Методические рекомендации для студентов 16

Изучение студентами каждой темы первого раздела дисциплины «педагогика» организуется в следующих формах:

— лекции;

— практические (семинарские) занятия;

— самостоятельная внеаудиторная работа.

Лекция — традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции. Лекция — методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных. Методологическая основа — так как вводит студента в науку вообще, придает учебному курсу концептуальность, а организационная — так как все другие формы учебных занятий так или иначе «завязаны» на лекцию, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически.

Семинар — особая форма занятий, которая служит дополнением к лекциям, и предполагает самостоятельную работу студента. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы. В зависимости от сложности темы определено количество часов для самостоятельной работы.

Семинар является активной формой учебных занятий. Преподаватель, предоставляя студентам возможность свободно высказываться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить рассуждения. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студенты были подготовлены к нему. Они заранее знакомятся с планом семинара и литературой. Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов, но, чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, спорить в поисках истины, готовиться к нему должны все.

При подготовке к семинару:

· проанализируйте тему, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

· прочитайте материал, данный преподавателем на лекции;

· изучите рекомендуемую литературу;

· сформулируйте свое мнение;

9 стр., 4280 слов

Матриал к лекции «Основы психологии стресса»

... это не трогает. Все ли со мной в порядке?» В основе этого явления лежит механизм психологической защиты - диссоциация (взгляд на ситуацию ... Материал подготовлен на основании учебного пособия «Психология экстремальных ситуаций»/под общ.ред.Ю.С.Шойгу ...

· запишите возникшие во время самостоятельной работы с литературой вопросы, чтобы затем получить на них ответы.

При подготовке к семинарам студенты, в первую очередь, обращаются к учебной и справочной литературе, а затем — к рекомендуемой литературе для самостоятельной работы, которая приводится после каждой темы.

Самостоятельная работа — это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Выделяется два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) — планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

При изучении первого раздела дисциплины «педагогика» студенты получают два вида обязательных заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Кроме того студенты могут выполнить по согласованию с преподавателем одну или несколько дополнительных самостоятельных работ

Виды и тематика дополнительных самостоятельных работ

Коллоквиум — вид промежуточного контроля; в переводе с латинского коллоквиум означает собеседование. В вузе коллоквиум — одна из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. В ходе группового обсуждения студенты учатся высказывать свою точку зрения по определенному вопросу, защищать свое мнение, применяя знания, полученные на занятиях по предмету. А преподаватель в это время имеет возможность оценить уровень усвоения студентами материала. Коллоквиум может проводиться и в письменной форме. Обычно коллоквиум проводится по темам, по которым не запланированы семинарские занятия. Коллоквиумы проводятся вне расписания по согласованию со студентами.

5 стр., 2139 слов

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. для студентов всех форм обучения направления подготовки

... тему, подготовка и защита рефератов, выполнение практических работ, доклады, подготовка к практическим занятиям, коллоквиуму, тестированию. Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к аудиторным практическим ...

Предлагаемая тематика коллоквиумов:

— «Педагогические идеи А.С. Макаренко и И.П. Иванова: общее и различное»

— «Педагогические идеи в произведениях российских фантастов»

— «Основные категории педагогики в зеркале личностного, деятельностного и системного подходов»

Проведение и описание пилотажного исследования по проблеме (по выбору студента).

Пилотажное исследование — пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. Оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы (В.И. Слободчиков).

Составление аннотированного списка литературы по проблеме (по выбору студента).

Создание аннотированного списка литературы предполагает составление списка литературы по определенной теме. Список должен составлять не менее 15 источников, включать перечень журнальных статей, названия книг, Интернет — источники. В списке указывается ФИО автора, полное название книги, статьи и полные выходные данные. Студент пишет отзыв на каждый источник (актуальность темы, характер источника, с какой целью может быть использован материал).

Составление кроссворда по материалу раздела.

Составление учебного кроссворда — одна из форм самостоятельной работы студентов с терминами и понятиями, используемыми в науке. Кроме терминов в кроссворд могут быть включены персоналии. Отличие от традиционного кроссворда заключается в обязательном указании источника информации, из которого взято то или иное определение. Кроссворд должен быть эстетически оформлен, содержать не менее 20−25 слов и 7−10 источников.

Реферат (тематический реферат) как форма самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе — это рассуждение на определенную тему на основе обзора литературы (нескольких источников информации), доказательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса), в котором информация нескольких источников используется для аргументации, иллюстрации и т. д. (объем — 10−15 страниц).

21 стр., 10088 слов

Сравнительный анализ сказок, сочиненных студентами музыкального и психологического факультетов

... и психологического факультетов, а также сравнительному анализу сказок. Предмет исследования: личностные проблемы студентов. Объект исследования: студенты 2 курса факультета психологии и факультета музыкального образования ... условий тренингового процесса. В состав блока входят следующие приемы: самостоятельное составление картин из песка, самостоятельная постановка спектакля и пр. 5. Блок ...

Более подробную информацию и методические рекомендации по написанию реферата можно получить в работе: Реферат как форма самостоятельной работы студента: Методическое пособие по выполнению рефератов для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения. / Составитель Ю.Г. Гладких. — Пермь: АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2010. — 22 с. (режим доступа в Интернет: //rudocs.exdat.com/docs/index-267 940.html или электронный ресурс в кабинете кафедры).

Предлагаемая тематика рефератов:

— Основные идеи герменевтического (психоаналитического, бихевиористского, экзистенциального, гуманистического и др.) подхода в педагогике

— Образовательный процесс в философии прагматизма.

— Проявление законов диалектики в педагогике.

— Личностно-ориентированный и гуманистический подход: общее и различное.

— Самовоспитание в образовательном процессе.

— Современное законодательство РФ в сфере образования: основные тенденции развития.

Обязательные самостоятельные работы по лекционному курсу

Тематику и форму ряда обязательных письменных работ предлагает преподаватель, читающий лекционный курс, в ходе изложения каждой темы. Он же дает пояснения и методические рекомендации по их выполнению. Выполненные и соответствующим образом оформленные задания студенты пересылают преподавателю с помощью электронной почты и таким же образом получают обратную связь. Время на выполнение этих работ не регламентируется, преподаватель может обозначить лишь «dead line» (последний срок) представления материалов.

9 стр., 4425 слов

Социолингвистический анализ журналистского текста и опыт исследования прессы

... направленности и самого текста. В результате этого анализа в тексте статьи №2 были ... Все мы немножко с прибабахом» –пишут «Аргументы и факты»; «Нацболы справляют поминки по ... на которую они ориентированы [11]. Проблема «язык и общество» всегда была предметом ... изложения информации, информативности. Также наше социологическое исследование показало, что стилистическое единство рубрики, заголовка и текста ...

Основную часть этих заданий составляют эссе.

Эссе (от французского «essai», англ. «essay», «assay» — попытка, проба, очерк) — это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т. д.

Работу над эссе целесообразно разделить на несколько этапов:

1. Выбор темы и определение проблемы. Обратите внимание на точную формулировку темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, автор оказывается в том творческом пространстве, которое темой очерчено. Обдумывая ту или иную тему, постарайтесь увидеть и сформулировать одну или несколько проблем. Обнаружение проблемы и её решение составляет основное содержание эссе.

14 стр., 6537 слов

Проблема личности в социальной психологии

... стороны имеют социальную обусловленность. Тема курсовой работы: «Проблема личности в социальной психологии». Актуальность данной проблемы обусловлена важностью для социальной психологии, установить ... инновационному поведению. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, ...

2. Подбор материала. Как только тема становится ясной и сформулирована проблема эссе, необходимо потратить время на сбор материала (книги, статьи, Интернет-ресурсы) и его анализ. Полезно в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, афоризмы, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме.

3. Работа над черновиком. Работу необходимо начинать с черновика. Некоторые порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют боязнь самостоятельного высказывания. Как быть? Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль и пр.

4. Написание эссе. Настает время написать окончательный вариант текста. Здесь обратим внимание на несколько моментов.

Психологические типы. Людей, пишущих эссе, можно условно разделить на две группы. Представители первой группы могут писать регулярно и понемногу, и выдавать раз за разом качественный текст, причем выдерживая его в одном стиле изложения. Представители второй группы долго носят все в себе, текст как бы созревает. Они довольно часто заводят с окружающими разговоры на разные темы, для окружающих не вполне ясные (на самом деле это обсуждается эссе).

11 стр., 5148 слов

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 11

... трудоемкость в ЗЕ и академических часах) 2/72 Включая ( в том числе): Лекции 20 Семинарские занятия 20 Практические занятия Лабораторные работы Курсовые работы Самостоятельная работа ... стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской ... работ, творческих заданий, курсовых работ; решение задач, упражнений; написание рефератов (эссе); работа ...

А потом садятся, и все эссе выливается на бумагу (на экран) за день. И это нормально.

Логика. В эссе, как и во всяком произведении, должна прослеживаться внутренняя логика. Она определяется, с одной стороны, авторским подходом к обсуждаемому вопросу, с другой — самим этим вопросом. Кроме того, следует избегать необоснованных переходов от одной идеи к другой, мысль должна развиваться последовательно.

Структура текста. Вступление образуется в результате критического осмысления некоего тезиса-гипотезы. Это может быть понравившийся афоризм или группа афоризмов, чье-то или ваше собственное суждение, оценка какого-либо факта. Во вступлении фокусируется внимание на проблематике эссе, ставятся ключевые вопросы. Не лишним будет указание на актуальность (значимость для современного общества) проблемы эссе. Основное содержание эссе представляет собой анализ первоначального тезиса-гипотезы, который невозможен без поиска возражений, формулирования противоположных точек зрения, нахождения парадоксальных решений, поиска примеров из публицистики, художественной литературы, из опыта собственной жизни. Здесь мало согласиться или не согласиться с чьим-нибудь мнением. Постарайтесь увидеть недостаточность этого мнения, продолжите, дополните его. В согласии или возражении принципиально важно поискать и найти второй аргумент. Потом еще, и еще. Нужна последовательность аргументов. Каждая мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы — это факты, явления общественной жизни, жизненные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Эссе завершается кратким заключением. Заключение должно содержать ответ на вопрос: «Что можно сказать о проблеме, поставленной в начале эссе?». Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление — тезис — аргументы — тезис — аргументы — тезис — аргументы — заключение

Оптимальный объем эссе — 4−6 машинописных страниц.

Стиль изложения. Стремитесь к изящному изложению своих мыслей. Не чурайтесь афористичности. При этом старайтесь выражаться ясно и точно, фразы и формулировки эссе должны быть отшлифованы и отточены.

Стоит ли напоминать, что эссе, как и всякая работа, предполагает хорошее оформление — имеется в виду простота, внятность и аккуратность. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

5. Проверка. Важно не затягивать написание эссе до последнего дня. Эссе должно, так сказать, слегка остыть, Вы по горячим следам просто не увидите своих собственных огрехов. Это нормально, так всегда бывает. Закончив эссе, сохраните файл до завтра или хотя бы отложите итоговое чтение своей работы на 2−3 часа. Напечатали эссе на бумаге. Читаем с карандашом в руке. Что это у нас? Правильно, номеров страниц нет. А это? Тавтология… Все еще можно поправить.

Помните, что в эссе оценивается не столько ваше отношение к исследуемой проблеме, сколько умение его аргументировать. А главное — самостоятельность и оригинальность мышления.

В ходе изучения первого раздела дисциплины «педагогика» студентам предлагается написать эссе на следующие темы:

«Варианты моей будущей профессиональной карьеры» (Тема 1, трудоемкость 0,5 часа),

«Мои личностные качества, соответствующие требованиям педагогической профессии» (Тема 1, трудоемкость 0,5 часа),

«Во всяком произведении, великом и малом, вплоть до самого малого все сводится к концепции…И.В. Гете» (Тема 5, трудоемкость 1 час)

Кроме того, две письменных работы приближены по стилю к эссе:

— Основные идеи, достоинства и недостатки Болонской системы высшего образования (на основе анализа источников сети Интернет) (Тема 1, трудоемкость 1 час);

— Подбор иллюстраций проявления бытийной педагогики в фольклоре и обычаях разных народов (Тема 3, трудоемкость 2 часа).

Также в качестве оцениваемых самостоятельных письменных работ предлагается составление сравнительной таблицы «Преподавание и воспитательная работа как виды педагогической деятельности» (основания для сравнения предлагают сами студенты на основе изучения соответствующих материалов учебника; Тема 3, трудоемкость 1 час) и разработка научной темы «Стимулирование самостоятельной работы студентов-первокурсников при изучении педагогики» (обоснование актуальности, формулировка проблемы, объекта, предмета, цели и задач научно-педагогического исследования; Тема 6, трудоемкость 2 часа).

Обязательные самостоятельные работы в рамках практических занятий

Другую часть заданий студенты должны выполнять к каждому практическому занятию в соответствии с настоящими методическими рекомендациями. Дополнительные материалы для самостоятельной работы при подготовке к семинарам, упоминающиеся в настоящих рекомендациях, можно получить в кабинете кафедры педагогического образования.

Семинар № 1

Педагогическая профессия и личность педагога

1​ «Профессиограмма общепедагогическая» Л.Ф. Спирина как пример реализации профессиографического подхода к описанию требований к личности педагога.

2​ Профессиональный стандарт педагогической деятельности и требования ФГОС ВПО к личности и профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования: общее и особенное.

3​ Профессиографический и компетентностный подходы к личности педагога.

Задания для самостоятельной работы:

1. Представить анализ «Профессиограммы общепедагогической» Л.Ф. Спирина с точки зрения полноты и достаточности представленных компонентов. (Трудоемкость 1 час).

При подготовке необходимо обратиться к материалам лекции, справочной литературе для уточнения таких понятий как «профессиограмма», «профессиография», «психограмма». Опираясь на структуру профессиограммы и психограммы (см. дополнительные материалы), проанализировать «Профессиограмму общепедагогическую» Л.Ф. Спирина. Какова логика изложения? Какие компоненты упущены автором? Предложить собственные дополнения, если таковые необходимы.

2. Подготовить устное выступление на тему «Профессиональный стандарт педагогической деятельности и требования ФГОС ВПО к личности и профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования: общее и особенное». (Трудоемкость 1 час).

При подготовке необходимо обратиться к материалам лекции, справочной литературе для уточнения таких понятий как «компетенция» и «компетентность». Сравнение профессионального стандарта педагогической деятельности (см. источник: Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой — М., 2010) и требований ФГОС ВПО к личности и профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования предполагает выделение общих компетенций, знаний, умений, качеств, которые встречаются в обоих документах. С другой стороны, необходимо подумать над вопросом: почему некоторые из компетенций стандарта педагогической деятельности не нашли своего отражения в ФГОС ВПО и наоборот?

3. Подготовить устное выступление на тему «Профессиографический и компетентностный подходы к личности педагога». (Трудоемкость 1 час).

Различение компетентностного и профессиографического подходов можно построить на сравнении структуры «Профессиограммы общепедагогической» Л.Ф. Спирина и набора компетенций, представленных в ФГОС ВПО по направлению «педагогическое образование». В качестве дополнительного источника может быть использована статья И.А. Зимней.

Литература:

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 100 Педагогическое образование (квалилфикация (степень) «бакалавр»).

Утвержден приказом Минобрнауки России № 788 от 22.12.2009 г. — электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. (Стандарты второго поколения).

(имеется электронный ресурс с сайта standart.edu.ru)

Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф. Спирин. — М.: Роспедагентство, 1997. — 34 с. (и предыдущие издания, имеется электронный ресурс)

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой — М., 2010. (имеется электронный ресурс)

Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. — 2006. — N8. —  С. 20−26. (имеется электронный ресурс)

Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика: науч.-теорет. журн. — 2004. — N10. —  С. 23−31.

Семинар№ 2

Система образования Российской Федерации

1​ Общая характеристика системы образования РФ.

2​ Основные идеи и принципы государственной политики в сфере образования. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства.

3​ Структура системы образования РФ. Уровни образования. Образовательные учреждения и организации. Образовательные цензы. Управление системой образования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Основываясь на проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выписать определение и основные компоненты системы образования РФ. Выделить идеи и принципы государственной политики в сфере образования, привести примеры их реализации в статьях закона. (Трудоемкость 1,5 часа)

Опираясь на текст проекта закона, необходимо сформулировать несколько основных идей и проиллюстрировать их статьями. Обратить внимание, что большинство идей «скрыто» за формулировками отдельных статей или целых разделов проекта закона. Например, идея федерализма (распределения полномочий в сфере образования между различными уровнями законодательной и исполнительной власти при единстве требований, законодательства) отражается в статьях 1, 3−5, 7−10 и других. В каких статьях и каким образом отражены идеи стандартизации и цензирования образования, непрерывности, равенства возможностей, привлечения общественности к управлению образованием, автономности и диверсификации образовательных учреждений и организаций, государственной поддержки, вхождения в мировое образовательное пространство и т. п.

2. Составить схему «Система образования РФ» (Трудоемкость 1,5 часа)

На основе анализа главы 2 закона необходимо структурировать информацию в отдельные блоки, графически их обозначить, указать связи между отдельными компонентами и блоками.

Литература:

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Семинар № 3

Педагогическая деятельность и ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования

1​ Аксиологический подход к педагогической деятельности. Понятие о педагогических ценностях и их классификация.

2​ Сущность гуманистической философии воспитания. Ее отражение в Конвенции о правах ребенка.

3​ Взаимосвязь общечеловеческих, конкретно-исторических и индивидуальных ценностей в педагогической деятельности. Отражение ценностей в государственных образовательных стандартах общего образования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать примеры различных видов педагогических ценностей на основе анализа ПООП ОО, ФГОС ВПО, профессиограммы общепедагогической, материалов учебных пособий. (Трудоемкость 2 часа)

Для выполнения данного задания необходимо вначале ознакомиться с материалом учебника (Гл. 7, Сластенин В.А. и др. Педагогика).

Имея представление о классификации педагогических ценностях, необходимо подобрать примеры различных типов ценностей и их реализации в деятельности педагога с указанием источников, в качестве которых могут выступить стандарты высшего профессионального и общего образования, профессиограмма общепедагогическая, учебные пособия по введению в педвгогическую деятельность. Кроме того, особое внимание следует обратить на различение общечеловеческих и конкретно-исторических ценностей и их отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности как компонента государственных образовательных стандартах общего образования.

2. Подготовка к дискуссии «Отражение идей Конвенции ООН о правах ребенка в законодательстве и системе образования РФ» (Трудоемкость 3 часа)

Выполнение данного задания связано с анализом документов, что предполагает их наличие у студента. При подготовке к дискуссии желательно познакомиться с материалами справочника «Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации». Кроме федеральных законодательных актов необходимо обратиться к местному законодательству. Также студент должен подготовить примеры фактов нарушения прав ребенка в России, в чем может помочь сеть Интернет. При этом важно иметь предложения по решению данной проблемы.

Литература:

Сластенин В. А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2008. — 576 с. (и предыдущие издания).

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 100 Педагогическое образование (квалилфикация (степень) «бакалавр»).

Утвержден приказом Минобрнауки России № 788 от 22.12.2009 г. — электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. (Стандарты второго поколения).

(имеется электронный ресурс с сайта standart.edu.ru)

Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: допущено УМО — СПб.: Питер, 2008. — 304с. (и предыдущие издания)

Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. А. С. Роботовой. — М.: Академия, 2007. — 224 с. (и предыдущие издания)

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Учебное издание / Серия «Стандарты второго поколения» — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. (электронный ресурс с сайта www.минобрнауки.рф/документы)

Краевский В. В. Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 608 с. (и предыдущие издания)

Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник / Авт.-сост.: В.В.Бараташвили и др. — М.: НИИ семьи, 1998. — 216 с.

Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]: допущено УМО — М.: Академия, 2008. — 160 с.

Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.

Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]: допущено УМО — М.: Академия, 2007. -224 с.

Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 502, [1] с. (и предыдущие издания)

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн.: учеб. для студ. пед. вузов. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения — М.: ВЛАДОС, 2005. — 574 с. (и предыдущие издания)

Подласый И.П. Педагогика: учебник: рекомендовано УМО-М.:Юрайт; Высшее образование, 2010. — 574, [1] с. (и предыдущие издания)

Реан А.А. Психология и педагогика: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]: допущено УМО / [под общ. ред. А. А. Реана] - СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1:А-М / Гл.ред. В.В.Давыдов — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 608 с.

Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф. Спирин. — М.: Роспедагентство, 1997. — 34 с. (и предыдущие издания, имеется электронный ресурс)

Столяренко А.М. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (30 000) — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 479 с. (ЭБС IQlib)

Семинар № 4

Педагогика как наука. Основные категории педагогики

1​ Структура педагогической науки.

2​ Связь педагогики с другими отраслями человеческого знания.

3​ Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, социализация, развитие. Взаимосвязь основных категорий педагогики.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составление схемы «Структура педагогической науки» (Трудоемкость 1 час)

Выполняется по материалам учебников. Составление схемы не должно ограничиваться лишь перечислением отраслей педагогики. Необходимо использовать варианты разветвленных, кластерных схем, в которых будут отражены связи между отраслями, общие основы их выделения в качестве самостоятельных и т. п.

2. Составление схемы «Связь педагогики с другими отраслями человеческого знания». Отбор примеров основных форм связи педагогики с другими науками. (Трудоемкость 2 часа)

Также выполняется на основе анализа материалов учебников. На схеме желательно отразить формы связи педагогики и других наук. Кроме традиционно выделяемых форм связи педагогики с другими отраслями человеческого знания (использование ведущих теоретических положений и обобщающих выводов других наук, творческое заимствование методов исследований других наук, использование конкретных результатов исследований, участие в комплексных исследованиях человека) можно представить генетические связи, связи нормативного регулирования и т. п.

3. Подготовка сообщений «Сущность и стадии социализации», «Характеристика одного из факторов социализации» (по микрогруппам) (Трудоемкость 2 часа)

Для выполнения данного задания необходимо объединиться в микрогруппы (по2−3 человека) и, познакомившись с материалами учебных пособий А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, представить выступление на 3−5 минут на одну из следующих тем

— Сущность и стадии социализации

— Макрофакторы социализации

— Регион и тип поселения как мезофакторы социализации

— СМИ как мезофактор социализации

— Субкультура как мезофактор социализации

— Семья как микрофактор социализации

— Группы сверстников как микрофактор социализации

— Воспитательные организации как микрофактор социализации

— Религиозные, общественные, государственные и частные организации как микрофактор социализации

Важно равномерно распределить поручения, дать возможность выступить каждому участнику группы.

4. Составление глоссария «Основные категории педагогики» (Трудоемкость 2 часа)

Глоссарием называется терминологический словарь. Структура глоссария следующая: термин — определение его сущности — ассоциация, которую вызывает в сознании данный термин. Давая определение, обратите внимание на четкость формулировки термина. Обязательно должна быть сноска на автора и источник определения.

Желательно, прописывая ассоциации, отнести толкование категории педагогики к одному из подходов, что даст возможность видеть сразу весь категориальный строй науки, видеть их взаимосвязь. Это поможет отстаивать свою точку зрения в ходе ролевой игры «Методологический семинар» или «Научный симпозиум», которая будет проводиться на практическом занятии.

5. Составление схемы «Взаимосвязь основных категорий педагогики» (Трудоемкость 1 час)

Если схема объединяет не все категории, то необходимо отразить связь отдельных категорий между собой (попарно или группами).

Литература:

Сластенин В. А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2008. — 576 с. (и предыдущие издания).

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: допущено УМО — СПб.: Питер, 2008. — 304с. (и предыдущие издания)

Краевский В. В. Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 608 с. (и предыдущие издания)

Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: [учеб.-метод. пособие]: рекомендовано РАО / [гл. ред. Д. И. Фельдштейн]; Российская академия образования, Московский психолого-социальный ин-т — М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. — 568 с. (и предыдущие издания)

Мудрик А.В. Социальная педагогика: [учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений] / [под ред. В. А. Сластенина] - М.: Академия, 2005. — 200 с. (и предыдущие издания)

Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 502, [1] с. (и предыдущие издания)

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн.: учеб. для студ. пед. вузов. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения — М.: ВЛАДОС, 2005. — 574 с. (и предыдущие издания)

Подласый И.П. Педагогика: учебник: рекомендовано УМО-М.:Юрайт; Высшее образование, 2010. — 574, [1] с. (и предыдущие издания)

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М.: Новая школа, 1996. — 160 с.

Реан А.А. Психология и педагогика: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]: допущено УМО / [под общ. ред. А. А. Реана] - СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1:А-М / Гл.ред. В.В.Давыдов — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 608 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.2:М-Я / Гл.ред. В.В.Давыдов -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — 672 с.

Столяренко А.М. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (30 000) — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 479 с. (ЭБС IQlib)

Семинар № 5

Методология педагогической науки

1​ Системный подход в педагогике: педагогический процесс как система. Структура и целостность педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

2​ Образовательное учреждение как система. Системообразующие факторы, условия функционирования, структурные и функциональные компоненты педагогической системы.

3​ Взаимосвязь и взаимодополнение принципов и подходов на конкретно-методологическом уровне: целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический, гермененвтический принципы (подходы)

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект «Целостный педагогический процесс» (Трудоемкость 2 часа)

Конспект (от лат. conspectus — обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации.

Для подготовки к обсуждению вопросов семинара необходимо подготовить конспект Гл. 9 (за исключением п.3) учебника (Сластенин В.А. Педагогика…).

Однако может быть представлен и конспект соответствующего раздела любого другого учебника.

2. Подбор иллюстраций проявления законов диалектики, взаимосвязи обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. (Трудоемкость 1 час)

Для подбора иллюстраций необходимо обратиться к материалам лекции, учебника, предыдущего семинара. Иллюстрациями в данном случае могут быть примеры из жизни, прошлого школьного опыта, художественной литературы, научных статей и монографий, знания, полученные при изучении социально-гманитарных дисциплин и психологии.

3. Характеристика цели и результата как системообразующих факторов педагогической системы. Подбор иллюстраций влияния временных и социально-педагогических условий на функционирование образовательного учреждения как системы (Трудоемкость 1 час)

Необходимо ознакомиться с п. 3 Гл. 24 учебника (Сластенин В.А. Педагогика…).

На основе анализа текста учебника, собственного опыта участия в жизнедеятельности педагогических систем (школа, университет, учреждения дополнительного образования, загородные детские центры и т. п.) необходимо обосновать влияние факторов и условий на их функционирование.

4. Составление плана-конспекта выступления «Структурные и функциональные компоненты педагогической системы» (Трудоемкость 1 час)

План-конспект выступления отличается от конспекта текста возможностью самостоятельного структурирования материала, изменения последовательности его изложения. Он предполагает выделение смысловых частей, фиксирование главных мыслей, опираясь на которые можно построить выступление. План-конспект не может быть заменен текстом выступления с выделением подзаголовков-названий. В то же время, план-конспект может включать принципиальные примеры, запланированные способы привлечения внимания и активизации слушателей.

5. Конспект «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» (Трудоемкость 1 час)

Для подготовки к обсуждению вопросов семинара необходимо подготовить конспект п. 3 гл. 6 учебника (Сластенин В.А. Педагогика…).

Конспект станет опорой для самостоятельной работы на занятии.

Литература:

Сластенин В. А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2008. — 576 с. (и предыдущие издания).

Семинар№ 6

Методология педагогических исследований

1​ Логика, структура научного исследования в педагогике.

2​ Система методов и методика педагогического исследования.

3​ Методы педагогического исследования, их возможности и ограничения.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщения по проблеме «Организация научно-педагогического исследования» (Трудоемкость 2 часа)

Данное задание выполняется по микрогруппам (3−5 человек) в проектной технологии.

Метод проектов — организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получают при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

К семинару готовятся ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результатом является обработка и обобщение информации, ее представление в виде доклада.

Учебная группа должна разделиться на 4 подгруппы в соответствии с темами проектов:

— Организация научно-педагогического исследования

— Методы теоретического исследования в педагогике,

— Методы изучения педагогического опыта и продуктов деятельности субъектов,

— Педагогический эксперимент и математические методы обработки результатов исследования

Важным моментом является распределение задач между участниками каждой подгруппы, обсуждение возможных методов поиска информации, творческих решений. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам, проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах. При разработке проблемы необходимо отразить возможности и ограничения соответствующих методов.

Обязательным этапом выполнения проектов является их защита на практическом занятии, где также будет организовано коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки.

Параметры оценки проекта:

активность каждого участника проекта;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

доказательность, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Литература:

Сластенин В. А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2008. — 576 с. (и предыдущие издания).

Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: допущено УМО — СПб.: Питер, 2008. — 304с. (и предыдущие издания)

Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]: рекомендовано УМО — М.: Академия, 2006. — 176 с.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] - М.: Академия, 2012. -206, [2] с. (и предыдущие издания)

Краевский В. В. Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 608 с. (и предыдущие издания)

Реан А.А. Психология и педагогика: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]: допущено УМО / [под общ. ред. А. А. Реана] - СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

Столяренко А.М. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (30 000) — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 479 с. (ЭБС IQlib)

Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» — Москва: Флинта, 2011. — 204 с. (ЭБС IQlib)

Контроль и оценивание результатов самостоятельной работы

Для контроля и учета результатов самостоятельной и аудиторной работы студента по разделу используется бально-рейтинговая система и технология «портфолио».

Рейтинг (с английского rating — отметка) — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр)‏.

При освоении первого раздела дисциплины «Педагогика» оцениваются и учитываются при определении рейтинга 4 вида работ: выполнение письменных заданий для самостоятельной работы (максимум — 72 балла), работа на практических занятиях (максимум 72 балла), дополнительные виды внеаудиторной самостоятельной учебной работы (максимум 72 балла), внеаудиторная деятельность, направленная на формирование профессиональных компетенций (максимум 72 балла),.

В конце учебного периода все баллы, набранные студентом, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество студентов упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг.

Правила работы:

Качество и количество работы оценивается в условных баллах. Каждому выполненному виду работы соответствует определенное количество баллов.

Вводится система дополнительных «премий» (5 баллов) за высокое качество работы и «штрафов» (5 баллов) за нарушение сроков выполнения заданий, списывание, неявку на занятие.

Каждый студент получает право самостоятельно распоряжаться своим временем (предоставлять выполненные задания в удобные для себя сроки или вообще не готовить их).

Последний срок сдачи выполненных рейтинговых заданий определяется преподавателем на первом занятии по дисциплине.

Зачет и оценка (в том числе и форма сдачи) зависят от суммы баллов, полученных студентами в процессе изучения дисциплины. Студенты, набравшие 200 и более баллов (или имеющие ранг 85 и более %), освобождаются от сдачи зачета в устной форме.

В наиболее общем понимании, учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, родителей, тестовых центров, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Многими авторами конечная цель компоновки учебного портфолио сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т. д. Основной смысл учебного портфолио — показать все, на что ты способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.

Портфолио по дисциплине педагогика может состоять из двух основных разделов:

«Портфолио работ» — представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

«Портфолио отзывов» — включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные педагогами вуза, возможно, одногруппниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Портфолио со всеми выполненными работами в обязательном порядке представляется к зачету, студенту может быть предложено сдать зачет в форме защиты портфолио.

Примерные вопросы к зачету

1​ Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии.

2​ Педагогические специальности и перспективы развития педагогической профессии.

3​ Понятие педагогической деятельности, ее сущность, задачи и функции. Гуманистический характер педагогической деятельности.

4​ Основные виды профессиональной деятельности педагога и их структура.

5​ Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиограмма общепедагогическая.

6​ Профессиональная компетентность педагога, ее сущность и содержание. Профессионально-педагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования

7​ Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции и проблемы педагогики.

8​ Категориальный аппарат педагогики.

9​ Связь педагогики с другими науками.

10​ Структура педагогики науки.

11​ Целостный педагогический процесс. Структура педагогического процесса, его закономерности, функции и противоречия.

12​ Субъекты педагогического процесса. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.

13​ Система образования Российской Федерации.

14​ Образовательное учреждение как система. Системообразующие факторы, условия функционирования, структурные и функциональные компоненты педагогической системы.

15​ Методология педагогической науки и ее уровни. Подходы различных уровней методологии.

16​ Методологические принципы педагогических исследований.

17​ Фундаментальные и прикладные исследования. Программа исследования.

18​ Система методов и методика педагогического исследования.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector