ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 23

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это итоговое квалификационное исследование, которое является заключительным этапом подготовки бакалавра или магистра. Работая над ним, студент реализует полученные на предыдущих этапах обучения научные и практические средства профессиональной деятельности и осваивает технологию проведения самостоятельного полномасштабного научного исследования. Выпускная квалификационная работа проходит процедуры предзащиты на кафедре и защиты перед Государственной комиссией. Название выпускной работы и ее оценка записываются в приложении к диплому.

При подготовке ВКР необходимо ориентироваться на основные требования, которые изложены в Программе итоговой государственной аттестации подготовки бакалавров и магистров (см. Приложения 18 и 19).

Порядок подготовки выпускной квалификационной работы. На факультете социальной психологии МГППУ выбор темы выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы и магистерской диссертации) и ее согласование с научным руководителем происходит в период с 1 по 30 сентября. Также до конца сентября на выпускающую кафедру необходимо сдать подписанные научным руководителем заявление и задание на подготовку ВКР (см. Приложения 9 и 23).

Подготовка ВКР завершается до 30 апреля. В конце апреля проводится предзащита выпускных квалификационных работ: для бакалавров – на кафедре научного руководителя работы; для магистрантов – на выпускающей для данной магистерской программы кафедре.

Окончательно выпускная квалификационная работа оценивается Государственной аттестационной комиссией на защите, которая проходит в июне. При определении окончательной оценки учитываются промежуточные результаты подготовки выпускной квалификационной работы. Подробнее о порядке подготовки ВКР – см. Приложения 19, 20, 22, 23.

17 стр., 8071 слов

Руководство к выполнению дипломной работы по специальности 030301.65 ...

... сервиса, 2012 Введение Выпускная квалификационная работа (ВКР) является заключительным этапом подготовки специалиста и наряду с государственным экзаменом входит в итоговую государственную аттестацию. На кафедре философии и психологии выпускная квалификационная работа выполняется в ...

Как правило, степень оригинальности выпускной квалификационной работы должна быть не ниже 60% в бакалавриате и 70% в магистратуре по результатам проверки с помощью программы http://mgppu.antiplagiat.ru/.

Все выпускные квалификационные работы до защиты должны пройти официальную проверку на оригинальность. Для этого вы должны заранее (за 10 дней до защиты) сдать работу в электронном виде на кафедру, на которой работает ваш научный руководитель (для магистрантов – на выпускающую кафедру).

Результат официальной проверки проставляется на титульном листе ВКР.

 

 

Содержание ВКР

ВКР имеет структуру, аналогичную курсовой работе, включающей эмпирическую исследовательскую часть. А именно:

Титульный лист. Тема работы должна отражать объект и предмет вашего исследования и, по возможности, содержать не более 7-9 слов. Например: «Психологическая компетентность руководителя как фактор повышения его авторитета»; «Динамика развития взаимоотношений членов малой группы в процессе ее развития»; «Взаимосвязь стиля управления и конфликтности межличностных отношений в организации» и т.д.

Следует с самого начала точно формулировать название выпускной работы, так как оно закрепляется официальным распоряжением по университету и не может быть в дальнейшем скорректировано.

Оглавление составляется так же, как в реферате и курсовой работе, с указанием названий и номеров страниц разделов и подразделов (глав, параграфов, подпараграфов), а также страниц, с которых начинаются введение, выводы, заключение, библиография, приложения.

Введение содержит описание: актуальности изучаемой проблемы, объекта исследования, его предмета, целей, задач, гипотез (основной и, при необходимости, частных), новизны, методологической основы, методических средств, выборки испытуемых, теоретической практической значимости работы.

Введение ВКР во многом похоже на аналогичный раздел курсовой. Основное различие — в масштабности и глубине проработки проблемы.

Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо психического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.).

Так, например, в качестве проблемы исследования может выступить факт недостаточной разработанности вопроса о причинах конфликтности взаимоотношений между детьми. Или речь может идти о недостатке психологической компетентности многих современных руководителей при явной необходимости этого качества для достижения успешности их профессиональной деятельности. Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.

При определении актуальности ВКР, так же как и курсовой, следует объяснить, почему проводимое исследование необходимо (проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, нуждается в новых методических инструментах и т.д.).

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи работы по своему назначению соответствуют аналогичным разделам курсовой, хотя и характеризуют более сложную научную проблему. Видимо, поэтому не всегда гипотезу ВКР удается сформулировать точно с самого начала: зачастую она обретает свое окончательное содержание только в процессе исследования.

9 стр., 4076 слов

Требования к структуре курсовой работы (проекта)

... проблемы; - заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования; - списка используемой литературы; - приложений. 2.4. Дипломная работа, ... в себя иллюстрации реализации педагогической работы (детские работы). 2.7. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выходы которой реализуются ...

Гипотеза ВКР по сравнению с курсовой работой носит более глубокий научно значимый смысл и может иметь иерархическую структуру (то есть содержать основную и частные гипотезы). 

Глава 1 (теоретическая) выстраивается по схеме аналогичного раздела курсовой работы, однако отличается объемом и глубиной исследования. Если для курсовой можно было ограничиться несколькими литературными источниками, то для написания бакалаврской ВКР необходимо письменно проанализировать не менее трех десятков специальных работ, включая, если это рекомендует руководитель, и диссертационные исследования. Для подготовки магистерской диссертации чаще всего целесообразно использовать не менее 50 источников научной литературы, в том числе – на иностранных языках.

С помощью теоретического обзора вы должны показать свою осведомленность о том, что накоплено исследовательской практикой в изучении выбранной темы до вас. Повествование должно идти логически, от общего к частному: описание рассматриваемой проблемы, ее причины и место среди других явлений, разнообразие подходов к пониманию ее сущности, ее механизмы и закономерности, прикладное значение. На основе выявленных в ходе теоретического анализа формулируются выводы, а также цель и задачи эмпирического исследования. Главная цель теоретической главы – дать обоснование формулируемой гипотезы (гипотез) исследования.

Не забудьте о правильности цитирования использованной литературы. Так, например, если цитата приводится дословно (об этом свидетельствуют кавычки), то при необходимости ее сокращения в месте разрыва фразы должно стоять многоточие. Ссылки на литературные источники в тексте — обязательны (оформление ссылок – см. в разделе «Реферат»).

Если исследование требует углубленного анализа двух принципиально различных психологических феноменов, то его теоретическая часть может содержать две главы.

Глава 2 (эмпирическая или экспериментальная (если в работе проводится эксперимент) часть) также содержит знакомые вам по курсовой работе элементы — программу эмпирического исследования, его результаты и их обсуждение.

Программа эмпирического исследования строится исходя из его цели и гипотез.

В программе эмпирического исследования необходимо:

1. Перечислить использованные методы и методики, обосновать их выбор и указать источники, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в Приложении к ВКР.

Методики необходимы для изучения свойств, характеристик изучаемых переменных. Как правило, в социально-психологическом исследовании применяется несколько методик, что обусловлено необходимостью изучения сопоставимых переменных, требующих разностороннего изучения. С помощью одной методики обычно невозможно раскрыть на достаточном уровне характеристики этих переменных. Количество методических средств должно быть необходимым и достаточным для достижения цели исследования и подтверждения гипотез.

2. Описать базу исследования и выборку испытуемых, указав их демографические и другие, существенные для данного исследования, характеристики (пол, возраст, социальное положение и т.п.).

2 стр., 862 слов

Примерный перечень тем курсовых работ кафедры общей и социальной психологии

... перечень тем курсовых работ кафедры общей и социальной психологии Курс 1. Интеллект как объект психологической диагностики 2. Подходы к диагностике креативности 3. Исследование личности с ... Диагностическая методика «Профкарьера» для студентов     Студенты 4 курса! Темы курсовых работ обсуждаются с научным руководителем с перспективой написания дальнейшей выпускной квалификационной ...

Количество испытуемых в социально-психологическом исследовании также зависит от его цели и гипотез. Например, невозможно выявить закономерности внутригрупповых процессов или взаимоотношений личности и группы, исследуя только одну малую группу, поскольку каждая группа имеет свои специфические характеристики. Значит, чтобы выделить какие-то закономерности, необходимо обследовать, как минимум две-три сопоставимые между собой малые группы.

3. Охарактеризовать условия (включая даты и место проведения) исследования, его этапы и процедуры, упомянув обстоятельства, которые могли повлиять на результат.

4. Указать способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обосновать выбор этих способов.

Результаты включают изложение (без теоретической интерпретации) полученных эмпирических данных; сводные таблицы результатов, а также графики, диаграммы, схемы с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в Приложение. Если при использовании программных средств статистической обработки (SPSS и др.) вы получили англоязычные таблицы, то в курсовой работе содержащееся в них описание данных нужно изложить на русском языке.

Обсуждение результатов посвящено интерпретации смысла полученных эмпирических (экспериментальных) данных с привлечением теоретических знаний.

Желательно каждую главу ВКР заканчивать промежуточными выводами.

Выводы на основе всей проделанной работы обычно состоят из нескольких (5-10) высказываний и показывают, насколько решена каждая из поставленных в вашем исследовании задач, достигнута ли цель, подтвердились ли гипотезы, удалось ли продвинуться в решении рассматриваемой проблемы. Выводы должны коротко и содержательно, в тезисной форме отражать результаты, полученные автором.

Например, можно указать, что в структуре рассматриваемого феномена обнаружены ранее не известные компоненты (перечислить их).

Или отметить наличие (отсутствие) и характер взаимосвязей между исследуемыми психологическими явлениями. Добавить, в рамках какого научного подхода получены результаты и какова сфера их практического применения.

Заключение имеет тот же характер, что и аналогичный раздел курсовой работы. Оно представляет собой краткий обзор всей выполненной работы. В нем указывается теоретическая и практическая значимость исследования, намечаются пути дальнейшего исследования по данной теме.

Библиография следует после Заключения.

Приложения — первичные материалы, образцы протоколов исследования и наиболее интересных результатов обследования испытуемых и т. д. — помещаются в конце ВКР, после библиографического списка. В тексте на них обязательно даются ссылки.

Оформление ВКР

 

Оформление ВКР по форме принципиально не отличается от курсовой работы (Приложения 9, 10, 16, 17, 23) и подробно описано в Программе итоговой государственной аттестации (Приложения 18 и 19).

Объем ВКР составляет для бакалаврской работы не менее 50 страниц, для магистерской диссертации – 75 страниц стандартного печатного текста (формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева – 3 см, справа -1 см, сверху –2,5 см, снизу – 2 см.).

4 стр., 1656 слов

Исследование эмоций в отечественной психологии

... эмоций; 8. осветить психологию эмоциональных явлений в теории В. К. Вилюнаса. Методы исследования: 1. обработка и анализ научных источников; 2. анализ научной литературы по психологии, истории ... своей самоочевидностью обнаруживают своё влияние в познании, искусстве, в семье и на работе, в экстремальных условиях жизнедеятельности, в достижениях и душевных кризисах человека. Сведения об ...

ВКР должна быть сброшюрована и иметь твердую обложку.

Магистранты, помимо сброшюрованной ВКР, готовят и распечатывают на принтере автореферат диссертации, который представляет собой краткое изложение ее результатов и занимает примерно 10 – 15 страниц. Примерный образец титульного листа автореферата см. в Приложении 24.

Сброшюрованная ВКР сдается на выпускающую кафедру в обусловленный срок для проверки на антиплагиат, передачи рецензентам и оппонентам.