Указания по подготовке к контрольной работе

по предмету «Возрастная психологическая диагностика детей и подростков (с практикумом)»

Выполнение контрольной работы является важным этапом подготовки студентов к профессиональной деятельности. Цель ее – систематизировать, закрепить и соединить теоретические положения по дисциплине «Возрастная психологическая диагностика детей и подростков (с практикумом)» и практические задачи, стоящие перед специалистом в области психологии образования.

Являясь одним из видов самостоятельного изучения дисциплины, контрольная работа помогает приобрести навыки: теоретического анализа научной литературой; подбора и использования дополнительных источников информации; конспектирования; изложения материала в соответствии с требованиями.

Контрольная работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом, после изучения теоретических положений курса.

Общий объем контрольной работы – 25 – 30 страниц печатного текста.

Указания к выбору варианта. Предусмотрено 27 вариантов контрольной работы, обладающих равным уровнем сложности и трудоемкости. Номер варианта определяется по номеру студента в алфавитном списке группы.

Требования к оформлению контрольной работы. Контрольная работа выполняется на стандартных листах формата А4. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 15 мм, левое – 30 мм. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала. Страницы должны быть пронумерованы сверху, по центру. Титульный лист не нумеруется.

Выполнение каждого раздела и каждого задания начинается с новой станицы.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

титульный лист. Он должен быть оформлен в соответствии с требованиями. В его верхней части указывается принадлежность студента к учебному заведению, институту, специальности. В центре листа обозначается название дисциплины Возрастная психологическая диагностика детей и подростков (с практикумом) и номер вариант контрольной работы. Ниже справа указывается Ф.И.О. студента, номер его академической группы, Ф.И.О. преподавателя. Внизу, по центру листа обозначается год выполнения работы. На этой странице преподавателем выставляется оценка студенту за качество работы;

содержание, в котором указываются разделы и номера страниц, с которых они начинаются;

введение, которое включает рассмотрение актуальности диагностики в работе педагога-психолога, цель и задачи работы. Должно занимать не более 2 страниц;

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...

... текста, учитывая стилевые особенности психологических текстов, логики их построения и изложения; продемонстрировать умение организации психодиагностической и экспериментальной работы, навыки первичной статистической ... поднимая ее научный уровень до уровня дипломной работы. Целью курсовой работы является развитие студентом умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности ...

основная часть, состоящая из последовательно изложенных разделов:

1. Теоретическое обоснование диагностического плана по определенной теме.

В данном разделе необходимо кратко описать теоретический аспект предмета диагностики. Подобрать не менее трех методик, позволяющих диагностировать указанную сферу. Провести диагностику на одном испытуемом (классе, если в задание контрольной работы указана сфера межличностных отношений).

Обязательным в диагностике является применение качественного метода: наблюдение, биографический метод, беседа. Написать диагностическое заключение на испытуемого по результатам выбранных методик.

2. Аннотация методик диагностики (по одной из каждого блока, то есть 27 аннотаций по плану)

3. Психодиагностический анализ ситуации (Ситуация выбирается по порядковому номеру в списке группы).

заключение, в виде рефлексии диагностической работы;

литература, включающий информационные источники, используемые при выполнении работы; список располагается в алфавитном порядке с учетом общепринятых требований по оформлению библиографических списков.

приложение: текст методик, бланки обследования испытуемых. В бланке указывается в обязательном порядке следующие сведения об испытуемом: пол испытуемого, возраст, место учебы, класс, дата и время обследования, самочувствие.

 

Темы теоретическое обоснование диагностического плана

1. Диагностика родительтсва в пренатальный период

2. Диагностика индекса здоровья в первые дни рождения (безусловные рефлексы)

3. Диагностика психического развития в период младенчества

4. Методы и методики диагностики новообразований в раннем детстве

5. Методы и методики диагностики психической сферы дошкольника

6. Методы и методики диагностики эмоциональной сферы дошкольника

7. Методы и методики диагностики межличностных отношений дошкольников (включая детско-родительские)

8. Методики диагностики компонентов готовности детей к школе.

9. Методы и методики диагностики адаптации ребенка к школе

10. Методы и методики диагностики психических процессов мл.школьника

11. Методы и методики диагностики эмоционально-волевой сферы мл.школьника

12. Методы и методики диагностики личности мл.школьника

13. Методы и методики диагностики межличностных отношений мл.школьников (включая детско-родительские)

14. Методы и методики диагностики мотивационно-потребностной сферы мл.школьника

15. Методы и методики диагностики адаптации ребенка к средней школе

16. Методы и методики диагностики познавательной сферы подростка

17. Методы и методики диагностики психических свойств (темперамент, акцентуированность характера) подростков

18. Методы и методики диагностики эмоционально-волевой сферы подростков

19. Методы и методики диагностики межличностных отношений подростков

20. Методы и методики диагностики детско-родительских отношений подростков

21. Методы и методики диагностики интеллекта подростков

22. Методы и методики диагностики личности подростка

23. Методы и методики диагностики мотивационно-потребностной сферы подростка

24. Методы и методики диагностики специальных способностей подростков

25. Методы и методики диагностики креативности подростков.

26. Методы и методики диагностики профессиональных склонностей подростков.

27. Методы и методики диагностики самоотношения подростка.

Требования:

Тематика самостоятельной работы по аннотации психодиагностических методик

 

В таблице перечислены методики которые необходимо законспектировать, если отмечается «по выбору», значит студент по своему усмотрению имеет право выбрать методику для анализа. В остальных случаях студент предоставляет к отчету законспектированные методики в соответствии с таблицей. Замена конспектируемых методик проводится при согласовании с ведущим преподавателем и не может касаться методик направленных на исследование личности.

При конспектировании придерживаться следующего плана:

1. Название методики.

2. Автор.

3. Область диагностики в соответствии с теорией.

4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.).

5. Данные о стандартизации.

6. Аннотация инструкции.

7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.).

8. Особенности анализа данных.

9. Интерпретация данных.

 

Сфера Направленность Методика
1. Псих.процессы Ощущение, восприятие Три методики на выбор (в соответствии с возрастами) Методика «Компасы», кубики Коса
2.   Память Три методики на выбор (в соответствии с возрастами) Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву Методика Л.С.Выготского
3.   Воображение «Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов Тест Масселона (метод трех слов) для оценки продуктивности вербального воображения. Опросник Р. Гордона для определения яркости и контролируемости представлений
4.   Мышление «Простые аналогии» и «Сложные аналогии» для оценки способностей устанавливать логические связи и отношения между понятиями. «Числовые ряды» для оценки логико-математических способностей. «Счет в уме» Крепелина для оценки скорости математических вычислений. Тест на логическое мышление
5.   Интеллект Тест Д.Векслера (взр, дет варианты) Тест Р.Амтхауэра, Тест Г.Айзенка Прогрессивные матрицы Дж.Равена Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла Тест Ф.Гудинафа «Рисунок человека»
6. Псих.свойства Темперамент Теппинг-тест для оценки свойства лабильности и процесса возбуждения нервной системы Павловский темпераментальный опросник (ПТО) (М.В. Бодунов, Е.С. Романова, Я. Стреляу, А. Англяйтнер) Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова
7.   Характер Опросник Шмишека для выявления типа акцентуаций (по Леонгарду) Опросник черт характера для взрослых (ОЧХ-В) В.М. Русалова и О.Н. Маноловой Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова
8.   Способности Тест (КОТ) Р.Вандерлика Тест Е. Торренса (США) для оценки вербальной и образной креативности Д.Богоявленская «Метод креативного поля» Тест педагогических способностей (на выбор)
9. Состояния Внимание Корректурная проба Бурдона (в модификациях по возрастам) Кольца Ландольта «Таблицы Шульте» «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова Методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания. «Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамических характеристик внимания
10.     Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН)
11. Личность   MMPI, Mini-Mult (полный и сокращенный варианты) Стандартизированная многофакторная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик Факторные личностные опросники Р.Кеттелла Методика «15 личностных факторов» (15ЛФ) А.Г. Шмелева Личностный опросник Г. Айзенка Личностный профиль О.Лири Опросник «Пять факторов» (ОПФ) (П.Т. Коста, Р.Р. МакКрей, адапти- рован М.В. Бодуновым)
12.   Типы личности Индикатор типов личности Майерс-Бриггс (MBTI) для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга Соционика А. Аугустинавичюте
13.   Проективные методики Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея Мотивационный тест Х. Хекхаузена Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик Методика «Выбор цвета» М.Люшера Тест восьми влечений Л. Сонди Тест Г. Роршаха «Чернильные пятна» Методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви Фрустрационный тест С. Розенцвейга
14.   Графические проективные методики Проективная методика «Рисунок семьи» Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука Тест Дерева К. Коха
15.   Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик Опросник Басса-Дарки Методика «Hand-test» Э. Вагнера Диагностика агрессивности в фрустрационном тесте С. Розенцвейга Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришина)
16.   Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности Шкала самоуважения М. Розенберга. Символические задания на выявление «социального Я» Б. Лонга, Р. Циллера, Р. Хендерсона. Опросники самоотношения (ОСО) и методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности Вопросник самоактуализации личности (САМОАЛ) (11 шкал)  
17.   Измерение ответственности и регуляторной активности Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Опросник локуса контроля у студентов (ЛКС) С.Р. Пантелеева. Опросник субъективного контроля (ОСК) О.А. Осницкого и Ю.С. Жуйкова  
18.   Диагностика личностных особенностей «Ориентационная анкета» Б. Басса «Личностный дифференциал» (ЛД) Бажина и Эткинда Диагностика толерантности как устойчивости личности Методика «Копинг-поведение» Э. Хайма Методика «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана
19.   Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна Тест школьной тревожности Филлипса Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан для детей 10-16 лет. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина «Определение уровня депрессии» В.А. Жмурова Опросник психического выгорания учителей А.А. Руковишникова
20.   Диагностика мотивации и уровня притязаний Опросник А. Мехрабиана для измерения результирующей тенденции мотивации достижения Мотивационный тест тематической апперцепции Х. Хекхаузена Опросник «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова Тест юмористических фраз (ТЮФ) «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса для измерения 15 мотивационных тенденций личности. «Потребность в общении» Ю.М. Орлова Изучение мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной
21.   Психодиагностика профессиональной деятельности «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» Б.А. Федоршина  
22.   Психологическая оценка работников в организации Опросник стиля руководства коллективом В.А. Журавлева «Опросник на выявление типов профессионалов» М. Белби
23.   Диагностика адаптации и дезадаптации Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
24.   Социально-психологическая диагностика личности и группы Социометрия Референтометрия Методика «Q-сортировка» (Q-sort) В.Стефансона Индекс групповой сплоченности Сишора
25.   Диагностика межличностных отношений и особенностей общения Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения уровня развития социального интеллекта Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда Цветовая методика отношений Лутошкина
26.   Диагностика семейных, супружеских отношений Семейный тест отношений И.М. Марковской Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер Опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко
27.   Диагностика родительско-детских отношений.   «Родители глазами подростка» (ADOR) (5 шкал).

Измерение родительских установок и реакции (опросник PARI) Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина Проективная графическая методика «Рисунок семьи»

 

Задания для работы с ситуацией

1. Предложите программу психодиагностической работы с участниками ситуации запроса: назовите и опишите необходимые этапы диагностического процесса, их содержание применительно к данному случаю (уровень проектирования).

2. Обоснуйте необходимые профессиональные действия на отдельных этапах работы с данным случаем (в том числе, на этапе формулирования диагностических гипотез) ссылками на методологические принципы диагностической деятельности, теоретические положения возрастной, педагогической психологии и др. областей психологического знания (теоретический уровень).

3. Определите необходимые для работы с данным случаем психодиагностические методы и конкретные методические процедуры, опишите их диагностические возможности (методический / технический уровень).

4. Проанализируйте предложенный случай с точки зрения взаимодействия диагноста с участниками ситуации запроса (этических принципов, возможной позиции обследуемого по отношению к диагностической ситуации и пр.) (деонтологический уровень).

5. Сформулируйте обращение психолога на первой встрече, включающее объяснение целей обследования, мотивирование к работе, организационные вопросы дальнейших встреч с психологом, характер взаимодействия и пр. (уровень демонстрации профессиональных действий).

6. Проанализируйте сформированность своих компетенций, необходимых для решения предложенной профессиональной задачи, обоснуйте свое мнение. Предложите свою шкалу оценки сформированности профессиональных действий, оцените по ней свое выполнение комплексного задания (уровень рефлексии).

 

Комплексное задание №1

 

Описание ситуации:

К психологу обратилась мама Сергея Ф. (15 лет) с запросом «Помочь восстановить с сыном нормальные отношения».

Сергей отказывается общаться с ней: прекратил разговаривать, повесил на дверь комнаты замок, питается отдельно (устроился работать на почту).

Семья полная. Отношения сына с родителями всегда были дистантными, но в рамках принятых приличий. Сын, по словам матери, уже давно ничем не делится и ничего не рассказывает о себе. Подросток хорошо учится в школе, самостоятелен, сам записался на подготовительные курсы в институт и посещает их.

 

Комплексное задание №2

 

Описание ситуации:

К психологу обратилась мама Виктора Р., обучающегося в младшей школе (9 лет) с запросом порекомендовать упражнения для развития памяти и мышления.

Виктор не желает ходить в школу, плохо успевает. В семье есть еще старшая сестра (12 лет), учится в той же школе хорошо (на 4 и 5).

Мальчик в первом классе посещал группу продленного дня, так как мать работала. Учителя жаловались на его несобранность, неаккуратность, расхлябанность. В настоящее время мать не работает, много времени уделяет сыну: пытается делать с ним уроки, но это обычно заканчивается конфликтами и скандалом. Запрос — порекомендовать упражнения для развития памяти и мышления.

 

Комплексное задание №3

 

 

Описание ситуации:

К психологу обратилась мама Михаила Л., обучающегося в младшей школе (второй класс, 8 лет) с запросом: «В чем причины агрессивного поведения сына?».

Михаил активный мальчик, проявляющий в поведении агрессию. В школе не дает никому проходу, очень вспыльчив, все конфликты пытается разрешить силой. Бывает очень жестоким, часто старается исподтишка навредить противнику. Ребята в классе его не любят, но есть два одноклассника, с которыми он общается и играет во дворе. Учитель потребовал от матери, чтобы «она сходила к психологу и принесла справку, что ребенок здоров». Единственный ребенок в полной семье, оба родителя работают, за мальчиком иногда присматривает старая прабабушка. Секций и кружков не посещает. В дошкольном возрасте находился на домашнем воспитании.

 

Комплексное задание №4

 

 

Описание ситуации:

К психологу обратилась Елена К. (12 лет) с запросом: «Стоит ли сменить школу?».

Девочка — новенькая, пришла в этот класс три месяца назад. Сначала отношения складывались хорошо, у нее появились друзья, в том числе лидер класса. Однако через некоторое время девочка стала дружить с другой одноклассницей. Отношение в классе к ней резко изменилось: ее стали дразнить, открыто игнорировать. Елена испытывает отвержение со стороны сверстников — ее преследуют, подбрасывают письма с требованием «уйти из класса».

 

Комплексное задание №5

 

 

Описание ситуации:

К психологу обратилась классный руководитель 8 «Б» класса с запросом: «Как изменить ситуацию в межличностном взаимодействии в классе?».

Большая часть подростков 8 «Б» класса обучаются вместе с самого начала. Ранее значительных проблем не возникало. В восьмом классе пришел новый ученик Вадим Г., который сразу понравился ребятам. Мальчик активный, взрослее своих лет и многих одноклассников. Занимается футболом, имеет спортивные достижения. К концу первой части начали проявляться первые конфликтные ситуации. Вадим в них не участвовал, но происходили они из-за него. Класс стал разделяться, особенно ярко это проявлялось в среде девочек. На данный момент конфликты стали влиять на учебную деятельность. Ребята отказываются участвовать в совместной деятельности, если в группу будут входить «нежелаемые ученики». Класс становится «неуправляемым».

 

Комплексное задание №6

 

 

Описание ситуации:

К психологу обратилась классный руководитель 5 «А» класса с запросом: «Как определить «сильные» и «слабые» стороны своего класса?».

Класс по составу стабильный, все обучаются вместе с самого начала. В младшей школе дети учились по программе «Развивающего обучения Л.В.Занкова».

 

Комплексное задание №7

 

Описание ситуации:

К психологу обратилась классный руководитель 10 «А» класса с запросом: «Что включить в план работы на 11-ый класс для своевременной и эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ».

Класс характеризуется как стабильный. Средний балл обучению, по классу — 4,2 (М=4,2, σ=0,3).

Но, при опросе учителей, которые работают по подготовке учащихся к ЕГЭ, классный руководитель стала отмечать, что учащиеся стали формально относиться к подготовке. В анкетах учителя пишут: «Работают без цели, без «огонька»», «Бытует мнение: «Все равно поставят…», «Нет стремление к самостоятельному освоению материала». Отмечается снижение активности при подготовке к занятиям. Школьники, при разговоре с классным руководителем отмечают, что вузов много, все равно поступят.

 

Комплексное задание №8

 

Описание ситуации:

К психологу обратилась директор школы с запросом: «Включиться в программу «Адаптации вынужденных переселенцев»».

В школу, в соответствии с программой «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», поступает ребенок Инга Р. (11 лет).

Ребенок переехал с мамой, бабушкой и младшим братом из «горячей точки». Во время пребывания на родине Инга неоднократно находилась в бомбоубежищах. Так же во время срочной эвакуации семья пережила обстрел. Отец остался на родине. Девочка не обучается уже 7 месяцев.

 

Комплексное задание №9

 

Описание ситуации

 

К психологу обратился классный руководитель 8 В класса с запросом: «Посоветуйте, что мне делать, чтобы Кирилл Е. (вновь пришедший обучающийся 8 В класса) влился в коллектив класса и перестал тесно общаться с подростками, стоящими на учете у нарколога из 10 А класса»?

Данные, сообщенные классным руководителем:

Кирилл Е. (14 лет) пришел в 8 В класс из другой школы, так как его семья сменила место своего проживания. Учился Кирилл на хорошо и отлично. Подросток малообщителен, агрессивно-замкнутый. В новом классе ни с кем близко не общается. Начал в сентябре учиться хорошо, однако в октябре начал пропускать уроки, вести себя странно (по словам учителей-предметников) – то заторможенно, то излишне возбужденно, агрессивно. Классный руководитель несколько раз чувствовала от Кирилла запах сигарет и видела его в компании старшеклассников из 10 А класса, стоящих на учете у нарколога. Классный руководитель разговаривала с мамой Кирилла. Ей не до сына, она занята бракоразводными делами. Странного в поведении сына ничего не замечала, кроме поздних возвращений домой (около 24.00); выговаривала сыну за это. Он пообещал приходить пораньше, но обещание свое не сдержал. Мама пообещала поговорить с сыном еще раз. От разговора с классным руководителем Кирилл уходит, от предложений поучаствовать в делах класса отказывается.

 

Комплексное задание №10

Сергей (6 лет), не посещающий детский сад, не интересуется изучением букв, цифр. Мама обеспокоена его поступлением в школу. Какие методики позволят нам диагностировать особенности Сергея?

Комплексное задание №11

 

Миша с удовольствием пошел в первый класс, но уже в октября мама стала замечать, что он стал больше грустить. У него часто стала проявляться апатия, и, кроме того, Миша стал грызть ногти. Могут ли данные проявления связаны с учебой в школе?

 

Комплексное задание №12

Аня (7 лет) любит учиться, но у нее возникают проблемы с работой по образцу. Учительнице приходится постоянно показывать Ане – как нужно выполнять задание. Девочка начинает выполнять, но быстро отвлекается и не заканчивает его, либо выполняет неправильно. С чем может быть связана данная проблема?

 

Комплексное задание №13

 

Мама Вадима (8 лет) обратилась к учительнице по поводу нежелания сына ходить в школу. Дома Вадим жаловался на ситуацию в классе, что его обижают, с ним не хотят дружить. Какие компоненты можно диагностировать по этой проблеме?

 

Комплексное задание №14

 

Андрей (8 лет) подготовил хороший исследовательский проект. Но его родители обеспокоены тем, сможет ли ребенок успешно его представить? Кроме характеристики речи Андрея, родители обеспокоены тем, что ребенок медленно развмышляет, и поэтому он не сможет быстро отвечать на вопросы. Есть ли основания для беспокойства у родителей?

 

Комплексное задание №15

 

В консультацию обратилась мать 10-летней девочки с жало­бой на страхи и тревожность ребенка. 10 месяцев назад во время поездки на автомобиле мама с дочерью попали в аварию (маши­на перевернулась), но никто не пострадал. В течение 3 месяцев у девочки наблюдались ночные кошмары и тик, но потом все про­шло. В настоящее время девочка испытывает страх, что с мамой что-то случится, беспокоится, когда ее нет рядом, испытывает чувство тревоги. Родители в разводе. Мать много работает, занимается предпринимательством. Девочка хорошо учится в школе, отметки — 4 и 5.

 

Комплексное задание №16

 

К школьному психологу обратился директор школы с за­просом оценить возможности подростка 13 лет обучаться в обще­образовательной школе. Мальчик плохо учится, не успевает по ряду предметов, грубит учителям, на уроке постоянно нарушает дис­циплину. Состоит на учете у психоневролога с 6 лет в связи с жалобой родителей на постоянное беспокойство, повышенную дви­гательную активность, неспособность концентрации и сосредото­чения. Мать умерла в родах. До 6 лет воспитывался у бабушки в другом городе. В настоящее время проживает совместно с отцом и мачехой (школьная учительница).

Отцу предлагают забрать ребен­ка из школы на домашнее обучение

 

Комплексное задание №17

 

Мама Бориса (9 лет) обратилась в школу с вопросом о поведении ребенка. Потому что дома Борис стал грубить родителям, негативно реагировать на замечания. Что нужно исследовать для подготовки ответа маме?

 

Комплексное задание №18

 

Снежанна может хорошо учиться, но она постоянно отвлекается. Может засмотреться в окно. Легко отвлекается на посторонний шум. При контроле со стороны учителя легко справляется с заданием. Что может быть причиной такого поведения Снежанны?

 

 

Комплексное задание №19

 

Стас (7 лет) добрый и хороший мальчик, но очень часто обманывает. Может в школе рассказать о подарке, которого ему никто не дарил. Дома рассказать о случае, которого не было. При этом, у Стаса нет злого умысла, как он говорит: «Все получается как то само собой». Какую диагностику можно предложить при работе со Стасом?

 

Комплексное задание №20

 

Маша (6 лет) очень любит играть в школу, при чем активно играет роль как учителя, так и школьницы. Достаточно ли этого, чтобы предположить, что Маша будет хорошо учиться?

 

Комплексное задание №21

 

У Ильи (8 лет) хорошие способности учиться, но любые проверочные (самостоятельные, контрольные) работы он пишет плохо. Мама говорит, что Илья перед контрольной дома плачет, боится ожидания оценки за контрольную работу. Что необходимо диагностировать, в данном случае, чтобы целенаправленно организовать коррекционную работу с Ильей?

 

Комплексное задание 22

 

С некоторых пор в 9-ом «А» классе стало очень тяжело работать Ученик этого класса. Ю. перестал подчиняться большей части учителей и начал систематически срывать уроки Учился он до этого не очень старательно, хотя имел неплохие способности. А теперь мог демонстративно ходить по классу, щелкать семечки, включать радиоприемник и многое другое. Свои выходки он частенько сопровождал шутками. А однажды после замечания, которое ему сделала учительница физики, он стал на подоконник и заявил, что если она не выполнит его требования, то он выскочит из окна второго этажа. Некоторым ученикам это начало нравиться. Учебный процесс в этом клacce был под угрозой. Обратились за советом к психологу.

 

Комплексное задание №23

 

Учительница: «Меня привел к вам очень деликатный вопрос. В моем 6 классе учится мальчик. В связи с плохим обучением и поведением его оставили на второй год в одном и том же классе. Особых хлопот в этом году он не причиняет. Волнует другое. Я не знаю даже, как это объяснить. Иногда С. ведет себя так, как петух в курятнике. На голову выше всех детей, физически сильнее, он зажимает девочек в темных углах, дергает и бесцеремонно ощупывает, а те, не понимая, что происходит, визжат от страха и боли. Такие «шутки» повторяются, все чаще. Я теряюсь догадках, Не зная, как подступиться, что сделать. С одной стороны, стоит пресечь эти «шутки», так как; …некоторые девочки пожаловались дома, и их родители уже интересовались, что там творится в школе. С другой стороны, хотя С. будто бы старше других детей, но часто мыслит очень инфантильно. Складывается впечатление, что он сам не ведает, что творит. Как выйти из этой ситуации? Нужно ли говорить что-то и что именно мальчику, девочкам, их родителям?»

 

Комплексное задание №24

 

Д. попал на консультацию к психологу в возрасте 14 лет. Он постоянно демонстративно нарушал дисциплину на уроках, пытаясь всеми средствами привлечь к себе внимание. Классный руководитель охарактеризовал его как нетерпеливого, нервного, высокомерного, доминантного, склонного вступать в пререкания учащегося, которому не очень симпатизируют одноклассники, так как с ним трудно иметь дело. Несмотря на то, что его коэффициент интеллекта был очень высок, учился он гораздо ниже своих возможностей. Физически был явно недостаточно развит: его рост соответствовал среднему росту 10-летнего мальчика, по всем признакам он только еще находился на пороге пубертата. Эта задержка в физическом развитии и была, по мнению психолога, основной причиной отклонений в его поведении, ибо, несмотря на то, что вначале он отрицал свое беспокойство по поводу низкого роста и общей физической незрелости организма, на последующих сеансах психотерапии выяснилось, что эти факторы вызывают у него сильнейшее чувство собственной неадекватности наряду с чувством отверженности.

 

Комплексное задание №25

 

Мальчику Антону 12 лет. Поражает его безразличное отношение к учебе, выполнению домашних заданий, уровню школьных отметок. На замечания мамы отвечает: «Три» так «три», «четыре» так «четыре», а «два» так «два», — хотя способности учиться у него есть. В младшей школе сын успевал хорошо, мама всегда помогала ему выполнять домашние задания. Сейчас на это не хватает времени, да и программа 7-го класса довольно сложная для мамы. Антон занимается также и в музыкальной школе. Чуть ли не каждый день после учебы он отправляется на уроки музыки. Дорога в один конец занимает больше часа.

Антон воспитывается в неполной семье. Отец ушел два года назад. Сейчас работает в другом государстве, с сыном практически не видится. Мотив обращения матери в консультацию таков: как сделать так, чтобы мальчик учился самостоятельно, был заинтересован в хороших школьных отметках.

 

Комплексное задание №26

 

В одном из классов психолог обратил внимание на 11-летнюю девочку Веру, которая при весьма неплохих способностях отличалась отсутствием интереса к школьным занятиям, причем особенно выраженной была ее нелюбовь к предметам физико-математического цикла. Причины, связанные со школьной жизнью можно было отбросить, потому что девочка имела хорошие отношения и с детьми, и с учителями, о всех без исключения хорошо отзывалась, да и они к ней относились с пониманием. Обвиняла девочка только себя, говорила, что не хочется ей учить эти предметы да и зачем эти знания нужны в том объеме, в котором их преподают, в повседневной жизни.

 

 

Комплексное задание №27

 

Лена П. Ученица 5-го класса. Обратился классный руководитель с жалобой на резкое снижение успеваемости, постоянно подавленное настроение и плаксивость девочки. Из беседы с мамой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. Приблизительно с 7 лет стали проявляться колебания настроения и самочувствия: периоды веселья, высокой работоспособности сменяются спадами активности, жалобами на свое здоровье, снижением настроения. В последнее время эти колебания стали более выраженными и длительными — до 3 — 4 недель. При этом Лена пытается усердно учиться, сидит часами за уроками, часто плачет, жалуется, что стала «тупой», «неспособной». Тяжело переживает появившиеся «2» и «3» по некоторым предметам. При патопсихологическом обследовании отмечается легкое снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторных реакций. Объем и концентрация внимания не нарушены, но привлечь внимание к выполнению заданий достаточно сложно. Механическое запоминание успешно. Уровень обобщения не снижен, искажений мышления не отмечается. При описании картин ТАТ — проекция идей самообвинения. По «шкале дифференцированных эмоций» преобладают эмоции тоски, страха, вины. Самооценка резко занижена, но девочка считает, что окружающие относятся к ней лучше, чем она того заслуживает.

Учебники и учебные пособия. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.

Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. М., 2006.

Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2001.

Бурлачук Ф.Е. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2006.

Вассерман Л.И., Щелкова С.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. М.: Академия, 2003.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2006.

Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. Киев: ПАН ЛТД, 1994.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.

Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности // Под ред. Бодрова В.А. М.: Пер Сэ, 2003.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. СПб.: Питер, 2004.

Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. М.: Академия, 2005.

Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005

Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М., 2003.

Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Ростов на\Д., 1996.

Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. СПб.: Питер-М, 2003.

 

Методические пособия и другая литература

Айзенк Г.Ю. Как измерить личность. М.: Когито-центр, 2000.

Айзенк Г.Дж. Личностный профиль по Айзенку. М.: Когито-центр, 2003.

Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.

Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М.: Академия, 2004.

Ануфриев А.Ф. , Костромитина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 2003.

Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: УМК «Психология», 2003.

Балакшина Ж.А., Прохоренко Т.В. Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития. СПб.: Речь, 2002.

Балакшина Ж.А., Прохоренко Т.В. Школьный тест умственного развития. СПб.: Речь, 2002.

Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных).

Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-центр, 2000.

Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб.: Дорвиль, 1992.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994.

Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, Речь, 2003.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. М., 1985.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Ин-т общегуман.исследований, 2001.

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004.

Воробьев В.М. КЕЛЛИ-98. Ко-терапевтическая компьютерная система. СПб.: ИМАТОН, 1998.

Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр.соч. М., 1983, Т.5. С.257-321.

Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни – новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

Дашков И.М., Курганский Н.А., Чумакова Н.П. Калифорнийский психологический опросник – CPI. М.: ПсиХРОН, 2003.

Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. СПб.: Речь, 2002.

Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002.

Диагностический альбом для исследования познавательной сферы ребенка / Авторы составители Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1998.

Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрельпресс, ЭКСМО-пресс, 2001.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.

Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003.

Киреева Н.Н. Диагностика когнитивных стилей. СПб.: Речь, 2003.

Колакогло К. Сказочный проективный тест. М.: Когито-центр, 2003.

Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2003.

Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2003.

Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». СПб.: ИМАТОН, 1995.

Лаак Ян тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Изд-во ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.

Лови О.В., Белопольский В.И. Руководство по использованию зрительно-моторного Гештальт-теста Бендер. М.: Когито-центр, 2003.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 2004.

Маховер К. Проективный рисунок человека. СПб.: Смысл, Речь, 2003.

Махортова Г.Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. М.: Когито-центр, 2003.

Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.

Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. СПб.: Речь, 2002.

Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука обществе. М.: Академический проект, 2003.

Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб.: Речь, 2003.

Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2003.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.

Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов и др. М.: Владос, 2000.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности / Ред.И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002.

Проективная психология. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.

Основы психодиагностики. Проективные методики. Психологический практикум / Сост. Н.В. Зоткин. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999.

Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О.Прохорова. СПб., 2004.

Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. М.: УМК «Психология», 2003.

Равен Дж. Прогрессивные Матрицы Равена. М.: Когито-центр, 2002.

Рисуночный тест Вартегга. Практическое руководство. М.: Смысл, 2004.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.

Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия. М.: Когито-центр, 2003.

Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный Опросник Р.Кеттелла: Руководство по использованию. СПб., 1995.

Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1992.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000.

Силвер Р.А., Копытин А.И. Рисуночный тест Силвер и его стандартизация в России. Методическое руководство. СПб.: Скифия, 2001.

Собчик Л.Н. Вербальный фрустрационный тест. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. СПб.: Речь, 2003.

Собчик Л.Н. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2003.

Собчик Л.Н. Метод портретных выборов – адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Мотивационный тест Хекхаузена. СПб.: Речь, 2003.

Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ).

СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методика исследования личности. СПб.: Речь, 2002.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Соломин И.Л. Жизненный путь. Методика рисуночных метафор. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2002.

Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2002.

Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты) / Ред. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2003.

Тест тревожности (Р. Томли, М. Дорки, В. Амен) / Ред. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002.

Тесты детской апперцепции (САТ, САТ-Н, САТ’С) / Под ред. Галанова А.С. М.: Когито-центр, 2003.

Тимофеев В., Филимоненко Ю. Цветовой тест М.Люшера (стандартизированный вариант).

Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМАТОН, 1998.

Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». М.: НПЦ «Коррекция», 1994.

Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта. Самара, 2001.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант).

Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (взрослый вариант).

Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1987.

Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь, 2003.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей. М.: Когито-центр, 2001.

Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Речь, 2003.

Чередникова Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков (методика «Цветоструктурирования»).

СПб.: Речь, 2004.

Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003.

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МПО «МОДЭК», 2004.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.

Эткинд А.М., Бажин Е.Ф. Цветовой тест отношений. СПб.: ИМАТОН, 2000.

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 1999.

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003.

Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

 

Информационные ресурсы Интернета

http://azps.ru/tests/ Тесты для психологов: Прогрессивные матрицы Равена. Тест Гилфорда. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. ШТУР. Тест Кеттелла. «Компасы». Тест «включенных фигур» Готшильда. Корректурная проба. Объем оперативной памяти. 10 слов. Процесс запоминания. Кратковременная зрительная память. Определение понятий. Количественные отношения. Закономерности числового ряда. Аналогии. Исключение понятий. Исключение лишнего. Сравнение понятий. Гибкость мышления. Быстрота мышления. Толкование пословиц. Тест Масселона. «Круги». Когнитивный стиль. Ригидность мышления. Сложные аналогии. Выделение существенных признаков. Скорость классификации. Активность словарного запаса. Яркость и устойчивость представлений. Уровень воображения. Вербальная фантазия. MMPI. 16PF Кеттелла. FPI форма В. Самооценка. Q-сортировка Стефансона. Потребность в достижении успехов. Опросники Айзенка EPI и EPQ. Опросник Келлермана-Плутчика. Диагностика эмпатии. Шкала тревоги Тейлор. Шкалы тревоги Спилбергера. Личностный дифференциал. Социальная фрустрированность Вассермана. Шкала одиночества Рассела-Фергюсона. Стрессоустойчивость Холмса-Раге. Ригидность. Диагностика невротических состояний. Аффиляция. Опросник межличностных отношений (ОМО).

ПДО Личко. Опросник Шмишека-Леонгарда. ЛОБИ. Самоактуализационный тест. ДМО Лири-Собчик. Морфологический тест жизненных ценностей. «Цель-Средство-Результат». Избегание неудач Элерса. Мотивация одобрения. Опросник самоотношения Столина. Самооценка. Опросник Басса-Дарки. Опросник Ассингера. Уровень общительности. КОС. Шкала депрессии. УСК. Опросник Юнга. Ассертивность. ПРОГНОЗ. Эмоциональное выгорание. Свойства темперамента Стреляу. Структура темперамента Русалова. Уровень невротизации и психопатизации (УНП).

Тест Руки (Hand-test).

Тест Розенцвейга (детский вариант).

ТЮФ. «Рисунок семьи». «Дом-Дерево-Человек». «Несуществующее животное». Три желания. Незаконченные предложения. «Три дерева». Метод цветовых выборов Люшер-Собчик. Интервью «Волшебный мир». Мотивация в игре. Отношения подростка с классом. Школьная тревожность Филлипса. Мотивы учебной деятельности. Отношение к учебным предметам Казанцевой. Опросник родительского отношения. Тест удовлетворенности браком. Семейные ценности и ролевые установки в супружеской паре. Семья глазами родителей (PARI).

Профориентационные методики (18 тестов).

КОСКОМ 2. Коммуникативные умения Михельсона. Педагогическое общение. Успешность в педагогической деятельности. Техника общения Творогова. Оценка воспитанности учащихся. Педагогические ситуации. Нервно-психическая устойчивость педагога. Физиономический тест Кунина. Стиль руководства. Эффективность лидерства.

Книги по психодиагностике

http://psiholognew.com/cont.html Диагностика детей дошкольного возраста: Психологическая готовность к школе. СКАЗКА. Уровень притязаний. Исключение лишнего. Последовательность событий. Зашумленные изображения. Нелепицы. Классификация. Нахождение недостающих деталей. Опосредованное запоминание. Диагностика развития мышления. Диагностика речевого развития и другие методики. Диагностика готовности к школьному обучению: Тест словаря. Уровень развития мелкой моторики рук. Запоминание 10 слов. Тест самооценки «Лесенка». Тест фонематического слуха. «Рисунок школы». «Два домика». Уровень развития произвольной регуляции деятельности. Классификация предметных картинок. Стандартная беседа. Диагностика детей младшего школьного возраста: Нравственное развитие. Самооценка. Уровень сформированности умений и навыков. Изучение внимания и памяти. Социально-педагогическая запущенность детей. Диагностика психических состояний. Наличие страхов. Тест тревожности Р.Тэммл. Уровень интеллектуального развития. Диагностика подросткового возраста: Родители оценивают детей (РОД).

Словесная ассоциативная способность. «Портрет и автопортрет». Изучение конфликтности методом незаконченных предложений. Внимание. Скорость мыслительных процессов. Эмоциональная напряженность. Самооценка. Шкала тревожности Спилбергера. Поведение в конфликтных ситуациях.

Профессиональная ориентация в старших классах: ДДО. Карта интересов. Профессиональная готовность. Опросник профессиональных предпочтений. Отношение к учебным предметам. Практикум по выбору профессии. Рисуночные методики: АРТ. Рисунок человека. Рисунок семьи. Рисунок дерева. Рисунок несуществующего животного. Дом-Дерево-Человек. Три дерева. Работа с родителями: Беседа. Анализ воспитанности детей. Тест родительского отношения. Эмоционально-волевая сфера. Диагностика родительской компетенции. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ).

Диагностика старшеклассников: Уровень притязаний. Акцентуации характера. Свойства темперамента Стреляу. Склонность к отклоняющемуся поведению. Личностная тревожность. Эмпатия. Уровень агрессии. САН. Опросник Айзенка. Тест интеллекта Айзенка. Кратковременная память. Оперативная память. Образная память. Сложные аналогии. Числовые ряды.

Тесты в режиме on-line: Определение темперамента. Опросник Г.Айзенка (взрослый и подростковый).

Коммуникативные и организаторские способности школьников. Определение социальной направленности (выбор профессии).

Уровень тревожности. Профессиональные предпочтения. Поиск острых ощущений. Поведение в конфликтных ситуациях. Стрессоустойчивость. Общая направленность личности. Личностная и реактивная тревожность.

http://psi.webzone.ru/test/test.htm Тесты в режиме on-line: Время реакции. Пороги зрительного пространственного различения. Корректурная проба. Отыскание чисел. Устойчивость внимания. Запоминание. Методика ментальной ротации. Тест Прогрессивных матриц Дж.Равена. Мотивационный тест Херцерберга.

http://www.p-profile.ru/ «P-PROFILE» – программный комплекс психологического тестирования. Подбор персонала, оценка личностных особенностей сотрудника. Современные научные разработки, адаптированные методики профессионального психологического тестирования. Готовые профили профессий. Тесты: MBTI, M_Briggs, СМИЛ, MMPI, Люшер, CLRPref, Осгуд, ZML, FPI, Спилберг, Амтхауэр, 16PF Кеттелла, УСК, MIS, Ландольт, Айзенк, ОФДСИ, Кос_2, Гилфорд, Розенцвейг, Басс, Замфир, Потемкина, САН, Сонди.

http://psylist.net/praktikum/ Психодиагностический практикум: Структура темперамента Русалова. Свойства темперамента Стреляу. Акцентуации характера Шмишека-Леонгарда. ПДО Личко-Иванова и МПДО. СМИЛ Собчик. Опросники Айзенка EPI, EPQ и Самооценка психических состояний. САН. Диагностика эмпатии. Эмоциональное выгорание. Опросники тревожности Тейлор и Спилбергера. Оценка школьной тревожности Филлипса. Оценка речевых навыков и речевых притязаний. Мотивация к успеху и избеганию неудач Элерса. Готовность к риску Шуберта. Адаптированность ребенка к школе и мотивация учения. Биографический метод. Психогеометрические типологии. Ценностные ориентации Рокича. Уровень притязаний Хоппе. Организаторские способности. Одиночество (социальная изолированность) Рассела и Фергюсона. Коммуникативный контроль Снайдер. Манипулятивное отношение Банта. Мотивационные ориентации в коммуникации. ДДО Климова. Ориентировочная анкета. Самооценка. Исследование самосознания. Самооценка Дембо-Рубинштейн. Половозрастная идентификация. Индекс групповой сплоченности Сишора. Q-сортировка Стефансона. Опросник родительского отношения ВаргиСтолина. Тест Мюнстерберга на восприятие. Изучение свойств внимания (Бурдона, Шульте, Числа и буквы).

Изучение свойств памяти (Опосредованное запоминание, Кратковременная память, Память на образы, Память на числа, Пиктограмма).

Изучение мышления (Понимание рассказов, Выявление общих понятий, Интеллектуальная лабильность, Логичность умозаключений, Логические закономерности, Методика Лачинса).

Диагностика готовности к школе. «Нарисуй человека» Гудинаф-Харрисс. Прогрессивные матрицы Равена. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Диагностика психического развития детей.

http://www.infamed.com/psy/ Тесты в режиме on-line: Вербальный тест Айзенка IQ, Визуальный тест на депрессию, Импульсивность, Количественные отношения, Память на числа, Потребность достижений, Cкрининг-тест на депрессию, Сложные аналогии, Числовые ряды, Характерологический тест Шмишека, Шкала депрессии Бека, Шкала депрессии НИИ им. Бехтерева, Шкала депрессии DEPS, Шкала депрессии SCL-90, Шкала тревоги и депрессии госпитальная, Шкала тревоги Спилбергера, Шкала тревоги Тейлора.

http://psylist.net/promet/ Проективные методики: Тест Роршаха. Тест Сонди. «Дерево». «Дом-Дерево-Человек». «Рисунок семьи». Тест Руки (Hand-test).

«Три дерева». Тест тревожности Тэмпл. Незаконченные предложения. РАТ. «Несуществующее животное». Фильм-тест Р. Жиля и другие методики. Проведение рисуночных тестов.

Тесты в режиме on-line: Оксфордский тест способностей личности. 16PF Кеттелла. Диагностика межличностных отношений Лири-Собчик. Темперамент. Характер. Уверенность в себе.

http://www.psychology.ru/tests/ Психодиагностическая лаборатория: возможность тестирования по научным психодиагностическим методикам.

http://home/axon.ru/~job/ Программа «Менеджер по кадрам» – психологическая экспертная система и другие тесты для диагностики персонала и пр.

http://www.childpsy.ru/index.php/item/3115 Психодиагностический инструментарий сайта «Детский психолог». В рубрике представлены методики, тесты, опросники в виде карточек, составленных по каждой отдельной методике, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых. Карточки включают описание методик и рекомендации по их использованию, рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, а также перечень рекомендованной научной литературы и авторов методик с соответствующими ссылками.

http://psiholognew.com/cont.html В помощь психологу. Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста. Материал сайта включает психологические методики, подобранные для каждой возрастной группы с учетом ее особенностей, а также игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы, личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.

http://www.ht.ru/ HR-Лаборатория «Гуманитарные технологии» (Human Technologies) – области создания и внедрения компьютерных психологических методов и инструментальных систем для решения задач в области кадрового менеджмента. Профессиональное психологическое тестирование. Бесплатные тесты в режиме on-line: Тест устойчивой работоспособности. Тест диагностики интеллектуальных способностей. Стиль вождения. Страховой агент. Тест жизненных установок. Тест интеллектуальной и жизненной зрелости. Работоспособность.

http://www.imaton.com/ Фирма «ИМАТОН». На страницах сайта представлена информация о разработке и методической поддержке психологического инструментария

Институт прикладной психологии Л.Н.Собчик. Методические разработки по психологическому тестированию.

www.psydiag.yaroslavl.ru Научно-производственный центр «Психодиагностика». Информация и продажа методик.

http://www.cogito.msk.ru Психодиагностическое издательство «Когито-центр». Выпуск сертифицированного психодиагностического инструментария.

www.effecton.ru Компьютерный комплекс психологических тестов и коррекционных программ, с предложением их приобрести.

http://tests.pp.ru/constructor/ Конструктор тестов предназначен для создания интерактивных тестов любой тематики, включая психологические тесты или тесты для проверки знаний по каким-либо предметам.

Профессиональная психодиагностическая система «Практик» (разработка тестов и их использование).

Система конструирования и автоматизации тестовых методик.

Центр эргономических и психологических технологий. Пакет прикладных программ «Автоматизированная система психологического сопровождения деятельности» (для любых областей прикладной психологии).

Заказ профессиональных тестов по электронной почте.

http://www.voppsy.ru/ Журнал «Вопросы психологии». Статьи по психодиагностике.

http://www.razvitie.com.ua/tests.htm Психологические тесты и книги по психодиагностике.

Изучение психологии онлайн. Библиотека. Раздел «Психодиагностика». Книги и статьи по психодиагностике.

Психология личностных конструктов Келли. Собран весь возможный материал об использовании личностных конструктов Дж.Келли.

http://www.ipat.com – Институт Тестирования личности и Способностей (Р. Кеттелла).

www.keirsey.com Тест Кейрси.

Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI.

http://www.gesher.org/Myers-Driggs/GW_Test.html Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI.

www.lusher-color.com – авторизованный сайт Макса Люшера.

www.lusher.ru – Институт Макса Люшера (Москва).

http://www.phil.gu.se/fu/ro.html Классический Роршах. Сайт, посвященный Г. Роршаху.

Роршахиана Интернационального общества Роршаха. Сайт, посвященный Г. Роршаху.

http://www.queendom.com/ Очень хорошо сконструированный сайт общедоступного тестирования (англ.).

http://charlies-playhouse.ch/scientology/tests Сайт, где дается профессиональное описание методик, но не предлагается само тестирование (нем.).

SociometryPlus Компьютерная социометрия (на английском языке)

 

ГЛОССАРИЙ

 

Адаптация (от лат. adaptatio – прилаживание, приноравливание) в широком смысле слова – это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

Аптированный ребенок – это ребенок, который приспособлен к полноценному развитию своего физического, личностного, интеллектуального и других своих потенциалов в данной среде.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.

Валидность теста — понятие, указывающее нам на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.

Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.

Дезадаптация — нарушение, искажение адаптационных процессов, приводящее к нарушениям функционирования организма/индивида.

Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.

Диагностические категории — это широкий класс объектов (классы людей), которым выносится единый диагноз — диагностическое заключение.

Диагностические признаки – непосредственно наблюдаемые и регистрируемые переменные. Учитывая имеющиеся нормы, по ним становится возможным отнесение объекта к определенной диагностической категории.

Диагностические факторы – скрытые от непосредственного наблюдения, латентные переменные, выступающие в качестве психологических причин, механизмов проявления данных диагностических признаков.

Диагностическое обследование — это применение готового, уже разработанного теста.

Дискриминативность– это способность отдельных заданий и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно его максимального и минимального результатов.

Дифференциально-диагностическое исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Достижения мотивация — одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.

Достоверность– это способность теста защищать информацию от мотивационных искажений.

Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих психических процессов.

Изучение продуктов деятельности — метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.

Интеллект тестовый — характеристика индивида, проявляющаяся в успешности выполнения теста (тестов) интеллекта; определяется величиной IQ.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

Интроспекция — метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной активности.

Креативность — особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности.

Метод психодиагностики — широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которых базируется валидность данного класса методик.

Методика – это конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определенном классе ситуаций для решения определенных задач.

Методики психодиагностики — это приемы оценки индивидуальных психологических различий и определения с точки зрения нормы состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.

Надёжность– характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Новообразования – это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Описательно-симптоматическая диагностика — регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий.

Опросник— более или менее стандартизированная процедура по­лучения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

Педагогический тест –такая система заданий, что результат их выполнения группой претендентов позволяет достаточно надежно ранжировать их по качеству обученности, количеству имеющихся знаний; система стандартизированных заданий, результат выполнения которых позволяет с заданной степенью точности измерить знания, навыки и умения испытуемого.

Педагогическое задание – средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества знаний, а также повышению эффективности педагогического труда.

Половая идентификация – отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола.

Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)

Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.

Причинная диагностика — регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин.

Проективная техника — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще­ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети­ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси­хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными интересами, требованиями, мотивами.

Психологический диагноз — результат психодиагностического обследования, направленного на выяснение и описание индивидуально – психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач психодиагностического обследования.

Психолого-педагогическая диагностика — это область науки, разрабатывающая методы выявления и изучения актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов психолого-педагогического взаимодействия.

Психометрия — наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.

Репрезетативность— это соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.

Ситуативно-деловое общение– общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

Ситуативно-личностное общение– общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.

Социальная желательность— стремление испытуемого давать о себе социально одобряемую, желательную информацию, приводящее к ошибкам в постановке психологического диагноза.

Социальная ситуация развития(по Л.С. Выготскому) – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Социокультурный или социально — психологический норматив (СПН) — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым; это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

Способности— индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обуславливающие быстроту и легкость их приобретения.

Способности общие— способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности.

Способности специальные— индивидуально-психоло­гические особенности, обеспечивающие успешность выполнения от­дельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т. д.).

Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Статистическая норма — это уровень развития человека, который соответствует среднестатистическим (количественным) показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т.п.

Тесты— стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Умственный возраст – этосоотношение между успешностью выполнения тестовых заданий и хронологическим возрастом испытуемых.

Филогенез– процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Форма тестового задания— это способ организации, упорядочения и существования содержания теста.

Шкала – это форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему.

Школьная адаптация— сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку, а также способность ребенка к дальнейшему психологическому, социальному, личностному развитию.

Школьная дезадаптация— это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений поведения, неуспешности в учебе, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Школьная зрелость(функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.

Эгоцентризм мышления– скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.

Эксперимент– метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.