Анализ монографии Э. Эриксона ‘Детство и общество’

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология развития и возрастная психология»

Тема: Анализ монографии Э. Эриксона «Детство и общество»

Введение

Эрик Эриксон (1902 — 1994) — один из выдающихся эго-психологов XX века, постфрейдист. Его интересовало эго и его адаптивные способности в развитии индивидуума. Э. Эриксон многое позаимствовал из теорий своих предшественников в психоанализе, и, оставаясь в рамках психоаналитической традиции, он разработал свою периодизацию развития личности, свою психоаналитическую концепцию детства.

«Детство и общество» — его первая книга, опубликованная Эриксоном в 1950 году (переиздана в 1963 году).

Ее появление обязано практике психоанализа, как отметил в ней автор. В основном в данной книге рассматриваются связь детства и социальной жизни, Эриксон приводит исследования детства у двух племен африканских индейцев сиу и юрок, он говорит о развитии ЭГО, кризисах, конфликтах и рассматривает юность и идентичность.

О своей книге Эриксон говорит как о «концептуальных путевых заметках», он подчеркивает, что это — книга об исторических процессах «Детство и общество» пользовалась популярностью, и именно благодаря данной книге он был признан ведущим представителем эго-психологии.

1. Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона

Теория психосоциального, или как еще называют эпигенетического развития, возникла из психоанализа.

Эриксон полагает, что человек в течение всей своей жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества. Раскрытие данных стадий регулируется с помощью эпигенетического принципа созревания. Под эпигенетическим принципом Э. Эриксон подразумевает, во-первых, что личность развивается постепенно, осуществляется переход от ступени к ступени благодаря желанию личности развиваться и двигаться вперед, а, во-вторых, общество, как считает Эриксон, устроено таким образом, что развитие социальных возможностей человека всегда одобряется обществом, оно старается сохранять и поддерживать данную тенденцию.

В своей первой книге «Детство и общество» Э. Эриксон делит всю жизнь человека на «восемь возрастов человека», то есть на стадии психосоциального развития эго. Э. Эриксон утверждает, что стадии — это исход эпигенетического раскрывающегося определенного «плана личности», который передаются генетически.

13 стр., 6215 слов

Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Федеральное агентство по образованию. Министерство образования и науки РФ. ГОУ ВПО "Ярославский Государственный Педагогический Университет им. К.Д. Ушинского" Кафедра "Возрастной психологии". Контрольная работа по теме: "Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Психическое развитие в младшем школьном возрасте". Выполнила: Студентка 2 курса ИПП, группы 92б, Потёмкина Н.А. Студенческий билет ...

Эпигенетический принцип, равно как и эпигенетическая концепция развития заключается в том, что каждая стадия жизни человека, его определенного цикла жизни, наступает в определенный для нее момент, или как говорит Эриксон — в «критический период». Не менее важным является и то, что только путем последовательного прохождения в своем развитии таких критических периодов, личность полноценно формируется. Нужно подчеркнуть, что каждая стадия сопровождается определенным для того возраста психологическим кризисом и особой задачей развития. Каждая задача развития, которая выдвигается обществом, заключается в определенном соотношении между двумя крайними полюсами. Результат борьбы и есть развитие личности. При достижении равновесия можно говорить о приобретении новой формы эго-идентичности. При этом решение задач сводится к зависит от достигнутого уровня развития самого индивида.

Хотелось бы остановиться и чуть подробнее поговорить о каждой из восьми стадий психосексуального развития.

Первая стадия (I) — Орально-респираторно-сенсорная, как называет ее Э. Эриксон. Но общепринято называть ее орально-сенсорной стадией. Она состоит из двух фаз, подобно З. Фрейду, но Э. Эриксон вторую фазу в своей книге обозначает Второй стадией (II),которая имеет иной, в отличие от первой стадии, модус.

Понятие модус органа Э. Эриксон трактует подобно З. Фрейду — как зону концентрации сексуальной энергии, но в отличие от него, Э. Эриксону важен не столько сам орган, сколько его направленность функционирования. Например, если в младенческом возрасте эрогенная зона — это рот ребенка, то Фрейд рассматривает лишь саму эрогенную зону, т.е. рот, а Э. Эриксон способность получать (toget)через рот.

Теперь, мы можем подробнее рассмотреть данную стадию. Как было сказано выше, она состоит из двух фаз (стадий I иII):

В первой фазе (I стадии) данной стадии рассматривается эрогенной зоной орган — рот, он же формирует определенный модус развития, а именно доминирующие качества личности.Модальностью рта определяется сосание, то есть получение (toget) через рот пищи. Получение — это первая социальная модальность младенца, которую он постигает в жизни. Оптимальная совокупная ситуация, которая подразумевает готовность малыша получать то, что дают, заключается во взаимном регулировании малыша с матерью, которая позволит ему развивать способы получать по мере ее развития способов давать. За такую координацию для малыша высшая награда либидального удовольствия — удовольствие «оральное». Как пишет Э. Эриксон, — «По-видимому, рот и сосок — всего лишь центры общей ауры сердечного тепла и взаимности, которой наслаждаются и на которую отзываются релаксацией не только эти центральные органы, но и оба целых организма».

9 стр., 4491 слов

Переодизация психологического развития з. Фрейда и э. Эриксона: стадия развития и основные новообразования на каждой из стадии

Предмет возрастной психологии и её задачи Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса ...

На этой стадии младенец живет и любит только посредством рта, а мать посредством своей груди. Господствующим модусом органа на данной стадии является первый из пяти — «инкорпоративный 1», при этом нельзя отвергать наличие других 4-х модусов («инкорпоративный 2», «ретентивный», «элиминативный», «интрузивный»), ведь для функционирования каких-либо телесных зон с впускно-выпускными отверстиями необходимо наличие всех модусов во вспомогательных ролях.

Как считает Э. Эриксон, младенец, получая то, что дают, и, научаясь заставлять другого делать то, чего бы ему хотелось, развивает ту необходимую основу своего эго, чтобы потом стать тем, кто дает. Этого можно достичь только посредством взаимной релаксации. Если этого не происходит, то ситуация взаимного регулирования распадается на попытки контролировать друг друга путем принуждения или фантазии, а в данном случае, младенец будет стараться получить то, чего не дополучил главным на тот момент стадии образом — сосанием, и делать он будет это посредством своей беспорядочной активности.

Во второй фазе (II стадии; возраст: Рождение — 1 год) главным органом так же является рот, но в качестве модальности выступает уже кусание, а не сосание, это происходит в связи с тем, что у ребенка режутся зубы. Социальной модальностью в данной фазе является взятие (taking) и удерживание (holdingonto) разных предметов. Модусом органа является 2-й модус «инкорпоративный 2». На данной стадии ребенок должен совершенствовать механизмы схватывания, исследования, а также присваивания всего, что будет находиться в пределах его досягаемости. Такое совершенствование происходит по мере того, как он научается перекатываться со спинки на животик, менять позы, приподниматься и садиться в своей кроватке. Однако именно в этом периоде появляются в жизни ребенка «добро» и «зло», конечно же, если прежде базисное доверие не было затронуто на первой стадии. Даже самое доброжелательное окружение, как говорит Э. Эриксон, не убережет ребенка от травматического изменения. Здесь сталкивается развитие импульсов и механизмов хватания, прорезывание зубов с возможным процессом отнятия от груди и отделения от матери. Как утверждает Э. Эриксон, момент отлучения от груди из-за кусания может быть началом разделенности, когда гнев ребенка, обращенный на зубы, мучающие его, направленный против лишающей груди матери сливается вместе с яростью, вызываемой бессилием своего собственного тела, и ведут к переживаю (садомазохистского характера) — сильного смятения, которое оставляет после себя ощущение, что когда — то давно человек разрушил единство с материнской средой.

22 стр., 10871 слов

Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста

... изучение влияния семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста. Цель курсовой работы: изучить влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на большое ... всё менее адекватен самому себе. Э. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека и представил свойственные каждой стадии «полюса», между которыми формируется личность. Первая ...

Поэтому при внезапном отнятии от груди ребенка, мать должна компенсировать это своей эмоциональной поддержкой, успокаивающим присутствием, нежностью и лаской. При утрате любви матери ребенок же идет по пути младенческой депрессии или хроническому состоянию печали, который придаст всей будущей его жизни депрессивный оттенок.

На данной стадии возникает конфликт «базисное доверие против базисного недоверия», и в зависимости от того, в пользу какого из полюсов он разрешается, определяется особая задача развития, вследствие которой, у младенца зарождаются базисные чувства доверия или же недоверия к себе и миру.

Вторая стадия (III стадия; возраст:1-3 года), или третья стадия по Э. Эриксону называется анально-уретрально-мышечная (общепринято, как и анально-мышечная).

4 стр., 1795 слов

Стадии человеческого развития

... жизнью общества и независимо от генетического кода. «Эпи» означает «над», а «генезис» - «рождение». Модель Э. Эриксона напоминает эмбриональное развитие, возникновение каждой последующей стадии определяется развитием ... разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутренних факторов. Стадии человеческого развития Стадия развития Психосексуальные стадии и ...

Эрогенной зоной данной стадии являются выделительные органы, которые имеют свою модальность — опорожнение кишечника и мочевого пузыря, от чего дети получают удовольствия на данном этапе. Также на данном этапе развиваются новые социальные модальности — отпускание (lettinggo) и удержание (holdingon).

Благодаря развитию мышечной системы и более регулярному стулу, ребенку становится доступным способность произвольного расслабления, выталкивания и удержания и их чередования по желанию. Анальная зона является модальной зоной двух модусов, конфликтующих между собой, которые впоследствии должны сменять друг друга. Модусы органа — «ретентивный» и «элиминативный». В этом возрасте дети то хранят или прячут различные предметы, то выкидывают их от себя, все это объясняется ретентивно-эмилинативными модусами.

Если ребенка на данном этапе его развития лишать возможности расслабленно и без принуждения удовлетворять свою потребность, то он будет искать удовлетворения и контроля, регрессируя, либо фальшиво прогрессируя, поскольку будет чувствовать себя лишенным власти в своем теле и бессильным во внешнем мире.

В данной стадии возникает второй конфликт, в котором автономия борется против стыда и сомнения. Для того, чтобы конфликт этой стадии развернулся в положительную сторону, младенец должен чувствовать, что его базисное доверие не находится под угрозой. В зависимости от того, в чью пользу разрешается конфликт, определяется его задача развития, вследствие которой, младенец может приобрести такие качества, как независимость и самостоятельность, либо стыда и сомнения в своих действиях.

Третья стадия (IV стадия по Э. Эриксону; возраст:3-6 лет) называется локомоторно-генитальная. Эрогенная зона — это гениталии. Модальностью является интерес к гениталиям обоих полов. Появляется новая социальная модальность «делания» («maling»), имеются в виду такие занятия, которые принесут выгоду, преимущество и др., т.е. занятия, приносящие личностный успех. В данной стадии господствует модус органа «интрузивный». Именно он служит признаком фантазий и «подобных» активностей. Все они заключаются в интрузии (вторжении) в другие тела, например, посредством напористого и агрессивного говорения производится вторжение в умы и уши других людей. В данной стадии мальчики сталкиваются с пониманием того, что в половой сфере он уступает родителям. Некоторые следствия такого понимания составляют эдипов комплекс, который был описан З. Фрейдом. Девочки же сталкиваются с пониманием того, что у них нет пениса, как у мальчиков, поэтому они становятся не в состоянии поддерживать мечты о сексуальном равенстве. Что касается социальной модальности, то у мальчиков акцент на «делании» фаллически-интрузивными способами сохраняется, а у девочек он смещается к «деланию» с помощью приставания и провоцирования, либо делая себя привлекательной. В данном случае ребенок развивает в себе инициативу.

12 стр., 5610 слов

Конфликт имеет свои границы и этапы (фазы или стадии) развития.

На третьем этапе развития конфликтологии предпринимаются попытки научного обоснования конфликта, причин его возникновения, приемов и способов предупреждения и разрешения применительно к набирающему силу индивидуализму. О. Конт особый упор делал на кооперацию и разделение труда, неизбежность возникновения социальных и профессиональных групп, концентрации богатства в руках узкого круга людей за счет ...

Однако «Эдиповы» желания ведут к смутным фантазиям, которые граничат с насилием и убийством, следствием чего является глубокое чувство вины. Данная ситуация предполагает, что происходит разрешение третьего конфликта — конфликта между инициативой и чувством вины. На этом заканчивается теория инфантильной сексуальности.

Четвертую стадию (V стадия по Э. Эриксону; возраст:6-12 лет) Э. Эриксон называет периодом психосексуального моратория, также эта стадия известна в психоанализе как латентная. Тут имеет место рудиментарный генеративный модус. С наступлением латентного периода развитый ребенок забывает или сублимирует потребность «делания» и учится заниматься полезным трудом и ищет признания. Можно сказать про этот период — «дремлющая сексуальность». Опасность стадии заключается в чувствах неполноценности и неадекватности. Как говорит Э. Эриксон, — «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность»

В Латентной стадии ищет решения следующий конфликт — конфликт трудолюбия против чувства неполноценности, в связи с чем, решается задача развития.

Пятая стадия (Возраст:12-19 лет)- Подростковая. Главное событие нормально развивающейся личности ребенка — установление эго-идентичности или интеграции, которая представляет собой накопленный опыт возможности эго интегрировать все идентификации с проблемами либидо. Таким образом «чувство идентичности эго — есть уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры»» (Э. Эриксон, с.250).

8 стр., 3908 слов

Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни

ЭРИК ЭРИКСОН И ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ   Теорию Эрика Эриксона о делении нашего жизнен­ного цикла на восемь стадий автор статьи называет од­ним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообще в психологию. В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом ...

Другими словами подросток осознает образ его «Я», а также свое место в мире, он четко представляет, кем он является. Но существует опасность смешения ролей, не редко бывает сомнение в половой идентичности, но чаще подростков беспокоит неспособность понять свою профессиональную идентичность.

Тут подростку необходимо решить все свои старые задачи и обрести целостность личности. Поэтому конфликтом данной стадии является борьба между идентичностью и смешением ролей. Вследствие чего, задачей становится осознание себя и своего места в мире, а отрицательным полюсом является неуверенность в осознании собственного «Я»

Шестая стадия (Возраст:20-25 лет)называется Ранняя зрелость (или Молодость).

Как пишет Э. Эриксон в своей монографии, — «Новоиспеченный взрослый, появившийся в результате поисков и упорного отстаивания собственной идентичности, полон желания и готов слить свою идентичность с идентичностью других». Это говорит о том, что настала стадия для поиска своего спутника жизни. Стремлением к этому является овладение всеми своими модальностями поведения. Все модусы органа уже подчинены самому индивиду, и не диктуют ему путь развития, как в ранее разобранных стадиях. Опасностью на данной стадии является одиночество или изоляция, люди, у которой задачей развития стало одиночество, обычно готовы изолировать или уничтожить тех людей, которые кажутся им опасными для них самих. Это говорит о отголосках непринятия своей идентичности на предыдущей стадии. Также на данной стадии мы можем сказать о генитальности в последний раз, ведь на данной стадии проявляется именно истинная генитальность. Не стоит понимать любовь как сексуальное влечение, говорил Э. Эриксон, также он полагал, что появление такого зрелого чувства любви подготавливает переход на следующую стадию.

Конфликт на данной стадии заключается в борьбе между близостью и изоляцией. Конфликт разрешается решением задачи развития в ту или иную сторону.

Седьмая стадия (Возраст:26-64 лет) называется Средняя зрелость (или Зрелость).

Э. Эриксон говорит о том, что зрелый человек хочет чувствовать себя нужным, а зрелость нуждается в одобрении со стороны своих детей и внуков, о которых должна заботиться. Под генеративностью Э. Эриксон понимает полную заинтересованность в том, как устроена жизнь нового поколения и в заинтересованности его наставления. В тех случаях, когда не удается достичь генеративности, формируется регрессия с потребностью псевдоблизости, чаще всего с чувством обеднения личной жизни.

Тут имеет место конфликт между генеративностью и стагнациями. Задачей этого периода является противостояние творческих сил человека против застоя в жизни.

Восьмая стадия (Возраст:65 лет — смерть) — Поздняя зрелость (Старость).

Последняя стадия включает в себя целостность эго, четкого определения Э. Эриксон не дает, но приводит несколько примеров. Целостность эго — это уверенность в стремлении к порядку и смыслу. Это — постнарциссическая любовь (не себя), как переживание опыта. Это — принятие своего цикла жизни как правильного и верного, не требующего перемен. Это — хорошие отношения с образом жизни и с прошлыми занятиями, увлечениями. В таком случае «смерть теряет свою мучительность», — как выразился Э. Эриксон. Но есть и другой исход жизни, это отсутствие или утрата всей накопленной интеграции эго, оно выражается в страхе смерти. Отчаяние выражает мысли о том, что времени осталось мало, чтобы попытаться что-то изменить.

В стадии Старости либо личность приобретает целостное представление о себе, либо разочаровывается в жизни и отчаивается. Так выражена задача развития данного периода. А решается она к конфликте между целостностью эго и отчаянием.

Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда

Эрик Эриксон являлся одним из последователей Зигмунда Фрейда. Он многое позаимствовал из его теории, но и предложил свою собственную теорию.

Начать нужно с того, что Э. Эриксон говорит о психосоциальном развитии, в отличие от З. Фрейда, выдвигает свое положение о психосексуальном развитии.

Но при этом Э. Эриксон объясняет структуру личности так же, как делал это З. Фрейд.

Их методы исследования психики различались, у Э. Эриксона — психо-исторический метод, Э. Фрейд работал посредством психоанализа.

Самым главным отличием концепции Э. Эриксона является выделение восьми стадий психосоциального развития личности, у З. Фрейда их всего пять, но первые 4 стадии имеют схожую идею.

Они оба использовали понятие сексуальной энергии либидо.

Э. Эриксон рассматривает периоды от рождения до самой смерти, З. Фрейд же ограничивает развитие личности восемнадцатью годами.

У З. Фрейда ребенок развивается только в определенной системе: отец, мать и ребенок, Э. Эриксон же больше внимания уделяет ребенку в социокультурной среде.

Эриксон рассуждает о кризисах и задачах развития, с которыми сталкивается каждый человек, проходя какую-то определенную стадию развития.

Данные ученые по-разному трактовали влияние бессознательного на жизнь человека. Э. Эриксон старался понять, каковы способности человека для преодоления каких-либо трудностей. З. Фрейд же связывал это влияние с пережитыми психическим травмами в детстве.

Как говорилась выше, модус органа они трактуют так же по-разному. Повторюсь, для З. Фрейда модусом органа являлся сам орган, как зона концентрации сексуальной энергии, а для Э. Эриксона модусом органа являлась его направленность функционирования.

Виды идентичности

Поскольку каждой определенной стадии психосоциального развития отвечают свои общественные ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, решив задачу своего развития, тогда он либо принимается обществом, либо общество отвергает его. В связи с этим положением Э. Эриксон решил выделить два главных понятия своей концепции — это понятия групповой идентичности и эго-идентичности.

Групповая идентичность — это определенным образом ориентированное на включение в социальную группу воспитание жизни ребенка с первого дня его жизни, которое направлено на формирование мироощущения характерного для данной группы.

Идентичность эго — обладает свойством формироваться одновременно с групповой идентичностью. Эго-идентичность — это такое чувство идентичности, которое формирует чувство устойчивости, непрерывности и тождественности своего «Я». Можно сказать, что эго-идентичность — это и есть целостность личности.

Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства)

Понятие модус органа Э. Эриксона разбиралось в первом разделе, но повторим.

Модус органа — это зона концентрации сексуальной энергии, которую Эриксон понимает как функциональную направленность самого органа, но не как сам орган.

Снова приведем пример, если в младенческом возрасте эрогенная зона — это рот ребенка, а модальностью будет, например, сосание или кусание, то направленностью функционирования будет способность получать (toget)или взятие (taking) и удерживание (holdingonto).

Так же это называется социальными модальностями.

Если рассматривать эпигенетическую карту, которую Э.Эриксон составляет по ходу написания книги, то мы увидим там, что он дал названия пяти модусам, каждый из которых означает социальную модальность. Каждая зона взаимодействует со всем и модусами. Эриксон связывает эти модусы с тремя зонами — «орально-сенсорной», «анальной», «генитальной». Но на каждой стадии развития господствует лишь один модус.

Инкорпоративный 1 — (от лат. incorporatio)Инкорпорация — это включение в свой состав, присоединение.

Инкорпоративный 2

Ретентивный — задерживание, удерживаие, сдерживание .

Элиминативный — выведение, устранение, отпускание.

Интрузивный — (от лат. intrusus — втолкнутый) — это активное внедрение во что-либо.

Тем основным конфликтом, который можно выделить, проанализировав теорию психосоциального развития Э. Эриксона, является как раз сам факт преодоления проблем, которые возникают в результате соотнесения одного модуса с какой-либо зоной.

Изначально базисное доверие формируется у младенца в первую очередь посредством материнской груди, материнской заботы, ласки и любви.

Э. Эриксон говорит о том, что младенцу необходимо обрести базисное доверие к себе и к миру, чтобы нормально развиваться дальше.

Виды кризисов. Их характеристика и значение

Кризис, как считает Э. Эриксон — это «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Если сказать иными словами, то кризисы необходимы для достижения зрелости какого-то определенного уровня, чтобы появилась возможность соответствовать требованиям социума, которое предъявляет индивиду свои социальные требования.

Таким образом, кризис — это необходимый внезапный поворот, за которым следует либо развитие личности, либо ее регрессия.

Для разрешения кризиса на протяжении всех 8 стадий перед индивидом встают конфликты, борьба в которых происходит между двумя полюсами, между двумя крайними возможностями исхода событий в будущем индивида. Таким образом эти конфликты и являются задачами развития, ведь, только решим конфликт, перед индивидом встанет задача. Результат борьбы и есть развитие личности. Но не всегда результат бывает положительным в ситу тех или иных причин, поэтому личность, развиваясь, может в определенный момент регрессировать.

Базисное доверие против базисного недоверия.

Автономия против стыда и сомнения.

Инициатива против чувства вины.

Трудолюбие против чувства неполноценности

Идентичность против смешения ролей

Близость против изоляции

Генеративность против стагнации

Целостность эго против отчаяния

2. Роль игры в развитии личности ребёнка (на примере игр Питера, Энн и др.)

Игра может помочь ребенку в развитии его личности, а также она способна рассказать о техпереживаниях ребенка и тех проблемах, которые тяготят его, но сам он об этом не подозревает.

Хотелось бы рассмотреть примеры игры Энн и Питера. Также Э. Эриксон выделяет там определенные кризисы, о которых так же считаю, что нужно поговорить.

Энн. Девочка 4-х лет. На приеме у э. Эриксона ее поведение уподоблено ребенку более младшего возраста, чем она, но так же ее поведение периодически меняется и она становится по-взрослому серьезной, также в ее поведении есть замкнутость и угрюмость. Ее проблема заключается в удержании стула, когда ее сажают на горшок и последующим опорожнением кишечника ночью в кровать. Выговоры от матери она сносит молча, но с отчаянием.

Однажды она сама отпустила руку матери и решила пройти в игровую комнату, где остановилась в углу, сося большой палец и почти не обращая внимания на Э. Эриксона. Чтобы завлечь Энн в игру, психотерапевт начинает строить дом из кубиков, все в котором напоминает привычную жизнь девочки, когда мама собирает девочку, а отец готов уже ехать. Неожиданно Энн решает вступить в игру и подойдя к данной игрушечной сцене, она пинком убирает куклу-женщину, и взяв машинку, ставит в добавление у другой в гараж к кукле — мужчине. Она сказала Э. Эриксону, что ей не хочется, чтобы игрушечная девочка отдавала матери то, что принадлежит и так ей. Но она горела желанием дать отцу больше, чем он может попросить. После этого ребенок начинает искать маму, и хныча, хватает горсть карандашей со стола и выбегает из кабинета, акарандаши отдает матери.

Данное поведение говорит о том, что девочка не может справиться с тем, чтобы давать, не забирая, «как любить отца, не обкрадывая мать». Данный пример иллюстрирует «любовь» к отцу и «ненависть» к матери. Но Энн необходимо было искупить свой поступок перед мамой, поскольку она нуждалась в матери и любила ее.

Питер. Э. Эриксону сообщили, что мальчик стал задерживать стул сначала на несколько дней, а потом время задержки увеличилось до недели. Обедая с семьей мальчика,Э. Эриксон наблюдает за его поведением. Мальчик делится несколькими вербальными фантазиям, например — «Я хочу, чтобы у меня было был слоненок прямо здесь, он бы рос-рос и разорвал бы дом.» Кроме этой фантазии у мальчика была мысль, что у него есть что-то «ценное» и живое в животе, и если бы он выпустил это, то оно непременно бы умерло. Однажды раздув живот, тот фекальной массой, которую он удерживал, Питер по всей видимости подумал ,что он беременен ,и чтобы не нанести вреда себе или «ребеночку», он решил задерживать стул.

Зародышем данных мыслей оказалась беременная няня Питера, которая ушла как раз в период его развивающейся маскулинности, когда мать заподозрила что-то. Няня была очень важным человеком в семье и мальчик не смог просто так пережить эту разлуку. Роль сыграло еще письмо няни, оставленное Питеру письмо, в котором она говорила, что выходит замуж и у нее будет свой ребенок. Для решения этой проблемы психотерапевт предложил Питеру нарисовать слонов и постаралсяистолковать ему, что слонята, а так же все прочие малыши появляются совсем иначе. Именно данное истолкование эму этого страха помогло Питеру опорожниться и преодолеть кризис.

В связи с этим мы можем сделать вывод, что игра занимает очень важное место в развитии и жизни ребенка, ведь Игра — это ключ к пониманию детского эго.

Этнопсихологические исследования особенностей воспитания детей (на примере племён сиу и юрок).

Каждой культуре, каждому народу соответствуют свои особенности воспитания ребенка.

Э. Эриксон занялся изучением особенности детей в примитивных общинах, он, проанализировав, детство у двух племен индейцев (сиу и юрок), сделал вывод, что каждое племя по своему считало правильным воспитывать ребенка, выбирать тип деятельности своих детей.

Сначала рассмотрим воспитание в племени сиу.

Начиная с кормления, в племени индейцев сиу, детей насильно не отлучали от груди, давая полную свободу действий с грудью. Их кормили по первому их требованию, поскольку считали, что ребенку не нужно разрываться от плача, чтобы ему дали покушать. Но, единственным важным условием грудного вскармливания было то, что ребенку нужно было научиться сосать грудь, не кусая. Как только он начинал кусаться, его отлучали от груди. Ярость и крик, спровоцированный отнятием груди, индейцы сиу считали, способствующими становлению ребенка как охотника. Большое внимание уделялось тому, чтобы вырастить из ребенка охотка, поэтому, чтобы научить ребенка забирать желаемое, в них воспитывали щедрость и способность отдать другим нечто такое, без чего т не могли обойтись. Также детей не принято было туго пеленать, чтобы в будущем он был свободен в самостоятельных решениях.

Мальчиков и девочек было принято разделять примерно в возрасте 5-6 лет. Девочек оставляли с матерью и приучали к женским занятиям, а мальчика отдавали группе старших ребят, чтобы он обучался охоте сначала в играх, а потом и в охотничьих упражнениях. Физические наказания не применялись,а методом воспитания у племени сиу было пристыжение. Наказания. Благодаря такому воспитанию, уже к возрасту разделения мальчиков и девочек, ребенок понимает и ощущает то чувство безопасности и защищенности, а также любви его родителей. Они приобретают черты решительности, инициативности, щедрости и смелости.

Анализируя свои исследования, Э. Эриксон приходит к выводу, что у индейцев племени сиу почти отсутствуют неврозы, а интеллект среднестатистического индейского ребенка несколько выше, чем белого ребенка.

Теперь рассмотрим воспитание в племени юрок.

Племя юрок значительно отличается методами воспитания от племени индейцев сиу. Также индейцы племени юрок были простыми рыбаками, и растили своих детей в том ключе. Они не отличались тем нравом, который был присущ племени сиу — племени юрок была присуща обособленность, боязливость и недоверчивость.

Начиная с беременности, малыша старались лишать комфорта. Чтобы лишить комфорта малыша, мама мало ела, наравне со всеми занималась тяжелым физическим трудом, старалась наклоняться, чтобы не давать плоду спокойно находиться внутри живота. Сразу после рождения, ребенка лишали материнской груди на 10 дней и кормили ореховым супом, а через полгода ребенка окончательно отлучали от груди и переводили на твердую пищу.

В племени юрок детей рано туго пеленали, что лишало их свободы и самостоятельности в будущем, рано приучали к опрятности и были сдержаны в общении с ними. Мальчиков приучают к тому, чтобы они держались подальше от женщин, особенно от матери, так как миф юрок гласит, что их бог был соблазнен и похищен женщиной.

Вследствие такого воспитания и появляются черты недоверчивости, обособленности и боязливости. Это говорит о том, что в оральную стадию сформировалось базисное чувство недоверия к миру, которое сохраняется на протяжении всей их жизни.

Но мы не можем упрекать других за их методы воспитания детей, потому что каждое общество по-своему смотрит, как нужно воспитывать ребенка, чтобы ребенок оправдал ожидания социума.

Особенности идентичности в социокультурном контексте (национальный характер, страхи, ожидания и т.д.).

Для всех «национальных характеров» справедливо, что на каждую подлинно американскую черту имеется противоположность.

Американцы подвергаются таким условиям жизни, когда преобладает контраст и крутые перемены в жизни каждого человека или поколения. Процесс формирования эго-идентичности может поддержать идентичность до того момента, пока тот будет способен сохранить какой-то определенный элемент автономного выбора. Таким образом, американец основывает свою эго-идентичность на миграции, религиозности, оригинальности и шаблонности, свободомыслии и цинизме. Для того, чтобы у американца была свобода выбора, он живет с определенными наборами «истин».

Внутренние противоречия в истории Америки подвергают детей политическому и эмоциональному «короткому замыканию», тем самым угрожая ее потенциалу. Лишь полностью сознавая автократические тенденции в своей стране, молодежь Америки будет способна обрести идентичность. Все это исходит от того, что политическая совесть регрессирует с катастрофическими последствиями, а также потому, что политические идеалы, составляющие структуру совести, игнорируют ее, а это везет к нездоровью.

Общество привыкло воспитывать людей определенной долей патриотизма к своей стране и культуре. Людям с самого детства внушают принять национальный характер. А в связи с тем, что общество ожидает от человека определенных действий и дает ему определенное положение, статус в обществе, в котором он должен расти и развиваться — это провоцирует появление страхов и ожиданий.

идентичность личность эриксон ритуализация

3. Роль общества в развитии личности

В своей эпигенетической концепции Э. Эриксон рассматривает личность в процессе социализации. Он считает, что личность формируется во взаимодействии со средой и обществом.

Он смотрит на изменение личности взросление с точки зрения психосоциального развития, но так же он приравнивает роль общества к биологическому развитию индивида.

Анализируя, таким образом, особенности развития личности в индустриализованном обществе разных стран, Э. Эриксон приходит к выводу: «Протестантизм, индивидуализм и полная опасностей жизнь первопроходцев в сочетании создали идентичность индивидуальной инициативы, нашедшую в индустриализации свою естественную среду».

«Жизненная задача»

Жизненной задачей Э. Эриксон признает ту цель, к достижению которой люди стремятся на протяжении всей их жизни. От обычной цели, такая цель отличается наличием смысла, который люди проносят через свою жизнь.

«Психологический мораторий»

Психологический мораторий Э. Эриксон рассматривал как некий период затишья генитальности в период между подростковым периодом и взрослостью, когда человеку свойственно играть и экспериментировать с различными жизненными ценностями и приоритетами, чтобы найти чувство эго-идентичности, которое будет соответствовать данному периоду его жизни.

«Диффузия идентичности»

Диффузия идентичности — некая неопределенность молодых людей, которая отражается в идентификации со своей профессиональной деятельностью и спутанность представлений о самих себе.

«Ритуализация»

Ритуализация поведения — это такое взаимодействие минимум двух людей, базирующееся на согласии, которые прекращают и возобновляют определенное поведение его через какие-либоинтервалы времени в повторяющихся ситуациях.

Выводы

Проанализировав монографию «Детство и общество», можно прийти к выводу, что в своей работе Э. Эриксон отдает большое значение детству и его развитию в обществе, а также выполняемой ею функцией. Благодаря увеличению периода детства и помощи своих родителей, человек становится независимым, самостоятельным, способным справляться со своими страхами.

После прочтения данной книги, я поняла, как важно детство в нашем обществе, определенное воспитания, все кризисы и конфликты. Концепция Э. Эриксона очень хорошо разработана и продумала, в отличие от некоторых моментов, теории З. Фрейда.

Литература

1.Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 416 с.

2.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 460 с.

.Нуркова В.В., Березанская Н.Б. — Общая психология: учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 604 с.

.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).

— СПб. Питер Пресс, 1997 — 608 с. — (Серия «мастера психологии»).