Социальное действие и взаимодействие

1.Социальное действие и взаимодействие. 2.Конфликт. Классификация конфликтов.

  1. Социальное действие и взаимодействие.

Понятие «социальное действие» — одно из центральных в социологии. Впервые это понятие было введено и научно обосновано М. Вебером.

Социальное действие – это действие, которое побуждаемое определенной потребностью, принимает во внимание реакцию других людей и направленно на достижение определенной цели.

В реальной жизни встречаются разнообразные типы социальных действий:

  1. Целерациональное действие – это действие, которое направлено на ясное осознание цели.
  2. Ценностнорациональное действие – это действие, которое основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую – либо другую ценность.

Эти два типа действий являются рациональными и относятся к социальным действиям.

  1. Традиционное действие – это действие основано на традиции, совершается автоматически, в силу привычки.
  2. Афорективное действие – это действие, которое выполняется бессознательно, в состояние гнева, стресса или агрессии.

Эти два типа действий к социальным не относятся, так как у них нет цели, результата, мотива, смысла и ориентации на других.

Выделяют четыре основных вида социальных действий:

  1. физическое (передача книги, запись на бумаге);
  2. вербальное или словесное (выражение приветствия «здравствуйте»);
  3. жестовое (улыбка, рукопожатия);
  4. мысленное действие.

В отличие от социального действия – однонаправленного процесса, социальное взаимодействие – это двунаправленный процесс.

Социальное взаимодействие (интеракции) – это систематические социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать определенную ответную реакцию.

Атрибутами неотъемлемыми свойствами социального взаимодействия являются:

3 стр., 1477 слов

Общение как форма социального взаимодействия

... общения как взаимодействия более подробно. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 2.1 Сущность социального взаимодействия В психологической литературе понятие «социальное взаимодействие» рассматривается с различных точек зрения. Внимание акцентируется на различных аспектах: на обмене действиями, ...

  1. социальные статусы,
  2. роли,
  3. социальные отношения,
  4. социальные символы и значения.

Социальное взаимодействие предполагает два процесса:

  1. обмен информацией (коммуникативный процесс);
  2. обмен действиями (интерактивный процесс).

При взаимодействии отношения могут быть:

  • межличностными — это совокупность отношений между хорошо знакомыми людьми, проявляющихся в непосредственном контакте;
  • социальными – это совокупность отношений между людьми как представителями больших социальных (формальных) групп.

В межличностных отношениях люди проявляют себя как личности и стремятся не потерять кредит доверия близких для себя людей (родных, родственников, друзей).

В социологии существуют различные типологии социального взаимодействия:

I критерий: по видам действия выделяют:

  1. физическое взаимодействие,
  2. вербальное,
  3. жестовое.

II. Типология социального взаимодействия по сферам жизнедеятельности общества.

В ней выделяют:

  1. экономическую сферу,
  2. профессиональную сферу,
  3. семейно – родственную сферу,
  4. демографическую сферу,
  5. политическую сферу,
  6. религиозную сферу,
  7. территориально – поселенческую сферу.

Принято различать 3 основные формы взаимодействия:

  1. кооперацию – это сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей задачи;
  2. конкуренцию – индивидуальная или групповая борьба за овладение дефицитными ценностями;
  3. конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. (Может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции).

В процессе жизнедеятельности индивиды совершают определенные действия и вступают в различные взаимодействия, которые являются основой социальных отношений.

2. Общественные и политические конфликты

Одной из основных форм социального взаимодействия вступает конфликт (от лат. столкновение) – это столкновение двух человек или групп за обладания одним и тем же социальным благом, которое обладает одинаково высокой ценностью для обеих сторон.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Вопрос или благо,

из – за которых разгорается конфликт, — предметом конфликта.

Поводом для конфликта служит незначительное происшествие. Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других.

Конфликт проявляется в разных формах:

  • социальные конфликты — это конфликты в которых участвуют большие социальные группы: политические, профессиональные, религиозные и.т.д.;
  • межличностные конфликты – это конфликты в которых участвует несколько человек (в транспорте, ссоре друзей);
  • индивидуальные конфликты – это конфликты в которых нормы и ценности одной роли противоречат нормам и ценностям другой роли (мама и учительница).

Выделяют следующие типы общественных конфликтов:

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом)(Л. В. Топчий, И. С. Романычев) Социальные службы: типы, структура, особенности функционирования Социальные службы - предприятия ... изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива); координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; ...

  • профессиональные конфликты – это конфликты между профессиями или отраслями по поводу экономических и социальных ценностей;
  • культурные и религиозные конфликты – это конфликты между лицами и группами по поводу разделения дефицитных духовных благ;
  • этнические конфликты – это конфликты между народами за территорию или лучшие условия проживания;
  • экономические конфликты – это конфликты между субъектами по поводу денег или ресурсов;
  • политические конфликты – это конфликты между странами, государствами из – за территории или престижа.

В России политические конфликты принимали следующие формы:

  • между президентом и парламентом (например в 1993 году он завершился силовым путем, а в 1995 г. мирным путем);
  • между правительством и парламентом (например, обсуждение госбюджета, в котором правительство старается уменьшить статьи расхода, а парламент их расширить); по поводу состава правительства, который Государственная Дума не может назначить либо менять по своему усмотрению (это прерогатива президента);
  • между демократическим и коммунистическим блоком и другие.

Одна из крайних форм проявления политического конфликта – политический переворот – это открытая попытка замены господства одних политических сил другими. Расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями приводит к политическому кризису. Различают несколько видов политических кризисов:

  • Правительственный кризис – выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией.
  • парламентарный кризис – проявляется в изменении соотношения сил в законодательном органе власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны.
  • конституционный кризис – означает фактическое прекращения действия Конституции страны из – за утраты ее легитимности.
  • внешнеполитический, или международный, кризис – обуславливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречия между ними.
  • социально – политический, или общенациональный, кризис – характеризуется перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально – политическими силами.

В развитых демократических странах большое значение уделяется оппозиции как фактору сдерживающему развития конфликтных и кризисных ситуаций.

13 стр., 6130 слов

Конфликты в малых группах 2

... черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят везде и постоянно. Изучение конфликтов в малой группе ... и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин. С позиций материалистической методологии социальный конфликт обусловлен в первую очередь объективными ...

Оппозиция (противопоставления) понимается в 2-х аспектах:

  • как противодействие одних взглядов политики, действий, другим;
  • как группа лиц, партий, фракций выступающих с иным или противоположным мнением, противоречащим господствующей точке зрения.

Существует несколько путей разрешения конфликтов:

  • компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон;
  • переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
  • посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
  • арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
  • применение силы, власти, закона – одностороннее использование этой власти или силы той стороной, которой считает себя сильнее.

Таким образом, знание закономерностей возникновения, развития конфликтов, а также путей их урегулирования – необходимое условие успешной политической деятельности.

Социальное действие — одно из центральных понятий социологии, т.к. это простейший элемент любого вида социальной деятельности.

Особенности социального действия по М. Веберу: 1) рациональная осознанность 2) ориентированность на поведение других людей. К ним не относятся действия, ориентированные на социальные объекты (охота, рыбалка, изготовление продуктов).

На практике социальное действие — частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

Социальные действия включают элементы: 1) действующее лицо Субъект — это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии).

Индивидуальный субъект существует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт. 2) другое действующее лицо, на которое направлено действие. Объект — тот, на кого направлено действие. 3) потребность в активизации поведения Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности — особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии — это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение — это является уже потребностями социальными. К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например, здоровье человека или сплоченность группы.

7 стр., 3064 слов

Взаимодействие в конфликте 2

... определенные действия, роли, которыене соответствуют его умениям, интересам,целям или ценностям; б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту междучленами группы;  в) интергрупповойконфликт — конфликт между представителями двух или более групп; * Люди и группы ...

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Ценностные ориентации — это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта. 4) цель действия. Цель — идеальный образ процесса и результата действия. 5) средство действия. Средство — это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. 6) внешнее окружение или ситуация: материальный вещественный мир 7) результат действия

2.Конфликт. Классификация конфликтов

Конфликт (лат. conflictus) — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная социология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др.,деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

10 стр., 4571 слов

Поведение в конфликтах

... или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач. Убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы. Чувство ... Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен ...

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов —поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие,несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  • благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения,нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  • благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Существуют многочисленные классификации конфликтов.

5 стр., 2357 слов

Виды и фазы конфликта

... во взаимоотношениях. 4. Рационально действует в конфликте, считает варианты, оценивает позиции сторон. Поведенческие реакции, предрасполагающие к деструктивности конфликта. 1. Перебивание партнера. 2. Сознательные или ... особенно эмоциональных, проявлениях. 10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.     2. Предъявляет повышенные требования к себе. 3. Предъявляет ...

Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные,вертикальные и горизонтальные и т. д..

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные»,а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные,и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные,негативные).

Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые —субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложностиили реальности:

  • «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами,ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации:официальные и неофициальные (формальные и неформальные).

Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

7 стр., 3456 слов

Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества

... 1.                 Сущность противоречий и конфликтов, их источники и особенности. Конфликт — это столкновениепротивоположных ... нию государственного строя. С другой стороны, чрезмерноестремление к бо­гатству ... выражающими интересы определенных социальных групп, между отдельнымисоциальными и этносоциальными ...

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал,профсоюз и администрация и т. д.).

В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий:если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т.д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных,незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам«конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность,тревожность, невысокий уровень общительности и др.

7 стр., 3147 слов

Особенности взаимодействия людей с разными соционическими типами

... выражаться в трех формах: сотрудничество, конформизм, конфликт. В настоящее время, изучение взаимодействия людей является одной из основных направлений психологии, в особенности, социальной психологии. А соционика - ... Скорее всего, в первую очередь это вызвано тем, что соционика начала развиваться относительно недавно, и, вероятнее всего, со временем она получит большее распространение, ...