Изучение структуры и организации психологической службы

9

Отчет по практике

Психология

Изучение структуры и организации психологической службы

Содержание

Введение

1. Анализ организации и структуры психологической службы в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

2. Анализ принципов и методология организации работы психологической службы в образовательном учреждении

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Обучение в учебных заведениях, направленных на получение профессии, меняет уже сложившиеся у подростков школьные стереотипы. Этот новый период обучения играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов, от него во многом зависит психическое здоровье вчерашних школьников. В связи с этим возникает насущная необходимость в оказании индивидуальной психологической помощи подростку, повышении психологической компетентности педагогов и других специалистов, работающих с несовершеннолетним.

С этой целью в образовательном учреждении организована «Психологическая служба», которая становится необходимым компонентом системы образования, в том числе и учреждений начального профессионального образования.

Основные виды деятельности психологической службы в профессиональном училище — психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психопрофилактика, консультирование, просветительская и реабилитационная деятельность.

В словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «психологическая служба» определена через: содержательный аспект — практическое использование психологии для решения практических задач и формальный — для профессиональной консультации, целевой экспертизы, диагностики и т. д. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1995. — С.274.

В проекте «Положения о психологической службе в общеобразовательном учреждении» отмечается, что ПС — это область специально организованной системы психологического обеспечения образования, целью которой является помощь в решении задач развития личности учащегося.

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... подразделения психологической службы при городских и районных органах управления образованием, которые организуют и координируют деятельность практических психологов, работающих непосредственно в образовательных учреждениях. Каждый уровень организации психологической службы ...

Психологическая служба становится необходимым компонентом системы образования. Ее созданию в последнее время уделяется много внимания. Однако существует много нерешенных вопросов, среди наиболее существенных из них следующие: что такое психологическая служба, какова ее структура, каким целям она служит, что является предметом и продуктом психологической службы. Актуальность данной проблемы послужила выбором темы.

Тема: Изучение структуры и организации психологической службы.

Целью практики являлось: рассмотрение особенностей организации и структуры психологической службы в образовательном учреждении «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».

Исходя из этого, можно выделить следующие приоритетные задачи деятельности психологической службы в системе начального профессионального образования:

— реализация главной цели психологической службы — психическое здоровье обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;

— развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса — их способностей, интересов, склонностей, чувств и т. д.;

— создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;

— ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии обучающихся;

— переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса.

Производственная практика проходила на базе ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».

1. Анализ организации и структуры психологической службы в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

Краткая характеристика учреждения.

2 стр., 707 слов

Основные задачи психологической службы образования

... и есть главная задача психологической службы в системе образования. Ориентация на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на: формирование развивающего образа ... соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической службы образования и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих ...

Так, приказом № 227 от 30 августа 1969 г. трест «Абаканвагонстрой», имеющий мощную строительную базу сдал ПТУ № 45 г. Абакана в эксплуатацию — это было первое училище в этом городе. Тогда в училище обучались следующим специальностям: штукатур, облицовщик- плиточник, каменщик-монтажник, сварщик, газосварщик ручной сварки, электрослесарь, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики, слесарь-сантехник, слесарь-трубоукладчик, штукатур-маляр.

Первый выпуск состоялся в 1972 году, путёвки в жизнь получили около 300 специалистов строительного профиля. Много выпускников работало на строительстве объектов «Абаканвагонстроя», в том числе бригада под руководством Н.А. Асочаковой — выпускницы ПТУ № 45, депутата Верховного Совета СССР.

В последние годы училище укрепило свою материальную базу. Так, имеется 3 компьютерных класса, внутриучилищная локальная вычислительная сеть из 100 компьютеров с доступом в Интернет с любого автоматизированного рабочего места. Установлены и введены в эксплуатацию: ленточная пилорама, сушильная камера. В столярном, мебельном, сборочном цехах установлены настоящие промышленные станки. Приобретены очень дорогостоящие фрезы для изготовления дверей и окон согласно евростандарту. Училище выигрывало тендеры на поставку школьной мебели. Мебель, сделанную руками учащихся можно увидеть в Минфине РХ, детской стоматологии, МЧС РХ, ЦГСЭН г. Абакана, населения РХ и юга Красноярского края. В 2007 году училищу присвоен статус опытно-экспериментальной площадки ДПО «Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Повышение качества профессионального образования на модульно-компетентностной основе» по профессии «Станочник по деревообработке».

Обучение проводится по 9 специальностям, количество обучающихся — 594 юноши и 2 девушки. Несовершеннолетних обучающихся 269 человек; Общее количество сирот (на полном и неполном государственном обеспечении) 72 человека.

6 стр., 2741 слов

11 Психологическая служба в образовании:

... и метод в контексте целей развивающего образования. Психологические службы учреждений высшего профессионального и дополнительного образования взрослых помимо работы с учащимися и ... результата, нежели педагог-психолог образовательного учреждения. Цели и задачи деятельности психологической службы Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего ...

Учреждение участвует в программах как российского, так и республиканского значения. Так, к примеру, оно является дипломантом программы «Сто лучших товаров России», проводимой в Москве, в 2009 г. Сейчас учреждение продолжает развиваться, внедряя новейшие педагогические технологии.

Его девиз: «Не догонять прошлое, а создавать будущее!»

Организация психологической службы.

Организация психологической помощи в учреждении подразумевает под собой достижение следующих целей: создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в техникуме, осуществление деятельности направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся.

Задачи психологической службы в ГБОУ: психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности; обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи; психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса; способствовать гармонизации социальной сферы учреждения и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации; проведение системы мероприятий, с использованием современных психологических средств по предупреждению распространения среди учащихся алкоголизма, наркомании, табакокурения; выявление возникающих в педагогическом процессе трудностей и их причин, разработка рекомендаций по их устранению и предотвращению; оказание реальной психологической помощи учащимся и их родителям, а также педагогическому коллективу; участие в процессе управления личностными отношениями и формирование норм отношений в коллективе.

8 стр., 3516 слов

Психологическая служба в детском дошкольном учреждении. Тест Айзенка

... посредством психологического консультирования. Обеспечение деятельности Службы 1. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения. 2. Координация деятельности Службы ... )» БУГУЛЬМИНСКИЙ ФИЛИАЛ Психологический факультет Задания По дисциплине: Детская практическая психология Выполнил: Зайнеева Р.А. студент группы 1 СП ...

Структура психологической службы в учреждении.

Психологическая служба в учреждении была создана как единая система в масштабах учреждения. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции.

Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений.

Основным звеном единой системы психологической службы учреждения является педагог-психолог.

В своей работе психолог ориентируется не только на работу с учащимися, но и опирается на помощь со стороны администрации, педагогов, мастеров производственного обучения, родителей. Структура психологической службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям.

Профессиональное управление деятельностью психолога осуществляется научно-методической службой при Министерстве образования республики Хакасия, комитетом профессионально-технического образования.

Их цель — оказание методической и иной профессиональной помощи педагогу-психологу: проведение семинаров, конференций, тренингов, организация работы медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.

Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива, принимает участие в работе педагогических советов и консилиумов, методических объединений, посещает уроки и внеклассные мероприятия.

На рисунке 1 представлена схема соподчинения в организации профессионального образования.

9

Рисунок 1. Место психолога в системе управления учреждения

Анализ схемы показал, что психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Эта позиция оказывается менее продуктивной с точки зрения оперативности решения организационных вопросов и менее эффективной с точки зрения влияния на процессы, происходящие в учреждении.

2. Анализ принципов и методология организации работы психологической службы в образовательном учреждении

14 стр., 6875 слов

Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной

... экспериментальной деятельности становится важнейшим преобразующим фактором развития любого учебного заведения как открытой для социума образовательной среды. Предлагаемая тема «Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего ...

психологический образование педагогический

Приоритетные направления деятельности психологической службы в ГБОУ — психологическое консультирование обучающихся и педагогов, психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.

Психологическая служба в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» функционирует с 2002 года. Эффективность деятельность педагога- психолога можно прокомментировать по показателям представленным в приложении А, критерии эффективности психологической службы в образовательном учреждении представлены в приложении Б.

Деятельность психологической службы осуществляется по Программе психологического сопровождения студентов «Гражданин. Личность. Специалист», составленной педагогом-психологом учреждения.

Целью работы психологической службы является формирование активной личности учащегося, сочетающей в себе высокие нравственные качества, профессионализм, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру через повышение психологической компетенции преподавателей.

Работа психологической службы ведется по следующим направлениям: психодиагностическая деятельность; психоконсультативная деятельность; психокоррекционная деятельность; психологическая профилактика; психологическое просвещение; повышение профессионального уровня.

В декабре 2006 г. в общежитии начал свою работу кабинет психологической разгрузки. Цель кабинета: консультация студентов, сотрудников, преподавателей по возникшим проблемам; групповое консультирование студентов по актуальным проблемам; индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом; профилактика перегрузок, нервных срывов (вокалотерапия).

Очевидно, что нестабильная социально-экономическая ситуация в России, выражающая в реструктуризации экономики и свертывание ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников подобных учреждений. И, как следствие на первый план для студентов выходят проблемы материального благополучия и предстоящего трудоустройства. Данное порождает такую тенденцию, как усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности в системе среднего профессионального образования в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника.

Именно исходя из стремления социально и психологически защитить своих студентов, педагог-психолог работает с выпускниками по программе «Путь к успеху!» (курсу психологической адаптации выпускников на рынке труда), ведь формирование у выпускника техникума позиции активного «игрока» на рынке труда является одной из современных тенденций воспитания в системе среднего специального образования. Реализация этой программы помогает сформировать у выпускников ГБОУ основу их будущих действий при вступлении в трудовые отношения и уберечь от возможных неудач в профессиональной сфере.

С целью подготовки конкурентоспособного и профессионального специалиста педагогической коллектив, совместно с психологической службой, ставит перед собой задачу формирования такой модели личности специалиста, которая обладает следующим комплексом умений, способностей, свойств и качеств: социально-профессиональная мобильность; коммуникативность и способность к кооперации; креативность; интелегентность; социальная компетентность.

Анализ работы психолога показал, что именно воспитание и развитие этих качеств — важнейшая составляющая целей государственных стандартов СПО нового поколения.

Поэтому, отталкиваясь из специфики образовательного процесса в техникуме, выделяются следующие направления в деятельности психолога: повышение психологической компетенции и профилактика профессиональной деформации преподавателей; психологическое обеспечение адаптации первокурсников; профилактика асоциальных явлений студентов и формирование установок на успешный, здоровый образ жизни; повышение психологической компетенции студентов; психологическая адаптация выпускников на рынке труда.

Научные основы педагогического взаимодействия психолога и учащихся в процессе обучения, воспитания и развития.

Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» выступает взаимодействие его субъектов, т. е. — согласованная деятельность по достижению целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

Взаимодействие в ГБОУ является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации обучающегося. Его дополнительный эффект — межличностное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке взаимодействующих.

Среди взаимодействий в учреждении особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Здесь существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью. Взаимодействие педагога-психолога и учащегося в ГБОУ является систематическим, постоянно осуществляемым коммуникативным действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, воздействовать на него: причём, вызванная реакция определяет в свою очередь новую реакцию взаимодействующего.

Взаимодействие в ГБОУ демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов другой стороны. Предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью. В данном случае, педагогический потенциал взаимодействия открывает широкие перспективы для совершенствования системы образования в ГБОУ, для углубления профессионализма учителя, для формирования концепции взаимодействия «педагога и ученика».

В исследуемом учреждении применяются различные подходы к организации педагогического взаимодействия: деятельностный. Цель — формирование у учащихся разнообразных способов и видов деятельности. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе; личностно-ориентированный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами, самосовершенствования, самоопределения, формирования жизненной позиции); акмеологический — ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях творческой созидательной деятельности. Психолог и ученик, находясь в творческом взаимодействии и сотрудничестве, обеспечивают успех друг другу в своей самореализации, в развитии духовно-нравственного потенциала личности); аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций); системный — рассматривается совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы).

В ГБОУ рассматривается следующие позиции ученика во взаимодействии с учителем:

— самостоятельность — способность к независимым действиям, решениям, проявлению собственной инициативы и в выборе целей, и в выборе способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо действия собственными силами;

— активность — стремление ученика выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности и общения, действовать за границами требований и ситуации и ролевых предписаний, предпочтений;

— готовность к выбору как осознание ответственности за результаты и последствия своей деятельности, поведения. Здесь процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый результат, личную причастность к жизненным обстоятельствам через определение своих целей и способов их достижения.

В процессе взаимодействия психолог-ученик в исследуемом учреждении созданы условия для развития субъектной позиции учеников.

Таковыми условиями являются: акуализация и обогащение субъектного опыта учеников: обращение к их ранее накопленным знаниям и умениям; стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания; создание ситуаций нравственного выбора; обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной проблемы; организация познания через переживание, актуализацию опыта; развитие активности учащихся в учебной деятельности: поощрение инициативы; создание ситуаций выбора; организация проектной деятельности.

Перечисленные выше параметры социально-педагогических условий обеспечивает эффективность взаимодействия между психологом учреждения и учащимися.

Способность организовать конструктивное взаимодействие — один из значимых показателей профессиональной компетентности педагога-психолога в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».

Психологические особенности учащихся как субъектов обучения и их влияние на результаты педагогической деятельности.

Психологические особенности учащихся достаточно сильно влияют на вхождение и адаптацию учащихся в техникуме. Так, в результате проведённого исследования нужно отметить, что полученные данные приводят к основным выводам.

Установлено, что студенты техникума с разной направленностью учебной и будущей профессиональной деятельности различаются по характеру адаптации к образовательному процессу.

Снижение уровня адаптации у студентов, учебная и будущая профессиональная деятельность которых направлена на современные технологии, обусловлено низкой степенью общей мозговой активности при устойчивом доминировании активности правого полушария; а у студентов, учебная и будущая профессиональная деятельность которых направлена на общение с другими людьми — низкой степенью общей мозговой активности при высокой степени межполушарного взаимодействия. Что касается процесса адаптации студентов ГБОУ, то он отражает сложный и длительный процесс обучения и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей.

Виды адаптаций студентов в ГБОУ представлены на рис. 2.

9

Рисунок 2. Виды адаптации обучающихся лиц

Как показал анализ документов и результатов, полученных в ходе общения со студентами, наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах.

Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний.

Основы дидактики и риторики, применяемых в процессе работы.

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса», является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него. Обучение с помощью проблемной ситуации в техникуме можно представить схематически таблицей 1.

Таблица 1 — Этапы обучения

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

2. Формулирование гипотезы

3. Доказательство гипотезы

4.Общий вывод

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием

Установление причинно-следственных связей

Выдвижение гипотезы

Установление причинно-следственных связей

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет психолог. В данном случае привлекаются специальные пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, однако, проблемная ситуация -- это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера. Педагог, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности.

Что касаемо риторики в общении психолога и учащегося, то здесь задачами являются: способствование формированию направленной речи, а также реакций на нее со стороны слушателей.

Итак, в данном случае, происходит обучение аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному оскорблению собеседника, умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его ярче, отвергнув свое утверждение, если оно неверно. Кроме того, осуществляется словесное и невербальное воздействие.

Требования, предъявляемые к психологу в учреждении.

Анализ документов показывает, что педагогу-психологу в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» предъявляются определенные квалификационные требования.

Кроме соответствующих уровню полученного образования знаний по психологии, психолог должен обладать знаниями в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, дефектологии, консультирования и других областей, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему необходим достаточный опыт практической педагогической работы с подростками.

В ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» применяются не только общие требования к практическому психологу образовательного учреждения. Кроме того, существуют и специальные требования, относящиеся к каждой области деятельности психолога. Специализация в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях.

В процессе прохождения практики в ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» были получены основные результаты в области изучения деятельности педагога-психолога. Психологическая служба в учреждении была создана как единая система в масштабах учреждения. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Целью работы психологической службы является формирование личности учащегося, сочетающей в себе высокие нравственные качества, профессионализм, индивидуальность, гуманистическое отношение к миру через повышение психологической компетенции преподавателей.

В принципе, в ходе прохождения практики, трудностей при сборе материалов не возникло, однако, объем информации достаточно велик и занял много времени для изучения. Результат — положительный. Роль — помощь в проведении бесед со студентами, участие в уроках, беседах психолога. При следующем участии в подобных мероприятиях отдам предпочтение систематизации материалов для подробного и детального изучения на практике.

Заключение

Психологическая служба становится необходимым компонентом системы образования. Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений.

Приоритетные направления деятельности психологической службы: создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха; повышение адаптивных способностей у обучающихся; внедрение новых коррекционно-развивающих программ; обогащение психодиагностического инструментария, направленного на раннее выявление асоциально направленных подростков; первичная профилактика выявленных отклонений в процессе обучения; снижение противоправных действий среди обучающихся в образовательном учреждении; формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях начального профессионального образования; обучение позитивным моделям поведения; развитие мотивации обучения и познавательных процессов обучающихся; выпустить из учебного заведения социально адаптированного специалиста. Каждое направление имеет свои результаты, работающие на достижение целей и постановку новых ориентиров.

Педагог-психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях. В настоящее время значительно возрастает уровень профессиональных требований, предъявляемых психологу, работающему в системе образования.

Основными направлениями деятельности психологической службы в исследуемом учреждении являются: психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование.

Анализируя итоги практики в можно отметить, что в данном образовательном учреждении психологическая служба функционирует как целостная система.

Психологические особенности учащихся достаточно сильно влияют на вхождение и адаптацию учащихся в техникуме. Так, в результате проведённого исследования нужно отметить, что полученные данные приводят к основным выводам. Установлено, что студенты техникума с разной направленностью учебной и будущей профессиональной деятельности различаются по характеру адаптации к образовательному процессу.

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса», является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него. Кроме того, специализация в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях.

Итак, анализ деятельности работы психологической службы показал, что данная служба проводит огромную работу, взаимодействуя со студентами учреждения, являясь, тем самым, ценным кадровым звеном в структуре ГБОУ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса».

Список использованных источников

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев М.: Изд. Группа «Прогресс-Академия», 1992.-326с.- ISBN 5−7695−2542−8

2. Айсмонтас Б. Психология и педагогика: альбом схем [Текст] / Айсмонтас Б. М., «Проспект», 2004.,-452с.- ISBN-5−98 032−623−5

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. [Текст] / СПб.: Питер, 2007.-416с.-ISBN — 978−5-91 180−572−2 М.; 2004.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. [Текст] / М.: Смысл, 2003.-436с.-ISBN 978−5-91 180−572−2

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. — СПб.: Питер, 1998.- 987с. — ISBN 5−314−128−4

6. Вербицкий, А Л. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2003.- 411с. -ISBN-5−93 878−012−8

7. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие [Текст] / Л.А. Григорович.- М.: Гардарики. 2003.480с. ISBN 5−8297−0096−4

8. Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики [Текст]/ В.И. Генецинский — М.: Издательский дом «Ноосфера», 2004.-312с.- ISBN 5−691−143−4

9. Герриг, Р. Психлогия и жизнь [Текст] / Р. Герриг, Ф. Зимбардо.- СПб.:Питер, 2004.- 954с.- ISBN5−94 723−186−7

10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: «ЧеРо», 2002.- 240с. ISBN 5−88 711−058−9

11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: АСТ: Астререль; Владимир: ВК, Т 2008.- 251с. ISBN 978−5-17−50 807−5

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. [Текст] / И.А. Зимняя. — СПб.: Питер, 2001.- 287с. — ISBN 5−414−128−4М., 2005

13. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.- М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.- 264с.- ISBN- 5−305−110−2

14. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с. — ISBN 5−305−83

15. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. Щербакова [Текст] - Мн.: Амалфея. 1999.-352с.

16. Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования [Текст] / А.А.Реан.- СПб.:Речь 2000.-452с.- ISBN 5−7695−2542−8

17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д. Смирнов.- СПб.: Питер, 2001.- 287с. — ISBN 5−414−128−4

18. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. [Текст] /А.М.Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423 с. ISBN 5−238−259−9

19. Талызина Н. Ф Педагогическая психология [Текст] /Н.Ф.Талызина.- М.: «Академия», 2004. — 288 с. — ISВN 5−7695−0183−9

Приложение А

Критерии эффективности деятельности педагога- психолога и организации психологической службы образования

В качестве основных критериев оценки деятельности педагога-психолога выступают следующие показатели:

1.Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета, сохранность вверенного ему имущества).

2.Регулярное и четкое ведение документации, ее качество.

3.Участие в научно-исследовательской и методической работе.

4.Качественные изменения в работе с посетителями (детьми, учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках.

5.Обоснованность индивидуальных и групповых психодиагностических обследований, тестирований, их качество, соответствие требованиям. Качество психологических заключений и рекомендаций.

6.Качество психокоррекционных программ и занятий, их эффективность.

7.Наличие системы психологического просвещения учащихся, студентов, педагогов, родителей, формы и активные методы этой работы
(семинары, факультативы, деловые игры, стенд психолога и т. п.).

8.Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся, студентов,
родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью
безымянного анкетирования).

9.Участие педагога-психолога в психологических экспертизах педагогических решений и программ, конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестации педкадров.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector