Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала

Содержание

I. Дать характеристику способностям и уровням их развития 3

II Составить схему «Черты характера» 8

III Решить практические задачи 9

IV Условия развития способностей в дошкольном возрасте 14

V Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала 17

VI Решить тест по теме «Познавательные психические процессы» 22

Литература 24

I. Дать характеристику способностям и уровням их развития

Понятие «способности» относится к числу важнейших психологиче-ских понятий [1]. К этому понятию обращаются в тех случаях, когда пытаются объяснить причины того, что разные люди в сходных условиях достигают разных успехов. Также это понятие используется для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие. Поэтому изучение способностей — это важный раздел психологии индивидуальных различий.

Существует множество определений термина «способности», которые можно условно разделить на три основных типа. В наиболее широком смысле под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике.

Способности — это такие свойства личности, индивидуальные особен-ности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности [2].

По мнению Б.М. Теплова, способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и способствующие успешному выполнению какой-либо деятельности (дея-тельностей).

В то же время понятие «способность» не сводится к тем знани-ям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [10].

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... ), к вещам (аккурат­ность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит ... объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ...

По мнению В.Д. Шадрикова, способность выражает свойство или множество свойств объекта, которые проявляются в процессе функционирования [11, С. 129]. «Психические способности — это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности» [11, С. 132].

От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее ус-пешность и уровень достижений. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности и достижение в ней большей эффективности при меньших затратах. Вместе с тем, способности — это лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Таким образом, способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.

Существует две полярные точки зрения на природу способностей.

Биологизаторский подход исходит из идеи врожденности способ-ностей. Его сторонники (Г. Айзенк, Ф. Гальтон, Дж. Селли, У.Р. Чарлсворз, Б. Уайт) считают, что способности биологически обусловлены и есть не у всех, а их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик.

Представители социологизаторского подхода (Дж. Лолер, М. Салчес, К. Фишер, П. Торенс и др.) утверждают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. В этом подходе подчеркивается преобладающая роль воспитания, социальной среды в развитии способностей. Типичным представителем крайнего социологизаторского подхода является Дж. Локк, по мнению которого, человек рождается с душой чистой, как доска, и воспитание пишет на ней, что ему заблагорассудится.

13 стр., 6067 слов

Раздел 2. Диагностика интересов, склонностей и способностей человека по параметру возможностей личности

... практической деятельностью. 3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического ... 9. В отечественной практической психологии профконсультация с помощью ТСИ осуществляется ... развязкой, г) сговором, д) примирением. 9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют ... ... личности. Текст методики тси р. Амтхауэра Настоящий текст методики дан ...

Современная психология, не признавая врожденности способностей, в то же время не отрицает существования врожденных особенностей строения и функциональной организации головного мозга человека и его организма в целом, создающих предпосылки для успешного выполнения определенной деятельности. По существующим представлениям, способности формируются в деятельности на основе задатков, или врожденных анатомо-физиологических особенностей человека (строения его мозга, органов чувств и движения и пр.), составляющие природную основу развития способностей [2, С. 8], которые могут как врожденными, так и приобретенными [8, С. 23].

Задатки неспецифичны по отношению к способностям. На основе од-них и тех же задатков у разных индивидов могут сформироваться совершенно разные способности, или даже может сформироваться несколько способностей одновременно у одного индивида, или вообще ничего.

Способности человека разделяют на природные (естественные), т. е. биологически обусловленные, и специфические человеческие, имеющие об-щественно-историческое происхождение. Многие из природных способно-стей есть и у животных, особенно высших: восприятие, мышление, способ-ность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. У человека кроме биологически-обусловленных имеются способности, обеспечивающие его развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности — теоретические и практические, творческие и учебные, предметные и межличностные и др. [9, С. 61].

Общие способности — это совокупность потенциальных (наследствен-ных, врожденных) психодинамических характеристик индивида, опреде-ляющих его готовность к деятельности [6, С. 116]. Они определяют успех индивида в различных видах деятельности (умственные способности, тон-кость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и пр.) и проявляются в общей работоспособности человека, непосредственных и опосредованных типах актив…

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. ... школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми (родителями ... Логичность и обоснованность авторских размышлений, комментариев. Литературные достоинства текста. Коллаж. Художественная композиция, отражающая взгляд автора на ...

Литература

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выгот-ский. — М.: Смысл, Эксмо, 2005. — 1136 с.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: 3-е изд. [текст] / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2007. — 368 С.

3. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [текст] / Л.В. Куликов. — СПб.: ЛитРес, 2009. — 464 с.

4. Леонтьев, А. Н. Биологическое и социальное в психике человека [текст] / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. — М.: Речь, 2001. — 480 с.

5. Небылицын, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии [текст] / В.Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий: тексты. — М.: Медицина, 1982. — 240 с.

6. Немов, Р. С. Психология [текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: 4-е изд. / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

7. Психология [текст]: учебное пособие / Под ред. Е.И. Рогова. — М.: Владос, 2005. — 560 с.

8. Психология [текст]: учебное пособие / Ред.-сост. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2000. — 512 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. — СПб.: Питер, 2004. — 720 с.

10. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [текст] / Б.М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. — 360 с.

10 стр., 4767 слов

Дисциплина: Психология развития человека

... .Психология развития человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Е.Е. Сапогова . - М. : Аспект Пресс, 2001. - 460 с. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие ... . : Питер , 2009. - 398 с. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. Дошкольная педагогика и ...

11. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие [текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Просвещение, 1996. — 480 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector