Место дисциплины в структуре ООП. Направление подготовки:50 100 «Педагогическое образование»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Поведение животных

Направление подготовки:50 100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Биология и химия»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пермь

пгГпу

УДК 591.5

ББК Ю 992

П 421

Р е ц е н з е н т :

доктор биологических наук профессор, заведующий кафедрой ботаники Пермского государственного педагогического университета И.А. Золотухин

Автор-составитель: канд. биол. наук доц. М.К. Симанков

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Поведение животных» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование»

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к (вариативной) части, дисциплин по выбору. Б3.В.ДВ.8.2 «Биология и химия». Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов естественнонаучного факультета.

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан:____________________________________(Г.И. Дубась)

Образец для факультетов

Согласовано: Учебно-методическое комиссия факультета: «___» __________________2013 г. ______________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2013 г. Зав. кафедрой _______________


Содержание

1. Цели и задачи изучения дисциплины4

2. Место дисциплины в структуре ООП4

3. Требования к результатам освоения дисциплины4

3.1. Принятая структура компетенций 4

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и

формируемых компетенций 5

4. Объем дисциплины6

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 6

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 7

5. Содержание дисциплины9

5.1. Программа дисциплины 9

5.2. Содержание семинарских и практических занятий 11

6. Образовательные технологии14

6.1. Технологии аудиторной работы 14

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов14

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

рекомендации по их выполнению 16

Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины19

8.1. Основная литература 20

8.2. Дополнительная литература 20

8.3. Материально-техническое обеспечение 21

9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации21

Цели и задачи изучения дисциплины

Спецкурс «Поведение животных» является необходимым дополнением к блоку основных дисциплин, изучаемых на факультете биологии и химии. Здесь рассматриваются проблемы мотивации, формирования целенаправленного поведения, инстинктивного поведения. Уделяется внимание как простейшим формам поведения (кинезы, таксисы, ориентация), так и более сложным формам (территориальное, родительское, социальное поведение и др., биокоммуникация).

Отводится время и на изучение поведения, связанного снаучением, выработкой условных рефлексов. Здесь же рассматривается актуальный для современности вопрос об управлении поведением животных.

Преподавание учебной дисциплины преследует решение следующих задач:

- получение студентами знаний об основных подходах и методах изучения поведения животных;

- усвоение студентами основных форм поведения животных;

- углубление знаний о животных;

- формирование у будущих учителей умений и навыков практического использования полученных знаний в преподавательской деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к (вариативной) части, дисциплин по выбору. Б3.В.ДВ.8.2 «Биология и химия».

Для освоения дисциплины Поведение животных студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

· Зоология

Освоение курса является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

· Методики преподавания биологии

· Теории эволюции

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература для изучения дисциплины в целом, а также, ссылки на интернет- ресурсы и необходимые технические средства обучения.

Список учебной литературы состоит из двух частей: основной и дополнительной. В список основнойлитературы (не более 3 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия, имеющиеся в библиотеке ПГПУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров. Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующей специальности, которые изданы и имеются в продаже.

Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в ПГПУ новой литературы как дополнение и изменение, внесенное в рабочую программу дисциплины в виде вкладыша

Основная литература

(изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов):

1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. — М., 1988. — 191 с. (59; А 392)

2. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: учебник для студ. вузов. — 3-е изд. — М.: Психология, 2001. — 464 с. (59; Ф 127)

3. Филлипова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособ. для студ. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 544 с. (59; Ф 534)

Дополнительная литература

1. Акимушкин И.И. Причуды природы. — М., 1991. — 240 с.

2. Биологический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 864 с.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 2. — М., 1990. — 467 с.

4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — 4е изд., доп., — СПб.: ЧеРо-на-Неве, Петроглиф, 2004. — 352 с. (59; Д 653)

5. Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты / пер. с англ. И.И. Полетаевой. — М.: Мир, 1981. — 480 с. (59; Д 929)

6. Жизнь животных. — М.: Просвещение, 1968−1971.

7. Кочеткова П.Н. Фантастические способности животных. — Минск, 1997. — 176 с.

8. Мак-Фарленд Дэвид Поведение животных: психобиология, этология и эволюция / пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко, под ред. П.В. Симонова. — М.: Мир, 1988. — 518 с. (59; М 15)

9. Меннинг О. Поведение животных. — М., 1982. — 360 с.

10. Мир животных. — М.: Мысль, 1993−1995.

11. Новосёлова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. — М.: Воронеж: МПСН, МОДЭК, 2001. — 288 с. (Ю 92; Н 76)

12. Панов Е.Н. Этология — ее истоки, становление и место в исследовании поведения. — М., 1968. — 218 с.

13. Панов Е.Н. Сигнализация и «язык» животных. — М., 1970. — 64 с.

14. Панов Е.Н. Общение в мире животных. — М., 1970. — 98 с.

15. Способы защиты дом. животных. — М.: Терра, 1997. — 200 с.

16. Сравнительная психология и зоопсихология / сост. Г. В. Калягина. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с. (59; С 75)

17. Тайны живой природы. — М.: Росмен, 1995. — 147 с.

18. Тинберген Нико Поведение животных / пер. с анг. О.Т. Орлова. — 2-е изд., стер., — М.: Мир, 1985. — 192 с. (59; Т 42)

19. Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975. — 311 с.

20. Шовенр Р. Поведение животных. — М., 1972. — 245 с.

21. Энциклопедия для детей. Биология. — М.: Аванта +, 1994. — 245 с.

«Библиоклуб» www.biblioclub.ru

1. Мирошниченко И. В. Зоопсихология. Конспект лекций. Учебное пособие Москва А-Приор (базовая коллекция) 2011 978−5-384−410−3 144 с.

2. Ермаков В. А. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс Москва Евразийский открытый институт 2008 98 с.

3. Зоопсихология и сравнительная психология Омск Омский государственный университет (базовая коллекция) 2004 5−7779−0443−2 28 с.

4. Зорина З. А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами? — М.: Языки славянских культур, 2006. — 423 с. ISBN: 5−9551−0129−2 www.biblioclub.ru/73 268_O_chem_rasskazali_govoryaschie_obezyany_Sposobny_li_vysshie_zhivotnye_operirovat_simvolami_.html

5. Кропоткин П. А. Взаимная помощь, как фактор эволюции. -Нью-Йорк: — 361 с. Переводчик: Батуринский В. П. ISBN: 978−5-4460−7342−9 www.biblioclub.ru/103 644_Vzaimnaya_pomosch__kak_faktor_evolyutsii_.html

Материально-техническое обеспечение

Электронный вариант учебно-методического комплекса по предмету «Социальная экология и природопользование». Размещён в компьютерной базе данных с доступом для всех обучающихся студентов.

Географические карты, видеопроектор, видеофильмы.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Перечень вопросов к зачёту

1. Какие формы поведения вы знаете?

2. Назовите подходы к изучению поведения животных?

3. Чем занимается этология, ее основоположники?

4. Какие формы поведения относятся к простейшим?

5. Чем таксисы отличаются от кинезов? Назовите виды таксисов, приведите примеры.

6. Как животные ориентируются в пространстве?

7. Механизмы формирования ЦНС (мотивация, потребности, саморегуляция)

8. Внешние и внутренние мотивы поведения.

9. Что такое инстинкт?

10. Виды биокоммуникации.

11. Проявление биоритмов в поведении животных.

12. В чем проявляется территориальное поведение? Примеры.

13. В чем проявляется брачное поведение? Примеры.

14. Как животные заботятся о потомстве? Примеры.

15. В чем проявляется социальное поведение? Поясните на примерах механизмы социальной иерархии.

16. Какие типы научения вы знаете? Примеры.

17. Что такое импритинг и инсайт? Примеры.

18. Управление поведением животных. Примеры.

19. Строительная деятельность животных.

20. Проявление агрессивного поведения. Примеры.

Тематика рефератов

1. Инстинкты животных.

2. Биологические ритмы животных.

3. Территориальность.

4. Брачные обычаи и обряды животных.

5. Забота о потомстве и ее биологический смысл.

6. Агрессивное поведение животных.

7. Социальная иерархия в животном мире.

8. Общение в мире животных.

9. Чему можно научить животное?

10. Управление поведением животных.

11. Безусловные и условные рефлексы животных.

12. Мотивы поведения животных.

13. Миграции животных.

14. Этология общественных насекомых.

15. Животные — собеседники (обучение животных «языку»)

16. Строительная деятельность животных.

Методическое издание

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Направление: 50 100 — Педагогическое образование.

Профили: Биология и химия, Биология

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Автор-составитель:

СиманковМихаил Кимович

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1806 от 11.03.2009 г.

Изд. лиц. ИД № 3 857 от 30.01.2001.

Подписано в печать ??? г. Формат 60×90 1/16

Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,8. Уч.-изд. л. 3,2.

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614 990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238−63−12

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614 990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector