Дубовицкий

  1. Социология коммуникации в контексте: бихевиоризма, символического интеракционизма и экзистенциализма.

В контексте бихевиоризма основой коммуникации признается не язык как система, актуализирующая в речи свою коммуникативную функцию, а непосредственные речевые сигналы. Считается, что в условиях воздействия внешней среды индивидуум может приспособиться к правилам социальной коммуникации. Упрощенное понимание связи между социальным «стимулом» и человеческим действием привело к необходимости видоизменить концепцию, которая получила название необихевиоризма (К.Холл, Э. Толмен).

В 30-ые годы XX в. в бихевиористскую схему «стимул — реакция» (5-К) была введена психологическая переменная (5 — О — К).

На базе бихевиоризма были созданы методические и учебные пособия по изучению иностранных языков, но даже в преобразованном виде схема речевого взаимодействия не отражала сложные процессы коммуникации, не говоря уже о ее социальной обусловленности. Символический интеракционизм (лат. «между собой, взаимно» + «деятельный, действенный») является теоретико-методологическим направлением в социологии и социальной психологии, в котором главное внимание уделяется символическому содержанию социальных взаимодействий. Поскольку язык рассматривается как основное символическое средство взаимодействия, то в рамках этого направления особое внимание уделяется коммуникации. Исследования социального взаимодействия на уровне микропроцессов позволили выявить динамику развития личности, ее социализацию, установить связь социальных символов с социальными ролями коммуникантов и социальными нормами коммуникации, показать взаимосвязь между коммуникативными средствами (словами, жестами и др.) и типовыми символическими структурами. Однако релятивизм в трактовке социальной жизни общества, присущей данному направлению, затрудняет выработку теории социальной коммуникации.

Коммуникация есть форма прояснения экзистенции. Она — условие свободы индивида. Экзистенция не в состоянии обнаружить себя иначе как в общении, в открытости др. экзистенции, в их взаимораскрытии. С этой т.зр. Другой — это желанный и необходимый экзистенциальный партнер. Но коммуникация отнюдь не идиллия. Она происходит через борьбу. Истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагич. надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что всё в мире в конечном счёте терпит крушение в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищённости самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и одухотворённость.

6 стр., 2653 слов

Социальное действие и взаимодействие

1.Социальное действие и взаимодействие. 2.Конфликт. Классификация конфликтов. Социальное действие и взаимодействие. Понятие «социальное действие» - одно из центральных в социологии. Впервые это понятие было введено и научно обосновано М. Вебером. Социальное действие – это действие, которое побуждаемое определенной потребностью, принимает во внимание реакцию других людей и направленно на достижение ...

  1. Зарождение предмета «коммуникативистика»

Коммуникативистика (Communication science) — относительно молодая отрасль знания, по поводу названия, предмета и методов которой идут весьма оживленные дискуссии. Становление и автономизация коммуникативистики как науки (Communication Study, Communication Science) началось немногим более полувека назад, но она унаследовала огромный объем разнообразных знаний и представлений о коммуникации (Human Communication), накапливавшихся со времен Платона и Аристотеля в самых различных областях интеллектуальной деятельности. Интенсивная работа мысли, посвященная коммуникации/диалогу продолжалась в ХХ в. и безотносительно к формированию собственно коммуникативной науки: здесь достаточно назвать имена М. Бубера, М. Бахтина, Л. Выготского, Ф. Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси, Ю. Хабермаса, Г. Щедровицкого.

  1. Психология толпы Г. Лебона и понятие «масса»

Под словом «толпа» Лебон подразумевает «в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание». Но, с психологической точки зрения, говорит Лебон, слово это получает уже совершенно другое значение. «При известных условиях … собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют черты отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания.

Другой классик социологии Эмиль Дюркгейм (Durkheim, 1858−1917) применяет термин «масса», когда говорит о гипотетически простейшей форме общности, основанной на абсолютном сходстве ее членов («О разделении общественного труда»): «Если попытаться мысленно установить идеальный тип общества, у которого связь зависела бы исключительно от сходств, то должно представить его себе как абсолютно однородную массу, части которой не отличаются друг от друга и, следовательно, не приложены друг к другу, которые, словом, лишены всякой определенной формы и организации. Понятия «толпа» и «масса» оказываются связанными, но не синонимичными: толпа — всегда физически цельное, видимое и действующее множество людей, масса — понятие, характеризующее любое множество людей, взятое простейшим способом, с точки зрения его количества (энергии) и плотности. «Масса» может быть частичной характеристикой толпы, но не только. Такие скопления людей, которые постоянно образуются на вокзалах, торговых площадках, на людных пляжах и т. п., не будучи толпами, могут быть описаны как массы. С другой стороны, «масса» может быть характеристикой множеств, не имеющих вида физически зримой общности (масса читателей, зрителей, слушателей и т. д.).

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... различных слухов, которые могут подорвать её престиж. 4.Современные масс-медиа и средства массовой коммуникации; Телевидение, радио, газеты, интернет. 5.Функции связей с ... естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация - это передача ...

На практике, однако, слова «толпа» и «масса» часто используются весьма нестрого, иногда как простые синонимы.

  1. Особенности развития «коммуникативистики» в период I и II Мировых войн.

В 40-е годы, когда в научный оборот коммуникологии и коммуникативистики лишь входили кибернетическая модель коммуникативного процесса с обратной связью Н. Винера, модели «двух" — и «n-ступенчатого» «потоков информации», «пятивопросная» модель Г. Лассуэлла была теоретически и практически востребованной для описания процессов различных видов массовых коммуникаций, в том числе — пропагандистских, рекламных, маркетинговых коммуникаций, политического пиара, пиар-кампаний, рассчитанных на массовую аудиторию; она весьма широко использовалась в практике СМК, СМИ и в социологии массовой коммуникации. В соответствии с этой моделью, ставшей схемой для построения учебных курсов и хрестоматий по массовой коммуникации, в ней изучаются: 1) коммуникатор (инстанция, организующая и контролирующая процесс массовой коммуникации); 2) сообщения (контент-анализ); 3) технические средства; 4) аудитория (ее количественно описываемые социальные и социально-психологические характеристики; 5) результаты (изменения в сознании аудитории)

7 стр., 3241 слов

Основные функции и особенности деятельности специалистов по физической рекреации

ДГИФКиС Кафедра ТМФВ Реферат по дисциплине: «Введение в специальность» на тему: « Основные функции и особенности деятельности специалистов по физической рекреации » Выполнила: студентка гр. ФВ-10-2 Пинчук С. И. Проверил: Днепропетровск 2010 СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие о рекреации. 2. Классификация рекреационной деятельности. 3. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту ...

  1. Массовая коммуникация и массовая аудитория: цели, задачи, специфика

Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов. Способы и средства массовой коммуникации. С данным компонентом массовой коммуникации связаны такие характеристики, как направленность, многоканальность, нормативность и вариативность коммуникативных средств. Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно при помощи массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

  1. Мировые тенденции развития коммуникативистики. Основные направления науки о коммуникации на современном этапе.
  2. Особенности направления «Организационная коммуникация»

Организационная коммуникация — это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Организационная коммуникация служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Функции и роли вожатого Материал из Летний лагеря Перейти к: навигация,поиск Роль, функции Сильные стороны Возможные проблемы - При слишком высоком уровне: Возможные проблемы - При слишком низком уровне: 1. Наставник- В этой роли вожатый должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, вожатый выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет ...

Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:

  1. руководители тратят большую часть времени на коммуникации, поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
  2. коммуникации необходимы для эффективности управления;
  3. коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
  4. хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности.
  1. Функции, типы и формы массовой коммуникации.

В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; 3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция социализации личности — воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества (Леонтьев АА. 1974. С. 46−48).

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т. п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям <промывания мозгов>.

23 стр., 11051 слов

1. Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)

Риторика-это одна из классических гуманитарных дисциплин изучающих речь, а культура ораторской речи - это такое использование языкового материала, которое обеспечивает: 1)наилучшее воздействие именно на данную аудиторию 2) в конкретной обстановке 3)в соответствии с поставленной задачей. Коммуникация – 1)путь сообщения, связь одного места с другим 2) коммуникация как я влияние, как общение, ...

По-видимому, теоретически значимо было бы рассматривать литературу, музыку, кино и компьютерные игры в их современном техническом формате как типы массовых коммуникаций наряду со СМИ, PR и рекламой. Во всяком случае, нет оснований исключать эти четыре типа коммуникации из общего ряда — либо это исключение требует серьезного обоснования.

Выделяют следующие формы массовых коммуникаций:

  • образование;
  • религия;
  • пропаганда;
  • массовая культура;
  • реклама;
  • массовые акции.

Образование

Образование обеспечивает усвоение человеком знаний, опыта, накопленного поколениями. Именно система образования в первую очередь формирует сознание людей, обеспечивает связь с духовной жизнью общества, работает на социализацию личности.

Религия

Религия затрагивает мировоззренческую сферу человека, помогает преодолевать страдания, стрессы, способствует общению людей, сплачивает их на основе религиозной веры. Религия близка как пропаганде, так и массовой культуре.

Пропаганда

Пропаганда направлена на распространение определенных идей, взглядов, аргументов для целенаправленного воздействия на людей с целью повлиять на их оценки реальности и их поведение.

Массовая культура

Массовая культура представляет собой совокупность произведений весь доступных для восприятия, ибо в ней все проблемы, события и явления преобразуются в художественные мифы, транслируемые с помощью массовых коммуникаций на миллионные аудитории.

Реклама

Реклама — это точно позиционированное для целевой аудитории сообщение о товаре, услуге, идее, персоне, событии, подготовленное и размещенное по определенной цене и имеющее целью повлиять на предпочтения и поведение аудитории. Реклама — это коммуникативная связь между производителем и потребителем.

7 стр., 3471 слов

Прием информации человеком

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Прием информации человеком 2. Определение восприятия 3. Свойства восприятия 4. Виды восприятия 5. Восприятие как система высшей нервной деятельности 6. Классификация психических состояний человека в процессе труда Заключение Список используемых источников ВВЕДЕНИЕ Проектирование человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях высших психических ...

Массовые акции

Публичные акции — представляют собой совокупность мероприятий, воздействующих на публику с целью социальных изменений. Это воздействие сводится к формированию определенного общественного мнения в пользу определенных идей, событий, явлений.

  1. Классическая модель коммуникации Г. Лассуэла

В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

• кто?

• сообщает что?

• по какому каналу?

• кому?

• с каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие Разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

•анализ управления процессами [массовой] коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);

• анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иш фактов и событий в средствах массовой информации;

• анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работь самих массмедиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получате ля (например, не использовать телефон для общения с глухи" абонентом или компьютерную связь для передачи сообщен слепому);

• анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийс жизненно важным для результативной коммуникации; к решс нию этой задачи привлекаются социологические службы, зультаты деятельности которых используются профессионалу ными вещательными корпорациями, рекламодателями и т. п.; •.

• анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздейс вия, для удобства зачастую объединяемый с предыдущим разделом;

  1. Модель коммуникации У. Шрамма

Окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель Осгуда — Шрамма. Ее главная отличительная черта — постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации — отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения. Обзор определений «коммуникации» проведенный У. Шраммом, позволил выделить то общее, что их объединяет — существование набора информационных знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но и эмоции, латентные значения («беззвучный язык»).Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Коммуникатор и реципиент имеют «фонд используемых значений», «рамки соответствия» и область, в которой они могут успешно общаться, находится в «перехлесте» их «рамок». Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен. Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление «равноправия» сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации.

  1. Одноступенчатая и двухступенчатая модель коммуникации

Чисто исторически одноступенчатая модель коммуникации входила в зону интересов и социологов СМК, и социальных психологов. Для последних, которые анализируют в лабораторных исследованиях единичный акт коммуникации, она была очень важной ступенью. Группа ученых Йельского университета под руководством Ховланда почти четверть века целенаправленно занималась изучением процесса воздействия, убеждения. В число факторов воздействия, с которыми экспериментировали исследователи, вошли как психологические и социально-демографические характеристики индивидов, так и их оценки Коммуникатора (авторитет источника).

Кроме того, в качестве переменных, влияющих на исход коммуникации, рассматривались характеристики самого текста (аргументация, ее характер, порядок аргументов, апелляции к разуму и чувству).

Особую ценность имеют выводы об устойчивости индивида перед воздействием, они стали краеугольным камнем в изучении роли установки в контактах человека с социальным окружением. К середине XX в. количество эмпирических исследований перешло в качество: западная социология массовых коммуникаций приобрела солидный багаж данных. Они позволяли говорить о том, что личность создает основательные барьеры натиску информационных потоков. Так родилась двухступенчатая модель коммуникации, учитывающая защитный механизм, в качестве которого выступает межличностная коммуникация, когда трансляция массовой информации по межличностным каналам чрезвычайно модифицирует ее, адаптирует к ценностям, разделяемым малой группой (а не только индивидуумом), видоизменяет, просеивает. Эмпирически эта концепция проверялась социологами П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном, У. Макфи, Г. Годэ, А. Кэмпбеллом и др. в 1940—1952 гг. От выборов к выборам, во время избирательной кампании и после нее собирались данные, которые давали возможность выявить влияние личных контактов, групповых связей, межличностной коммуникации, а также информации, полученной из СМК на решения, принимаемые избирателями. Исследование внесло большой вклад в теорию формирования общественного мнения и оказалось важным для углубленного анализа ситуации, связанной с трансформацией индивидуального мнения во времени, вплоть до момента, когда это мнение перерастает в действие.

  1. Понятие «средства массовой информации» и «эффекты масс медиа»

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:

  • массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);
  • периодичность — для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;
  • форма изложения материала — печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

Элизабет Ноэль-Нойман, «[масс-медиа] переносят то, что люди наблюдают в одном контексте, в другой и побуждают их либо обнародовать свои взгля­ды, либо воздержаться от этого и затаиться до тех пор, пока в результате движения по спирали одна точка зрения не станет гла­венствующей на общественной сцене, а другая не исчезнет из об­щественного сознания, потому что замолчат ее приверженцы. Этот процесс можно назвать спиралью молчания»

  1. В.Липпман и массовая коммуникация

Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы — иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

  1. Концепция «установки повестки дня»

В последние два десятилетия одним из ведущих теоретических подходов к изучению воздействия СМИ на политическое поведение является концепция «установления повестки дня» («agenda-setting»).

С точки зрения данной концепции, воздействие СМИ на аудиторию носит своего рода «конструирующий» характер: когда пресса, радио или телевидение начинают уделять более пристальное внимание освещению тех или иных событий и проблем, именно[c.87] эти события и проблемы начинают восприниматься аудиторией в качестве наиболее важных и значимых по сравнению с остальными. Приверженцы концепции «установления повестки дня», утверждают, что под воздействием сообщений, распространяемых по каналам массовой коммуникации, с большей вероятностью будет меняться не столько электоральное поведение и отношение избирателей к тем или иным фактам, сколько база знаний аудитории, на основе которых принимаются решения. Когда СМИ сосредоточивают внимание на отдельных проблемах и событиях, выполняя одну из их ключевых своих функций, они тем самым затрагивают приоритеты интересов аудитории. Поэтому, как полагает, например, Ш. Айенгар, главная задача исследования заключается в том, чтобы выяснить, в какой степени информационное воздействие изменяет знания и приоритеты аудитории или наиболее активной ее части, лежащие в основе принятия решений, чтобы рассмотреть дальнейшие события в свете контекста, сформированного предшествующими сообщениями.

  1. Модель ограниченных эффектов

В целом, модель ограниченных эффектов СМИ характеризуют следующие положения: 1. Теория должна опираться на результаты эмпирических исследований. 2. Роль СМИ в обществе ограничена. Они преимущественно усиливают существующие тенденции и могут инициировать социальные изменения. Последний пример — роль российских СМИ в перестройке и начале реформ. 3. Когда СМИ инициируют социальные изменения, это ведет к разрушению стабильности в обществе и обострению отдельных проблем. В этом проявляется их опасная разрушительная сила. 4. Роль СМИ в жизни людей ограничена, но для некоторых типов и групп она может быть дисфункциональной. 5. Несмотря на проявления дисфункциональности, СМИ, как правило, помогают сохранению существующей социальной и политической системы. Подорвав господство идей массового общества, теория ограниченных эффектов вместо идеологизированного подхода к массовой коммуникации сделала приоритетным эмпирическое наблюдение и создала хорошую основу для развития коммуникативной отрасли знания.

  1. Эксперименты в Чапел Хилс (Chapel Hills)
  2. Концепция селективного восприятия

Наряду с вынужденной редукцией сложности существует «селективное восприятие», разрабатываемое социальной психологией и наукой о коммуникациях с середины 40-х годов в качестве центрального понятия. Селективное восприятие и стремление человека избежать когнитивного диссонанса, т. е. создать непротиворечивое представление о мире, представляют собой второй неизбежный источник искажений в восприятии действительности и искажений в сообщениях. «Я утверждаю, что стереотипная модель в центре нашего кодекса в значительной мере предопределяет, какие группы фактов мы видим и в каком свете мы должны их видеть. Именно по этой причине при наилучших намерениях известия в газете подкрепляют взгляды издателя; капиталист видит одни факты и определенные аспекты человеческой жизни, в то время как его социалистический противник замечает другие факты и другие аспекты, причем каждый считает другого неразумным и недалеким, хотя действительное различие между ними состоит в различии восприятий».

  1. Суть и смысл проводимого нами исследования «Влияние электронных медиа на репрезентацию России за рубежом»
  2. Типология Маккомба

Маккомб изучал, как устанавливается долгосрочная повестка дня. Он выявил, что «с помощью средств массовой информации устанавливается не единая повестка дня, а три повестки, несколько различающиеся между собой: — личная, внутренняя повестка дня, т. е. система приоритетов в отношении наиболее важных для самого индивида социальных и политических проблем; - межличностная повестка дня, т. е. система приоритетов в отношении тех проблем, которые индивид обсуждает с членами своей микрогруппы; то, что важно для наиболее близких индивиду людей; - воображаемая общественная повестка дня, т. е представления индивида о том, какие проблемы являются наиболее важными для того сообщества, к которому он принадлежит» [цит. по 5, с.76]. Например, для телевидения характерен феномен сжатия реального времени: все паузы и затяжки, которые неизбежно присутствуют в процессах повседневного общения, из телевизионных передач исключаются. При этом темп и ритм передач могут сильно различаться. В целом для телевидения характерна тенденция ускорения темпа реальных событий. С точки зрения структуры событий, для телевидения характерен перенос акцента с диалогов на действия. Внимание зрителей специально фиксируется на действиях с помощью технического приема перехода от одной камеры к другой, так что в отличие от восприятия реальных действий телевизионный формат исключает блуждание внимания. Что касается подачи диалогов, то телевизионные диалоги, с одной стороны, более драматичны и экспрессивны, а с другой — более гладкие и литературные, чем в реальности. Принципиально отличается телевизионный формат от реальной жизни и в сфере невербальной коммуникации: западная культура запрещает длительный прямой зрительный контакт, в то время как телевидение ставит зрителя в привилегированное положение, позволяя ему непосредственно считывать выражение чужого лица.

  1. Эффект второго уровня и фрейминг

Рамочный анализ является своеобразным типом нарративного (контент-) анализа, в котором исследователь изучает текст, чтобы идентифицировать «рамки» и выявить риторику журналиста или медиаорганизации, а именно — играет ли их текст политическую роль. В идеале такой анализ определяет, как «рамки» внедряются в новости политическими актерами, как журналисты их используют в написании текстов и как аудитория интерпретирует эти «рамки». Караги и Роэфс изучают рамочный анализ в связи с идеологической ролью средств массовой информации, так как изучение процессов фрейминга позволяет найти связь между новостями и разделением власти в обществе (по их мнению, «рамки» — это отпечатки власти).

Дубовицкий — Стр 2

Метод позволяет выявить манипулирование общественным мнением в тех случаях, когда в сообщениях СМИ имеет место фрейминг. Такие исследования являются довольно тяжелыми, поскольку обнаружить фрейминг сложнее, чем agenda-setting.

Методология рамочного анализа включает два типа источников (или инструментов) — логические инструменты (англ.reasoning devices) и инструменты фрейминга (англ.framing devices).

Первые объясняют происшествие, а другие его характеризуют. Итак, логические инструменты предоставляют объяснения или причину основной позиции: это так называемые «корни события» (интерпретация причин происшествия), его последствия и принципиальность.

Инструменты фрейминга включают:

  • источники (все лица, которые были процитированы в тексте);

  • ключевые слова (те, что появляются в заголовке, а затем повторяются в тексте;

  • слова, имеющие большую «видимость» из-за их размещения в тексте или культурного резонанса с аудиторией);

  • метафоры;

  • основание (лицо или группа лиц, которые идентифицируются как причина проблемы или её решения).

Анализируя текст, исследователь читает каждую историю, которая попала в его выборку, пытаясь определить специфические инструменты фрейминга.

  1. Феномен «копирующего поведения»

Копирующее поведение — когда поведение одного человека выступает как модель для других. Имеется в виду руководящее поведение одного человека по отношению к другим. На этой категории подражательного поведения выстроены многие приемы обучения искусству (актерское мастерство, игра на музыкальных инструментах, живопись и т. п.).

Скопированная реакция получает подкрепление, а потому закрепляется.

  1. Исследования эффектов ТВ Дж. Гербнера

  2. Гипотеза катарсиса

Психоаналитическая гипотеза, согласно которой фактическая или воображаемая реализация агрессии, наблюдение актов насилия высвобождают агрессивную энергию индивида и приводят к деагрессификации, то есть к ослаблению на некоторое время агрессивного напряжения. Предполагается, что катарсис может проявлять себя в двух формах: эмоциональной и поведенческой. Эмоциональный катарсис предполагает, что разрядка возбуждения, вызванного провокацией, достигается непосредственно проявлением эмоций гнева и раздражения. Поведенческий катарсис выражается в конкретных действиях агрессии.

Механизм катарсиса, с точки зрения различных психологических школ, объясняется потребностью отреагирования, актуализируемой в ответ на агрессивные побуждения. К этим побуждениям относят нереализованные агрессивные импульсы (в психоанализе) либо возникающую фрустрацию в связи с подавленным актом агрессии (йельская психологическая школа).

Отсутствие реакции на указанные побуждения будет, по определению, приводить только к нарастанию напряжения и дальнейшей фрустрации.

Вместе с тем ныне не существует данных, однозначно подтверждающих истинность или ложность гипотезы катарсиса.

  1. Теория социального обучения А. Бандуры

С точки зрения Альберта Бандуры (канадский украинец/поляк), внутренняя реальность (психоаналитические теории), состоящая из влечений и мотивов, просто не может объяснить колебания поведения в различных ситуациях. После этого радикальный бихевиоризм Скинера объяснял человека только как продукт окружения и был уж сильно радикальным. В 1969 году Бандура выдвинул свою теорию личности, названую теорией социального обучения.

Поведение человека регулируется сложными взаимодействиямимежду внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Люди формируют окружение, а окружениеодновременноформирует людей.

Причины функционирования человека можно понять в терминах непрерывноговзаимодействия (1)поведения/соматики, (2)познавательной/когнитивной сферы и (3)окружения/социума. Тот компонент, который в данный конкретный момент времени оказывается сильнее подчиняет остальные два.

Человек постоянно реагируетна внешние влияния, но не пассивно, апроактивно. Высшие интеллектуальные способности(например оперирование символами)дают мощное средство воздействия на окружение.

Поведение регулируется последствиями: полагаемся на полученную (наблюдая или читая, или слыша о поведении других) информацию о результатах действий/бездействия и приходим к решению. Действуем согласно образам из своейпамяти/воображения. Можем решать проблемы, не обращаясь к действительному поведению проб и ошибок.

Новое поведение у конкретного человека появляться (и при отсутствии внешнего подкрепления!) благодаря наблюдениюиимитации модели. Мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которыхтехпоощряют, игнорируют или наказывают (поиск причины-следствия).

При помощи процессов моделирования извлекаем общиечерты из, казалось бы, разных реакций иформулируемдля себяправила поведения.Наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения.Определённые навыки невозможно кратко описать символьным способом (езда на велосипеде, ходьба, игра на музыкальных инструментах) и им куда проще научится через наблюдение. В дополнение к копированию путем моделирования можно выстроить (придумать) и новое поведение.

Не всё научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться нежелательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.

  1. Исследование Д. Зиллмана и Дж. Вивера
  2. Теория культивации СМИ Дж. Гербнера

Гипотеза культивации была попыткой объяснить воздействие телевидения на зрителей. Она зародилась в рамках Проекта культурных индикаторов, научно-; исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия, которую в 1960-х годах возглавлял Джордж Гербнер. Гипотеза культивации предполагает, что у зрителей, которые много смотрят теле- визор, со временем восприятие мира приближается к тому образу реальности, который они видят на экране. Символический мир телевидения очень отличается от объектив- ной реальности, и именно это различие представляет особый интерес для ученых. Ис- следования показали, что среди прочих категорий телезрителей люди, потребляющие большие объемы телевизионной информации, склонны культивировать такую же ис- каженную картину действительности, как и на телеэкране. Культивационный анализ — один из трех компонентов проекта культурных ин- дикаторов. Анализ процесса институциализации подразумевает изучение процессов производства, управления и распространения медиаинформации. Анализ системы сообщений состоит в изучении представленных на телевидении медиаобразов, на- пример, тендерных ролей, образов меньшинств, профессий и т. д.

  1. История исследования медиа-эффектов (Payne Fund Studies)
  2. Г. Блюмер и исследования Фонда Пейни

На протяжении определенного периода одним из направлений исследований было исследование непосредственных и кратковременных реакций страха и тревоги у детей, а также более пролонгированная реакция на средства массовой информации, будь то кино, радио или телевидение. В ходе исследований, проведенных Фондом Пейна, X. Блумер (Blumer, 1933) с помощью опроса детей определил, что по меньшей мере 93% были испуганы сценами из художественных фильмов. Ученый назвал воздействие художественных фильмов на детей «эмоциональным овладеванием». «Овладеваемые» дети забывали о нормальных чувствах и восприятии, всецело отдавшись переживаниям опосредствованного опыта. М. Престон (Preston, 1941) обнаружил, что родители в большинстве своем не отдают себе отчета в том, насколько интенсивен страх, испытываемый их детьми под воздействием массовой информации, и дальнейшие исследования подтвердили правильность этого заключения (Cantor & Reilly, 1982).

Большинство ученых в 1950-х и в начале 1960-х годов продолжали развивать направление, заданное предыдущими исследованиями, сосредоточившись на содержании кинофильмов и телепередач и их воздействии на зрителей (Wall & Simson, 1950; Himmelweit, Oppenheim & Vince, 1958; Schramm, Lyle & Parker, 1961).

Лишь одно знаменитое исследование было проведено вопреки традиции и занималось проблемой воздействия комиксов на американскую молодежь (Wertham, 1953).

  1. Исследование Х. Кантрила и «The Invasion from Mars»

Психологические особенности поведения людей в условиях па­ники были изучены в классическом исследовании X. Кэнтрила, посвященном изучению массовой паники в США в 1938 г., вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» (по Г. Уэллсу).

Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий.

В результате исследования были выделены четыре группы лю­дей, в разной степени поддавшихся панике:

• первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, поду­мав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности втор­жения марсиан;

• вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно решить, поэтому попытался проверить с помощью других реальность этих событий (обра­щались к соседям, знакомым, на радио и т. п.) и только после этого приходили к отрицательному заключению;

• в третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог проверить реальность происходившего с помощью дру­гих, поэтому оставался при своем первом впечатлении о пол­ной реальности вторжения марсиан;

• четвертую группу составили те, кто сразу запаниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с це­лым рядом характеристик людей, особенно важными среди ко­торых стали социально-демографические признаки:

• высокий уровень образованности, информированность о космиче­ ских явлениях тормозили развитие панических состояний;

• обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроени­ям людей;

• другим важным признаком оказался имущественный статус: ча­ще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом влияние оказал не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, не­уверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий;

• важными были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.

Наряду с социально-демографическими характеристиками суще­ственную роль играют психологические свойства личности, осо­бенно такие, как некритичность мышления, выраженная лично­стная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

  1. Ранние теории медиа-эффектов

В нашей стране, да и не только в нашей, принято говорить о классовой борьбе вплоть до смертоубийства. Но стреляют, пишут листовки, лезут на баррикады совсем не классы, а индивиды, которые строят личные отношения. Никаких толп не бывает, не было и не будет! Люди — не безмозглые бараны, следующие за своим вожаком. Это иллюзия внешнего наблюдателя, который сидит в своем профессорском кабинетике. Но, основываясь на этой иллюзии, были придуманы первые теории медиа-эффектов, к примеру, теория «магической пули». Она состоит в том, что медиа — это пистолет, из которого стреляют во всю массу в целом. Толпа здесь — пассивный объект, который нужно куда-то вести: или штыком, или системой знаков. Во втором случае мы называем это пропагандой. Но теория «магической пули» быстро рухнула, а помог ей в этом президент США Франклин Рузвельт. Во время предвыборной кампании против него была вся пресса, но тем не менее выборы он выиграл. Важно понять, что Интернет бьет не в массу (в сетях вообще нет масс) — а в индивидов и в меньшинства. Люди проводят жизнь не в больших организация, а в малых группах, там они и формируют свои позиции, при этом ориентируясь не на медиа, а на мнение лидеров малых компаний. Человеку важен «значимый другой», микросоциальные сети — знакомства, личные связи. Здесь нужно подчеркнуть роль определенных публичных мест городского пространства — третьих мест. Это не работа и не дом. В третьих местах наша идентичность совсем другая. И именно там мы встречаемся со своими «значимыми другими».

  1. Исследование «общественного выбора» П. Лазарсфельда

Проводя исследования президентских выборов в США в 1940 году, П. Лазарсфельдом была сформулирована двух ступенчатая модель массовой коммуникации. Согласно данной модели поток мнений из средств массовой информации воздействует сначала на лиц, выполняющих социальную роль лидера общественного мнения, а они уже непосредственно воздействуют на публику. П. Лазарсфельд называл этот процесс «двухступенчатым потоком коммуникации». П. Лазарсфельд проводил сравнительное изучение воздействия радио и прессы. Результаты были опубликованы им в соавторстве с Р. Мертоном в работе «Массовая коммуникация, популярные вкусы и организованное социальное действие» (1948г.).

  1. П. Лазарсфельд является одним из основоположников теории «минимального эффекта», сделавший ряд открытий, касающихся ограниченного влияния массовой коммуникации на аудиторию, по результатам проводимых им исследований общественного мнения во время избирательных кампаний. Массовая коммуникация охватывает огромную аудиторию. Но, несмотря на то, как указывает П. Лазарсфельд, что около сорока шести миллионов домовладений оснащены телевизорами, причем средняя длительность просмотра телепередач составляет три часа в день. Это внушительные цифры. Однако они отражают только характер предложения и потребления, и никак не свидетельствуют о влиянии массовой коммуникации. Данные о том, сколько часов люди слушают радио или смотрят телевизор, не говорят об эффекте прослушивания. Знания о потреблении средств массовой коммуникации почти не предполагают ответа на вопрос о совокупном влиянии на поведение, установки и мировоззрение.
  1. Виды медиа-эффектов по типологии Дж. МакЛеода и Б. Ривза
  2. ТВ зависимость

Одной из наиболее распространенных психологических аддикций в современном обществе является телевизионная зависимость. Телевизионную зависимость иногда относят к информационным зависимостям. Указанные выше критерии зависимости в полной мере применимы к любителям подолгу сидеть у телевизора. Как отмечает зав. кафедрой наркологии Харьковской медакадемии последипломного образования, д.м.н., проф. Сосин И.К., в последнее десятилетие происходит формирование «новых телезависимых контингентов» с характерным типом «телезлоупотребления», нуждающихся в психокоррекции. Новые телезрители склонны к фоновому, «клиповому» потреблению телеинформации, так называемому «заппингу» (от английского слова «zap» — клац-клац) [10, 11]. В условиях многоканальности телевидения телезритель щелкает пультом дистанционного управления, бегло просматривая программы на различных каналах. Эта привычка переключения каналов приобретает формы неукротимой навязчивости, которая поглощает все свободное время человека. Телезрители, склонные к заппингу, уже не способны к просмотру спокойных передач. «Клиповой» формой телепотребления поражены от 32 до 60% телезрителей, причем в основном возраста до 40 лет. Массовость заппингового телеконтингента нашла отражение специалистами в новом термине — «Homo Zapiens» вместо «Homo Sapiens». Раньше всех с заппингом столкнулись американцы в 90-х годах 20-го столетия, когда многие обзавелись пультами дистанционного управления [10]. Заппинг трактуется как навязчивое состояние щелканья пультом по каналам. Вначале заппинг может развиваться, как невинная попытка уйти от рекламы. Но затем телезритель доходит до таких форм заппинга, когда в параллель одновременно смотрит несколько каналов. При этом цельного представления о программе и интеллектуального обогащения такой телезритель не получает, но постепенно отрешается от мира и тупеет. Вредоносность заппинга усиливается тем, что одновременно с бездумным щелканьем по каналам, телезритель курит, употребляет пиво. Для некоторых заппинг может быть подсознательной попыткой получить разрядку, успокоиться. А страдают от этого не только те, кто переключает каналы, но и остальные члены семьи. В подобных семьях война за овладение пультом управления телевизором становится нешуточным явлением [10].

  1. Б.Ривз, К. Насс и концепция парасоциальных отношений.
  2. Мотивация обращения к ТВ и модель «Uses and Gratification»

Большое внимание в исследованиях аудитории в западных странах уделяется выявлению мотивов обращения людей к различным каналам МК, прежде всего к телевидению. Мотив — сложное интегральное психологическое образование, которое позволяет ответить на вопросы: почему и для чего осуществляется активность человека, почему выбраны именно эти цель, этот способ ее достижения.

Мотивы обращения к ТВ: «информационные», «развлекательные», «общения».

Теория использования и удовлетворения придает большое значение активной роли аудитории в принятии решенийи определении целей при потреблении ею продукции СМИ. Теория использования и удовлетворения (Palmgreen, 1984; А. М. Rubin, 1986, 1994; Windahl, 1981) рассматривает то, как мы используем СМИ и какое удовлетворение от них получаем, и увязывает эти исследования с изучением последствий воздействия масс-медиа (А. М. Rubin, 1986).

Теория социализации анализирует, как эти знания становятся частью наших представлений о том, что значит быть взрослым членом общества. Когнитивно-конструктивистская теория изучает, как мы структурируем свои знания под влиянием масс-медиа.

  1. Основы понятия убеждение.

УБЕЖДЕНИЕ— понятие, имеющее три основных значения. 1. Мировоззренческий принцип индивида — политический, этический, религиозный, философский, в правильность которого он верит и на основе которого действует. У, говорит К. Маркс, — это узы, которые нельзя разорвать, не разорвав свое сердце. Знания об отдельных социальных фактах, а также конкретно-научные знания У не называют. 2. Коммуникативный процесс, в ходе которого убеждающий (пропонент, держатель тезиса) передает оппоненту социальную информацию и стремится породить у него веру в ее правильность. У как процесс и У как результат не соотносятся однозначно: убеждают не только в правильности социальных принципов, но и в реальности социальных фактов. Доказательство конкретно-научного положения, напр. геометрической теоремы, У не называют. У невозможно породить демонстративным доказательством. Их можно лишь подкрепить или ослабить. Поэтому объяснения требует тот факт, что индивид не только действует на основе У, но в ряде ситуаций готов отдать за них жизнь. 3. В аналитической эпистемологии и социологии научного знания нередко используется термин «У» (belief) в определении термина «знание» (knowledge): «знание есть оправданное убеждение»; или им вообще заменяется термин «знание», чтобы снять вопрос об его оценке на истинность. Цель У как процесса достигнута, если оппонент понял пропонента и поверил ему.

  1. Парадигма «прямого» и «косвенного» воздействия СМИ.
  2. Современные подходы к технике убеждения. Модель «attitude construct» и «knowledge-attitude-behavior»

Одним из мягких воздействий на жертву является убеждение. Каковы его цели? Навязывание человеку скрытой дискуссии, которое дополняется каким-нибудь стимулирующим действием. Важно изменить представления и установки человека в требуемом для доминатора направлении, привлечь жертву к ненужному ей сотрудничеству, побудить ее совершить запланированный доминатором поступок.

Если говорить о стратегиях убеждения, то это происходит либо прямо, в непосредственном контакте, либо косвенно, через инспирированные акции. Действия при этом могут быть:

  • акцентированно-логичными;
  • императивными (категоричными);
  • эксцитативными (воздействие на эмоции, разбалансировка внутреннего состояния);
  • альтернативными (выбор между ограниченными вариантами, которые навязываются доминатором).

Благодатными объектами для воздействия являются люди, имеющие яркое воображение, больше ориентированные на мнение других, чем на свое собственное, а главное — имеющие заниженную самооценку и низкую степень самоуважения.

39. Матрица медиа эффектов К.Ховланда.

К. Ховленд (Hovland, 1959) описал расхождение в результатах корреляционных и экспериментальных исследований по проблеме изменения установок вследствие медиавоздействия, используя такой простой показатель, как процентное отношение людей, находящихся под воздействием СМИ. Это еще один метод, который можно использовать для классификации соответствующих исследований по различным уровням.

Ховланд менял параметры в рамках известной модели «Источник — Сообщение — Канал — Получатель», чтобы выяснить наиболее эффективные сочетания параметров. В результате образовалась следующая цепочка переменных, подлежащая экспериментальной проверке:

  • Компоненты коммуникативного
  • Независимые переменные, относящиеся процесса к убеждению (изменению отношения)
  • Переменные источника
  • Желание убедить
  • Привлекательность источника
  • Близость источника и получателя
  • Власть источника
  • Доверие к источнику
  • Переменные сообщения
  • Понятность
  • Число используемых аргументов
  • Вознаграждение внутри сообщения
  • Увеличение/уменьшение страха
  • Положительные или положительные и отрицательные аргументы
  • Порядок презентации сообщения
  • Повтор сообщения
  • Стиль презентации
  • Переменные канала
  • Межличностное общение или масс-медиа
  • Характеристики канала
  • Переменные получателя
  • Ум
  • Самоуважение
  • Различия по полу

40. Elaboration Likelihood Model of Persuasion