ГБПОУ «Пермский педагогический колледж № 1»

Министерство образования и науки Пермского края

ГБПОУ «Пермский педагогический колледж № 1»

Методические рекомендации к

Ознакомительной практике в ДОО

(УП.01)

Для специальности 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.04.Специальное дошкольное образование

Пермь, 2014

Методические рекомендации к ознакомительной практике в ДОО разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01. Дошкольное образования и 44.02.04. Специальное дошкольное образование углубленной подготовки

 

Организация разработчик: ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»

 

 

Разработчики:

Маторнова Татьяна Николаевна, Кривоносова Валентина Михайловна,преподаватели высшей квалификационной категории

 

Рекомендованы методическим советом ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»

Пояснительная записка

Ознакомительная практика является составной частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов специальности «Дошкольное образование» и “Специальное дошкольное образование” в качестве воспитателей детей дошкольного возраста. Педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении представляет собой обязательный компонент профессиональной подготовки студентов. В ходе данной практики реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к педагогической деятельности и практическим формированием опыта ее осуществления. Содержание практики связано с содержанием учебных дисциплин общепрофессионального цикла (Педагогика; Психология; Возрастная анатомия, физиология и гигиена), с междисциплинарными курсами профессионального модуля ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития».

Продолжительность практики – 36 часов (одна неделя).

Прохождение студентами практики осуществляется в соответствии с работой воспитателя: в I смену – с 8.00 до 13.00, во II смену – с 14.00 до 18.00

Цель практики – формирование целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми, формирования у студентов основ педагогического анализа.

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

1. Составить план-график воспитательных мероприятий и расписание уроков (по образцу, данному в контрольно-учетной книжке), сдать на кафедру педагогики. 2. Выполнять функции классного руководителя (дублёра) в закреплённом классе (1-11 кл.), посетить в нём 5 уроков по разным предметам и один классный час (проведённый классным руководителем), полученные данные использовать при составлении отчётной ...

Задачами практики являются:

— изучение системы организации и содержания работы в ДОО;

— ознакомление со спецификой организации педагогического процесса;

— формирование умений и навыков наблюдения за организацией и проведением режимных моментов и анализ его результатов;

— формирование общих и профессиональных компетенций; развитие у будущих воспитателей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности;

— развитие профессиональной культуры.

В процессе практики наблюдений за режимными моментами в ДОО студент готовится к выполнению следующих видов деятельности: организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

В ходе учебной практики у студентов формируются следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 

Структура и примерное содержание ознакомительной практики

План практики

 

№ п/п Содержание работы студента Объем часов Уровень освоения  
Организационное собрание на базе ОУ, знакомство с базой практики Беседа с заведующим (зам.зав. по УВР) образовательного учреждения и педагогическим коллективом. Знакомство с нормативными федеральными и региональными документами, программой ДОУ, Уставом. Планирование работы ДОУ. ознакомительный
Распределение по группам, знакомство режимом дня. Наблюдение и анализ психолого-педагогической среды, окружающей ребенка. ознакомительный, репродуктивный
Наблюдение и анализ организации и проведения режимных моментов в 1-ю половину дня. репродуктивный, продуктивный
Наблюдение и анализ режимных моментов во 2-ю половину дня. ознакомительный
Наблюдение и анализ организации самостоятельной деятельности детей. Подведение итогов практики. репродуктивный
Оформление документации, отчета, самоанализ. продуктивный

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

Содержание учебной практики

Во время проведения ознакомительной практики предусматривается деятельность студентов по следующим направлениям:

организация работы ДОО: нормативно-правовые документы; основные программно-методические документы; знакомство с педагогическим коллективом, функциональными обязанностями воспитателя, координацией взаимодействия специалистов; планирование работы ДОО: знакомство с годовым планом ДОО, перспективными, календарными планами воспитателя.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

изучение и соблюдение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей»; знакомство с режимом дня и методикой проведения режимных моментов; изготовление наглядных пособий и дидактических материалов.

По каждому из направлений студент в период учебной практики выполняет ряд практических заданий, объем которых определяется планом практики.

Содержание деятельности

День 1.Организационное собрание на базе ОУ, знакомство с базой практики. Беседа с заведующим (зам.зав. по УВР) образовательного учреждения и педагогическим коллективом. Знакомство с нормативными федеральными и региональными документами, программой ДОО, Уставом. Планирование работы ДОУ. Цель: ознакомление со спецификой деятельности учреждения. Тип ДОО, номер, название, ведомственная принадлежность, адрес. История развития учреждения; направления работы; контингент детей; распределение их по возрастным группам; количество детей в группах; посещаемость детьми ДОО. Кадровый состав. Образовательная программа ДОО; программа воспитания и обучения; документация, регламентирующая деятельность ДОО; работа с семьёй (задачи, формы работы, опыт, перспективы); изучение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей». График работы заведующей, заместителя заведующей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинских работников.; функциональные обязанности; задачи работы; создание условий (режим, нагрузка); сотрудничество и взаимосвязи в педагогическом коллективе; оценка успешности деятельности педагогического коллектива; связи с образовательными и общественными организациями города; проблемы и перспективы. — 6 часов.

День 2.Распределение по группам, знакомство с сеткой занятий и режимом дня. Наблюдение и анализ психолого-педагогической среды, окружающей ребенка (Приложение 1,).

Цельознакомление с условиями развития детей в образовательном учреждении6 часов.

День 3, 4. Наблюдение и анализ организации и проведения режимных моментов в 1-ю половину дня. Наблюдение и анализ режимных моментов во 2-ю половину дня.Цель: формирование умений осуществлять педагогическое наблюдение, педагогический анализ, фиксировать результаты. Выполнение заданий (Приложение 2,3) — 12 часов.

День 5.Наблюдение и анализ организации самостоятельной деятельности детей. Подведение итогов практики. Цель: формирование умений осуществлять педагогическое наблюдение, педагогический анализ, фиксировать результаты. Выполнение заданий (Приложение 2)- 6 часов.

Тема 6. Оформление документации, отчета, самоанализ. Самостоятельная работа студента по оформлению документации практики, подведению ее итогов, подготовке к отчету.- 6часов.

 

Формы отчётности

1. Дневник практики

2. Лист самооценки.

3. Аттестационный лист.

4. Выступление на итоговой конференции.

 

Рейтинг-контроль

Вид учебной деятельности Форма контроля Кол-во часов Кол-во баллов
  М-1 Посещаемость практики 12 б.  
  Практические занятия   М-2 Беседа с заведующим (зам. зав.) образовательного учреждения. Запись беседы. М — 3 Режим работы ДОУ. Запись беседы.   М–4 Задание 1 М-5 Задание 2 М-6Задание 3 М-7 Задание 4 М – 8 Задание 5   М – 9 Задание 6           4 б.   3 б.   5 б.   4 б. . 4 б.   4 б. 5 б. 5 б.
Итоги практики: документация,     М – 10 Выступление на конференции по итогам практики, презентация.   М – 11 Ведение дневника (оформление, своевременная сдача) М – 12 Оценка руководителя практики от дошкольной образовательной организации (аттестационный лист)   15 б.     5 б.   От 2 до 4 б.
Максимальное количество баллов ИТОГО:     70 б.  
Итоговая оценка 70 – 60 — «отлично» 50 — 60 — «хорошо» 40 – 50 — «удовлетворительно» менее 40 -«неудовлетворительно»  

 

Информационное обеспечение

Основные источники:

 

  1. Вариативные программы (в соответствии в ДОУ).

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.Ц.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

Дополнительные источники:

 

1. Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова и др. – М., 2005. – 400 с.

2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.

3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., ТЦ. Сфера, 2007.

  1. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М., ТЦ. Сфера, 2007.

 

Приложение 1

Задание 1.

Изучение специфики труда воспитателя.

Цель: формирование целостного представления о деятельности воспитателя.

Методические рекомендации к выполнению задания:

1. Познакомьтесь с воспитателем и установите с ним доверительно-деловой контакт.

2. Понаблюдайте за работой воспитателя и помощника воспитателя, распределением обязанностей между ними. Сделайте хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей. Хронометраж ведите по следующей схеме:

 

Время Режимный момент Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей
         

Полученные данные сопоставьте с примерным распределением обязанностей персонала (из нормативных актов ДОУ).

3. Обратите внимание на культуру внешнего вида воспитателя и помощника воспитателя.

Задание 2.

Совершенствование культуры педагогической деятельности.

Цель: формирование установки на личностно-ориентированное общение с детьми.

Методические рекомендации к выполнению задания:

1. Подумайте и зафиксируйте в дневнике, как можно быстро установить контакт с детьми, запомнить их имена.

2. Понаблюдайте за детьми и опишите проявления индивидуальности ребенка, которые Вы заметили.

3. Опишите наиболее запомнившегося Вам ребенка.

4. Проанализируйте чувства, которые Вы испытали, общаясь с детьми.

 

Задание 3.

Анализ построения развивающей среды группы.

Цель: изучение особенностей организации предметно-развивающей среды в группах, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю.

Методические рекомендации к выполнению задания:

1. Познакомьтесь с помещением группы, расположением и назначением всех помещений групповой комнаты, их оборудованием.

2. Обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для разносторонней самостоятельной деятельности детей, двигательной активности.

3. Ознакомьтесь с интерьером групповой комнаты. Дайте заключение о его соответствии эстетическим требованиям.

4. Анализируя предметно-пространственную среду в группе, сделайте вывод, насколько она соответствует интересам ребенка, его психологическому здоровью, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды (данный материал обсудите на учебных занятиях по педагогике и психологии в колледже).

5. Подготовьте заключение о соблюдении в ДОО санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей.

 

Приложение 2

Задание 4

Знакомство с методикой проведения утренней гимнастики.

Цель: формирование умения осуществлять педагогическое наблюдение и педагогический анализ.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Наблюдая за проведением утренней гимнастики, обратите внимание на следующие моменты и зафиксируйте их в дневнике:

1. Гигиенические условия проведения утренней гимнастики: одежда, обувь детей, воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха, чистота помещения.

2. Соответствие комплекса возрасту и физическим возможностям детей.

3. Соответствие способов организации детей их возможностям.

4. Качество двигательных умений детей.

5. Эмоциональное состояние детей и воспитателя.

6. Объяснение и показ воспитателя.

7. Индивидуальный подход к детям.

 

Задание 5

Из беседы с педагогом и наблюдения организации режимных моментов, сформулируйте ответы на вопросы и зафиксируйте их в дневнике практики.

Утро

  1. Где проводился прием детей?
  2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?
  3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?
  4. Чем дети заняты утром?
  5. Предлагает ли воспитатель какие либо виды деятельности детям или дети предоставлены сами себе?
  6. Какими приемами организует воспитатель детей на утреннюю гимнастику?
  7. Как организуется переход к умыванию?
  8. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

Умывание

  1. Как происходит умывание детей? Все дети приглашаются к умыванию или поочередно?
  2. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?
  3. Какова роль воспитателя в процессе умывании?

Обед, завтрак, полдник

Занятие, НОД (непосредственно образовательная деятельность)

  1. Продолжительность, соответствие режиму, организация перерыва.
  2. Успевают ли дети отдохнуть (да, нет, почему?)

Сбор на прогулку

  1. Создание условий для одевания.
  2. Приемы, используемые при одевании.
  3. Навыки детей при одевании.
  4. Воспитано ли чувство взаимопомощи у детей, бережное отношение к одежде?

Прогулка

  1. Какое время отведено, соответствует ли программе?
  2. Осуществление контроля за внешним видом детей.
  3. Какие виды деятельности организовывались на прогулке?

Организация сна

  1. Как организован переход от обеда ко сну?
  2. Обучают ли детей аккуратно складывать вещи?
  3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

Организация подъема детей

  1. Как организован процесс просыпания детей?
  2. Как организован подъем, одевание, умывание детей?

 

Задание 6

Цель: формирование умений педагогической рефлексии.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Из беседы с педагогом и наблюденияза организацией воспитателем самостоятельной деятельности детей, ответьте на вопросы:

1. Учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности детей, их интересы.

2. Какие приемы воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей.

3. Планируется ли самостоятельная деятельность, ее отражение в планах работы воспитателя.

 

 

Приложение 3

Вопросы для наблюдения и

Анализ воспитательно-образовательной работы

Во П половине дня

1. Подъем детей; соответствует ли время подъема режиму группы?

2. Какие условия созданы для одевания детей?

3. Какая воспитательная работа проводится с детьми во время одевания? Ведется ли работа по воспитанию самостоятельности, вежливости, взаимопомощи, по расширению кругозора детей?

4. Какие методы и приемы в работе с детьми использовала воспитатель во время одевания (контроль, игровые приемы)?

5. Как организуется уборка постели, участвуют ли дети, руководит ли воспитатель?

6. Сколько времени длилось одевание?

7. достаточно ли было времени для игр? Все ли дети были заняты играми, какими? Сумела ли воспитатель добиться того, чтобы каждый ребенок был занят интересной и полезной для него деятельностью, как?

8. В котором часу началась подготовка к полднику, с чего она началась: сервировка стола с участием детей, указания к окончанию игр, постепенный переход детей от игр к умыванию, уборка игрушек на месте? Как соблюдается режим?

9. Моменты умывания, полдника (анализ по тому же плану, что и в I половине дня).

10. В каком часу дети вышли одеваться на прогулку, соответствие режиму.

11. Одевание детей на вечернюю прогулку (анализ такой же, как и на дневную).

12. Чем отличается содержание работы воспитателя во время вечерней прогулки по сравнению с дневной прогулкой (анализ по тому же плану, что и дневной).

 

Приложение 5

Организация питания

1. Как дети садились за столы: одновременно или по мере окончания умывания?

2. Стояла ли еда на столе или дети ожидали ее подачи?

3. Была ли задержка в подаче пищи, как был сервирован стол, следил ли воспитатель за позой детей?

4. Охотно ли дети ели, хорошо ли пережевывали пищу, полностью ли съедали пищу?

5. Аккуратно ли едят дети, правильно ли держат ложку, наклоняют ли тарелку, пользуются ли салфеткой, благодарят после еды?

6. Поведение детей за столом: не отвлекают ли друг друга во время еды?

7. Соответствует ли культура еды требованиям «Программы»?

8. Роль воспитателя в процессе питания: прием обучения детей правилам за едой – показ, пример товарища. поощрение и указание, знают ли дети названия блюд, называет ли их воспитатель?

 

 

Схема заполнения паспорта

1. Адрес, телефон

1. № , название ДОО.

2. Кадровый потенциал:

Ф.И.О. заведующей

Ф.И.О. старшего воспитателя (заместителя заведующего)

Ф.И.О. медсестры

Ф.И.О. специалистов

Ф.И.О. воспитателей (задействованных в организации и проведении практики)

Ф.И.О. помощников воспитателя (младших воспитателей).

3. Количество детей в ДОО

4. Количество групп (дошкольного, раннего возраста, разновозрастные и т.д.)

5. Кабинеты и помещения.

6. Реализуемые образовательные программы.

7. Основные задачи работы в соответствии с годовым планом.

8. Перечень дополнительных услуг.