МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

„ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

Усвоение курса «Психология межличностных отношений», прежде всего, предусматривает аргументированное и содержательное обсуждения вопросов, которые предлагаются для семинарских занятий, углубляет понимание проблематики социальной психологии, активизирует самостоятельный поиск, умственную деятельность, дает возможность подготовки рефератов, докладов, сообщений по интересам студентов, релевантных задаче преподавателя.

Для эффективного усвоения учебного материала необходимо придерживаться методических рекомендаций к изучению учебного курса „ Психология межличностных отношений «:

— усвоить лекционный материал, который предоставляется накануне семинарских занятий;

— ознакомиться с планом семинарского занятия и рекомендованной литературой к нему;

— в случае необходимости получить консультацию для подготовки к семинару у преподавателя;

— эффективно использовать научный потенциал библиотеки ДЮА и других библиотек города.

Семинарское занятие из социальной психологии предусматривает следующие формы работы:

• устный доклад по вопросу — до 7 мин.;

• доклад по избранной теме — до 7 мин.;

• реферат с защитой — до 5 мин.;

• устное сообщение — до 3 мин.;

• дополнение — до 2 мин.;

• подготовка библиографии по теме семинара с письменным комментарием (предоставляется преподавателю).

УСТНЫЙ ОТВЕТ на вопрос семинара должен отобразить все главные аспекты проблемы, которая рассматривается (как в теоретическому, так и в практическом ракурсе).

ДОКЛАД — более глубокое и полное рассматривания какой-то одной стороны проблемы с использованием научной литературы.

УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ — сообщение второстепенного существенного значения, которое расширяет видение основной проблематики. Устное сообщение имеет целостный структурно завершенный вид.

3 стр., 1034 слов

Когнитивная психология (доклад)

... и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии и пытается моделировать когнитивная психология. Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе ... метафора, – и легла в основу представлений о психической деятельности в когнитивной психологии. В когнитивной психологии была принята аналогия работы мозга с устройством и работой ЭВМ. Важно ...

ДОПОЛНЕНИЕ — наименьшая структурная единица устного общения в пределах семинара. Имеет целью фрагментарное сообщение относительно только что изложенного материала. Расширяет границы исследуемой проблемы.

ПОДГОТОВКА БИБЛИОГРАФИИ ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА С ПИСЬМЕННЫМ КОММЕНТАРИЕМ — самостоятельная работа с литературой в библиографическом отделе. читальном зале и зале периодических изданий библиотеки. Ставит цель ознакомиться, систематизировать и прокомментировать имеющуюся научную литературу по избранной проблемой. Особое внимание необходимо уделить новым поступлениям литературы, отработать последние журнальные публикации.

Таким образом, для подготовки к семинару студентам рекомендуется:

1. Ознакомиться с содержанием плана семинара и пересмотреть конспект прослушанной лекции за данной темой.

2. Ознакомиться с рекомендованной литературой и прочитать соответствующий раздел учебника или учебного пособия, обработать дополнительную рекомендованную литературу. Работа с научной книгой требует сознательного усвоения прочитанного, а не механического заучивания. Для этого необходимо осознать содержание разных понятий, специальных терминов, положений, которые в свою очередь обеспечивает терминологическую осведомленность студентов и приобретение привычек логического мышления.

3. Осуществить критический анализ изложенного материала в отработанных источниках относительно данной проблемы.

4. Составить конспект отработанного материала, где указать собственную точку зрения по данной проблеме.

5. Осуществить самоконтроль через соответствующие вопросы по данной темы.

6. Составить план ответа на каждый вопрос плана занятия.

Требования к выступлению студентов на семинарском занятии:

1. Избегать механического пересказа материала лекции или рекомендованной литературы.

2. Отвечая на вопрос, студент должен рассматривать определенное положение в развитии, осуществить сравнение разных подходов, концепций в обработанной литературе.

3. Показать практическую ценность данных положений.

4. Другие студенты должны активно участвовать в обсуждении рассматриваемых проблем. Это предусматривает умение внимательно слушать выступающего, осуществлять анализ содержательной и формальной стороны этих выступлений. Особое внимание отводится умению формулировать вопрос и давать оценку ответа. Это позволяет студенту сознательно оценивать выступления, в случае неполного или неточного выступления дополнять их, при наличии другой позиции вступать в полемику, используя аргументированные доказательства.

Программой курса «Психология межличностных отношений» предусмотрены практические занятия, направленные на овладение определенными социально-психологическими знаниями, необходимыми юристу в его повседневной практике, развитие профессиональных коммуникативных способностей студентов, рефлексивных навыков (способности анализировать ситуацию, поведение и состояние в этой ситуации как членов группы, так и свои собственные), умений адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

12 стр., 5973 слов

Психология межличностных отношений подростков

... ИССЛЕДОВАНИЯ - психология межличностных отношений. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс формирования межличностных отношений у подростков. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологический анализ теоретических основ межличностных отношений у подростков; изучить психологические особенности межличностных отношений у подростков; определить основы формирования межличностных отношений подростков. ...

Результат проведения практических занятий в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них: принцип ак тивности на занятиях; принцип открытой обратной связи; принцип «здесь и теперь»; принцип доверительности в общении.

Принцип активности означает следующее. Все члены студенческой группы должны активно участвовать в работе, если хотят получить информацию о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и общаются в конкретной ситуации, а также о том, что нужно сделать для оптимизации личностной стратегии взаимодействия.

Под обратной связью следует понимать открытое, аргументированное и конструктивное высказывание каждым членом студенческой группы своих соображений о способах разрешения различных проблем, собственном стиле деятельности и общения, о сравнительной эффективности тех или иных способов поведения в специально смоделированных игровых ситуациях, об успешности выполнения поставленных на занятиях задач. Именно благодаря активному использованию обратной связи студенты получают уникальную возможность узнать, как воспринимаются глазами других людей их манера общения, стиль ведения индивидуальной беседы, рассуждения и мысли, те или иные индивидуальные поведенческие реакции.

Следование принципу «здесь и теперь «связано с ограничениями, которые вводятся на практическом групповом занятии. Обсуждению подлежат лишь те личностные проявления и характеристики общения участников, которые можно наблюдать в ходе занятия.

Следующий принцип — принцип доверительности в общении. Лишь доверительная, доброжелательная атмосфера в группе создает возможность для искренних высказываний участников по всем обсуждаемым проблемам.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ

Тема 1 . СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Вопросы семинарского занятия

1. Социальные потребности человека.

2. Природа межличностных отношений.

3. Особенности межличностного общения в юриспруденции.

Подготовить сообщение на тему.

  1. Эмоциональная основа межличностных отношений.
  2. Проявление личностных характеристик в общении (доминантность, ригидность, экстраверсия и т.п.).
  3. Общение как необходимое условие формирования и развития личности.

4. Регуляция межличностных отношений: социальные нормы и стереотипы.

  1. Основные содержательные аспекты процесса общения специалиста юридического профиля.
  2. Влияние общения на формирование профессиональных компетенций юриста.

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Пер. с англ. – М.: Лист-Нью, 1997. – 336 с.

2. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. Ключевые идеи. – М. – СПб: Изд-во «Питер», 2003. – 512 с.

3. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. – М.: Смысл, 1997. – 373 с.

4. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Издат. Центр «Академия», 2004. – 416 с.

4 стр., 1889 слов

Основные принципы гуманистической психологии

... межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др. Основные методологические принципы и положения Гуманистической психологии ... социальную платформу Гуманистической психологии, которая основана на идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу). Общая ...

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.. Межличностное общение. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – 544 с.

6. Нортова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.

7. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 272 с.