолога, классного руководителя и медика в процессе сопровождения.

    Предусматривается установление терминов выполнения той или иной работы, ответственного за неё и формы контроля.

    2.

    Психологна консилиум приносит результаты своей диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследований самих учащихся. При этом обсуждению на консилиуме подвергаются не сами первичные данные, а определённые аналитические обобщённые материалы. В этих материалах информация о ребёнке или его семье подается в фюрме, которая не нарушает право конфидициальности, формулируется в доступным и понятным для педагогов языком.

    Полученные данные могут быть обобщены следующим образом:

    1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия учащегося в период сбора информации.
    2. Указание тех сфер психической жизни школьника, в которых выявлены определённые нарушения либо отклонения от возрастных, психических или социальных норм с описанием конкретных проявлений выявленных отклонений (умственная отсталость, акцентуации, асоциальное поведение и т.д.).
    1. Определение тех сфер психической жизни учащихся, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями с описанием реальных проявлений (авторитарность, неустойчивость и т.д.).
    2. Перечисление адекватных, по мнению психолога, форм сопровождения.

    Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками даёт педагогическую характеристику учебной деятельности и поведению конкретных учащихся и класса в целом. Такая информация должна касаться трудностей в обучении, особенностей общения и самочувствия.

    Участники консилиума должны располагать определённой информацией о состоянии здоровья и физических особенностях учащегося. Поэтому медицинский работникшколы должен предоставить следующую информацию:

    1. Физическое состояние ребёнка.
    2. Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут отобразиться на развитии ребёнка, наличие хронических заболеваний.
    3. Характеристика заболеваемости за последний год.

    3.

    Деятельность после консилиума Психолог— проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных мероприятий с учащимися. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации. Планирование совместной работы с классными руководителями. Психологическое просвещение.

    Классный руководитель— проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума. Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения учащихся и классных коллективов.

    Педагог-предметник— разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных учащихся с их последующей реализацией. Консультирование родителей.

    Завуч —помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения. Консультирование администрации.

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ДОШКОЛЬНЫХ

    УЧРЕЖДЕНИЯХ«

    1. Основные функции практического психолога в дошкольном учереждении.
    2. Организация и проведение обследования детей дошкольного возраста.
    3. Основные направления работы практического психолога дошкольного учереждения.

    1.

    Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. В этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от усовершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразовании. Именно пратический психолог сопровождает переход ребёнка от одной ступеньки онтогенеза к другой, более высокой.

    Основные функции практического психолога в детском дошкольном учереждении: направленность педагогического коллектива на создание

    условий, которые способствуют охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, самостоятельного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.

    В работу практического психолога в детском дошкольном учереждении входит:

    1. участие в педагогическом процессе вообще, его анализ и психологизация, организация взаимодействия взрослых и детей;
    2. индивидуальная работа с детьми, которая направлена на профилактику отклонений в развитии.

    2.

    Психологическое обследование детей в детском саду проводится, как правило, по просьбе воспитателей либо родителей.

    Обследование проводится в кабинете. Желательно убрать все яркие, необычные предметы, которые отвлекают внимание ребёнка. Сначала необходимо установить контакт с ребёнком, снять скованность. Необходимо приспособиться к индивидуальным особенностям ребёнка: Если при этом присутствует воспитатель или родитель, необходимо не допускать его вмешательства в ход обследования. Желательно приготовить для родителей методики, позволяющие выявить особенности воспитания в семье, взаимоотношение с ребёнком.

    Проведение обследования может занимать от 30 до 60 минут. При утомлении можно сделать перерыв. В процессе обследования ведётся протокол, в котором фиксируются особенности выполнения заданий, самостоятельность, реакции на ситуацию обследования, адекватность оценки результатов собственных действий, эмоциональные проявления, особенности общения с психологом и т.д. В первой части проводятся интеллектуальные методики, поскольку они наиболее сложные и требуют сосредоточенности.

    При проведении диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

    1. Методика должна соответствовать возрасту ребёнка.
    2. Чёткое соответствие инструкции.
    3. При интерпретировании результатов необходимо учитывать возрастные нормативы.
    4. Выводы можно делать лишь после проведения серии диагностических методик.
    5. Проективные методики дают возможность сделать более точный вывод о психическом состоянии ребёнка.
    6. Проведение методики происходит без давления со стороны психолога, при добровольном согласии ребёнка.

    3.

    Работа психолога с дошкольниками включает три основных направления, тесно связанных между собой и взаимодополняющих друг друга.

    Диагностическая работа

    1. Изучение эмоционального отношения детей к ровесникам и воспитателям. Определение адаптации ребёнка и его самочувствия.
    2. Определение самооценки у детей старших групп.
    3. Психодиагностическое обследование детей по просьбе воспитателей и родителей для определения способностей детей, соответствия развития возрастным нормам.
    4. Изучение особенностей детей, уровня развития познавательных процессов, коммуникативных умении, способностей и наклонностей.
    5. Определение готовности к школе.

    Требования к диагностической работе:

    1. Психолог может пользоваться только валидными, надёжными и апробированными методиками.
    2. Углублённое психологическое обследование проводится только по просьбе родителей или с их согласия. Результаты конфиденциальны.
    3. Обследование проводится в виде игры, чтобы уменьшить риск негативного влияния обследования на ребёнка. В конце диагностики необходимо, чтобы у ребёнка сложилось впечатление о успешности выполнения заданий.
    4. Сообщение результатов обследования проводится в корректной и доступной форме.

    Развивающая работа

    1. Обработка программ, направленных на развитие как отдельных сторон, так на личности в целом.
    2. Развитие познавательных процессов и способностей в соответсвии с возрастом: сенсомоторные способности, восприятие и

    наблюдательность, память, активизация творческого воображения, мышления, речи.

    1. Развитие социально-направленных навыков поведения и коммуникативных умений у детей с трудностями в общении.
    2. Формирование психологической готовности детей к школьному обучению.
    3. Обеспечение психологических условий для развития способностей детей.

    Требования к осуществлению развивающейработы:

    1. Развивающие занятия происходят в игровои форме.
    2. Длительность развивающих занятий зависит от их интенсивности и возраста детей, но не больше 15-20 минут. Если развивающие занятия оказались неэффективными для конкретного ребёнка, необходимо провести дополнительное обследование, а не увеличивать длительность занятий.
    3. Развивающие занятия необходимо подбирать так, чтобы в процессе обучения ребёнок проходил последовательно сенсомоторную, зрительную, образную стадии.

    Профилактическая и коррекционная работа

    1. Проведение групповых игр и занятий с целью формирования позитивного отношения к детскому саду.
    2. Проведение психогимнастических игр и упражнений с детьми, требующими коррекции эмоционального состояния.
    3. Проведение занятий, направленных на улучшение мыслительных процессов, познавательной сферы в целом.
    4. Индивидуальные занятия с ребёнком, который находится в тяжёлом психологическом состоянии с целью выявления и устранение этих причин.
    5. Создание условий для приобретения ребёнком позитивного опыта взаимодействия с друзьями.
    6. Улучшение психического состояния ребёнка: снятие напряжения, повышение эмоционального тонуса.
    7. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, развитие социальных мотивов.

    Требования:

    1. Нельзя использовать активные методы воздействия на личность, если психолог не уверен в их необходимости.
    2. Недопускать ситуаций, которые могли бы негативно повлиять на отношение ребёнка к психологу.
    3. В процессе психогимнастических занятий необходимо научить ребёнка адекватно выражать свои эмоции, а не скрывать их.
    4. Психолог должен приобщать ребёнка к творческой деятельности, связанной с развитием внутреннего эмоционального состояния.

    1 Г\