Как делать анализ урока

В помощь руководителям

методических комиссий

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

— научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определение содержания учебного материала и методов его изучения;

— пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

— использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

7 стр., 3146 слов

Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы.Анализ ...

... понимается - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности человека [17]. Исследовательское обучение - это самостоятельное освоение учащимися окружающего мира путем изучения его объектов, ... по развитию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста 35 3.3 Анализ проведенной работы по развитию исследовательских умений, повторная диагностика 39 4 ...

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

Возможные цели посещения уроков:

  1. Управление успехом в процессе урока.
  2. Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.
  3. Дифференцированный подход в процессе обучения.
  4. Положительная эмоциональная составляющая урока.
  5. Продуктивная значимость урока.
  6. Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
  7. Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
  8. Индивидуальный подход на уроке.
  9. Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.
  10. Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.
  11. Оценка знаний как психологический инструмент.
  12. Творческая деятельность на уроке.
  13. Выход на послеурочную предметную деятельность.
  14. Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
  15. Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.
  16. Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.
  17. Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
  18. Характер, система и формы домашнего задания.
  19. Использование различных активизаторов в процессе урока.
  20. Игровые моменты на уроке.
  21. Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
  22. Практико – ориентированный характер получаемых знаний.
  23. Количество заданий, выполняемых на уроке.
  24. Усталость, тревожность и удовлетворённость на уроке.
  25. Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.

Роль педагогического анализа урока в системе управления школой

  1. Средство познания урока.
  2. Средство преобразования урока и совершенствования педагогической деятельности учителя.
  3. Инструмент управления качеством преподавания.
  4. Источник информации о качестве знаний и уровне воспитанности учащихся.
  5. Средство изучения передового опыта.
  6. Инструмент соединения педагогической теории с практикой учебно – воспитательной работы.
  7. Средство индивидуальной методической работы с учителем.
  8. Инструмент конкретизации управления учебно – воспитательным процессом.
  9. Практикум по самоанализу для учителя.
  10. Инструмент педагогической критики.

Роль самоанализа урока в системе управления школой.

  1. Средство формирования и развития творческого подхода к организации учебно – воспитательного процесса.
  2. Средство умения чётко ставить цель своей деятельности и деятельности учащихся.
  3. Средство установить связи между своей педагогической деятельностью и средством достижения педагогических целей.
  4. Средство совершенствования педагогического мастерства.
  5. Средство совершенствования планирования, организации, контроля и регулирования своей педагогической деятельности.
  6. Средство стимулирования самообразования.
  7. Средство делегирования управленческих функций, становления педагога как субъекта управления.
  8. Средство формирования чувства собственного достоинства педагога, его личностного раскрепощения.
  9. Средство повышения статуса учителей в системе межличностных отношений в школе.
  10. Средство формирования демократических отношений между учителем и руководителем.
  11. Средство развития способности к конструктивной критике и самокритике.
  12. Средство раскрытия потенциальных личностных и профессиональных возможностей педагога.
  13. Средство формирования положительного и осознанного отношения к своей педагогической деятельности.
  14. Средство формирования адекватной самооценки педагога

Материал к методике системного

анализа урока с позиции личностно-ориентированного подхода

16 стр., 7794 слов

Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической ...

... ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем. В то же время психологический анализ урока - это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя. В этом случае ...

  1. Цели урока
    1. Направленность на личностное развитие учащихся
    2. Участие самих учеников в определении целей урока
    3. Самоопределение школьников на результат урока
    4. Определение учителем целей через соответствующие условия и ситуации
    5. Использование целей в качестве показателей оценки деятельности на уроке
  2. Учащиеся
    1. Уровень мотивации и познавательная активность
    2. Степень влияния учащихся на цели, содержание и методы работы
    3. Наличие оценочной деятельности самих учеников
    4. Участие учеников в диалоге, дискуссиях
    5. Создание школьниками собственных образовательных продуктов
  3. Учитель
    1. Направленность на стратегию сотрудничества на уроке
    2. Владение знаниями по предмету, умение пробудить интерес к теме урока
    3. Умение создавать образовательные ситуации развивающего типа
    4. Умение гибко реагировать на изменение ситуации в классе
    5. Речь (темп, дикция, образность, эмоциональность, грамотность
  4. Содержание урока
    1. Научность и доступность для учащихся, связь с жизнью
    2. Наличие проблемных ситуаций
    3. Учет субъективного опыта учащихся
    4. Наличие деятельностного содержания урока
    5. Наличие образовательных продуктов учащихся
  5. Организация урока, формы, методы и средства обучения
    1. Общая атмосфера урока
    2. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы
    3. Преобладание активных методов обучения
    4. Обеспечение деятельности учащихся необходимыми материалами
    5. Валеологическая оценка урока
  6. Результат урока
    1. Степень оригинальности образовательных продуктов учащихся
    2. Участие учеников в оценке деятельности и результатов уроков
    3. Обнаружение школьниками нерешенных ими проблем
    4. Наличие самоопределения учащихся на дальнейшую работу по теме
    5. Степень удовлетворенности уроком учащихся и самого учителя

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001 – 71 с.

1 стр., 469 слов

Изучение учащихся в целях профориентации

... профессии под чьим-то влиянием (родители) недоучет своих физических возможностей Изучение учащихся в целях профориентации Сбор информации – академическая успеваемость, олимпиады. Внеучебная д-ть – ... включение…. ? не успела записать J откликайтесь!   Психологические аспекты ознакомления учащихся с миром профессий и отдельными профессиями. Информационно – справочные просветительские методы: В ...

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока. М., 1999.

Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2000. – 180 с.

Памятка для самоанализа занятий

А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

  1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
    1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
    2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
    3. Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе другие предметы)?
    4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
    5. В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особые предназначения?
    6. Как (и почему?) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
  2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
  3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
  4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
  5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
  6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если – да, какие, почему и к чему они привели?

9 стр., 4462 слов

Учащимися анкеты и другие материалы.

... учащиеся вопросы учителю по учебному материалу? _________________________________ Демонстрируют ли ученики при ответах знание дополнительного материала? _______________________________ Легко или трудно учащимся отвечать на вопросы учителя по новому материалу ... просветительской деятельности? ... Понаблюдайте за активностью учащихся на уроках по Вашему профилю ...

В. Удалось ли:

  • Решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
  • Избежать перегрузки и переутомления учащихся?
  • Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Примерная схема полного анализа урока

  1. Анализ цели урока:

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

  1. Программных требований
  2. Содержания материала
  3. Необходимого уровня знаний и умений учащихся
  4. Места урока в системе уроков по данной теме
  5. Подготовленности класса
  6. Возможностей самого учителя
  7. Прогнозов на конечный результат обучения.

2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3. Степень достижения поставленной цели.

  1. Анализ структуры и организации урока:
    1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
    2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
    3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
    4. Рациональность использования оборудования кабинета.
    5. Научная организация труда учителя и учащихся.
    6. Организация начала и конца урока.
    7. Оптимальный темп ведения урока.
    8. Наличие плана и степень его выполнения.
  2. Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа:

    1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
    2. Логичность изложения.
    3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем понимания содержания учениками).
    4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения в учебнике).
    5. Выделение ведущих идей по данной теме.
    6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
    7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
    8. Формирование самостоятельного мышления активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
  1. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

Вопросы для анализа:

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

а) Темы урока

б) Цели урока

с) Возможностей класса

д) Возможностей самого учителя

е) Учебно-материальной базы

    1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
    2. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
    3. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
    4. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
    5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО).
    6. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и т.д.).
    7. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
  1. Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

    1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
    2. Интерес к теме или уроку.
    3. Владеют ли учащиеся приемами работы (НОТ на уроке).

      Культура труда на уроке.

    4. Выполнение учашимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
    5. Наличие навыков самоконтроля.
    6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
    7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
    8. Культура межличностных отношений.
    9. Реакция на оценку учителя.
  1. Анализ домашнего задания.

Вопросы для анализа:

  1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
  2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
  3. Объем домашнего задания (чем определяется).
  4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
  5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
  6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
  7. Методика задания на дом, инструктаж.

________________________________________________________________________________

Подпись учителя: ___________________________

Практическое занятие

Посетите урок в одном из классов и дайте педагогический анализ урока, используя следующую примерную схему:

Дата, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя.

Тема урока. Его место в системе уроков.

Образовательные цели урока (какие новые знания, навыки и умения должны приобрести учащиеся, какие – расширить, углубить, закрепить).

Воспитательные и развивающие задачи урока формирование мировоззрения, формирование нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов, развитие способностей и т. д.).

Тип, структура урока, её целесообразность.

Содержание урока:

  • гуманистическая направленность;
  • системность, связь с предыдущими и последующими уроками;
  • связь с практикой, с жизнью и опытом учащихся;
  • связь с другими предметами;
  • полнота и доступность по содержанию и объёму;
  • соответствие материала образовательным и воспитательным задачам урока, его научно – теоретический уровень.

Методы учебной работы:

  • адекватность методов и приёмов, которые использовал учитель для изучения нового материала, закрепления, контроля и оценки знаний, навыков и умений;
  • эффективность использования наглядных пособий и ТСО;
  • сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
  • разнообразие форм работы на уроке;
  • соотношение воспроизводящей и творческой мыслительной деятельности школьников;
  • что побуждало учащихся на уроке к активной мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, дискуссия, эвристическая беседа и т. д.);
  • методы и приёмы формирования навыков учебной деятельности школьников (обучение приёмам восприятия, организация успешного понимания и запоминания материала, обучение приёмам чтения, ведение записей, самоконтроля и т. д.);
  • дифференцированный подход, организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
  • обучающийся и воспитывающий характер контроля и оценки знаний и умений;
  • характеристика уровня знаний и умений учащихся;
  • умение учителя вызвать познавательный интерес и активность учащихся;
  • как учитель стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся;
  • характеристика воспитательных отношений учителя с классом по содержанию, форме и стилю (доброжелательность, требовательность, умение доказывать и убеждать, использовать свою эрудицию, эмоциональность, манера держаться, речь, педагогический такт, внешний вид учителя), отношение учащихся к учителю;
  • педагогическая культура учителя.

Общая оценка урока. Степень достижения целей. Логическая стройность и законченность урока. Элементы творчества учителя. Рекомендации учителю.

Программа занятия Рефлексия аналитической деятельности (анкетирование).

Задание: проанализируйте свой уровень подготовки по данной проблеме, пользуясь следующей шкалой: 1 балл — практически не владею вопросом, 2 балла – частично владею вопросом, 3 балла – владею вопросом.

  1. Понимаю ли я сущность аналитической деятельности?
  2. Значима ли аналитическая деятельность для моего коллектива?
  3. Выделяю ли я основные направления аналитической деятельности на основе диагностики?
  4. Умею ли я аналитически относится к своей деятельности?
  5. Всегда ли я достаточно компетентен при осуществлении аналитической деятельности?
  6. Создаю ли положительный эмоциональный фон?
  7. Предупреждаю ли возможные конфликтные ситуации?
  8. Способен ли прогнозировать результаты работы?
  9. Предвижу ли возможную реакцию на свои требования, указания?
  10. Могу ли преодолеть возникшие затруднения?

Подведение итогов: если Вы набрали:

Менее 15 баллов – критический уровень, от 15 до 19 баллов – удовлетворительный, от 20 до 25 баллов – хороший, более 25 баллов – оптимальный уровень.

Алгоритм анализа недостатков.

  1. Позволяет ли содержание учебных программ получить желаемый результат. Да. (переход ко 2 вопросу).

    Нет (указываются недостатки программы).

  2. Позволяет ли исследуемая технология обучения в принципе получить желаемый результат. Идеальный вариант. Да. (переход к 3 вопросу).

    Нет (перечень основных недостатков реализуемой технологии обучения, ограничений получения результата).

  3. Есть ли недостатки в том, как учитель реализует технологию, существенно влияющие на результат. Да (почему они возникают: то ли учителя не умеют делать что – то; то ли не хотят делать) – переход к 4 результату. Нет (анализ условий осуществления учебного процесса).
  4. Существуют ли недостатки в работе учителей, связанные с их квалификацией; (достаточно ли хорошо учителя владеют методикой обучения).

    Да (в общем составляется перечень основных недостатков в их умениях).

    Нет (переход к 5 вопросу).

  5. Достаточно ли заинтересованы учителя в достижении высоких результатов образования. Да (проблем с мотивацией нет).

    Нет (составляется перечень недостатков мотивационной среды, обуславливающих неудовлетворительную заинтересованность учителей в достижении максимально возможных результатов).

  6. Сильно ли влияет на результаты образования нехватка учебного времени. Да (оценить какова разница между тем, что требуется и тем, что есть фактически).

    Нет.

  7. Сильно ли влияют на анализируемый результат недостатки в обеспечении учебного процесса материально – техническими средствами? Да (перечислите чего и в необходимом объёме не хватает).

    Нет.

  8. Всё ли делают учащиеся, что от них требуется по технологии? Да (анализ заканчивается. Нет (1. Умеют ли учащиеся делать то, что от них требуется? Перечень, что не умеют. 2. Хотят ли они это делать? Причины, почему не хотят это делать?).

    Тот факт, что учащиеся не могут и (или) не хотят учиться, означает, что на предыдущих этапах обучения не были сформированы мотивации ученика и соответствующие учебные действия (поиск причин в более ранних периодах обучения и воспитания.

  9. Имеют ли учащиеся достаточные условия, чтобы делать то, что от них требуется.

Уро

вень

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы

обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога

и ее значение

на уроке

Воспитывающая сторона

занятия

Контроль и коррекция деятельности

Контроль и коррекция деятельности

Балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПАССИВНЫЙ

— Не прослеживается содержательная логика урока

— Темп урока невысок

— Учитель «привязан» к конспекту, не импровизирует

— Атмосфера не настраивает на активную уч. работу

-На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации

— Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и уч-ся

— Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись и т.д.)

— Уч-ся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

— Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать

— Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях

— Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров

— Вопросы носят репродуктивный характер

— Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции

-Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей

— Не принимает во внимание эстетику помещения

— Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений

— Контролирующая функция не выполняется в системе

— У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУНа

— Ответы уч-ся не комментируются

— Контроль формальный, а не содержательный

— Изучаемый материал не усвоен большей частью уч-ся

— Школьники не приобрели и/или не закрепили имеющиеся ЗУНы

— Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся

СИТУАТИВНЫЙ

— Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью

— Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий

— Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке

— Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы

— Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения

— Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока)

— Уч-ся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому

— Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий

— Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом

-Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога

— слабо развиты умения совместной поисковой деятельности

— В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся

— Педагог «зациклен» на привычном тексте

— Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер

— Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся

— Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока

— Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.

— Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока

— Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблемы

— Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой (продвинутых) учащихся

На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы

-Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере

АКТИВНЫЙ

— Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом

— Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы

— Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций

— Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию

— Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса

— Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя

— Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей

-Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися

— Ученики охотно вступают в диалог

— Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей

— Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога

-Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную доступную для освоения форму

— Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу

— Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока

— Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе

— Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающих на продуктивную работу

— Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе

-Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока

— Ответам учащихся дается краткая характеристика, оценка обосновывается

— учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала

-Основной материал усвоен учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения

— Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях

-Закреплен позитивный эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока

ТВОРЧЕСКИй

Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме

— В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех

— Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей

— Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания

— Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся

-Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах)

— Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками

— Педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия

— Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности

— Речь учителя обогащает учебный материал

— В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации

— Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству

— Учитель (манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания

— Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения

— Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот

— В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся

— Учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля

— Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, знании критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии

— Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения

— Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности

— Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя своего места в мире).

Формы организации учебных занятий

Классно – урочная система

Лекционная – семинарская система

Основная форма

Традиционная форма

Лекции

Домашняя работа

Семинары

Внеклассная работа

Зачёты

Внеурочная работа

Консультации

Экскурсия

Практикумы

Факультативы

Экзамены

Общественно – полезный труд

Собеседование

Типология урока в современной школе

Классические типы

Нетрадиционные типы

Вводный урок

Урок фантазирования

Тренировочный урок

Урок – соревнований

Контрольный урок

Урок открытых мыслей

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Урок – турнир

Урок самостоятельной работы

Урок – диспут

Урок ТСО

Урок – зачёт

Урок практической работы

Урок творчества

Комбинированный урок

Урок — спектакль

Повторительно – обобщающий урок

Урок – конкурс

Урок – конференция

Интегрированный урок

Урок – игра

Урок — сказка

Урок – КВН

Урок – путешествие

Аукцион знаний

Волшебный концерт

СХЕМА

Анализа воспитательных возможностей урока (примерный алгоритм)

ФИО преподавателя___________________________________________________

Предмет______________________________________________________________

Дата посещения_______________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________

Показатели деятельности преподавателя

Баллы

  1. Организаторская

  1. Выполнение намеченного плана урока

  1. Формулирование темы и цели урока в контексте учебной дисциплины, будущей профессии

  1. Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО, современной оргтехники.

  1. Уровень педагогического и методического мастерства, чередование и смена форм деятельности (фронтальные, парные, групповые, индивидуальные)

  1. Реализация основных психологических и гигиенических требований, эстетическое обеспечение урока и состояние аудитории

  1. Качество речи педагога (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность)

  1. Уровень оформления документации к уроку (журнал, конспекты, план урока)

  1. Педагогическая культура, такт, внешний вид педагога

  1. Соблюдение правил охраны труда и безопасности жизнедеятельности

  1. Способы педагогического воздействия при нарушениях дисциплины:

  • использует в отношении нарушителей особые формы организации учебной деятельности;

  • не обращает внимания на неумышленные незначительные нарушения;

  • проявляет лояльность к нарушениям;

  • немедленно реагирует на отклонения от нормы поведения

  1. Обучающая

  1. Реализация принципа научности и достоверности изложения материала

  1. Проблемность изложения информации, использование карточек, перфокарт, современной оргтехники

  1. Проявление профессионально важных качеств педагога (знание предмета, эрудиция, использование дополнительных источников информации, образность изложения, учёт индивидуальных особенностей учащихся и т. д.)

  1. Формирование и развитие у учащихся умений рациональной организации учебного труда, умение вовлечь в работу пассивных учащихся.

  1. Творческий подход к изложению, допустимый уровень субъективности, эмоциональность объяснения

  1. Чёткий инструктаж при самостоятельной работе

  1. Осуществление принципа связи теории с будущей профессией

  1. Оптимальный объём учебного материала, объяснение с привлечением аналогий и примеров

  1. Наличие эффективной обратной связи с учащимися

  1. Рациональное использование времени урока

  1. Воспитательная

  1. Нравственная и мировоззренческая направленность урока

  1. Работа над культурой речи учащихся

  1. Влияние урока на интеллектуальное развитие учащихся

  1. Эффективность использования принципа связи обучения с жизненными ситуациями

  1. Создание условий для самореализации учащихся (дружелюбная манера опроса, корректность общения в форме диалога и полилога, толерантность и доверие во взаимодействии, поощрение учащихся за конкретную работу и т. д.)

  1. Создание ситуации успеха («педагогическое внушение», «скрытая инструкция», «высокая оценка детали» и т. д.)

  1. Качество управления деятельностью, учащимися, стиль взаимодействия с учащимися

  1. Использование воспитательных возможностей отметки и оценки (не только правильно воспроизвести, но и проявить самостоятельность, оригинальность, творческий подход к выполнению заданий)

  1. Создание воспитывающей среды на уроке (оформление интерьера кабинета, эстетический вид учебной мебели и дидактического материала, психологический микроклимат учебной группы, уровень самоуправления на уроке и т. д.)

  1. Рефлексия и анализ урока (что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, о чём задумались?)

Показатели деятельности учащихся

Баллы

  1. Уровень познавательной активности (эрудированность, сообразительность, использование дополнительной литературы)

  1. Наличие интереса к уроку

  1. Степень самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащихся

  1. Реализация ситуации успеха («снятие страха», «персональная исключительность», «авансирование» и т. д.)

  1. Профессиональный этикет будущего специалиста (манера поведения, культура речи, знание основ делового общения и т. д.

  1. Развитие навыков работы « в команде»

  1. Уровень духовно – нравственного потенциала личности учащегося (суждения, внутренние установки, ценностные ориентации, организованность, дисциплинированность)

  1. Возможность реализации творческих способностей

  1. Использование учащимися речевых оборотов: « Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Я думаю…» и т. д.)

  1. Внешний вид учащихся

ИТОГО:____________

ИТОГО ПО УРОКУ: ______________________

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ:__________________________

Методика работы с таблицей

Сначала оценивается организаторская деятельность преподавателя по 10 названным аспектам, при этом за полное соответствие показателей начисляется 2 балла, за частичное – 1 балл, за несоответствие показателей – 0 баллов.

Таким образом, при оптимальном варианте деятельность может быть оценен в 20 баллов. Затем оценивается обучающая деятельность преподавателя по указанным аспектам, а потом воспитательная. В заключение оценивается деятельность учащегося на уроке. Таким образом, наибольшее число баллов – 80. Эффективность урока рассматривается так: суммируем баллы 4 показателей деятельности (организаторская, обучающая, воспитательная деятельность учащегося) и делим на 80 (максимальное число баллов).

Если преподаватель набрал 60 баллов, эффективность его урока в личностно – ориентированном обучении составляет 75%.

Если эффективность урока 75-80% — урок отличный.

Если эффективность 65-75% — урок хороший.

Если эффективность ниже 65% — урок удовлетворительный.

Структура повторительно – обобщающего урока:

 организационный момент;

 вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

 выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения формирующих обобщённо – понятийные занятия, на основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока

(он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

О организация начала урока;

О проверка домашнего задания, постановка цели урока;

О подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

^ изучение нового материала, в том числе и объяснение;

^ закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

^ обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

^ подведение итогов и результатов урока;

() задание на дом;

() подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей – новаторов

Система преподавания Л. В. Маховой:

  1. Рассказ обзорного типа по всей теме.
  2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.
  3. Урок – практическая работа.
  4. Урок обобщающего типа с карточками – заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.
  5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.
  6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н. П. Гузиком

для изучения каждой темы:

  1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
  2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
  3. Уроки – семинары.
  4. Уроки – практикумы.
  5. Уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным:

  1. Урок – лекция по всей теме.
  2. уроки решения ключевых задач
  3. Урок – консультация.
  4. Урок – зачёт.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

  1. Дидактические требования к современному уроку:
  • чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированноетм умении и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку

    Психологическая цель урока:

    1. проектирование развития учащихся в пределах конкретного учебного предмета и конкретного урока;
    2. учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
    3. предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся;

    Стиль урока:

    1. определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

    соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    =?определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

     планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска;

     выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);

     учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

     соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.);

    1. особенности самоорганизации учителя:

     подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;

     рабочее самочувствие в начале урока и его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

     педагогический такт (случаи проявления);

     психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

    Организация познавательной деятельности учащихся:

    1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

     планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

    • использование установок в форме убеждения, внушения;

     планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

     использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

    1. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

     определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно – чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

     опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

     планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно – эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

     руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

     использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

    1. Закрепление результатов работы:

     формирование навыков путём упражнений;

     обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

    Организованность учащихся:

    1. отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
    2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

    Учёт возрастных особенностей учащихся:

    1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
    2. проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;
    3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

    1. Гигиенические требования к уроку:

    1. температурный режим;
    2. физико – химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
    3. освещение;
    4. предупреждение утомления и переутомления;
    5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ)
    6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
    7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
    8. соответствие классной мебели росту школьника.

    1. Требования к технике проведения урока:

    1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
    2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными;
    3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
    4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
    5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
    6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
    7. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

    Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

    1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
    2. Определение образовательно – воспитательно – развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
    3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
    4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
    5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём.
    6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умении учащихся.
    7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями.
    8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
    9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
    10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
    11. Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.
    12. Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
    13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами, методами с учётом уровней их сформированное планирование проверки умений учащихся.
    14. Определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задав уроков на дом.
    15. Продумывание форм подведения итогов урока.
    16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
    17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

    Примерная схема тематического плана

    Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

    Частные вопросы, решаемые на уроке:1 – реализация воспитательного потенциала урока осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3- дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

    Общие вопросы посещения и анализа урока

    Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:

    1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.
    2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.
    3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.
    4. Планирование «объектов», целей и задач контроля с учётом мнений педагогического коллектива выводов методических объединений учителей – предметников и учителей начальных классов предложений аттестационных комиссий.