Семинар № 3, 4. Психологические особенности разных типов обучения (4 ч)

РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Семинар № 1. Предмет и задачи педагогической психологии (2 ч).

  1. История становления педагогической психологии.
  2. Место педагогической психологии среди других областей психологического знания.
  3. Предмет и задачи педагогической психологии.
  4. Проблема обучения и развития в педагогической психологии.

 

Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  2. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Статьи:

  1. Гильбух Ю.З. Понятие «зоны ближайшего развития» и его роль в развитии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии, 1987. — № 3.
  2. Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем / Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 276 – 283.

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. Законспектируйте статьи.
  3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Назовите общие и специфические черты предмета педагогической психологии в сравнении с предметами других наук (педагогика, возрастная психология, общая психология и т.д.).

Ø Что такое «объект» и «предмет» науки? Как соотносятся между собой эти понятия?

Ø Соотнесите понятия «обучение» и «развитие».

 

 

Семинар № 2. Психология учебной деятельности (2 ч).

  1. Характеристика процесса учения. Связь учения с обучением. Обучение и понятие «обучаемость».
  2. Организация обучения и учения с точки зрения личностно – деятельностного подхода.
  3. Характеристика учебной деятельности.
  4. Структура учебной деятельности:
    • Общедеятельностные и специфические учебные действия.
    • Учебная задача.
    • Контроль. Виды и функции контроля.
    • Оценка. Её роль в учебном процессе.

 

5 стр., 2339 слов

Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической ...

... речи как субъект коммуникации Статус — педагог Адресат речи как субъект коммуникации Ученик, педагогическое сообщество Предмет речи Ученик как субъект обучения и воспитания, особенности его деятельности, ... общелитературном языке. С ним связано несколько значений: 1) основная мысль, идея произведения, учения и пр.; 2) система связанных между собой и вытекающих один из другого ...

Литература:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Статьи:

1. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 191 — 193.

2. Барамзина С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. — № 8. – 2006. – С. 41 – 47.

3. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / Составитель И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 101 – 110.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. Законспектируйте статьи.
  3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Как соотносятся между собой понятия «приобретение опыта», «усвоение» и «учение»?

Ø Что понимается под обучением? Чем отличается обучение от учебной деятельности?

Ø Какую функцию выполняет учебная деятельность по отношению к другим видам человеческой деятельности?

Ø Что называется обратной связью? Какую информацию необходимо получать с помощью обратной связи?

 

Семинар № 3, 4. Психологические особенности разных типов обучения (4 ч).

  1. Характеристика репродуктивного и продуктивного типов обучения.
  2. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе:
    • развивающее обучение в системе Л.В. Занкова.
    • развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.
  3. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину).
  4. Психологическая сущность проблемного обучения.
  5. Программированное обучение.

 

Литература:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

2. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

23 стр., 11371 слов

Педагогическая психология 10

... Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.). «Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с обучением или вне его) на человека с ... отношение к себе, к другим людям, к обществу, к миру». (Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2001). «Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, ...

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Назовите и охарактеризуйте основные принципы развивающего обучения.

Ø Приведите сравнительную характеристику развивающего и традиционного обучения.

  1. Ответьте на вопросы:

Ø Не является ли принцип Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности противоречащим принципу «от простого к сложному»?

Ø Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?

Ø Среди педагогов можно встретить мнение, что программированное обучение себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения?

Ø Может ли программированное обучение обеспечить индивидуализацию учебного процесса?

 

Семинар № 9. Методы исследования в педагогической психологии (2 ч)

  1. Основные методы исследования:

· Наблюдение, самонаблюдение,

· Беседа

· Интервью

· Экспертная оценка

· Анкетирование

· Эксперимент: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.

· Анализ продуктов деятельности (творчества)

· Тестирование

  1. Психологический анализ урока (видеоурок).

 

 

Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  5. Программа по выполнению психологического задания в период государственной педагогической практики / Сост. к.п.н., доцент Бостанджиева Т.М., — Тобольск, 2000.
  6. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психологического исследования.

Ø Какие методы являются основными в педагогической психологии?

Ø Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?

  1. Посмотрите видеоурок и дайте психологический анализ просмотренного урока по предлагаемым схемам.

Психологический анализ урока.

Методические рекомендации:

  1. Посмотреть видеоурок.
  2. Заполнить таблицу (Таблица № 1. Схема протокола урока).
  3. Заполнить схему аналитической характеристики урока (Таблица № 2).
  4. Сделать психологический анализ урока (смотри программу психологического анализа урока)

 

Таблица 1. Схема протокола урока.

  1. школа № ___________________________________________________
  2. дата _______________________________________________________
  3. класс ______________________________________________________
  4. учитель ____________________________________________________
  5. учебный предмет ____________________________________________
  6. тема урока _________________________________________________
Время (мин.) Деятельность учителя Деятельность учеников Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений
         

 

Таблица 2. Схема аналитической характеристики урока

Дата: Урок: Учитель: Класс: Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)

  1. Отличный, интересный, захватывающий
  2. хороший, содержательный, заставляющий работать.
  3. Нормальный, обычный
  4. Скучный, работа без интереса
  5. Бесполезный, совсем не интересный
Уровень профессионализма Количество баллов
Эффективность урока
Управление вниманием  
1. Стимулирование интереса к содержанию урока      
2. Создание установки быть внимательным      
3. Раскрытие практической значимости изучаемого предмета      
4. Использование наглядного материала      
5. Организация изложения материала
а) яркость      
б) образность      
в) эмоциональность речи      
г) смена интонации      
6. Организация смены видов деятельности      
7. Учет возрастных особенностей внимания школьников      
8. Формирование цели урока      
9. Оптимальный темп ведения урока      
10. Организация активности учащихся на уроке      
11. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития внимания      
12. Организация концентрации внимания      
13. Организация устойчивости внимания      
14. Организация переключения внимания      
Количество баллов      
Организация восприятия на уроке  
1. Создание установки на восприятие преподаваемого материала.      
2. Контроль и учет полноты и точности формирующихся в сознании учащихся образов.      
3. Использование прошлого опыта учеников при организации восприятия нового материала      
4. Организация совместной деятельности школьников при решении перцептивных задач      
5. Учет возрастных особенностей восприятия      
Количество баллов      
Развитие мнемических особенностей учащихся  
1. Формирование установки на запоминание      
2. Учет индивидуальных различий развития мнемических способностей конкретных учеников      
1. Учет соответствия видов памяти по характеру психической активности
а) эмоциональная      
б) двигательная      
в) наглядно-образная      
г) словесно-логическая      
4. Организация материала для заучивания      
а) дозировка по объему      
б) структурирование      
5. Организация повторения      
6. Приемы акцентирования внимания учеников на подлежащем запоминанию      
Количество баллов      
  Учет закономерностей функционирования и развития мышления  
1. Соответствие действий учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников      
2. Использование средств при формирование интереса к изучаемому материалу а плане его опосредованного и обобщенного познания      
3. Формирование у учащихся на уроке общих приемов мыслительной деятельности:      
а) анализ      
б) синтез      
в) абстракция      
г) синтез      
д) обобщение      
4. Обучение школьников в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала      
5. Выделение главного в содержании изучаемого материала в процессе объяснения (и ответа учащихся)      
6. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся      
7. Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, разбор проблемной ситуации)      
8. Учет учителем гибкости и самостоятельности мышления учащихся      
9. Формирование элементов творческого мышления      
10. использование индивидуальных заданий      
Количество баллов      
  Включенность в учебную деятельность воображения  
1. Создание на уроке творческой атмосферы      
2. Учет особенностей пространственных представлений при чтении чертежей, схем, карт и т.д.      
3. Присутствие в изложении материала попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях      
4. Активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном      
Количество баллов      
ИТОГО: количество баллов за урок      
           

 

Изучение мотивационной структуры учебной деятельности подростков

 

Задача:

Определить соотношение мотивов учебной деятельности подростков.

Материалы и оборудование:

Специальный бланк для ответов, перечень вопросов (суждений) по учебной деятельности.

Методика:

В основе методики лежит моделирование ситуации выбора между двумя побуждениями. Испытуемому нужно оценить предложенные ему парные суждения, выбрать одно из них, приемлемость которого следует оценить в четырёхбальной шкале, от «0» до «3». Высший бал «3» означает полное согласие с суждением, нулевой балл — отсутствие какого бы то ни было согласия, не допускается оценивание парного суждения одинаковым баллом: 3-3, 2-2,1-1, кроме оценки суждений 0-0. При оценивании необходимо иметь ввиду факт согласия испытуемого с данным суждением, а не привлекательность последнего. Испытуемому предлагается:

а) набор карточек, в которых представлены два суждения (всего 36 карточек);

б) набор карточек, в которых представлено по одному суждению (всего в наборе 9 карточек).

При выполнении теста необходимо самому составить из данных карточек парные варианты.

 

 

Пример одной из 36 карточек варианта а):

 

1. Учиться мне нравится. Сама учёба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. 9. Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполняю все задания. Просто иначе не могу.

 

Пример карточек варианта б): см. перечень суждения по учебной деятельности.

№ п/п   Перечень суждений, характеризующих мотивы учебной деятельности.   Смысловая характеристика мотива.  
1. Учиться мне нравится. Сама учеба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. Мотив эмоционального восприятия процесса действия.
2. Учиться меня заставляют. Если откажешься, то все равно заставят. Уж лучше я буду учиться сам, пока это необходимо. Мотив приемлемости принуждения (ориентация на необходимость действия вопреки желанию).
3. Того, кто хорошо учится, хвалят и уважают. Это организованные и умные ребята. Я стараюсь быть таким же. Мотив самоутверждения (честолюбия, самолюбия), повышения самооценки
4.   Учиться хорошо лучше, чем учиться плохо. Образование дает возможность получать хорошую зарплату и приличное место в жизни.     Мотив прагматической выгоды делового плана  
5.   Я стараюсь учиться, чтобы не потерять уважения в глазах учителя. Неприятно, если он будет во мне разочарован.   Мотив социальной идентификации с педагогом, ориентации на его мнение.  
6.   Я стараюсь учиться, чтобы мой класс был не хуже других по успеваемости. В нашем классе уважают тех, кто умеет учиться.   Мотив социальной идентификации с группой сверстников (товарищей, друзей, одноклассников).

 

7.   Я стараюсь учиться, чтобы мои родители были довольны мной. Их мнение и оценка для меня много значат.   Мотив социальной идентификации с родными (ориентация на позицию сесби).

 

8.   Я стараюсь учиться, потому что только знающий человек нужен людям.   Мотив общественной значимости (ориентация на пользу незнакомым людям).

 

9.   Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполнять все задания, просто иначе не могу.   Мотив принципиальной добросовестной исполнительности.  

Обработка результатов:

1. Подсчитать сумму баллов для каждого мотива (по 9 мотивам).

2. Получить показатели значимости по девяти мотивам учебной деятельности в диапазоне от 0 до 24 баллов (максимальное количество баллов — 24 = 3 (высший бал оценивания)* 8 (число сочетаний)).

3. Полученные данные использовать для составления:

а) сводной таблицы;

б) индивидуальной диаграммы для каждого испытуемого;

в) кривой распределения величин каждого из мотивов.

 

Для получения кривой значение каждого из мотивов выписываются в убывающем порядке, а затем накладываются на ось координат, где ось абцисс -шкала в 24 балла, ось ординат — число участников выборки. Для получения кривой распределения выделяются отрезки — число высокомотивированных испытуемых (от 16 до 24 баллов), число среднемотивированных в данной деятельности (от 8 до 16) и число низкомотивированных испытуемых ( от 0 до 8 баллов).

Анализ индивидуальной мотивационной структуры деятельности может производиться по принципу выявления типа этих структур. При этом сравниваются максимальные показатели индивидуальных мотивов (2 — 4), групповых (5 — 7) и общественных (8 — 9).

Результаты сопоставления отражаются формулой: И… Гр… О, где И (индивидуальные мотивы), Гр (групповые мотивы), О (общественные мотивы) в своих сочетаниях образуют индивидуалистическую мотивационную структуру:

И>Гр>0;

Групповую мотивационную структуру:

И<Гр>0;

Индивидуально-общественную мотивационную структуру

И>Гр<0;

Коллективистическую мотивационную структуру:

И<Гр<0.

Таким образом, можно, пользуясь формулами, характеризовать направленность действий отдельного испытуемого или целой группы.

Сводная таблица

После подсчёта баллов для каждого испытуемого целесообразно занести все данные по группе в сводную таблицу; выделить среднее арифметическое по каждому мотиву (сумму баллов по мотиву разделить на количество испытуемых).

 

Индивидуальная диаграмма мотивации учебной деятельности

 

24 Количество баллов

1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 мотивы

индивид. мотивы груп. м. общ.м.

 

24 Количество баллов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 количество испытуемых

 

Бланк для ответов (заполнен предполагаемым испытуемым, просуммировано количество баллов по каждому из мотивов)

1/2 1-0   1/3 2-1 1/4 1-2 1/5 0–1 1/6 1-3 1/7 3-2 1/8 2-1 1/9 1-0 2/3 2-1 2/4 1-3 2/5 2-3 2/6 2-3 2/7 3-0 2/8 1-2 2/9 2-1 3/4 1-3 3/5 2-1 3/6 1-2 3/7 3-1 3/8 1-3 3/9 2-3 4/5 3-0 4/6 1-0 4/7 2-1 4/8 1-0 4/9 0-0 5/6 1-2 5/7 0-1 5/8 2-3 5/9 3-2 6/7 2-0 6/8 0-1 6/9 1-2 7/8 0-0 7-9 0-0 8/9 1-2 год рождения – школа, класс – фамилия, имя – дата заполнения –     3 – да 2 – скорее да, чем нет 1 – скорее нет, чем да 0 — нет

 

1 мотив – 11 баллов, 2 мотив – 13 баллов, 3 мотив – 12 баллов, 4 мотив – 12 баллов, 4 мотив –15 баллов, 5 мотив – 11 баллов, 6 мотив – 13 баллов, 7 мотив — 5 баллов, 8 мотив – 11 баллов, 9 мотив – 10 баллов.

 

Влияние преобладающих категорий мотивов на реальное поведение личности неоднозначно. Поэтому та или иная мотивационная структура даёт лишь общее направление тенденции развития мотивации. Так, групповые, преобладающие над индивидуальными и общественными, могут при определённых условиях отражать корпоративную тенденцию, замкнутость группы, а преобладание индивидуальной группы мотивов может свидетельствовать не только о тенденциях к индивидуализму. Она может отражать высокую значимость самоутверждения, отсутствие в личном опыте субъекта дружеского общения со сверстниками.

 

 

Тема 3. Изучение школьной тревоги младших подростков.

Методические рекомендации:

  1. Провести тест школьной тревоги для младших подростков (Филипс — тест).
  2. На основе результатов исследования составить сводную ведомость.
  3. Проанализировать результаты и сделать выводы, указав зоны наибольшего эмоционального неблагополучия, соотнести школьную тревогу с личной тревожностью.

 

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  2. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

Изучение школьной тревоги (по Филипсу)

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, на каждый из которых требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

 

Текст опросника.

Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-»,то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:

1. общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных синдромов (факторов) и их количеством.

 

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58. ∑=22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44. ∑=11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43. ∑=13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45. ∑=6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26. ∑=6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22. ∑=5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28. ∑=5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47. ∑=8

 

 

Ключ к вопросам

«+» — да

«─» — нет

 

1 — 16 — 31 — 46 –

2 — 17 — 32 — 47 –

3 — 18 — 33 — 48 –

4 — 19 — 34 — 49 –

5 — 20 + 35 + 50 –

6 — 21 — 36 + 51 –

7 — 22 + 37 — 52 –

8 — 23 — 38 + 53 –

9 — 24 + 39 + 54 –

10 — 25 + 40 — 55 –

11 + 26 — 41 + 56 –

12 — 27 — 42 — 57 –

13 — 28 — 43 + 58 –

14 — 29 — 44 +

15 — 30 + 45 –

Сводная ведомость по результатам обследования

Класс _______________________________________

Дата проведения обследования__________________

 

ФИ Тест в целом Общая тревож ность Социаль ный стресс Фрустра ция потреб ности в достиже нии Страх самовыра жения Страх ситуа ции проверки Страх несоот ветствия Низкая сопротив ляемость Проблемы в отношениях с учителями
                 
                   
                   

 

Обозначения: < 50 % — (А); > 50 % до 70 % — (Б); > 70 % — (В).

Сводные показатели

Показатели тревожности Количество учащихся Процентный уровень
Уровень А Уровень Б Уровень В Уровень А Уровень Б Уровень В
В целом по тесту            
Общая тревожность            
Переживания социального стресса            
Фрустрация потребности в достижении успеха            
Страх самовыражения            
Страх ситуации проверки знаний            
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих            
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу            
Проблемы и страхи в отношениях с учителями            

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо.
  2. Переживания социального стресса − эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

    Очень часто высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры. Важно соотносить данные по этой шкале с другими. Когда высокая тревожность по этому фактору совпадает с аналогичной по другим факторам, это менее информативно и значимо, чем единичный случай высокой тревожности, приходящийся на этот фактор.

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха − неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
  4. Страх самовыражения − негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Если высокие показатели по нему имеют многие ученики данного класса, это говорит о неблагоприятной педагогической ситуации, которую не мешало бы изменить.
  5. Страх ситуации проверки знаний − негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно, публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих − ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу − особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями − общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослым в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.