Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультеты: психологии, педагогический
Кафедра общей и специальной психологии
«Общая и специальная педагогика»
«Общая и специальная психология»
«Психология лиц с нарушением зрения»
«Психология лиц с нарушением речи»
«Психология лиц с нарушением слуха»
«Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
по направлению подготовки 050700.62 Специальное дефектологическое образование
«Психология»
по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Киров
2012
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки:
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2010 г., регистрационный № 49;
050100.62 Педагогическое образование, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г., регистрационный № 788
Автор-составитель – Н. В. Цветкова, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ
Рецензент – В.П. Кузьмина, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ
В методических указаниях, предназначенных для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 050100.62 Педагогическое образование и 050700.62 Специальное дефектологическое образование, определены порядок выполнения, требования к написанию и защите курсовых работ по психологии.
Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы
... становится разработка научно-методического обеспечения процесса образования ребенка с нарушением слуха в условиях массовой школы. Для ... года была проведена подготовка педагогического коллектива школы к работе с детьми с нарушением слуха, и прежде ... и специальной психологической поддержкой. В реальности все складывается иначе. Государственная политика в области модернизации среднего образования ...
Настоящие методические рекомендации являются приложением к УМК по учебным дисциплинам: «Психология», «Общая и специальная психология»
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2012
© Цветкова Н.В., 2012
Оглавление
Предисловие…………………………………………………………………… |
3 |
1 Общие положения…………………………………………………………… |
6 |
2 Выполнение курсовой работы………………………………………………………… |
8 |
2.1 Выбор темы курсовой работы………………………………………. |
8 |
2.2 Организация выполнения курсовой работы .………………………… |
9 |
2.3 Структура и содержание курсовой работы..………………………… |
14 |
2.4 Оформление курсовой работы……………………………………….. |
23 |
2.5 Дополнительные требования к курсовым работам по специальной психологии ……………………………………………………………………. |
27 |
3 Защита курсовой работы.…………………………………………………… |
29 |
4 Критерии оценки курсовой работы..………………………………………. |
29 |
Библиографический список………………………………………………….. |
32 |
Приложения……………………………………………………………………. |
33 |
Предисловие
Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал психологию самой необходимой для педагога наукой [3]. Педагогу знания психологии нужны так же, как врачу — знания физиологии и медицины [1]. Но важны не столько знания сами по себе, сколько умение применять их в реальной педагогической деятельности.
Выполняя курсовую работу по психологии, студент — будущий педагог получает уникальную возможность, во-первых, на личном опыте убедиться в тесной взаимосвязи психологии с различными аспектами педагогической практики; во-вторых, сформировать умения и навыки организации и проведения психологического эксперимента, анализа и интерпретации его результатов, разработки психолого-педагогических рекомендаций.
Работа над темой курсового исследования способствует формированию у будущего учителя необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, таких как владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, к логически верному построению устной и письменную речь, применение современных методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществление педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Студенты, обучающиеся по направлению 050700.62 Специальное дефектологическое образование, выполняют курсовые работы по различным направлениям специальной психологии. В процессе выполнения курсовых работ студент учится применять теоретические и практические навыки для решения конкретных задач, стоящих перед специальным психологом в современных условиях.
Настоящие рекомендации по выполнению курсовых работ основываются на соответствующих нормативно-методических документах централизованного и локального характера. При их подготовке принималось во внимание отсутствие у первокурсников опыта выполнения научных работ. В связи с этим достаточно подробно рассматриваются вопросы формирования методологического аппарата исследования, алгоритма выполнения научного исследования.
Наиболее важные моменты отмечены значком NB! – Nota bene!, что в переводе с латинского означает «Внимание!».
1. Общие положения
Курсовая работа по психологии является самостоятельным исследованием, которое завершает изучение определенной психологической дисциплины / модуля.
Для студентов первого курса направления Педагогическое образование курсовая работа по психологии входит в учебный план второго семестра, когда завершается изучение модуля Психология, включающего две части: 1) общая психология (первый семестр) и 2) возрастная, педагогическая и социальная психология (второй семестр).
Студенты психологического факультета направления подготовки Специальное дефектологическое образование выполняют курсовые работы по следующим дисциплинам: Общая и специальная психология, Общая и специальная педагогика, Психология лиц с нарушением зрения, Психология лиц с нарушением слуха, Психология лиц с нарушением речи, Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
NB! Аттестация студента о выполнении курсовой работы проводится в форме дифференцированного зачета («отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «неудовлетворительно»).
Оценка за курсовую работу не входит в рейтинговый балл по учебной дисциплине / модулю, но служит основанием для решения вопроса о допуске студента к промежуточной аттестации по изучаемой дисциплине / модулю. В соответствии с П. 3.5 «Положения об организации текущего контроля» (Приказ № 691 от 17.10.11 г.) «К экзамену допускаются студенты, успешно выполнившие программу учебной дисциплины, в том числе сдавшие зачет, курсовую и контрольные работы (при их наличии) по данной учебной дисциплине / модулю». Без выполнения курсовой работы студент не переводится на следующий курс.
Курсовая работа по психологии должна отвечать следующим требованиям:
- отражать актуальные психолого-педагогические проблемы образовательной практики и специальной психологии;
- исследовать конкретную психолого-педагогическую проблему, предполагающую получение законченного теоретического и практического результата;
- носить экспериментальный характер;
- отражать личный вклад студента в достижение научных и практических результатов.
В процессе подготовки курсовой работы по психологии студент сотрудничает со своим научным руководителем, который утверждается решением кафедры общей и специальной психологии. Научный руководитель оказывает консультационную помощь студенту в разработке методологического аппарата исследования, в подготовке плана и графика выполнения курсовой работы, в подборе литературы и определении методов исследования. Научный руководитель дает рекомендации по содержанию курсовой работы, осуществляет периодический контроль за ее выполнением в соответствии с планом, проверяет окончательный вариант работы, который студент обязан сдать к установленному сроку, организует при необходимости публичную защиту курсовых работ.
2. Выполнение курсовой работы
2.1. Выбор темы курсовой работы
Правильный выбор темы является необходимым условием заинтересованной работы студента, его удовлетворенности ходом работы и результатами исследования, способствует повышению уровня профессиональной подготовки студента.
Тематика курсовых работ ежегодно утверждается на заседании кафедры общей и специальной психологии. Примерные темы представлены в Приложениях А, Б.
При выборе темы студенту следует руководствоваться критериями:
а) ее актуальности и соответствия современному состоянию и перспективам развития психолого-педагогического знания;
б) соответствия темы сфере своих научных и практических интересов;
в) собственной способности раскрыть тему;
г) наличия базы для выполнения экспериментальной части работы (то есть студент должен сам определиться с тем, где он сможет провести эксперимент).
Как определено «Положением об организации текущего контроля» (Приказ № 691 от 17.10.11), студент должен представить заявку от организации на выполнение курсовой работы и справку о внедрении в практику результатов проведенного исследования. Образец заявки и справки о внедрении представлен в Приложениях В, Г
NB! Изменение темы возможно только после согласования с руководителем для конкретизации предмета исследования. Например, тема «Изучение внимания младших школьников» может быть изменена следующим образом: а) «Изучение внимания старших дошкольников» – в связи с тем, что у студента есть возможность провести эксперимент в детском саду; б) «Изучение устойчивости внимания младших школьников» – конкретизация предмета изучения может быть обусловлена направленностью интересов самого студента или доступностью для него диагностических методов, с помощью которых будет изучено именно это свойство внимания.
Тема курсовой работы записывается в экзаменационную ведомость, зачетную книжку студента и во вкладыш к диплому. В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнения и хранения соответствующих бланков документов», утвержденной приказом Минобрнауки РФ 10.03.2005 г. № 65, запись названия курсовой работы во вкладыше к диплому сопровождается указанием оценки, зачета.
В процессе подготовки курсовой работы студент сотрудничает со своим научным руководителем, который утверждается решением кафедры общей и специальной психологии.
Научный руководитель оказывает консультационной помощи студенту в разработке методологического аппарата исследования, в подготовке плана и графика выполнения курсовой работы, в подборе литературы и определении методов исследования. На этапе выполнения курсовой работы научный руководитель дает рекомендации по содержанию курсовой работы, осуществляет периодический контроль за ее выполнением в соответствии с календарным планом, проверяет окончательный вариант работы, который студент обязан сдать к установленному сроку, организует при необходимости публичную защиту курсовых работ.
2.2. Организация выполнения курсовой работы
Определив тему, студент должен составить и согласовать с научным руководителем план выполнения курсовой работы, в котором фиксируется содержание действий по достижению намеченной цели и временные рамки их выполнения. Следует помнить, что временнóй ресурс – один из самых важных при выполнении научных исследований. Правильное распределение во времени объема работ, своих сил и возможностей позволит, во-первых, в полной мере испытать удовлетворение от самого процесса научного исследования и, во-вторых, даст возможность на практике применить эффективные системы управления временем, без которых немыслим современный успешный человек.
Составление плана выполнения курсовой работы следует начинать с выделения этапов работы:
- формулирование методологического аппарата исследования, то есть определение объекта, предмета, цели и задач, гипотезы;
- определение структурных элементов курсовой работы (глав, разделов);
- подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
- написание теоретического раздела курсовой работы;
- разработка программы эксперимента;
- проведение эксперимента;
- анализ результатов и их интерпретация;
- описание экспериментальной части курсовой работы;
- разработка рекомендаций;
- окончательное редактирование курсовой работы, оформление ее в соответствии с требованиями.
Затем следует определить сроки выполнения данных этапов, составить календарный план работы. Желательно узнать у научного руководителя ориентировочную дату представления готовой курсовой работы – это будет последняя точка временнÓго отрезка, в котором определяюется периоды занятости (сборы, соревнования и проч.), время проведения научных студенческих конференций, семинаров, если есть планы поучаствовать в них с материалами курсовой работы (в таком случае исследование должно быть выполнено раньше).
При составлении календарного плана нужно реально оценить свои ресурсы: уровень подготовленности, наличие опыта выполнения исследовательских и проектных работ, доступность информационных источников (библиотека и Интернет-ресурсы), базы для проведения исследования и т.п. Примерный календарный план работы над курсовой, которой студент согласует с научным руководителем, может выглядеть следующим образом (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Примерный календарный план выполнения курсовой работы
№ п/п |
Содержание этапа |
Сроки выполнения |
Примечание |
1 |
Определение объекта, предмета, цели и задач, гипотезы |
|
|
2 |
Составление плана курсовой работы (определение глав, разделов) |
|
|
3 |
Подбор литературных источников по теме исследования |
|
|
4 |
Изучение литературных источников |
|
|
5 |
Написание теоретического раздела курсовой работы (первой главы) |
|
|
6 |
Разработка программы эксперимента- |
|
|
7 |
Проведение эксперимента |
|
|
8 |
Анализ результатов и их интерпретация |
|
|
9 |
Описание экспериментальной части курсовой работы |
|
|
10 |
Разработка рекомендаций |
|
|
11 |
Окончательное редактирование и офор-мление курсовой работы |
|
|
12 |
Представление курсовой работы научному руководителю |
|
|
Как правило, первоначальный план корректируется в ходе выполнения работы, поскольку этого требует динамика всякого научного исследования. Но как бы не изменялся составленный календарный план, нужно помнить о том, что сдать курсовую работу к установленному сроку (или на несколько дней раньше!) – в ваших интересах. Во–первых, у научного руководителя будет время, чтобы внимательно посмотреть работу и оценить ее по достоинству, если она того заслуживает, или вернуть на доработку с указанием конкретных замечаний (что повышает качество работы и, как правило, не снижает ее оценку).
Если работа сдана в день защиты или в день выставления оценок, студент лишает себя такого шанса. Во-вторых, курсовая работа по психологии – это самостоятельное исследование студента, в котором он учится планировать и организовывать свою работу, учится самоменеджменту, необходимому в его будущей профессиональной деятельности. Поэтому не стоит упускать возможности поработать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств.
Составление календарного плана выполнения курсовой работы – безусловно, важный шаг. Но не менее важны действия по его выполнению.
Первым конкретным действием является формирование рабочего варианта методологического аппарата исследования – определение объекта, предмета, цели и задач, гипотезы, актуальности. Подчеркнем, что это будет рабочий вариант, который задаст направление теоретического поиска.
Следующее действие при выполнении курсовой работы – подбор литературы по теме исследования и ее анализ. Анализ литературных источников позволяет выдвинуть гипотезу и уточнить задачи, определить приоритеты и конкретизировать понятийный аппарат исследования. Погружение в тему целесообразно начинать с обзорных материалов, представленных в соответствующих учебных пособиях, дающих общую ориентировку в теме. Затем обязательно нужно обратиться к работам тех авторов, которые стояли у истоков изучения данной проблемы. Постепенно сужая спектр рассматриваемых вопросов, сконцентрироваться на всестороннем изучении предмета исследования, проанализировать его проявления и взаимосвязи. Здесь неоценимую помощь окажут периодические издания, материалы научных конференций, издания научных институтов и лабораторий, в которых, как правило, содержатся результаты новых исследований специалистов, современные представления и подходы к проблеме исследования. Анализ литературных источников по данной теме завершается написанием теоретического раздела курсовой работы, первой ее главы.
На основе теоретического анализа проблемы выстраивается программа эмпирического исследования: уточняется гипотеза, определяются методы и выборка исследования, пути и способы фиксирования результатов эксперимента.
NB! Курсовая работа предполагает выполнение только констатирующего эксперимента, то есть практическое исследование изучаемого явления с использованием методов наблюдения, тестов, беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности, документов и др.
Особое внимание в психолого-педагогическом эксперименте нужно обратить на выделение критериев изучаемого психологического феномена. Каждое изучаемое психическое явление имеет множество критериев, признаков, по которым его можно узнать, отличить от других явлений. Эти признаки поддаются объективным и/или субъективным оценкам. Чтобы зафиксировать проявления признака, используют те или иные показатели выраженности признака. Показатель ‑ то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. По ним определяется успешность эксперимента, истинность выдвинутой гипотезы, осуществляется подбор валидных и надежных психодиагностических методов [2].
После проведения эксперимента предстоит провести обработку полученных данных, их анализ и интерпретацию. Анализируя результаты эксперимента, необходимо установить причинно-следственнные связи, объяснить полученные факты на основе рассмотренных ранее теоретических положений. Кроме того, целесообразно обратиться к теоретическим и практическим исследованиям других авторов, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам их исследований.
Полученные материалы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам даются краткие и понятные пояснения и расшифровки.
Описание проведенного эксперимента составляет содержание второй главы курсовой работы, которая завершается практическими рекомендациями по использованию результатов исследования.
Написание текста курсовой работы и оформление его в соответствии с имеющимися требованиями является завершающим этапом.
2.3 Структура и содержание курсовой работы
Структурными элементами курсовой традиционно являются:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) библиографический список;
7) приложения.
1. Титульный лист. Требования к содержанию и оформлению титульного листа курсовой работы представлены в Приложении Д.
2. Содержание. В содержании последовательно излагаются названия глав, разделов и подразделов плана курсовой работы. Их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, отражать внутреннюю логику исследования. Не рекомендуется вопросы плана формулировать назывными предложениями (например, «Внимание младшего школьника»), они должны носить поисковый характер (например, «Особенности внимания младшего школьника»).
Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава, раздел и подраздел.
3. Введение (1‑2 страницы) представляет научный аппарат исследования и требует особого внимания. Структурными единицами во введении являются:
- актуальность исследования;
- цель исследования;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- гипотеза;
- задачи исследования;
- методы исследования;
- база эмпирического исследования.
Актуальность темы — ее соответствие потребностям общества и логике развития науки. Обосновать актуальность темы – значит, показать ее важность, значимость, необходимость изучения. Рассмотрим возможную логику обоснования актуальности на примере темы «Изучение внимания младших школьников», к которой мы уже обращались выше:
- обоснование актуальности научного изучения проблемы внимания: показать значимость внимания в психической деятельности человека, его тесную взаимосвязь с познавательными процессами;
- обоснование практической актуальности проблемы внимания младших школьников:
— показать значимость внимания для учебной деятельности, в том числе, младших школьников;
— дать оценку результатов и качества педагогического процесса: сложность, напряженность, информационная насыщенность современного образовательного процесса, которые предъявляют повышенные требования к качествам и свойствам внимания школьника;
- обоснование значимости своевременной диагностики внимания младших школьников, развития и коррекции свойств внимания: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.
Обоснование актуальности выбранной темы по каждому из предложенных пунктов должно быть достаточно кратким (одно – два предложения), не перегруженным цитатами и ссылками на источники.
Цель исследования логически вытекает из проблемы и представляет собой мысленное предвидение его результата. Структура цели:
- целевой объект – та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация исследования;
- целевой предмет – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках целевого объекта. Предмет в проблеме — составная часть известного целого, в цели – ядро исследования;
- целевое действие – то действие исследователя, которое он должен совершить над предметом в рамках объекта исследования, например, раскрыть, выявить, установить.
Цель должна отвечать следующим требованиям:
- быть проверяемой;
- быть контролируемой;
- быть диагностируемой;
- быть однозначной.
Обращаясь к теме внимания младших школьников, мы могли бы так сформулировать цель работы: выявить особенности внимания младших школьников.
Объект исследования – сфера научного знания, в рамках которого ведется данное исследование. Формулируя объект исследования, следует помнить, что он существует объективно, является источником информации, статичен, над ним не производится преобразующих действий. В нашем примере объектом исследования будет внимание как психологический феномен.
Предмет исследования – та часть объекта исследования, которая подлежит изучению и преобразованию. Предмет исследования динамичен, способен изменяться под влиянием исследовательских действий в течение времени, отведенного на выполнение исследования. Применительно к теме «Изучение внимания младших школьников» предмет может быть обозначен так: особенности свойств внимания младших школьников.
Объект и предмет могут частично совпадать с темой исследования, но лучший вариант – когда предмет уже объекта и темы.
Гипотеза исследования – научное суждение, истинность которого предстоит проверить. Важно, что в психолого-педагогических исследованиях гипотеза должна подтверждаться как теоретическими, так и эмпирическими данными. В ходе исследования гипотеза может быть подтверждена (полностью или частично) или опровергнута. В нашем случае при изучении внимания младших школьников гипотеза может быть следующая: особенностью внимания младших школьников является его недостаточная устойчивость и концентрация.
Задачи исследования – это пути достижения цели. Задачей научного исследования не может быть подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками, оборудованием и прочие учебные задачи, это лишь вспомогательные средства в научном исследовании. Типы задач:
- изучение теории вопроса. Начинаются глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т. п.; например: изучить проблему внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе;
- изучение состояния практики и проявления предмета исследования: охарактеризовать, изучить, вскрыть, установить, оценить, проследить и т.п.; например: охарактеризовать роль внимания для эффективности учебной деятельности младших школьников;
- описание эксперимента, направленного на проверку гипотезы: выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.; например: провести эмпирическое (экспериментальное) изучение свойств внимания младших школьников;
- разработка на основе исследования каких-либо рекомендаций: разработать, составить, описать, наметить и т. п.; например: разработать рекомендации для развития устойчивости внимания младших школьников.
Оптимальное количество задач для курсовой работы – три – четыре.
Методы исследования – это способы решения задач, выдвигаемых в исследовании. Обычно представляют две группы методов:
- теоретические, или общие, к которым относят методы анализа, синтеза, диалектический метод, метод системного анализа, индуктивный, дедуктивный и т. д.;
- эмпирические, среди которых могут быть названы группы методов (например, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса, тестирования, методы математической статистики) и конкретные методики (например, тест Равена, анкета для изучения учебной мотивации и т. д.).
База исследования. Указывается количество испытуемых, учреждения или коллективы, в которых проводилось эмпирическое исследование.
4. Основная часть делится обычно на теоретическую и практическую и включает две главы. Количество разделов и подразделов выпускник определяет самостоятельно исходя из задач курсовой работы. Каждую главу следует завершать краткими (два-три предложения) выводами, что способствует усилению логики изложения проведенного исследования.
Содержание глав основной части должно полностью раскрывать тему исследования. Особое внимание при этом уделяется языку и стилю написания курсовой работы.
Курсовая работа является научным исследованием, поэтому здесь используется научный стиль изложения. К особенностям научного стиля относится, например, использование сложноподчиненных предложений, безличных глаголов – «говорится», считается», «изучается», особые книжные обороты речи – «следует отметить», «в силу того, что», «благодаря тому, что», «как свидетельствуют данные таблицы 1» и т.п. Научный стиль исключает использование глаголы второго лица глаголов и местоимений «ты», «вы», ограничивает использование эмоционально-экспрессивной лексики: вместо «огромное количество исследований», «очень много исследований» следует говорить «значительное количество исследований» и т.д.
Студент должен показать также владение специальным терминологическим аппаратом, свидетельствующим об общем уровне подготовки будущего педагога и специального психолога, о его профессиональной культуре.
Редактирование текста курсовой работы осуществляется студентом – автором работы самостоятельно.
Первая глава носит общетеоретический характер. В задачу данного раздела курсовой работы входит ознакомление читателя с состоянием дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. В нем следует рассмотреть краткую историю вопроса на основе работ отечественных и зарубежных авторов, а также современное (за последние пять лет) состояние исследований в этой области. Излагать материал стоит не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию подходов, фактов. Анализируя исследованность проблемы в литературных источниках, рекомендуется выявить:
- что особенно удалось автору в ее изучении;
- чем отличается позиция автора от традиционной, что нового внес он в изучение данной проблемы;
- в чем автор полемизирует с другими исследователями;
- какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;
- какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;
- какие вопросы не нашли отражения в его работе;
- какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.
NB! Особенность психолого-педагогической науки состоит в том, что в литературе возможна разная трактовка одних и тех же понятий. Поэтому при написании работы необходимо выдерживать терминологическую однозначность, обосновать свое понимание или отношение к уже разработанным другими исследователями понятиям. В их толковании помогут энциклопедии, словари, учебники, монографии по теме исследования.
При написании курсовой работы следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Специальная психология», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Логопед», «Коррекционная педагогика», «Известия вузов специальной психологии», «Воспитание школьников», «Мир образования» и другие. Следует отметить, что многие периодические издания можно найти в сети Интернет. Так, электронный ресурс eLIBRARY.RU содержит уникальный фонд периодических изданий, который доступен студентам в библиотеке ВятГГУ (адрес для работы: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp).
Ссылки на источники приводятся в квадратных скобках с указанием номера источника в библиографическом списке, например, [6]; если имеет место дословное цитирование, то указывается еще и номер страницы: [6, с. 135] Допустимо ссылаться на обзорные работы или монографии, цитирующие конкретный источник по теме исследования, указав в скобках (цит. по … — номер источника в библиографическом списке).
Вторая глава носит практический (экспериментальный) и аналитический характер. В ней должны быть описаны:
- испытуемые (респонденты);
- используемые тесты или методики;
- критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента;
- методы обработки и анализа данных;
- результаты исследования и их обсуждение;
- выводы;
- практические рекомендации.
Испытуемые (респонденты) – дается полная характеристика выборки испытуемых (указывается пол, возраст, образование, социальное положение и другие параметры, представляющие интерес с точки зрения задач исследования) с указанием их количества, принципов отбора и т. д.
Используемые тесты или методики – описание используемых методик и результатов обработки. Описание должно быть кратким, но достаточным для понимания их сути, что особенно важно при использовании методик, не получивших широкого распространения. Следует указать название, автора методики, источник, а также особенности диагностической процедуры и обработки. Полное содержание методики может быть дано в приложении, если она не является широко известной.
Критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента – важная часть эмпирического раздела выпускной квалификационной работы. Это своего рода маркеры, наблюдаемые проявления изучаемого психологического феномена, а в случае формирующего эксперимента ‑ основа для оценки его эффективности.
Методы обработки – кратко описываются те методы статистики, которые были использованы для обработки эмпирических данных. По возможности указывать ссылки на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.
Анализ результатов эксперимента представляет результаты психологического эмпирического исследования. С помощью таблиц и рисунков констатируются практические результаты и их достоверность. Далее проводится качественный и количественный анализ полученных данных, выявляются закономерности. Композиция этого подраздела определяется логикой решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Схемы и рисунки должны содержать все необходимые данные, разъяснять условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т. п. В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно главного тезиса, выносимого на защиту.
Обсуждение результатов содержит критический анализ полученных результатов в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее известными фактами. Обсуждать нужно все главные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые выносятся в заключение в качестве выводов. В целом данный раздел должен предоставить читателю информацию о степени надежности сделанных в итоге выводов, согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, их научной новизне и перспективах применения (использования).
Важно помнить, что результаты научного исследования могут как подтвердить выдвинутую гипотезу, так и опровергнуть ее. Поэтому не стоит бояться отрицательного результата, любой ценой доказывая истинность гипотезы.
Практические рекомендации являются обязательным элементом курсовой работы. Разрабатывая рекомендации, следует учитывать, что прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка и т. п. может носить в психологии только вероятностный характер. Поэтому в тексте работы целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой индивидуальности, активного отношения личности к жизненной ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению, саморазвитию.
5. Заключение. В заключении кратко и логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания работы и носят обобщающий характер. Это должен быть связный, четкий, компактный текст, из которого следует, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены, выдвинутая гипотеза получила подтверждение (или опровергнута).
В нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. Последовательность выводов соответствует порядку представления материала в тексте работы. Завершается заключение оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом. Объем заключения, как правило, равен объему введения.
6. Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 (см. Приложение Е).
Его объем должен быть не менее 20 источников. В список вносятся только те источники, которые были использованы в процессе подготовки курсовой работы и на которые имеются ссылки в основной части работы.
В библиографический список входят как текстовые, так и электронные источники.
7. Приложения не являются обязательным разделом, их объем не входит в расчет общего объема работы. Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В него могут войти таблицы, которые занимают более одной страницы, рисунки, схемы, тексты психодиагностических методик, полное содержание коррекционно-развивающей программы (формирующего эксперимента) и т.п. Если приложений несколько, они располагаются в порядке их упоминания в тесте курсовой работы.
2.4. Оформление курсовой работы
Требования к оформлению курсовых регламентируются ГОСТ 7.1.-2003 и ГОСТ 7.32-2001, в соответствии с которыми:
- курсовая работа представляется в печатном виде (используется одна сторона листа белой бумаги формата А4);
- текст набирается шрифтом TimesNewRoman, цвет шрифта черный, кегль 14, интервал 1,5, абзацный отступ5знаков, текст выравнивается по ширине;
- размер полей: левое – 30 мм, правое ‑ 10 мм, верхнее ‑ 20 мм, нижнее ‑ 20 мм;
- полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, выделяя их шрифтами разной гарнитуры;
- сокращения русских слов и словосочетаний должны соответствовать ГОСТ 7.12;
- наименования структурных элементов работы – «Содержание», «Введение», «Заключение», «Библиографический список» — служат заголовками этих элементов и не нумеруются, располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами без подчеркивания;
- каждый структурный элемент начинается с новой страницы;
- названию глав основной части предшествует их обозначение с указанием соответствующего порядкового номера, например «ГЛАВА 1 Название главы»;
- разделы и подразделы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа;
- номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например 1.1, 1.2, 1.3 и т. д. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точка не ставится;
- заголовки разделов и подразделов записываются с прописной буквы без точки в конце. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Перенос в заголовках не допускается;
- номер страницы проставляется арабскими цифрами в нижней части листа без точки. На титульном листе номер не ставят, но включают его в общую нумерацию;
- внутри пунктов могут быть перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. Элементы перечисления пишутся без абзацного отступа. При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита:
а) _______
б) _______
Для дальнейшей детализации используются арабские цифры со скобкой, при этом запись производится с абзацного отступа:
а) _______
1)…
2)….
б) _______
- между заголовком и текстом должно быть 2 ‑ 3 интервала;
- если после заголовка подраздела на страницу входит менее трех строк текста, то он переносится на следующую страницу;
- листы Приложения включаются в общую нумерацию страниц;
- иллюстрации и таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
- графики, диаграммы, схемы и иллюстрации в тексте должны соответствовать требованиям ЕКСД (единой системы конструкторской документации);
- иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагаются под иллюстрацией в середине строки: «Рисунок 1 – Показатели устойчивости внимания». Допускается нумерация рисунков внутри раздела: «Рисунок 2.1 — Показатели устойчивости внимания»;
- рисунок приложения обозначается отдельной нумерацией арабскими цифрами перед буквой обозначения приложения, например Рисунок А.3;
- при ссылках на иллюстрации следует писать: «…в соответствии с рисунком 2»;
- таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Его помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире:
Таблица 2 — Динамика уровня тревожности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- таблицы, за исключением таблиц приложений, нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами;
- при ссылке писать слово «таблица» с указанием ее номера;
- таблицы разрешается переносить на другой лист (страницу), при этом указывается только «Продолжение таблицы 1»;
- таблицы в приложении нумеруются так же, как и рисунки, — отдельной нумерацией арабскими цифрами перед буквой обозначения приложения, например Таблица А.1;
- заголовки граф и строк таблицы пишутся с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят;
- допускается в таблице применять шрифт меньший, чем в тексте;
- не допускается разделять заголовки и подзаголовки таблицы диагональными линиями;
- для дополнительного пояснения в таблице делается примечание. Слово «Примечание» пишется с абзацного отступа без подчеркивания. Одно примечание не нумеруется и записывается с прописной буквы через тире после «Примечания». Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без точки. Примечания помещаются в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы;
а)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание — ……. |
б)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания 1________________ 2________________ 3________________ |
- на все рисунки и таблицы должны быть ссылки в работе;
- уравнения и формулы выделяются из текста в отдельную строку, их разрешается вписывать чернилами черного цвета;
- приложения начинаются с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита: Приложение А;
- приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой;
- общий объем курсовой работы примерно 20‑30 страниц стандартного машинописного текста (без приложений).
Оформленная в соответствии с методическими рекомендациями курсовая работа представляется научному руководителю в установленный срок.
2.6. Дополнительные требования к курсовым работам
по специальной психологии
NB! Особое внимание при выполнении курсовой работы по различным разделам специальной психологии следует уделить вопросам этики научного исследования [4]. Отличительной чертой исследований по специальной психологии является то, что в качестве испытуемых выступают лица, имеющие те или иные отклонения в развитии. Поэтому к общим требованиям профессиональной этики – сохранение анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность, – добавляются следующие:
- сохранение медицинской тайны диагнозов и фактов из истории болезни и личной жизни респондентов;
- умение выстраивать и контролировать оптимальную дистанцию общения с респондентом;
- соблюдение принципа «принимающей нейтральности» в отношении всех аспектов жизни респондента, с одной стороны, и неравнодушие к личности респондента и его ситуации ‑ с другой.
Особенностью исследований в области специальной психологии является обязательное наличие сравнительного исследования. С этой целью результаты выборки респондентов, имеющих определенное нарушение развития, должны быть соотнесены с данными, которые получены на выборке респондентов с нормой развития. При этом выборка респондентов с нормой развития должна быть больше.
К особенностям исследований в специальной психологии относится также высокий уровень их дифференциальной направленности, что выдвигает на первый план качественный, а не количественный подход в анализе экспериментальных данных. Этот подход не отрицает использование методов параметрической и непараметрической статистики, а лишь отводит им вспомогательную роль в повышении точности и объективности полученных данных.
Другим важным моментом является определение методов эмпирического исследования. Его значимость в специальной психологии обусловлена тем, что реализация сравнительного принципа психологических исследований предполагает соотнесение результатов, полученных в разных группах испытуемых. Для этого необходимо подбирать такой психодиагностический инструментарий, который может быть использован без модификаций в разных группах респондентов (чаще всего сравнивается норма с патологией или различные формы нарушений между собой) и позволит соблюсти идентичность исследовательской процедуры [4].
3. Защита курсовой работы
Публичная защита курсовой работы не является обязательной и проводится по усмотрению научного руководителя. Для защиты студент готовит выступление (доклад), наглядную информацию ‑ схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал, который может быть оформлен в виде презентации, ‑ для использования во время защиты.
На выступление отводится 7–8 минут. В тексте выступления студент должен обосновать актуальность избранной темы, дать краткий обзор глав курсовой работы и, самое главное, представить полученные в процессе результаты.
После доклада студент должен ответить на вопросы преподавателя или членов комиссии, если таковая создается для защиты курсовых работ.
Оценка за защиту включается в общую оценку курсовой работы.
4. Критерии оценки курсовой работы
Оценивает курсовую работу преподаватель, который осуществляет научное руководство. Оценка является комплексной, отражающей личный вклад студента на всех этапах работы – от составления плана до защиты, если она организуется научным руководителем.
Итоговый балл за курсовую работу включает в себя оценку за содержание, оформление, представление работы на конференциях различного уровня и защиту работы, если она проводится. В соответствии с принятым в университете «Положением об организации текущего контроля» (Приказ № 691 от 17.10.11), учитывается также наличие заявки на выполнение курсовой работы и справки о внедрении результатов курсового исследования. Перечень критериев для определения итогового балла по курсовой работе представлен в таблице 1.
Таблица 1. Критерии оценивания курсовой работы по психологии
№ пп |
Критерии оценивания |
Максимальное количество баллов |
1 |
Содержание курсовой работы: |
60 |
|
1.1 соответствие содержания и структуры работы заявленной теме |
5 |
|
1.2 правильность формулирования методологического аппарата исследования |
8 |
|
1.3 уровень теоретического анализа исследуемого вопроса |
6 |
|
1.4 соответствие библиографических источников уровню курсового исследования |
3 |
|
1.5 правильность организации экспериментальной части работы |
10 |
|
1.6 уровень анализа и интерпретации экспериментальных данных |
10 |
|
1.7 качество разработанных рекомендаций |
8 |
|
1.8 степень самостоятельности при выполнении работы |
5 |
|
1.9 творческий подход к выполнению работы |
5 |
2 |
Оформление работы |
20 |
|
2.1 правильность оформления титульного листа |
2 |
|
2.2 правильность оформления библиографического списка |
5 |
|
2.3 правильность оформления ссылок на библиографические источники |
3 |
|
2.4 форматирование текста |
5 |
|
2.5 правильность оформления таблиц, графиков и диаграмм (если есть) |
5 |
3 |
Представление материалов курсового исследования на конференциях различного уровня |
8 |
4 |
Наличие заявки на выполнение курсовой работы |
1 |
5 |
Наличие справки о внедрении результатов исследования |
1 |
6 |
Защита курсовой работы |
10 |
|
Итого: |
100 |
Итоговый балл по курсовой работе переводится в 5-балльную систему оценки в соответствии с принятыми в ВятГГУ нормами:
«отлично» — 80-100 баллов;
«хорошо» — 70-79 баллов;
«удовлетворительно» — 60-69 баллов.
По итогам оценивания научный руководитель заполняет оценочный лист (см. Приложение Ж), который хранится вместе с курсовой работой.
Библиографический список
- Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Текст] / О.В. Лишин. – М.: Академкнига, 2003. – 336 с.
- Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению [Текст] / СПб.: Речь,. 2001. — 184 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
- Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие [Текст] / И.А. Шаповал / М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Примерные темы курсовых работ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование по дисциплине «Психология»
- Особенности произвольного внимания детей дошкольного возраста.
- Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.
- Особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.
- Познавательные интересы младшего школьника.
- Психологическая характеристика личности учителя.
- Учебная мотивация младших школьников.
- Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте.
- Мотивы учения студентов-первокурсников.
- Изучение самооценки младших школьников.
- Изучение самооценки школьников подросткового возраста.
- Изучение самооценки студентов первого курса.
- Профессиональное самоопределение старших школьников.
- Сравнительный анализ формирования профессиональных намерений в подростковом и юношеском возрастах.
- Мотивация учения старшеклассников.
- Особенности произвольного внимания младших школьников.
- Особенности наглядно-действенного мышления дошкольников.
- Межличностные конфликты в общении подростков.
- Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе.
- Изучение тревожности детей дошкольного возраста.
- Мотивация занятий школьников в спортивных секциях.
- Изучение тревожности детей младшего школьного возраста.
- Изучение памяти детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста.
- Мотивация занятий на уроках физической культуры у подростков и старших школьников.
- Изучение умственной работоспособности студентов-первокурсников.
- Изучение адаптации в вузе студентов с разным типом темперамента.
- Динамика межличностных отношений в студенческой группе.
- Образ лидера в студенческой группе.
- Изучение ценностно-ориентационного единства студенческой группы.
- Мотивы выбора профессии студентами первого курса, обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности»/ «Физическая культура».
- Особенности эмпатии старших школьников.
- Изучение психологического климата в студенческой группе.
- Особенности игровой деятельности современных дошкольников.
- Успешность и удовлетворенность обучением студентов с различной мотивацией учения.
Приложение Б
Примерные темы курсовых работ по психологии для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Примерная тематика курсовых работ
по дисциплине «Общая и специальная педагогика»
- Система образования детей с ЗПР.
- Система образования детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
- Система образования детей с выраженными нарушениями интеллекта.
- Система образования детей с нарушениями слуха.
- Система образования детей с нарушениями зрения.
- Система образования детей с ДЦП.
- Система образования детей со сложными нарушениями.
- Адаптация лиц с нарушениями интеллекта в условиях образовательного учреждения.
- Система воспитания детей с умственной отсталостью.
- Реабилитация умственно отсталых подростков в процессе обучения.
- Воспитание дошкольников с ДЦП.
- Трудовое обучение в специальной школе.
- Образование детей с отклонениями в развитии за рубежом.
- Вальдорфская система обучения детей с умственной отсталостью.
- Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.
- Личность педагога специального образования.
- Нравственное воспитание детей с ЗПР.
- Художественное воспитание в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
- Роль физического воспитания в образовании детей с нарушениями в развитии.
- Педагогика Марии Монтессори.
- Философские идеи Рудольфа Штайнера в специальной педагогике.
- Вальдорфская педагогика.
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Общая и специальная психология»
- Психологические особенности агрессивного поведения умственно отсталых подростков.
- Изучение тревожности у детей с недостатками в развитии.
- Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с задержкой психического развития.
- Изучение образа Я у младших школьников с задержкой психического развития в традиционных и коррекционных условиях обучения.
- Влияние индивидуально-психологических особенностей детей с недостатками развития на их конфликтное поведение.
- Изучение эмпатических способностей у детей с нарушениями слуха.
- Психологические особенности внимания при нарушениях зрения.
- Система психологической службы в специальных образовательных учреждениях.
- Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с недостатками интеллекта.
- Изучение психологических особенностей речевого развития у детей с задержкой психического развития.
- Ценностные ориентации классного руководителя и их влияние на социально-психологический климат в школьном коллективе (на примере школы 8 вида).
- Влияние особенностей типа воспитания в семье на самооценку и уровень притязаний ребёнка с ограниченными возможностями.
- Отношение общества к детям с недостатками в развитии.
- Психологические особенности методов специального обучения.
- Особенности эмоционального развития ребёнка с нарушением зрения.
- Гендерные различия ценностных ориентаций учащихся с недостатками интеллекта.
- Особенности внимания в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).
- Особенности памяти в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).
- Особенности мышления в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).
- Особенности воображения в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).
- Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).
- Особенности мотивов трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
- Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника.
- Влияние эмоций на проявление самооценки в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).
- Развитие познавательной активности ученика начальной школы.
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине
«Психология лиц с нарушением зрения»
1. Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях зрения.
2. Особенности развития различных видов восприятия при нарушениях зрения.
3. Специфика двигательного развития при нарушениях зрения.
4. Особенности памяти и воображения при нарушениях зрения.
5. Особенности формирования высших психических функций в условиях дефицита визуальной информации.
6. Особенности перестройки функциональных мозговых систем при различных нарушениях зрения.
7. Коррекционное значение продуктивных видов деятельности для развития ребенка с нарушенным зрением: изобразительной деятельности, конструирования, лепки.
8. Специфика формирования школьных навыков у детей с нарушенным зрением.
9. Развитие самосознания у лиц с нарушенной зрительной функцией.
10. Основные направления социально-психологической и трудовой реабилитации лиц с нарушением зрительной функции.
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине
«Психология лиц с нарушением речи»
- Развитие когнитивной сферы детей с дислалией.
- Нарушения развития мышления у детей с дизартриями.
- Недостатки эмоционально-волевой сферы детей при заикании.
- Формирование коммуникативных навыков в условиях тахилалии.
- Коррекция эмоциональных нарушений у лиц с ринолалией.
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине
«Психология лиц с нарушением слуха»
- Изучение зрительного восприятия у детей с нарушенным слухом
- Психологические особенности агрессивного поведения подростков с нарушенным слухом
- Изучение тревожности у слабослышащих детей.
- Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с нарушенным слухом.
- Изучение образа Я у младших школьников с нарушенным слухом.
- Изучение эмпатических способностей у детей с нарушениями слуха.
- Психологические особенности внимания при нарушениях слуха
- Система психологической службы в школах 1-го вида.
- Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с нарушенным слухом
- Изучение психологических особенностей речевого развития у детей с нарушенным слухом
- Ценностные ориентации классного руководителя и их влияние на социально-психологический климат в школьном коллективе (на примере школы 1 вида).
- Психологические особенности методов специального обучения в школах 1-го и 2-го вида.
- Особенности эмоционального развития ребёнка с нарушением слуха
- Гендерные различия ценностных ориентаций учащихся с нарушенным слухом.
- Психологические особенности межличностных отношений у учащихся с задержкой психического развития с нарушенным слухом.
- Изучение личностных особенностей у подростков с нарушенным слухом
- Изучение профессиональной мотивации у старшеклассников в школах 1-го и 2-го вида.
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
1. Особенности психолого-педагогического обследования дошкольников с двигательной патологией.
2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, основные направления их подготовки к школе.
3. Особенности психологической диагностики школьников с двигательными нарушениями.
4. Особенности личностного развития детей (подростков) с нарушением ОПДА.
5. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушением ОПДА.
6. Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением ОПДА.
7. Самооценка детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
8. Возрастная динамика задержки психического развития у детей с различными формами ДЦП.
9. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с церебральным параличом.
10. Особенности мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом.
11. Особенности межличностных отношений у подростков с ДЦП и пути их психологической коррекции.
12. Особенности формирования пространственных представлений детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Приложение В
Образец заявки на выполнение курсовой работы
ЗАЯВКА
на выполнение курсовой работы студента
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Организация (учреждение)
(наименование полностью)
просит выполнить курсовую работу студента/студентку университета
_ ___________
(Ф.И.О. студента)
на тему:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель _________________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
м.п.
Приложение Г
Образец справки о внедрении результатов курсовой работы
СПРАВКА
о внедрении (о возможности внедрения) результатов, полученных в ходе выполнения курсовой работы студента ФГБОУ ВПО
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Дана ____________________________________________________________________
(Ф.И.О. студента полностью)
в том, что в процессе выполнения курсовой работы на тему
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
студент принял непосредственное участие в разработке:____________________
(перечень программ, планов, положений и др.) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
в проведении_________________________________________________________
(перечень организационных мероприятий: собраний, совещаний, заседаний, педагогических советов, тренингов и др.)
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель: _____________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
м.п.
Приложение Д
Образец титульного листа
Минобрнауки России фгбоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет психологии
Кафедра общей и специальной психологии
Курсовая работа по психологии
Изучение внимания младших школьников
Выполнила:
студентка 1 курса факультета физической культуры
группы ПФК–11 очной формы обучения
Иванова Ирина Ивановна
_____________________/подпись/
Научный руководитель:
канд. психол. наук, доцент
кафедры общей и специальной психологии
Цветкова Наталия Викторовна
_____________________/подпись/
КИРОВ
2013
Приложение Е
Примеры библиографического описания
Один автор
Прихожан, А. М. Работа с тревожными детьми [Текст] / А. М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 223 с.
Два автора
Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
Четыре и более четырех авторов
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. Л. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197 с.
Аналитическое библиографическое описание из журнала
Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет [Текст] / Л. И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. — № 5. – С. 3–27.
или
Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет [Текст] / Л. И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. — № 5. ‑ С. 3–27.
из книги с автором
Нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности [Текст] // Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий – СПб.: Питер, 2009. – С. 192–248.
из книги без автора
Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Психология личности: сб. статей / сост. А. Б. Орлов. – М.: Вопросы психологии. 2001. – С. 62‑92. – (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
или
Детская психотерапия [Текст] // Психотерапевтическая энциклопедия / общ. ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 132‑134.
Информация из сети Интернет
Ковалев, А. А. // Исследовательская работа школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.akot. ru, свободный. – Загл. с экрана.
Или (если есть текстовый аналог, но использовали электронный ресурс)
Богданова, Т. Г., Щурова, Ю. Е. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] / Т. Г. Богданова, Е. Ю. Щурова // Вопросы психологии. – 2009. — № 2. — С. 46. — Режим доступа: http://www.voppsy.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Приложение Ж
Образец оценочного листа
(заполняется научным руководителем)
Минобрнауки России ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет психологии Кафедра общей и специальной психологии
Результаты оценивания курсовой работы
(тема курсовой работы)
(Ф.И.О. студента, факультет, учебная группа) |
|
Критерии оценивания |
Балл |
Соответствие содержания и структуры работы заявленной теме (до 5 баллов) |
|
Правильность формулирования методологического аппарата исследования (до 8 баллов) |
|
Уровень теоретического анализа исследуемого вопроса (до 6 баллов) |
|
Соответствие библиографических источников уровню курсового исследования (до 3 баллов) |
|
Правильность организации экспериментальной части работы (до 10 баллов) |
|
Уровень анализа и интерпретации экспериментальных данных (до 10 баллов) |
|
Качество разработанных рекомендаций (до 8 баллов) |
|
Степень самостоятельности при выполнении работы (до 5 баллов) |
|
Творческий подход к выполнению работы (до 5 баллов) |
|
Правильность оформления титульного листа (до 2 баллов) |
|
Правильность оформления библиографического списка (до 5 баллов) |
|
Правильность оформления ссылок на библиографические источники (до 3 баллов) |
|
Выполнение требований к форматированию текста (до5 баллов) |
|
Правильность оформления таблиц, графиков и диаграмм (если есть) (до5 баллов) |
|
Представление материалов курсового исследования на конференциях различного уровня (до 8 баллов) |
|
Наличие заявки на выполнение курсовой работы (до 1 балла) |
|
Наличие справки о внедрении результатов исследования (до 1 балла) |
|
Защита курсовой работы (до 10 баллов) |
|
Итоговый балл |
|
Научный руководитель ________________________________________ (подпись, дата) |