процесс развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом 6

1.1. Понятие конструктивных умений в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Особенности развития конструктивных умений в младшем дошкольном возрасте 13

1.3. Методы и приемы развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 17

Выводы по 1 главе 20

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом 21

2.1. Изучение уровня развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 21

2.2. Перспективный план работы по развитию конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 25

2.3. Изучение уровня развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 30

Выводы по 2 главе 34

Заключение 35

Список литературы 38

Приложение 40

Введение

В современных условиях стремительно происходящих изменений в социально-экономической и технологической областях жизни нашего общества многократно возрастает роль образования как основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности. В связи с этим особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Способность к творчеству проявляется у детей уже в дошкольном возрасте. Развитие этой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Л.С.Выготский).

Особое значение в формировании творческой личности имеют специфически детские виды деятельности, к которым относится и конструирование.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования. Проблеме формирования конструктивных умений детей, методике конструирования в различных возрастных группах детского сада посвящены исследования А.Н. Давидчук, В.Б. Косминской, Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддъякова и других.

14 стр., 6601 слов

Конструктивное разрешение конфликтов в младшем школьном возрасте

... формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте возможен при: - своевременной диагностике социально-психологических особенностей конфликтности учащихся; - осуществлении системы мер по развитию у ... ; - преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности. [5;56] Рассмотрим основные ...

Обучение конструированию из строительного материала рассматривается в работах педагогов и псхологов (А.Р.Лурия, Н.Н.Поддьяков, В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван, А.Н.Давидчук, В.В.Холмовская и др.).

Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Однако недостаточно полно была разработана обучения детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, актуальность данной проблемы, значимость конструирования как вида деятельности, способствующего развитию разностороненней творческой личности, а также недостаточная разработанность в теории и методике дошкольного воспитания обусловили выбор темы исследования: «Развитие конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом».

Проблема исследования: каковы пути развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом?

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом.

Объект исследования – конструирование из строительных материалов детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом.

Гипотеза исследования: конструктивные умения младших дошкольников в процессе работы со строительным материалом будут развиваться более эффективно, если:

— систематически включать в работу с дошкольниками специальные упражнения и дидактические игры по освоению конструктивных умений;

— использовать разнообразные методы и приемы обучения дошкольников конструированию из строительного материала.

15 стр., 7118 слов

Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ‹‹КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА›› КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ...

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; доказать возможность развития конструктивных умений младших дошкольников в процессе конструирования из строительного материала.

2. Разработать комплекс занятий по развитию конструктивных умений младших дошкольников в процессе конструирования из строительного материала.

3. Провести опытно-экспериментальную работу.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса занятий по развитию конструктивных умений младших дошкольников в процессе конструирования из строительного материала.

Этапы исследованиия – констатирующий, формирующий, внедренческий.

1 этап: сентябрь – октябрь 2011 г. – анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, определение основных понятий исследования.

2 этап: ноябрь 2011 г. – апрель 2012 г. – проведение опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

3 этап: май 2012 г. – систематизациия и обобщение результатов проведенной работы, формулировка выводов, оформление курсовой работы.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста.

Опытная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ №301 г. Челябинска, во второй младшей группе.

Структура работы: курсова работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе со строительным материалом

1.1. Понятие конструктивных умений в психолого-педагогической литературе

Термин «конструирование» (от латинского слова construere — построение) обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, в котором предмет предстаёт как единое целое. Конструирование обозначает процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.

8 стр., 3571 слов

Игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте

... игры, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста помогают детям, познавая мир, ... деятельности детей, предоставляют возможности для разнообразных творческих проявлений. Конструкторские игры - творческие игры направляющие внимание детей на разные виды строительства, конструирования ... и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр ...

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей специально изучал А.Р. Лурия. На основе исследований им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности [10].

Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира [1].

В дошкольном возрасте дети способны овладеть конкретными обобщёнными и условно-символическими действиями. Формирование этих способностей происходит наиболее успешно в процессе овладения моделирующими видами деятельности.

Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребёнка в самостоятельную конструктивную деятельность. Об этом говорят психологические исследования А.Р. Лурия, Е.Н. Кабановой-Миллер, Н.П. Линьковой, Т.В. Кудрявцевой, Н.П. Поддьякова, Э.А. Фарапоновой, Л.А. Венгер и др.

Конструирование даёт возможность учить детей планированию своих предметных действий. На занятиях по конструированию дети учатся понимать строение предмета, что обогащает представления и образы, которыми они оперируют при конструировании построек. Обогащение представлений тесно связано с работой по формированию чувственной основы слова, его предметной соотнесённости.

В работах А. А. Люблинской подчёркивается роль восприятия ребёнка в осмыслении чувственной стороны слова, что приводит к овладению новыми словами, в которые может быть включён изучаемый предмет, открывая, таким образом, новые возможности для более глубокого познания объектов. При установлении связи слова с предметом осуществляются процессы абстрагирования и обобщения, сравнения, анализа и синтеза [9].

Формируя обобщённое восприятие предметов, усвоение речи вместе с тем коренным образом изменяет и восприятие отдельных качеств и свойств предмета, которые, будучи названы, превращаются для ребёнка в признаки вещей, отделяются от самих предметов………..

11 стр., 5162 слов

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

В вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад — новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну — это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания), когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, ...

Список литературы

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб. пособие. — М.: Академия, 1998. — 272 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие. — М.: Академия, 1999. — 344 с.

3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М.: Просвещение, 1976. — 79 с.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Конюхова; под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

5. Изотова Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности: дис… канд. пед. наук / Ф.В. Изотова. — Л., 1966. — 369с.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

8. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 64 с.

9. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

10. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995. – С. 44-74.

11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; под ред. Т.С. Комаровой. — М.: Просвещение, 1991. — 256 с.

12. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1961. — 158с.

13. Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11. – С. 53-67; 2000. — № 3. – С. 66-77.

4 стр., 1635 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.…………..……………………………………………………….……..3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Способности как психологическая категория………………...……………..7 1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…............................................................................................................10 1 ...

14. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 1-4: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.

15. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 5-8: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 72 с.

16. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 96 с.

17. Поддъяков Н.Н. Конструирование // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. – М., 1969. – С. 20-44.

18. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитание в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965. – С. 73-99.

19. Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. — М.: Просвещение, 1994. — 216с.

20. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1985. — 255 с.