Федеральное агентство по образованию 142

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра психологии

Корпоративная культура

Методические указания для студентов

Челябинск 2008 г.

Освоение содержания учебной дисциплины «Корпоративная культура» осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов.

В процессе прослушивания и ведения лекционных записей особое внимание следует уделить содержанию понятий. Все новые понятия рекомендуется выделять в тексте, чтобы их легко можно было найти и запомнить.

Лекционный материал является важным, но не единственным для изучения учебной дисциплины. Его обязательно необходимо дополнить материалом основной и дополнительной литературы по теме.

Обязательное направление учебной деятельности студента в рамках дисциплины – работа на семинарских занятиях. Подготовка к любому семинарскому занятию включает в себя ряд этапов. Прежде всего, следует ознакомиться с планом семинарского занятия, который находится в методическом кабинете. Вторым этапом является изучение основной и дополнительной литературы, а также составление простого или сводного конспекта.

После изучения литературы и составления конспекта необходимо составить план устного ответа и продумать содержание выступления, примеры. Особое внимание следует уделять работе над содержанием понятий. Важно понимать логику автора понятия, искать расшифровку незнакомых терминов. По вопросам, которые вызывают трудности при изучении, можно получить индивидуальную или групповую консультацию у преподавателя.

Другим направлением учебной деятельности студентов является самостоятельная работа по предложенным вопросам. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, которые предусматривают самостоятельное изучение. Затем следует найти источники информации по соответствующему вопросу, используя предложенный преподавателем список обязательной и дополнительной литературы, а также ресурсы ИНТЕРНЕТ. Во время чтения целесообразно осуществлять теоретический анализ текста: выделять главные мысли, находить аргументы, подтверждающие основные тезисы, а также иллюстрирующие их примеры и т.д. После этого можно приступать к выполнению задания (составление конспекта, заполнение таблицы, подготовка сообщения на семинарском занятии и др.).

8 стр., 3664 слов

Учебно-методический комплекс дисциплины философия

... главы из учебных пособий, упомянутых в списке литературы. 1.3. Перечень сопутствующих дисциплин. «Философия» как учебная дисциплина связана с комплексом философских дисциплин, преподающихся как самостоятельные учебные курсы: - ... на основании государственного образовательного стандарта ВПО. Цель публикации – помочь студентам заочного отделения в подготовке семинарских занятий по курсу «Философия». ...

При этом важно помнить, что выполненное задание во всех случаях должно отражать основные выводы, к которым вы пришли в процессе самостоятельной учебной деятельности.

В рамках самостоятельной работы каждый студент должен подготовить реферат и представить его группе. Для успешной работы над рефератом желательно выбрать ту тему, которая представляется вам наиболее интересной, из числа предложенных, или другую по согласованию с преподавателем.

Рекомендации по написанию реферата:

1. Содержание реферата должно быть представлено несколькими параграфами, название которых должны отражать основные положения изучаемых работ.

2. Содержание реферата должно складываться из содержания изучаемых работ учебного и научного характера, материалов периодической печати по теме, изложенного либо своими словами, либо через цитирование отрывков этих работ, а также из обобщений, критики, выводов автора реферата. Цитируемые отрывки изучаемых работ должны быть заключены в кавычки и сопровождаться указанием номера используемого источника (по списку используемой литературы) и номера страницы, например: (4, с. 15).

3. В заключении необходимо сделать выводы по рассматриваемой теме.

4. В конце работы указывается список использованной литературы (не менее 5 источников).

5. Для защиты рефератов подготовить текст выступления на 5-8 минут. Студент должен продемонстрировать знание основных положений содержания реферата, умение аргументировать выдвигаемые положения и иллюстрировать их примерами из практики образования взрослых.

6. Желательно, чтобы в процессе защиты реферата использовались средства наглядности (записи на доске, раздаточный материал, презентация и др.).

Отнеситесь к работе над рефератом творчески, постарайтесь сделать его содержание интересным и полезным для себя и для других студентов

Методические разработки для подготовки к семинарским (практическим) занятиям Занятие 1 «Сущность корпоративной культуры»

Вопросы:

1. Организационная или корпоративная? Подходы к определению корпоративной культуры.

2. Проблемы в области корпоративной культуры.

3. Корпоративная культура в российских и западных компаниях.

4. Нужна ли корпоративная культура?

5. Сильные и слабые культуры экономических систем.

Сообщения студентов (темы):

1. История исследования корпоративной культуры.

Практическое упражнение: «Организационная культура»

Цель: Отработка навыков анализа сущности организационной культуры.

Задание: Определите, какие из приведенных ниже утверждений верны, а ка­кие нет.

Этапы работы.

1. Выполните предложенное задание индивидуально.

2. Обсудите свои ответы в группе, приводя свои обоснования и ком­ментарии.

9 стр., 4048 слов

Повышение психологической культуры персонала

... Корпоративная культура представляет собой идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые используют в своей деятельности члены организации. Корпоративная культура определяет стиль, манеру поведения и общения персонала с клиентами, а также активность ...

Утверждения.

1. Организационная культура отличает одну организацию от другой.

2. Поддержание культуры зависит от неформальных лидеров.

3. Освоение работниками организационной культуры зависит от их адаптации в организации.

4. Организационная культура относится к факторам внешней среды.

5. Базовые установки культуры бездоказательно принимаются и разделяются членами организации.

6. Переход от одной стадии жизненного цикла организации к другой — это предсказуемое изменение.

7. Жизненный цикл организации и жизненный цикл товара не связаны между собой.

8. Миссия организации, как правило, формулируется на стадии роста.

9. На стадии зрелости организации резко усиливается конкуренция.

10. На стадии упадка организации усиливается централизация уп­равления.

Визуализировать понятие «кк» в подгруппах.

Занятие 2 «Уровни и структура корпоративной культуры»

Вопросы:

1. Характеристики корпоративной культуры.

2. Структура и уровни корпоративной культуры (Э. Шейн, А.И. Пригожин)

Организационные настроения по Пригожину. Примеры в игровой структуре(цепочки).

3. Субкультуры и контркультуры.

4. Функции корпоративной культуры, место и роль в стратегии развития организации.

5. Место корпоративной культуры в концепции развивающего управления персоналом.

6. Параметры организационной культуры: интеграция, дифференциация и адаптации.

Сообщения студентов (темы):

  1. Двойные стандарты (с примерами)
  2. Стандарт ISO

Разбор конкретной ситуации «Проведение совещания в компании «Сигма»

Цель: отработка навыков анализа организационной культуры на конкретном примере.

Задание: Ознакомиться с приведенной ниже ситуацией и ответить на следующие вопросы.

1. Как вы оцениваете уровень культуры в компании «Сигма»? Ка­кой тип культуры сложился в компании? Ориентирует ли он всех ра­ботников на то, что является для организации ценным и важным? Ка­кое поведение считается допустимым?

2. Можно ли утверждать, что система ценностей в компании сфор­мировалась и принята ее сотрудниками?

3. Оцените уровень проведения совещания (церемонии и ритуалы как часть культуры).

4. Какой стиль руководства в компании «Сигма»? Эффективен ли он?

5. Какие этические аспекты проведения совещания вы бы выделили?

6. Какие рекомендации вы могли бы дать руководству компании «Сигма»?

Конспект: Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.С 117-156

Занятие 3 «Типологии и формирование корпоративной культуры»

Вопросы:

1. Стиль лидерства и особенности корпоративной культуры (Э.Шейн).

2. Классификации корпоративных культур.

3. Типы корпоративной культуры по Д. Коулу.

4. Модель корпоративной культуры Д. Дэнисона, Г. Лэйна и Д. Дистефано.

5. Возникновение культуры в новых группах (Э.Шейн и др.).

6. Принципы создания корпоративной культуры по Д. Коллинзу и Я. Кунде.

Опрос по терминам: корпоративная культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, бюрократическая кк, адхократическая кк, предпринимательская кк, клановая кк и т.д.

Занятие 4 «Проблема межкультурных особенностей»

Вопросы:

1.Организационная культура и организационный климат, подходы, их соотношение, история развития этих понятий.

2. Проблема мулькультурализма и конфликта корпоративных культур, управление конфликтами.

3. Взаимодействие между культурами (модель Г. Хофштеде, У. Оучи).

4. Особенности национальной культуры, особенности системы ценностей

(с примерами разных стран — каждый член группы готовит описание одной страны).

Практические упражнения: «Особенности национальных культур»

Задание: Подготовить описание национальной культуры одной страны.

Этапы работы:

  1. Каждый член группы докладывает свое сообщение об особенностях национальной культуры страны.
  2. Составление в группе таблицы с описанием особенностей культуры разных стран.

«Факторы международной среды»

Цель: Глубже изучить экономические, социальные, национальные и дру­гие особенности различных стран, влияющие на организационное по­ведение и организационную культуру компаний, занимающихся меж­дународным бизнесом.

Задание: В табл. 1 приведены основные группы факторов международной среды, влияющих на организационное поведение и организационную культуру компаний. Привести примеры конкретных факторов в каж­дой группе и определить, какое влияние они оказывают (на что влия­ют и каким образом).

Таблица 1. Факторы международной среды и их влияние на организационное поведение и организационную культуру компании

Группы факторов

Конкретные факторы

Влияние на организационное поведение и организационную культуру компании

Социальные факторы

Этические факторы

Юридические факторы

Политические факторы

.

Экономические факторы

Национальные факторы

«Организационная культура российских компаний»

Цель: Выявить особенности организационной культуры российских ком­паний.

Задание. Провести сравнительный анализ организационной культуры аме­риканских, японских и российских компаний и оценить сходство по каждой характеристике, используя шкалу от 0 до 100 баллов. Степень сходства с американской культурой оценивается от 0 до 50 баллов, аб­солютное сходство — 0. Степень сходства с японской культурой оце­нивается от 50 до 100 баллов, абсолютное сходство — 100. Равноудаленное сходство оценивается 50 баллами. Проставить в графе 3 баллы, характеризующие, на ваш взгляд, степень близости организационной культуры российских компаний к американским или японским.

Таблица 2. Организационная культура компаний США, Японии и России

Характеристики организацион­ной культуры

США

Россия

Япония

Образ компании

Спортивная команда

Семья

Цель бизнеса

Прибыль

Длительное существование

Мотивация к получению прибыли

Любыми средствами

Прибыль — средство достижения целей организации

Ценности

Ориентация на мате­риальные ценности

Ориентация на человека

Работники

Подход к человеку как к рабочей силе

Подход к человеку как к личности

Человеческие отношений

Функциональные (индивидуализм)

Эмоциональные (кол­лективизм)

Конкуренция

Высокая конкурен­ция, победа сильного над слабым

Сотрудничество, гар­мония, сосуществова­ние

Гарантии для работников

Низкие (краткосроч­ные контракты, узкие специалисты)

Высокие (долгосроч­ные контракты, пожиз­ненный найм, универ­салы)

Принятие реше­ний

Индивидуальные решения: «сверху-вниз»

Коллективные реше­ния: «снизу-вверх»

Продвижение

По способностям, деловым качествам

В соответствии с выслугой лет

Оплата

В зависимости от результата

В зависимости от стажа

Занятие 5 «Миссия, кредо, идеология, философия»

Вопросы:

1. Влияние корпоративной культуры на поведение.

2. Корпоративная культура и философия, идеология, миссия и кредо организации.

3. Функции философии и идеологии организации.

Практические упражнения:

1. Составить схему соотношений понятий философия, идеология, миссия и кредо организации.

2. Придумать свою организацию и прописать все составляющие корпоративной культуры.

Анализ рабочих документов: корпоративная культура

Цель: разобраться в вопросах поддержания корпоративной культуры на конкретных примерах.

Задание: Проанализировать два приведенных ниже документа и ответить на следующие вопросы.

1. Что общего в этих документах?

2. В чем вы видите отличия между ними, разницу в подходах?

3. Какие из положений этих документов можно использовать в качестве типовых в других организациях?

4. Какие изменения и дополнения вы бы внесли в эти документы?

Занятие 6 «Развитие и изменение корпоративной культуры»

Вопросы:

1. Роль лидерства в построении, и распространении корпоративной культуры.

2. Факторы, влияющие на развития и изменения корпоративной культуры.

3. Метод развития корпоративной культуры по А.И. Пригожину.

4. Поддержание корпоративной культуры.

5.Правила изменения корпоративной культуры.

Сообщения студентов (темы):

1.Интервенции организационного развития, классификация интервенций

2. Методы организационного развития

Занятие 7 «Тренинг: диагностика и изменение организационной культуры»

Цель: закрепить теоретические знания по корпоративной культуре на практике

Задание: продумать, подготовить план и прописать составляющие тренинга « Диагностика и изменение организационной культуры» в произвольной форме.

Литература:

1. Браткин А. , И. Скоробогатова. Чемоданчик тренера. М., 2004.

2.*Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н. И. Козлов; худож. А. Мысакова .— Переизд. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997 .— 139 с.

4. Пуртова Е., Кроль Л. Тренинг и консалтинг как инструменты развития бизнеса. М., 2002.

5. Рейс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. СПб., 2001.

6. Фопель К. Уверенное управление. М. 2004.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература Основная литература

1. *Виханский О.С., Наумова А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2006.

2. * Дафт Р. Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2008.

3. *Занковский А.Н. Организационная психология.- М.,2002.

4. *Корпоративная культура: учебное пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов.— Минск: Книжный Дом: Мисанта, 2006

5.*Мясоедов, С.П. Основы кросскультурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур: учебное пособие / С. П. Мясоедов .— [2-е изд.].— М.: Дело, 2008 .— 254 с

6. *Пригожин А. И. Методы развития организаций. – М.: МЦЭФР, 2003.

7. *Спивак В.А. Корпоративная культура. — СПб.: Питер, 2001

8. *Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная литература

1. *Бобылева Н. П. Корпоративная система документооборота и корпоративная культура банка // Деньги и кредит.–2001.–N 5. — С. 20-26

2. Вишнякова М. Взаимодействие разных субкультур в российских компаниях // Менеджмент сегодня, 2001, № 2, с. 2-6. 3. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 20044. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

5. Капитонов Э.А. Корпоративная культура. Теория и практика.- М.: Альфа-пресс,2005.

6. *Кунде Я. Корпоративная религия.-СПб., 2002.

7. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культур. – СПб.: Питер, 2001.

8. *Корпоративная культура и управление изменениями / пер. с англ. А. Лисицыной.— М.: Альпина-Бизнес Букс, 2007 .— 191 с.

9. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе /Кузнецов И.Н. АСТ, Харвест, 2005.

10. Корпоративная культура: учебно-практическое пособие /Козлов В.В. Альфа-Пресс, 2009.

11. Корпоративная культура: Учебное пособие /Кузнецов И.Н. Мисанта, Книжный Дом, 2006

12.*Ладанов И.Д. Психология управления рыночной культуры.- М, 2001.

13. Лафт Д. К. Эффективность менеджмента организации. – М.: Русская Деловая Литература, 1999.

14. *Лапина Т.А. Корпоративная культура: Учебно-методическое пособие. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 96 с.

15. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – М.: Дело, 2001.

16. Максименко А.А Организационная культура: системно-психологические описания: Учеб. пособие.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.- 168 с. 17.*Масютин С. Формирование корпоративной культуры //Журнал для акционеров.–2001.–N 11. — С. 22-28

18. Машков В.И. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- СПб.: Речь,2005.

19. Могутнова Н.Н. Корпоративна культура: понятие, подходы. — М.: Социс, 2005 20. Организационная культура в схемах и таблицах / Сост. Т.О. Соломанидина и О.Н. Волгина. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004 21. *Пригожин А. И. Организационная культура и ее преобразование // Общественные науки и современность.–2003. –N 5. — C. 12-22.

22. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология.- М.: Альма-матер,2006.

23. *Попов, А. Н. Культура российского менеджмента / А. Н. Попов, Г. Н. Пряхин, В. В. Савченко.— Челябинск: УралГАФК, 2002

24. Погребняк В.А. История формирования теории организационной культуры. Источник: www.orgculture.narod.ru25. *Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие для студентов вузов / Т. Н. Персикова.— М.: Логос, 2008 .— 224 с.

26.*Рюттингер, Р. Культура предпринимательства: перевод с немецкого / Р. Рюттингер .— М.: Эком, 1992 .— 238 с

27. Собчик Е. О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Царское ли это дело? (из опыта работы с крупнейшими коммерческими организациями) / Московский психологический журнал. — №2.-199728. Управленческое консультирование /Под ред. Милана Кубра в 2-х тт. – М.: СП «Интерэксперт», 1992. Т.1, с. 104 – 117.

29. Феофанов В.Ю. Организационная культура и развитие организации. Материалы сайта www.mental.ru 30. *Черников Б. От учетных функций к корпоративной культуре/ Г. Чернышев // Служба кадров.–2002.–N 9. — С. 60-62.

31. Шапарь В.В. Психодиагностика групп и коллективов.- Р-н-Д.: Феникс,2005

32.*Шестиловская Н. Японец спит, корпорация работает // Деловые люди.–2002.–N 10. — С. 104-107

33.*Щукин В. Корпоративная культура: дань моде или неотъемлемый элемент современного бизнеса? // Человек и труд.–2002.–N 9. — С. 81-83.

34. Элвессон М. Организационная культура. Изд-во Гуманитарный Центр, Харьков, 2005.- 460 с.

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ и методическом кабинете (102)

Периодические издания

  1. Служба кадров.
  2. Отдел кадров.
  3. Управление компанией.
  4. Управление персоналом.
  5. Советник.