I. Структура дипломной или курсовой работы

1. Общие положения

Курсовая или дипломная работа является самостоятельным учебно-исследовательским, учебно-методическим или учебно-практическим проектом студента. В соответствии с этим она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научному исследованию или методической публикации: содержать логично выстроенную обзорно-теоретическую и корректно проведенную эмпирическую части и быть оформленной в соответствии с установленными нормами.

В отличие от курсовой, являющейся результатом работы в течение одного учебного года, диплом представляет собой систематизацию разноплановых знаний, полученных студентом за весь период обучения в университете, проверку умения использовать методики исследования, диагностики и проектирования, а также степень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в области психологии.

Качественно выполненная дипломная или курсовая работа должны свидетельствовать об умении студента: четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; обосновать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях); излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу.

Курсовая или дипломная работа должна быть психологической по своему предмету и методам его анализа и может быть посвящена любой содержательной области психологической науки и/или практики. Обязательным является не использование каких-либо конкретных методов или определенного их количества, а систематический сбор данных и строго доказательный характер изложения содержания. Недопустимо подменять научную работу научно-популярными, метафизическими или публицистическими текстами. В целом, работа должна быть направлена на достижение сформулированных в ее введении целей и не должна содержать голословных положений (непроверенных или вообще непроверяемых научными методами утверждений).

Тематика дипломной работы должна соответствовать той специальности, которую студент получает по окончании университета. При этом она может писаться на любой из кафедр ИП РГГУ. Ограничений на тематику курсовых работ не вводится.

8 стр., 3845 слов

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

... психологии. Курсовая работа этого типа заключается в формировании или адаптации методик психодиагностики или психологического консультирования, программ социально-психологического тренинга, психологической профилактики ... Целесообразным представляется сочетание реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента. Реферативные формы научной деятельности ...

Курсовые работы пишутся студентами на 2, 3 и 4 курсах, дипломная работа — на 5 курсе под руководством научных руководителей — преподавателей и сотрудников ИП им. Л.С. Выготского РГГУ или других психологических организаций г. Москвы (имеющих научную степень кандидата или доктора психологических наук).

Все работы подлежат обязательной защите: курсовые — на заседании одной из кафедр ИП, дипломные работы — на заседании ГАК. Написание курсовых и дипломных работ без научного руководителя не допускается.

По жанру курсовая или дипломная работа может быть исследовательской, методической или прикладной.

2. Оформление работы

Дипломная или курсовая работа должны быть оформлены на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата A3. Текст следует печатать через 1,5 межстрочного интервала с использованием шрифта Times New Roman кегль 14, соблюдая следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм, правое — не менее 10 мм, верхнее — не менее 15 мм, нижнее — не менее 20 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 12 мм.

Диплом сдается в переплетенном виде.

Титульный лист работы должен содержать :

· полное название университета, института и кафедры, где была подготовлена работа,

· обозначение типа работы (курсовая или дипломная),

· название работы,

· фамилию студента, написавшего работу,

· фамилию, занимаемую должность и научную степень научного руководителя,

· место и год защиты работы.

За титульным листом должно следовать оглавление, в котором указаны названия глав, разделов и параграфов с указанием соответствующих страниц. Приложения в содержание не вносятся.

После основного текста работы, требования к которому изложены выше, следует список литературы, построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. В списке литературы должны быть представлены как базовые, ставшие классическими в данной области работы, так и «свежие» публикации, отражающие современный уровень разработки решаемой проблемы. Для курсовых студентов старших курсов приветствуется наличие в списке работ на иностранных языках, которые указываются после русскоязычных источников также в алфавитном порядке. Для дипломной работы наличие в списке литературы иноязычных источников является обязательным.

Ссылки на литературу, помещаемые в тексте работы, должны содержать фамилию автора и год издания работы, на которую следует ссылка. При цитировании в тексте обязательно должна содержаться ссылка на источник цитаты с указанием страницы, на которой находится цитируемый текст.

После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения. Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании — его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация, содержащаяся в приложениях, должна быть точной и полной.

8 стр., 3829 слов

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ № 1 и № 2

... · сведения о научном руководителе; · местонахождение вуза; · год написания работы. 4.1.2 Основной текст Содержание(см. Приложение 2): · Введение, список использованной литературы и заключение не нумеруются. · Знак параграфа не ставится. Параграфы ...

В приложения выносятся: тексты и ключи методик; таблицы первичных данных; результаты статистической обработки полученных данных; объемные графики, гистограммы, рисунки и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.

Кроме того, в приложения включаются данные о пилотаже методик; индивидуальные данные (полностью, выборочно или единичные для примера) — протоколы заполнения методик, протоколы интервью, протоколы наблюдения и иные материалы.

II. Роль библиографического аппарата.

Библиография должна охватывать возможно больший временной диапазон и показывать не только эрудицию пишущего и его приоритет, но и, что гораздо важнее, участие других в разработке темы. Важную роль при этом играет знание общей истории науки и особенно истории отечественного языковедения.

Роль библиографии в научной работе важна и многообразна. Она является не только отражением научной осведомленности и добросовестности автора, но также и отражением «совокупного знания» о предмете и о его связях с другими явлениями. Она нужна для ориентировки читателя, который будет заниматься близкими вопросами. Образно выражаясь, библиография — это мост между прошлым и будущим науки.

Собирание литературы — важная часть исследования и, вероятно, останется таковой даже тогда, когда машинный поиск информации значительно облегчит эту работу и отдельным ученым уже не надо будет «прочесывать» такое множество справочно-библиографических изданий и каталогов, как теперь.

Рост числа научных кадров и научных учреждений, интенсификация труда и стремительное увеличение количества публикаций привели к лавинообразному росту специальной литературы, что создает информационный шум и затрудняет нахождение и отбор действительно полезного. От успеха этого поиска зависит очень многое, поскольку индивидуальное знание включается в систему науки и становится общим достоянием только через разные формы публикаций (доклады, статьи, монографии и т.п.).

 

Библиография, сопровождающая научное исследование, заслуживает положительной оценки, если она целенаправленна, широка по временному и географическому диапазону, не пропускает существенных работ (т.е. обладает достаточной полнотой), включает работы на разных языках и правильно оформлена. Упоминание работ на разных языках и знакомство с ними очень существенно. К сожалению, часто те, кто изучают, например, английский язык, включают в библиографию только русские и англоязычные работы, забывая о том, что его тема может быть уже освещена в трудах на французском языке. Филолог должен быть полиглотом.

Требования к оформлению библиографии в настоящее время очень жесткие и различны для разных изданий. Тенденция к их стандартизации достаточно сильна, но существует несколько стандартов, и они меняются. В зависимости от того, куда должна быть представлена работа, пишущий должен обязательно знакомиться с соответствующими требованиями, будь то требования редакции журнала (их обычно публикуют на последней странице), издательства, редакции сборника или факультета. В связи с тем, что автор не всегда заранее знаком с соответствующими требованиями, а они несколько отличаются по полноте (например, не везде требуется указывать название издательства или количество страниц в книге), полезно с самого начала вести для себя библиографию самого полного вида. Надо указывать не только страницы, с которых взяты цитаты, но и общее количество страниц в книге, название и место издательства и в случае перевода записывать, с какого языка он сделан.

3 стр., 1455 слов

Библиографический список

... студентам-психологам рекомендуется использовать вариант заглавия «Библиографический список». Библиографический список – включает библиографические описания (записи) используемых, цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых и пр. документов. Библиографическое описание (запись) – содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, ...

В последнее время для библиографии в диссертационных работах и в библиотечных каталогах введены новые и довольно сложные стандарты библиографических описаний. Схемы, принятые в журналах и сборниках, несколько проще, но ниже будет дано представление об основном стандарте. Его полезно твердо усвоить и набить себе руку, чтобы в дальнейшем не пришлось вносить бесконечные мелкие поправки в уже готовые работы.

Библиографическое описание изданий по существующему сейчас стандарту состоит из элементов, объединенных в области, и заголовка. Области и элементы приводят в установленной последовательности. Каждой области и элементу предшествуют условные разделительные знаки, в качестве которых выступают знаки препинания. Каждая область отделяется точкой и тире (. —).

Элементы описания делятся па обязательные и факультативные. Набор факультативных элементов определяет учреждение, в котором составляется описание. Библиографическое описание может быть составлено под заголовком: индивидуальным (имена авторов) или коллективным (учреждения) или же под заглавием.

 

III. Оформление библиографического списка

Библиографический список – элемент библиографического аппарата. Содержит библиографическое описание использованных источников и помещается после «Заключения». К группировке материала в нем надо отнестись с большим вниманием, так именно она отражает глубину изученности темы ее автором, документирует, в частности, все библиографические ссылки в тексте исследования.

1.Рабочая картотека-предшественник списка.

Предшественником списка в процессе подготовки работы является рабочая картотека, состоящая из описаний всех проработанных автором материалов. Одно из главных достоинств карточной формы вспомогательного инструмента исследования – возможность сравнительно легко изменить порядок расположения, быстро добавить недостающие описания цитируемой литературы или, наоборот, изъять избыточную информацию на карточках.

2.Библиографический список литературы.

Библиографический список:

1. является органической частью любой научно-исследовательской работы и помещается после основного текста работы;

2. позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность цитируемых материалов (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов памятников и документов);

3. характеризует степень изученности конкретной проблемы автором; представляет самостоятельную ценность, как справочный аппарат для других исследователей.

Библиографический список к научной работе включает библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически, не были использованы автором.

Библиографический список помещается после основного теста работы.

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Во всех библиографических списках использованной литературы применяется сквозная порядковая нумерация.

3.Способы группировки литературы в списке.

Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках. Группировка зависит от характера работы, ее назначения, темы:

6 стр., 2745 слов

Глава I. Описание аудиторной и внеаудиторной работ

... занятий; 4) формирование умений самоанализа проведенной учебной и внеаудиторной работы.     Глава I. Описание аудиторной и внеаудиторной работ При подготовке к преподавательской деятельности осуществлялось знакомство с ...

· алфавитная;

· хронологическая;

· систематическая;

· последовательная (в порядке первого упоминания публикации в тексте);

· топографическая;

· по видам источников.

 

Алфавитная — расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикаций (если фамилия автора не указана, либо авторов четыре и более).

При этом есть определенные рекомендации:

— работы одного автора располагают по алфавиту названий работ или в хронологии их издания;

— работы авторов-однофамильцев — по алфавиту инициалов.

 

— не следует в одном списке смешивать разные алфавиты ( русский, латинский и др.).

Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке письменной работы.

 

Хронологическая — материал располагается по годам публикаций, а в каждом году — по алфавиту авторов или названий книг. Хронологический порядок позволяет показать историю изучения какого-либо вопроса. Обратнохронологическое расположение рекомендуется для работ, в которых основное внимание уделено современному состоянию вопроса.

Систематическая — библиографические описания располагаются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Систематические разделы лучше устанавливать в соответствии с главами рукописи или важных проблем темы. Литературу общего характера, относящуюся к теме в целом, целесообразно выделять в особый раздел.

Последовательная — расположение литературы в порядке первого упоминания в тексте используется довольно часто. Особенно в работах естественнонаучного и технического направления. Такое расположение применяется в списках цитированной литературы и в небольших по объему списках использованных источников при незначительном числе повторных отсылок от основного текста произведения. Сведения об источниках располагаются в порядке появления ссылок на источники в тексте работы.

Топографическая — расположение литературы по местностям, которым посвящена литература: по странам, областям, городам и т.д.

По видам источников — официальные документы (государственные, документы общественных организаций, массовых движений и политических партий), исторические источники, научная литература, документальные источники, составляющие базу исследования (статистические сборники, ежегодники и прочие материалы статистических органов).

Материалы социологических исследований в хронологическом порядке, справочная литература и т.д.

Библиографическое описание документов, отобранных для включения в библиографический список литературы, следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

5 стр., 2373 слов

Описание эксперимента из книги Р. Хока Больше опыта — больше мозг?

... источников. После предварительного выбора темы исследователю необходимо провести библиографический поиск по данной отрасли, чтобы получить точное ... первичными данными, чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления. ... и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании ...

К библиографическому описанию предъявляется ряд требований: точность, полнота, единообразие.

Библиографическое описание делится на части – «области», приводимые в определенной последовательности и состоящие из набора определенных элементов, содержащих сведения о конкретном признаке издания, статьи, патента, электронного ресурса. Набор элементов носят обязательный характер. Набор элементов (только обязательные или обязательные плюс факультативные) зависит от назначения описания.

Сведения об издании следует приводить с титульного листа документа. Для уточнения имеющихся или получения недостающих библиографических сведений используют различные источники – библиотечные каталоги и картотеки, справочные и библиографические пособия и т.п.

В библиографическом описании области и элементы разграничиваются системой условных разделительных знаков: Точка (.) и тире (-), запятая (,), двоеточие (:), косая черта (/) и т.д.

Общая схема библиографического описания

Заголовок . Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности.- Сведения об издании.- Место издания : Издательство, Дата издания. – Объем.

Заголовок: фамилия, имя, отчество индивидуального автора; наименование коллективного автора.

Основное заглавие

Сведения, относящиеся к заглавию: раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.

Сведения об ответственности: содержат информацию о составителях, редакторах, переводчиках и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ.

Сведения об издании: о повторности издания, его переработке и т.п.

Место издания: издательство или издающая организация.

Дата издания: год.

Объем: сведения о количестве страниц, листов, (в т.ч. отмечают таблицы – табл., иллюстрации — ил.)

Стандарт на библиографическое описание документа рекомендует отделять фамилию автора от инициалов запятой. Данный элемент является факультативным.

IV. Пример оформления списка литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // РГ. – 1993. №237. – 25 дек.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Ч.1. // СЗ РФ. – 1995. — №32.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Ч.2. // СЗ РФ. — №5 от 29.01.96, №43 от 27.10.97.

4. Федеральный Закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации” // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 411.

5. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей” (в ред., введенной в действие с 15.01.1996 г. Федеральным законом от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ).

// СЗ РФ. – 1996. — №3. – Ст. 140.

6. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” // РГ. – 1996. – 13 авг.

7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда № 166/96 от 21 мая 1996 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда. — 1996. -№ 9.

Следом за нормативно-правовыми актами идут учебники, монографии, учебные пособия, сборники статей.

12 стр., 5624 слов

Влияние российского менталитета на управление персаналом

... русских сотрудников», в точнее, корпоративной культуры, принятой у нас. Одной из характеристик российской деловой культуры является чувство коллективизма, предпочтении групповой мотивации индивидуальной - каждому ... - от тебя зависит успех всех. Исследователи отмечают, что основными чертами российского менталитета является наличие стойких традиций автократизма, коллективизма и общинности, а также ...

1. Коркунов, Н.М. Лекции по теории права и государства / Н.М. Коркунов. – М.: Юридический центр Пресс, 2004. – 428 с.

2. Мишин, А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США / А.А. Мишин. — М.: Наука, 1984. – 190 с.

3. Общая теория государства и права. В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т.1. — М.: Юристъ, 1998. – 407 с.

И в конце приводятся статьи и другие материалы периодической печати с обязательным указанием журнала (газеты), года выпуска, номера журнала (дата выхода газеты) и страницами.

1. Морозова, Л.А. Функции Российского государства на современном этапе / Л.А. Морозова, В.И. Смирнов. // Государство и право. — 1993. — № 6. — С. 98-108.

В итоге подобного оформления мы получаем три блока библиографической литературы:

— нормативно-правовые акты;

— учебники, пособия, монографии и др.;

— статьи.

Список литературы.

1. ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Взамен ГОСТ 7.1-84; Введ. 01.07.2004. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 166 с.

2. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы : методика подготовки и оформления : учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2008. — 340 с.

3. Гиляревский Р.С., Шапкин А.В., Белоозеров В.Н. Рубрикатор как инструмент информационной навигации. Изд-во: Профессия, 2008.-296с.

4. Амлинский Л. З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология. 2008.- 112с.

5. Суслова И. М., Дубенок Т. Е. Организационное развитие систем Изд-во: Профессия, 2004 г.-317с.

6. Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб /под ред. Мэксин Миллинг.

7. Воронько К.Л. Организация библиотечных фондов и каталогов. Изд. 2. 1981.-103с.

8. Шилов В.В. Книжное ядро публичной библиотеки: Пособие для библиотекарей 2000.-674с.

9. Вилков А.И.Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения культурных ценностей. Правовые и правоприминительные аспекты. 2010.-346.

10. Савина, И.А. Библиографическое описание документа: учебно-методические рекомендации / И.А.Савина ; под ред. Н.Б.Зиновьевой. – СПб. : Профессия, 2007. — 272 с. — (Библиотека).

11. Maроши B.B. Современный отечественный литературный процесс: роль института издателей. 2008.-33с.

12. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В.Захарчук, О.М.Зусьман. – СПб. : Профессия, 2005. – 547 с. – (Библиотека).

13. Справочник библиографа / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Профессия, 2005. – 592 с. – (Библиотека).

14. Справочно-правовая система Гарант (версия 5.2): руководство пользователя. – М. : ООО НПП «Гарант-Сервис», 2002. – 126 с.: ил.

 

15. Веревкина, А.Н. Как оформить библиографию к научной работе: метод.пособие / А.Н.Веревкина, С.Ю.Калинин, А.И.Обризан. — М. : Изд-во Моск. гос. ин-т к-ры, 1992. – 48 с.

16. Горюхин Ю.А. – Библиотека – это пространство книги// журнал «Бельские просторы», 1998г.

9 стр., 4424 слов

Сущность библиотечной профессии

... электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям [17, с. 640]. С другой стороны, на изменение библиотечной профессии ... влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как ...

 

17. Интернет-ресурс http://www.library.ru//©АНО«Институт информационных инициатив» © Российская государственная библиотека для молодежи , 2008-2012

18. Паршукова, Г. Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) : монография / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2004. – 224 с.

19. Баранов, В. А. Технология организации библиотечного консорциума пяти университетов Санкт- Петербурга / В. А. Баранов [и др.] // Науч. итехн. б-ки. – 2001. – № 3. – С. 37 – 45.

20. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

 

 

21. Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. — Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей).

— М., [199-?]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. — Загл. с экрана.

 

22. Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В. В. Лопатина — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005. — Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана.

 

23. Библиотеки вузов России // Научно-техническая библиотека МАДИ ГТУ. – Режим доступа: http://lib.madi.ru/links/.

24. Режим доступа:

 

25. Режим доступа: http://www.library.ru/1/kb/

 

26. Режим доступа: http://www.polezno.com/material/83

27. Режим доступа :http://referatius.ru/faq

28.

29. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

30. Фундаментальная библиотека Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Режим доступа: http://tsutmb.ru/lib/index.php/research-inf/438