Изучение структуры и организации психологической службы

9

Отчет по практике

Психология

Изучение структуры и организации психологической службы

Содержание

Введение

1. Анализ организации и структуры психологической службы в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

2. Анализ принципов и методология организации работы психологической службы в образовательном учреждении

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Обучение в учебных заведениях, направленных на получение профессии, меняет уже сложившиеся у подростков школьные стереотипы. Этот новый период обучения играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов, от него во многом зависит психическое здоровье вчерашних школьников. В связи с этим возникает насущная необходимость в оказании индивидуальной психологической помощи подростку, повышении психологической компетентности педагогов и других специалистов, работающих с несовершеннолетним.

С этой целью в образовательном учреждении организована «Психологическая служба», которая становится необходимым компонентом системы образования, в том числе и учреждений начального профессионального образования.

Основные виды деятельности психологической службы в профессиональном училище — психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психопрофилактика, консультирование, просветительская и реабилитационная деятельность.

В словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «психологическая служба» определена через: содержательный аспект — практическое использование психологии для решения практических задач и формальный — для профессиональной консультации, целевой экспертизы, диагностики и т. д. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1995. — С.274.

В проекте «Положения о психологической службе в общеобразовательном учреждении» отмечается, что ПС — это область специально организованной системы психологического обеспечения образования, целью которой является помощь в решении задач развития личности учащегося.

Психологическая служба становится необходимым компонентом системы образования. Ее созданию в последнее время уделяется много внимания. Однако существует много нерешенных вопросов, среди наиболее существенных из них следующие: что такое психологическая служба, какова ее структура, каким целям она служит, что является предметом и продуктом психологической службы. Актуальность данной проблемы послужила выбором темы.

10 стр., 4983 слов

Социально психологический климат организации

... в коллективе. Курсовая работа посвящена проблеме формирования социально – психологического климата в организации, с социально – психологической точки зрения, ни примере исследования состояния СПК в ООО ... «Коктейль» Глава 1. Социально – психологический климат организации Понятие социально – психологического климата Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в ...

Тема: Изучение структуры и организации психологической службы.

Целью практики являлось: рассмотрение особенностей организации и структуры психологической службы в образовательном учреждении «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».

Исходя из этого, можно выделить следующие приоритетные задачи деятельности психологической службы в системе начального профессионального образования:

— реализация главной цели психологической службы — психическое здоровье обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;

— развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса — их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.;

— создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;

— ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии обучающихся;

— переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса.

Производственная практика проходила на базе ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».

1. Анализ организации и структуры психологической службы в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

Краткая характеристика учреждения.

Так, приказом № 227 от 30 августа 1969 г. трест «Абаканвагонстрой», имеющий мощную строительную базу сдал ПТУ № 45 г. Абакана в эксплуатацию — это было первое училище в этом городе. Тогда в училище обучались следующим специальностям: штукатур, облицовщик- плиточник, каменщик-монтажник, сварщик, газосварщик ручной сварки, электрослесарь, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики, слесарь-сантехник, слесарь-трубоукладчик, штукатур-маляр.

Первый выпуск состоялся в 1972 году, путёвки в жизнь получили около 300 специалистов строительного профиля. Много выпускников работало на строительстве объектов «Абаканвагонстроя», в том числе бригада под руководством Н.А. Асочаковой — выпускницы ПТУ № 45, депутата Верховного Совета СССР.

В последние годы училище укрепило свою материальную базу. Так, имеется 3 компьютерных класса, внутриучилищная локальная вычислительная сеть из 100 компьютеров с доступом в Интернет с любого автоматизированного рабочего места. Установлены и введены в эксплуатацию: ленточная пилорама, сушильная камера. В столярном, мебельном, сборочном цехах установлены настоящие промышленные станки. Приобретены очень дорогостоящие фрезы для изготовления дверей и окон согласно евростандарту. Училище выигрывало тендеры на поставку школьной мебели. Мебель, сделанную руками учащихся можно увидеть в Минфине РХ, детской стоматологии, МЧС РХ, ЦГСЭН г. Абакана, населения РХ и юга Красноярского края. В 2007 году училищу присвоен статус опытно-экспериментальной площадки ДПО «Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Повышение качества профессионального образования на модульно-компетентностной основе» по профессии «Станочник по деревообработке».

6 стр., 2741 слов

11 Психологическая служба в образовании:

... — с другой. Направления деятельности психологической службы Деятельность психологической службы образования затрагивает три направления: психологическое обеспечение развивающего компонента образования, психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития совершенствование самой службы. Каждое из этих ...

Обучение проводится по 9 специальностям, количество обучающихся — 594 юноши и 2 девушки. Несовершеннолетних обучающихся 269 человек; Общее количество сирот (на полном и неполном государственном обеспечении) 72 человека.

Учреждение участвует в программах как российского, так и республиканского значения. Так, к примеру, оно является дипломантом программы «Сто лучших товаров России», проводимой в Москве, в 2009 г. Сейчас учреждение продолжает развиваться, внедряя новейшие педагогические технологии.

Его девиз: «Не догонять прошлое, а создавать будущее!»

Организация психологической службы.

Организация психологической помощи в учреждении подразумевает под собой достижение следующих целей: создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в техникуме, осуществление деятельности направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся.

Задачи психологической службы в ГБОУ: психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности; обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи; психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса; способствовать гармонизации социальной сферы учреждения и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации; проведение системы мероприятий, с использованием современных психологических средств по предупреждению распространения среди учащихся алкоголизма, наркомании, табакокурения; выявление возникающих в педагогическом процессе трудностей и их причин, разработка рекомендаций по их устранению и предотвращению; оказание реальной психологической помощи учащимся и их родителям, а также педагогическому коллективу; участие в процессе управления личностными отношениями и формирование норм отношений в коллективе.

Структура психологической службы в учреждении.

Психологическая служба в учреждении была создана как единая система в масштабах учреждения. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции.

Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений.

Основным звеном единой системы психологической службы учреждения является педагог-психолог.

В своей работе психолог ориентируется не только на работу с учащимися, но и опирается на помощь со стороны администрации, педагогов, мастеров производственного обучения, родителей. Структура психологической службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям.

Профессиональное управление деятельностью психолога осуществляется научно-методической службой при Министерстве образования республики Хакасия, комитетом профессионально-технического образования.

11 стр., 5399 слов

День 1. Знакомство с деятельностью психологической службы в дошкольном ...

... Содержание работы: 1. Изучение социального заказа учреждения на деятельность психологической службы. 2. Студент изучает запрос, сформулированный педагогом-психологом учреждения, исходя из содержания и задач психологической службы. 3. Помощь педагогу-психологу в реализации ...

Их цель — оказание методической и иной профессиональной помощи педагогу-психологу: проведение семинаров, конференций, тренингов, организация работы медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.

Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива, принимает участие в работе педагогических советов и консилиумов, методических объединений, посещает уроки и внеклассные мероприятия.

На рисунке 1 представлена схема соподчинения в организации профессионального образования.

9

Рисунок 1. Место психолога в системе управления учреждения

Анализ схемы показал, что психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Эта позиция оказывается менее продуктивной с точки зрения оперативности решения организационных вопросов и менее эффективной с точки зрения влияния на процессы, происходящие в учреждении.

2. Анализ принципов и методология организации работы психологической службы в образовательном учреждении

психологический образование педагогический

Приоритетные направления деятельности психологической службы в ГБОУ — психологическое консультирование обучающихся и педагогов, психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.

Психологическая служба в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» функционирует с 2002 года. Эффективность деятельность педагога- психолога можно прокомментировать по показателям представленным в приложении А, критерии эффективности психологической службы в образовательном учреждении представлены в приложении Б.

Деятельность психологической службы осуществляется по Программе психологического сопровождения студентов «Гражданин. Личность. Специалист», составленной педагогом-психологом учреждения.

Целью работы психологической службы является формирование активной личности учащегося, сочетающей в себе высокие нравственные качества, профессионализм, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру через повышение психологической компетенции преподавателей.

Работа психологической службы ведется по следующим направлениям: психодиагностическая деятельность; психоконсультативная деятельность; психокоррекционная деятельность; психологическая профилактика; психологическое просвещение; повышение профессионального уровня.

В декабре 2006 г. в общежитии начал свою работу кабинет психологической разгрузки. Цель кабинета: консультация студентов, сотрудников, преподавателей по возникшим проблемам; групповое консультирование студентов по актуальным проблемам; индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом; профилактика перегрузок, нервных срывов (вокалотерапия).

Очевидно, что нестабильная социально-экономическая ситуация в России, выражающая в реструктуризации экономики и свертывание ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников подобных учреждений. И, как следствие на первый план для студентов выходят проблемы материального благополучия и предстоящего трудоустройства. Данное порождает такую тенденцию, как усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности в системе среднего профессионального образования в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника.

Именно исходя из стремления социально и психологически защитить своих студентов, педагог-психолог работает с выпускниками по программе «Путь к успеху!» (курсу психологической адаптации выпускников на рынке труда), ведь формирование у выпускника техникума позиции активного «игрока» на рынке труда является одной из современных тенденций воспитания в системе среднего специального образования. Реализация этой программы помогает сформировать у выпускников ГБОУ основу их будущих действий при вступлении в трудовые отношения и уберечь от возможных неудач в профессиональной сфере.

С целью подготовки конкурентоспособного и профессионального специалиста педагогической коллектив, совместно с психологической службой, ставит перед собой задачу формирования такой модели личности специалиста, которая обладает следующим комплексом умений, способностей, свойств и качеств: социально-профессиональная мобильность; коммуникативность и способность к кооперации; креативность; интелегентность; социальная компетентность.

Анализ работы психолога показал, что именно воспитание и развитие этих качеств — важнейшая составляющая целей государственных стандартов СПО нового поколения.

Поэтому, отталкиваясь из специфики образовательного процесса в техникуме, выделяются следующие направления в деятельности психолога: повышение психологической компетенции и профилактика профессиональной деформации преподавателей; психологическое обеспечение адаптации первокурсников; профилактика асоциальных явлений студентов и формирование установок на успешный, здоровый образ жизни; повышение психологической компетенции студентов; психологическая адаптация выпускников на рынке труда.

Научные основы педагогического взаимодействия психолога и учащихся в процессе обучения, воспитания и развития.

Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» выступает взаимодействие его субъектов, т.е. — согласованная деятельность по достижению целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

Взаимодействие в ГБОУ является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации обучающегося. Его дополнительный эффект — межличностное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке взаимодействующих.

Среди взаимодействий в учреждении особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Здесь существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью. Взаимодействие педагога-психолога и учащегося в ГБОУ является систематическим, постоянно осуществляемым коммуникативным действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, воздействовать на него: причём, вызванная реакция определяет в свою очередь новую реакцию взаимодействующего.

Взаимодействие в ГБОУ демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов другой стороны. Предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью. В данном случае, педагогический потенциал взаимодействия открывает широкие перспективы для совершенствования системы образования в ГБОУ, для углубления профессионализма учителя, для формирования концепции взаимодействия «педагога и ученика».

В исследуемом учреждении применяются различные подходы к организации педагогического взаимодействия: деятельностный. Цель — формирование у учащихся разнообразных способов и видов деятельности. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе; личностно-ориентированный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами, самосовершенствования, самоопределения, формирования жизненной позиции); акмеологический — ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях творческой созидательной деятельности. Психолог и ученик, находясь в творческом взаимодействии и сотрудничестве, обеспечивают успех друг другу в своей самореализации, в развитии духовно-нравственного потенциала личности); аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций); системный — рассматривается совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы).

В ГБОУ рассматривается следующие позиции ученика во взаимодействии с учителем:

— самостоятельность — способность к независимым действиям, решениям, проявлению собственной инициативы и в выборе целей, и в выборе способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо действия собственными силами;

— активность — стремление ученика выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности и общения, действовать за границами требований и ситуации и ролевых предписаний, предпочтений;

— готовность к выбору как осознание ответственности за результаты и последствия своей деятельности, поведения. Здесь процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый результат, личную причастность к жизненным обстоятельствам через определение своих целей и способов их достижения.

В процессе взаимодействия психолог-ученик в исследуемом учреждении созданы условия для развития субъектной позиции учеников.

Таковыми условиями являются: акуализация и обогащение субъектного опыта учеников: обращение к их ранее накопленным знаниям и умениям; стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания; создание ситуаций нравственного выбора; обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной проблемы; организация познания через переживание, актуализацию опыта; развитие активности учащихся в учебной деятельности: поощрение инициативы; создание ситуаций выбора; организация проектной деятельности.

Перечисленные выше параметры социально-педагогических условий обеспечивает эффективность взаимодействия между психологом учреждения и учащимися.

Способность организовать конструктивное взаимодействие — один из значимых показателей профессиональной компетентности педагога-психолога в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».

Психологические особенности учащихся как субъектов обучения и их влияние на результаты педагогической деятельности.

Психологические особенности учащихся достаточно сильно влияют на вхождение и адаптацию учащихся в техникуме. Так, в результате проведённого исследования нужно отметить, что полученные данные приводят к основным выводам.

Установлено, что студенты техникума с разной направленностью учебной и будущей профессиональной деятельности различаются по характеру адаптации к образовательному процессу.

Снижение уровня адаптации у студентов, учебная и будущая профессиональная деятельность которых направлена на современные технологии, обусловлено низкой степенью общей мозговой активности при устойчивом доминировании активности правого полушария; а у студентов, учебная и будущая профессиональная деятельность которых направлена на общение с другими людьми — низкой степенью общей мозговой активности при высокой степени межполушарного взаимодействия. Что касается процесса адаптации студентов ГБОУ, то он отражает сложный и длительный процесс обучения и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей.

Виды адаптаций студентов в ГБОУ представлены на рис. 2.

9

Рисунок 2. Виды адаптации обучающихся лиц

Как показал анализ документов и результатов, полученных в ходе общения со студентами, наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах.

Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний.

Основы дидактики и риторики, применяемых в процессе работы.

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса», является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него. Обучение с помощью проблемной ситуации в техникуме можно представить схематически таблицей 1.

Таблица 1 — Этапы обучения

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

2. Формулирование гипотезы

3. Доказательство гипотезы

4.Общий вывод

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием

Установление причинно-следственных связей

Выдвижение гипотезы

Установление причинно-следственных связей

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет психолог. В данном случае привлекаются специальные пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, однако, проблемная ситуация — это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера. Педагог, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности.

Что касаемо риторики в общении психолога и учащегося, то здесь задачами являются: способствование формированию направленной речи, а также реакций на нее со стороны слушателей.

Итак, в данном случае, происходит обучение аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному оскорблению собеседника, умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его ярче, отвергнув свое утверждение, если оно неверно. Кроме того, осуществляется словесное и невербальное воздействие.

Требования, предъявляемые к психологу в учреждении.

Анализ документов показывает, что педагогу-психологу в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» предъявляются определенные квалификационные требования.

Кроме соответствующих уровню полученного образования знаний по психологии, психолог должен обладать знаниями в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, дефектологии, консультирования и других областей, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему необходим достаточный опыт практической педагогической работы с подростками.

В ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» применяются не только общие требования к практическому психологу образовательного учреждения. Кроме того, существуют и специальные требования, относящиеся к каждой области деятельности психолога. Специализация в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях.

В процессе прохождения практики в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» были получены основные результаты в области изучения деятельности педагога-психолога. Психологическая служба в учреждении была создана как единая система в масштабах учреждения. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Целью работы психологической службы является формирование личности учащегося, сочетающей в себе высокие нравственные качества, профессионализм, индивидуальность, гуманистическое отношение к миру через повышение психологической компетенции преподавателей.

В принципе, в ходе прохождения практики, трудностей при сборе материалов не возникло, однако, объем информации достаточно велик и занял много времени для изучения. Результат — положительный. Роль — помощь в проведении бесед со студентами, участие в уроках, беседах психолога. При следующем участии в подобных мероприятиях отдам предпочтение систематизации материалов для подробного и детального изучения на практике.

Заключение

Психологическая служба становится необходимым компонентом системы образования. Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений.

Приоритетные направления деятельности психологической службы: создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха; повышение адаптивных способностей у обучающихся; внедрение новых коррекционно-развивающих программ; обогащение психодиагностического инструментария, направленного на раннее выявление асоциально направленных подростков; первичная профилактика выявленных отклонений в процессе обучения; снижение противоправных действий среди обучающихся в образовательном учреждении; формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях начального профессионального образования; обучение позитивным моделям поведения; развитие мотивации обучения и познавательных процессов обучающихся; выпустить из учебного заведения социально адаптированного специалиста. Каждое направление имеет свои результаты, работающие на достижение целей и постановку новых ориентиров.

Педагог-психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях. В настоящее время значительно возрастает уровень профессиональных требований, предъявляемых психологу, работающему в системе образования.

Основными направлениями деятельности психологической службы в исследуемом учреждении являются: психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование.

Анализируя итоги практики в можно отметить, что в данном образовательном учреждении психологическая служба функционирует как целостная система.

Психологические особенности учащихся достаточно сильно влияют на вхождение и адаптацию учащихся в техникуме. Так, в результате проведённого исследования нужно отметить, что полученные данные приводят к основным выводам. Установлено, что студенты техникума с разной направленностью учебной и будущей профессиональной деятельности различаются по характеру адаптации к образовательному процессу.

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса», является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него. Кроме того, специализация в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях.

Итак, анализ деятельности работы психологической службы показал, что данная служба проводит огромную работу, взаимодействуя со студентами учреждения, являясь, тем самым, ценным кадровым звеном в структуре ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».

Список использованных источников

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев М.: Изд. Группа «Прогресс-Академия», 1992.-326с.- ISBN 5-7695-2542-8

2. Айсмонтас Б. Психология и педагогика: альбом схем [Текст] / Айсмонтас Б . М., «Проспект»,2004.,-452с.- ISBN-5-98032-623-5

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. [Текст] / СПб.: Питер, 2007.-416с.-ISBN — 978-5-91180-572-2 М.; 2004.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. [Текст] / М.: Смысл, 2003.-436с.-ISBN 978-5-91180-572-2

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. — СПб.: Питер, 1998.- 987с. — ISBN 5-314-00128-4

6. Вербицкий А Л. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2003.- 411с. -ISBN-5-93878-012-8

7. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие [Текст] / Л.А. Григорович.- М.: Гардарики. 2003.480с. ISBN 5-8297-0096-4

8. Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики [Текст]/ В.И. Генецинский — М.: Издательский дом «Ноосфера»,2004.-312с.- ISBN 5-691-00143-4

9. Герриг, Р.Психлогия и жизнь [Текст] / Р.Герриг, Ф. Зимбардо.- СПб.:Питер, 2004.- 954с.- ISBN5-94723-186-7

10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: «ЧеРо», 2002.- 240с. ISBN 5-88711-058-9

11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: АСТ: Астререль; Владимир: ВК,Т 2008.- 251с. ISBN 978-5-17-050807-5

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. [Текст] / И.А. Зимняя. — СПб.: Питер, 2001.- 287с. — ISBN 5-414-00128-4М.,2005

13. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.- М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.- 264с.- ISBN- 5-305-00110-2

14. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с. — ISBN 5-305-00083

15. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред.Щербакова [Текст] — Мн.: Амалфея. 1999.-352с..

16. Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования [Текст] / А.А.Реан.- СПб.:Речь 2000.-452с.- ISBN 5-7695-2542-8

17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д. Смирнов.- СПб.: Питер, 2001.- 287с. — ISBN 5-414-00128-4

18. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. [Текст] /А.М.Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423 с. ISBN 5-238-00259-9

19. Талызина Н. Ф Педагогическая психология [Текст] /Н.Ф.Талызина.- М.: «Академия», 2004. — 288 с. — ISВN 5-7695-0183-9

Приложение А

Критерии эффективности деятельности педагога- психолога и организации психологической службы образования

В качестве основных критериев оценки деятельности педагога-психолога выступают следующие показатели:

1.Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета, сохранность вверенного ему имущества).

2.Регулярное и четкое ведение документации, ее качество.

3.Участие в научно-исследовательской и методической работе.

4.Качественные изменения в работе с посетителями (детьми, учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках.

5.Обоснованность индивидуальных и групповых психодиагностических обследований, тестирований, их качество, соответствие требованиям. Качество психологических заключений и рекомендаций.

6.Качество психокоррекционных программ и занятий, их эффективность.

7.Наличие системы психологического просвещения учащихся, студентов, педагогов, родителей, формы и активные методы этой работы
(семинары, факультативы, деловые игры, стенд психолога и т. п.).

8.Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся, студентов,
родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью
безымянного анкетирования).

9.Участие педагога-психолога в психологических экспертизах педагогических решений и программ, конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестации педкадров.

Размещено на