Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической деятельности учителя

Отчетность: «Психолого-педагогический анализ урока» письменно!

С собой иметь:

+ план-конспект анализируемого урока

+ заполненные бланки методик, анкет, вопросника, на основе которых составлялся анализ.

Задавайте вопросы, приглашайте на практику: 89178080916.

Кафедра психологии

Методические указания

к выполнению заданий по психологии

в период прохождения педагогической

практики в школе для студентов 5 курса

Составитель: ассистент Хакутдинова Светлана Радиковна

Стерлитамак 2012

Содержание

Введение

Задачи и содержание психологической практики на 5 курсе

1. Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической деятельности учителя

2. Проведение психологического анализа урока

2.2.Схема психолого-педагогического анализа урока

2.3.Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий (методика В.П. Симонова)

3. Методы изучения эффективности педагогической деятельности учителя и учебной деятельности учащихся

3.1. Анкета для экспертной оценки урока (методика А.С. Галанова )

3.2. Анкета для экспертной оценки учителя (анкеты для учащихся) (методика А.С. Галанова )

3.3. Анкета «учитель-ученик» (методика Н.В.Клюевой)

3.4. Методика диагностики направленности учебной мотивации (методика Т.Д. Дубовицкой)

3.5. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (методика Марковой, Никоновой)

Введение

В системе профессионального становления студентов педвуза важная роль принадлежит педагогической практике. Она является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогическая практика предусматривает включение будущих учителей в многостороннюю учебно-воспитательную деятельность школы, выработку у них комплекса психолого-педагогических умений и навыков.

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... Отсюда: Х= 10х100/16 = 62,5 Методика МОРУ ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________ Способности, необходимые учителю на уроке Педагогические компетентности Проявления в моем поведении на уроке Примечания Способность контролировать уровень ...

В ходе педагогической практики перед студентами стоят следующие задачи:

-развитие профессиональной направленности, которая проявляется в понимании значимости педагогической профессии, в интересе к ней, в любви к детям и желании работать с ними;

-приобретение первичных профессиональных навыков и умений в работе с детьми;

-применение психологических знаний в учебно-воспитательном процессе, а также овладение важнейшими умениями по изучению психических особенностей учащихся, детского коллектива и составлению их психолого-педагогических характеристик;

-выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании;

-овладение методами психологического исследования.

Программа педагогической практики в школе предусматривает выполнение студентами следующих заданий по психологии:

  1. На 3 курсе – изучение личности школьника и составление психолого-педагогической характеристики с использованием научно-психологических методов исследования.
  2. На 4 курсе – изучение классного коллектива и составление его психолого-педагогической характеристики.
  3. На 5 курсе — проведение психолого-педагогического анализа урока.

Задачи и содержание психологической практики на 5 курсе

Перед студентами 5 курса стоят следующие задачи:

-закрепление профессиональной направленности;

-выработка профессионально ценных качеств, умений и навыков самостоятельной творческой деятельности, готовности добывать и перерабатывать необходимые теоретические знания в практические умения в работе с детьми;

-изучение и обобщение передового педагогического опыта, перенесение его в практику своей работы;

-формирование умений психологического анализа урока

1.Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической деятельности учителя

Успешное осуществление учебно-воспитательной деятельности требует от учителя знания не только личности учащихся и психологии коллектива школьного класса, но и психологических основ всего учебно-воспитательного процесса. Одним из важных способов осознания, объективизации педагогической деятельности ее участниками, и, прежде всего учителем является анализ урока – основной организационной единицы процесса обучения.

10 стр., 4884 слов

Педагогический такт как оптимальное соответствие поведения учителя ...

... педагогической морали (педагогическую этику). Морально-педагогическая практика обозначает реальное поведение учителя, практику нравственно-педагогических отношений, рассматриваемых с точки зрения их верности педагогической морали; нравственно-педагогическое отношение — вся система деятельности ... обучающихся (воспитанников). Творческая организация уроков стимулирует самостоятельное открытие учащимися ...

Способствуя улучшению преподавания в целом, анализ урока имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок отстраненно, благодаря чему переосмысливает, оценивает его в целом и каждый его компонент в отдельности. В то же время психологический анализ урока позволяет учителю применить его собственные теоретические знания для осмысления способов, приемов его работы, используемых в обучении, во взаимодействии с классом. Осмысление себя, собственного поведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя.

Предмет психологического анализа урока многогранен: это психологические особенности учителя (его личности, его деятельности на данном конкретном уроке), психологические особенности и закономерности личности учащегося, всего класса (деятельности по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков), закономерности самого обучения. Это и психологические особенности общения между учителем и учащимися, обусловленного спецификой учебного предмета, т. е. того материала, который передается учителем и усваивается учащимся, и многие другие объекты анализа (Н. Ф. Добрынин).

Психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить психологическое наблюдение за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, делать правильные, психологически обоснованные выводы служит надежным средством совершенствования для учителя, его профессионально-педагогического мастерства. В свою очередь, совершенствование мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогического самосознания являются основными предпосылками и источниками постоянного повышения эффективности обучения любому учебному предмету.

2. Проведение психологического анализа урока

Анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение, в котором психологический, педагогический, методический и предметный аспекты тесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, например психологического, носит условный характер и оно необходимо только в аналитическом (теоретическом) плане.

Говоря о психологическом анализе урока как явления в целом, можно четко разграничить три его плана.

Первый план — психологический анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его научного мировоззрения, нравственности в процессе обучения. Этот план входит частью в общепедагогический разбор урока, где в целом рассматривается, его соответствие общеобразовательным и воспитательным целям современного образования. Очевидно, что в общем контексте перестройки образовательного процесса необходимо усилить именно воспитательную сторону обучения, включив в психологический анализ урока более широкий круг вопросов о воспитании ученика как личности и более детальное их рассмотрение. Актуальным становится психологический анализ самого убеждающего воздействия учителя на формирование позитивных социальных установок, активной социальной позиции ученика, его готовности отстаивать и защищать свои убеждения. Важным является здесь и психологический анализ процесса воспитания чувства ответственности, сотрудничества и условий формирования нравственно здоровых, объединенных социально значимой целью учебных коллективов как групп высшего типа.

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения ...

... повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный ... методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и ... хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, ... мониторинг, тестирование учащихся. 3. Методы качественного и количественного анализа. Опытно-экспериментальная ...

Второй план тесно соотносится с методическим разбором урока: обоснованием его целей, содержания, организации и т. д. Рассматривается, насколько он соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала, развития интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся и т. д.

Третий план анализа урока имеет двух адресатов: первый — это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условие ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т. д., т. е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем. В то же время психологический анализ урока — это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя. В этом случае психологического анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний протекания собственной деятельности, ее успеха и т.д.).

Все выше изложенное показывает, что психологический анализ урока — это многостороннее и многообъективное явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент, являясь тем мощным средством, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство.

Психологический анализ урока следует начинать с общих сведений об условиях проведения урока:

Дата——— Школа Класс———— Предмет————Ф.И.О. учителя——-

Тема урока:

Тип урока.

Цель и план урока.

Оборудование урока (технические средства и наглядные пособия)

Ниже приводятся несколько схем психологического анализа урока, которые могут быть использованы по выбору студента.

9 стр., 4101 слов

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы ...

... Материалы дипломной работы могут применяться в качестве дидактического материала при обучении учащихся начальных классов, в методических рекомендациях к курсу русского языка в начальной школе, для разработки конспектов уроков, ... людей); ? коммуникативная» [32, 3]. Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно ...

2.1.Схема психологического анализа урока

1.Раскрытие темы и цели урока:

а) проанализировать, какими приемами была доведена цель урока в сознание учащихся;

б) насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой занятия.

2.Стиль урока

1.Какие применялись методы и приемы на уроке, их целесообразность

а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;

г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем, и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формирует её, кто решает);

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся и учителя. Способы контроля усвоения материала, объективность, своевременность оценки;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

ж) педагогический такт учителя;

з) психологический климат в классе (умение подержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения);

2.Особенности организации учителя:

а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);

б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

3. Организация познавательной деятельности учащихся

1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

б) какие использовались установки, и в какой форме (убеждение, внушение);

в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнении по повторению и др.).

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.);

б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);

г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3. Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы;

в) рефлексия.

4. Организованность учащихся

1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах).

2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

5. Учет возрастных особенностей учащихся

Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

2.2.Схема психолого-педагогического анализа урока

1. Знания, умения, навыки учащихся на уроке

1. Какими знаниями оперировали ученики и каков их уровень?

2. Как протекал процесс формирования понятий?

3. Какие навыки проявили школьники и каков уровень их развития?

4. Какие умения проявили школьники и каков их уровень?

5. Каковы психологические условия формирования умений и навыков?

2. Психологические условия формирования взглядов, убеждений, идеалов учащихся на уроке

1. Какие убеждения, взгляды, идеалы позволял сформировать и выявить материал урока?

2. Какой уровень убеждений проявили школьники?

3. Отношение учащихся к учебе и мотивы учебной работы на уроке

1. Какое отношение школьников к учебной деятельности преобладало на уроке?

2. Были ли причины, вызывающие их отрицательное отношение к учебе?

3. Какие мотивы использовал учитель, побуждая детей к учебной работе?

4. Познавательная деятельность учащихся на уроке

1. Мышление:

что побуждало учеников к мыслительной деятельности; создавались ли проблемные ситуации и как это делалось;

какие приемы мыслительной деятельности проявились у школьников, и каков их уровень;

какие качества ума проявились у детей, и как учитель способствовал их формированию;

как учитель контролировал решение учащимися мыслительных задач на различных этапах урока, и в чем проявилась его помощь на каждом из них.

2. Память:

какие особенности воспроизведения учебного материала проявились у школьников, и как учитель руководил этим процессом;

какие случаи забывания материала обнаружились на уроке, и каковы их причины;

как осуществлялось руководство процессом запоминания.

3. Воображение:

какие образы должны были быть сформированы учениками на данном уроке для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;

какие недостатки формирования образов обнаружились у школьников, их причины;

какие условия способствовали эффективной деятельности воображения детей;

5. Психические состояния учащихся на уроке

1. Какие психические состояния проявились у школьников?

2. Каковы их причины?

При анализе необходимо различать причины, связанные:

с физическим состоянием учащихся (степенью утомления, состоянием здоровья и т.д.);

с предшествующими влияниями или обстоятельствами (событиями на предшествующем уроке, на перемене и т.п.)

с ходом самого урока – с его содержанием и организацией: с характером учебного материала;

с методами работы (их активность, разнообразием и т.п.);

с внешним оформлением урока (чистотой классной комнаты, опрятностью учеников и т.п.);

с использованием различных средств наглядности (их содержательностью, яркостью, оптимальным размером, нормальной удаленностью);

с темпом урока;

с состоянием, поведением учителя; его манерой говорить;

с результатом работы учащихся и характером их оценки и т.д.

6. Деятельность и поведение учителя на уроке

1. Какой уровень знаний, навыков и умений проявил учитель?

2. Какие педагогические способности наиболее ярко проявились у учителя?

3. Какие черты характера учителя содействовали или мешали успешному протеканию учебной деятельности?

2.3. Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий ( методика Симонова)

1.Оценка основных личностных качеств преподавателя

1.1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом.

1.2. Уровень педагогического и методического мастерства.

1.3. Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

1.4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.

1.5. Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.

2.Оценка основных характеристик учащихся на занятиях

2.1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2.2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

2.3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

2.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

3.Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся

3.1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала, формируемых умений и навыков.

3.2. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).

3.3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).

3.4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий

4.1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.

4.2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности в ТСО в его ходе.

4.3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.

4.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия.

4.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их занятий, умений и навыков.

4.6.Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся.

4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

5. Оценка цели и результатов проведенного занятия

5.1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.

5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).

5.5. Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию).

Ниже приводится пример анализа и оценки эффективности урока учителя Спириной Н.И.

Карта анализа и оценки эффективности уроков преподавателя средней школы № 289 города Москвы

Учебный предмет: русский язык

Ф.и.о. учителя: Спирина Н.И.

№ параметра

Дата анализа и оценки эффективности урока

23.10.09.

Краткая вербальная оценка действий преподавателя и учащихся

а

б

1

2

3

4

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Учитель прекрасно владеет учебным материалом, эрудирован;

Использует различные методические приемы;

Речь — образная, эмоциональная, четкая, грамотная;

Стиль общения демократический, заинтересованный;

Педагогический такт, эстет, внешний вид учителя.

2,1

2,2

2,3

2,4

2,5

2,6

3

3

2

3

3

4

3

4

3

3

3

4

Средний уровень познавательной активности, вопросы, в основном, задает учитель;

Развитию интереса учащихся способствует форма проведения урока (игра);

Ответы учащихся аргументированы, самостоятельная работа на перфокартах, коллективные проверки выполнения заданий;

При ответе учащиеся оперируют понятиями, сочетая знания с практической деятельностью;

Учащиеся работают в командах: продумывают ответы, вносят поправки в выполненные задания и т.д.

В классе спокойная, рабочая атмосфера.

3,1

3,2

3,3

3,4

3

4

2

2

3

4

2

2

Соблюдаются принципы научности и доступности обучения, не полностью — принцип посильности, т.к. в основном задания ориентированы на более сильных учащихся;

Учащиеся работают с текстом, составленным по впечатлениям о поездке в Мураново, учитель использует стихи учащихся;

Урок является обобщающим, в то же время при разборе предложений учитель использует прием опережающего обучения (виды сложноподчиненных предложений);

Лишь некоторые учащиеся выделяют главное, делают выводы и обобщения.

4,1

4,2

4,3

4,4

2

2

2

2

3

1

3

1

Учитель рационально использует время урока, темп работы – средний;

Репродукция картины «Золотая осень», опорные таблицы были использованы недостаточно эффективно;

Игровые задания используется рационально; это позволяет разнообразить деятельность учащихся;

Четкой обратной связи нет, т.к. учащиеся практически лишь отвечают на вопросы учителя;

4,5

4,6

4,7

2

3

4

2

4

4

Учитель работает на среднем уровне требований, в целом, контроль за знаниями осуществлялся эффективно;

Урок оказал большое эстетическое воздействие: обращение к теме осени, стихи, оформление;

Учитель напоминает учащимся правила работы.

5,1

5,2

5,3

5,4

5,5

3

3

3

3

3

3

4

3

4

3

Цель сформулирована четко: «Знаешь ли ты причастия?», в целом, в ходе урока учителю удалось проверить и обобщить знания учащихся;

Поставленная цель реальна, достижима, целесообразна;

Учащиеся закрепили теоретические знания о причастии, использовали их при выполнении заданий учителя;

Тема осени, которая красной нитью прошла через предлагаемые учащимся тексты, способствовала воспитанию у них любви к русской природе; спокойная обстановка, коллективные формы работы имеют большой воспитательный эффект;

Удачно выбранная форма проведения итогового занятия (урок-игра).

Эффективность

81

86

Урок оценивается на отлично.

Выводы и рекомендации учителю:

1.Учитель, в основном говорит сам, хотя стихи об осени могли бы прочесть учащиеся.

2.Продумать систему дифференцированных заданий болельщикам, добиваться боле четкого написания слов на доске.

3. Более четко организовать работу всех учащихся (болельщики большую часть времени оставались пассивны).

4. Эффективнее использовать наглядность (опорные таблицы, репродукцию).

5. Необходимо было продумать вопрос о домашнем задании для болельщиков, т.к. участники команд, которые были активны во время урока, получили еще и задание на дом.

3. Методы изучения эффективности педагогической деятельности учителя и учебной деятельности учащихся

3.3.1. Анкета для экспертной оценки урока

(Методика Галанова А.С.)

Анкета предназначена для экспертной оценки урока:

1.Методический: определенность целей и содержания урока, методически грамотное проведение контроля, объяснения и закрепления материала.

2. Организационный: четкое начало урока, поддержание урока, поддержание дисциплины, готовность кабинета к уроку (пункты 7-10).

3. Психологический: учет индивидуальных и возрастных особенностей, развитие психологических процессов и познавательной мотивации учащихся, педагогический такт и культура общения (пункты 11-14).

Каждый пункт состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу.

Эксперт должен оценить, какое из этих утверждений более верно по отношению к данному уроку. Оценка выставляется по 5-балльной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к «положительному» полюсу, баллы «1» и «2» — к «отрицательному», а балл «3» является промежуточным.

Чем выше итоговый балл по анкете, тем более положительно оценен данный урок.

В качестве экспертов могут выступать коллеги учителя, администрации школы, представители роно и другие специалисты, во время педагогической практики – студенты-практиканты.

Инструкция:

Уважаемый коллега! Предлагаем высказать ваше мнение об уроке учителя.

Прочитайте каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений.

Если Вы полностью согласны с утверждением из левого столбца, обведите цифру «5».

Если Вы не вполне уверены, т.е. считаете, что это «скорее всего так», обведите цифру «4».

Если Вы полностью согласны с утверждением из правого столбца, обведите цифру «1».

Если Вы не вполне уверены, обведите цифру «2».

Если вы затрудняетесь с ответом, обведите цифру «3».

Постарайтесь, чтобы ни один из пунктов анкеты не был Вами пропущен.

1. Учитель доступно объясняет задачи и цели урока

5 4 3 2 1

Учитель не формулирует задачи и цели урока

2.Учитель эффективно проводит проверку знаний и умений учащихся. Выставленные оценки аргументируются

5 4 3 2 1

Учитель не эффективно проводит проверку знаний и умений учащихся. Поставленные оценки не аргументируются

3.Педагог излагает материал логично и доказательно

5 4 3 2 1

Педагог излагает материал бессистемно, догматично

4. Педагог методически грамотно организует закрепление и обобщение пройденного материала

5 4 3 2 1

Педагог нечетко организует закрепление и обобщение пройденного материала

5. Содержание урока полностью отвечает требованиям программы, по которой работает педагог

5 4 3 2 1

Содержание урока не отвечает требованиям программы

6. Педагог в ходе урока эффективно использует методические и наглядные пособия, ТСО

5 4 3 2 1

Педагог слабо использует методические и наглядные пособия, ТСО

7. Учитель четко организует класс в начале урока, поддерживает дисциплину на протяжении всего урока

5 4 3 2 1

Учитель слабо организует класс в начале урока, не в состоянии поддерживать дисциплину в ходе всего урока

8. Кабинет хорошо подготовлен к уроку: имеются все необходимые материалы, наглядные пособия и т.п.

5 4 3 2 1

Кабинет не подготовлен к уроку:

9. Учитель хорошо распределяет время урока: поддерживает оптимальный темп, успевает все сделать до звонка

5 4 3 2 1

Учитель плохо распределяет время урока: темп слишком быстрый или медленный, план урока не согласован с его продолжительностью

10. Учитель уделяет необходимое время объяснению задания на дом

5 4 3 2 1

Учитель на уроке не успевает объяснить задание на дом

11. Педагог строит урок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся (уровень развития, темперамент, интересы и т.д.)

5 4 3 2 1

Педагог не учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей

12. Педагог целенаправленно развивает психические процессы учащихся: внимание, память, воображение

5 4 3 2 1

Элементы урока не направлены на развитие психических способностей учащихся

13. Учитель использует различные приемы, чтобы заинтересовать учеников предметом, развить их творческие способности

5 4 3 2 1

Учитель не прилагает усилий, чтобы заинтересовать учеников предметом

14. Учитель доброжелателен и тактичен в общении с учениками. На уроке царит комфортная психологическая атмосфера

5 4 3 2 1

Учитель бываетнесдержан или равнодушен к ученикам. На уроке ощущается напряженность, подавленность, неуважение к учителю

Обработка данных

Для каждой анкеты подсчитывается 3 показателя:

Х1 – оценка по блоку1: суммируются баллы по пунктам 1-6;

Х2 — оценка по блоку2: суммируются баллы по пунктам 7-10 и умножаются на 1,5;

Х3 — оценка по блоку3: суммируются баллы по пунктам 11-14 и умножаются на 1,5;

Хо – общая экспертная оценка: суммируются оценки по всем трем блокам: Хо = Х1+ Х2+Х3

После обработки каждой анкеты вычисляются итоговые показатели по данному уроку:

Х1 – среднее арифметическое по 1 блоку; вычисляется по формуле: Х1=сумма Х1 : Ν (Ν — количество анкет);

Х2 – среднее арифметическое по 2 блоку; вычисляется по формуле: Х2=сумма Х2 : Ν (Ν — количество анкет);

Х3 – среднее арифметическое по 3 блоку; вычисляется по формуле: Х3=сумма Х3 : Ν (Ν — количество анкет);

Хо – средняя общая оценка; вычисляется по формуле: Хо=сумма Хо : Ν (Ν — количество анкет).

Последний показатель (Хо) является основным. По его величине делается вывод об оценке деятельности учителя. Значение общей экспертной оценки:

18-30 баллов – низкая;

31-67 баллов – средняя;

68- 90 баллов –высокая.

Показатели Х1, Х2 и Х3 являются вспомогательными. Каждый из них может варьироваться в диапазоне от 6 до 30 баллов. По соотношению этих показателей можно судить о качестве того или иного компонента в структуре урока данного учителя.

3.2. Анкета для экспертной оценки учителя (анкеты для учащихся)

(Методика Галанова А.С.)

Анкета предназначена для оценки двух компонентов в деятельности учителя:

1. Воспитательного (объективная оценка и формирование личности ребенка, эмпатийное отношение к ребенку).

2. Организационно-мотивационного (создание у ребенка интереса к работе, организация детского коллектива, эффективная организация деятельности).

Первый компонент оценивается пунктами анкеты 1-8, второй компонент – 9-12.

Каждый пункт анкеты состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу. Учащийся должен оценить, какое из этих утверждений более верно по отношению к данному учителю. Оценка выставляется по 5-балльной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к «положительному» полюсу, баллы «1» и «2» — к «отрицательному», а балл «3» является промежуточным.

Чем выше итоговый балл учителя, тем более положительно оценивается учащимися его деятельность.

Инструкция:

Прочитай каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений.

Если ты полностью согласен с утверждением из левого столбца, обведи цифру «5».

Если ты не вполне уверен, т.е. считаешь, что это «скорее всего так», обведи цифру «4».

Если ты полностью согласен с утверждением из правого столбца, обведи цифру «1».

Если ты не вполне уверен, обведи цифру «2».

Если ты затрудняешься с ответом, обведи цифру «3».

Проследи, чтобы ни один из пунктов анкеты не был пропущен.

Анкета для экспертной оценки учителя (для учащихся среднего звена, 5-8-е классы)

1. Многие черты характера учителя ты хотел бы воспитать в себе

5 4 3 2 1

Ты не в чем не хотел бы походить на учителя.

2. Учитель относится к тебе по –доброму, внимательно

5 4 3 2 1

Учитель часто бывает раздражительным, его не интересует твои дела.

3. Ты охотно беседуешь с учителем в переменке и после уроков

5 4 3 2 1

Ты не хотел бы разговаривать с учителем помимо урока

4. Ты мог бы пожаловаться учителю или рассказать какой-то свой секрет

5 4 3 2 1

Ты не доверил бы учителю своих секретов

5. Педагог может заступиться за тебя, если ты прав, пред классом, родителями, учителями

5 4 3 2 1

Учитель не будет заступаться за тебя, даже если ты прав.

6. Учитель радуется твоим успехам, верит в тебя

5 4 3 2 1

Учителю все равно, он только ставит отметки.

7. Учитель справедливо относится ко всем ребятам

5 4 3 2 1

Учитель не любит некоторых ребят и бывает к ним несправедлив.

8. Учитель может тебе поднять настроение, рядом с ним чувствуешь себя увереннее

5 4 3 2 1

Учитель часто приходит в класс сердитым, рядом с ним ты чувствуешь себя испуганным или виноватым

9. Тебе хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода

5 4 3 2 1

Тебе не хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода

10. Тебе интересно с учителем, с ним спорится любая работа

5 4 3 2 1

С учителем скучно, любая работа с ним кажется ненужной.

11. Учитель легко может организовать ребят на какое-то дело

5 4 3 2 1

Учителю долго приходится уговаривать и заставлять класс взяться за какое-либо дело.

12. Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, он был бы лидером среди твоих друзей

5 4 3 2 1

Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, вы не приняли бы его в свою компанию.

Анкета для экспертной оценки учителя (для учащихся старшего звена, 9 -11 кл.)

1. Учитель является для тебя авторитетом

5 4 3 2 1

Учитель не является для тебя авторитетом

2. Педагог доброжелателен, тактичен и внимателен к тебе

5 4 3 2 1

2. Педагог не доброжелателен, может быть невнимателен или бестактен

3. Ты охотно общаешься с учителем помимо уроков

5 4 3 2 1

Тебе не хотелось бы общаться с учителем помимо уроков

4. Ты мог бы поделиться с учителем своими личными проблемами

5 4 3 2 1

Ты не можешь доверить учителю то, что касается только тебя

5. Педагог может отстаивать твои интересы пред коллективом учащихся, родителей или учителей

5 4 3 2 1

Педагог не возьмет на себя роль адвоката, даже если знает, что ты прав

6. Ты чувствуешь продержку со стороны педагога, его уважение к тебе

5 4 3 2 1

Ты не чувствуешь продержки со стороны педагога, он может проявить неуважение

7. Учитель справедлив ко всем ученикам без исключения

5 4 3 2 1

Учитель может быть несправедливым к отдельным ученикам

8. Учитель подает пример оптимизма и жизнелюбия

5 4 3 2 1

Педагог часто бывает желчен, раздражителен, может срывать на классе свое плохое настроение

9. Ты бы охотно принял участие в подготовке вечера, концерта или экскурсии под руководством педагога

5 4 3 2 1

Тебе не хотелось бы принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством педагога

10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят

5 4 3 2 1

Педагог не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников

11. Учитель может быстро организовать класс для решения какой-либо проблемы

5 4 3 2 1

Учителю приходится уговаривать и заставлять класс взяться за дело

12 Если бы учитель был твоим ровесником, он был бы лидером в вашем классе

5 4 3 2 1

Если бы учитель был твоим ровесником, он не был бы заметной фигурой в классе

Обработка данных

Для каждой анкеты подсчитывается 3 показателя:

Х1 – оценка по блоку1: суммируются баллы по пунктам 1-8;

Х2 — оценка по блоку2: суммируются баллы по пунктам 9-12 и умножаются на два;

Хо – общая экспертная оценка: суммируются Х1 и Х2

После обработки каждой анкеты вычисляются итоговые показатели для данного учителя:

Х1 – среднее арифметическое по 1 блоку; вычисляется по формуле: Х1=сумма Х1 : Ν (Ν — количество анкет);

Х2 – среднее арифметическое по 2 блоку; вычисляется по формуле: Х2=сумма Х2 : Ν (Ν — количество анкет);

Хо – среднее арифметическое общей экспертной оценки; вычисляется по формуле: Хо=сумма Хо : Ν (Ν — количество анкет).

Последний показатель (Хо) является основным. По его величине делается вывод об оценке деятельности учителя. Значение общей экспертной оценки:

16-35 баллов – низкая;

36-60 баллов – средняя;

61- 80 баллов –высокая.

Показатели Х1 и Х2 являются вспомогательными. Каждый из них может варьироваться в диапазоне от 8 до 40 баллов. По соотношению этих показателей можно судить о преобладании в деятельности учителя воспитательного или организационно-мотивационного компонента.

3.3. Анкета «учитель-ученик» (методика Н.В.Клюевой)

Анкета предназначена для учащихся 6-11 классов и позволяет определить степень выраженности компонентов педагогической деятельности учителя

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то «Нет».

1. Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.

2. Мне трудно ладить с учителем.

3. Учитель – справедливый человек.

4. Учитель умело готовит меня к контрольной и экзаменам.

5. Учителю явно не хватает чуткости и отношения с людьми.

6. Слово учителя для меня закон.

7. Учитель тщательно планирует работу со мной.

8. Я вполне доволен учителем.

9. Учитель недостаточно требователен ко мне.

10. Учитель всегда может дать разумный совет.

11. Я полностью доверяю учителю.

12. Оценка учителя очень важна для меня.

13. Учитель в основном работает по шаблону.

14. Работать с учителем – одно удовольствие.

15. Учитель уделяет мне мало внимания.

16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17. Учитель плохо чувствует мое настроение.

18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.

19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.

20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.

22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.

23. Я хотел бы стать похожим на учителя.

24. У нас с учителем чисто деловые отношения.

Ответ школьников определяет степень выраженности следующих компонентов педагогической деятельности учителя: гностического, эмоционального, поведенческого. Каждый ответ учеников, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Гностический компонент включает следующие вопросы:

Ответ «Да» — 1,4,7,10,19,22;

Ответ «Нет» — 13, 16.

Эмоциональный компонент включает вопросы:

Ответ «Да» — 8,11,14,23;

Ответ «Нет» — 2,5,17,20.

Поведенческий компонент включает вопросы:

Ответ «Да» — 3,6,12,18.

Ответ «Нет» — 9,15,21,24.

Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика (максимум – 8 баллов), эмоциональный – определяет степень симпатии ученика к учителю (максимум – 8 баллов), поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие учители и ученика (максимум – 8 баллов).

3.4. Методика диагностики направленности учебной мотивации

(Методика Дубовицкой Т.Д.)

Методика выявляет направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении конкретных предметов.

Инструкция: Прочитайтекаждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания соответствующий вам ответ, используя для этого предложенные обозначения:

Верно — (++)

Пожалуй, верно – (+)

Пожалуй, неверно – (-)

Неверно – (—)

1.Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить способности.

2.Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.Учебные занятия по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.

5.Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.Считаю, что трудные теоретические вопросы по этому предмету можно было бы не изучать.

8.Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути дела.

9.На занятиях по данному предмету у меня бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

11.Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают или помогают.

13.По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.Считаю, что все знания по данному предмету ценными и по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.Данный предмет дается мне с трудом и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно, пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно, неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем меньше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Полученные результаты можно расшифровать следующим образом:

0-10 – внешняя мотивация

11-20 – внутренняя мотивация

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0-5 балла – низкий уровень внутренней мотивации

6-14 –средний уровень внутренней мотивации

15-20 –высокий уровень внутренней мотивации

«Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» (Л.М.Фридман).

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть, в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета будет являться и мотивом и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом является целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность является в том случае, когда овладение содержанием учебного предмета является не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованию учителя, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации знание не является целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы не являются для учащегося внутренне принятыми, внутренне мотивированными. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностной ценностью.

3.5.Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (методика Марковой, Никоновой)

Инструкция: «Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом опроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки).

Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы может определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек)».

Вопросы

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

1

Вы составляете подробный план урока

2

Вы планируете урок лишь в общих чертах

3

Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока

4

Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала

5

Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?

6

Вы постоянно следите за тем, как усваиваете новый материал в процессе объяснения

7

Часто ли Вы обращаетесь к ученикам с вопросами в процессе объяснения?

8

В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика

9

Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов

10

Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил своей свой ответ

11

Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении

12

Вы часто меняете темы работы на уроке

13

Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала

14

Вы сразу отвечаете на неожиданный вопрос учащихся

15

Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

16

Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?

17

Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

18

Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

19

Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно без подсказок, не подглядывая в учебник

20

Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

21

Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам

22

Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы

23

Часто ли Вы контролируете знания учащихся

24

Часто ли Вы повторяете с учащимися пройденный материал

25

Вы можете перейти к изучению следующей темы, но будучи уверенным. Что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

26

Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

27

Как вы думаете, учащимся обычно интересно у вас на уроке?

28

Как вы думаете, учащимся обычно приятно у ас на уроках?

29

Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

30

Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

31

Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

32.

Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

33.

Вы часто анализируете свою деятельность на уроке

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).

Учителя с ЭТС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном – сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе. Задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки материал он выбирает наиболее интересный, менее интересный, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Таких учителей отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в чистом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС).

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторые преобладание интуитивности над рефлексивностью.

Ориентируясь и на процесс, и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний всех учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность. Он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя стол же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала. Что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС, в отличие от последнего, стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, и прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).

Для учителя с РИС характерны ориентации на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональны стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения. Не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (подсказки, уточнения), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающе- методичный стиль (РМС).

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проявлением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам.

Список рекомендательной литературы:

  1. Галанов А.С. Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. – М., 2001. – 160с.
  2. Дубовицкая Т.Д. Психологические основы обучения: Учебно-методический материал для студентов 3-5 курсов высших пед.учебных заведений. — Стерлитамак: Стерлитамак.пед.ин-т,2002.-160с.
  3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /отв. редактор А.Ф.Кудряшов, Петрозаводск, 1992. — 318с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. 1998.
  5. Психологическая практика студентов в школе: Методическое пособие /А.З. Рахимов, И.Н. Нестерова, С.Ш. Мустафина. БГПИ. — Уфа, 1999. – 70с.
  6. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учеб.пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. — М., 1995. — 192с.
  7. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя /Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. – М. 1990. – 192с.

26