Программа рассчитана на учащихся начального звена

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования.

В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и воспитания

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

♦ личностная культура

♦ семейная культура

♦ социальная культура.

 

Личностная культура- это:

■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;

■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;

■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Семейная культура- это:

■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

9 стр., 4250 слов

Система высшего профессионального образования в сфере физического ...

... я попытаюсь представить финскую систему высшего образования в сфере физического воспитания. Цель работы - изучить систему высшего образования в сфере физического воспитания и спорта Финляндии Задача работы. Исходя ... и управление, на третьем - социальные услуги, здравоохранение и спорт. Далее следуют культура, туризм и ресторанное дело, естественные науки, природные ресурсы и окружающая среда и, ...

■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура- это:

■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;

■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

 

 

Цель моей программы следующая:

путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.

Задачи программы:

1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.

2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.

3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко — культурных традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края.

4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.

Программа рассчитана на учащихся начального звена.

Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)

Ожидаемые результаты:

-активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;

-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;

-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

 

 

При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями:

Направление I. «Моя семья»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья »:
-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
— Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »:
— тематические классные часы «История нашей семьи», «Военная летопись семьи», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др.
— Праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
— Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя, день Победы и др.)
— Походы выходного дня, экскурсии.

9 стр., 4351 слов

Внеклассная работа как условие формирования классного коллектива ...

... В связи с этим актуализируется проблема организации классным руководителем внеклассной работы в школе с учетом возрастных особенностей учащихся. Особое внимание при этом уделяется организации практической ... коллектива, ведь важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного ...

Направление II. «Моё Отечество».
Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество»
-Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
— Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
— Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»:
— Тематические классные часы.
— Встречи с представителями правоохранительных органов.
— Посещение воинской части.
— Конкурсы, праздники по правовой тематике.

 

Направление III. «Мой образ жизни»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений.
Задачи работы классного руководителя в направлении
«Мой образ жизни»:

-Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
— Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

-Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
— Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
— Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

Формы работы с классным коллективом в направлении
«Мой образ жизни»:

— Тематические классные часы по нравственной тематике.
— Спецкурсы по нравственной тематике.
— Дискуссии по нравственной тематике.

— Интерактивные игры, тематические классные часы
— Самопрезентация и самопредставление
— Праздники, конкурсы, ролевые игры.
— Изучение нравственного наследия мира.

Направление IV. «Моё здоровье»

Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»:
— Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
— Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
-физического и психического здоровья.

Формы работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»:
— спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады,
-марафоны, турниры;
— встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
— походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
— предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по
спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы;
— беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;
— психолого-педагогические консилиумы и тематические консультации по вопросам
сохранения здоровья учащихся.

Направление V. « Моя учёба»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»:
— Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития
— Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
— Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
-Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:

-внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
— интеллектуальные марафоны внутри класса;
— интеллектуальные бои;
— школы интеллектуального развития.

Направление VI. « Мой досуг»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»:
-Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
— Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
— Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»:
— празднование памятных дат в жизни учащихся;
— празднование памятных дат календаря;
-посещение театров, музеев, выставок;
-театрализованные представления.;
— фестивали, презентации, дискотеки, танцевальные вечера.

 

 

План-сетка по направлениям

Направление «Моя семья»

Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
Сентябрь «Я, ты, он, она- вместе-целая страна!» Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» Праздничный урок «Обычаи в христианской семье» Классный час «Пойми меня правильно»  
Октябрь Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) Исследовате-льская работа «Моя родословная» Участие в акции «Ветеран живет рядом» «За что уважают в семье и обществе?»  
Ноябрь Организация экскурсионной поездки в кинотеатр Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?»( ко Дню матери) Кл. час «Самые дорогие для нас слова : мама, Родина, мир» Кл. час «Я песню милой маме пою»  
Декабрь «Что означает моё имя?» Устный журнал «Загляните в семейный альбом» Беседа «Что означает моя фамилия?» Кл. час «А у нас в семье»  
Январь Беседа «Новый год в моей семье» Беседа «Семья- это семь «Я» Устный журнал «Семейные ценности» Анкетирование «Главное в семье- это…»  
Февраль Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» «Папа, мама, я- спортивная семья» Поисковая операция «Как образовалась моя семья» Отношение к религии в нашей семье. Исследовательская работа.  
Март Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр Утренник для мам «Мамин день» Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» Устный журнал «История одного ордена ( медали)»  
Апрель Организация с родителями похода по родным местам Организация экскурсион-ной поездки в г. Москва Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» Семейный вечер «Классный звездопад»  
Май Заочное путешествие «Мои младшие – старшие брат, сестра» Организация с родителями похода по родным местам «Во имя любви» ( Ко Дню семьи, любви и верности) Праздник «Прощание с начальной школой»  

Направление «Моё Отечество»

Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
Сентябрь Кл час «С чего начинается Родина» Праздник «Родина любимая моя» «С любовью к России» 200 лет Бородинской битве Кл. час « Я о Родине пою»  
Октябрь Экскурсия «Люблю тебя, мой город !» Заочное путешествие «Чем богат наш край» «Быт и праздники православных» Фольклорный праздник «Милые сердцу места»  
Ноябрь Утренник «Краски родного Подмосковья» «Фольклор родного края» исследовательская работа. «Живем в мире и согласии» конкурс стихов Конкурс сочинений «Я –человек и гражданин»  
Декабрь Игра –викторина «Знаю ли я свою страну» Праздник «Новогодниепосиделки» Беседа «Символы Российского государства» Кл. час «Ими славен наш край»( ко Дню битвы под Москвой)  
Январь Кл. час «Города Подмосковья» «Газетное слово о жизни в мире» «Рождество христово»   «Что значит быть счастливым в своей стране?»  
Февраль Игровая программа «Служу России» Инфочас «Чем живет планета Земля» Утренник «Юные герои»( ко дню памяти Героя –антифашиста) Встреча с воинами-земляками « И я буду солдатом!»  
Март Утренник «Мы- земляне» Кл. час «Весенние праздник и обряды» «Воспитание детей в царской семье» Устный журнал «Кем и чем прославлено моё село»  
Апрель «Человек- хозяин природы»экскурсия в лес «Праздник русской березки» Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем» Кл. час «Природоохранные традиции»  
Май Утренник «Давно закончилась война» Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?» Кл. час «Поговорим о земляках!» Игра-викторина»Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!»  

Направление «Мой образ жизни»

Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
Сентябрь «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» Кл. час «Дружба крепкая» Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму»  
Октябрь Кл. час «Правила поведения в школе» Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» «Правила поведения в транспорте» учебная игра Беседа «Мир моих увлечений»  
Ноябрь Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» «Ярмарка талантов» Экскурсия в музей. «Дарвинский музей» Кл. час «Поговорим о наших мамах»  
Декабрь Праздник «Откуда берутся грязнули?» Беседа «Спешите делать добро» Концертное представление «Я и мои таланты» Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо»  
Январь Кл. час «Ежели вы вежливы…» Музыкальная гостиная «Времена года» Круглый стол «Поговорим о вежливости» Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?»  
Февраль Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» Кл. час «Делу- время, потехе-час» Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили»  
Март Доверительная беседа- «Друг- это..» Праздник «Мамочка, милая мама» Конкурс «Коса-девичья краса» Кл. час «Все работы хороши»  
Апрель Ролевая игра «Разговор о честности» Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы» Кл. час «Праздник –проказник» Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!»  
Май Игра-путешествие «На волшебном поезде» Утренник «Праздник цветов» Познаватель-ная программа «Скуку, лень из жизни вон» Кл. час «Благодарность- это…»  

Направление «Моё здоровье»

Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
Сентябрь День здоровья ( поход) День здоровья ( поход) День здоровья ( поход) День здоровья ( поход)  
Октябрь Игры на свежем воздухе «Веселые старты» Кл. час «Режим дня» Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь» Беседа «Азбука безопасного поведения»  
Ноябрь Утренник «Откуда берутся грязнули?» «История возникнове-ния Правил дорожного движения» «Тормозной путь автомобиля» Экскурсия по городу. Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить»  
Декабрь «Дорога и её главные составные части» Праздник «В гостях у Мойдодыра» Кл. час «Огонь- друг и враг человека» Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене»  
Январь Зимние игры «Дорожные знаки и их виды» Беседа «Меры безопасного поведения покрытых льдом» «Сигналы светофора с дополнительными секциями»  
Февраль «Знакомство с дорожными знаками» Игры-состязания «Богатырская сила наша» Лыжный поход. «А ну-ка, мальчики!» спортивные состязания.  
Март Игра –путешествие с Карлсоном «Наше питание» Беседа «Правила приёма пищи» Беседа «Правила здорового питания» Встреча с медсестрой «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека»  
Апрель Конкурс пословиц о питании. Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» «Веселый урок здоровья» «Витамины нам нужны.»  
Май «Наши верные друзья. Светофор и его сигналы» «Правила перехода улиц и дорог» Игра-викторина «Олимпийские игры» Беседа «Причины несчастных случаев»  

Направление «Моя учеба»

Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
Сентябрь «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» «Путешествие по рекам, странам, городам» Игра «Что нам стоит дом построить» Игра-викторина «Русская печь»  
Октябрь «Путешествие в библиотечную страну» Кл. час «В песне душа народа» Конкурс «Кенгурёнок»Поездка в океанариум. Конкурс веселых математиков»  
Ноябрь Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать» Игра-исследование «Больше-меньше» Выпуск газеты.  
Декабрь Праздник поэзии Игровая программа «Огонек» Поездка в театр, Литературный ринг «Смеять-ся , право, не грешно над тем, кажется смешно»  
Январь Час загадок и отгадок Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» Поездка в театр, КВН по русскому языку КВН «Волшебный мир»  
Февраль Кл. час «Животные родного края» Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» «Путешествие по стране Геометрии» Литературный праздник «А как у Вас говорят?»  
Март Предметно-тематический праздник «5+5» «Путешест-вие по сказкам» Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» Олимпиады по предметам  
Апрель Внеклассное занятие «На лесной поляне» «Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие Поездка в планитарий. КВН по русскому языку  
Май Урок-презентация «В гостях у русских умельцев» Экскурсия «Ищем клад» «Вечер веселых вопросов и ответов» Литературное лото«Что за прелесть эти сказки!»  

 

Направление «Мой досуг»

Классное ученическое самоуправление

Самоуправление в классном коллективе – это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества ( классный руководитель, родительский комитет ) по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.

 

Работа классного самоуправления распределена по следующим станицам:

1. Станица Патриотическая. Предназначена для формирования у учащихся гражданских качеств личности, отношения к патриотизму как к высокой нравственной категории.

Функции:

— планирует вместе с классным руководителем проведение мероприятий на патриотическую тему,

— занимается подготовкой и непосредственным проведением данных мероприятий;

— организует акции посильной трудовой помощи ветеранам;

— вместе с учителями-предметниками организует экскурсии по достопримечательным местам родного края;

— готовит и проводит политинформации.

 

2. Станица Образовательная. Предназначена для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.

Функции:

— организует и планирует совместно с классным руководителем и родителями познавательные дела;

— помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель;

— ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;

— ведет контроль за успеваемостью (заполнение дневников, экрана успеваемости);

— ведет учет пропусков уроков;

— образует помощь в учебе нуждающимся учащимся;

— совместно с классным руководителем проводить на классных часах пятиминутки «Мир вокруг нас»;

3. Станица Оздоровительная. Предназначена для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.

Функции:

— планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;

— помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований,

— праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;

— ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;

— совместно со станицей Печатной выпускает стенгазету «Наши достижения»;

— заботится о проведении физкультминуток на уроках;

— совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;

— ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.

 

4. Станица Культурная.Предназначена для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.

Функции:

— планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;

— ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;

— предоставляет информацию о проводимых в слободе выставках, концертах, организует посещение музеев;

— организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях;

— проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т. д.);

— помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам этика и гуманизма;

— организует акции гуманитарной помощи малообеспеченным семьям.

5. Станица Правоохранительная.Предназначена для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.

Функции:

— следит за соблюдением Устава школы;

— вносит предложения по внесению изменений и дополнений в Устав школы;

— участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся класса;

— отвечает за дежурство в классе;

— следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий;

— совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.

 

6. Станица Печатная.Предназначена для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.

Функции:

— выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки;

— готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса;

— отвечает за оформление газет к предметным олимпиадам;
— оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;

— ведет фотоальбом «Наш класс»

— обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за печатание фотографий;

— предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать свою точку зрения по различным вопросам.

 

Устав класса.

Мы и наша Родина.

· Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой

· Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории.

· Мы заботимся о природе.

· Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.

· Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей.

Мы и школа.

· Наш класс – структурное поздравление школы.

· Мы активные участники всех общественных дел.

· Наш адрес: кабинет №24, самый красивый и уютный кабинет в школе.

· Наш девиз: относись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе.3. Только мы.

Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать.

Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали.

Правила нашей жизни:

· Мы — самые дружные.

· Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.

· Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.

Мы и наши родители.

Родители – наши помощники и друзья.

Мы всегда вместе:

· Мы в школе – они переживают.

· Мы дома – они контролируют.

· Мы трудимся – они помогают советом и делом.

· Мы отдыхаем – они отдыхают и веселятся вместе с нами.

Нельзя огорчать своих родителей!

Мы и наши учителя.

· Уважаем всех учителей школы.

Стараемся, чтоб учителям было интересно с

нами работать.

Мы и наши младшие товарищи

· Никогда не обидим наших младших друзей!

· Поможем и защитим!

 

Классная газета как средство развития детского самоуправления

Очень эффективным помощником в моей работе стала классная газета, в которой отражается жизнь ребенка, проявляются его таланты, развиваются умения сотрудничества и творчества. Работа в газете способствует привитию любви к интеллектуальному труду, формирует возможность профессионального самоопределения , активизирует творческую деятельность детей, создаёт ситуацию успешности. Более того, выпуск классной газеты- это то дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление.

Мы с детьми придумали следующие рубрики для нашей газеты:

♦ учебный марафон ( здесь рассказывается об учебе ребят, даются советы по учебным вопросам, ведутся репортажи, даётся информация из библиотеки, информация о проверке состояния дневников);

♦ отдыхай-ка ( как мы проводим внеклассные мероприятия, участвуем в спортивных соревнованиях, организуем разные интеллектуальные конкурсы в газете, придумываем кроссворды с призами);

♦ наш взгляд ( делимся мнениями, высказываем свои мысли по разным вопросам);

♦ копилка добрых слов ( поздравляем с победами в соревнованиях и в конкурсах, отмечаем именинников;

♦ семья .ru. ( колонка для родителей)

 

 

Работа с родителями

Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления классного руководителя и родителей :

Общение — это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся.Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой — принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

 

 

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Формы работы с родителями:

— родительские собрания;

— индивидуальные консультации ;

— посещение на дому;

-тематические консультации;

— родительские чтения;

— проведение совместных праздников;

— общешкольные родительские собрания

 

Примерная тематика

Проведения классных родительских собраний и консультаций в начальных классах

Класс

1«Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.

2.Детские страхи.

3. Телевизор в жизни семьи и 1- классника.

4. Мотивы учения младших школьников.

5. Режим дня школьника.

6. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.

7. Перелистывая страницы учебного года…

1Снова вместе! Первые уроки школьной отметки.

2.Причины и последствия детской агрессии.

3. Поощрения и наказания детей в семье.

4. Праздники и будни нашей жизни.

5. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

6. О разумной родительской любви.

7. Как вырастить ребенка нравственным?

1. Семейные традиции и способность ребенка трудиться.

2.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе.

3.Мой ребенок становится трудным…

4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?

6. Мужчины нашего дома.

7. Поощрение и наказание как методы воспитания.

 

1. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

2.Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

3. О родных и близких с любовью.

4.Как научить своего ребенка жить в мире людей?

5. Как уберечь ребенка о насилия?

6. Нужно ли воспитывать у ребенка патриотизм?

 

 

Работа с детьми «группы риска»

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
— Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
— Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
— Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?
— Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
— Какую помощь может оказать общественность?
— Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
— Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?

 

Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:

· посещение семей;

· индивидуальные беседы с детьми и родителями;

· педагогическая диагностика ( тестирование, анкетирование, наблюдение);

· привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;

· · привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.

 

При составлении плана воспитательной работы на учебный год провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй.

 


Тест «Незаконченный тезис»

( методика «Свободный выбор»)

Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

Ход проведения:учащиеся дописывают предложенияв течение 1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.

1. Я иду утром в школу……………………………………………………….

2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..…

3. Быть человеком- значит……………………………………………………

4. Самое главное в жизни……………………………………………………..

5. Нельзя прожить жизнь………………………………………………………

6. Чтобы иметь друзей, надо…………………………………………………..

7. В хорошей школе……………………………………………………………

8. Когда есть свободное время, я………………………………………………

9. Музыка нужна, так как……………………………………………………….

10. Я не согласен с тем, что говорят, будто я……………………………………

 

Результаты анкетирования во 2 классе

Позитивное отношение к жизни Негативное отношение к жизни
62% 38%

Вывод: результаты анкетирования за 2 года свидетельствуют о положительной динамике повышения позитивного отношения обучающихся к школе, одноклассникам, друзьям, к жизни в целом.

Оценка системы работы классного руководителя

 

В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу в течение уже 3 лет практикую введение портфолио ученика начальной школы.

Портфолио— это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел.

 

И я вот как определяю основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
● создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
● максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию,
● формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
● приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»;
● формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по моему мнению ) необходимо сместить акцент, сделав основной упор в начальной школе не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Жестких требований портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению.
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

 

 

 

Список используемой литературы

1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.

3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.

6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.

7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.

10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.

11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.

12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.

13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.

14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.