процесс развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом 6

1.1. Понятие конструктивных умений в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Особенности развития конструктивных умений в младшем дошкольном возрасте 13

1.3. Методы и приемы развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 17

Выводы по 1 главе 20

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом 21

2.1. Изучение уровня развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 21

2.2. Перспективный план работы по развитию конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 25

2.3. Изучение уровня развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 30

Выводы по 2 главе 34

Заключение 35

Список литературы 38

Приложение 40

Введение

В современных условиях стремительно происходящих изменений в социально-экономической и технологической областях жизни нашего общества многократно возрастает роль образования как основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности. В связи с этим особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Способность к творчеству проявляется у детей уже в дошкольном возрасте. Развитие этой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Л.С.Выготский).

Особое значение в формировании творческой личности имеют специфически детские виды деятельности, к которым относится и конструирование.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования. Проблеме формирования конструктивных умений детей, методике конструирования в различных возрастных группах детского сада посвящены исследования А.Н. Давидчук, В.Б. Косминской, Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддъякова и других.

Обучение конструированию из строительного материала рассматривается в работах педагогов и псхологов (А.Р.Лурия, Н.Н.Поддьяков, В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван, А.Н.Давидчук, В.В.Холмовская и др.).

Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Однако недостаточно полно была разработана обучения детей младшего дошкольного возраста.

5 стр., 2500 слов

процесс формирования технических умений у детей младшего дошкольного ...

... Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования технических умений у детей младшего дошкольного возраста Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. ... литературу по проблеме формирования технических умений у детей младшего дошкольного возраста. 2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи. 3. ...

Таким образом, актуальность данной проблемы, значимость конструирования как вида деятельности, способствующего развитию разностороненней творческой личности, а также недостаточная разработанность в теории и методике дошкольного воспитания обусловили выбор темы исследования: «Развитие конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом».

Проблема исследования: каковы пути развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом?

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом.

Объект исследования – конструирование из строительных материалов детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом.

Гипотеза исследования: конструктивные умения младших дошкольников в процессе работы со строительным материалом будут развиваться более эффективно, если:

— систематически включать в работу с дошкольниками специальные упражнения и дидактические игры по освоению конструктивных умений;

— использовать разнообразные методы и приемы обучения дошкольников конструированию из строительного материала.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; доказать возможность развития конструктивных умений младших дошкольников в процессе конструирования из строительного материала.

2. Разработать комплекс занятий по развитию конструктивных умений младших дошкольников в процессе конструирования из строительного материала.

3. Провести опытно-экспериментальную работу.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса занятий по развитию конструктивных умений младших дошкольников в процессе конструирования из строительного материала.

Этапы исследованиия – констатирующий, формирующий, внедренческий.

1 этап: сентябрь – октябрь 2011 г. – анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, определение основных понятий исследования.

2 этап: ноябрь 2011 г. – апрель 2012 г. – проведение опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

10 стр., 4795 слов

Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

... детьми дошкольного возраста, склонными к агрессии. Задачи исследования: выявить разные подходы психологического исследования детей, склонных к агрессии; провести эмпирическое исследование по изучению агрессии детей дошкольного возраста; 3) апробирование способов коррекции Объект работы: дети дошкольного возраста. ... конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка ...

3 этап: май 2012 г. – систематизациия и обобщение результатов проведенной работы, формулировка выводов, оформление курсовой работы.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста.

Опытная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ №301 г. Челябинска, во второй младшей группе.

Структура работы: курсова работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом

1.1. Понятие конструктивных умений в психолого-педагогической литературе

Термин «конструирование» (от латинского слова construere — построение) обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, в котором предмет предстаёт как единое целое. Конструирование обозначает процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей специально изучал А.Р. Лурия. На основе исследований им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности [10].

Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира [1].

В дошкольном возрасте дети способны овладеть конкретными обобщёнными и условно-символическими действиями. Формирование этих способностей происходит наиболее успешно в процессе овладения моделирующими видами деятельности.

Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребёнка в самостоятельную конструктивную деятельность. Об этом говорят психологические исследования А.Р. Лурия, Е.Н. Кабановой-Миллер, Н.П. Линьковой, Т.В. Кудрявцевой, Н.П. Поддьякова, Э.А. Фарапоновой, Л.А. Венгер и др.

Конструирование даёт возможность учить детей планированию своих предметных действий. На занятиях по конструированию дети учатся понимать строение предмета, что обогащает представления и образы, которыми они оперируют при конструировании построек. Обогащение представлений тесно связано с работой по формированию чувственной основы слова, его предметной соотнесённости.

В работах А. А. Люблинской подчёркивается роль восприятия ребёнка в осмыслении чувственной стороны слова, что приводит к овладению новыми словами, в которые может быть включён изучаемый предмет, открывая, таким образом, новые возможности для более глубокого познания объектов. При установлении связи слова с предметом осуществляются процессы абстрагирования и обобщения, сравнения, анализа и синтеза [9].

Формируя обобщённое восприятие предметов, усвоение речи вместе с тем коренным образом изменяет и восприятие отдельных качеств и свойств предмета, которые, будучи названы, превращаются для ребёнка в признаки вещей, отделяются от самих предметов………..

23 стр., 11487 слов

Особенности социализации детей младшего школьного возраста

... возможных результатов социализации. Социализацию можно определить, как конструирование, в результате которого человек создает образ социального ... индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [2]. Несмотря ... социализации в этом возрасте: какие отличительные черты здесь присутствуют; как влияют на ребенка разные агенты социализации: ...

Список литературы

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб. пособие. — М.: Академия, 1998. — 272 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие. — М.: Академия, 1999. — 344 с.

3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М.: Просвещение, 1976. — 79 с.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Конюхова; под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

5. Изотова Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности: дис… канд. пед. наук / Ф.В. Изотова. — Л., 1966. — 369с.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

8. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 64 с.

9. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

10. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995. – С. 44-74.

11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; под ред. Т.С. Комаровой. — М.: Просвещение, 1991. — 256 с.

12. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1961. — 158с.

13. Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11. – С. 53-67; 2000. — № 3. – С. 66-77.

14. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 1-4: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.

15. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 5-8: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 72 с.

16. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 96 с.

17. Поддъяков Н.Н. Конструирование // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. – М., 1969. – С. 20-44.

18. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитание в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965. – С. 73-99.

4 стр., 1635 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... детей старшего дошкольного возраста. Задачи 1. Практически изучить различные технические приемы при работе с бумагой. 2. Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество в конструировании из бумаги. 3.Развивать ... в школе. А так же использование в других ДОУ и группах детского сада. Исследование данной проблемы проходило в несколько этапов. Первый констатирующий этап (сентябрь 2013 ...

19. Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. — М.: Просвещение, 1994. — 216с.

20. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1985. — 255 с.